ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ
Оценка 4.7

ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ

Оценка 4.7
Документация
doc
администрации +1
Взрослым
11.05.2017
ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ
Тематический контроль проводится в течение всего учебного года с целью углубленного изучения и получения информации о состоянии определенного объекта управления.в ЭТОМ ДОКУМЕНТЫ ПРИВЕДЕНЫ ПРИМЕРЫ ТЕМАТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ ПО НАПРАВЛЕНиЯМ В ТЕЧЕНИИ УЧЕБНОГО ГОДА: обучение на дому,проверка тетрадей,проверка творческих работ учащихся,организация группы продленного дня.
Тематический контроль.doc
ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ Тематический контроль проводится в течение всего учебного года с целью углубленного   изучения   и   получения   информации   о   состоянии   определенного объекта управления. Тема: Индивидуальное обучение на дому  обучающихся с ослабленным здоровьем В о п р о с ы  к о н т р о л я. 1) Состояние документации по организации индивидуального обучения. 2) Проверка   выполнения   программ   и   качества   проведения   занятий   с учащимися, находящимися на индивидуальном обучении. Положение  об индивидуальном обучении на дому обучающихся  с ослабленным здоровьем 1. Общие положения. 1.1   Настоящее   Положение   об   организации   индивидуального   обучения больных   детей     на   дому   (далее   Положение)   определяет   получение   общего образования,   предусмотренного   п.2   ст.51   Закона   Российской   Федерации   «Об образовании»   в   редакции   Федерального   закона   от   13.01.1996   г.   №   12­ФЗ,   и разработано: в   соответствии   с   Положением   об   образовательном   учреждении (Постановление Правительства Российской Федерации от 10.03.01г. № 196); Письмом Министерства народного образования РСФСР от 14.11.1988 г. № 17­ 253­б «Об индивидуальном обучении больных детей на дому»; Письмом   Министерства   просвещения   РСФСР   и   Министерства здравоохранения   РСФСР   от   8/28.07.1980   г.   №   281­М/17­13­186   «Перечень заболеваний, по поводу которых дети нуждаются в индивидуальных занятиях на дому и освобождаются от посещения массовой школы»; Приказом   №   94   от   16.05.85   г.   «Об   утверждении   инструкции   о   порядке исчисления   заработной   платы   работников   просвещения   в   новой   редакции   и перечня   работников,   которым   устанавливаются   доплаты   за   совмещение профессий»; Письмом Министерства образования Российской Федерации от 12. 01.93 г. № 10/32­т   п.2.11   «Перечень   компенсационных   до­плат   и   повышения   ставок заработной   платы   (должностных   окладов)   работников   образовательных учреждений».   регулирует   1.2   Положение   муниципального общеобразовательного учреждения, реализующих программы начального общего образования   в   части   организации   индивидуального   обучения   на   дому   с учащимися,  освобожденными   от  посещения   общеобразовательных   учреждений по состоянию здоровья (далее индивидуальное обучение). деятельность 1.3 Индивидуальное обучение организуется на I ступени общего образования для   лиц,   которым   по   состоянию   здоровья   рекомендовано   обучение   на   дому лечебно­профилактическим учреждением здравоохранения.  2. Перевод обучающихся на индивидуальное обучение. 2.1   Основанием   для   перевода   обучающегося   на   индивидуальное   обучение являются   медицинское   заключение,   заверенное   подписями   3   членов   ВКК   и гербовой   печатью   МУЗ,   письменное   заявление   родителей   (законных представителей)   на   имя   руководителя   общеобразовательного   учреждения   и решение педагогического совета. 2.2   Сроки   перевода   обучающихся   на   индивидуальное   обучение регламентируются сроками действия медицинского заключения. 2.3 При переводе обучающихся на индивидуальное обучение администрация общеобразовательного   учреждения   обязана   ознакомить   родителей   (законных представителей), ученика (­цу), обучающегося (­уюся) индивидуально на дому, с настоящим   Положением   и   заключить  договор   о   сотрудничестве  между общеобразовательным учреждением и родителями (законными представителями) (форма прилагается). 2.4   Перевод   обучающихся   на   индивидуальное   обучение   осуществляется общеобразовательным учреждением по согласованию с муниципальным органом управления   образованием   и   оформляется   приказом   по   общеобразовательному учреждению, изданным на основании п.1.3., 2.1. данного Положения. 2.5   Индивидуальное   обучение   не   является   основанием   для   исключения обучающихся,   перевода   в   другой   класс   параллели,   перевода   в   другое общеобразовательное учреждение. 2.6   При   переводе   учащихся   на   индивидуальное   обучение   классный руководитель на начало учебного года обязан внести ученика в списочный состав класса,  заполнить  на  них  сведения  о  родителях  (законных  представителях)  и совместно   с   медицинским   работником   общеобразовательного   учреждения   – листок   здоровья,   сделав   запись:   «индивидуальное   обучение   на   дому   с   «___» __________ г.»  2.7 По окончании срока действия медицинского заключения администрация общеобразовательного учреждения обязана совместно с родителями (законными представителями)   решить   вопрос   о   дальнейшей   форме   обучения   и   издать соответствующий приказ.  3. Общеобразовательный процесс. 3.1   При   индивидуальном   обучении   для   получения   общего   образования   на каждой   его   ступени   реализуются   общеобразовательные   программы, обеспечивающие  выполнение   минимума   содержания   образования  в соответствии   с   учебным   планом   класса,   в   котором   он   обучается,   и   учетом медицинского заключения. 3.2 Основным принципом  организации образовательного процесса является обеспечение   щадящего   режима   проведения   занятий   посредством   составления рационального расписания уроков. 3.3   Образовательная   программа   общеобразовательного   учреждения реализуется в очной форме. 3.4 Организация учебного процесса регламентируется учебным планом класса за   исключением   предметов,   к   изучению   которых   имеются   медицинские противопоказания   (физическая   культура,   информатика,   технология   и   т.   д.), годовым   календарным   графиком   и   расписанием   занятий,   которые разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением. 3.5   Недельная   учебная   нагрузка   определяется   с   учетом   индивидуальных особенностей   и   психофизических   возможностей   обучающихся   в   объеме   до   8 часов (I–IV классы). 3.6   Расписание   занятий   составляется   на   основании   недельной   учебной нагрузки,   согласовывается   с   родителями   (законными   представителями)   и утверждается приказом директора, и все изменения в расписании утверждаются дополнительным приказом. 3.7 По заявлению родителей (законных представителей) и в связи с острой необходимостью   (отсутствие   дома   компьютера   и   т. д.)   часть   занятий   может проводиться в общеобразовательном учреждении индивидуально, в присутствии родителей (законных представителей). 3.8 Выбор формы занятий зависит от возможностей обучающегося, сложности и   характера   течения   заболевания,   рекомендаций   лечебно­профилактических учреждений. 3.9 Обучающиеся на дому имеют право пользоваться учебной литературой из библиотечного фонда общеобразовательного учреждения. 3.10   Контроль   за   своевременным   проведением   занятий   и   выполнением   на   заместителя   директора   по   учебно­ учебного   плана   возлагается   воспитательной работе, приказом директора. 3.11   Вследствие   заболевания   ребёнка,   зарегистрированного   лечебным учреждением, занятия переносятся на более поздние сроки распоряжением по образовательному учреждению. 3.12 На каждого из учащихся, находящегося на индивидуальном обучении, заводится  индивидуальный   журнал  учета   успеваемости,   где   отражается прохождение   программного   материала   по   всем   предметам   учебного   плана, фиксируются   домашние   задания   и   оценивается   текущая   и   итоговая успеваемость. Журнал хранится в образовательном учреждении. 3.13   При   обучении   на   дому   по   заявлению   родителей   (законных представителей)   обучающемуся   могут   быть   оказаны   дополнительные   платные образовательные услуги (письмо Минобразования России от 12.07.95 г. № 52­М «Об   организации   платных   дополнительных   образовательных   услуг   в   сфере дошкольного и общего образования»). 4 Аттестация обучающихся. 4.1   Порядок,   форма   и   сроки   проведения   промежуточной   и   итоговой аттестации обучающихся устанавливаются общеобразовательным учреждением в соответствии с действующим законодательством и отражаются в его Уставе. 4.2   Промежуточная   аттестация   проводится   по   всем   предметам   учебного плана   общеобразовательного   учреждения   (за   исключением   предметов,   к изучению   которых   имеются   медицинские   противопоказания);   четвертные (семестровые,   триместровые),   полугодовые,   годовые   отметки   обучающихся переносятся классным руководителем в классный журнал на основании текущей успеваемости (п.3.11.).  Напротив фамилии учащегося на дому делается запись: индивидуальное обучение на дому с «___» ___________ г. Пр. № ___ от __. 4.3 Перевод обучающихся, освоивших программу учебного года, в следующий класс   производится   по   решению   педагогического   совета   приказом   по общеобразовательному учреждению. 4.4   Проявившие   способности   и   трудолюбие   в   учении   обучающиеся   в общеобразовательных учреждениях могут быть награждены похвальным листом «За отличные успехи в учении» в соответствии с п.1.1. настоящего Положения. 4.5 Лица, осваивавшие общеобразовательные программы на индивидуальном обучении   в   неаккредитованных   образовательных   учреждениях   имеют   право пройти   промежуточную   и   государственную   (итоговую)   аттестацию   в общеобразовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию. 5. Финансовое обеспечение. 5.1 Месячная заработная плата учителей и других педагогических работников за   работу   по   индивидуальному   обучению   на   дому   с   обучающимися, освобожденными от посещений общеобразовательных учреждений по состоянию здоровья, определяется в порядке, предусмотренном п.п. 92, 95 «Инструкции о порядке   исчисления   заработной   платы   работников   просвещения»   (приказ Министерства   Просвещения   СССР   от   16.05.1985   г.   №   94   с   изменениями   и дополнениями) и в соответствии  с  п.4.1. «Инструкции  о порядке  исчисления заработной платы работников образовательных учреждений» от 16.01.2001 г. № 20­58­196/20­5/7. 5.2 Оплата  производится  по тарификации  с учетом 20 % ­ной надбавки во всех случаях, кроме тех, когда срок обучения менее 3 месяцев. В этом случае оплата производится по фактически отработанному  времени с учётом 20 % ­ной надбавки (письмо МО РФ от 12.01.93 г. № 10/32­т п.2.11). Рекомендуемая документация  по организации индивидуального обучения на дому  обучающихся с ослабленным здоровьем 1.   Положение   об   индивидуальном   обучении   на   дому   обучающихся   с ослабленным здоровьем. 2. Сведения об обучающихся на дому. 3. Выписка из педагогического совета. 4. Договор о сотрудничестве школы и родителей детей, обучающихся на дому. 5. Заявление родителей (или лиц, их заменяющих). 6. Индивидуальный учебный план обучающегося. 7. Приказ. 8. Расписание занятий обучающихся. 9. Журнал индивидуального обучения (прошнурован, пронумерован). 10.   Ходатайство   на   имя   начальника   управления   образованием администрации района. Тема: Роль домашних заданий  для обучающихся начальной школы Домашняя самостоятельная работа учеников – важная и неотъемлемая часть учебного процесса.  Цель домашнего задания – расширить и углубить знания, умения, полученные на   уроках,  предотвратить   их   забывание,  развить   индивидуальные   склонности, дарования и способности учеников. Домашняя самостоятельная работа строится с   учетом   требований   учебных   программ,   а   также   интересов   и   потребностей школьников,   уровня   их   развития.   Она   опирается   на   самодеятельность, сознательность,   Правильно организованная работа значит в развитии детей не меньше чем работа в классе.   активность   и   инициативу   самих   детей. Домашняя   самостоятельная   работа   выполняет   важные   дидактические функции: – закрепление знаний, умений, полученных на уроках; – расширение, углубление учебного материала, проработанного в классе; –  формирование   умений   и   навыков   самостоятельного   выполнения упражнений; – развитие самостоятельности мышления путем выполнения упражнений; –  выполнение   индивидуальных   наблюдений,   опытов;   сбор   и   подготовка учебных пособий для изучения новых тем на уроках. Виды домашних заданий: – работа с текстом учебника; – выполнение упражнений, решение задач; – выполнение графических работ; – практические работы по наблюдению за животными, растениями, явлениями природы и т. д. – проведение простых самостоятельных опытов; – заучивание наизусть. При определении объёма домашних заданий по всем предметам, ежедневной нагрузки   с   учётом   школьного   расписания,   для   выявления   и   анализа   причин перегрузки обучающихся могут быть предложены следующие методы: 1. Анкетирование учащихся. 2. Анкетирование родителей. 3. Сравнение объема учебного материала, пройденного на уроке и заданного на дом (по учебникам). По   итогам   работы   можно   составить   таблицу­экран   «Затраты   времени   на выполнение   домашних   заданий»,   где   определить   точные   затраты   времени   на приготовление   домашнего   задания   по   каждому   предмету,   а   также   затраты времени на выполнение домашнего задания по дням недели. Дозировка домашнего задания в начальной школе Класс 1 2 3–4 Время выполнения домашнего задания Учащиеся освобождаются от выполнения домашнего задания До 1,5 часов До 2 часов Рекомендации учителю: 1. Давать задание на дом с подробной консультацией по его выполнению. 2.   Обратить   внимание   на   выполнение   устных   предметов,   например, окружающий мир, литературное чтение. 3.   Научить   работать   с   текстом,   находить   главную   мысль   прочитанного, составлять план ответа, отвечать на вопросы после прочтения текста, делать краткий пересказ. 4.   Творческие   задания   по   возможности   задавать   на   несколько   дней   и   не требовать их точного выполнения на следующий день. 5. Объем письменной домашней работы не должен превышать третьей части объема работы, выполненной в классе. 6. По возможности домашнее задание, дозировка его объема должны быть дифференцированными (кому­то из ребят легче выполнять задания по русскому языку, кому­то по математике, кто­то медленно читает, и от этого разное время тратится на выполнение домашних заданий). Памятка для учащихся при выполнении домашнего задания 1. После возвращения из школы пообедай, отдохни на свежем воздухе или выполни поручения родителей по хозяйству. 2. Выполняй домашние задания в установленное распорядком дня время. 3.   Имей   постоянное   место   работы.   Убери   с   рабочего   места   все,   что   не относится   к   выполнению   домашних   заданий.   Подготовь   письменные принадлежности. 4. Продумай план работы. 5. Выполняй сначала более сложные задания, а потом легкие. 6. Повтори сначала правила, а потом приступай к выполнению упражнений, решению задач и примеров. 7. Работай по плану, не торопись. 8. Делай небольшие перерывы для отдыха, проветривай комнату. 9. В конце проверь, все ли ты сделал правильно. 10. Собери в портфель книги, тетради – все необходимое для школы. Анкета для учащихся 1. Почему ты учишься? а) мне нравится узнавать новое; б) чтобы получать хорошие оценки; в) чтобы меня хвалили учителя; г) чтобы были довольны родители; д) чтобы быть самым умным и знающим среди ребят. 2. Сколько времени ты делаешь домашнее задание? а) 30 минут – 1 час; б) 1–2 часа; в) 2–3 часа. 3. Если сравнить с прошлым учебным годом, ты делаешь домашнее задание… а) столько же времени; б) меньше времени; в) больше времени. 4. Какие предметы в этом учебном году даются тебе с трудом? 5. Какие проблемы беспокоят тебя больше всего? а) задают на дом слишком много; б) вместо одного учителя преподает много учителей; в) на уроках приходится много писать и запоминать. План­задание для проверки по теме  «Роль домашних заданий в обучении учащихся» Цель:  обеспечить   соблюдение   санитарно­гигиенических   требований   к домашней работе учащихся. З а д а ч и: 1. Зафиксировать время, затрачиваемое учащимися на выполнение домашних заданий. 2.   Определить   предметы,   на   подготовку   домашних   заданий   по   которым учащиеся затрачивают больше всего времени. 3.   Определить   причины,   по   которым   учащиеся   не   выполняют   домашние задания. 4.   Выявить   нарушения   санитарно­гигиенических   требований   к   домашним заданиям учащихся. В о п р о с ы, рассматриваемые при проверке: 1.   Среднее   количество   времени   на   подготовку   домашних   заданий   по параллелям и классам. 2.  Предметы,  на  подготовку   домашних   заданий   по   которым   затрачивается больше всего времени. 3.   Преобладающее   настроение,   с   которым   ученики   выполняют   домашнее задание. 4. Кто обычно привлекается к помощи при выполнении домашних заданий? 5. Причины, по которым домашнее задание не выполняется. 6. Уровень домашних заданий (репродуктивный, исследовательский). 7. Осуществляется ли дифференциация домашних заданий. 8.  Дается   ли   комментарий,  инструктаж  по   выявлению   домашнего  задания, обсуждаются ли возможные трудности при выполнении домашнего задания. Тема: Организация работы в группе продленного дня» ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ  ВНУТРИШКОЛЬНОГО КОНТРОЛЯ  В ГРУППАХ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ Месяц 1 Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Содержание 2 1. Комплектование ГПД. Оформление  документации. Охват трудных детей  ГПД.  2. Утверждение режима  в ГПД, консультативных  и спортивных часов Деятельность воспитателя как  организатора самоподготовки 1. Контроль за посещаемостью ГПД  трудными учащимися.  2. Планирование учебных занятий, труда  и отдыха Работа школьной библиотеки по  организации учебно­воспитательного  процесса в ГПД Спортивный час в ГПД. Санитарно­ гигиенические условия Сроки 3 1 неделя Ответственны й 4 Завуч В течение  месяца В течение  месяца Воспитатели Завуч, воспитатели В течение  месяца Библиотекар ь В течение  месяца Февраль Март Привитие навыков самообслуживания,  организация дежурства в ГПД Организация, методика работы со  В течение  месяца В течение  Воспитатели, учителя  физкультуры Воспитатели Воспитатели, слабоуспевающими учащимися месяца Апрель Май Организация активного отдыха детей и  занятий по интересам Динамика успеваемости учащихся,  посещающих ГПД В течение  месяца 3­я неделя Положение о группе продленного дня руководител ь МО Воспитатели Завуч 1 Общие положения. 1.1 Настоящее   Положение   устанавливает   порядок   комплектования   и организацию деятельности групп продленного дня в школе. 1.2 Группы продленного дня (далее ГПД) организуются в целях социальной защиты   обучающихся   и   обеспечивают   условия   для   проведения   внеурочной деятельности с ними. 1.3 Настоящее   Положение   составлено   в   соответствии   с   Законом   РФ   «Об образовании»,   типовым   Положением   об   общеобразовательном   учреждении, Санитарными правилами (СП 2.4.2. 782­99), Уставом учреждения. 2 Порядок комплектования и организация деятельности. 2.1 Школа­сад   открывает   ГПД   по   желанию   родителей   (законных представителей). 2.2 _Зачисление   в   ГПД   и   отчисление   осуществляются   приказом   директора учреждения по заявлению родителей (законных представителей). 2.3 _Школа организует группу­класс для обучающихся 1–4 классов. 2.4 Деятельность   ГПД   регламентируется   планом   работы   воспитателя   и режимом   дня,   которые   утверждаются   заместителем   директора   по   УВР, курирующего образовательную деятельность в начальной школе. 2.5 _Недельная предельно допустимая нагрузка в ГПД не более 30 часов. 2.6   Работа   ГПД   строится   в   соответствии   с   действующими   требованиями Минздрава России по организации и режиму работы групп продленного дня. 2.7   В   ГПД   продолжительность   прогулки   для   обучающихся   I   ступени составляет не менее 2 часов. Продолжительность самоподготовки определяется классом обучения: в 1 классе нет домашних заданий, во 2 – до 1,5 часов, в 3–4 – до 2 часов.  2.8   В   ГПД   сочетается   двигательная   активность   воспитанников   на   воздухе (прогулка,   подвижные   и   спортивные   игры,   общественно   полезный   труд   на пришкольном участке) до начала самоподготовки с их участием в мероприятиях эмоционального характера после самоподготовки. 2.9 В школе организуется 2(3)­разовое горячее питание для воспитанников ГПД за счет родительских средств. 3 Управление группами продленного дня. 3.1 Воспитатель ГПД назначается и освобождается от занимаемой должности директором. Воспитатель   планирует   и   организует   деятельность   воспитанников   в   ГПД, отвечает за сохранение их жизни и здоровья. 3.2 В образовательных целях к работе в ГПД привлекаются педагог­психолог, библиотекарь, другие педагогические работники. 3.3 Общее руководство группами продленного дня осуществляет заместитель директора   по   УВР   в   соответствии   с   должностной   инструкцией   и   приказом директора образовательного учреждения. Тема: Готовность учебных кабинетов  к новому учебному году Вопросы контроля. 1. Наличие паспорта и плана работы учебного кабинета на учебный год. 2. Соблюдение правил техники безопасности, санитарно­гигиенических норм в учебном кабинете. 3.   Укомплектованность   кабинета   оборудованием   и   учебно­методическим комплексом средств обучения. 4.  Соответствие   оборудования   и   учебно­методического   комплекса   средств обучения профилю кабинета. 5.   Наличие   в   кабинете   комплекса   материалов   для   диагностики   качества обучения по профилю кабинета. 6.   Обеспеченность   кабинета   учебниками,   дидактическим   и   раздаточным материалом по его профилю. 7.   Наличие   в   кабинете   стендового   материала,   который   носит   обучающий характер:  рекомендаций по выполнению домашних работ;  рекомендаций по подготовке к различным формам учебно­познавательной деятельности:   написание   сочинения,   изложения,   памятка   по   решению   задач, подготовка к пересказу и др. 8. Расписание работы учебного кабинета. Документация учебного кабинета. 1. Паспорт учебного кабинета. 2. Инвентарная ведомость на имеющееся оборудование. 3. Инструкция по правилам техники безопасности. 4. График работы учебного кабинета. 5. Акт приемки учебного кабинета администрацией школы. 6. План работы учебного кабинета на учебный год. Примерная структура паспорта учебного кабинета  (паспорт учебного кабинета) Полное название образовательного учреждения Паспорт кабинета №  Учебный год Ф. И. О. учителей, ответственных за кабинет Класс Оценка состояния кабинета Сентябрь Январь Май на технические средства обучения учебного кабинета № _____ Инвентарная ведомость  № Название технического  средства обучения Марка Год  приобретения Инвентарный номер Номер урока 1 График занятости кабинета № ___ на __/__ уч. год Пятница Понедельник Вторник Среда Четверг Класс/ учитель Класс/ учитель Класс/ учитель Класс/ учитель Класс/ учитель Занятость кабинета после уроков Суббота Класс/ учитель Работа по совершенствованию  учебно­методического кабинета за прошедший учебный год Обновление дидактического материала ________________________ Составление опорных таблиц, диагностических карт, схем ________ Приобретение таблиц _______________________________________ Изготовление, приобретение раздаточных материалов ___________ Требование к составлению плана работы  учебного кабинета на учебный год (и перспективу) План   составляется   учителем,   отвечающим   за   кабинет,   в   соответствии   с профилем кабинета. Структурно план работы кабинета состоит из трех частей. 1­я часть. Анализ работы кабинета в прошлом учебном году. 1.1 Для работы с какими классами использовался кабинет и находящиеся в нем материалы. 1.2 Что сделано по оформлению и ремонту кабинета. 1.3 Что приобретено для кабинета. 1.4 Какие были проблемы в работе кабинета. 2­я часть. Задачи на новый учебный год, в которых отражается тематическое планирование,   обновление   дидактического   материала,   составление   опорных конспектов, диагностических карт, схем, приобретение видеофильмов, таблиц, учебно­методического   материала   по   профилю   кабинета,   мероприятия   по обеспечению сохранности материально­технической базы кабинета. 3­я часть. Часы работы кабинета (учебные занятия, дополнительные занятия, факультативные). I. Наличие в кабинете необходимой документации: паспорта кабинета; инвентарных ведомостей на имеющееся оборудование; инструкции о правилах техники безопасности; плана работы кабинета на учебный год; графика работы кабинета II. Учебно­методическое обеспечение кабинета. 1. Укомплектованность: – учебным оборудованием; –  учебно­методическими комплексами (методической литературой, книгами для учителя, рабочими тетрадями); – техническими средствами обучения. 2. Наличие комплекта: – дидактических материалов; – типовых заданий; – тестов; – текстов контрольных работ; – раздаточных материалов; – слайдов; – таблиц; – учебников; – других материалов. III. Оформление кабинета. 1. Оптимальность организации пространства кабинета: – места педагога; – ученических мест. 2. Наличие постоянных и сменных учебно­информационных стендов. Стенды дают: – рекомендации по выполнению домашних работ; – рекомендации по подготовке к различным формам.  IV. Соблюдение в кабинете: 1. Правил техники безопасности. 2. Санитарно­гигиенических норм: – освещенность; – состояние мебели; – состояние кабинета в целом (пол, стены, окна) Тема: Выполнение практической части программ График проведения  административных контрольных работ  по русскому языку и математике  на 200_ / 200_ учебный год Предмет Математика Русский язык Литературное чтение Входные  контрольные  работы 1 А, 1 Б класс Контрольные  работы  за I полугодие Итоговые  контрольные  работы за год ­ ­ ­ ­ ­ ­ 18.04.0.. 20.04.0.. 13.04.0.. Количество итоговых работ в начальной школе Классы Виды  контрольных  работ I полу­ годие Диктанты  с грамматическим заданием Списывание текста Изложение – – – I II II I II полугоди полугоди полугоди е 1 2 – е 4 2 – е 5 2 1 I полу­ годие 5 1 1 III II полугоди е 4 2 1 IV I полу­ годие 4 1 1 II полугоди е 6 1 1 Объём диктанта и текста для списывания I 20–25 40–45 60–65 Четверти II 25–30 45–50 65–70 III 30–35 50–55 70–75 Критерии оценки текущих и итоговых проверочных работ типа списывания Допустимое количество ошибок IV 35–40 55–60 75–80 Во II классе 2 Нет ошибок. Допускается  один недочёт графического  характера 1–2 ошибки  и 1 исправление 3 ошибки  и 1 исправление 4 ошибки  и 1–2 исправление В III классе В IV классе 3 Нет ошибок 4 Нет ошибок 1 ошибка  и 1 исправление 2 ошибки  и 1 исправление 3 ошибки  и 1–2 исправления 1 ошибка  и 1 исправление 2 ошибки  и 1 исправление 3 ошибки  и 1–2 исправления Классы II III IV Оценки 1 «5»  «4» «3» «2» Примерное количество творческих работ Сочинение Изложение Классы Четверти I II III IV I – 2 2 2 II – 1 2 3 III – 2 3 3 IV – 2 3 3 I – 1 2 2 II – 2 2 2 III – 2 3 2 IV – 3 2 2 Словарные диктанты (проводятся 1 раз в 2 недели) Класс 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс Количество слов в  диктанте Критерии оценки  словарных  диктантов 6–8 слов 8–10 слов 10–12 слов 12–15 слов «5» – без ошибок «4» – 1 ошибка, 1 исправление «3» – 2 ошибки, 1 исправление «2» – 3–5 ошибок Объём   текстов   изложений   должен   быть   примерно   на   15–20   слов   больше объёма текстов диктантов. Примерный объём сочинений в III–IV классах – от 0,5 до 1 страницы; это примерно 9–10 предложений  (50–60) слов в III классе и 11– 12  предложений  (70–80  слов)   в IV  классе.   Во  II–III  классах   выводится   одна общая   отметка.   В   IV   классе   работа   по   развитию   речи   оценивается   двумя отметками: одна – за содержание, вторая – за грамотность. Критерии оценки такие же, как и при оценке диктанта.    Критерии оценки по чтению во II–IV классах. В   I   классе   в   конце   года   дети   должны   читать   20–25   слов   в   минуту   при слоговом, плавном, правильном чтении. В I классе используется только устная оценка результатов. Отметки Класс «5» «4» «3» «2» I полу­ годие II полу­ годие I полу­ годие II полу­ годие I полу­ годие II полу­ годие I полу­ годие 2 3 4 Не  менее  35 слов Не  менее  60 слов Не  менее  80 слов Не  менее  50 слов Не  менее  75 слов Не  менее  95 слов Не  менее  30 слов Не  менее  55 слов Не  менее  75 слов Не  менее  45 слов Не  менее  70 слов Не  менее  90 слов Не  менее  25 слов Не  менее  50 слов Не  менее  70 слов Не  менее  40 слов Не  менее  65 слов Не  менее  85 слов Объём прочитанного на оценку текста должен быть не менее: – во втором классе – 1/4 страницы; II полу­ годие Не ме­ нее 30  слов До 50  слов Не  менее  20 слов До 35  слов До 60  слов До 75  слов – в третьем классе –  1/3 страницы; – в четвёртом классе – 1/2 страницы учебной книги для чтения. Инструкция по оформлению письменных работ учащихся I. Общие положения. 1. Настоящая   Инструкция   разработана   на   основе   Закона   РФ   «Об образовании» в редакции Федерального Закона от 13.01.96 г. № 12­ФЗ, типового положения   об   общеобразовательном   учреждении,   утвержденного Постановлением   Правительства   Российской   Федерации   от   19   марта   2001   г., программ   начальной   школы   с   целью   устранения   разночтений   в   оформлении письменных   работ   учащихся   по   всем   позициям   и   регулирования   системы требований   к   младшим   школьникам,   воспитания   культуры   оформления письменных   работ   и   формирования   соответствующих   навыков   по   ведению тетрадей,   определяет   порядок   проверки   тетрадей   по   русскому   языку   и математике в начальной школе, так как проверка тетрадей в начальной школе: а) является частью воспитания внутренней культуры учащихся; б) воспитывает уважение у обучающихся к тем, кто смотрит и проверяет их работы; в)   формирует   навык   самоконтроля,   так   как   у   учащихся,   благодаря   более аккуратному оформлению работ, систематически возникает потребность более часто и более внимательно проверять и перепроверять свою работу. г) организует учащихся для более внимательного выполнения работы. II. Количество и назначение ученических тетрадей. 1. Для выполнения всех видов обучающих, проверочных и контрольных работ учащимся   надлежит   иметь   следующее   количество   тетрадей   из   расчета   на каждого учащегося: № п/п 1 Учебный  предмет 2 Русский язык 3 Прописи 2 Нет Литературное чтение Количество тетрадей текущих контрольных Период  обучения Комментарии 4 5 Период обу­ чения  грамоте 6 Помимо  прописей  допускается  наличие 1–2  тетрадей 1–4 1–4 Нет 1 Нет 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Риторика Математика В соответствии  с программными  требованиями Прописи Нет Окружающий мир История 2 Нет Нет 1 Нет Нет 1–4 Период обучения грамоте 1–4 1–4 1–4 Помимо прописей допускается наличие   1–2 тетрадей Допускается  использование  рабочих тетра­ дей на  печатной  основе,  входящих в  УМК Иностранный язык ИЗО Труд Музыка Физическая культура ОБЖ соответствии   В программными требованиями Альбом Нет В соответствии  с программными  требованиями Нет Нет Нет Нет Нет Нет   с 1–4 1–4 1–4 1–4 1–4 1–4 2.  В   тетрадях   для   контрольных   работ,   помимо   самих   контрольных   работ, надлежит   в   обязательном   порядке   делать   работу   над   ошибками.   Ежедневная работа   над   ошибками   должна   представлять   собой   целостную   систему, результативность которой необходимо прослеживать изо дня в день. 3. При оценке письменных (текущих и контрольных) работ учащихся учитель в   обязательном   порядке   руководствуется   Методическими   письмами Министерства общего и профессионального образования РФ от 19.11.98 г. № 1561/14­15  «Контроль   и   оценка   результатов   обучения   в   начальной   школе» (нормы оценок) и Министерства образования РФ от 25.09.2000 г. Ж 2 202 1/1 1­ 13 «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы». 4.   В   начальной   школе   надлежит   проверять   ежедневно   каждую   работу учащихся. 5. Работа над ошибками проводится в той или иной форме ежедневно как в тетрадях для текущих работ, так и в тетрадях для контрольных. 6. Проверка тетрадей учителем осуществляется чернилами красного цвета. Так   как   чернила   красного   цвета   как   единственный   цвет   для   проверки ученических тетрадей нормативно не оформлен, то допускается использование и чернил зеленого цвета. 7. Помимо стационарной ручки в классной и домашней работе учащимися используется только простой карандаш. 8. Проверка и возвращение учащимся контрольных работ по русскому языку и математике   осуществляется   к   следующему   уроку.   В   обязательном   порядке тетради   для   контрольных   работ   показываются   родителям   (лицам,   их заменяющим) с выдачей на дом. 9.   Все   классные   и   домашние   работы   учащихся   проверяются   учителем ежедневно и в обязательном порядке. III. Оформление надписей на обложках ученических тетрадей. 1. Тетради   учащихся   1   класса   подписывает   либо   учитель,   либо   родители. Совершенно не обязательно, чтобы тетради для учащихся 1 класса (да и других) были   подписаны   одним   почерком.   Самое   главное   –   грамотное   оформление надписей на тетрадях. Тетради учащихся 2–4 классов подписываются самими учащимися. 2. Надписи на обложках необходимо оформлять по единой форме, которая традиционно включает в себя минимальный объем основной информации: Следует Тетрадь для работ  по   математике;   для   работ по   русскому   языку учащегося   3   класса   «а» МОУ СОШ № ___ Ивановой Ольги Павлова Дмитрия Не следует Примечание Тетрадь по математике; по русскому языку. Тетрадь для работ по  Математике, Русскому  языку. Тетрадь для математики;  для русского языка Ивановой Оли Оли Ивановой Ольги Ивановой Павлова Димы Димы Павлова  Дмитрия Павлова Предлог «по» относится к  существительному  «математика» («русский  язык»), поэтому и пишется  на той же строке   в Фамилию   и   имя   следует писать   форме родительного падежа  Фамилию пишем на первом месте,   а   затем   пишем полное имя IV. Оформление письменных работ по математике и русскому языку. Общие положения. 1. Все записи в тетрадях следует оформлять каллиграфическим аккуратным почерком. 2. При определении каллиграфического письма необходимо строго соблюдать требования и рекомендации нейропсихофизиологов и методистов. 3.   Не   следует   систематически   использовать   ценное   время   на   уроке   для фронтального чистописания для всех учащихся. 4. Работа   над   каллиграфическим   письмом   должна   строиться   с   учетом системы дифференцированных подходов. Нет смысла заниматься на уроке со всеми   детьми   одинаково   безрезультатным   прописыванием   элементов,   букв, слогов и слов. 5. Работу над каллиграфическим почерком следует осуществлять в течение всех четырех лет обучения в начальной школе. При этом необходимо индивидуально подойти к каждому ребенку: а) так как часть учащихся пишет достаточно красиво, чтобы тратить на уроке на это время; б)   часть   учащихся   неправильно   оформляет   соединения,   что   является серьезной проблемой и мешает учителю правильно оценить работу учащихся; в) часть учащихся испытывает трудности в графическом определении высоты элементов и букв; г)   следует   помнить,   что   такие   требования   к   написанию,   как   наклон, округлость,  параллельность   и   высота   элементов   и   букв,   должны   вытекать   из строгого и обязательного выполнения требований и рекомендаций методистов и нейропсихофизиологов. 6. Не совсем правильно и корректно требовать от совершенно разных детей единообразного   (параллельность,   округлость,   наклон,   высота)   написания элементов букв, цифр, самих букв, цифр, слогов и слов. 7. Система работы по формированию навыка правильного соединения букв должна   проводиться   обязательно,   дифференцированно   и   на   протяжении   всех четырех лет обучения в начальной школе. 8. Учителю следует прописывать индивидуально учащимся те элементы букв, цифр, слоги и буквы, которые требуют корректировки. 9. В   ходе   проверки   учителем   прописанных   учащимися   букв   необходимо исправлять   неправильно   прописанные   буквы   и   выносить   (как   один   из оптимальных   вариантов   корректировки)   образцы   их   написания   на   полях (подчеркнуть неправильные соединения, исправить и прописать образцы данных соединений на полях и для прописывания на новой строке). 10. Также   учителю   необходимо   исправлять   неправильные   написания   в классных и домашних работах. 11. Обязательна система работы над ошибками в тетрадях по математике и по русскому   языку.   Рекомендуется   как   один   из   оптимальных   вариантов   в   ходе проверки работ учащихся только зачеркивать неправильный ответ или ошибку, подчеркнуть это место и дать возможность учащимся самим в классе или дома написать нужный ответ или орфограмму. V. Оформление письменных работ по русскому языку. 1. После каждой классной (домашней) работы следует отступать две строчки (пишем на третьей). 2. При оформлении красной строки сделать отступ вправо не менее 2 см (на 2 пальца). Оформление красной строки должно осуществляться с самого начала оформления текстов в первом классе. 3.   В   ходе   всей   работы   не   пропускаем   ни   одной   строки.   Необходимо учитывать, что при оформлении письменных работ по русскому языку следует на новой странице писать с самой верхней строки, дописывая до конца страницы, включая последнюю строку. 4. Слева при оформлении каждой строки отступаем по единой вертикальной линии от края не более чем на 5 мм. Справа дописываем до конца строки, при этом с 1 класса учим нормативному переносу слов, используя традиционные методические подходы. Необоснованно пустых мест в конце каждой строки быть не должно. 5. Запись даты написания работы по русскому языку (и математике) ведется по центру рабочей строки. В первом классе в период обучения грамоте запись даты ведется учителем или учащимися в виде числа и начальной буквы названия месяца. По  окончании  периода  обучения  грамоте   и до  окончания  четвертого класса записывается число и полное название месяца. Например: 1 декабря. 15 апреля. 4 мая. В четвертом классе допускается в записи числа писать имена числительные прописью. Например: Первое декабря. Пятнадцатое апреля. 6.  Запись   названия   работы   проводится   на   следующей   рабочей   строке   (без пропуска строки) по центру и оформляется как предложение. Например: Классная работа. Домашняя работа. Самостоятельная работа. Контрольная работа. Работа над ошибками. В   1–4   классах   в   тетрадях   по   математике   словосочетание   «Контрольная работа» не пишется. 7.   Вариативность   выполнения   работы   фиксируется   на   следующей   рабочей строке по центру (полная и краткая запись) либо на полях (краткая запись). Например: 1 – вариант 1– в. 2 – вариант 2 – в. 8.   Номера   всех   упражнений,   выполняемых   в   тетрадях,   необходимо обязательно   указывать.   Допускается   несколько   вариантов   записи   номера упражнения.   Номер   упражнения   необходимо   указывать   по   центру   строки (краткая или полная форма записи) либо на полях (краткая форма записи). Н а п р и м е р : Упражнение 14. Упр. 14. Упражнение 173. Упр. 173. 9. Все подчеркивания следует делать остро заточенным простым карандашом по линейке. Допускается в некоторых видах работ делать подчеркивания и без линейки,  что   зависит  от   хорошо   сформированного   навыка   работы   с  простым карандашом.  Выделение  орфограмм  следует   выполнять   простым  карандашом. Выполнение всех необходимых операций в тетради простым карандашом дает возможность   учащимся   самим   в   ходе   выполнения   работы   или   в   ходе самопроверки своевременно скорректировать и исправить допущенную ошибку, что исключено при использовании чернил. 10.   Переход   в   первом   классе   учащихся   на   работу   в   тетради   в   широкую линейку определяет сам учитель. При этом учитель руководствуется наличием у каждого учащегося успешно сформированного навыка письма. VI. Оформление письменных работ по математике. 1.  Между   классной   и   домашней   работами   следует   отступать   4 клетки   (на пятой клетке начинаем писать следующую работу). 2. Между видами работ в классной и домашней работах следует отступать две клетки (на третьей клетке пишем). 3.  Между   столбиками   выражений,  уравнений,  равенств,  неравенств   и   т.  п. отступаем три клетки вправо, пишем на четвертой. 4. Все номера заданий и задач, которые выполняются в тетради, необходимо записывать в тетрадь. Рекомендуется писать номер задания посредине строки или на полях, так как это: а) экономит место; б) позволяет более четко и быстро найти номер задания при проверке любой работы, а отсюда более ясно просматривается структура классной или домашней работ. Слово «Задача» рекомендуем писать посредине, после чего сразу ставится номер задачи (номера остальных заданий пишем на полях). 5.   Число   можно   писать   традиционно   посредине,   а   можно   и   на   полях (например: 17.03.01 без буквы «г»). Число на полях тоже пишется на пятой клетке по вертикали, то есть на той же строчке, где и домашняя (классная) работа. В любой работе (классная или домашняя) слева по горизонтали отступаем одну клетку от края. 6.  В   письменной   работе   допускается   и   другая   форма   оформления.   Перед каждым заданием учащиеся сами определяют цель задания и записывают ее в тетрадь. Н а п р и м е р : Найти сумму Найти разность Найти уменьшаемое Найти вычитаемое Найти первое слагаемое Найти второе слагаемое Найти множитель Найти значение выражений Сравнить величины и т. д. 7.   Необходимо   с   1   класса   оформлять   поля   с   внешней   стороны   страницы тетради. На  поля  следует  отводить  четыре  клетки.  Поля проводить  простым карандашом. 8.   При   записи   математических   выражений   все   символы   (знаки,   цифры) фиксируются   с   учетом   правил   каллиграфии,   т.   е.   с   соблюдением   графики   и соответствия количества клеток количеству записываемых символов. Особенно соблюдение этого требуется при работе с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление). 9. Роль операции с простым карандашом остается той же (смотрите раздел «Оформление письменных работ по русскому языку»). Составил: _________________ С инструкцией ознакомлены: ____________________ Требования к ведению тетрадей  Памятка для учителя Писать в тетради аккуратным, разборчивым почерком. Единообразно выполнять надписи на обложке тетради.  Образец надписи: Тетрадь для работ по русскому языку ученика_____________ класса средней школы ____________ Тетради для учащихся 1 класса подписываются только учителем. Соблюдать поля, отчеркивая их простым карандашом с внешней стороны (4 клеточки). В 1 классе в первом полугодии дата работ по русскому языку и математике не пишется, со второго полугодия в 1 классе, а также во 2–4 классах обозначается время   выполнения   работы:   число   –   арабской   цифрой,   название   месяца   – прописью.  В  3–4  классах   в  тетрадях   по   русскому   языку   число   записывается прописью. Обозначить номер упражнения,  задачи;  указывать, где выполняется  работа (классная или домашняя). Соблюдать красную строку. Для учащихся 1–4 классов текст каждой новой работы начинать с красной строки на той же странице тетради, на которой написаны дата и наименование работы. Между   датой   и   заголовком,   наименованием   вида   работы   и   заголовком,   а также между заголовком в тетрадях по русскому языку строку не пропускать. В тетрадях по математике во всех этих случаях пропускать только две клеточки. Между заключительной частью текста одной письменной работы и датой или заголовком (наименованием вида) следующей работы в тетрадях по русскому языку пропускать две линейки, а в тетрадях по математике четыре клеточки (для отделения одной работы от другой и для выставления отметки за работу). Исправлять   ошибки   следующим   образом:   неверно   написанную   букву   или пунктуационный   знак   зачеркивать   ручкой   косой   линией,   часть   слова, предложение зачеркивать тонкой горизонтальной линией; вместо зачеркнутого надписывать   нужные   буквы,   слова,   предложения;   не   заключать   неверные написания в скобки. 10.   Подчеркивания   выполнять   аккуратно   карандашом,   с   применением линейки.  Тетради,   в   которых   выполняются   обучающие   классные   и   домашние работы по русскому языку и математике, проверяют после каждого урока у всех учеников. Все   дети   пишут   шариковой   ручкой   школьного   образца.   Паста   заправки должна быть только синего цвета. Для   обучения   письму   в   1   классе   введена   тетрадь,   разлинованная   в   две линейки. Для 2–4 классов рекомендована тетрадь в одну линейку. 11. Упражнения   по   чистописанию   выполняются   учащимися   в   рабочих тетрадях. Образцы букв в 1 классе прописывает учитель, во 2–4 классах они прописываются   выборочно   с   учетом   индивидуальных   особенностей   каждого ребенка. Объем работы: 2 строки в 1 классе во втором полугодии, 2–3 строки во 2 классе, 3–4 строки в 3–4 классах. Памятка по проверке тетрадей учащихся  (для завучей) 1. Система письменных работ (классных и домашних). 2.   Содержание   работ,   его   соответствие   требованиям   программы,   уровень трудности выполняемых работ. 3. Наличие индивидуального подхода к работам учащихся. 4. Объем и характер работ. 5. Грамотность выполнения работ. 6. Проверка тетрадей учителем: периодичность; качество; работа над ошибками. 7. Оценка письменных работ (соблюдение нормативных требований к оценке). 8. Система работы над ошибками, ее результативность. 9. Соблюдение единого каллиграфического режима: почерк; каллиграфия; чистота, аккуратность. 10. Наличие необходимого количества тетрадей (рабочих и для контрольных работ). 11. Выводы и предложения. План­задание для проверки по теме  «Ведение рабочих тетрадей обучающихся» Цель: выявить качество проверки учителями рабочих тетрадей обучающихся, соблюдение единого орфографического режима. 1. Соблюдение единого орфографического режима. 2. Правильность надписи на обложках. 3. Работа над каллиграфией. 4. Работа над ошибками. 5. Разнообразные виды работ. 6. Объём классных работ. 7. Объём домашних работ. 8. Уровневая дифференциация. 9. Наличие творческих работ учащихся.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ

ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.05.2017