Теоретический и практический материал для подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание № 14)
Оценка 4.7

Теоретический и практический материал для подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание № 14)

Оценка 4.7
Подготовка к тестированию
doc
русский язык
9 кл
22.02.2017
Теоретический и практический материал для подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание № 14)
Задание № 14. Сложные предложения с разными видами связи между частями.doc
Задание 14. Сложные предложения с разными видами связи между частями. 1 вариант 1. Среди предложений 38–45 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения. (38)Эту музыку написал мой земляк Огинский. (39)Написал на границе, прощаясь с родиной. (40)Он посылал ей последний привет. (41)Давно уже нет композитора на свете. (42)Но боль его, тоска его, любовь к родной земле, которую никто не мог отнять, живы до сих пор. (43)Вася замолчал, говорила скрипка, пела скрипка, угасала скрипка. (44)Голос её становился тише, растягивался в темноте тонюсенькой светлой паутинкой. (45)Паутинка задрожала, качнулась и почти беззвучно оборвалась. 2. Среди предложений 11–15 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения. (11)Может, эта книжка была маленьким островком мира в море войны? (12)Не помню. (13)Помню, что я был бесконечно счастлив, усаживаясь вечером с книгой в руках поближе к печи и натянув дырявый от старости бабушкин шерстяной платок на плечи. (14)Счастлив и про­ светлён. (15)Книга делала чудо: она разговаривала со мной разными голосами детей и взрослых. 3.  Среди предложений 3–9 найдите бессоюзное сложное предложение. Напишите номер этого предложения. (3)Я забеспокоился, зная, как жестоки наши степные сибирские метели, какие беды они могут принести. (4)И скоро началось то, чего я опасался. (5)Снежинки вдруг закружились в таком танце, что через несколько минут началась настоящая пурга, вскоре перешедшая в большой буран. (6)Узень­ кую дорожку, которая вела в наше село, то и дело засыпало снегом, а потом она и совсем пропала. (7)Будто из­под ног её украл кто­то очень недобрый. (8)Я испугался и не знал, что делать дальше. (9)Ветер свистел на все лады, чудились волки. 4.  Среди предложений 1–5 найдите бессоюзное сложное предложение. Напишите номер этого предложения. (1)Андрюша Рудаков был крепким и смелым мальчиком. (2)Он всегда защищал тех, кто посла­ бее, и за это все в классе любили его.   (3)Рядом с Андрюшей за партой сидела маленькая худенькая девочка Ася. (4)То, что она была маленькая и слабенькая, ещё можно было простить, но то, что Ася была труслива, – с этим Андрю­ ша никак не мог примириться. (5)Асю можно было испугать, сделав ей страшные глаза; она боялась каждой встречной собачонки, убегала от гусей. 5.  Среди   предложений   15—19   найдите   сложное   бессоюзное   предложение.   Напишите номер этого предложения. (15)Странно: вокруг так много взрослых, а поговорить по­настоящему не с кем. (16)Слишком у этих   взрослых   всё   разложено   по   полочкам.   (17)Быть   троечницей   —   позор,   серьёзной   любви   в школьном возрасте быть не может, человек без высшего образования — не человек… (18)Отец в это же время посматривает вправо — на надменный девчоночий профиль в обрамле­ нии тёмных волос: (19)« Сидит, молчит, о чём­то думает... 6. Среди предложений 46−52 найдите сложное предложение с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения. – (46)Он украл, и немало: пятнадцать лет жизни! (47)Он работает не один, у него конструктор­ ское бюро, помощники, исполнители. (48)Пятнадцать лет они были вместе. (49)Он глядел им в глаза, притворялся, а они не знали, кто он такой... (50)Если бы он пришёл ко мне, рассказал, я не позволил бы терять время! (51)Но он не пришёл, и оправданий этому нет... (52)Никаких оправданий ему нет, понимаете?! 7. Среди предложений 1–5 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчи­ нительной связью между частями. Напишите номер этого предложения. (1)Отца своего, который погиб на фронте, Авалбёк не помнил. (2)Первый раз он увидел его в кино, когда мальчику было лет пять. (3)Фильм был про войну, Авалбёк сидел с матерью и чувствовал, как она вздрагивала, когда на  экране стреляли. (4)Ему было не очень страшно, а иногда даже, наоборот, весело, когда падали фа­ шисты. (5)А когда падали наши, ему казалось, что они потом встанут. 8. Среди предложений 1—8 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочи­ нительной связью между частями. Напишите номер этого предложения. (1)В Ленинград пришла первая послевоенная весна. (2)Однажды я шёл с завода домой. (3)Дол­ гий закат дымил над городом. (4)Только что прошумел дождь, ещё бренчали капли, падая с карни­ зов, и синие лужи на мостовых курились паром. (5)Я вспомнил, как вернулся в Ленинград перед концом войны и не узнал его: пустынными и мёртвыми казались улицы, ни один фонарь не горел, не светились окна; на месте газонов и цветни­ ков чернела голая земля, разбитая на крохотные кривые грядки; прошлогодние листья скреблись и шуршали по дорожкам перекопанных городских садов... (6)Я   шёл   медленно,  подставляя   лицо   под   капли   и   улыбаясь   собственным  мыслям.   (7)В   ту первую после войны весну у нас было много работы; мы отстаивали по полторы­две смены и ходили злые, невыспавшиеся. (8)А теперь вот горячка кончилась и можно будет отдохнуть. 9. Среди предложений 10–14 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения. (10)Да и у Люси, признаться, его было не очень много. (11)Люсина мама в течение долгих лет не поднималась с постели. (12)Стремясь доставить матери радость, дочка восклицала: – (13)Если б ты видела фигуру спящего льва, которую вылепила Оля! (14)Я весь вечер говорю шёпотом: вдруг он проснётся? 10.  Среди   предложений   18–24   найдите   сложное   бессоюзное   предложение.   Напишите номер этого предложения. (18)Я боюсь за отца: почему он уходит от нас? (19)Зачем эта охота? (20)Пусть лучше вернётся. (21)И в глазах у мамы я тоже вижу слёзы. (22)Что это было? (23)Предчувствие? (24)Но война началась через год, и много было ещё и смеха и слез до её прихода, а я всё помнил тот вечер и чувствовал ту тревогу… Задание 14. Сложные предложения с разными видами связи между частями. 2 вариант 1. Среди предложений 29–33 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения. (29)Ела завариху, вовсе не замечая еды. (30)Наверное, ушла обратно в свой чудесный театр. (31)Пусть, если ей так там нравится. (32)Она устала, моя мама, она развеселилась первый раз за всю войну. (33)Пусть побудет ещё немного в своей отдалённой памяти, в золочёном дворце, где показы­ вают балет. 2. Среди предложений 17–19 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения. (17)А на гардеробе — коробки, картонки со шляпами. (18)На них много пыли, её сметают толь­ ко перед Новым годом, Первым мая и мамиными именинами двадцать четвёртого октября… (19)Последнюю открытку от матери я получил через три дня после сообщения о падении Киева, а датирована она была ещё августом.  3. Среди предложений 25—29 найдите сложные бессоюзные предложения. Напишите но­ мера этих предложений. (25)Я очень многое помню из той поры, самые мелкие детали. (26)Но с течением времени всё сильнее вкрадывается мысль: было ли это в яви или когда­то приснилось? (27)Конечно, дом — это воспоминание. (28)Это — детство. (29)Теперь дом сломали — детство кончилось… 4. Среди предложений 36−39 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения. (36)Накинув на голову куртку, тот ползал по земле, хватал что­то и прятал за пазуху — он ловил цыплят, спасая их от огня. (37)В это время на нём вспыхнула куртка. (38)Тёмка сбросил её, но тут же красный уголёк — сгоревшая тополиная ветка — упал ему на рубашку, и рубашка загорелась. (39)Отец стремительно кинулся на Тёмку и придавил его к земле.  5. Среди предложений 75−83 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочи­ нительной связью между частями. Напишите номер этого предложения. а? (75)— Ему от твоей переписки ни жарко ни холодно! (76)Где был отряд, когда Чирка избивали, (77)— А где был ты? — спросила Ева Петровна. (78)— Ты взял на себя роль судьи. (79)А разве ты уже не в отряде? (80)Но Кирилл заранее знал, что она это спросит, и был готов ответить. (81)— Нет, я тоже виноват, — сказал он. (82)— Но я хоть не оправдываюсь и не кричу, что у нас везде друзья. (83)Друзья по переписке всюду, а между собой подружиться не умеем — непра­ вильно это... 6. Среди предложений 6–14 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчи­ нительной связью между частями. Напишите номер этого предложения. (6)Сперва разик, потом другой попросила Ксения брата Федю отвести Стёпу в детский сад, а вечером сходить за ним. (7)И с тех пор так и повелось, потому что работала Ксения в своём ателье в полторы смены — деньги­то нужны… (8)Федя наконец не выдержал: – (9)Хорошо, что племянник у меня только один, а то хоть разорвись!.. (10)Мама наладилась дать ему по шее (интеллигентный человек, работник гуманного медицин­ ского учреждения!), но Федя в красивом витке ушёл от несправедливого возмездия. – (11)Постыдился бы! – (12)А чего? (13)Он уже большой — вон скоро семь лет стукнет! (14)Мог бы и сам из детского сада домой топать, здесь всего четыре квартала, да и переулки тихие… 7. Среди предложений 29—35 найдите сложное предложение с союзной сочинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения. (29)Отец и мама, мне кажется, очень довольны, что я невысокий. (30)Они­то ведь ждали  ребёнка и хотят, чтоб я на всю жизнь им остался. (31)Но я не хочу! (32)Как­то я услышал по радио, что, если в семье несколько детей, нехорошо одного из них вы­ делять. (33)Я сказал об этом родителям. – (34)Другой бы гордился, что его выделяют, а этот думает о сестре. (35)Какой добрый, а! —  воскликнул отец. 8. Среди предложений 3—7 найдите бессоюзное сложное предложение. Напишите номер этого предложения. (3)Одной стороной хата стояла на краю обрыва, и кривая тропинка, сбегая вниз, приводила к заброшенному колодцу. (4)Яков сидел у раскрытого окна на низенькой скамеечке перед изрезанным сапожным ножом столиком и, склонившись, тачал сапоги. (5)Иоська, размахивая руками, что­то весело рассказывал отцу, на щеке его вспрыгивала лукавая ямочка. (6)Отец и сын сидели в единственной, но очень про­ сторной комнате с огромной русской печкой. (7)Осторожно войдя в сени и заглянув в комнату, Динка остановилась от неожиданности.  9. Среди предложений 13—20 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной со­ чинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения. (13)Детское ликование не остановить. (14)Да и не нужно его останавливать, потому что это ведь стихия. (15)Поэтому наша мудрая Анна Николаевна только улыбнулась, когда мы заорали на радостях, заколготились в своих партах, как в коробах, отошла в сторону, прислонилась к тёплой печке, прикрыла глаза и сложила руки калачиком. (16)Теперь самое время объяснить, отчего уж мы так возрадовались. (17)Дело в том, что все мы давно уже научились читать — соответственно возрасту, конечно же, запросто разделывались с тон­ кими, ещё довоенными, клееными­переклеенными книжечками, которые давала в классе Анна Ни­ колаевна, но вот в библиотеку нас не пускали, в библиотеку записывали почему­то лишь со второго класса. (18)А кому в детстве не хочется быть постарше? (19)Человек, который посещает библиоте­ ку, — самостоятельный человек, и библиотека — заметный признак этой самостоятельности. (20)Постепенно мы утихли, угомонились, и Анна Николаевна снова стала объяснять. 10. Среди предложений 2—7 найдите сложное предложение с бессоюзной связью между частями. Напишите номер этого предложения.  (2)Прилетела синичка, попробовала расковырять намерзь, но снег был твёрд, и она озабоченно поглядела по сторонам, словно спрашивая: «Как же теперь быть?» (3)Я отворил форточку, положил на обе перекладины двойных рам линейку, закрепил её кноп­ ками и через каждый сантиметр расставил пшеничные зёрна. (4)Первое зёрнышко оказалось в саду, зёрнышко под номером тридцать  —   в моей комнате. (5)Синичка всё видела, но долго не решалась слететь на окно. (6)Наконец она схватила первое зерно и унесла его на ветку. (7)Расклевав твёрдую скорлупку, она выщипала ядро. Ключи: № задания 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 43 15 9 5 17 49 3 4 14 18  1 вариант 2 вариант 32 18 2629 36 83 7 34 5 17 4 Использованные источники: 1. Образовательный портал для подготовки к экзаменам «Решу ОГЭ». Обучающая  система Дмитрия Гущина. http://rus.reshuoge.ru/ 2. ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений». http://www.fipi.ru/

Теоретический и практический материал для подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание № 14)

Теоретический и практический материал для подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание № 14)

Теоретический и практический материал для подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание № 14)

Теоретический и практический материал для подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание № 14)

Теоретический и практический материал для подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание № 14)

Теоретический и практический материал для подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание № 14)

Теоретический и практический материал для подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание № 14)

Теоретический и практический материал для подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание № 14)

Теоретический и практический материал для подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание № 14)

Теоретический и практический материал для подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание № 14)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.02.2017