ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК: ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА
Оценка 4.6

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК: ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА

Оценка 4.6
Руководства для учителя
pdf
религиоведение
4 кл—9 кл
16.01.2017
ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК:     ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА
ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ могут быть полезны учителю и ученикам для понимания и правильной интерпретации православных духовно-нравственных категории и понятий, терминов, используемых на предметах духовно-нравственного цикла (например: "агиография", "аскеза", "венчание", "Ветхий Завет", "Голгофа", "душа", "канонизация", "крест", "лик", "мощи", "номоканон", "орарь", "осанна" и многие другие).
ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СПРАВОЧНИК.pdf

ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА

 

Терминологический справочник

 

фия (от гр. agios «святой» и grafo «пишу»), научная дисциплина,

занимающаяся изучением житий святых, богословскими и историкоцерковными аспектами святости. Жития святых могут изучаться с богословской, исторической, социально-культурной и литературной точек зрения.

 

рь – (от латин. alta ara – «возвышение», «жертвенник»), всегда находится в восточной части храма. Он возвышается над основным уровнем храма на несколько ступенек; область Божественного, небесного.

 

нгел (от греч. angelos – «вестник») – в иудейской, христианской и мусульманской религии: сверхъестественное бесплотное существо, посланец Бога, покровительствующий человеку (изображается обычно в виде крылатого юноши).

 

липсис – (от греч. apokalipsis – «откровение»): последняя книга Нового Завета.

 

стол – 1. (от греч. apostolos – «посланник»)  – наименование ближайших учеников Иисуса Христа, призванных Им и посланных проповедовать Евангельское учение по всему миру. Они разделяются на 12  и 70 апостолов.  2. Наименование богослужебной книги, содержащей части Нового Завета (Деяния, Послания апостолов и Апокалипсис).

 

нгел – (от греч. arhangelos – «начальник ангелов»), в христианской

традиции – ангел высшего чина. 

 

скоп (греч. archiepiskopos – «главный, старший епископ»). В

настоящее время в РПЦ это звание является почётным титулом.

 

Архиер й – в православной церкви высший чин монашествующего духовенства (епископ, архиепископ, митрополит, патриарх).

 

т (греч. archimandritēs) – В православной церкви: высшее звание

монашествующего духовенства, предшествующее епископу, почётный титул настоятеля крупного мужского монастыря. 

 

Аск за (от греч. askesis – «упражнение») – вид духовной практики, самоограничение в чем-либо, самоотвержение, исполнение особых обетов.

 

Аск т – монах, отрекшийся от мира и проводивший жизнь в посте, молитве,  делах милосердия, в выполнении особых Богу данных обетов. 

 

Б блия (греч. biblia – книги) – свод Священных книг иудейской и христианской религий, состоящий из Ветхого Завета (признаваемого каждым из этих вероучений) и Нового Завета (признаваемого только христианством).

 

нный – (гр. makarios, лат. Beatus). У западных христиан наименование beatus усваивается тем подвижникам, которым установлено местное почитание. На Руси данная форма святости не получила широкого распространения, но сам термин вошел в употребление. Блаженный – человек, который отказался от всех мирских ценностей, житейской мудрости и рассудочной ясности в общении; юродивый (обладающий даром прорицания). 

 

Богослуж ние – совершение религиозных обрядов, церковная служба.

 

ченик (великомученица) – церковное именование христиан

высокого рода или сана, принявших особенно тяжкие мучения за веру.

 

ние (браковенчание) – одно из семи Таинств Церкви, в котором

вступление в брак освящается молитвой и церковным благословением.

 

Вера – твёрдая убеждённость, глубокая уверенность в ком-либо, чём-либо. Вера есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом (апостол Павел).

 

Ветхий Завет – древнейшая, дохристианская часть Библии, признаваемая Священным Писанием в иудейской и в христианской религиях; религиозная история до рождества Христова. 

 

Витр ж (франц. vitrage) – картина, орнаментальная композиция, священное изображение из цветных стёкол (в окнах и дверях или как самостоятельное декоративное панно). 

 

Волхвы – восточные мудрецы, прорицатели.

 

фа – гора близ Иерусалима, на которой был распят Иисус Христос, символическое изображается в виде горки или камней, помещённых под распятием.

 

Гора Синай (также гора Моисея, гора Хорив) — гора на Синайском полуострове в Египте. Согласно Библии на этой горе Бог являлся Моисею и дал Десять заповедей. 

 

Грех – в христианском вероучении: нарушение действием, словом или мыслью воли Бога, религиозных предписаний, правил.

 

кон – в православной церкви: священнослужитель, имеющий первую (низшую по отношению к священнику) степень священства, помощник священника при совершении церковной службы. 

 

Духовн к – 1. Священник, исповедующий в грехах верующего. 2. Духовный отец — священник, берущий на себя отцовскую заботу и ответственность о духовном возрастании и спасении духовных чад.

 

Душадуховная сущность человека, особая нематериальная бессмертная сила, обитающая в теле человека, покидающая его после смерти.

 

нгелие – Священное Писание, в переводе с греч. означает «Благая Весть» – общее название для первых четырёх книг Нового Завета, написанных апостолами в I веке: Евангелие от Матфея (т. е. написанное апостолом Матфеем), Евангелие от Марка, Евангелие от Луки и Евангелие от Иоанна, повествующих о рождении Иисуса Христа Спасителя, Его жизни на земле и учении, о Его смерти и воскресении.

 

Евангел сты – апостолы, написавшие Евангелия: Матфей, Марк, Лука и Иоанн.

 

Еп рхия – церковно-административный округ, находящийся под управлением епископа. 

 

Еп скоп – высший духовный сан в православной, католической и англиканской церквах; лицо, облечённое этим саном.

 

Жити жизнеописание какого-либо святого, подвижника и т.п.; их жизнь и деяния (см. агиография).

 поведьрелигиозно-нравственное предписание.

 

Иг мен – в православной церкви настоятель мужского монастыря.

 

Иеромон х (от греч. hieros – «священный» и сл. «монах») – монах в сане священника. 

 

Иерусал м – один из древнейших городов мира, является священным местом для иудеев и христиан. 

 

Ик на (греч. eikōn – «изображение, образ, подобие») – священное изображение Бога, Божьей Матери, святых, ангелов, имеющее религиозное назначение, написанное по особым канонам и получившее признание Церкви.

 

фия (от греч. eikōn – «изображение, образ» и graphō – «пишу») – изучение и описание изображений каких-либо определённых лиц или сюжетов (истолкование их смысла, символики, атрибутов.

 конописьвид религиозной живописи – писание икон.

 

Иконост с (от греч. eikōn – «изображение», образ и stasis – «стояние», место стояния) – в православной церкви: стена с иконами, отделяющая алтарь.

 нокправославный монах.

 

н – 1. Установленное и узаконенное высшей церковной иерархией правило или догмат. 2. Список, собрание религиозных книг, признанных церковью в качестве священного писания. 3. Церковное песнопение в похвалу святого или праздника.

 

Канониз ция – процесс признания Церковью и причисление к лику святых.

 

Католиц зм – одно из основных (наряду с православием и протестантизмом) направлений в христианстве со своей церковной иерархической организацией, возглавляемой Папой Римским.

 

К федра (от греч. kathedra – «сиденье, стул») – В христианской церкви: возвышение с креслом для епископа, с которого произносятся проповеди. 

 

Кафе льный собор – главный храм региона, где находится кафедра местного епископа.

 

Кл рикцерковнослужитель; тот, кто относится к клиру – (греч. klēros –

«жребий, удел») – в христианской церкви: совокупность священнослужителей и церковнослужителей; духовенство.

 

Крестсвященный знак, символ принадлежности к христианскому вероисповеданию (на таком кресте был распят Христос).

 

Крещ ниеодно из главных христианских Таинств, совершаемое над новорожденными или над взрослыми людьми, принимающими христианскую веру. Знаменует вступление в Церковь.

 

К пол (итал. cupola) – сферическая крыша, наружный свод в форме полушария.

 

Лавра (греч. laura – «улица, многолюдное место») – название крупных православных мужских монастырей, непосредственно подчинённых высшей церковной власти.

 данароматическая смола, используемая во время церковной службы. 

 

Ламп данебольшой сосуд с фитилем, наполняемый маслом и зажигаемый перед иконой.

 

Лик1. Изображение лица Божества, святого на иконах. 2. Лик – единое множество, группа, собрание, сонм (о тех, кого почитают), например, лик святых, лик страдальцев и мучеников.

 

Литург яглавное христианское богослужение, включающее в себя чтение отрывков из Библии, песнопения, молитвы. Главным моментом литургия является Таинство Евхаристии (Причастия). 

 

Митропол т (греч. metropolitēs) – в православной церкви: титул некоторых епископов, управляющих особо древними или обширными епархиями; лицо, носящее этот титул.

 

Моз ика – изображение, составленное из небольших разноцветных кусочков одного или различных материалов (смальта).

 

Мол тва – установленный канонический текст, произносимый при обращении к Богу и святым.

 

рь (греч. monastērion – «уединённое место, келья отшельника») – религиозная община монахов или монахинь, представляющая собой отдельную церковно-хозяйственную организацию и территорию, храм и все помещения такой общины.

 

Монах (от греч. monachos – «уединенный, одинокий») – инок, отшельник, человек, посвятивший себя Богу, живущий в монастыре и давший обет вести аскетический образ жизни в соответствии с требованиями монастырского устава. 

Мон шество – постриг, безбрачие, отказ от мира, одиночество.

 

Мощи – останки людей, почитаемых Церковью святыми.

 

М ченикв христианстве святой, претерпевший страдания за свою веру и принявший за неё мученическую смерть.

 

Неф (фр. nef от лат. navis – «корабль») – архит. – вытянутое прямоугольное помещение, часть христианского храма, ограниченная с одной или двух сторон рядом колонн.

 

Нимб – сияние над головой или вокруг головы Бога, Богоматери, святого, изображаемое (на иконах, в живописи, скульптуре) в виде светящегося, лучистого круга; символ святости, божественности.

 

ченик – канонизированный Русской Православной Церковью святой,

претерпевший мучения за веру в двадцатом веке.

 

Новый Завет – христианские книги, раскрывающие историю христианской веры с момента рождения Иисуса Христа. Новый Завет включает в себя: Евангелия, деяния и послания апостолов, Апокалипсис. 

 

Номокан н (греч. nomos – «закон», kanōn – «правило»)сборник церковных канонов и гражданских законов, служащий руководством для церковного суда и другой деятельности церкви.

 

Обет обещание свободно, добровольно данное Богу в отношении своей духовно-нравственной жизни, служения Ему.

 

Обитель – особое место, населённое монахами, другое название монастыря.

 

трия – в переводе с греческого языка «Путеводительница», икона Пресвятой Богородицы.

 

рь (лат. orare – «молиться») – знак дьяконского сана в виде вышитой или цветной ленты, надеваемой через плечо, который дьякон поднимает во время ектении.

 

Ос нна (греч. ōsanna от др.-евр. hōshi 'āhnnā – «спаси сейчас, мы умоляем») в церковном богослужении: молитвенный, хвалебный возглас.

 

Откров ние – духовное видение.

 

Отпев ниехристианский погребальный обряд: чтение молитв и пение над телом умершего.

 

Отш льник – человек, ушедший в пустыню, аскет.

 

Пал мник – человек, путешествующий к святым местам.

 

Папа Римский (лат. papa – от греч. pappas – «отец») – глава католической церкви и государства Ватикан. Избирается пожизненно коллегией кардиналов.

 

П стырь – священник, руководитель паствы (церковной общины).

 

Пасха – Ветхозаветный праздник в память о чудесном избавлении евреев из египетского плена. В христианстве – ежегодный весенний праздник в честь  Воскресения распятого на кресте Спасителя; Светлое воскресение Христово.

 

Плащан ца – полотнище, покрывало с вышитым изображением тела Христа «положение во гроб» (употребляемое в церковном пасхальном обряде). Туринская п. (кусок ткани, в которую, по преданию, был завёрнут Иисус Христос, снятый с креста).

 

Пост – воздержание на определённый срок от скоромной пищи и другие ограничения по предписанию Церкви.

 

Постриг    –        христианский      обряд,        совершаемый      при   посвящении в монашество.

 

Правосл виеодно из основных направлений христианства, вероисповедание, сложившееся в Византии и являющееся наиболее распространённой религией в России (в России до 1917 года православие было официальной государственной религией).

 

Православный храм – это место особого присутствия Бога на земле, дом Божий, дом молитвы.

 

П бные – святые, прославившиеся в монашеском подвиге, посвятившие себя строжайшему исполнению Христовых заповедей в удалении от мира – в пустынях, монастырях и т. п. (Антоний и Феодосий Киево-Печерские, Серафим Саровский, Нестор Летописец, Александр Свирский, Сергий Радонежский).

 

Прест л – в христианской церкви: высокий четырёхугольный стол в алтаре храма для совершения важнейшего христианского Таинства – Евхаристии.

 

р – вход в храм; пристройка с западной стороны православного храма (где в старину обычно стояли готовящиеся принять крещение и кающиеся).

 

Пропов дник      –        священнослужитель,    произносящий     проповедь; распространитель какого-либо вероучения, чтец проповедей.

 

 – нравоучительная речь; поучение, наставление, которое обычно

произносится в церкви.

 

Пророк – (гр. prophetes) ветхозаветный святой, почитаемый христианской церковью как провозвестник воли Божией, предрекавший приход Христа. Пророк – это лицо, говорящее от имени Бога, предвозвестник будущего.

 

тель – тот, кто распространяет знания, просвещая светом

христианского учения.

 

Протестант змодно из основных (наряду с православием и католицизмом) направлений в христианстве, состоящее из различных вероучений, возникших в связи с Реформацией как протест против католицизма.

 

Псалом (греч. psalmos) – религиозное песнопение, входящее в Псалтырь.

 

Псалтирь – часть Библии, книга псалмов.

 

Пустынь – небольшой монастырь, расположенный в пустынной, безлюдной местности.

 

Равноап стольный – чин святых, особо потрудившихся в распространении Евангелия (веры Христовой) и обращении народа в христианскую веру; равный по значению апостолам в распространении христианства и обращении народов в христианскую веру (Мария Магдалина, князь Владимир, княгиня Ольга, святые Кирилл и Мефодий).

 

гия – духовный союз человека с Богом, в котором предполагается возвышение человека к Богу и нисхождение Бога к человеку; та или иная вера; вероисповедание.

 

Санзвание духовного лица Русской Православной Церкви.

 

Святая Троицаодин из основных догматов христианства, согласно которому Бог един по своей сущности, но существует в трех лицах (ипостасях): Бог-Отец, Бог-Сын и Святой Дух.

 

Свят лище – восточное отделение скинии; особое, священное место в храме.

 

Свят тель – в христианстве: святой, принадлежавший к числу высших лиц церковной иерархии, почитаемый как предстоятель церковной общины.

 

Святкиу православных христиан: праздничное время от Рождества до Крещения (с 7 января до 19 января), сопровождавшееся обычно народными гуляниями.

 

е х – главная часть, самое сокровенное место Скинии, а затем и Иерусалимского храма. Этим именем обозначалась внутренняя часть Скинии, отделённая от внешнего помещения завесой, в которой находился Ковчег Завета.

 

Святой – человек, проведший жизнь в служении Богу и церкви или пострадавший за христианскую веру и признанный Церковью небесным покровителем верующих.

 

рный – в христианстве: святой, бывший монархом (князем,

царём), прославившийся своей заботой об укреплении веры в государстве. 

 

- нский храм – храм, освященный в честь события Успения Пресвятой Богородицы.

 

 – почётный титул, используемый с конца IV века

применительно к группе великих церковных деятелей и писателей прошлого, чей авторитет имел особое значение  в формировании вероучения, составлению канона – списка Священных книг Библии, иерархической организации и богослужения Церкви.

 

нное Писание – книги Ветхого Завета (включая книги пророков)  и

книги Нового Завета.

 

ние − это устные знания о Боге, о традициях,

передающиеся другим поколениям. 

 

Священном ченик – в христианстве: святой, бывший священником, принявшим мученическую смерть за свою веру.

 

Священнослуж тель в христианстве служитель Церкви, имеющий духовный сан (епископ, священник, дьякон) и совершающий богослужения. 

 

Символ верысистема основополагающих догматов вероучения; неоспариваемые факты, не требующие доказательств; предмет для восприятия верою.

 

ния (Моисея)– походный храм, переносное святилище Бога в Ветхом Завете.

 

Скит – в православных монастырях небольшая уединённая обитель, с более строгим, чем в самом монастыре уставом.

 

Скор мная (пища) – запрещённая религиозными предписаниями к употреблению в постные дни (мясная, молочная).

 

Скриж ль – доска, плита с письменами заповедей Бога.

 

Смирна (греч. smyrna) ароматическая смола, содержащаяся в коре некоторых тропических деревьев; мирра.

 

Собор – главная или большая церковь в городе, в монастыре.

 

Стих рь – длинная с широкими рукавами одежда (обычно парчовая). Одно из облачений, надеваемых при богослужении церковно и священнослужителями.

 

Страстот рпец – в христианстве святой, принявший мученическую смерть от единоверцев из-за их злобы и коварства. 

 

Стр шный Суд – в христианстве, иудаизме, исламе: суд над всеми когдалибо жившими людьми, при наступлении «конца света» получающими по этому суду от Бога вечное блаженство или вечные муки в аду.

 

Сх мникмонах, принявший схиму (греч. schēma – «наружный вид, образ») – высшую монашескую степень в Православной Церкви, требующую от посвящённого в неё строгого аскетизма.

 

инство – в христианстве: церковный обряд, приобщающий верующих к Божественной благодати. Т. исповеди. Т. крещения. Т. бракосочетания. Т. соборования. Т. причащения. Т. миропомазания. Т. священства. 

 

Усп ние – 1. Смерть, кончина. 2. [с прописной буквы] – в православной церкви: один из двунадесятых праздников (Успение Пресвятой Богородицы), отмечаемый 28 августа.

 

Фарис и – одно из основных религиозных течений в иудаизме, придерживающееся буквального исполнения религиозных предписаний закона, не признавшее Иисуса Христа как Мессию, Спасителя.

 

ски – один из видов настенной живописи. Исполняются фрески

водяными красками. 

 

Храм – это место, где христиане молятся, участвуют в богослужении и Таинствах. Церковь (что в переводе с греческого языка означает «собрание»), потому что сюда собираются верующие для общей молитвы к Богу. 

 

Христи нство одна из наиболее распространённых религий мира, возникшая во второй половине I в. нашей эры. В основе её лежит вера в Иисуса Христа как Богочеловека, сошедшего на землю и принявшего страдания ради спасения человечества.

 

Христ с (от греч. Christos – помазанник) (с прописной буквы). По христианскому вероучению, Богочеловек, рождённый Девой Марией и принявший смерть на кресте во искупление человеческих грехов, затем воскресший и вознёсшийся на небо; одна из ипостасей Святой Троицы; земная жизнь Иисуса Христа описана в Евангелиях.

 

 – средние врата, самые большие, помещаются в самой

середине иконостаса,  названные Царскими, потому что во время литургии через них невидимо проходит Небесный Царь – Господь Иисус Христос.

 

Церковнослуж тель служитель в церкви, помогающий при совершении богослужения.

 

Церковь – 1. Здание, в котором происходит христианское богослужение. 2. Церковь (христианская община) как собрание верующих, объединённых общностью веры, таинствами,  иерархическим устройством.

 

ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА Терминологический справочник фия (от гр

ПРАВОСЛАВНАЯ КУЛЬТУРА Терминологический справочник фия (от гр

Евангельское учение по всему миру

Евангельское учение по всему миру

Б блия (греч. biblia – книги) – свод

Б блия (греч. biblia – книги) – свод

Ветхий Завет – древнейшая, дохристианская часть

Ветхий Завет – древнейшая, дохристианская часть

Духовн к – 1. Священник, исповедующий в грехах верующего

Духовн к – 1. Священник, исповедующий в грехах верующего

Жити – жизнеописание какого-либо святого, подвижника и т

Жити – жизнеописание какого-либо святого, подвижника и т

Установленное и узаконенное высшей церковной иерархией правило или догмат

Установленное и узаконенное высшей церковной иерархией правило или догмат

Крест – священный знак, символ принадлежности к христианскому вероисповеданию (на таком кресте был распят

Крест – священный знак, символ принадлежности к христианскому вероисповеданию (на таком кресте был распят

Митропол т (греч. metropolitēs) – в православной церкви: титул некоторых епископов, управляющих особо древними или обширными епархиями; лицо, носящее этот титул

Митропол т (греч. metropolitēs) – в православной церкви: титул некоторых епископов, управляющих особо древними или обширными епархиями; лицо, носящее этот титул

М ченик – в христианстве святой, претерпевший страдания за свою веру и принявший за неё мученическую смерть

М ченик – в христианстве святой, претерпевший страдания за свою веру и принявший за неё мученическую смерть

Обитель – особое место, населённое монахами, другое название монастыря

Обитель – особое место, населённое монахами, другое название монастыря

Папа Римский (лат. papa – от греч

Папа Римский (лат. papa – от греч

России (в России до 1917 года православие было официальной государственной религией)

России (в России до 1917 года православие было официальной государственной религией)

Пророк – ( гр. prophetes) ветхозаветный святой, почитаемый христианской церковью как провозвестник воли

Пророк – ( гр. prophetes) ветхозаветный святой, почитаемый христианской церковью как провозвестник воли

Богом, в котором предполагается возвышение человека к

Богом, в котором предполагается возвышение человека к

Святой – человек, проведший жизнь в служении

Святой – человек, проведший жизнь в служении

Священном ченик – в христианстве: святой, бывший священником, принявшим мученическую смерть за свою веру

Священном ченик – в христианстве: святой, бывший священником, принявшим мученическую смерть за свою веру

Собор – главная или большая церковь в городе, в монастыре

Собор – главная или большая церковь в городе, в монастыре

Фарис и – одно из основных религиозных течений в иудаизме, придерживающееся буквального исполнения религиозных предписаний закона, не признавшее

Фарис и – одно из основных религиозных течений в иудаизме, придерживающееся буквального исполнения религиозных предписаний закона, не признавшее

Царскими, потому что во время литургии через них невидимо проходит

Царскими, потому что во время литургии через них невидимо проходит
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.01.2017