Традиции малой Родины, школы, их роль в формировании нравственных качеств личности ребёнка.
Оценка 4.7

Традиции малой Родины, школы, их роль в формировании нравственных качеств личности ребёнка.

Оценка 4.7
Педсоветы
doc
классное руководство +1
Взрослым
20.02.2018
Традиции малой Родины, школы, их роль в формировании нравственных качеств личности ребёнка.
Духовно-нравственное воспитание детей многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и преумножить богатство своей страны. Актуальность данной задачи очевидна, т.к. во все времена стоял вопрос: «Как и кто возьмётся за воспитание подрастающего поколения, чтобы оно было опорой в будущем, несло в себе то положительное, что уже опробовано, испытано?»Сегодня, как никогда, важно, чтобы нравственная воспитательная система взаимодействовала со всеми компонентами школьной жизни: уроком, переменой, внеурочной деятельностью, пронизывала всю жизнь ребят нравственным содержанием. Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не является примером нравственного и гражданского поведения для ученика. Сделать себя лучше, добрее, чище – значит сделать таким мир вокруг себя.
Традиции малой Родины, школы, их роль в формировании нравственных качеств личности ребёнка.doc
Традиции малой Родины, школы, их роль в формировании нравственных качеств личности ребёнка.     В   настоящее   время   современное   российское   общество   остро переживает   кризис   духовно­нравственных   идеалов.   И   самая   большая опасность,   подстерегающая   наше   общество   сегодня   ­   в   разрушении личности.   Ныне   материальные   ценности   доминируют   над   духовными, поэтому   у   детей   искажены   представления   о   милосердии,   великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Одна из основных задач образования   в   соответствии   с   Законом   «Об   образовании   в   Российской Федерации» – это формирование духовно­нравственной личности.  Духовно­нравственное воспитание детей многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и преумножить богатство своей страны.  Актуальность   данной   задачи   очевидна,   т.к.   во   все   времена   стоял вопрос:  «Как   и   кто   возьмётся   за   воспитание   подрастающего   поколения, чтобы оно было опорой в будущем, несло в себе то положительное, что уже опробовано, испытано?»  В.Г.   Белинский   сказал,   что   "в   педагогическом   институте   молодые люди получают педагогическое образование, в медицинском ­ медицинское, в   юридическом   ­   юридическое,   а   в   каком   из   институтов   дают   духовно­ нравственное образование?"  «Школу   необходимо   рассматривать   как   важнейший   социальный институт, который во взаимодействии с другими субъектами социализации создает   необходимые   условия   для   духовно­   нравственного, интеллектуального, социального, эстетического и в целом ­ человеческого развития обучающегося».   Наверное, эти слова и будут ответом на выше заданный вопрос.  Перед   общеобразовательной   школой,   семьёй     ФГОС   ставит   задачу воспитания   ответственного   гражданина,   способного   самостоятельно оценивать   происходящее   и   строить   свою   деятельность   в   соответствии   с интересами окружающих его людей. В   Послании   Федеральному   Собранию   Российской   Федерации   5 ноября   2008   г.   Д.А.   Медведев   обратился   к   «ценностям,   общественным идеалам и нравственным принципам», которые лежат в основе современной государственной   политики,   «выстраданы   и   выверены   за   века» отечественной истории и без которых «мы не можем представить себе нашу страну».   Президент   назвал   важнейшие   из   этих   ценностей: СПРАВЕДЛИВОСТЬ; СВОБОДА личная и национальная, а также свобода предпринимательства, слова, вероисповедания, выбора места жительства и рода   занятий;   ЖИЗНЬ   ЧЕЛОВЕКА;   МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЙ   МИР; СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ; ЛЮБОВЬ и ВЕРНОСТЬ; ЗАБОТА о младших и старших; ПАТРИОТИЗМ; ВЕРА в РОССИЮ; ЕДИНСТВО РОССИЙСКОЙ НАЦИИ. «Таковы наши ценности, ­ подчеркнул он, ­ таковы устои нашего общества,   наши   нравственные   ориентиры.   А   говоря   проще,   таковы очевидные, всем понятные вещи, общее представление о которых и делает нас единым народом, Россией». Духовно­нравственное   воспитание   учащихся   сегодня   является первостепенной   задачей   современной   образовательной   системы   и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Первый   серьёзный   шаг   в   мир   дети   совершают,   когда   переступают порог школы. Если духовное воспитание до этого велось родителями плохо или вообще не велось, то теперь важную роль в формировании взглядов ребёнка   играет   учитель   и   от   него   зависит   воспитание   духовно   ­ нравственной личности ребёнка. Основным   содержанием   духовно   –   нравственного   воспитания являются   базовые   национальные   ценности,   которые   мы   храним   в культурных и семейных традициях, передаём от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительному влиянию   общества.   Традиционными   источниками   нравственности выступают   Россия,     наш   многонациональный   народ   и   гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа и человечество. МКОУ   «Средняя   общеобразовательная   школа   №8»   в   настоящее время   является   областной   стажёрской   площадкой   по   теме:   «Школа духовно   –   нравственного   воспитания».   В   нашей   школе   разработана программа дополнительного профессионального образования педагогов по духовно – нравственному воспитанию обучающихся, программа развития «Школа   духовно   –   нравственного   воспитания   и   развития»   (2011   ­15г), обобщён опыт работы по созданию и реализации идей новой русской школы в трёх книгах: «Русская национальная  культурологическая школа: поиски и   находки»   (2007г),   «Воспитать   патриота»   (2009г),   «Не   забудет   никто никогда   школьные   годы»   (2014г).   Статьи   педагогов   по   строительству русской   национальной   школы   представлен   в   научно   –   методическом журнале   «Русская   национальная   школа»   изд.   Москва   №6,   2008г,   в литературно –художественном альманахе «Медный всадник» Петровской академии науки искусств г. Санкт –Петербург, №2,№3 2012год.   Миссия, цель и задачи Программы   Миссия:   Школа   призвана   обеспечить   духовно   –   нравственное развитие и воспитание личности обучающихся для становления и развития его   гражданственности,   принятия   национальных   и   общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни. Цель:  Создание   школы   духовно   –   нравственного   развития   и воспитания   подрастающего   поколения   в   условиях   единого образовательного пространства.  Задачи:   Изменение и обновление подходов к духовно – нравственному развитию   и   воспитанию   в   соответствии   с   национальной   образовательной инициативой «Наша новая школа»  Подготовка   педагогов   к   инновационной   деятельности   по духовно – нравственному воспитанию  Обновление   технологий   и   содержания   образования   в соответствии с поставленной целью  Создание условий для воспитания, социально – педагогической поддержки   становления   и   развития   высоконравственного,   творческого, инициативного,   компетентного   гражданина   России   на   основе   базовых национальных ценностей  Развитие   партнёрских   отношений   школы   и   семьи   с учреждениями   дополнительно   образования,   науки,   культуры,   спорта, представителями традиционных российских религий.  Модель   школы   духовно  –   нравственного   развития   и   воспитания. Школа – это единое образовательное пространство, центр взаимодействия с родителями,   местным   сообществом,   учреждениями   дополнительного образования,   культуры,   насыщенный   интеллектуальной   и   спортивной жизнью, центр воспитания гражданина и патриота на базовых национальных ценностях, подготовка обучающихся к жизни в высокотехнологичном мире.   творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную,   осознающий   ответственность   за   настоящее   и   будущее   страны, укоренённый   в   духовных   и   культурных   традициях   многонационального народа РФ.   Высоконравственный, Модель   выпускника.   Важную роль   в системе воспитания учащихся ОУ играют школьные традиции,   т.к.   каждое   мероприятие   является   ярким   эмоциональным переживанием. Наше образовательное учреждение имеет свои традиции. Об этих традициях я расскажу на своём примере работы в начальной школе.   Одна   из   традиций   –   конкурсный   марафон   марафон   творчества, реализуемый в течении года и имеющий свою тему.   Тема  Учебный год 2011 – 2012 Чтобы тело и душа были молоды 2012 ­  2013 Сквозь   даль   времён.   Век   XIX   –   золотой   век   русской культуры 2013 – 2014 Школа, школа! Ты похожа на корабль, бегущий вдаль 2014­ 2015 Ради   жизни   веков   грядущих   храним   в   сердцах   Великую Победу Марафон состоит из конкурсов. Например, тема 2013­ 2014уч.года посвящена юбилею школы «Школа, школа! Ты похожа на корабль, бегущий вдаль» Цель: создание   условий   для   реализации   творческих   способностей   групповой   и индивидуальной, обучающихся   через   организацию   коллективной деятельности. Задачи:  Обогащать знания  школьников  об истории  школы   и  родного края   Выявлять одаренных детей Организовать совместные усилия детей, родителей и педагогов по формированию навыков коллективной деятельности Сроки Конкурсы Сентябрь Конкурс поисковых заданий «Учителями славится Россия, ученики приносят славу ей» Октябрь Конкурс   литературного   творчества   «От школьного порога дорог уходит много» Ноябрь Декабрь Январь   изобразительного,  Конкурс и декоративно­прикладного   технического   творчества   «Подарок школе» Конкурс   исследовательских,  творческих работ, проектов Февраль Конкурс   фотографий,   фотоколлажей «Ожившая школьная фотография» Март Конкурс   исполнительского   мастерства «Дари добро на радость всем» Продукт   Альбом   учителях, выпускниках   школе, о Сборник   стихов,   эссе, интервью   воспоминания   о школе,  Выставка   работ   в   музее «Русская   изба»   (поделки, рисунки, макеты)   проекты, Рефераты, исследовательские  работы Альбом   фотографий   из жизни школы с описанием события. Фестиваль искусств  Например, в конкурсе «Ожившая школьная фотография» учащиеся школы   собирали   фотографии   на   школьную   тематику   с   воспоминаниями своих родителей, родственников, учившихся в нашей школе. В конкурсе литературного   творчества   «От   школьного   порога   дорог   уходит   много» собирался материал на тему «Семейная династия». Ребята написали эссе про   учителей,   которые   много   лет   проработали   в   школе,   выпустили стенгазеты про семьи, династия которых тесно связана со школой, вышло печатное издание школьная газета «Переменка» с интервью выпускников школы и учителей.     Пушкинские   дни,   недели,   месячники   стали   традиционными   и проводятся в школе как Пушкинский день Лицея 19 октября каждый год.     С 1 по 11 класс проходят сквозные, бинарные, интегрированные уроки   и   уроки   «Светочи   России»,   внеклассные   мероприятия   и общешкольные линейки, посвящённые творчеству А.С Пушкина.      В начальных классах проводятся такие уроки: 1класс «В гости к Пушкину»,     2   класс   «Викторина   по   сказкам   А.С.Пушкина»,   3   класс «Пересчитываем   Пушкина»   (урок   математики),   4класс   театрализованное представление   «Сказка   о   попе   и   работнике   его   Балде»,   внеклассное мероприятие «Люблю тебя, Петра творенье».    10   ноября   в   школе   проходит   Мальцевский   день   по   программе «Мальцевские   уроки  и  уроки  Мальцева»,  посвященные   нашему  земляку, выдающемуся полеводу Т.С.Мальцеву.  Сама личность этого незаурядного человека помогает учащимся осмыслить свои исторические корни, увидеть лучшие черты русского национального характера. Эти уроки  стимулируют стремление учащихся к саморазвитию, учат их гордиться своей Родиной, воспитывают   гражданственность   и   патриотизм,   бережное   отношение   к историческому и культурному наследию родного края. Темы уроков:  1 – 3 классы «Наш известный земляк Т.С.Мальцев». 4 классы «Полевод колхоза «Заветы Ленина» Т.С.Мальцев». Возрастает   интерес   детей   к   поисковой   и   исследовательской деятельности.   Под   руководством   педагогов   школы   ребята   разработали такие темы, как «Родословная Т.С.Мальцева», «Т.С.Мальцев как человек и гражданин».   Также   в   течении   данной   недели   ребята   ездят   на   родину Т.С.Мальцева   в   село   Мальцево,   где   посещают   дом   –   музей,   выпускают газеты, посвящённые Т.С.Мальцеву.   Достучаться до сердца и души сегодняшнего школьника становится все   сложнее.   Ещё   К.Д.Ушинский   предлагал   воспитывать   учащихся, используя национальные традиции.     Наша   задача   ­   ввести   учащихся   в   круг   традиций,   обычаев праздников, показать их тесную и органическую связь с народной жизнью, искусством и творчеством.  Традицией   стали     походы   по   родному   краю   с   краеведческими заданиями, экспедиции исследовательского характера, экскурсии с целью изучения   и   сбора   материалов   для   школьных   музеев     Боевой   славы   и «Русская   изба   где   проводятся   музейные   уроки,   экскурсии,   уроки народоведения.  Программа уроков народоведения. 1 класс. I  четверть – «Слава хлебу на столе» (о русских традициях, связанных с хлебом). Народные подвижные игры. II  четверть­   «Скоро   сказка   сказывается»   (русские   народные   сказки, считалки, скороговорки) III  четверть­   Праздники     Рождество,   Новый   год,   Крещение,   Масленица, Весенние игры, песни, заклички.) IV  четверть   –   «Большая   и   малая   Родина».   Стихи   и   песни   о   России. Экскурсии по городу: достопримечательные и памятные места. Народные и подвижные игры ( лапта, горелки, прятки, кошки­мышки). 2 класс. I  четверть –   Красота и богатство природы родного края. Стихи и песни о родном крае.. II  четверть­     Родословная.   Моя   родня.   Крестные   отец   и   мать. Народные традиции взаимоотношения  детей и взрослых, народные песни о матери. семье, доме, родной земле. III  четверть­   Зимние   праздники(   Новый   год,   Рождество,   Святки, Колядки).   Зимние   игры   и   развлечения.   Народные   игрушки.   Праздник матери и детей. Концерт. IV  четверть – Пасха. Радуница. Народные традиции. Летние забавы для детей. 3 класс. I  четверть­   Календарь.   Народнохозяйственный   календарь.   Церковный календарь.   Календарные     песни.   Именины.   народны   приметы   погоды   и урожая. Детские песни, музыкальные игры. Дразнилки, перевертыши. II  четверть­   Символы   России.   Береза   в   жизни   русских   (   традиции, применение). Рассказы, стихи, песни  о березе. III  четверть­ праздник  отцов    и  детей.  произведения  об  отцах, мужских профессиях. Выставка работ отцов и детей. концерт. IV четверть­ весеннее­летние обряды и обычаи. Троица. Воспевание травы, цветов, поля. 4 класс. I  четверть   ­   Моя   область,   мой   район,   мой   город,   символика. Памятники истории, культуры. Знаменитые люди. Природа родного края. Заповеденики. Писатели, поэты, художники о родной природе. Сочинения, рисунки, стихи учащихся. II  четверть ­ Народные художественные промыслы. Художественное рукоделие. Характеристика народных вышивок. Умельцы нашего города. Центр народной культуры «Лад». III  четверть   ­   летопись   семьи   –   семейный   альбом.   Свадьба   моих родителей.   Дни   рождения.   Из   семейных   архивов   (   фотографии,   письма, вырезки из газет). Народные танцы. IV  четверть   –   Конь   в   жизни   русского   крестьянина.   Дорога.   Твоя дорога в школу. Яблоня. Яблоня в стихах, сказках. Духовное начало воспитывает и краеведение в рамках курсов: «Природа Зауралья» (2 класс). Жить в согласии с природой – необходимое условие сохранения цивилизации. Экологическое воспитание представляет собой   целенаправленное   воздействие   на   духовное   развитие   детей   и подростков, на формирование у них ценностных установок, особой морали взаимоотношений с окружающей средой, тем самым оно делает акцент на эмоциональную, а не на рациональную сторону взаимоотношений. Именно на   этих   занятиях   учащиеся   знакомятся   с   растительным   миром   родного края, учатся собирать семена, грибы и ягоды, учатся охранять природу и беречь её.  Курс   «Город   и   его   люди»   (3   класс)   направлен   на   воспитание гражданственности, патриотизма, любви к малой Родине. Цель курса ­ дать начальные знания о родном городе. Основные задачи: формировать основы научных, географических, исторических знаний о  своём городе; воспитывать патриотическое отношение к истории и культуре родного  города, его людям; объяснить влияние исторических факторов на хозяйственную  деятельность человека, памятники истории и культуры родного края.    Знакомство с историческими и культурными памятниками, с окрестностями  города происходит не только на занятиях, но и  путём наблюдений во время  экскурсий по городу,  в краеведческий музей, на предприятия города,  минеральный источник, на СЮТ и СЮН, в ДДТ, драмтеатр, Николаевскую  церковь, в центр народной  культуры.  «История в лицах» (4 класс) данный курс  непосредственно связан с культурой и историей родного края, рассчитан на учащихся, проявляющих интерес к истокам становления родного края, к знакомству с интересными и   талантливыми   людьми.   На   занятиях   учащиеся   знакомятся   с   историей Отечества   через   личности   великих   людей   Росси.   Полученные   знания способствуют   формированию   лучших   качеств,   присутствующих национальному характеру. Изучая   историко­культурное   наследие   своего   города,   края, необходимо   подчеркнуть   ее   важнейшую   роль   в   формировании нравственных истин личности ученика, его культурного багажа, духовного развития   человека,   показать,   что   культура   малой   Родины   является частичкой культуры России в целом. Своеобразием   воспитательной   системы   школы   является   то,   что годовой   цикл   ее   концентрируется   вокруг   нескольких   дел   школьного коллектива.  Мы   выделили   шесть   направлений   работы,   определив   их   в тематические направления.    Сентябрь­октябрь направление «Здоровье». Проект   «Чтобы тело и душа были молоды». Как результат этого проекта в нашем классе стали печатное   издание   газеты   «Здоровье»,   конкурс   рисунков,   стенгазета, листовки.   Ноябрь­декабрь   направление   «Гражданин».   Проект     «Гражданином быть обязан».Результат стенгазета, выступление агитбригады.  Январь­февраль   направление   «Отечество».   Проект   славлю,  которое есть» Март направление «Мир профессий». Проект «Мой компас».  По итогам данного   периода   был   проведён   конкурс   рисунков   «Профессии   моих родителей». Булыгина Елизавета стала победителем областного конкурса и получила денежное вознаграждение.  Апрель направление «Культура». Проект «Мир красотой спасется». Результат­   концертная   программа   фестиваля   искусств.   Учащиеся показывают свое мастерство, организуется выставка «Умелые руки наших родителей».  Май­ июнь направление «Земля». Проект «Планета – наш общий  дом».  В 1 – 4 классах ежегодно проводятся акции социального характера, в   «Отечество которых мы принимаем активное участие.  Акция    « Доброе  сердце» предполагает   сбор вещей, канцелярских товаров, игрушек для детей из малообеспеченных семей и детей из детского дома с.Ольховка.   Несколько   раз   в   год   проходит  акция «   Поможем   приюту   для животных».  Учащиеся и родители активно откликаются на  этот призыв, собирают  корм, теплые одеяла, миски для еды и оправляют в приют. Акция «Подарок ветерану» проводится ежегодно перед праздником 9 мая. С учащимися на уроках технологии, на занятиях кружка «Умелые руки» готовим подарки ветеранам, которые отправляют в центр социальной поддержки   и   дарят   ветеранам   микрорайона,   открытки,   торжественно вручаем на митинге, посвящённом Дню Победы. Участвуя   в   акции   «   Новогодний   калейдоскоп»,  изготавливаем объемные   игрушки,   которые   используют   для   оформления     новогодних елок  микрорайона, а в акции  «Берегите природу» выпускаем листовки и распространяем   с   целью   сохранности   первоцветов   и   зелёного   наряда города. Акция « Обращение к  водителю» проходит в День памяти жертвам ДТП. В этот день проходит линейка, а затем мы с детьми и работником ДПС раздаем листовки водителям транспортных средств. Акция «Школьный сад» ­ сбор семян цветов для ­школьного сада.   Школа для ребенка – та адаптивная среда, нравственная атмосфера, которая   обусловит   его   ценностные   ориентации.   Поэтому   сегодня,   как никогда,   чтобы   нравственная   воспитательная   система взаимодействовала   со   всеми   компонентами   школьной   жизни:   уроком, переменой,   внеурочной   деятельностью,   пронизывала   всю   жизнь   ребят нравственным содержанием.   важно, В   заключении   хочется   сказать,   что   никакие   воспитательные программы   не   будут   эффективны,   если   педагог   не   является   примером нравственного   и   гражданского   поведения   для   ученика.   Сделать   себя  лучше, добрее, чище – значит сделать таким мир вокруг себя. Литература. 1. «Русская национальная и культурологическая школа: поиски и находки»  Шадринск, 2007г.  2. 3. 4. «Воспитать патриота» Шадринск, 2009г.  «Не забудет никто никогда школьные годы» Шадринск, 2014г. Божович   Л.И.,   Конникова   Т.Е.   Нравственное   формирование личности школьника в коллективе.­М., 2000. 5. Калюжный   А.А.   Роль   учителя   в   нравственном   воспитании школьников.­М., 1998. 6. Лагодина   Е.Н.   Проблемы   нравственного   воспитания   детей   в России.­М. Просвещение, 2006. 7. 8. школа» Педагогика/ Под  ред. Ю.К. Бабанского. – М.: Просвещение, 1983. http://www.kremlin.ru/news/6683 Дмитрий Медведев «Наша новая

Традиции малой Родины, школы, их роль в формировании нравственных качеств личности ребёнка.

Традиции малой Родины, школы, их роль в формировании нравственных качеств личности ребёнка.

Традиции малой Родины, школы, их роль в формировании нравственных качеств личности ребёнка.

Традиции малой Родины, школы, их роль в формировании нравственных качеств личности ребёнка.

Традиции малой Родины, школы, их роль в формировании нравственных качеств личности ребёнка.

Традиции малой Родины, школы, их роль в формировании нравственных качеств личности ребёнка.

Традиции малой Родины, школы, их роль в формировании нравственных качеств личности ребёнка.

Традиции малой Родины, школы, их роль в формировании нравственных качеств личности ребёнка.

Традиции малой Родины, школы, их роль в формировании нравственных качеств личности ребёнка.

Традиции малой Родины, школы, их роль в формировании нравственных качеств личности ребёнка.

Традиции малой Родины, школы, их роль в формировании нравственных качеств личности ребёнка.

Традиции малой Родины, школы, их роль в формировании нравственных качеств личности ребёнка.

Традиции малой Родины, школы, их роль в формировании нравственных качеств личности ребёнка.

Традиции малой Родины, школы, их роль в формировании нравственных качеств личности ребёнка.

Традиции малой Родины, школы, их роль в формировании нравственных качеств личности ребёнка.

Традиции малой Родины, школы, их роль в формировании нравственных качеств личности ребёнка.

Традиции малой Родины, школы, их роль в формировании нравственных качеств личности ребёнка.

Традиции малой Родины, школы, их роль в формировании нравственных качеств личности ребёнка.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.02.2018