Задание № 14. Сложные предложения с разными видами связи между частями.doc
Задание 14. Сложные предложения с разными видами связи между частями.
1 вариант
1. Среди предложений 38–45 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер
этого предложения.
(38)Эту музыку написал мой земляк Огинский. (39)Написал на границе, прощаясь с родиной.
(40)Он посылал ей последний привет. (41)Давно уже нет композитора на свете. (42)Но боль его,
тоска его, любовь к родной земле, которую никто не мог отнять, живы до сих пор.
(43)Вася замолчал, говорила скрипка, пела скрипка, угасала скрипка. (44)Голос её становился
тише, растягивался в темноте тонюсенькой светлой паутинкой. (45)Паутинка задрожала, качнулась
и почти беззвучно оборвалась.
2. Среди предложений 11–15 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер
этого предложения.
(11)Может, эта книжка была маленьким островком мира в море войны? (12)Не помню.
(13)Помню, что я был бесконечно счастлив, усаживаясь вечером с книгой в руках поближе к
печи и натянув дырявый от старости бабушкин шерстяной платок на плечи. (14)Счастлив и про
светлён.
(15)Книга делала чудо: она разговаривала со мной разными голосами детей и взрослых.
3. Среди предложений 3–9 найдите бессоюзное сложное предложение. Напишите номер
этого предложения.
(3)Я забеспокоился, зная, как жестоки наши степные сибирские метели, какие беды они могут
принести.
(4)И скоро началось то, чего я опасался. (5)Снежинки вдруг закружились в таком танце, что
через несколько минут началась настоящая пурга, вскоре перешедшая в большой буран. (6)Узень
кую дорожку, которая вела в наше село, то и дело засыпало снегом, а потом она и совсем пропала.
(7)Будто изпод ног её украл ктото очень недобрый.
(8)Я испугался и не знал, что делать дальше. (9)Ветер свистел на все лады, чудились волки.
4. Среди предложений 1–5 найдите бессоюзное сложное предложение. Напишите номер
этого предложения.
(1)Андрюша Рудаков был крепким и смелым мальчиком. (2)Он всегда защищал тех, кто посла
бее, и за это все в классе любили его.
(3)Рядом с Андрюшей за партой сидела маленькая худенькая девочка Ася. (4)То, что она была
маленькая и слабенькая, ещё можно было простить, но то, что Ася была труслива, – с этим Андрю
ша никак не мог примириться. (5)Асю можно было испугать, сделав ей страшные глаза; она боялась
каждой встречной собачонки, убегала от гусей.
5. Среди предложений 15—19 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите
номер этого предложения.
(15)Странно: вокруг так много взрослых, а поговорить понастоящему не с кем. (16)Слишком у
этих взрослых всё разложено по полочкам. (17)Быть троечницей — позор, серьёзной любви в
школьном возрасте быть не может, человек без высшего образования — не человек…
(18)Отец в это же время посматривает вправо — на надменный девчоночий профиль в обрамле
нии тёмных волос: (19)« Сидит, молчит, о чёмто думает... 6. Среди предложений 46−52 найдите сложное предложение с союзной сочинительной и
подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
– (46)Он украл, и немало: пятнадцать лет жизни! (47)Он работает не один, у него конструктор
ское бюро, помощники, исполнители. (48)Пятнадцать лет они были вместе. (49)Он глядел им в
глаза, притворялся, а они не знали, кто он такой... (50)Если бы он пришёл ко мне, рассказал, я не
позволил бы терять время! (51)Но он не пришёл, и оправданий этому нет... (52)Никаких оправданий
ему нет, понимаете?!
7. Среди предложений 1–5 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчи
нительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
(1)Отца своего, который погиб на фронте, Авалбёк не помнил. (2)Первый раз он увидел его в
кино, когда мальчику было лет пять.
(3)Фильм был про войну, Авалбёк сидел с матерью и чувствовал, как она вздрагивала, когда на
экране стреляли. (4)Ему было не очень страшно, а иногда даже, наоборот, весело, когда падали фа
шисты. (5)А когда падали наши, ему казалось, что они потом встанут.
8. Среди предложений 1—8 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочи
нительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
(1)В Ленинград пришла первая послевоенная весна. (2)Однажды я шёл с завода домой. (3)Дол
гий закат дымил над городом. (4)Только что прошумел дождь, ещё бренчали капли, падая с карни
зов, и синие лужи на мостовых курились паром.
(5)Я вспомнил, как вернулся в Ленинград перед концом войны и не узнал его: пустынными и
мёртвыми казались улицы, ни один фонарь не горел, не светились окна; на месте газонов и цветни
ков чернела голая земля, разбитая на крохотные кривые грядки; прошлогодние листья скреблись и
шуршали по дорожкам перекопанных городских садов...
(6)Я шёл медленно, подставляя лицо под капли и улыбаясь собственным мыслям. (7)В ту
первую после войны весну у нас было много работы; мы отстаивали по полторыдве смены и ходили
злые, невыспавшиеся. (8)А теперь вот горячка кончилась и можно будет отдохнуть.
9. Среди предложений 10–14 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер
этого предложения.
(10)Да и у Люси, признаться, его было не очень много. (11)Люсина мама в течение долгих лет
не поднималась с постели.
(12)Стремясь доставить матери радость, дочка восклицала:
– (13)Если б ты видела фигуру спящего льва, которую вылепила Оля! (14)Я весь вечер говорю
шёпотом: вдруг он проснётся?
10. Среди предложений 18–24 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите
номер этого предложения.
(18)Я боюсь за отца: почему он уходит от нас? (19)Зачем эта охота? (20)Пусть лучше вернётся.
(21)И в глазах у мамы я тоже вижу слёзы.
(22)Что это было? (23)Предчувствие? (24)Но война началась через год, и много было ещё и
смеха и слез до её прихода, а я всё помнил тот вечер и чувствовал ту тревогу… Задание 14. Сложные предложения с разными видами связи между частями.
2 вариант
1. Среди предложений 29–33 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер
этого предложения.
(29)Ела завариху, вовсе не замечая еды. (30)Наверное, ушла обратно в свой чудесный театр.
(31)Пусть, если ей так там нравится. (32)Она устала, моя мама, она развеселилась первый раз за всю
войну. (33)Пусть побудет ещё немного в своей отдалённой памяти, в золочёном дворце, где показы
вают балет.
2. Среди предложений 17–19 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер
этого предложения.
(17)А на гардеробе — коробки, картонки со шляпами. (18)На них много пыли, её сметают толь
ко перед Новым годом, Первым мая и мамиными именинами двадцать четвёртого октября…
(19)Последнюю открытку от матери я получил через три дня после сообщения о падении Киева,
а датирована она была ещё августом.
3. Среди предложений 25—29 найдите сложные бессоюзные предложения. Напишите но
мера этих предложений.
(25)Я очень многое помню из той поры, самые мелкие детали. (26)Но с течением времени всё
сильнее вкрадывается мысль: было ли это в яви или когдато приснилось? (27)Конечно, дом — это
воспоминание. (28)Это — детство.
(29)Теперь дом сломали — детство кончилось…
4. Среди предложений 36−39 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер
этого предложения.
(36)Накинув на голову куртку, тот ползал по земле, хватал чтото и прятал за пазуху — он
ловил цыплят, спасая их от огня.
(37)В это время на нём вспыхнула куртка. (38)Тёмка сбросил её, но тут же красный уголёк —
сгоревшая тополиная ветка — упал ему на рубашку, и рубашка загорелась.
(39)Отец стремительно кинулся на Тёмку и придавил его к земле.
5. Среди предложений 75−83 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочи
нительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
а?
(75)— Ему от твоей переписки ни жарко ни холодно! (76)Где был отряд, когда Чирка избивали,
(77)— А где был ты? — спросила Ева Петровна. (78)— Ты взял на себя роль судьи. (79)А разве
ты уже не в отряде? (80)Но Кирилл заранее знал, что она это спросит, и был готов ответить.
(81)— Нет, я тоже виноват, — сказал он. (82)— Но я хоть не оправдываюсь и не кричу, что у
нас везде друзья. (83)Друзья по переписке всюду, а между собой подружиться не умеем — непра
вильно это...
6. Среди предложений 6–14 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчи
нительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
(6)Сперва разик, потом другой попросила Ксения брата Федю отвести Стёпу в детский сад, а
вечером сходить за ним. (7)И с тех пор так и повелось, потому что работала Ксения в своём ателье
в полторы смены — деньгито нужны… (8)Федя наконец не выдержал:
– (9)Хорошо, что племянник у меня только один, а то хоть разорвись!..
(10)Мама наладилась дать ему по шее (интеллигентный человек, работник гуманного медицин
ского учреждения!), но Федя в красивом витке ушёл от несправедливого возмездия.
– (11)Постыдился бы!
– (12)А чего? (13)Он уже большой — вон скоро семь лет стукнет! (14)Мог бы и сам из детского
сада домой топать, здесь всего четыре квартала, да и переулки тихие…
7. Среди предложений 29—35 найдите сложное предложение с союзной сочинительной и
подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
(29)Отец и мама, мне кажется, очень довольны, что я невысокий. (30)Онито ведь ждали
ребёнка и хотят, чтоб я на всю жизнь им остался. (31)Но я не хочу!
(32)Както я услышал по радио, что, если в семье несколько детей, нехорошо одного из них вы
делять. (33)Я сказал об этом родителям.
– (34)Другой бы гордился, что его выделяют, а этот думает о сестре. (35)Какой добрый, а! —
воскликнул отец.
8. Среди предложений 3—7 найдите бессоюзное сложное предложение. Напишите номер
этого предложения.
(3)Одной стороной хата стояла на краю обрыва, и кривая тропинка, сбегая вниз, приводила к
заброшенному колодцу.
(4)Яков сидел у раскрытого окна на низенькой скамеечке перед изрезанным сапожным ножом
столиком и, склонившись, тачал сапоги. (5)Иоська, размахивая руками, чтото весело рассказывал
отцу, на щеке его вспрыгивала лукавая ямочка. (6)Отец и сын сидели в единственной, но очень про
сторной комнате с огромной русской печкой.
(7)Осторожно войдя в сени и заглянув в комнату, Динка остановилась от неожиданности.
9. Среди предложений 13—20 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной со
чинительной и подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
(13)Детское ликование не остановить. (14)Да и не нужно его останавливать, потому что это
ведь стихия. (15)Поэтому наша мудрая Анна Николаевна только улыбнулась, когда мы заорали на
радостях, заколготились в своих партах, как в коробах, отошла в сторону, прислонилась к тёплой
печке, прикрыла глаза и сложила руки калачиком.
(16)Теперь самое время объяснить, отчего уж мы так возрадовались. (17)Дело в том, что все мы
давно уже научились читать — соответственно возрасту, конечно же, запросто разделывались с тон
кими, ещё довоенными, клеенымипереклеенными книжечками, которые давала в классе Анна Ни
колаевна, но вот в библиотеку нас не пускали, в библиотеку записывали почемуто лишь со второго
класса. (18)А кому в детстве не хочется быть постарше? (19)Человек, который посещает библиоте
ку, — самостоятельный человек, и библиотека — заметный признак этой самостоятельности. (20)Постепенно мы утихли, угомонились, и Анна Николаевна снова стала объяснять.
10. Среди предложений 2—7 найдите сложное предложение с бессоюзной связью между
частями. Напишите номер этого предложения.
(2)Прилетела синичка, попробовала расковырять намерзь, но снег был твёрд, и она озабоченно
поглядела по сторонам, словно спрашивая: «Как же теперь быть?»
(3)Я отворил форточку, положил на обе перекладины двойных рам линейку, закрепил её кноп
ками и через каждый сантиметр расставил пшеничные зёрна. (4)Первое зёрнышко оказалось в саду,
зёрнышко под номером тридцать — в моей комнате.
(5)Синичка всё видела, но долго не решалась слететь на окно. (6)Наконец она схватила первое
зерно и унесла его на ветку. (7)Расклевав твёрдую скорлупку, она выщипала ядро.
Ключи:
№
задания
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
43
15
9
5
17
49
3
4
14
18
1 вариант
2 вариант
32
18
2629
36
83
7
34
5
17
4
Использованные источники:
1. Образовательный портал для подготовки к экзаменам «Решу ОГЭ». Обучающая система
Дмитрия Гущина. http://rus.reshuoge.ru/
2. ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений». http://www.fipi.ru/
Теоретический и практический материал для подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание № 14)
Теоретический и практический материал для подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание № 14)
Теоретический и практический материал для подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание № 14)
Теоретический и практический материал для подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание № 14)
Теоретический и практический материал для подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание № 14)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.