Теоретическое обоснование работы по теме самообразования.
Оценка 4.8

Теоретическое обоснование работы по теме самообразования.

Оценка 4.8
Повышение квалификации
docx
администрации +1
Взрослым
15.01.2017
Теоретическое обоснование работы по теме самообразования.
Более пристальное внимание в своей работе я уделяю теме «Групповая форма работы и работа в парах на уроках в начальных классах». Идея группового обучения, где все обучают каждого, и каждый обучает всех, не нова. Изучив достаточно много материала по данной теме, я пришла к выводу, что именно эта методика наиболее значима для решения многих вопросов, возникающих на уроке: решение проблемы психологического дискомфорта и создание бесстрессовой обстановки на уроке. Ведь зачастую затруднения, испытываемые учащимися при изучении нового материала, заставляют их невольно отказываться от глубокого понимания проблемы.Более пристальное внимание в своей работе я уделяю теме «Групповая форма работы и работа в парах на уроках в начальных классах». Идея группового обучения, где все обучают каждого, и каждый обучает всех, не нова. Изучив достаточно много материала по данной теме, я пришла к выводу, что именно эта методика наиболее значима для решения многих вопросов, возникающих на уроке: решение проблемы психологического дискомфорта и создание бесстрессовой обстановки на уроке. Ведь зачастую затруднения, испытываемые учащимися при изучении нового материала, заставляют их невольно отказываться от глубокого понимания проблемы.
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАБОТЫ.docxФФФ.docx
Теоретическое обоснование системы работы. «Учитель   в   ходе   собственного   практического   опыта   воспитывает   в   себе чуткость к изменениям «погоды» на уроке, проникновение в духовный мир учеников и применяет   такие   педагогические   способы   и   приемы,   которые   соответствуют конкретным обстоятельствам».                                                                                                                              Л.В. Занков.  Нынешнее   время   заставляет   задуматься   о   том,   что     пришла   пора   учителям измениться в соответствии с требованиями современности,  несколько перестроить    свои подходы, принципы в педагогической деятельности. А результатом перемен станет наш новый   ученик   –   «независимый,   самомотивированный,   увлеченный,   уверенный, ответственный, с хорошо развитым критическим мышлением, умеющий свободно общаться на русском, казахском и английском языках и проявляющий компетентность в цифровых технологиях». А самое главное –  наш ученик научится тому, как учиться. Но «стержневой фигурой в совершенствовании деятельности школ и обеспечении успешности учеников», согласно исследованиям Стронга, Варда и Гранта, останемся мы ­ учителя.             Целью моей педагогической деятельности является развитие личности ребенка. Я убеждена, что в основе успешного развития личности лежит познавательный интерес. Познавательный   интерес   выступает   как   ценнейший   мотив   учебной   деятельности школьника. В первые годы обучения в школе очень заметно их развитие. Я всегда помню, что познание идет от простого к сложному, от известного к неизвестному, от близкого к далекому, от описания к объяснению, от фактов к обобщению.      Для формирования учебных интересов соблюдаю принцип: чем младше учащиеся, тем нагляднее обучение и тем большую роль играет активная деятельность.    Передо мной, как педагогом, ежедневно, ежеурочно стоят вопросы:  Как заинтересовать ребенка учебным предметом?  Как интересно и доступно донести до учащегося новый материал?  Как создать для учащегося ситуацию успеха и веру в свои силы?           Я решаю их путем включения учащегося в ситуации творческой частично­поисковой работы   и   исследовательской   деятельности.   Я   всегда   работаю   под   девизом:   «Учение   с увлечением!», потому что понимаю, что через сказку, игру – дорога к сердцу ребенка.                       Становление   личности   школьников,   прежде   всего,   происходит   на   уроке. Активизирую познавательную деятельность ребят и повышаю интерес к учению на каждом этапе   урока   через   индивидуальную,   групповую   работу;   дифференцированный   подход; игру; создание ситуации успеха; самостоятельную работу. 1 Задания и материалы подбираю так, чтобы они были доступны по изложению, красочно   оформлены,  имели   элементы   занимательности   и   состязательности,  содержали сведения и факты, выходящие за рамки учебных программ.                         Схемы   –   опоры,   таблицы,   сигнальные   карточки,   раздаточный   материал, занимательные   упражнения   давно   стали   верными   помощниками   в   моей   работе.   Они вызывают   чувства   удивления,   новизны,   необычности,   неожиданности,   развивают сообразительность, инициативу, зажигают огонек пытливости.                        В результате ученик работает на уроке с интересом, и даже трудные задания становятся посильными для него. Помогаю каждому ученику самоутвердиться, искать и находить собственные пути получения ответа.              Прекрасным средством воспитания и обучения является игра. Для этого я ставлю ученика   в   условия   поиска,   пробуждаю   интерес   к   победе,   а   отсюда   стремление   быть быстрым,  собранным,  ловким,  находчивым,  уметь   четко   выполнять   задания,  соблюдать правила.   В   играх,   особенно   коллективных,   формируются   и   нравственные   качества личности.   В   результате   дети   оказывают   помощь   товарищам,   считаются   с   интересами других. Правильно организованная самостоятельная работа способствует формированию познавательных интересов, развитию познавательных способностей, овладению приемами процесса познания.                    Через решение творческих задач разной степени трудности, многовариантных заданий обеспечиваю своим ученикам развитие логического мышления, прививаю навыки самоорганизации и самопроектирования. В результате, обсуждая разные варианты поиска путей решения, дети активно предлагают возможные подходы, ищут доводы, защищают свой вариант ответа. При этом у них возникает желание узнать, почему одни способы решения задач оказываются рациональными, а другие – нет. А еще они учатся внимательно слушать и слышать друг друга. Каждый успех делаю достоянием всего класса.              Постоянный анализ достижений учеников – обязательное условие моей работы. Смысл   диагностирования   вижу   в   том,   чтобы   получать   по   возможности   реальную   и наглядную   картину   развития   ребенка,   его   способности   наблюдать,   анализировать, сравнивать, классифицировать. Диагностирование позволяет мне определить, удается ли решать в единстве задачи обучения, развития и воспитания.                          Важным условием моей работы является улыбка и доброе слово. А сколько прибавляют они и уроку и ребенку! Искренней любовью я завоевываю доверие детей, а значит, право воспитывать и учить. Формирование интереса к учению является важным средством повышения качества обучения     школьников.   Это   особенно   важно   в   начальной   школе,   когда   ещё   только формируются, а иногда и только определяются постоянные интересы к тому или ному предмету. Применительно к начальной школе важным методом является игровой, особенно в первые два года обучения. Элементы занимательности, игра, всё необычное, неожиданное вызывает   у   детей   богатое   своими   последствиями   чувство   удивления,  живой   интерес   к процессу познания, помогает им усвоить любой учебный материал. Разнообразные игровые 2 действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету, к познанию окружающего мира.  Я считаю, что учитель без инноваций – это учитель вчерашнего дня. Учитель должен ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Только тогда он поможет ребенку стать человеком, совершенствующим самого себя. Для   достижения цели своей работы  стараюсь использовать современные технологии обучения. Название Особенности Игровые технологии Направленность на  жизненно важную  ситуацию и поиск  путей решения. Ведущий метод Игра Личностно­ ориентированные технологии Гуманистическая и  психотерапевтическа я направленность.  Цель: разностороннее, свободное и  творческое развитие  ребенка. Исследовательские технологии Обучение через  «открытие»   Метод диалога,  рефлексивные,  педагогической  поддержки,  диагностические, создание  ситуации выбора  и успеха. Проблемное  обучение, метод  проектов Информационно – коммуникативные технологии Здоровьесберегающие технологии Направленность на  создание  индивидуальных  образовательных  траекторий.     Направленность на  потребность  здорового образа  жизни. Контроль Укрепление здоровья Формы работы Сюжетно – ролевая игра,  дидактическая игра,  деловая игра, урок –  путешествие, викторины,  загадки. Внеурочная деятельность. Урок­творчество, урок­ игра, приемы  материализации процессов  чтения и письма,  литературное творчество  детей. Экологические задачи,  проекты, творческие  задания наблюдения,  практические занятия,  опыт,   исследование, экскурсии на природу, предприятия и  организации. Тесты, тестовые  упражнения, игровые,  творческие и  логические  задания. Внеурочная деятельность. Динамические паузы, под­ вижные игры, физкульт­ минутки,  упражнения для  профилактики осанки,  упражнения для глаз, мышц рук и т.д. Физкультурно­ оздорови­тельные и  3 спортивно­  развлекательные  мероприятия, походы. Более   пристальное   внимание   в   своей   работе   я   уделяю     теме  «Групповая   форма работы и работа в парах на уроках в начальных классах». Идея группового обучения, где все обучают каждого, и каждый обучает всех, не нова. Изучив достаточно много материала по данной теме,   я пришла к выводу, что именно эта методика наиболее значима для решения многих вопросов, возникающих на уроке: решение проблемы психологического дискомфорта и создание бесстрессовой обстановки на уроке. Ведь зачастую затруднения, испытываемые   учащимися   при   изучении   нового   материала,   заставляют   их   невольно отказываться   от   глубокого   понимания   проблемы.   Дополнительно   я   ознакомилась   с материалами   исследований,   проведенными   под   руководством   В.Ф.Базарного, подтвердившими, что источником отрицательного воздействия на здоровье детей является не только и не столько внешние факторы, но и сам учебный процесс, его содержание, способы   обучения, (см. http://www.hrono.ru/libris/lib_b/utoml00.html) Я полностью согласна с тем, что психическое и физическое состояние ребенка на уроке зависит не только от того, как ученик сидит, насколько часто включает учитель в урок специальные динамические паузы. Успех всего обучения зависит от того, чему учат ребенка, как организован учебный процесс, насколько само   содержание   образования   позволяет   ученику   чувствовать   себя   значимым.  (см. Лимейтс Х.И. Групповая работа на уроке.) В частности я поняла, что если при изучении учебного   материала   ребенок   остается   без   опоры   на   то,  что   знал   и   умел   прежде,  то   в собственных   глазах   он   станет   ничего   не   знающим   и   не   умеющим,   беззащитным   и   не готовым к дальнейшему восприятию учебного материала.    формы   организации   учебной   деятельности.   Известно,   что   именно   затруднения,   испытываемые   в   процессе   получения   знаний, часто являются главными причинами психологического дискомфорта, повышения уровня тревожности   детей,   ведущей   к   снижению   возможностей   детского   организма,   а, следовательно, к снижению уровня здоровья.  Исходя   из   опыта   работы,   знаю,   что   до   прихода   в   школу,   игровая   деятельность является для детей ведущей, т.к. именно в игре более доступно познание окружающего мира. В  процессе обучения вчерашние дошкольники  лишаются общения со сверстниками (ведь   на   уроках   запрещено   разговаривать   друг   с   другом,   взаимопомощь   называется подсказкой и списыванием). Таким образом, дети, казалось бы, учатся рядом, но не вместе, совершенно   не   сотрудничая   друг   с   другом,   чувствуя   при   этом   собственную незащищённость и уязвимость и теряя интерес к обучению. На помощь решению этих и многих других проблем приходит групповая работа, в ходе которой дети непосредственно общаются друг с другом, а учитель специально строит их сотрудничество,   планируя совместные действия, которые способствуют созданию на уроке более комфортной среды для обучения. (см. Интерактивные методы обучения и управление классом. Бишкек, 2004). 4 Во­первых, при традиционной форме обучения на каждого ученика приходится не более 2­х минут учебного времени. Во­вторых, не все дети одинаково активны и не всегда отвечают, даже когда знают, и, наконец, в ­ третьих, в классе обучаются дети с разным уровнем подготовки и мотивации к обучению.  Итак, как именно я использую этот вид работы в своих уроках?  Начиная эту работу, я   провела   некоторые   исследования   с   помощью   анкетирования,   тренингов.  Мной   было проведено анкетирование и тестирования учащихся по различным направлениям. Исходя   из   анализа   проведённых   исследований,   я   изучила   уровень   мотивации   к обучению   учащихся,   уровень   заинтересованности   происходящим   на   уроках   каждого учащегося.  Мне стало ясно, кто с кем дружит, кого считают самым популярным в классе, с кем ребятам проще общаться на перемене.  После   этого   я   уже   знала,   кто   имеет заниженный уровень самооценки, самокритичность или мнение о своих способностях и знаниях.  Всем известно, что дети в этом возрасте очень общительны, но быстро  утомляются в условиях монотонной деятельности, обычно очень спешат, самоконтроль у них ограничен. На уроках возможен так называемый «рабочий беспорядок», ведь дети громко говорят,  не сдерживая своих эмоций. Стоит учитывать всё это при планировании уроков, чтобы было как можно меньше моментов, предполагающих незанятость отдельных учащихся.   Наверное,   именно   такой   результат,   помогающий   детям   сплотиться,   важен   для дальнейшей   работы   в   процессе   получения   знаний.   В   ходе   уроков,   построенных   на применении групповой формы работы, все дети чувствуют себя на равных правах. Работа в группах позволяет индивидуально регулировать объём материала и режим работы, даёт возможность   формировать   умение   сообща   выполнять   работу,   использовать   прием взаимоконтроля.   Возможность   самостоятельно   оценивать   свою   работу   позволяет соблюсти   принцип     безопасности   такого   характера,   когда   ученик   не   боится   получить плохую (в его понимании) оценку, развивать интерес к предмету, а использование опорных сигналов   (кластеров,   таблиц,   схем,   рисунков)   облегчает   запоминание   изучаемого материала.   Я   пришла   к   выводу,   что   эта   форма   работы   лучше,   чем   фронтальная, обеспечивает   учёт   индивидуальных   особенностей   учащихся,   открывает   больше возможностей для коллективной познавательной деятельности. Я   считаю,   что   при   систематической   организации   групповой   работы   в   учебном процессе   и   соблюдении   определенных   условий   дети   начинают   учиться   с   большим удовольствием, ощущая радость познания.  Кроме того решается ряд других учебных и воспитательных задач:  возрастает объём усваиваемого материала и глубина его понимания;  на формирование понятий, умений, навыков тратится меньше времени;  ученики комфортно чувствуют себя в школе;  возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;  меняется   характер   взаимоотношений   между   учащимися,   сплочённость   класса возрастает; 5  дети активно помогают в учёбе своим товарищам и с большим уважением относятся к труду учителя;  приобретают   навыки,   необходимые   для   жизни   в   обществе:   самостоятельность, тактичность, ответственность. Это   наиболее   важные   аргументы   для   использования   метода   групповой   работы, который, как и все остальные модули обучения, я буду обязательно использовать в своей дальнейшей работе. У современных методик ведения уроков есть много сторонников, но не меньше противников. В защиту данных методик мне хотелось бы сказать следующее: мы должны идти в ногу со временем и говорить на одном языке с нашими учениками, веря, что именно педагогика сотрудничества приносит положительные результаты обучения.         Основной   организационной   формой   в   развивающем   обучении   остается   урок. Эффективность таких уроков оценивается по разным показателям: по степени реализации дидактических принципов системы общего развития или типических свойств методической системы.   Свое   воплощение   эти   свойства   находят   в   трех   компонентах   урока:   в   его содержании,   в   построении   процесса   учения,   в   характере   отношений.   Для   повышения эффективности урока использую нестандартные формы обучения. При проведении таких уроков применяю ИКТ. В результате соединения учебной и игровой деятельности дети учатся   моделировать   учебный   материал,   самостоятельно   добывать   знания   (пользуются познавательной   литературой,   энциклопедией,   на   уроках   выступают   с   сообщениями   по изучаемой   теме,   пользуясь   информационными   ресурсами   сети   Интернет).   Эта   форма работы помогает мне прививать интерес к изучаемым предметам и поддерживать его в дальнейшем.  Я   стремлюсь   строить   обучение   так,  чтоб   успеха   добился   каждый   в  меру способностей   и   возможностей.   Даю   шанс   самым   неуверенным   учащимся.         Изучение курса начального звена – процесс раскрытия содержания ведущих  понятий по изучаемым предметам на разных этапах их осмысления, понимания и применения через постановку и решение на уроках учебных задач. Главный акцент в проектировании учебной деятельности   ориентирован   на   самостоятельный   поиск   новых   знаний,   на   основе наблюдения, сравнения, классификации, установления взаимосвязей, взаимозависимостей, обобщения;   в   индивидуальном   темпе   в   сочетании   с   приемами   взаимообучения   и взаимопроверки.            Мои учащиеся – «маленькие почемучки», им интересно все! С 1 класса проводятся внеурочные занятия. Занятия проходят каждый день. Устное и письменное анкетирование позволяет   мне   выявить   интересы   моих   учеников.   Обработав   результаты,   выстраиваю последовательность   работы   занятий.   Если   в   первом   классе   занятия   носят   больше пассивный характер (я сама рассказываю детям о том, почему светит солнце, идет дождь и многое другое), то со второго класса главным принципом построения занятий является не передача знаний от учителя ученику, а поиск – исследование, поиск индивидуальный и коллективный. В результате формируется личность с новым менталитетом: мои ученики раскрепощены, верят в себя и свои способности, учатся свободно мыслить. Я отношусь к 6 ним, как  к равным: на занятиях царит атмосфера сотрудничества, совместного поиска методом проб и ошибок.          Считаю проблемы, поставленные мною, решенными не до конца. Думаю, что новые проблемы, которые появляются в обучении, связаны в первую очередь с падением интереса к образованию в целом. Пути решения их вижу в применении новых технологий, а для этого необходима оснащенность школы современными средствами обучения.                 Я – классный  руководитель. Большое внимание  уделяю  воспитательной   работе  в классе.  Целью  моей воспитательной работы  является создание условий для развития многогранной творческой личности. Методика моей воспитательной работы строится на коллективной   творческой   деятельности.   Опираясь   на   общеобразовательную   подготовку учащихся  и   учитывая   их  интересы,  способности   и  возрастные  возможности   я  провожу воспитательные   мероприятия,   которые   расширяют   кругозор   учащихся,   увеличивают познавательные возможности, развивают самостоятельность и активность.         Дети моего класса активно участвуют во всех школьных и районных мероприятиях. Расширяю социальный опыт детей средствами внеурочной и внешкольной деятельности (экскурсии, походы, предметные недели, общешкольные праздники, конкурсы).        Огромную роль в воспитании детей играют родители, которых я сумела организовать и объединить.  Вообще   я   считаю,   чем   сплочённее   родители,  тем   дружнее   дети.  Родители принимают   активное   участие   во   всех   классных   мероприятиях,   помогают   мне,   как классному руководителю, в организации и проведении, а детям в подготовке мероприятий. Родители живут жизнью класса вместе с детьми.  Активно повышаю уровень  профессиональной компетенции через курсы повышения квалификации.  2013  г.  ­  «Курсы   обучения   учителей   по   программе   третьего   (базового) уровня в рамках уровневых программ повышения квалификации педагогических кадров Республики   Казахстан»     при   филиале   АО   «Национальный   центр   повышения квалификации» «Өрлеу»  по Акмолинской области. 2013 г. – «Курсы по методике работы с интерактивной доской» при филиале АО «Национальный центр повышения квалификации»   по   Акмолинской   области.  2010   г.   –   «Курсы   повышения   квалификации   по «Өрлеу»  тематике   «Научно­теоретические   и   методические   основы   преподавания   предмета «Самопознание» в общеобразовательной школе»  при Акмолинском  ИПК и ПРО.     Регулярно   изучаю  статьи   в   журналах     «Начальная   школа   плюс     До   и   После», приложение  к  газете  «Первое  сентября»,   «Начальная  школа  Казахстана»,    «Классный руководитель»   и   на   образовательных   сайтах     «Про   школу.ру»,     «Сеть   творческих учителей»,   «Педсовет»,  «Методическая копилка»,   «Инфоурок»,   «Учитель   начальных   классов   Казахстана»  и   многих   других. Создала   персональный   сайт,   на   котором   размещаю   материалы   моих   методических разработок, как и на других сайтах (копии сертификатов прилагаются):  «Сеть   творческих   учителей»,   «Продлёнка», Постоянно   работаю  над   совершенствованием   профессионального   мастерства   через практикумы для учителей и принимаю активное участие в методической работе школы и района,   школьного   методического   объединения   учителей начальных  классов.  Делюсь  опытом  работы  с   коллегами,   выступаю  с   докладами   и  являясь   руководителем   7 сообщениями на заседаниях  методических объединений, районных семинарах. Принимаю активное участие в жизни школы и района. Работая над темой самообразования «Групповая форма работы и работа в парах на уроках   в   начальных   классах»,   строю   занятия   с   учётом   знания   возрастных   и психологических особенностей учащихся. Всё это помогает мне применять на практике принципы личностно – ориентированного обучения и воспитания, а детям раскрыться и почувствовать   себя   полноценным   участником   учебного   процесса.   Отмечается положительная динамика уровня знаний учащихся по предметам.    от   Основная   функция   учителя   сегодня   –   направляющая.  Ученик   и   преподаватель выступают   при   таком   подходе   в   качестве   равноправных   партнёров   образовательного процесса,   происходит   переход     авторитарного   стиля   преподавания   к демократическому. Недостаточно просто провозгласить этот лозунг  по изменению стиля. Важно понять, какие задачи стоят за этими словами: необходимо полностью   изменить подход   к   постановке   целей   занятий,   к     подбору   материала   и       приемов   введения информации,   в   выстраивании   взаимоотношений   учитель   –   ученик.   Если   учитель   хочет воспитать   творческую,   самостоятельно   мыслящую,   умеющую   принимать   решения личность,   то   он     должен   строить   своё   отношение   к   процессу   обучения,     и   всячески поощряя     это   в   своих   учениках,   давая   возможность   ошибаться,   стимулируя самостоятельную   работу   учащихся,   побуждая   их   к   принятию   решений,   зная   и   об ответственности за свои решения.  8

Теоретическое обоснование работы по теме самообразования.

Теоретическое обоснование работы по теме самообразования.

Теоретическое обоснование работы по теме самообразования.

Теоретическое обоснование работы по теме самообразования.

Теоретическое обоснование работы по теме самообразования.

Теоретическое обоснование работы по теме самообразования.

Теоретическое обоснование работы по теме самообразования.

Теоретическое обоснование работы по теме самообразования.

Теоретическое обоснование работы по теме самообразования.

Теоретическое обоснование работы по теме самообразования.

Теоретическое обоснование работы по теме самообразования.

Теоретическое обоснование работы по теме самообразования.

Теоретическое обоснование работы по теме самообразования.

Теоретическое обоснование работы по теме самообразования.

Теоретическое обоснование работы по теме самообразования.

Теоретическое обоснование работы по теме самообразования.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.01.2017