ВАШЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО
О ПУБЛИКАЦИИ В СМИ И РЕЦЕНЗИЯ
бесплатно за 1 минуту
Добавить материал
Количество Ваших материалов: 0.
Авторское
свидетельство о публикации в СМИ
добавьте 1 материал
Свидетельство
о создании электронного портфолио
добавьте 5 материала
Секретный
подарок
добавьте 10 материалов
Грамота за
информатизацию образования
добавьте 12 материалов
Рецензия
на любой материал бесплатно
добавьте 15 материалов
Видеоуроки
по быстрому созданию эффектных презентаций
добавьте 17 материалов
Светлана Быханова Свидетельство о публикации Рецензия
Свидетельство о публикации Скачивание доступно только автору
Тепло родного очага  (Внеурочная деятельность)
Файл:

семинар Быханова С. В..docx - Тепло родного очага (Внеурочная деятельность)


Все файлы публикации > семинар Быханова С. В..docx
Тепло родного очага  (Внеурочная деятельность)

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п. Петровский
Краснопартизанского района Саратовской области»
Тепло родного очага
(Внеурочная деятельность)
Подготовила
учитель начальных классов
МОУ «СОШ п. Петровский»
Быханова
Светлана Викторовна
1

Тепло родного очага  (Внеурочная деятельность)

2016 год
Тепло родного очага
Цели:
– создание благоприятных условий для формирования у учащихся
положительного отношения к семье как к одной из важнейших
жизненных ценностей;
– поиск нравственных ориентиров.
Задачи:
Оборудование:
1. Показать ценность семьи, её уникальность и важность
для всех её членов.
2. Воспитание любви к близким людям, уважения к старшим,
стремления помогать им во всем.
3. Показать, что разногласия между детьми и родителями
возникают в силу того, что нет взаимопонимания.
4. Развитие способности взаимопонимания, умения находить выход
из конфликтных ситуаций.
1. Выставка рисунков «Моя семья – семь Я».
2. Сочинения ребят «Моя семья».
3. Записи песен: «Родительский дом», «Под крышей дома».
4. Пословицы о семье.
5. Стихи о семье.
6. Выставка «В моей семье хранятся реликвии…»
7. Презентация «Моя семья»
8. Мультимедийный проектор, ноутбук.
9. Карта Саратовской области
2

Тепло родного очага  (Внеурочная деятельность)

Ход занятия
(1слайд)
Организация
Учитель. Добрый день уважаемые родители, гости, ребята.
Во всех странах мира люди, встречаясь, приветствуют друг друга по – разному. Давайте и
мы поприветствуем друг друга. А теперь я попрошу вас всех встать в круг.
•Арабы скрещивают руки на груди.
• Японцы при встрече кланяются.
• Таджик, принимая гостя в своем доме, пожмет протянутую ему руку двумя своими в
знак уважения.
Целеполагание
Я рада приветствовать вас на нашем занятии «Тепло родного очага», посвящённом всем
нам – зрелым и юным, взрослым и детям.
А как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем занятии?
– Как вы понимаете слово “очаг”?
­ Давайте найдём значение этого слова в школьном толковом словаре. Сколько значений у
слова? (Очаг ­ устройство для разведения и поддержания огня. Семейный очаг.)
­ А вы знаете, что первобытный человек ценил очаг больше всего.
Это было давным­давно,
В позабытые предками годы.
Когда жили еще племенами
И везде были чистыми воды.
Там в долине прекрасной,
Что ее не окинешь и взором,
Жило племя людей,
А кругом были яркие горы.
Цепь лесистых бугров и зеленых лугов
Дополняли красоты долины.
На охоту изо дня в день
Уходили в горы мужчины.
Родной их очаг – уют и тепло –
Не гаснул ни ночью, ни днем.
В любое ненастье манил он к себе
Ярким красным огнем.
Мужчины, спускаясь в долину с гор,
3

Тепло родного очага  (Внеурочная деятельность)

Видя родной очаг,
Знали, что дома все хорошо,
И прибавляли шаг.
Спокойно и мирно тянулись года,
Но за солнечным днем приходит ненастье.
И вот неожиданная беда
Унесла у людей счастье.
Горе застало племя врасплох:
В горах на охоте были мужчины –
Разрушили варвары вся и все.
Потух их очаг родимый.
Ничто не светит мужчинам вдали –
И стала их поступь тяжелой,
Тревогой сердца их были полны,
Никто не обмолвился словом.
О, где ты, огонь очага?!
Багровый ночью, синеватый при свете дня,
Отец, страж и спаситель
Даже в самые тяжкие времена.
И вдруг, о, чудо! Слабый огонь
Из уголька возгорается.
Одной из женщин он был сохранен, –
Значит счастье в дом возвращается.
И снова дышит родной очаг.
Звонко смеются дети.
А вот малыш сделал первый шаг –
Как жить прекрасно на свете!
Храните, люди, семейный очаг,
В нем сила ваша и крепость –
Это было, это есть и сейчас,
И это так будет вечность.
Вот и у нас появился такой очаг. Как вы думаете, будет ли он долго поддерживать
огонь?
Почему?
Давайте подбросим поленья. Они лежат у вас на партах. Надо назвать добрые слова,
которые помогут не погаснуть нашему очагу.
Посмотрите, как разгорелось пламя в нашем родном очаге. Я хочу поделиться с вами
этим теплом. (Беру искорки и разношу гостям.)
­Вокруг очага люди стали устанавливать крышу, возводить стены ­ словом, строить дом.
Мы с ребятами узнали, что слово « дом» произошло от латинского слова «домус», что
означает «жилище», «хозяйство». Поэтому чаще всего мы домом называем жилое
помещение, квартиру, где ночуем, едим, отдыхаем, куда приходим из школы или
4

Тепло родного очага  (Внеурочная деятельность)

возвращаемся из долгого путешествия. Давайте мы построим свой дом. На ваших столах
лежат брёвнышки. Напишите на каждом из них слова, сохраняющие тепло вашего дома.
Чаще всего «дом» ассоциируется со словом «очаг». Это не костёр посреди квартиры, это
атмосфера, которую мы создаём своими руками. (Родители и дети крепят брёвнышки
на доске)
Слайд 2
« Дом, как известно всем давно,­
Это не стены, не окно,
Это не стулья со столом:
Это не дом.
Дом – это то, куда готов
Ты возвращаться вновь и вновь,
Яростным, добрым, нежным, злым,
Еле живым.
Дом – это там, где вас поймут,
Там где надеются и ждут,
Где ты забудешь о плохом, ­
Это твой дом».
У каждого из нас есть родительский дом, где нас ждут и помнят.
Песня Родительский дом 1 куплет
Семейный очаг, семья, родительский дом, родина. Как созвучны эти слова.
Назовите область, в которой мы живём.
Какую дату отмечает наша область в этом году?
Как называется наш район?
А когда нашему району исполнилось 80 лет?
Это большой наш дом. А как можно назвать дом поменьше?
(Карта Саратовской области)
Найдите центр нашего района и отметьте его флажком.
Если мы возьмём отдельный дом, то увидим, что там живёт семья.
Семья­ это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку, и слезы, и смех,
Взлет и падение, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печать.

Семья­ это то, что с тобою всегда
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены, родные, отчий твой дом­
Сердце навеки останется в нем!
Сегодня к нам в гости пришли работники сельской библиотеки.
5

Тепло родного очага  (Внеурочная деятельность)

Они познакомят нас с книгами, которые вы можете прочитать в сельской библиотеке.
(Выставка книг о семье, мультфильм о семейном празднике.)
­Я думаю, нам ещё много раз предстоит посетить нашу библиотеку, потому что мы
создаём разноцветную книгу о семье. В ней мы собираем пословицы, стихи о семье.
Давайте заглянем в эту книгу.
Настя прочитает стихотворение «Моя семья».
Хорошо спокойно в доме:
Вместе вся моя семья.
О весёлом, добром гноме
Слышу снова сказку я.
Её мама мне читает,
Может быть, сто первый раз
Сердце бьётся, сердце тает:
«Что случится там сейчас?»
Шелестит мой дед газетой.
Папа смотрит свой футбол.
Не пойму: иль здесь, иль где – то,
Слышно радостное: «»Гол!»
В кресле, спицами играя,
Чудо бабушка творит.
Во дворе собака лает,
Кот у ног моих лежит.
Я сижу, шалить не смею:
Так тепло, уютно мне.
Зайчик солнечный несмело
Притаился на стене.
Песня «Семья»
Лежит передо мной игрушек куча,
Но всем уже давным – давно известно,
Что мне одной играть довольно скучно
И совсем – совсем неинтересно.
А вот когда со мной мои родные
И самые любимые мне люди,
Я сразу забываю про унынье.
И всегда так было, есть и будет…
Будет день счастливый и чудесный самый,
Если рядом будут папа и мама.
Буду я весёлой, буду очень рада,
Если будут рядом сестрёнка с братом.
А ещё я буду бесконечно рада,
Если рядом дедушка и бабушка рядом.
Ну а больше всех буду рада я,
6

Тепло родного очага  (Внеурочная деятельность)

Если будет рядом вся семья,
Вся моя семья.
И надо мне признаться папе с мамой,
Что иногда бываю я, конечно,
Немного непослушной и упрямой,
Но люблю, люблю вас бесконечно!
Меня не напугают неудачи,
Не страшен будет мне холодный ветер,
Со мной моя семья, а это значит,
Я счастливей всех на этом свете!
В Интернете мы нашли рисунки о семье и решили сделать небольшую выставку наших
работ. Мы её так и назвали «Тепло родного очага. Моя семья».
­ Где бы мы ни были, мы всегда помним о своей семье, о близких нам людях: о родителях,
сёстрах и братьях, бабушках и дедушках. Семья – совсем как маленькая Вселенная;
создать хорошую семью нередко бывает труднее, чем, скажем, написать книгу, сделать
открытие. Раз семья ­ Вселенная, пусть маленькая, должны существовать и загадки
Вселенной. И они действительно существуют. На каждую загадку есть разгадка и
некоторые из них мы попытаемся сегодня разгадать!
«Загадки о домочадцах» (Слайд загадки)
1. Кто на свете для ребенка
Всех мудрее и добрее?
Руки чьи всегда в работе?
Седина в чьих волосах?
Кто, забыв дела, заботы,
Приходила к нам на днях? (Бабушка).
2. Кто в очках сидит с газетой,
Все читает: то и это?
Кто в субботу спозаранку
Уезжает на рыбалку?
Домино кто обожает,
А политиков ругает? (Дедушка).
3. В гараже кто пропадает,
Меры времени не знает?
Говорит: «Приду сейчас!» ­
Ждем его четвертый час!
Кто зарплату в дом приносит?
Мусор раз в году выносит? (Папа).
4. Кто всегда с утра пораньше
Гладит, вяжет, моет, шьет?
Кто рукой в окно помашет?
Кто от радости поет?
7

Тепло родного очага  (Внеурочная деятельность)

В парикмахерскую мчится
Этот кто­то иногда. (Мама).
5. У кого друзья повсюду,
Телевизор тоже друг?
Кто не любит мыть посуду,
Чистить вредный едкий лук?
Кто, на улице гуляя,
Счет минутам не ведет?
Кто, параграфа не зная,
Смело на урок идет? (Сын).
У кого всегда в порядке
Книжки, ручки и тетрадки?
Маме кто всегда поможет?
Кто белье в комоде сложит?
Кто польет в горшках цветы?
С телефоном кто на «ты»? (Дочь).
Благодаря этим загадкам, мы с вами коснулись очень интересной темы родственных
отношений. Каждый из нас, только родившись, оказывается в этом хитросплетении
родственных отношений. У ребёнка может ещё не быть имени, но он уже чей­то сын или
дочь, внук или внучка, брат или сестра, племянник или племянница и даже может
оказаться кому­то уже дядей и тётей.
Вопросы к родителям:
Свекровь и свёкор. Кто это? (родители мужа)
Тесть и тёща. Кто это? (родители жены)
Кто такие шурин и свояченица? (брат жены и сестра жены)
А как называют брата мужа и сестру мужа? (деверь и золовка)
Кто такие свояки? (мужья сестёр)
Кто такие невестки? (жёны братьев)
Кого называют зятем? (мужа дочки, сестры или золовки)
Кем приходится сын женщины родителям её деверя? (внуком).
Кто такие бабушка и дедушка? (родители мамы или папы).
Как зовут сестру мамы или папы? (тётя).
А кто такой дядя? (брат мамы, папы или тёти).
­ Мы сейчас познакомим вас с одной семьёй. (Сценка «Моя семья»)
Папа сидит в кресле с газетой, мама у телефона на стульчике. Мальчик играет один
на полу с кубиками. Телефонный звонок.
Мама: Здравствуй, Любочка, подружка, ты давно мне не звонишь!
Может быть, сегодня в гости на минутку забежишь?
Много дел? Да, да, немало ждёт домашних нас хлопот:
Надо приготовить ужин, постирать, сварить компот…
8

Тепло родного очага  (Внеурочная деятельность)

Сын: Мама, скучно мне играть, сказку можешь почитать?
Мама: Подожди ты, не гуди! И немножко помолчи…
Что? Ты кофточку купила? Ах, какой красивый цвет!
Рюшки! Бантики, оборки? Замечательно, слов нет…
Сын: Мама, скучно мне стоять…
Может, нам с тобою вместе что­нибудь нарисовать?
Мама продолжает в трубку
Да? Каблук такой высокий?
Сможешь ты такой носить?
Ах, как хочется мне тоже
Эти туфельки купить! (Кладет трубку).
Мальчик.
Мама, скучно мне стоять.
Может нам с тобою вместе
В паровозики сыграть?
Мама: Ах, мне некогда, сыночек,
Побежала я стирать,
Вон сидит на кресле папа,
Попроси его сыграть!
Мальчик (подходит к папе и дергает его за рукав).
Папа, папа, не читай,
Лучше в мячик поиграй!
Я тебя прошу давно,
Отведи меня в кино!
Папа.
Это все потом, мой милый,
Ты сходил бы погулять…
Мне же нужно очень срочно всю газету дочитать!
Вот (показывает газету) футбол сегодня будет!
(Гордо) Я — болельщик «Спартака»!
Мы с тобою поиграем завтра вечером. Пока!
Ты бабулю попроси, ты к бабуле подойди!
(входит Бабушка, говорит по мобильному телефону)
Бабушка:Да, да, да, я помню, помню –
Совещание у нас.
Гости с Франции приедут?
Тороплюсь, бегу тотчас.
9

Тепло родного очага  (Внеурочная деятельность)

(набирает номер)
К подъезду мне машину срочно,
Ведь опаздывать нельзя!
Подожди, внучок мой милый,
Завтра очередь твоя.
А гулять… об этом, кстати,
Попроси сестренку Катю (уходит)
Катя смотрит в зеркало и красит ресницы.
Мальчик: Катя, ты сегодня сможешь
Самолет дорисовать,
Или катер будем в ванной
Мы с тобою запускать.
Катя.
Скажешь тоже! Мне сегодня
В институте надо быть,
Скоро лекция начнется,
Мне пора уж выходить.
А вчера знакомый Славка
Пригласил меня в кино.
Ни минуточки свободной,
Все расписано давно.
И вообще, есть старший братик!
Комп он только что включил,
Обратись к нему, братишка,
Поиграть его проси.....(убегает)
Сын:(подходит к брату):
Можно рядышком присяду?
Очень скучно одному..
Про Медведя и про Машу
Мультик посмотреть хочу!
Брат:
Да ты что! Какая Маша?..
И какой такой Медведь?..
В кои веки "оторвался"
В Интернете посидеть!
/Сын начинает шмыгать носом, брат достает платок, вытирает ему нос и
потихонечку выпроваживает/
Брат:
10

Тепло родного очага  (Внеурочная деятельность)

Нет­нет­нет, малышек слезы я совсем не выношу...
Ладно, братик, успокойся! Мультик завтра покажу!..
Мальчик остается один, он в недоумении пожимает плечами.
Сын: У меня семья большая ­ весело б могли все жить...
Неужели трудно детям время взрослым уделить?!
Выходят трое детей
1. Мама, папа и сестренка, пожалейте вы ребенка!
Порисуйте, почитайте и в индейцев поиграйте.
2. Потому что малышу скучно в доме одному.
Подрастет малыш потом ­ и поможет вам во всем.
3. Ведь воспитывать детей – хотите, не хотите ли,
Очень трудная работа, милые родители!
­Ребята, поднимите руки, кому хочется жить в такой семье?
Почему?
­ Мы постараемся доказать, что наши семьи совсем другие. И сейчас мы возьмём
интервью у наших мам.
Представьтесь, пожалуйста.
Кто с вами сидит рядом?
Сколько у вас всего детей?
• А Вы чувствуете себя счастливой мамой?
• Какая самая счастливая минута в вашей жизни?
• В какое время года вы встретили свою вторую половину?
• Кем вы мечтали стать в юности?
Сбылась ли ваша мечта?
• Приходилось ли вам о чем­нибудь пожалеть в жизни?
• Чем вы любите заниматься в свободное время?
Стих «Моя мама» (Китаева Ирина)
Наша мама, как весна:
То как солнце, засмеётся,
То как лёгкий ветерок,
Головы моей коснётся.
То рассердится слегка,
Будто тучка набежала,
То как радуга, она
11

Тепло родного очага  (Внеурочная деятельность)

Поглядит и засияла!
Как заботница весна
Не присядет, не устанет.
Вот придёт домой она,
И тот час весна настанет.
Нашим мамам посвящается песня о маме (Семья Одиноковых)
Семьи могут быть разные. Но самое главное в них должны царить любовь, забота,
взаимоуважение. Только тогда можно сказать, что это хорошая, настоящая семья.
­ Я думаю, что семья, которая сейчас выйдет является настоящей семьёй. (Презентация и
рассказ о семье. Мама и сын Галановы)
­Чтобы сберечь тепло своего родного очага, мы стараемся не забывать свои корни. Все
вместе собираем материалы о своей семье, создаём свои родословные.
­У каждого из нас есть вещи, предметы, которые дороги. Порой бывает так, что человека
уже нет, а его любимая вещь остаётся и бережно хранится в семье. А некоторые
становятся реликвиями, передаются из поколения в поколение. Сегодня у нас небольшая
выставка, посвящённая участнице Вов. А правнучка написала сочинение.
Сочинение о прабабушке (Коврова В.)
­ Мы часто хотим быть на кого – то похожи. Посмотрите сценку о бабушках (ДК). Может
быть кто – то узнает свою любимую бабулю.
­Это шуточная сценка. Ведь на самом деле наши бабули – очень замечательные люди.
Песня «Бабушка»
Итог занятия
­ Давайте вспомним, о чём шла речь на нашем занятии?
Скажите, какая должна быть семья, чтобы всем, кто живет в ней, хотелось быть дома,
идти в родной дом к своему родному очагу?
Сердечная
Заботливая
Внимательная
Терпимая
Доброжелательная
И это лишь часть важных качеств, которые есть в нашем доме.
­ Я думаю, что в наших семьях
уважают старших,
помогают по дому,
делают любую работу вместе,
12

Тепло родного очага  (Внеурочная деятельность)

понимают друг друга,
заботятся о ближних,
делают приятные мелочи родным и близким.

Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть его дороже
На этой сказочной земле!
Вот мы построили ДОМ, в котором тепло.
Соберите в ладони своё т е п л о.
Пусть его будет м н о г о.
Почувствуйте э т о т е п л о.
Поделитесь своим теплом друг с другом.
Синквейн к словам
ДОМ ОЧАГ.
Надёжный, красивый. Уютный, тёплый.
Охраняет, оберегает, защищает. Обогревает, утепляет, успокаивает.
В доме уютно, а это самое главное. Берегут с давних пор.
Жизнь. Тепло.
Прочитайте свои синквейны.
Поздравляем всех с наступающими праздниками, дарим всем небольшие подарки
(пасхальный зайчик).
В начале нашего занятия вы получили маленькие искорки. Они согрелись вашим теплом.
Если понравилось наше занятие, то поместите свою искорку около нашего очага, чтобы
мы могли почувствовать ваше тепло и уважение.
Песня «Я желаю счастья»
13

Тепло родного очага  (Внеурочная деятельность)

Литература:
Разработки в Интернете.
14

Прямая ссылка на скачивание файла: Скачать файл
закрыть
НОВОЕ СООБЩЕНИЕ
Администрация «Знанио»
Здравствуйте, проверьте свои знания
во Всероссийских педагогических тестированиях:

- выберите тему
- пройдите небольшой тест
- получите СЕРТИФИКАТ ОТЛИЧИЯ