Традиции в дошкольном образовании
Оценка 4.9

Традиции в дошкольном образовании

Оценка 4.9
Научные работы
doc
музыка
Детсад
26.06.2019
Традиции в дошкольном образовании
Данная статья посвящена вопросу традиций и их актуальности в жизни современных дошкольников. Автор делится личным мнением относительно необходимости воспитания в подрастающем поколении уважительного отношения к традициям, а также рассказывает о собственном опыте в этом направлении – об ознакомлении детей с культурой как своего, так и других национальностей, об обсуждении с родителями дошкольников семейных обычаев и праздников, о создании и поддержании каких-либо традиций непосредственно в детском саду.
Традиции в дошкольном образовании.doc
Панфилова Марина Владимировна. Музыкальный руководитель ГБОУ Школа 1256 г. Москвы. НАЗВАНИЕ СТАТЬИ: Традиции в дошкольном образовании. АННОТАЦИЯ К СТАТЬЕ: Данная статья посвящена вопросу традиций и их актуальности в жизни современных дошкольников. Автор делится личным мнением   относительно   необходимости   воспитания   в   подрастающем поколении уважительного отношения к традициям, а также рассказывает о   собственном   опыте   в   этом   направлении   –   об   ознакомлении   детей   с культурой   как   своего,   так   и   других   национальностей,   об   обсуждении   с родителями   дошкольников   семейных   обычаев   и   праздников,   о   создании   и поддержании каких­либо традиций непосредственно в детском саду. В последнее время наш мир переживает эпоху глобализации. Границы народов заметно стираются, уступая своё место единому, но многообразному межэтническому сообществу. Не везде этот процесс происходит спокойно, но, тем не менее, все мы живём в необычайно интересное время, когда обычаи и традиции различных культур перемешиваются, соперничая и конкурируя друг с другом.   В   этом   ключе   очень   важно   осознать   тот   факт,   что   независимо   от численности той или иной народной группы, её влияние определяется не только культурной,   образовательной   и   технологической   компетентностью,   но   и духовной силой, способностью в нужный момент осознать себя как нечто общее, непрерывное в течение времени, от прошлого ­ в настоящее и в благоприятное будущее. Те   этносы,   которые   утрачивают   подобное   свойство,   не   готовы   быть стойкими к различным вызовам истории – от войн и сражений, до миграций интеллектуального потенциала. Представители  подобных народов отличаются слабостью   в   эмоциональном   плане,   с   отсутствием   морально­этических   норм, 1 которые, как известно, не просто очередная дань культурного наследия, но и способность преодолевать трудности, как со стороны отдельного индивидуума сообщества, так и со стороны всего сообщества в целом. Процесс   глобализации,   несомненно,   будет   нарастать   всё   больше   и больше. Уже сейчас, без особого труда, возможно определить те группы этносов и народностей, которые оказались стойкими к подобным переменам, и, вполне вероятно, останутся весомыми и укрепят своё влияние в будущем. Их общая черта – невероятно сильное влияние традиций, которые регулируют практически каждый   важный   аспект   бытовой   и   социальной   сферы   жизни.   Эти   этносы отличаются  жёсткостью  в отношении   собственных  правил  и  норм, этических предпочтений   и   межэтнических   взаимоотношений.   В   условиях   современной неопределённости они обеспечивают самое важное для своих представителей – это чувство единения и силы. Именно поэтому нельзя недооценивать важность духовной   составляющей   и   традиций   народа   и   их   крайне   важно   развивать, сохранять и всячески поддерживать. Не   менее   важным   аспектом   является   и   отличительное   значение традиций.   В   условиях,   когда   мир   вокруг   нас   всё   более   унифицированный   и стандартизированный, несомненным преимуществом любого человека окажется принадлежность   к   богатой   и   плодородной   культурно­исторической   основе, помогающей   выстраивать   и   совершенствовать   свою   особенную индивидуальность   и   неповторимость.   Здесь   также   есть   возможность   и   для других проявлений, в том числе и сугубо экономических. Примером тому могут стать те народности, которые распорядились своим наследием очень грамотно ­ превратили его в рекламный бренд, работающий и помогающий зарабатывать на туристическом бизнесе, одновременно укрепляя и распространяя своё влияние 2 вовне,   захватывая   всё   новые,   и   новые   культурные   и   географические пространства. Нельзя не отметить и ещё один крайне значимый и необходимый аспект в вопросе важности сохранения и поддержания традиций – это вопрос доверия. Не секрет, что мы, как люди, с гораздо большей охотой доверяем тем из нас, кто отвечает за свои слова и поступки, кто чтит своих предков, кто предсказуем в своём   поведении,   кто   знает   цену   себе   и   своим   близким.   И   если   перевести подобные представления на уровень отдельных этносов, мы получим очевидную картину  значимости  так сказать «репутаций»,  которые сопровождают  ту  или иную   народность   и   оказывают   влияние   на   её   работу   извне.   И   изменить   эту «репутацию» в одночасье, за финансы или силовое влияние ­ не представляется возможным, она нарабатывается за долгие, долгие годы. Конечно, кто­то непременно возразит, что способность быть адаптивным и приспособленным не менее важна в этом мире. Традиции в этом плане не берут   на   себя   ведущую   роль,   они   лишь   дополняют   весь   комплекс   тех   мер, которые   помогают   личности   развиваться   разносторонне,   сохраняя   баланс.   И именно поэтому, приобщая детей к культурному наследию их общества, нам крайне необходимо делать это с большой осторожностью и благоразумностью. Учитывая   всё   это,   я   поставила   своей   целью   познакомить   моих воспитанников   с   культурным   разнообразием   и   великолепием   тех многочисленных   народностей,   представители   которых   занимаются   в   нашем детском   саду.   Кроме   детей   из   русских   семей,   здесь   находятся   ребята   из Татарстана,   Узбекистана,   Азербайджана.   Совместно   с   воспитателями   я разработала план по изучению культурных ценностей воспитанников. Родители также   принимали   активное   участие   в   моих   начинаниях.   Каждую   следующую неделю мы посвящали культуре той или иной национальности. В течение недели 3 устраивались   выставки   народного   костюма,   традиционной   игрушки, музыкальных инструментов. Проводился смотр национальной песни и танца, где дети участвовали совместно с родителями. Организован марафон «В гостях у моей   бабушки»,   где   воспитанники   рассказывали   о   любимом   национальном блюде,   а   родители,   иногда   бабушки,   приносили   попробовать   одно   из   блюд национальной   кухни.   Итоговым   мероприятием   в   конце   недели   были организованы праздники. Эти тематические недели мы назвали «Яркий хоровод» и   были   приятно   удовлетворены   его   итогами.   За   время   проведения   этих мероприятий   я   дала   своим   воспитанникам   осознание   того   факта,   что существуют различные национальности, и у каждой национальности есть свои традиции. В   процессе   работы   «Яркого   хоровода»   я   изучала   национальные праздники и составила маршрут изучения традиций – на нём были отмечены обряды,   традиции,   обычаи   и   ритуалы,   характерные   для   того   или   иного торжества.   Оперируя   таким   маршрутом,   стало   доступно   сравнение   и определение   целесообразности   конкретного   мероприятия   на   основании имеющихся возможностей и тех воспитательных задач, которые стояли передо мною   в   процессе   работы.   Становилось   ясно,   какие   из   праздников   имеют наибольшие шансы заинтересовать ребёнка, какие лучше раскрывают творческий и   коммуникативный   потенциал   детей,   какие   проще   или   сложнее   провести исходя из существующих ресурсов. При подготовке каждого такого мероприятия я привлекала к участию и родителей. Их настрой не менее важен для успешного результата, потому что дети, проводя своё время в домашней обстановке, быстро впитывают  нормы поведения собственных пап, мам, братьев и сестёр, дедушек и бабушек. Нужно объяснить родителям практическую необходимость  традиций – ведь, помимо 4 всего   остального,   это   ещё   один   способ   закрепить   взаимоотношения   в   семье между   ребенком   и   взрослым,   установить   между   поколениями   прочные   и долговечные связи. Совместно с взрослыми мы шили костюмы, подготавливали различные   атрибуты,  писали   сценарии   и   распределяли   роли.  Папы   с  мамами нередко проявляли инициативу и вызывались играть различных персонажей. В процессе работы, я обратила внимание на то, как зарождаются традиции в их собственной семье – это и передача каких­либо предметов (часов, реликвий, элементов одежды, и т. д.), и составление фотоальбомов, и, модное в нынешнее время   увлечение   –   когда   собираются   и   фотографируются   все   вместе   в определённый   день   года  «Наш   праздник   день   семьи».  Я   считаю   это   важным достижением   в   своей   деятельности   –   ведь   так   формируется   уважительное отношение к традициям не только непосредственно у детишек, с которыми я работаю, но также и у их взрослых. Как­то   раз   один   их   родителей   рассказал   мне   о   весьма   интересной традиции, которая происходит в его семье. Каждую неделю все члены семьи предлагают,   как   провести   выходные.   Все   представители   данной   семьи разрабатывают свои собственные рекламные материалы – будь то стихи, танцы, песни,   презентации   или   простая   агитационная   речь.   После   ознакомления   со всеми   заявками   производится   общее   голосование,   в  котором   не   допускается выбирать   себя   самого.   Результат   определяется   большинством   голосов. Победитель получает право провести выходные по задуманному сценарию. В   случае,   когда   у   семьи   уже   существуют   какие­либо   традиции,   я старалась расспросить о них поподробнее. Встречались достаточно необычные варианты, коллекционирования орденов, письма от отца к сыну и дочери. Позже, собрав всех родителей за совместным чаепитием, мы совместно обсуждали с 5 ними   их   собственные   традиции,   и   те,   которые   потенциально   возможны   для зарождения в их среде, для обогащения духовного воспитания их детей. В течение своей работы особое внимание уделяла составлению сценарий праздников. Вместо скучного и предсказуемого развития действия я включала множество неожиданных моментов, взятых из народных сказок и былин. Также я старалась   делать   героев   праздников   харизматичными   и   запоминающимися персонажами, теми,  которым  хочется  сопереживать,  кто  предельно  открыт  в своей мотивации. Иногда в процессе повествования я включала дополнительные интерактивные элементы – например, несколько вариантов развития сценария, в зависимости   от   выбора   детей.  Таким   образом,  принятое   малышами   решение, хоть и частично иллюзорное, всё же кажется им своим собственным, а потому играть и продолжать действие становится по­прежнему интересно. Помимо   прочего,   я   уделяла   своё   внимание   зарождению   новых   и сохранению   уже   существующих   традиций   в   моём   детском   саду.   Я   провела длительную и плодотворную работу с родителями, такую как круглые столы, мастер­классы   и   т.   д.   После   дополнительного   обсуждения   в   нашем образовательном учреждении появился рад новых и интересных мероприятий – таких, как переходящий макет садика от воспитанников подготовительных к школе групп к детям младшей группы. «Встречи первоклассных выпускников», где   бывшие   дошкольники   имеют   возможность   прийти   в   гости   в   детский   сад пообщаться с воспитателями, педагогами, воспитанниками. Встречи проходят в форме   увлекательных   сценок,   этюдов,   скайп   беседах,   также   –   ежегодные театральные   фестивали   для   тех   детишек,   кто   постарше.   Ученики   делятся впечатлениями о школе и интересуются нововведениями в саду. Резюмирую   всю   вышеописанную   работу,   я   считаю,   что   успешно справилась с поставленной перед собою целью. Мне, прежде всего, хотелось 6 развить в детях искреннее уважение к наследию и достоянию наших предков, заложить   фундамент   культурных   ценностей,   воспитывая   в   детях   желание поддерживать  культурные традиции, желание пересказывать  свои традиции и гордиться   этим.   Также   я   показала   своим   воспитанникам,   насколько   разные могут быть культуры, и, тем не менее, эти культуры способны уживаться вместе спокойно   и   гармонично.  Ведь   чем   больше   мы   узнаём   о   других   этносах,  тем лучше   понимаем,   что   универсальные   ценности,   такие   как   желание   мира, способность   к   состраданию   и   любви   –   характерны   для   любого   человека, независимо   от   его   национального   происхождения.   Я   надеюсь,   что   мой   опыт будет   полезен   и   другим   педагогам,   а   также   всем   тем,   кто   уверен   в необходимости поддержания и укрепления знаний подрастающего поколения о культуре, обычаях и народных традициях. 7

Традиции в дошкольном образовании

Традиции в дошкольном образовании

Традиции в дошкольном образовании

Традиции в дошкольном образовании

Традиции в дошкольном образовании

Традиции в дошкольном образовании

Традиции в дошкольном образовании

Традиции в дошкольном образовании

Традиции в дошкольном образовании

Традиции в дошкольном образовании

Традиции в дошкольном образовании

Традиции в дошкольном образовании

Традиции в дошкольном образовании

Традиции в дошкольном образовании
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.06.2019