Типичные ошибки, допускаемые детьми в процессе овладения чтением и их обоснование. Направления коррекционной работы с учетом личностно- - ориентированного подхода (из опыта работы).
Оценка 4.8

Типичные ошибки, допускаемые детьми в процессе овладения чтением и их обоснование. Направления коррекционной работы с учетом личностно- - ориентированного подхода (из опыта работы).

Оценка 4.8
Педсоветы
doc
чтение
2 кл—4 кл
10.03.2017
Типичные ошибки, допускаемые детьми в процессе овладения чтением и их обоснование. Направления коррекционной работы с учетом личностно- - ориентированного  подхода (из опыта работы).
Всем известно, что процесс овладения чтением происходит поэтапно. Сначала образ буквы запоминается и сопоставляется со звуком, затем происходит слияние звуков в слоги, слогов в слова. Каждый этап – это ступенька лесенки, по которой поднимаются дети. Они по-разному справляются со своей задачей: кто-то быстро переходит со ступеньки на ступеньку, кто-то подолгу задерживается на каждой. На том или ином этапе возникают разные трудности, препятствующие овладению быстрым и правильным чтением.
Чтение.doc
Типичные ошибки, допускаемые детьми в процессе овладения чтением и их обоснование. Направления коррекционной работы с учетом личностно­ ­ ориентированного  подхода (из опыта работы).       Далеко не все дети легко овладевают процессом чтения. Это объясняется множеством причин. Автоматизация навыка – это сложный процесс, он редко происходит сам собой. У разных детей он длится от 1 года до 3 лет, а в случае возникновения трудностей до 5­8 лет и более.  Всем известно, что процесс овладения чтением происходит поэтапно. Сначала образ буквы запоминается и сопоставляется со звуком, затем происходит слияние звуков в слоги, слогов в слова.  Каждый этап – это ступенька лесенки, по которой поднимаются дети. Они по­разному справляются  со  своей  задачей:   кто­то  быстро  переходит  со  ступеньки  на ступеньку,  кто­то подолгу   задерживается   на   каждой.   На   том   или   ином   этапе   возникают   разные   трудности, препятствующие овладению быстрым и правильным чтением. И это случается не только с детьми страдающими нарушениями речи. Каждый учитель сталкивается   с   типичными   ошибками,   допускаемыми   детьми.   И   чаще   всего   это   обосновано недостаточным развитием тех или иных психических процессов. В коррекционной педагогике считается,   если   не   развита   речь   –   значит,   не   работают   психические   функции.     Обозначим наиболее часто встречающиеся  проблемы.        Важную роль в процессе чтения играет  величина зоны бокового зрения.   Она   определяет   количество   букв   и   слов,   которые   ребенок   может   одновременно воспринять. Замедленный темп чтения может означать узкую зону бокового зрения.            Замена   одной   похожей   буквы   на   другую  влечет   за   собой   искажение   смысла прочитанного. Ребенок попросту не понимает значение прочитанного слова. Причина замены недостаточное развитие восприятия, при котором образы, в том числе и образы букв, теряют в сознании ребенка четкость и полноту. В дальнейшем эта же ошибка  возникает при списывании, и при записи под диктовку.           А   вот  замена   буквы   последующей   или   предыдущей  указывает   на   нарушение концентрации и устойчивости внимания.  Если   нарушено   хоть   одно   из     свойств,   которым   обладает   внимание   (устойчивость, концентрация,   переключаемость,   произвольность,   распределение   или   объем),   наблюдаются затруднения в сливании букв в слоги, пропуск букв, перестановка слогов, потеря строчки при считывании,  «угадывающее  чтение»,  чтение  с возвратом,  не  умение  выделять  главное   в прочитанном.      В жизни часто приходится слышать фразу – «совсем нет памяти». Но если у взрослого человека «ее не стало» по причине, каких либо клинических процессов и изменений  в течение жизни,   то   у   ребенка   невозможность   запоминать   и   воспринимать   информацию   –   это недостаточное   развитие   психической   функции   от   рождения.   Память   представляет   собой комплекс   процессов,   с   помощью   которого   человек   воспринимает,   запоминает,   хранит   и воспроизводит информацию. Поэтому выражение «низкий уровень развития памяти» означает, что недостатки присутствуют в каждом из процессов. Как следствие этой причины возникают специфические ошибки: непонимание значения прочитанных слов, неумение выделять главное в прочитанном, затруднение в сливании букв  в слоги..             Недостатки   в   развитии   мышления   вызывает   трудности   при   совершении   любых логических   действий   (обобщении,   сравнение,   построение   умозаключений)   и   операций   со словами. Это главная причина   недостаточного развития звукобуквенного анализа, а так же неумения выделять главное, непонимание смысла прочитанного и как следствие нежелание читать вообще. Трудности   при   произнесении   слов,   в     поиске   нужных   выражений   для   передачи   своих мыслей и при составлении фраз испытывают дети с недостаточным развитием речи. Это   может   быть   нарушение   звукопроизношения   и   артикуляции,   или   недостаточное развитие умения слышать, узнавать и различать звуки и фонемы, не путать их. В число основных нарушений такого рода входят неумение вычленять звуки последовательно или по месту их расположения, неумение различать звуки по твердости, мягкости, звонкости, глухости. По этим причинам тормозится приобретение навыка словообразования и словоизменения. Низкий уровень адаптации смысловой догадки означает, что ребенок не умеет, исходя из  читает   слова контекста,   правильно   предугадывать   окончание   слова   или   фразы, орфографическим способом, а так же искажает окончания прочитанных слов.  Низкий уровень развития лексики, означает дальнейшее затруднение в понимании смысла слов  из­за   отсутствия   их   в   активном   словаре.   Ребенку   с   трудом   удается   установление лексической связи между прочитанными словами, потому что он не понимает нового смысла, который они приобретают в сочетании друг с другом.   Если ребенок  переставляет  буквы местами, пропускает слоги, «перескакивает» при чтении через строчку, появляется так называемое «чтение с возвратом», а это значит, что темп чтения   будет   низкий   и   причина   этого   явления   –   несформированность   приемов   учебной деятельности и низкий уровень самоконтроля.  Это мешает ребенку управлять собственной деятельностью. Ему сложно подчинять свои желания   требованию   «надо»:   сосредоточить   внимание,   запоминать   информацию,   прилагать волевое усилие для выполнения неинтересных или однообразных заданий. Проявляется это, в основном, у астеничных  детей и импульсивных. Импульсивное   поведение   чаще   всего   является   причиной   возникновения   «угадывающего чтения»,   потери   строчки   при   считывании,   низкой   скорости   чтения   или   отсутствии   желания читать вообще. Что может стать серьезным препятствием в процессе учебной деятельности. Таким образом, еще раз убеждаемся, что в жизни все процессы закономерны и взаимосвязаны. Обоснование причин возникновения ошибок у учащихся указывает на необходимость развития и коррекции тех или иных психических функций. Естественно это коррекционные логопедические занятия и развивающие занятия с психологом.  И не в меньшей, а, пожалуй, в равной степени, более пристальное внимание к проблеме со стороны учителя и родителей. Допустим   причиной   возвратного   чтения,   которое   является   распространенной   причиной замедленного   чтения,   может   стать   невозможность   сосредоточиться   (психическое   состояние, характер, ситуация). Скорее всего, прежде чем начать читать, ребенку необходимо предложить упражнения на концентрацию внимания. Возможно, текст труден для понимания. А может быть это просто сила привычки. Ведь привычка формируется. Скорее всего, переход от слогового чтения к чтению целым словом произошел для него слишком рано. Ребенок пошел на хитрость: читает по слогам про себя, а затем уже вслух – слово целиком. Вероятнее всего, такой ребенок, сложные и длинные слова будет перечитывать дважды, ведь привычка вещь очень устойчивая Для   преодоления   ее   необходимо   регулярное   чтение   с   «окошечком»,   в   котором   вырез расположен   справа.   Окошечко,   по   мере   чтения   будет   закрывать   уже   пройденный   текст, заставляя взгляд читающего двигаться строго слева направо. Индивидуализировать   необходимо   не   только   методы,   но   и   темп   обучения.   Учет произносительных и компесомоторных возможностей (тип восприятия, какой из анализаторов у ребенка   наиболее   сильный   –   зрительный,   тактильный,   слуховой,   кинестетический)   поможет, опираясь на него, развивать другие функции.   Учитывая особенности психического развития можно обосновать неудачи по чтению и русскому языку и грамотно спланировать коррекционно­профилактическую работу в целом. Типичные ошибки, допускаемые детьми в период овладения процессом чтения и                                                       их обоснование.               Диагностическая таблица  С.Н. Костроминой и Л.Г. Нагаевой     Трудности в учебе   Причины трудностей ­недостаточное развитие:          1. Затруднения в сливании  букв в слоги *звукобуквенного анализа, *артикуляции отдельных              звуков, *памяти, устойчивости и концентрации внимания 2. Пропускает буквы,  переставляет слоги,  заменяет буквы  последующими или  предыдущими 3.Не понимает значение  прочитанного слова 4. Не может читать длинные  слова целым словом *устойчивости и концентрации внимания, *контроля над темпом деятельности, *самоконтроля, *пространственных представлений *словарного запаса, *смысловой догадки, *памяти, *слухового восприятия   *навыков чтения, *словарного запаса 5.Читает слова  орфографическим способом  (так как они пишутся)  *смысловой догадки, *поля зрения, *избирательности внимания 6.Двойное чтение (сначала  про себя по слогам, затем  произнесение вслух слитно) *навыков чтения (несвоевременный переход от чтения по  слогам к чтению словом или сформирован устойчивый  стереотип чтения) (чтение с возвратом) 7.Читает отдельные слова  послоговым способом *самоконтроля,  *устойчивости и концентрации внимания, *понимания текста *словарного запаса, *поля зрения, *навыков чтения 8.Искажает окончания  прочитанных слов *смысловой догадки,  *поля зрения, *функции словообразования и словоизменения, *контроля над темпом чтения (импульсивность), *самоконтроля *пространственных представлений,  *устойчивости и концентрации внимания, *самоконтроля, *работоспособности (повышенная истощаемость нервной  системы) *звукопроизношение отдельных звуков *артикуляции 9.Потеря строчки при  считывании 11.Нечеткое произношение  слов при чтении 12.Не понимает смысла  прочитанного *словесно­логического мышления (слабо выделяет  существенные признаки, обобщает, сравнивает) 13.Не умеет выделять  главное в прочитанном *устойчивости и концентрации внимания, *словесно­логического мышления, *лексико­грамматического строя речи, *памяти 14.Низкая скорость чтения *контроля над темпом деятельности (медлительность), *поля зрения, *навыка чтения (двойного чтения, регрессии), *артикуляции 15. «Угадывающее чтение» *концентрации и устойчивости внимания, *работоспособности, *контроля над темпом деятельности, *навыка чтения целым словом 16.Отсутствие желания  читать *техники чтения, *работоспособности, *мотивации 17.Читает невыразительно *понимание смысла прочитанного (читает механически), *самоконтроля (не учитывает правил чтения), *техники чтения (несформированность способа чтения)

Типичные ошибки, допускаемые детьми в процессе овладения чтением и их обоснование. Направления коррекционной работы с учетом личностно- - ориентированного подхода (из опыта работы).

Типичные ошибки, допускаемые детьми в процессе овладения чтением и их обоснование. Направления коррекционной работы с учетом личностно- - ориентированного  подхода (из опыта работы).

Типичные ошибки, допускаемые детьми в процессе овладения чтением и их обоснование. Направления коррекционной работы с учетом личностно- - ориентированного подхода (из опыта работы).

Типичные ошибки, допускаемые детьми в процессе овладения чтением и их обоснование. Направления коррекционной работы с учетом личностно- - ориентированного  подхода (из опыта работы).

Типичные ошибки, допускаемые детьми в процессе овладения чтением и их обоснование. Направления коррекционной работы с учетом личностно- - ориентированного подхода (из опыта работы).

Типичные ошибки, допускаемые детьми в процессе овладения чтением и их обоснование. Направления коррекционной работы с учетом личностно- - ориентированного  подхода (из опыта работы).

Типичные ошибки, допускаемые детьми в процессе овладения чтением и их обоснование. Направления коррекционной работы с учетом личностно- - ориентированного подхода (из опыта работы).

Типичные ошибки, допускаемые детьми в процессе овладения чтением и их обоснование. Направления коррекционной работы с учетом личностно- - ориентированного  подхода (из опыта работы).
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.03.2017