Тренинг для педагогов в ДОУ по профилактике эмоционального выгорания и поддержке психического здоровья педагогов
Оценка 4.9 (более 1000 оценок)

Тренинг для педагогов в ДОУ по профилактике эмоционального выгорания и поддержке психического здоровья педагогов

Оценка 4.9 (более 1000 оценок)
Семинары
docx
психологическая работа +1
Детсад
28.02.2018
В тренинге для педагогов в ДОУ по профилактике эмоционального выгорания и поддержке психического здоровья педагогов, педагоги учатся через игровые упражнения владеть собой, держать себя в руках, так как это один из главных показателей деятельности педагога, от чего зависят и его профессиональные успехи, и психологическое здоровье.В тренинге для педагогов в ДОУ по профилактике эмоционального выгорания и поддержке психического здоровья педагогов, педагоги учатся через игровые упражнения владеть собой, держать себя в руках, так как это один из главных показателей деятельности педагога, от чего зависят и его профессиональные успехи, и психологическое здоровье.

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

1 - Тренинг для педагогов ДОУ по выгоранию.docx
муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад «Золотой ключик» г. Волгодонска Тренинг для педагогов в ДОУ по профилактике эмоционального выгорания и поддержке психического здоровья педагогов Цель:  профилактика   синдрома эмоционального   выгорания   через сплочение   педагогического   коллектива   ДОО   и   снятие психоэмоционального напряжения.                                                                                                                                                                       Бондарь Елена Михайловна,                                                         педагог­психолог                                                                                МБДОУ ДС «Золотой ключик»                                                      г. Волгодонска  1 г. Волгодонск  Тренинг для педагогов в ДОУ по профилактике эмоционального выгорания и поддержке психического здоровья педагогов                                                                                                                           (Слайд №3) Существует китайская поговорка:  «Расскажи мне – и я забуду  Покажи мне – и я запомню  Вовлеки меня – и я пойму и чему­то научусь» Умение владеть собой, держать себя в руках ­ один из главных показателей деятельности   педагога,   от   чего   зависят   и   его   профессиональные   успехи,   и психологическое здоровье. Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты.  В   последние   годы   проблема   сохранения   психического   здоровья   педагогов стала   особенно   актуальной.  Современный   мир   диктует   свои   правила:   выросли требования со стороны родителей к личности педагога, его роли в образовательном процессе.   Преобразования   в   системе   образования   также   поднимают   планку: приветствуется творческий подход к работе, новаторство, проектная деятельность, педагогические технологии. Увеличивается   не   только   учебная   нагрузка,   вместе   с   ней   растет   и   нервно­ психическое   напряжение   личности,   переутомление.   Различного   рода   перегрузки усугубляются   многочисленными   страхами:   страх   быть   покинутым,   не   найти поддержки; страх оказаться непрофессионалом; страх перед контролем. Эмоциональное   выгорание –   это   своего   рода   выработанный   личностью механизм   психологической   защиты   в   виде   полного   или   частичного   исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия.  Психолог:  «Здравствуйте уважаемые коллеги! Сегодня мы собрались здесь, чтобы   научиться   владеть   собой,   держать   себя   в   руках   и   контролировать   свои эмоции.» Инструкция    :  чтобы   начать   плодотворную   работу,   посмотрим   какое настроение у Вас преобладает. Для этого вам нужно выбрать лепесток того цвета, какой больше всего Вам нравится в этот момент.                                                                                                                     (Слайд №4) 1. Игровое упражнение «РОМАШКА НАСТРОЕНИЯ» 2 Необходимый инструментарий техники: лист   бумаги   (размер   по   выбору   педагога),  цветной   картон,   ватман,   кисть, краски или гуашь, клей­карандаш (2­3 шт.). Описание  техники.  На   листе   бумаги   пишется   название   техники. Рисуется  середина   ромашки.   В   середине   пишется   не   дописанная   до   конца фраза, которую  хотят узнать от участников опроса. Приклеивается 3 кармана. В каждый карман помещаются лепестки определенного цвета. В первом кармане ­ фиолетовые лепестки  (условно     плохое настроение), во     втором     кармане     ­ оранжевые   (хорошее   настроение),  в   третьем   кармане   ­  желтые   лепестки (отличное   настроение)  (см.   рис.   53).  Определяется   настроение,   выбирается лепесток   и   приклеивается   к   сердцевине   ромашки.   Таким   образом,   как   бы дописывается начатая фраза (см. рис. 54, с. 66).  Примечание. Дети подписывают лепестки по желанию  Рекомендации: • Можно предложить детям не только выбрать цвет лепестка настроения, но и дописать фразу на листке. • Возможен   вариант,   когда   ромашка   с   недописанной   фразой   нарисована   с пустыми  лепестками.   Предложить   ребятам   закрасить   ее   своим   цветом настроения.               Алгоритм техники 1.Определить настроение. 2.Выбрать лепесток нужного цвета 3.Приклеить к середине ромашки (если требует техники, то дописать фразу). Рефлексия:  предлагаю подумать, чем вызвано такое настроение. Желающим можно высказаться. Психолог:   Чтобы   обсудить   весьма   интересную   и   важную   для   Вас   тему,   я предлагаю Вам поздороваться и выполнить следующее упражнение.                                                                                                                    (Слайд №5) 2. Упражнение «Игра­приветствие» 3 Цель:  способствует   сплочению   группы,   настраивает   группу   на положительные чувства и снижению напряжения.            Ход: Участники   рассчитываются  на   первый   и   второй  и   делятся   на   пары. Первые номера становятся внутренним кругом, вторые – внешним. Первые номера остаются на месте, вторые – передвигаются вокруг них по часовой стрелке, при этом   каждая   пара   произносит   стихотворение­приветствие   и   выполняет соответствующие действия: Здравствуй, друг!             Здороваются за руку. Как ты тут!                       Хлопают по плечу друг друга. Где ты был?                      Дергают за ушко друг друга. Я скучал!                         Кладут руки себе на сердце. Ты пришел!                    Разводят руки в стороны. Хорошо!                         Обнимаются.                                                                                                                   (Слайд №6) 3. Упражнение «Откровенно говоря»   Цель:  вербализация   и   осознание   педагогами   проблемы   эмоционального выгорания. Материалы   Инструкция.  Вам   нужно   вытянуть   любую   карточку   с   незаконченным  : карточки с незаконченными фразами. предложением и попытаться закончить фразу откровенно и честно. Карточки с неоконченными предложениями к упражнению  «Откровенно говоря»  Откровенно говоря, когда я думаю о предстоящем рабочем дне…  Откровенно говоря, когда я готовлюсь к открытым занятиям…  Откровенно говоря, когда я прихожу домой после работы…  Откровенно говоря, когда я волнуюсь…  Откровенно говоря, когда я прихожу на работу…  Откровенно говоря, когда я разговариваю с родителями…  Откровенно говоря, когда ко мне на занятия приходят студенты…  Откровенно   говоря,   когда   ко   мне   на   занятие   приходят   педагоги   или методисты…  Откровенно говоря, когда я провожу родительское собрание...  Откровенно говоря, когда мой рабочий день…  Откровенно говоря, когда я провожу свое открытое занятие…  Откровенно говоря, моя работа…  Откровенно говоря, когда я думаю о работе…  Откровенно говоря, мое здоровье…  Откровенно говоря, когда я разговариваю с заведующим…  Откровенно говоря, когда я вижу ребенка…  Откровенно говоря, после рабочего дня… 4  Откровенно говоря, когда наступает пора отпуска…  Откровенно говоря, люди, с которыми я работаю…  Откровенно говоря, когда я собираюсь на работу…  Откровенно говоря, неприятности на работе…  Откровенно говоря, успехи на работе… Рефлексия. • Трудно ли вам было отвечать? • Было ли для вас что­то новое? • Считаете ли вы полезным упражнение? • Открыли ли вы что­то новое для себя? • Как вы себя сейчас чувствуете? • Какие у вас сейчас ощущения? Ожидаемый   результат:  упражнение   помогает   осознать   проблемы педагога, вербализовать их, сплотить группу педагогов, понять, что проблемы у всех педагогов похожи.                                                                                                                   (Слайд №7) 4. Упражнение «Удовольствие» Цель:  нахождение   индивидуальных   путей   снятия   эмоционального напряжения. Материал: лист бумаги, фломастеры или карандаши. Ход: Участники пишут не менее 5 повседневных действий, которые приносят им удовольствие, далее их нужно про ранжировать до самых приятных. Ведущий объясняет, что эти действия и есть ресурс восстановления педагога.                                                                                                                    (Слайд №8)         5. Задание рисунок «Образ выгоревшего педагога» Цель: пробуждение творческого потенциала участников, стимулирование к тому, чтобы выйти из своих привычных ролей. Материал: ватманы на группы, фломастеры, карандаши. Инструкция: «Вам нужно разделиться на 4 группы. У каждой группы будет лист ватмана, на котором нужно изобразить придуманный вами образ выгоревшего педагога.  Это   может   быть   человек   с   некоей   характерной   внешностью,   предмет, символизирующий   эмоциональное   выгорание,   все   что   угодно,   но   нельзя   это описывать словами. Придумайте образ и его название, запишите его на оборотной стороне ватмана.  Вам дается на это 10 минут. Теперь по очереди покажите свои рисунки. Вопрос такой: что вы видите на рисунке, какие символы используются, чтобы выразить эмоциональные страдания? 5 Теперь   передайте   соседней   группе   по   часовой   стрелке   свой   рисунок.  Ваша задача ­ так изменить полученный вами соседский рисунок, чтобы вместо выгорания там   было   изображено   что­то   позитивное,   можно   дописывать   фразы,   придумать новое название. Давайте обсудим, как изменился рисунок. Авторы молчат. Какой была идея авторов?» 6. Упражнение: «Пишущая машинка»                                              (Слайд №9) Цель: снижение мышечного напряжения и внутренней зажатости. Давайте представим себе, что все мы ­ большая пишущая машинка. Каждый из Вас   –   буквы   на   клавиатуре   (немного   позже   мы   распределим   буквы,   каждому достанется   по   две­три   буквы   алфавита).   Наша   машинка   может   печатать   разные слова   и   делает   это   так:   я   говорю   слово,   например,   «смех»,   и   тогда   тот,   кому достаётся буква «с», хлопает в ладоши, потом мы все хлопаем в ладоши, затем хлопает   в   ладоши   тот,   у   кого   буква   «м»,   и   снова   общий   хлопок   и   т.д. (Слайд №10) Психолог   распределяет   по   кругу   буквы   по   алфавиту.   Если   наша   машинка сделает ошибку, то мы будем печатать с самого начала. А теперь мы напечатаем фразу: «Здоровье ­ дороже золота». /Уильям Шекспир/. На пробел между словами – всем нужно встать. Затем делимся ощущениями друг с другом.                                                                                                                           (Слайд №11) 7. Словесная игра «Я» Цель: повышение самооценки педагогов, настрой на работу в группе. Я вопрос хочу задать, Ваше дело отвечать, Выше руку поднимайте И кричите громко «Я!», Чтоб услышали друзья.  Кто у нас такой хороший, и красивый, и пригожий?  Кто, скажите, среди нас педагоги высший класс?  Кто с утра детей встречает и с улыбкой провожает?  Кто не кричит и не срывается, лишь добрым словом управляется?  Кто с родителями в контакте, обладает чувством такта?  Кто на праздниках задорен, чудно исполняет роли?  А какой пенсионер молодёжи даст пример?  Кто сегодня, нам скажи, веселится от души?                                                                                                       (Слайд №12) 8. Упражнение «Моечная машина» Все участники становятся в две шеренги лицом друг к другу. Первый человек становится «машиной»,   последний   – «сушилкой». «Машина» проходит   между шеренгами,   бережно   и   аккуратно потирают. «Сушилка» должна его высушить – обнять.    все   ее   моют,   поглаживают, 6 Прошедший «мойку» становятся «сушилкой»,   с   начала   шеренги   идет следующая «машина». Что вы чувствовали, когда проходили через «мойку»? Чьи прикосновения вам были более приятны?                                                                                                                          (Слайд №13) 9. Упражнение «Психологическая зарядка» Цель: снятие мышечного и эмоционального напряжения. 1. Стоя, свести лопатки, улыбнуться соседу справа, потом соседу с слева,  повторить: «Очень я собой горжусь, я на многое гожусь!» 2. Положить ладонь на грудь: «Я на свете всех умней и добрее и милей!»  Повернуть голову направо: «Я решаю любые задачи!» Повернуть голову влево: «Со  мной всегда любовь и удача!» 3. Потирая ладонь о ладонь, повторить: «Я принимаю удачу, с каждым днем  становлюсь я богаче!» 4. Руки на бёдрах, делая наклоны вправо­влево, повторять: «Покой и улыбку  всегда берегу и мне все помогут, и я помогу!» 5. Вытянуть руки вперед, сжав кулаки, делая вращения руками: «На пути у  меня нет преграды, всё получится как надо!»                                                                                                                          (Слайд №14) 10. Ритуал прощания – Упражнение “Пожелание по кругу” Цель: установление обратной связи, анализ опыта, полученного в группе. Все педагоги стоят в кругу, и каждый, передавая друг другу игрушку/мяч по кругу должен коротко рассказать о своих впечатлениях от тренинга и пожелания, благодарности ведущему и друг другу.  Например: ­ Что мне понравилось? ­ Что мне не понравилось? – Был ли для вас полезен этот тренинг? Психолог:                                                                                                                (Слайд №15) Рекомендации педагогам: 1. Научитесь   по   возможности   сразу   сбрасывать   негативные   эмоции,   а   не вытеснять их в психосоматику.  Как это можно сделать в условиях работы в детском саду:  ­ громко запеть;  ­ резко встать и пройтись;  ­ пройтись по лестнице вверх, вниз;  ­ быстро и резко написать или нарисовать что­то на доске или листе бумаги;  ­ измалевать листок бумаги, измять и выбросить.  7 2. Если у вас имеются нарушения сна, старайтесь читать на ночь стихи, а не прозу. По данным исследований ученых, стихи и проза различаются по энергетике, стихи ближе к ритму человеческого организма и действуют успокаивающе.  3. Каждый вечер обязательно становитесь под душ и проговаривая события прошедшего   дня,   «смывайте»   их,   т.   к.   вода   издавна   является   мощным энергетическим   проводником.   Начинайте   восстанавливаться   уже   сейчас,   не откладывайте на потом! Психолог:    Выводы: • Заботьтесь о своём психическом здоровье, коллеги. • Не доводите уровень психических нагрузок до критических значений. • Жизненный успех не дается без труда, иногда без тяжелых потерь. Надо быть готовым с наименьшими страданиями пройти через обиды, неудачи, потери. Для этого   следует   приучить   себя   не   пропускать   в   сферу   эмоций   чрезмерные раздражители, несущие боль и отрицание многих человеческих ценностей. И напоследок. Будьте   внимательны   к   себе:   это   поможет   вам   заметить   первые   симптомы усталости. Любите себя или, по крайней мере, старайтесь себе нравиться. Любите жизнь, и она обязательно ответит вам тем же! Пусть исполняются самые несбыточные мечты и самые нереальные желания! Пусть листы календаря сменяются, оставляя в памяти яркие события года!                                                                                                                       (Слайд №16) БЕРЕГИТЕ СЕБЯ ДЛЯ СЕБЯ! НЕ ЗАБЫВАЙТЕ: РАБОТА ­ ВСЕГО ЛИШЬ ЧАСТЬ ЖИЗНИ, КОТОРУЮ НУЖНО ПРОВЕСТИ В РАДОСТИ И ГАРМОНИИ С САМИМ СОБОЙ. Список используемой литературы: 1. Бабич О.И. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения/ О.И Бабич – Волгоград: Учитель, 2009. – 116 с. 2. Бажук, О.В. Профилактика синдрома профессионального выгорания социальных педагогов / О.В. Бажук  //  Теоретические  и  прикладные  аспекты  личностно­профессионального  развития  : материалы II межрегиональной науч.­практ. конф. с международным участием – Омск­Тара, 2009. – С. 16­17. (0,2 п.л.) 8 3. Детско­родительский клуб «Весёлая семейка». Практические материалы. – М.: ТЦ Сфера, 2012. 4. Семенова   Е.М. Тренинг   эмоциональной   устойчивости   педагога/   Е.М.   Семенова   –   М.: Издательство института психотерапии, 2002. – 211 с. 5. Лопатина   А.,  Скребцова   М.  600   творческих   игр   для   больших   и   маленьких.   –   М.:   ООО «Книжный Дом Локус», 2002. 6. Мальцева   Н.В.   Проявление   синдрома   психического   выгорания   в   процессе  профессионализации учителя: дис. канд. психол. наук. Екатеринбург.2005.190с. 7. Антонов   В.В.,   Вавер   Г.Ю.   Комплексная   система   психологической   саморегуляции.   Л.: Методический центр по психологической саморегуляции, 1988.    –   8. 2. Упражнение разминки "Я хочу больше всех" [Электронный ресурс] // А. Я. Психология Режим (azps.ru): доступа:http://azps.ru/training/razminka/ya_hochu_bolshe_vseh.html (23.09.2012).  [web­сайт]. 23.09.2012.     9. 4.   Монина   Г.Б.,   Лютова­Робертс   Е.К.   “Коммуникативный   тренинг   (педагоги,   психологи, родители). ­ СПб.: Издательство “Речь”, 2007.224 с.: ил. 9 10
скачать по прямой ссылке