Тренинг для педагогов в ДОУ по профилактике эмоционального выгорания и поддержке психического здоровья педагогов
Оценка 4.9
Семинары
docx
психологическая работа +1
Детсад
28.02.2018
В тренинге для педагогов в ДОУ по профилактике эмоционального выгорания и поддержке психического здоровья педагогов, педагоги учатся через игровые упражнения владеть собой, держать себя в руках, так как это один из главных показателей деятельности педагога, от чего зависят и его профессиональные успехи, и психологическое здоровье.В тренинге для педагогов в ДОУ по профилактике эмоционального выгорания и поддержке психического здоровья педагогов, педагоги учатся через игровые упражнения владеть собой, держать себя в руках, так как это один из главных показателей деятельности педагога, от чего зависят и его профессиональные успехи, и психологическое здоровье.
1 - Тренинг для педагогов ДОУ по выгоранию.docx
муниципальное бюджетное образовательное учреждение
детский сад «Золотой ключик» г. Волгодонска
Тренинг для педагогов в ДОУ
по профилактике эмоционального выгорания
и поддержке психического здоровья
педагогов
Цель: профилактика синдрома эмоционального выгорания через
сплочение педагогического коллектива ДОО и снятие
психоэмоционального напряжения.
Бондарь Елена Михайловна,
педагогпсихолог
МБДОУ ДС «Золотой ключик»
г. Волгодонска
1 г. Волгодонск
Тренинг для педагогов в ДОУ
по профилактике эмоционального выгорания и поддержке психического
здоровья педагогов
(Слайд №3)
Существует китайская поговорка:
«Расскажи мне – и я забуду
Покажи мне – и я запомню
Вовлеки меня – и я пойму и чемуто научусь»
Умение владеть собой, держать себя в руках один из главных показателей
деятельности педагога, от чего зависят и его профессиональные успехи, и
психологическое здоровье.
Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоемких. Для ее
реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические
затраты.
В последние годы проблема сохранения психического здоровья педагогов
стала особенно актуальной. Современный мир диктует свои правила: выросли
требования со стороны родителей к личности педагога, его роли в образовательном
процессе. Преобразования в системе образования также поднимают планку:
приветствуется творческий подход к работе, новаторство, проектная деятельность,
педагогические технологии.
Увеличивается не только учебная нагрузка, вместе с ней растет и нервно
психическое напряжение личности, переутомление. Различного рода перегрузки
усугубляются многочисленными страхами: страх быть покинутым, не найти
поддержки; страх оказаться непрофессионалом; страх перед контролем.
Эмоциональное выгорание – это своего рода выработанный личностью
механизм психологической защиты в виде полного или частичного исключения
эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия.
Психолог: «Здравствуйте уважаемые коллеги! Сегодня мы собрались здесь,
чтобы научиться владеть собой, держать себя в руках и контролировать свои
эмоции.»
Инструкция
: чтобы начать плодотворную работу, посмотрим какое
настроение у Вас преобладает. Для этого вам нужно выбрать лепесток того цвета,
какой больше всего Вам нравится в этот момент.
(Слайд №4)
1. Игровое упражнение «РОМАШКА НАСТРОЕНИЯ»
2 Необходимый инструментарий техники:
лист бумаги (размер по выбору педагога), цветной картон, ватман, кисть,
краски или гуашь, клейкарандаш (23 шт.).
Описание техники.
На листе бумаги пишется название техники.
Рисуется середина ромашки. В середине пишется не дописанная до конца
фраза, которую хотят узнать от участников опроса. Приклеивается 3 кармана. В
каждый карман помещаются лепестки определенного цвета. В первом кармане
фиолетовые лепестки (условно плохое настроение), во втором кармане
оранжевые (хорошее настроение), в третьем кармане желтые лепестки
(отличное настроение) (см. рис. 53). Определяется настроение, выбирается
лепесток и приклеивается к сердцевине ромашки. Таким образом, как бы
дописывается начатая фраза (см. рис. 54, с. 66).
Примечание. Дети подписывают лепестки по желанию
Рекомендации:
• Можно предложить детям не только выбрать цвет лепестка настроения,
но и дописать фразу на листке.
• Возможен вариант, когда ромашка с недописанной фразой нарисована с
пустыми лепестками. Предложить ребятам закрасить ее своим цветом
настроения.
Алгоритм техники
1.Определить настроение.
2.Выбрать лепесток нужного цвета
3.Приклеить к середине ромашки (если требует техники, то дописать фразу).
Рефлексия: предлагаю подумать, чем вызвано такое настроение. Желающим
можно высказаться.
Психолог: Чтобы обсудить весьма интересную и важную для Вас тему, я
предлагаю Вам поздороваться и выполнить следующее упражнение.
(Слайд №5)
2. Упражнение «Играприветствие»
3 Цель:
способствует сплочению группы, настраивает группу на
положительные чувства и снижению напряжения.
Ход: Участники рассчитываются на первый и второй и делятся на пары.
Первые номера становятся внутренним кругом, вторые – внешним. Первые номера
остаются на месте, вторые – передвигаются вокруг них по часовой стрелке, при
этом каждая пара произносит стихотворениеприветствие и выполняет
соответствующие действия:
Здравствуй, друг! Здороваются за руку.
Как ты тут! Хлопают по плечу друг друга.
Где ты был? Дергают за ушко друг друга.
Я скучал! Кладут руки себе на сердце.
Ты пришел! Разводят руки в стороны.
Хорошо! Обнимаются.
(Слайд №6)
3. Упражнение «Откровенно говоря»
Цель: вербализация и осознание педагогами проблемы эмоционального
выгорания.
Материалы
Инструкция. Вам нужно вытянуть любую карточку с незаконченным
: карточки с незаконченными фразами.
предложением и попытаться закончить фразу откровенно и честно.
Карточки с неоконченными предложениями к упражнению
«Откровенно говоря»
Откровенно говоря, когда я думаю о предстоящем рабочем дне…
Откровенно говоря, когда я готовлюсь к открытым занятиям…
Откровенно говоря, когда я прихожу домой после работы…
Откровенно говоря, когда я волнуюсь…
Откровенно говоря, когда я прихожу на работу…
Откровенно говоря, когда я разговариваю с родителями…
Откровенно говоря, когда ко мне на занятия приходят студенты…
Откровенно говоря, когда ко мне на занятие приходят педагоги или
методисты…
Откровенно говоря, когда я провожу родительское собрание...
Откровенно говоря, когда мой рабочий день…
Откровенно говоря, когда я провожу свое открытое занятие…
Откровенно говоря, моя работа…
Откровенно говоря, когда я думаю о работе…
Откровенно говоря, мое здоровье…
Откровенно говоря, когда я разговариваю с заведующим…
Откровенно говоря, когда я вижу ребенка…
Откровенно говоря, после рабочего дня…
4 Откровенно говоря, когда наступает пора отпуска…
Откровенно говоря, люди, с которыми я работаю…
Откровенно говоря, когда я собираюсь на работу…
Откровенно говоря, неприятности на работе…
Откровенно говоря, успехи на работе…
Рефлексия.
• Трудно ли вам было отвечать?
• Было ли для вас чтото новое?
• Считаете ли вы полезным упражнение?
• Открыли ли вы чтото новое для себя?
• Как вы себя сейчас чувствуете?
• Какие у вас сейчас ощущения?
Ожидаемый результат: упражнение помогает осознать проблемы
педагога, вербализовать их, сплотить группу педагогов, понять, что проблемы у
всех педагогов похожи.
(Слайд №7)
4. Упражнение «Удовольствие»
Цель: нахождение индивидуальных путей снятия эмоционального
напряжения.
Материал: лист бумаги, фломастеры или карандаши.
Ход: Участники пишут не менее 5 повседневных действий, которые приносят
им удовольствие, далее их нужно про ранжировать до самых приятных. Ведущий
объясняет, что эти действия и есть ресурс восстановления педагога.
(Слайд №8)
5. Задание рисунок «Образ выгоревшего педагога»
Цель: пробуждение творческого потенциала участников, стимулирование к
тому, чтобы выйти из своих привычных ролей.
Материал: ватманы на группы, фломастеры, карандаши.
Инструкция: «Вам нужно разделиться на 4 группы. У каждой группы будет
лист ватмана, на котором нужно изобразить придуманный вами образ выгоревшего
педагога. Это может быть человек с некоей характерной внешностью, предмет,
символизирующий эмоциональное выгорание, все что угодно, но нельзя это
описывать словами. Придумайте образ и его название, запишите его на оборотной
стороне ватмана. Вам дается на это 10 минут. Теперь по очереди покажите свои
рисунки. Вопрос такой: что вы видите на рисунке, какие символы используются,
чтобы выразить эмоциональные страдания?
5 Теперь передайте соседней группе по часовой стрелке свой рисунок. Ваша
задача так изменить полученный вами соседский рисунок, чтобы вместо выгорания
там было изображено чтото позитивное, можно дописывать фразы, придумать
новое название. Давайте обсудим, как изменился рисунок. Авторы молчат. Какой
была идея авторов?»
6. Упражнение: «Пишущая машинка» (Слайд №9)
Цель: снижение мышечного напряжения и внутренней зажатости.
Давайте представим себе, что все мы большая пишущая машинка. Каждый из
Вас – буквы на клавиатуре (немного позже мы распределим буквы, каждому
достанется по дветри буквы алфавита). Наша машинка может печатать разные
слова и делает это так: я говорю слово, например, «смех», и тогда тот, кому
достаётся буква «с», хлопает в ладоши, потом мы все хлопаем в ладоши, затем
хлопает в ладоши тот, у кого буква «м», и снова общий хлопок и т.д.
(Слайд №10)
Психолог распределяет по кругу буквы по алфавиту. Если наша машинка
сделает ошибку, то мы будем печатать с самого начала. А теперь мы напечатаем
фразу: «Здоровье дороже золота». /Уильям Шекспир/.
На пробел между словами – всем нужно встать. Затем делимся ощущениями
друг с другом.
(Слайд №11)
7. Словесная игра «Я»
Цель: повышение самооценки педагогов, настрой на работу в группе.
Я вопрос хочу задать,
Ваше дело отвечать,
Выше руку поднимайте
И кричите громко «Я!»,
Чтоб услышали друзья.
Кто у нас такой хороший, и красивый, и пригожий?
Кто, скажите, среди нас педагоги высший класс?
Кто с утра детей встречает и с улыбкой провожает?
Кто не кричит и не срывается, лишь добрым словом управляется?
Кто с родителями в контакте, обладает чувством такта?
Кто на праздниках задорен, чудно исполняет роли?
А какой пенсионер молодёжи даст пример?
Кто сегодня, нам скажи, веселится от души?
(Слайд №12)
8. Упражнение «Моечная машина»
Все участники становятся в две шеренги лицом друг к другу. Первый человек
становится «машиной», последний – «сушилкой». «Машина» проходит между
шеренгами,
бережно и аккуратно
потирают. «Сушилка» должна его высушить – обнять.
все ее моют,
поглаживают,
6 Прошедший «мойку» становятся «сушилкой»,
с начала шеренги идет
следующая «машина». Что вы чувствовали, когда проходили через «мойку»? Чьи
прикосновения вам были более приятны?
(Слайд №13)
9. Упражнение «Психологическая зарядка»
Цель: снятие мышечного и эмоционального напряжения.
1. Стоя, свести лопатки, улыбнуться соседу справа, потом соседу с слева,
повторить: «Очень я собой горжусь, я на многое гожусь!»
2. Положить ладонь на грудь: «Я на свете всех умней и добрее и милей!»
Повернуть голову направо: «Я решаю любые задачи!» Повернуть голову влево: «Со
мной всегда любовь и удача!»
3. Потирая ладонь о ладонь, повторить: «Я принимаю удачу, с каждым днем
становлюсь я богаче!»
4. Руки на бёдрах, делая наклоны вправовлево, повторять: «Покой и улыбку
всегда берегу и мне все помогут, и я помогу!»
5. Вытянуть руки вперед, сжав кулаки, делая вращения руками: «На пути у
меня нет преграды, всё получится как надо!»
(Слайд №14)
10. Ритуал прощания – Упражнение “Пожелание по кругу”
Цель: установление обратной связи, анализ опыта, полученного в группе.
Все педагоги стоят в кругу, и каждый, передавая друг другу игрушку/мяч по
кругу должен коротко рассказать о своих впечатлениях от тренинга и пожелания,
благодарности ведущему и друг другу.
Например:
Что мне понравилось?
Что мне не понравилось?
– Был ли для вас полезен этот тренинг?
Психолог:
(Слайд №15)
Рекомендации педагогам:
1. Научитесь по возможности сразу сбрасывать негативные эмоции, а не
вытеснять их в психосоматику.
Как это можно сделать в условиях работы в детском саду:
громко запеть;
резко встать и пройтись;
пройтись по лестнице вверх, вниз;
быстро и резко написать или нарисовать чтото на доске или листе бумаги;
измалевать листок бумаги, измять и выбросить.
7 2. Если у вас имеются нарушения сна, старайтесь читать на ночь стихи, а не
прозу. По данным исследований ученых, стихи и проза различаются по энергетике,
стихи ближе к ритму человеческого организма и действуют успокаивающе.
3. Каждый вечер обязательно становитесь под душ и проговаривая события
прошедшего дня, «смывайте» их, т. к. вода издавна является мощным
энергетическим проводником. Начинайте восстанавливаться уже сейчас, не
откладывайте на потом!
Психолог:
Выводы:
• Заботьтесь о своём психическом здоровье, коллеги.
• Не доводите уровень психических нагрузок до критических значений.
• Жизненный успех не дается без труда, иногда без тяжелых потерь. Надо быть
готовым с наименьшими страданиями пройти через обиды, неудачи, потери. Для
этого следует приучить себя не пропускать в сферу эмоций чрезмерные
раздражители, несущие боль и отрицание многих человеческих ценностей.
И напоследок.
Будьте внимательны к себе: это поможет вам заметить первые симптомы
усталости.
Любите себя или, по крайней мере, старайтесь себе нравиться.
Любите жизнь, и она обязательно ответит вам тем же!
Пусть исполняются самые несбыточные мечты и самые нереальные желания!
Пусть листы календаря сменяются, оставляя в памяти яркие события года!
(Слайд №16)
БЕРЕГИТЕ СЕБЯ ДЛЯ СЕБЯ!
НЕ ЗАБЫВАЙТЕ:
РАБОТА ВСЕГО ЛИШЬ ЧАСТЬ ЖИЗНИ, КОТОРУЮ НУЖНО
ПРОВЕСТИ В РАДОСТИ И ГАРМОНИИ С САМИМ СОБОЙ.
Список используемой литературы:
1. Бабич О.И. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика,
тренинги, упражнения/ О.И Бабич – Волгоград: Учитель, 2009. – 116 с.
2. Бажук, О.В. Профилактика синдрома профессионального выгорания социальных педагогов /
О.В. Бажук // Теоретические и прикладные аспекты личностнопрофессионального развития :
материалы II межрегиональной науч.практ. конф. с международным участием – ОмскТара, 2009.
– С. 1617. (0,2 п.л.)
8 3. Детскородительский клуб «Весёлая семейка». Практические материалы. – М.: ТЦ Сфера,
2012.
4. Семенова Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога/ Е.М. Семенова – М.:
Издательство института психотерапии, 2002. – 211 с.
5. Лопатина А., Скребцова М. 600 творческих игр для больших и маленьких. – М.: ООО
«Книжный Дом Локус», 2002.
6. Мальцева Н.В.
Проявление синдрома психического выгорания в процессе
профессионализации учителя: дис. канд. психол. наук. Екатеринбург.2005.190с.
7. Антонов В.В., Вавер Г.Ю. Комплексная система психологической саморегуляции. Л.:
Методический центр по психологической саморегуляции, 1988.
–
8. 2. Упражнение разминки "Я хочу больше всех" [Электронный ресурс] // А. Я. Психология
Режим
(azps.ru):
доступа:http://azps.ru/training/razminka/ya_hochu_bolshe_vseh.html (23.09.2012).
[webсайт].
23.09.2012.
9. 4. Монина Г.Б., ЛютоваРобертс Е.К. “Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи,
родители). СПб.: Издательство “Речь”, 2007.224 с.: ил.
9 10
Тренинг для педагогов в ДОУ по профилактике эмоционального выгорания и поддержке психического здоровья педагогов
Тренинг для педагогов в ДОУ по профилактике эмоционального выгорания и поддержке психического здоровья педагогов
Тренинг для педагогов в ДОУ по профилактике эмоционального выгорания и поддержке психического здоровья педагогов
Тренинг для педагогов в ДОУ по профилактике эмоционального выгорания и поддержке психического здоровья педагогов
Тренинг для педагогов в ДОУ по профилактике эмоционального выгорания и поддержке психического здоровья педагогов
Тренинг для педагогов в ДОУ по профилактике эмоционального выгорания и поддержке психического здоровья педагогов
Тренинг для педагогов в ДОУ по профилактике эмоционального выгорания и поддержке психического здоровья педагогов
Тренинг для педагогов в ДОУ по профилактике эмоционального выгорания и поддержке психического здоровья педагогов
Тренинг для педагогов в ДОУ по профилактике эмоционального выгорания и поддержке психического здоровья педагогов
Тренинг для педагогов в ДОУ по профилактике эмоционального выгорания и поддержке психического здоровья педагогов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.