Толерантность – один из видов взаимоотношений в школе
Оценка 4.9

Толерантность – один из видов взаимоотношений в школе

Оценка 4.9
docx
08.11.2020
Толерантность – один из видов взаимоотношений в школе
статья толерантность.docx

Толерантность – один из видов взаимоотношений в школе

 

«Жизнь в современном обществе, без навыков толерантности - невозможна». Конечно, будут возражения. Например: существуют и другие виды взаимоотношений помимо толерантности мораль, нравственность, этика, право, религия, которые представляют собой не менее прочные скрепы общества. Да, это так. Но, если мы их возьмем отдельно друг от друга, то они не будут универсальными, и их действие, не способно обеспечить желаемый уровень стабильности. Только толерантность может объединить в себе совокупность разноязычных, разномыслящих, разноверующих, разноцветных особей человеческого рода создать общество, а из их общностей – Человечество. Таким образом, толерантность представляет собой пусть и не единственное, но необходимое и обязательное условие человеческого существования и саморазвития. Именно толерантность не позволяет различиям перерасти в конфликты, делает непохожесть основой взаимообогащения многоцветия.
В наше время это самая актуальная проблема общества. Где люди в основном выделяют нетерпимого отношения к другой национальности и культуры. Конечно, среди школьников все больше распространяется недоброжелательное, озлобленное и  агрессивное поведение. Средства массовой информации пропагандируют взаимную нетерпимость и культурный эгоизм. Поэтому, необходимо активизировать процесс поиска эффективных механизмов воспитания в духе толерантности.

Начало формы

Конец формы

«Воспитание – это прежде всего человековедение»
В.А.Сухомлинский

Термин «толерантность» совсем недавно вошел в научно-педагогическую литературу. У разных народов, на различных языках слово «толерантность» в основном переводится как «терпимость». Основой толерантности является признание права на отличие.
Основные критерии «толерантности» и их показатели можно определить, исходя из определения самого понятия «толерантность» - активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культуры, нации, религии, социальной среды.

В 1995 году, ЮНЕСКО объявил этот год Международным годом Толерантности. С того года слово «толерантность» прочно вошло в нашу повседневную жизнь. Представители более чем 185 стран подписали Декларацию Принципов Толерантности, в которой четко определили этот термин. И как же звучит формулировка толерантности: Толера́нтность (от лат. tolerantia — терпение, терпеливость, принятие) — социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Толерантность не равносильна безразличию. Она не означает также принятия иного мировоззрения или образа жизни, она заключается в предоставлении другим права жить в соответствии с собственным мировоззрением.
Согласно определению Философского энциклопедического словаря «толерантность — терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам.
Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание других культур, способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Под толерантностью не подразумевается уступка, снисхождение или потворство. Проявление толерантности также не означает терпимости к социальной несправедливости, отказа от своих убеждений или уступки чужим убеждениям, а также навязывания своих убеждений другим людям.

Уже с давних времен понятно, что обществу не хватает толерантного отношения. То есть взаимного уважения, терпимого отношения друг к другу. От такого дефицита «толерантного» отношения происходит много бед. Казалось бы, так просто – живи и давай жить другим, имей свой образ жизни, веруй, выражай частным образом и публично свое мировоззрение, признай право других на то же самое, и все будет хорошо. Но почему-то не получается. Видать такая проблема терпимости затрагивает какой-то глубокий уровень подсознания, и никакие рационалистические доводы разума часто не действуют. Поэтому очень важно внедрять в образование нашей страны новые предметы и дисциплины, где ученики смогут подробно и глубоко изучать тему толерантного отношения общества в целом.
В эпоху античности, такие известные мыслители того времени, как Демокрит, Платон, Аристотель, выдвигая идеи о воспитании, включали в цель - идеал и некоторые черты толерантности. Большое внимание уделяли воспитанию черт толерантной личности  российские ученые (И.И Бецкой, Н.И. Новиков, Н.И. Пирогов, А.И. Герцен,  Л.Н. Толстой  и др.). Также значение для исследования проблемы воспитания толерантности имеют идеи, содержащиеся в работах классиков советской педагогики А.С.Макаренко и В.А. Сухомлинского.

По словам В.А. Сухомлинского, воспитание толерантности заключается в воспитании способности «... быть терпимым к мелким недостаткам людей, если эти недостатки не представляют собой общественной опасности, а затрагивают лишь ... собственные интересы». Он также отмечал: «Если бы мера требовательности каждой личности к другим людям определялась этим мудрым правилом, если бы каждый умел не только требовать, но и не замечать, снисходить, извинять, прощать, жить было бы легче — и каждому из нас, и обществу в целом. Большая беда в том, что мера требовательности к другим у многих людей совершенно не та, что мера требовательности к себе, — отсюда столкновения, конфликты, семейные трагедии, «несходство характеров»; отсюда обездоленные дети».

Социально-культурный смысл толерантности рассматривается как определенное качество межчеловеческих отношений и групп, а также отдельных индивидов. Это качество характеризуется установкой на благожелательное восприятие «другого», желанием не только понять, но и, насколько возможно, принять традиции, культуру, убеждения, верования, интересы, ценности «другого». Гуманитарная функция толерантности основывается на формировании ценностных ориентаций и интересов будущего специалиста с целью развития духовно богатой личности, умеющей противостоять технократизму и бесчеловечности.

Наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. Носителем культуры является учитель, следовательно, при подготовке будущего педагога надо ставить и решать задачи нравственного воспитания.

Вместе с тем специалисты в области возрастной психологии и физиологии отмечают, что способность человека к сознательной регуляции своего поведения в 17-19 лет развита не в полной мере. Нередки немотивированный риск, неумение предвидеть последствия своих поступков, в основе которых могут быть не всегда достойные мотивы. Так, В. Т. Лисовский отмечает, что 19-20 лет - это возраст бескорыстных жертв и полной самоотдачи, но и нередких отрицательных проявлений.

В то же время, люди немного по-своему трактуют это слово. Многим кажется, что толерантность – это безразличие к другим чувствам, взглядам и т.д. Так, например, многие люди аморально и преступно мирятся с расизмом, насилием, унижением достоинства, ущемлением интересов и прав человека. Нельзя мириться в том случае, если искажаются научные данные или сведения, экспериментально доказанные.
Можно рассматривать толерантность как социальную норму, в которую входят следующие компоненты:

- социальная восприимчивость взаимодействующих субъектов, интерес к особенностям друг друга;
- признание равенства партнёров;
- отказ от доминирования и насилия;
- готовность принять другого таким, какой он есть;
- доверие, умение слушать и выслушивать другого;
- способность к сочувствию, сопереживанию

Можно выделить и другой подход к укреплению толерантности, который будет выражаться в создании условий, необходимых для осуществления прав человека. В сфере воспитания и развития толерантность означает открытость, реальную заинтересованность в культурных различиях, признание многообразия, развитие способности распознавать несправедливость и предпринимать шаги по её преодолению, а также способность конструктивно разрешать разногласия.

Толерантность – это условие нормального функционирования гражданского общества и условие выживания человечества. Именно в этой связи возникает необходимость в формировании у подрастающего поколения способности быть толерантным.

Проблема толерантности особенно относится к воспитательной проблеме. Одна из самых острых проблем в школе это – культура общения,  да  и  в обществе  в  целом. Быть терпимым по отношению друг к другу совсем не просто. Мы часто забываем о том, что все люди разные, со своим укладом жизни, с верой исповедания, поэтому не всегда адекватно себя ведем во взаимоотношении с ними.

К сожалению, на протяжении многих лет существовал, и будет существовать дух нетерпимости,  неприязни к другой культуре, образу жизни, верованиям, убеждениям, привычкам в обществе, и школа не является исключением в этой области. Очень много существует в школе предметов нетерпимости детей друг к другу. Например: национальность, религия, социальный статус, одежда т.е. внешний вид ребенка, интересы, увлечения и т.д.

Педагогам выделена особая роль в формировании толерантного поведения среди школьников, студентов. И конечно у них встает вопрос: как обеспечить  формирование толерантных качеств личности школьника в процессе поликультурного образования. В современной социокультурной ситуации школа, должна стать местом, где создаются благоприятные условия для межэтнического общения, где всем учащимся прививается уважение к своей культуре и культурам других народов, поскольку именно в учебно-воспитательном процессе создаются ситуации культурного, межличностного, межнационального, формального и неформального общения. И если в школе будут развивать духовные качества человека, а так же принятие и понимание, то этот подход, по моему мнению, облегчит решение проблем воспитания толерантности.

Толерантность являет собой новую основу педагогического общения  учителя и ученика, сущность которого сводится к таким  принципам  обучения,  которые создают  оптимальные  условия  для  формирования  у   обучающихся   культуры достоинства, самовыражения личности, исключают фактор  боязни  неправильного ответа. Толерантность в новом тысячелетии - способ  выживания  человечества, условие гармоничных отношений в обществе.

Необходимо воспитывать культуру толерантности у учеников с первых дней обучения, то есть с детского сада. Глобальное образование призвано воспитывать у учащихся чувство и сознание ответственности за настоящее и будущее мира, в котором они живут. В основном, плохое отношение к людям имеющих иную культуру возникает из-за не знании их быта, истории в целом. Что значит проявлять толерантность:- уважительно относитчя к культуре народов, призавать что люди отличаются друг от друга положением, интресами, внешнему виду, поведением, ценностями. Они так же как и мы имеют право жить в мире, имеют право сохранять свою индивидуальность.  Толерантность – это широкомасштабная проблема, и чтобы эту проблему каким то образом решить, нужно формировать у подрастающего поколения толерантного воспитания. Воспитание в духе толерантности способствует формированию  ценности, осмысления того, что все культуры важны.

В педагогической практике накоплено немало методов, форм и приемов работы по воспитанию толерантности у школьников, связанных с организацией деятельности детей в классе, использованием произведений художественной литературы и кинофильмов, организацией диалоговых форм работы (дискуссий, диспутов, дебатов).

Так же Казахстан в 2010 году внедрил в образовательную систему предмет «Самопознание». Автором уникального проекта, предмета духовного и нравственного развития детей и юношества является первая леди Казахстана Сара Алпысовна Назарбаева. Идеей проекта стало привитие детям, подросткам, юношам общечеловеческих нравственно-духовных ценностей, это чувства уважения этнокультурных традиций, норм и воспитании на их основе гармонично развитой личности, способной к инновационной деятельности в условиях рыночных преобразований, готовой принять реалии современности.

О значимости активного, деятельностного подхода в самопознании и самосовершенствовании в четырнадцатом слове Абай писал: «…Многие сходят с пути истины не от недостатка разума, а от того, что не имеют в сердце мужества и стойкости, чтобы принять советы умного и следовать им. Многим из тех, кто уверяет, будто совершил зло по незнанию, я не верю. Есть у них знания, но постыдное безволие и лень заставляют их пренебрегать этими знаниями. Отступившись раз, редко кто находит в себе силы для исправлении»я.

Педагоги «Самопознания» или как они сами себя называют «Самопознанцы» говорят что,  долг каждого педагога заключается в том, чтобы дать ребенку обрести свое «Я». Теперь особенно актуально звучит высказывание знаменитого грузинского педагога Шалвы Александровича Амонашвили, чей педагогический авторитет признан во всем мире: «Действительно гуманная педагогика- это та, которая в состоянии приобщить детей к процессу созидания самих себя».

Но конечно одним предметом не решить проблему толерантного отношения.

Педагогические технологии должны быть основаны на системном подходе к воспитанию и синтезе форм продуктивной деятельности учащихся.

Поэтому педагоги на предметных уроках, и на классных часах, должны уделять немалое внимание патриотическому воспитанию, которое должно быть направлено на формирование уважительного отношения к  Родине, родным местам, историческому прошлому, родной культуре, собственному народу и народам Казахстана.  Основная задача воспитания на современном этапе – это воспитание каждого гражданина любящего свою Родину, который уважительно относится к государству и законам своей страны, который толерантно будет относиться ко всем народам живущем в Казахстане, стремится работать на благо своей страны для ее процветания, гордится достижениями страны и своего региона.

Учащийся должен отстаивать положительную гражданскую позицию, верить в счастливое будущее Казахстанского народа, вселять веру в светлое будущее страны. Настоящим патриотом и гражданином своей страны могут быть только те люди, которые любят свой край, знают историю и культуру своего народа. Родина – это дом, село, край, республика, все государство в целом.

Уроки эстетического цикла имеют большое эмоциональное воздействие на подрастающее поколение.     

Ориентация педагога на постижение смыслов  поведения  и  поступков  детей означает, что в воспитательной деятельности на первый  план  выходят  задачи понимания ребенка.

На мой взгляд, воспитание культуры толерантности,  должно  осуществляться по формуле: "родители + дети + учитель".

Если произойдет объединение 2 важных факторов это родители и школа, то вполне возможно произойдет большой сдвиг вперед по толерантному воспитанию. Нужно больше проводить мероприятий с родителями. Это будет служить хорошим примером для воспитания толерантности.

Конечно, прийти к толерантному поведению, общению не так то просто, это огромный психический, эмоциональный труд, который направлен на изменение самого себя, своих стереотипов, сознания.

Педагог в свою очередь должен быть примером для учащихся. Он не просто должен рассказывать о толерантности, а быть им.  Только своим примером, можно воспитать толерантного человека.

 

Список литературы:
1.    Семина Л.И. Учимся диалогу. Толерантность: объединения и усилия.// Семья и школа. 2001 №№11-12
2.    Пикалова Т.В. Формирование толерантных качеств личности школьника в процессе поликультурного образования на уроках.
3.    Макова Л.Л. Воспитание толерантности в учебно-воспитательном процессе школы как путь к преодолению межличностных конфликтов подростков. 
4.    Воробьева О.Я. Педагогические технологии воспитания толерантности учащихся., М., 2007
5.    Байбородова Л.В. Воспитание толерантности в процессе организации деятельности и общения школьников. // Ярославский педагогический вестник. 2003 №1

6. Абай «Слова назидания». 14 слово. 1909 год.


 

Толерантность – один из видов взаимоотношений в школе «Жизнь в современном обществе, без навыков толерантности - невозможна»

Толерантность – один из видов взаимоотношений в школе «Жизнь в современном обществе, без навыков толерантности - невозможна»

Уже с давних времен понятно, что обществу не хватает толерантного отношения

Уже с давних времен понятно, что обществу не хватает толерантного отношения

В то же время, люди немного по-своему трактуют это слово

В то же время, люди немного по-своему трактуют это слово

Толерантность являет собой новую основу педагогического общения учителя и ученика, сущность которого сводится к таким принципам обучения, которые создают оптимальные условия для формирования у обучающихся…

Толерантность являет собой новую основу педагогического общения учителя и ученика, сущность которого сводится к таким принципам обучения, которые создают оптимальные условия для формирования у обучающихся…

Поэтому педагоги на предметных уроках, и на классных часах, должны уделять немалое внимание патриотическому воспитанию, которое должно быть направлено на формирование уважительного отношения к

Поэтому педагоги на предметных уроках, и на классных часах, должны уделять немалое внимание патриотическому воспитанию, которое должно быть направлено на формирование уважительного отношения к
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.11.2020