Теоретический и практический материал для подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание № 12)
Оценка 4.7

Теоретический и практический материал для подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание № 12)

Оценка 4.7
Подготовка к тестированию
doc
русский язык
9 кл
22.02.2017
Теоретический и практический материал для подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание № 12)
Практический материал для подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание № 12)
Теория к заданию № 12 ОГЭ.doc
Задание 12 Речь идёт о Сложносочинённом и  Cложноподчиненном  предложениях:  структура, средства сочинительной связи и   подчинительной. 1.   ССП   ­  это   такое   предложение,   в   котором   простые   предложения   связываются сочинительными союзами.  Простые предложения в составе ССП равноправны по отношению друг к другу и между ними можно поставить точку. Простые предложения в составе ССП отделяются друг от друга только запятой. Запомним все сочинительные союзы: и да (= и) да и тоже также причём притом ни — ни или (иль) либо  то — то не то — не то то ли — то ли а но да (= но) зато однако же  только  то есть а именно Рассмотрим схемы ССП с некоторыми союзами, а также примеры  [  ], и [   ].     [Дверь хлопнула], и [из нее показался гражданин]. [   ], да [   ].    [Только иволги кричат], да [кукушки отсчитывают непрожитые годы].  Ни [   ], ни [   ].    Ни [калина не растёт меж ними], ни [трава не зеленеет].  [   ], или [   ].     [Залает пёс дворовый], или [ветерок зашелестит].  То [   ], то [   ].   То [солнце тусклое блестит], то [туча чёрная висит].   [       ],   [...   же...   ].      [Убеждения   внушаются   теорией],   [поведение   же   формируется примером]. Внимание!  Союз  же  совмещает   в   себе   два   значения:   противительного   союза   и   усилительной частицы; поэтому он стоит не между простыми предложениями, а после первого слова второго предложения, выделяя это слово)  [ ], [...тоже... ].  [Лицо её было бледно], [слегка раскрытые губы тоже побледнели] . Внимание!  Союзы тоже и также по значению приближаются к союзу и, но они стоят не между простыми предложениями, а внутри второго. [       ], то есть [       ].     [Так же вот жилось в родных Лозищах и Осипу], то есть [жилось неважно].  [    ], а именно [    ].  [Мужская прислуга была доведена у нас до минимума], а именно [для всего дома полагалось достаточным не больше двух лакеев].  Совет   1.  В   поисках   запятой,   разделяющей   части   ССП,   ориентируйтесь   в   первую   очередь   на сочинительные   союзы.   Помните,   что   союзы   ЖЕ,   ТОЖЕ,   ТАКЖЕ   стоят   не   между   простыми предложениями,   а   после   первого   слова   второго   предложения   (союз   ЖЕ)   и   внутри   второго предложения (союзы ТОЖЕ, ТАКЖЕ). Совет   2.   Помните   о   том,   что   сочинительные   союзы   могут   связывать   не   только   простые предложения в составе ССП, но и однородные члены. Запятая между однородными членами не имеет никакого отношения к ССП. Совет 3.  Внимательно читайте задание! Обратите внимание, сколько цифр вас просят указать ­ одну   или   несколько.   Учтите   также,   что,   к   сожалению,   задание   в   КИМах   может   быть сформулировано   некорректно,   то   есть,   например,   вас   просят   указать   всего   одну   запятую, стоящую между частями ССП, а в указанном предложении на самом деле не одна запятая, а две или   более.   И   наоборот.   Кроме   того,   задание   может   быть   сформулировано   неопределённо (смотреть вариант №1 формулировки задания): то ли одну запятую надо найти, то ли несколько. Поэтому тщательно проверяйте каждую запятую! !!! Рассмотрим 2 образца разбора этого задания Образец 1. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите   цифру(­ы),   обозначающую(­ие)   запятую(­ые)   между   частями   сложносочинённого предложения. Михаил Семёнович говорит, (1) и смех вспыхивает снова и снова. "И помещик этот разросся до такой толщины,(2) что не мог сидеть за обеденным столом благодаря своей необъятной фигуре,(3) а прибор для него помещали на его выдававшемся вперёд животе",(4) ­ при этих словах   Щепкин   взял   чашку   с   чаем   и,(5)   вмиг   переменившись,(6)   представил   непомерного толстяка. Комментарий: Запятая №1 разделяет два простых предложения в составе ССП, так как:  во­первых, здесь две грамматических основы (Михаил Семёнович говорит и смех вспыхивает); во­вторых, после запятой стоит сочинительный союз И.   Запятая №2 разделяет два простых предложения (главное и придаточное) в составе СПП, так как: во­первых, здесь две грамматические основы (помещик разросся и не мог сидеть); во­вторых, после запятой стоит подчинительный союз ЧТО.    Запятая   №   3   отделяет   простое   предложение  И   помещик   этот   разросся   до   такой толщины  от простого предложения  прибор для него помещали на его выдававшемся вперёд животе. Между ними стоит сочинительный союз А.  Запятая №4 отделяет прямую речь ("И помещик этот разросся до такой толщины, что не мог сидеть за обеденным столом благодаря своей необъятной фигуре, а прибор для него помещали на его выдававшемся вперёд животе") от слов автора (при этих словах Щепкин взял чашку с чаем и, вмиг переменившись, представил непомерного толстяка). Запятые № 5 и № 6 обособляют деепричастный оборот (вмиг переменившись), который стоит   в   середине   предложения,   поэтому   выделяется   запятыми   с   двух   сторон.   А сочинительный   союз   И   в   данном   случае   соединяет   два   однородных   члена   (взял   и представил). Их легко увидеть, если убрать из предложения деепричастный оборот (при этих словах Щепкин взял чашку с чаем и представил непомерного толстяка). Таким образом, только запятые № 1 и № 3 стоят между частями ССП. Ответ: 1,3 Образец 2.  В приведённых ниже предложениях  текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую в сложносочинённом предложении. Я в своем неизбывном любопытстве и резвости посмотрела на эти непонятные картинки,(1) начертанные ровно линии,(2) взяла пузырек с тушью, (3) аккуратненько вылила ее на весь проект, (4) и краска залила чертёж. Комментарий: Найдём грамматическую основу данного предложения.  Первая основа состоит из одного подлежащего и трёх однородных сказуемых:  Я посмотрела, взяла, вылила.  Вторая основа состоит из подлежащего и сказуемого: краска залила. Таким образом, данное предложение сложное, состоит из двух простых, связанных сочинительным союзом И. Значит, предложение сложносочинённое. И запятая №4 отделяет части ССП. Проверим остальные запятые.   Запятая №1 разделяет однородные дополнения: (посмотрела на что?) на картинки, линии. Запятые № 2 и 3 разделяют однородные сказуемые: (Я что сделала?) посмотрела, взяла, вылила. Ответ: 4 2. СПП  состоит из неравноправных частей, где одна часть зависит от другой. Независимая часть называется главной частью, а зависимая — придаточной. В сложноподчинённом предложении (СПП) простые предложения связываются подчинительными союзами или союзными слова и состоят из главного предложения и придаточного (придаточное подчиняется главному). ВИДЫ ПРИДАТОЧНЫХ ВИД ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНОЕ Вопрос какой? ИЗЪЯСНИТЕЛЬНОЕ падежные вопросы Способ присоединения Союзные слова: который, какой, чей, что где, куда, откуда,   когда.   Союзы: чтобы,   словно, будто, точно   как, ПРИМЕР Пред   ними   стелется равнина, где ели изредка взошли… Союзные слова: кто, что, который,   чей,   где,   куда, откуда, зачем, почему,   сколько.   Союзы: что,   чтобы,   будто,   как, словно, как будто.   как,   Владимир   с   ужасом увидел,   что   заехал   в незнакомый лес ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННЫЕ ОБРАЗА ДЕЙСТВИЯ  И СТЕПЕНИ МЕСТА   как?   Каким образом?   нас­ колько? в какой степени? откуда?   где? куда?   слова: Союзные насколько,   поскольку. Союз:   как,   что,   чтобы, словно, точно Было   так   темно,   что Варя с трудом различала дорогу. Союзные слова: где, куда, откуда, там, оттуда. Откуда   ветер,   оттуда   и счастье. когда?   как долго? с каких пор? на сколько времени? при   каком условии? когда,   едва,   пока,   как только,   до   тех   пор   пока, прежде чем Солнце   было   уже высоко,   когда   я  открыл глаза   если, Союзы:   ежели, когда,   коли,   кабы,   как скоро, раз. А   старики   пускай дерутся,   коли   им   это весело. ВРЕМЕНИ УСЛОВНОЕ ПРИЧИНЫ ЦЕЛИ СРАВНИТЕЛЬНОЕ УСТУПИТЕЛЬНОЕ почему? отчего? какой причине?   по Союзы:   потому   что, оттого   что,   вследствие того что, благодаря тому, что, в силу того что,  так как. зачем?   для чего?   с   какой целью? Союзы:   чтобы,   для   того чтобы, с тем чтобы, дабы, затем чтобы, лишь бы.   словно, Союзы:   как,   будто,   как будто,   точно, подобно   тому   как,   как если бы. Союзы: хотя, несмотря ни на   что,   пускай,   пусть, даром   что;   соч.   вопр­отн местоимений/наречий с ни (кто ни). Наташа   в   эту   зиму   в первый   раз   начала серьезно   петь   и   в особенности оттого, что Денисов   восторгался   ее пением. Я   пригласил   вас, господа,   с   тем,   чтобы сообщить вам пренеприятное  известие.   Мы   втроем   начали беседовать,   как   будто век были знакомы.   Он   был   ясно   виден, даром, что ехал  в тени. У   него   ничего   не клеилось,   чтобы   он   ни предпринимал. Вдруг, правда, развеселится,   пойдет   в пляс, так что с чердака опилки сыплются. Правда была в том, что он   и   в   самом   деле лишился   чувств,   как   и признался сам СЛЕДСТВИЯ Союз: так что ПРИСОЕДИНИТЕЛЬНОЕ Союзные   слова:   что,   где, куда,   откуда,   когда,   как, почему, отчего, зачем,  вследствие чего. Советы:  1. Ориентируйтесь на подчинительный союз или союзное слова.   2. Помните, что перед союзным словом КОТОРЫЙ может стоять предлог или другое слово. Например: Зрители, перед которыми выступали артисты, аплодировали стоя.   3. Не путайте придаточное предложение с вводным предложением, указывающим на источник сообщения. Например: Завтра, как предсказывали синоптики, будет дождь.   4. Помните, что придаточное может находиться не только после главного, а также то, что в предложении  может  быть  несколько  придаточных.  Указываем  все  запятые,  которые  отделяют придаточные от главного или выделяют их: [  ],1 (    ). ­  указываем 1 [ ,1(    ),2 ]. ­  указываем 1, 2 [  ],1 (    ),2 (    ). ­  указываем 1, 2 [  ,1 (   ,2(  ),3 ),4 ]. ­  указываем 1, 2, 3, 4 [   ,1(    ),2 ... ,3(    ),4  ]. ­  указываем 1, 2, 3, 4 [  ],1 (    ),2 (   ,3(  ),4 ). ­  указываем 1, 2, 3, 4 5.   Если   придаточное   стоит   перед   главным,   тогда   подчинительный   союз   или   союзное   слово находится в начале предложения, а после запятой, разделяющей главное и придаточное, этого союза нет, но номер запятой нужно указать. (Союз    ),1 [  ]. ­ 1

Теоретический и практический материал для подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание № 12)

Теоретический и практический материал для подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание № 12)

Теоретический и практический материал для подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание № 12)

Теоретический и практический материал для подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание № 12)

Теоретический и практический материал для подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание № 12)

Теоретический и практический материал для подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание № 12)

Теоретический и практический материал для подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание № 12)

Теоретический и практический материал для подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание № 12)

Теоретический и практический материал для подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание № 12)

Теоретический и практический материал для подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание № 12)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.02.2017