Теоретический и практический материал для подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание № 14)
Оценка 4.7

Теоретический и практический материал для подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание № 14)

Оценка 4.7
Подготовка к тестированию
doc
русский язык
9 кл
22.02.2017
Теоретический и практический материал для подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание № 14)
Практический материал для подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание № 14)
Теория к заданиям № 13, 14 ОГЭ.doc
Задания 13, 14 На   экзамене   будет   предложено   среди   указанных   предложений   найти   предложение   с определённым   типом   подчинения   придаточных,   или   БСП,   или   сложное   предложение       с различными видами связи.    →↓ →→↓ 1. Сложноподчиненное предложение с несколькими  придаточными В СПП с двумя и более придаточными возможны следующие способы связи этих частей друг с другом: 1) последовательное подчинение: соединение частей в составе СПП представляет собой цепочку: первое придаточное относится к главному, второе – к первому придаточному и т.д. При таком соединении   каждая   придаточная   часть   становится   главной   по   отношению   к   последующей,   но исходной главной частью остаётся только одна: Я понял 1/, как непросто на самом деле то 2/, что мне предстоит сделать 3/.        →   [      ],(как… ),  (что… ).  Главные  признаки СПП  с ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫМ подчинением: 1. минимум предложений должно быть 3: одно главное и два придаточных; 2. 1­ое придаточное зависит от главного, от 2­ое придаточное от 1­го придаточного и т.д.; 3.   придаточные   предложения   при   последовательном   подчинении   чаще   всего   располагаются следующим образом: [  = – ], ( = –  ), ( = –  ). 4. но может быть и другой порядок: одно придаточное может находиться внутри другого (при стыковке двух союзов): [– = ], (что,(когда – =), –  =). [Вода обрушилась  так страшно], (что, (когда солдаты  бежали внизу), им вдогонку уже летели бушующие потоки). [Вода обрушилась так страшно] НАСКОЛЬКО?  (что им вдогонку уже летели бушующие потоки). (что им вдогонку уже летели бушующие потоки) КОГДА? (когда солдаты бежали внизу)     ↓←← →→↓ 2) параллельное подчинение (неоднородное):    придаточные относятся к одной главной части, но различны по значению и отвечают на разные вопросы: Когда учитель отвернулся 1/, Александр наклонился 2/, чтобы поднять записку3.                 ( Когда… ), [  …  ], (чтобы…).  Главные признаки СПП  с ПАРАЛЛЕЛЬНЫМ подчинением: 1. минимум предложений должно быть 3: одно главное и два придаточных; 2. оба придаточных зависят от главного;  3. придаточные отвечают на разные вопросы;  4. придаточные относятся к разным типам;  5. придаточные присоединяются к главному разными союзами или союзными          словами; 6. главное  может находиться перед придаточными или между ними. !!!  Параллельное и однородное подчинение похожи:   в обоих случаях придаточные зависят от главного,  но при однородном подчинении они отвечают на один и тот же вопрос,  а при параллельном ­ на разные вопросы. Внимание! Параллельный тип подчинения называют также и НЕОДНОРОДНЫМ. 3) однородное подчинение: придаточные предложения являются однотипными и относятся или к одному и тому же члену главного предложения, или ко всему главному предложению в целом (их также   называют   соподчинёнными   придаточными).   Между   собой   однородные   придаточные связываются сочинительной или бессоюзной связью (интонационно): Я так и не понял 1/, в каком случае надо звонить 2/ и что надо сказать/3.            →→→→→→→↓   →→↓                ↓ [     ], (в каком)   и   (что). Главные признаки СПП  с ОДНОРОДНЫМ подчинением: 1. минимум предложений должно быть 3: одно главное и два придаточных; 2. оба придаточных зависят от главного; 3. придаточные отвечают на один и тот же вопрос; 4. придаточные относятся к одному и тому же типу; 5. придаточные присоединяются к главному чаще одинаковыми союзами или        союзными словами, но могут присоединяться и разными; 6. придаточные могут быть связаны союзом И, тогда запятая между ними не        ставится; 7.  придаточные могут быть связаны союзами НО, А, тогда запятая ставится не перед         подчинительным союзом или союзным словом, а перед союзами НО, А; 8. во втором (третьем и т.д.) придаточном подчинительный союз или союзное      слово может отсутствовать, но его легко воспроизвести по первому      придаточному; [Ему уже не было страшно],   (хотя  гром трещал по прежнему) и   (молния полосовала все небо). [ = ], (хотя – = ) и ( – = ). Сравните: [Ему уже не было страшно],  (хотя гром трещал по прежнему) и  (хотя молния полосовала все небо). [ = ], (хотя – = ) и ( хотя – = ). 1. придаточные могут находиться в середине главного [А Любка обняла Улю, (с которой она подружилась с того совещания у Туркенича), но (с которой ещё не успела поздороваться), и поцеловала её как сестру].  [ – = , (с которой – = ), но (с которой = – ), и  = ].    2. БСП В бессоюзном сложном предложении (БСП) простые предложения связаны без помощи каких бы то ни было союзов и союзных слов, а части БСП могут быть отделены  друг от друга не только запятой, но и точкой с запятой, двоеточием и тире. 3.Сложное предложение с различными видами связи. В письменной речи часто представлены сложные предложения с разными видами связи: с  сочинением и подчинением, сочинением и бессоюзием; бессоюзием и подчинением и т.д. Однако,  как правило, один из видов связи (сочинение, бессоюзие) является ведущим, основным. При анализе и расстановке знаков препинания рекомендуется пользоваться такой  последовательностью: 1. Выделите грамматические основы предложений, и на этой базе – все простые предложения  в составе сложного. 2. Установите средства связи между простыми предложениями в составе сложного. 3. Разбейте сложное предложение на пары простых, непосредственно связанных друг с другом. 4. Постройте вертикальную схему сложного предложения, отражающую систему зависимостей простых предложений в составе сложного. 5. На основании вертикальной схемы установите центральную связь в сложном предложении  (сочинение, бессоюзие). 6. Укажите, какие простые предложения непосредственно связаны центральной связью и какие блоки образует каждое из этих простых предложений. 7. Установите отношения внутри каждого блока. 8. Постройте горизонтальную схему сложного предложения. 9. Расставьте знаки препинания на основании вертикальной и горизонтальной схем сложного  предложения. Образец разбора Особенно понравилась Клервиллю та барышня с которой его посадили она была такова  какой должна была быть девушка из петербургской передовой интеллигенции . В этом предложении можно выделить 4 грамматические основы: 1) барышня понравилась; 2)  посадили (односоставное неопределённо­личное предложение); 3) она была такова; 4)  девушка должна была быть какой. Следовательно, данное сложное предложение состоит из  четырёх простых предложений: 1) особенно понравилась Клервиллю та барышня;  2) с которой его посадили;  3) она была такова;  4) какой должна была быть девушка из петербургской передовой интеллигенции. Следовательно, сложное предложение разбивается на простые следующим образом: Особенно понравилась Клервиллю та барышня /1    с которой его посадили /2     она была  такова /3      какой должна была быть девушка из петербургской передовой  интеллигенции /4. Предложения 2 и 4 содержат подчинительные средства связи – союзные слова с которой,  какой. Предложения 1 и 3 сочинительных или подчинительных средств связи не имеют. Сложное предложение можно разбить на следующие пары простых: а) 1 2→ : особенно понравилась Клервиллю та барышня /1, с которой его посадили /2 – это  сложноподчинённое предложение, где предложение 1 – главное, а предложение 2 –  придаточное; б) 3 4→ : она была такова /3, какой должна была быть девушка из петербургской передовой  интеллигенции /4 – это сложноподчинённое предложение, где предложение 3 – главное, а  предложение 4 – придаточное; в) 1:3: особенно понравилась Клервиллю та барышня /1: она была такова /3 – это бессоюзное предложение, отношения причинные, между частями можно вставить союз потому что. Вертикальная схема сложного предложения:      Следовательно, это сложное предложение с бессоюзием и подчинением. На верхней строчке  вертикальной схемы находятся предложения 1 и 3, связанные бессоюзной связью. Значит,  центральная связь бессоюзная. Иными словами, это бессоюзное предложение с подчинением. Центральная связь связывает непосредственно предложения 1 и 3. Каждое из этих предложений имеет при себе придаточные предложения. Таким образом, внутри сложного предложения с  центральной бессоюзной связью выделяются два блока: I блок составляют предложения 1 и 2; II блок – предложения 3 и 4. I блок (предложения 1 и 2) – это сложноподчинённое предложение, где первое – главное,  второе – придаточное определительное, которое относится к подлежащему девушка,  выраженному существительным; средства связи – союзное слово с которой и указательное  слово та; придаточное стоит после главного. II блок (предложения 3 и 4) – это сложноподчинённое предложение, где третье – главное,  четвёртое – придаточное сказуемое, которое относится к местоимению­сказуемому такова;  средство связи – союзное слово какой; придаточное стоит после главного. Горизонтальная схема предложения: [сущ. + та  ук. сл.  ]1,  (с которой – союз. сл.)2 :  [мест.­сказ.  ]3,  (какой – союз. сл.  )4. Итак, знаки препинания в предложении должны быть расставлены следующим образом: [Особенно понравилась Клервиллю та барышня], (с которой его посадили) : [она была  такова], (какой должна была быть девушка из петербургской передовой интеллигенции).

Теоретический и практический материал для подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание № 14)

Теоретический и практический материал для подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание № 14)

Теоретический и практический материал для подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание № 14)

Теоретический и практический материал для подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание № 14)

Теоретический и практический материал для подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание № 14)

Теоретический и практический материал для подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание № 14)

Теоретический и практический материал для подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание № 14)

Теоретический и практический материал для подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание № 14)

Теоретический и практический материал для подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание № 14)

Теоретический и практический материал для подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание № 14)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.02.2017