Тренинг для подростков-волонтеров на тему «Конструктивное реагирование на проявление чужой агрессии в местах проведения массовых мероприятий».
Оценка 5

Тренинг для подростков-волонтеров на тему «Конструктивное реагирование на проявление чужой агрессии в местах проведения массовых мероприятий».

Оценка 5
Лекции +2
docx
воспитательная работа +2
9 кл—11 кл
06.11.2018
Тренинг для подростков-волонтеров на тему  «Конструктивное реагирование на проявление чужой агрессии  в местах проведения массовых мероприятий».
Пояснительная записка. Как говорится, жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. И все мы люди социальные, встречающиеся с массой других людей ежедневно. И всем нам ежедневно приходится решать вопросы взаимодействия с этой массой других людей, подчас совершенно на нас непохожих. Причем желательно после такого взаимодействия не чувствовать себя «выжатым лимоном». Одной из часто встречающихся проблем такого взаимодействия является чужая агрессия. В современном мире каждому человеку, ведущему активный образ жизни, так или иначе, но приходится сталкиваться с враждебностью, конфликтностью или даже агрессией окружающих его людей. От этого не застрахован никто, поэтому всем периодически приходится задаваться вопросом: а как же противостоять чужой агрессии? Какая должна быть позиция внутри, чтобы людям просто не приходило в голову цеплять вас и агрессивно вести себя по отношению к вам? Когда Конфуцию задали вопрос: «Правильно ли отвечать добром на зло?», он ответил: «Добром нужно отвечать на добро, а на зло нужно отвечать справедливостью». Целью данного тренинга является обучение подростков-волонтеров моделям бесконфликтного поведения в ходе проведении мероприятий в местах массового скопления народа. Задачи: 1. Дать представление об агрессии, агрессивном поведении и его причинах; 2. Познакомить с конструктивными, бесконфликтными способами общения; 3. Научить находить альтернативные стили поведения в конфликте; 4. Содействовать умению подростков анализировать свое поведение и адекватно оценивать свое состояние. Тренинг представляет собой одно занятие продолжительностью 1,5 – 2 часа, включающий в себя две части - теоретическую и практическую. В ходе теоретической части раскрываются основные аспекты проблемы агрессии и агрессивного поведения; практическая часть направлена на отработку навыков конструктивного поведения в ответ на проявление агрессии, а также бесконфликтных форм общения. Адресатом тренинга являются волонтеры – социально активные подростки 14-18 лет, принимающие участие в общественно полезной деятельности. Тренинг носит ознакомительный характер и позволяет приобрести базовые знания и навыки в вопросах реагирования на проявления агрессивного поведения при проведении массовых городских мероприятий. Методической основой для разработки тренинга являются следующие источники: - Ковпак Д.В. Не на тех напали! Или как бороться с грубостью? – М.: Питер, 2012; - Михайлина М.Ю. Психологическая помощь подростку в кризисных ситуациях. Профилактика, технологии, консультирование, занятие, тренинги. – Волгоград: Учитель; - Захаров В.П. Социально-психологический тренинг: учеб.пособие; - Жуков Ю.М. Коммуникативный тренинг. – М.: 2003; - Шадура А.Ф. Тренинг жизненных навыков для подростков с трудностями социальной адаптации. – СПб.: Речь, 2005; - Устюгова И.А. Работа с подростками девиантного поведения: поведенческие программы, социально-психологические тренинги. – Волгоград: Учитель. Ход тренинга. Теоретическая часть. Работа с притчей. Один человек стал публично оскорблять мудреца: - Ты шарлатан! Безбожник! Ты - пьяница и вор! В ответ мудрец лишь улыбнулся. Наблюдавший эту сцену юноша в дорогом шелковом халате спросил мудреца: - Как же ты можешь терпеть подобные оскорбления? Неужели тебе не обидно? Мудрец опять улыбнулся в ответ: - Пойдем со мной. Юноша последовал за ним в дом, в запыленный чулан. Мудрец зажег лучину и стал рыться в старом сундуке, в котором нашел совершенно никчемный дырявый халат. Бросил его юноше, сказав: - Примерь. Это тебе под стать. Юноша поймал халат, осмотрел его и возмутился: - Зачем мне эти грязные обноски? Я прилично одет. Ты, должно быть, спятил? - Юноша отбросил халат обратно. - Вот видишь, - сказал мудрец, - ты не захотел примерять лохмотья. Точно так же и я не стал примерять те грязные слова, которые швырял в меня тот человек. Вопрос к аудитории: в чем, на ваш взгляд, заключается мораль притчи? (Мораль притчи: не стоит обижаться на оскорбления.Это же самое, что и примерить лохмотья, которые нам швырнут). В каком виде может проявляться чужая агрессия? - В отрытом виде. Тут все понятно: это нападки со стороны абсолютно посторонних людей, хамство на улице и пр. Чаще всего такую «неприкрытую» агрессию использует достаточно конфликтный, но при этом искренний и открытый человек. В таком случае реагировать натакого рода агрессию стоит спокойно, без лишних негативных эмоций и здесь важно выяснить у оппонента, что именно послужило причиной его враждебности. Скорее всего ваш оппонент не станет скрывать от вас истинные мотивы своего отношения и поведения. Постарайтесь уладить конфликт, не теряя собственного достоинства. Старайтесь общаться либо по существу, либо вообще избегать общения с таким человеком. Потому что чаще всего контакты с конфликтными, агрессивными людьми редко бывают продуктивными. - В скрытом виде.Выражается все это в нелицеприятных высказываниях, советах, которых не просили, необоснованной критики, цеплянии в адрес человека. С категорией людей, которые затаивают обиду и скрывают свою враждебность под маской любезности, намного сложнее. Их враждебность иногда сложно доказать, однако очень легко почувствовать. В таком случае нужно просто стараться обходить острые углы и контролировать свои эмоции. - Защитная агрессия. Такую агрессию используют неуверенные в себе, «избитые» жизнью и обстоятельствами люди. Они пытаются использовать нападение как лучшее средство защиты, хотя по сути таковыми не являются. Попробуйте с помощью доброго отношения создать ощущение безопасности для этого человека, проявите вашу заинтересованность к нему и будьте искренними. Тогда вы сможете смягчить его враждебность, он почувствует, что в безопасности, и, возможно, сбросит с себя защитную маску агрессии. Какие люди могут попасть под действие чужой агрессии? Во-первых, это люди, которые сами внутри имеют много агрессии, но у которых стоят свои запреты на ее проявления. Реализует эту агрессию человек через выброс агрессии от других людей. Энергетическое внутреннее состояние человека такого, что он «притягивает» агрессоров в свою жизнь. Окружающие чувствуют, безошибочно выделяют того, кому можно нахамить по положению тела, голосу, мимике, манере поведения и т.д. Тем самым жизнь дает обратную связь, ведь люди получают только то, что есть в них самих, но в чем бояться признаться, или на что стоят сильные внутренние запреты. Во-вторых, это так называемые «жертвы», люди, страдающие травмой отвергнутого. Агрессору нужно «слить» свой негатив, но только на того, кто не сможет ответить, на жертву, у которой своя агрессия подавлена. Это люди, которые кажутся другим неудобными или боятся кому-то помешать, которые не верят в свою ценность и сами себя ни во что не ставят. В-третьих, это люди, которые подавляют в себе ответную агрессию, «проглатывают» чужую, не позволяют себе дать адекватный отпор агрессору. Вступающим в словесный поединок требуется ряд качеств и навыков: - оперативность поиска и воспроизведения информации; - остроумие, ироничность; - находчивость, хитрость, предприимчивость; - умение использовать логику и агрументирование; - мастерство риторики; - стрессовоустойчивость и терпимость (толерантность); - помехоустойчивость. Что делать НЕ НУЖНО в случае чужой агрессии: - хамить и ругаться в ответ; - смолчать и «проглотить». В этом случае вы сами себе сделаете энергетический пробой. Вы еще долго будете возмущаться и ругаться «про себя», перемалывать внутри эту ситуацию, раздражаясь на себя и винить себя за то, что не дали отпор наглецу; - смолчать и внутренне принять. В этом случае вы позволите нарушать свои границы всем, кому придет это в голову; - нельзя показывать свой страх. Если ваш противник почувствует в вас жертву, столкновения не избежать; - нельзя опускать глаза: опущенные глаза – верный признак слабости. С другой стороны, взгляд, направленный в глаза противнику, может восприниматься как вызов и также может привести к стычке. Самым оптимальным будет взгляд, направленный как бы сквозь противника. Это взгляд человека, не боящегося, но и не желающего столкновения. - нельзя пятиться назад. Очень часто в процессе разговора оппонент подходит вплотную к вам, стараясь занять не только более удобное положение для неожиданного нападения, но и для того, чтобы оказать на вас психологическое давление. Не правда ли, что от близко подошедшего человека хочется отстраниться? Так вот в данной ситуации нельзя отступать назад, как бы признавая подсознательно силу противника. Лучше в ответ на его приближение все время смещаться в сторону, как бы заходя ему в тыл. - нельзя оправдываться: «кто оправдывается, тот виноват», - говорили древние римляне, и были правы. Оправдываясь, вы как бы признаете себя не правым, а значит, у вас появляются шансы быть битым. Кроме того, пытаясь оправдаться, вы неминуемо «завязнете» в ненужном вам разговоре. Психологическая защита от хулиганов и других агрессивно настроенных субъектов – уверенное и достойное поведение в конфликте. Суетливость и робость убеждает в том, что вы являетесь легкой добычей. Страх привлекает внимание, испуганный человек начинает вести себя как жертва и жертвой становится. Умение владеть собой, демонстрация уверенности, но не вызова, поможет разрядить обстановку и не приведет к развитию конфликта. Главное, чего следует избегать, – это ответная агрессия. Ответить грубостью на грубость – первая и естественная человеческая реакция, однако ее проявление приведет только к эскалации агрессии. Что нивелировать агрессию, исходящую от оппонента, можно применять технику так называемого психологического айкидо. Обычное айкидо – это техника борьбы, в которой победа достигается не посредством ударов, а с помощью уклонения от ударов соперника. Если вы не отвечаете агрессивно, выпад оппонента повисает в воздухе и как бы не касается вас. Основной принцип психологического айкидо – чале согласиться с любым тезисом противника и лишь затем оспорить его. В итоге заряд агрессии снижается и ваши аргументы собеседник слушает уже спокойно. Даже если ваш собеседник говорит что-то вроде «Ты – дурак», удержитесь от ответного оскорбления и скажите: «Вы, безусловно, имеете право так считать» или что другое в том же роде. Оппонент будет ошарашен и вы спокойно сможете высказать ему свои возражения. Как противостоять чужой агрессии? Что помогает правильно и спокойно реагировать на проявление чьего-либо негатива? - Чувство юмора. Первое оружие против враждебности – искренняя улыбка, чувство юмора и оптимизм. Если не удастся полностью смягчить настрой человека, вы по крайней мере с помощью корректной шутки сможете перенести общение в продуктивное русло. Но шутите осторожно, чтобы более не усугубить сложившуюся ситуацию. - вежливость и уважение. Кто бы ни был оппонент – относитесь к нему с уважением. Уважение, равно как и самоуважение, поможет продуктивно общаться, слышать друг друга, а иногда и расположить к себе собеседника. Вежливость сдержит враждебность и предотвратит конфликт. Как реагировать в ситуациях агрессии и оскорблений? - Никогда не отвечайте взаимностью. Безусловно, сложно удержаться и не ответить тем же. Научитесь владеть своими эмоциями, и если вы будете держать их под контролем, вам гораздо проще будет разрешать возникающие проблемные ситуации. Самоконтроль, самообладание и мудрость – вот главные инструменты в борьбе с агрессией. - Не принимайте все на свой счет. Это, наверно, самая сложная задача, выполнив которую, можно с уверенностью заявить, что вы научились правильно реагировать на агрессию. Не воспринимайте агрессию, как что-то направленное по отношению лично к вам. Займите позицию наблюдателя. Возможно, вам партнер пытается использовать агрессию как защиту или как способ привлечения к себе внимания. Также он может манипулировать вами путем агрессии, чтобы вывести вас из себя и заставить почувствовать себя жертвой. Постарайтесь быть выше всего этого негатива и оставаться достаточно мудрым, чтобы вовремя распознать подобные манипуляции. - Выслушайте! Терпеливое отношение часто смягчает гнев и уже через насколько минут агрессивный человек может начать успокаиваться. Своим спокойствием вы поможете собеседнику взять себя в руки. - Перенесите разговор. Если вы видите, что человек ведет себя агрессивно, а вы тоже взвинчены, вам не хочется общаться в такой напряженной обстановке, скажите, чтобы сможете разговаривать в другие время. Только не ссылайтесь на эмоциональное состояние собеседника как на причину (этим можно вызвать новую волну агрессии и непонимания). - Проявляйте уверенность. Конечно же, любой агрессор будет наносить вам оскорбления, если вы ему это позволите. Вы должны защитить себя от нападок и оскорблений с помощью проявления уверенности и внутренней силы. Покажите это своему оппоненту, например, с помощью одного, но твердого и острого высказывания о том, что подобного к себе отношения вы не потерпите. - Учитесь отстаивать свои границы. Любой человек, который нарушил ваши границы, должен получить адекватный ответ. Всегда можно подобрать слова и объяснить, что вам не нравится, что без вашего на то разрешения кто-то в них вторгается. - Учитесь находиться в состоянии баланса, спокойствия, в состоянии «удава». Состояние баланса означает, что если ты и молчишь в ответ на хамство, то не потому, что подавляешь в себе агрессию, а потому, что вас это не цепляет никак и настолько все равно на эту агрессию, что даже лень как-то реагировать. Либо учитесь давать агрессору ответ в приемлимой форме. Адекватный отпор заключается в немедленной реакции, направленной на то, чтобы показать, что агрессия замечена и вы дадите отпор в случае необходимости: «Разговаривайте со мной вежливым тоном», «Прекратите кричать на меня», «Осторожней, вы меня задели». Практическая часть. Тест «Оценка поведения в конфликтных ситуациях» Инструкция. С помощьюданного теста участники тренинга могут сами проанализировать и оценить свое поведение в конфликтных ситуациях – самооценка «мудрого» поведения в конфликте. Нет – 1 балл Редко – 2 балла Иногда – 3 балла Часто – 4 балла Почти всегда – 5 баллов 1. Позитивно оцениваю партнера 2. Стараюсь понять его доводы 3. Контролирую свои эмоции 4. Анализирую причины конфликта, стараюсь понять, в чем моя ответственность за конфликт 5. Стремлюсь к сотрудничеству с партнером 6. Стараюсь стать на точку зрения партнера, посмотреть на ситуацию его глазами 7. Думаю о том, что говорю, стараюсь не говорить о том, о чем позже могу пожалеть 8. Подчеркиваю наше равенство 9. Проявляю терпимость 10. Стараюсь найти разумное решение. Интерпретация результатов: Менее 25 баллов – вы не владеете навыками поведения в конфликтных ситуациях; 25-40 баллов – вы владеете некоторыми навыками поведения в конфликте, но ваше поведение неустойчиво; Более 40 баллов – вы полностью владеете способами «мудрого» поведения в конфликтных ситуациях. Упражнение «Мои возможности».Участникам тренинга предлагается на листе бумаги нарисовать (обвести) собственную ладонь. В центре ладони напишите главную причину, которая мешает вам конструктивно, т.е. мудро вести себя в конфликтных ситуациях. В контуре каждого пальца напишите то, то вам может помочь при решении конфликтных ситуаций. Упражнение «Если, то…» Цель: оценка и анализ поведения в ситуациях, связанных с конфликтом, формирование адекватных реакций. Инструкция. Участникам предлагается по цепочке продолжить предложения, а затем проанализировать те предложения, в которых выражено агрессивное поведение. - Если меня сильно разозлить, то я могу… - Если меня кто-нибудь раздражает, то я могу… - Если меня кто-нибудь ударит, то я могу: - Если на меня кто-нибудь будет кричать, то я могу… - Если кто-нибудь будет шутить надо мной, то я могу… Упражнение «Передай эмоции». Цель: регуляция эмоциональной сферы. Участники тренинга рассаживаются в круг. Первому из них предлагается вызвать в себе максимум отрицательных эмоций и, называя их, перебросить мяч другому участнику, постаравшись передать отрицательные эмоции. И так до тех пор, пока мяч не побывает у каждого участника. Затем первый участник, бросавший мяч, переходит на положительные эмоции и делится ими с другим участником, перебрасывая ему мяч и подбирая при этом теплые слова. После этого происходит групповое обсуждение. Упражнение «Ситуации». Цель: проигрывание ситуаций, провоцирующих проявление агрессивного поведения. Упражнение выполняется в парах. Примеры ситуаций. Ситуация 1. Вы не уступили место мужчине (женщине) в автобусе. Он (она) начинает на вас кричать и обзывать различными нехорошими словами. Как вы отреагируете на это? Ситуация 2. Вы нечаянно ударили кого-то. Этот человек начал вас ругать за сделанное. Как вы поступите, чтобы уладить назревающий конфликт? Ситуация 3. Вы громко разговаривали и вам сделали замечание. Как вы на него отреагируете? Ситуация 4. На мероприятии, в зрительном зале на вас кто-то накричал, упрекая в том, что вы стоите в проходе и мешаете людям, рассаживающимся на свои места. Ваши дальнейшие действия? Упражнение «Выставка». (Может также носить название «Объект агрессии»). Цель: выбор наиболее приемлимого способа разрядки гнева и агрессивности, отреагирование негативных эмоций. Процедура проведения. «Сядьте поудобнее, расслабьтесь, глубоко вдохните 3-4 раза и закройте глаза. Представьте, что вы попали на небольшую выставку. На ней выставлены фотографии людей, на которых вы разгневаны, которые вызывают у вас злость, которые вас обидели или поступили с вами несправедливо. Походите по этой выставке, постарайтесь рассмотреть эти портреты. Выберите любой из них и остановитесь около него. Постарайтесь вспомнить какую-нибудь конфликтную ситуацию, связанную с этим человеком. Постарайтесь мысленно увидеть самого себя в этой ситуации. Представьте, что выражаете свои чувства человеку, на которого разгневаны. Не сдерживайте свои чувства, не стесняйтесь выражениях, говорите ему все, что хотите. Представьте, что вы делаете этому человеку все, к чему вас побуждают ваши чувства. А теперь представьте себя говорящим с этим человеком. Представьте этого человека: он делает или говорит то, что вас злит. И вот в ходе разговора свам он начинает уменьшаться в росте, голос его становится все слабее и неувереннее. Уменьшайте его в росте до тех пор, пока он не покажется вам менее значительным. А теперь понаблюдайте за вашим разговором как бы со стороны. Каким вы себя видите? Как вам видится ситуация? Теперь снова вернитесь в начало конфликтной ситуации и попытайтесь представить, что все ее участники, в том числе и вы, разговаривают голосами героев мультфильмов, и досмотрите сюжет до конца. А теперь 3-4 раза глубоко вдохните и откройте глаза». По окончании упражнения проводится обсуждение. Что было легко сделать в этом упражнении, а что трудно? Что понравилось, а что нет? Какую ситуацию вы представили? Расскажите о ней. Как менялось ваше состояние в процессе упражнения? Чем отличаются чувства в начале и в конце упражнения? Что вы чувствуете теперь? Завершение занятия. Работа с притчей «Безвредная змея». Цель: выбор наиболее приемлимого способа разрядки гнева и агрессии. «Жила-была ядовитая и злобная змея. Однажды она повстречала мудреца и, поразившись его доброте, утратила свою злобу. Мудрец посоветовал ей прекратить обижать людей, и змея решила жить по-новому, не нанося ущерба никому.Но как только люди узнали про это, они стали бросать в змею камни, таскать ее за хвост и издеваться над ней. Мудрей увидел, что происходит, и, выслушав жалобы змеи, сказал: «Я просил, чтобы ты перестала причинять людям страдания и боль, но я не говорил, чтобы ты никогда не шипела и не отпугивала их». Мораль притчи:можно научиться противостоять злу, не причиняя зла в ответ. Рефлексия тренинга. Прощание. Приложение к тренингу. 1. Как разрешить конфликт или техника Я-Высказываний. Что такое «Я – высказывание»? Это уважительное обращение к партнеру по общению. Оно исключает оценку его как личности. В нем передается свое эмоциональное состояние к ситуации, а также конструктивное предложение об изменении этой ситуации в лучшую сторону. Техника Я-высказывания нацелена на конструктивный анализ конфликтной ситуации или события. Кроме того, она используется как инструмент изменения этой ситуации путем трансформации поведения партнера. Важно то, что эта техника концентрирует внимание не на личности партнера, так как лишена критики и упреков, а на ситуации и ее продуктивном разрешении. Эффективность данной техники объясняется еще и тем, что, используя ее, вы спокойно и искренне делитесь с партнером своими переживаниями относительно ситуации, а также предлагаете ее решение. К тому же, вы предлагаете вашему партнеру диалог по решению проблемы, не скидывая на него всю ответственность за происходящее. Алгоритм «Я- высказывания» выглядит следующим образом: 1. Как можно спокойнее описать проблемную ситуацию («Когда я вижу, что…», Когда это происходит…», «В случае, если…»); 2. Далее нужно описать свое состояние и эмоциональное отношение к данной ситуации («Я чувствую..», «Я огорчаюсь…»); 3. После этого нужно объяснить причины такого отношения («Я считаю, что…», «Мне хотелось бы..); 4. Представить один иди несколько вариантов изменения ситуации и поведения («Может быть, тебе необходимо сделать следующее…», «Возможно, намного лучше будет, если ты…»). Сокращенно структура «Я – высказывания» выглядит так: 1. Когда … (описание ситуации) 2. Я чувствую (описание чувств и эмоций); 3. Потому что.. (объяснение причин); 4. Быть может, тебе стоит… (вариант решения проблемы и изменения ситуации и поведения). Если освоить данную технику, то вы всегда будете знать, как разрешить конфликт, и ваше поведение в конфликтной ситуации станет более эффективной.Целью данного тренинга является обучение подростков-волонтеров моделям бесконфликтного поведения в ходе проведении мероприятий в местах массового скопления народа. Задачи: 1. Дать представление об агрессии, агрессивном поведении и его причинах; 2. Познакомить с конструктивными, бесконфликтными способами общения; 3. Научить находить альтернативные стили поведения в конфликте; 4. Содействовать умению подростков анализировать свое поведение и адекватно оценивать свое состояние.
Тренинг по агрессии для волонтеров.docx
Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания Московской области  «Клинский центр социальной помощи семьи и детям «Семья» _________________________________________________________________ Тренинг для подростков-волонтеров на тему «Конструктивное реагирование на проявление чужой агрессии в местах проведения массовых мероприятий». Материал подготовила психолог Е.А.Новоторцева 2018 год 1 Пояснительная  записка.          Как говорится, жить в обществе и быть свободным от общества нельзя. И все мы люди социальные, встречающиеся с массой других людей ежедневно. И всем нам ежедневно приходится решать вопросы   взаимодействия с этой массой   других   людей,   подчас   совершенно   на   нас   непохожих.   Причем желательно   после   такого   взаимодействия     не   чувствовать   себя   «выжатым лимоном». Одной из часто встречающихся проблем такого взаимодействия является чужая агрессия.  В современном мире каждому человеку, ведущему активный   образ   жизни,   так   или   иначе,   но   приходится   сталкиваться     с враждебностью, конфликтностью или даже агрессией окружающих его людей. От   этого   не   застрахован   никто,   поэтому   всем   периодически   приходится задаваться  вопросом: а как же противостоять чужой агрессии? Какая  должна быть позиция внутри, чтобы людям просто не приходило в голову цеплять вас и агрессивно вести себя  по отношению к вам?              Когда Конфуцию задали вопрос: «Правильно ли отвечать добром на зло?», он ответил: «Добром нужно отвечать на добро, а на зло нужно отвечать справедливостью».              Целью данного тренинга  является обучение подростков­волонтеров моделям   бесконфликтного   поведения   в   ходе   проведении   мероприятий   в местах массового скопления народа.        Задачи:  1. 2. 3. 4. Дать   представление   об   агрессии,   агрессивном   поведении   и   его причинах;  Познакомить   с   конструктивными,   бесконфликтными   способами общения;  Научить находить альтернативные стили поведения в конфликте; Содействовать   умению   подростков   анализировать   свое   поведение   и адекватно оценивать свое состояние.          Тренинг представляет собой  одно занятие продолжительностью 1,5 – 2 часа, включающий  в себя  две части ­ теоретическую и практическую. В ходе теоретической части раскрываются основные аспекты проблемы агрессии и агрессивного   поведения;   практическая     часть   направлена   на   отработку навыков конструктивного поведения  в ответ на проявление агрессии, а также 2 бесконфликтных форм общения. Адресатом тренинга являются волонтеры – социально   активные   подростки   14­18   лет,   принимающие   участие   в общественно   полезной     деятельности.   Тренинг   носит   ознакомительный характер   и   позволяет   приобрести   базовые   знания   и   навыки   в   вопросах реагирования   на   проявления   агрессивного   поведения   при   проведении массовых городских мероприятий.          Методической основой для разработки тренинга являются следующие источники:   ­ Ковпак Д.В. Не на тех напали! Или как бороться с грубостью? – М.: Питер, 2012;    ­   Михайлина   М.Ю.   Психологическая     помощь   подростку   в   кризисных ситуациях. Профилактика, технологии, консультирование, занятие, тренинги. – Волгоград: Учитель;   ­ Захаров В.П. Социально­психологический тренинг: учеб.пособие;   ­ Жуков Ю.М. Коммуникативный тренинг. – М.: 2003;    ­ Шадура А.Ф. Тренинг жизненных навыков для подростков с трудностями социальной адаптации. – СПб.: Речь, 2005;  ­   Устюгова   И.А.   Работа   с   подростками   девиантного   поведения:   –   социально­психологические   тренинги.   поведенческие   программы, Волгоград: Учитель.  3 Ход тренинга. Теоретическая  часть.          Работа с притчей. Один человек стал публично оскорблять мудреца:   ­ Ты шарлатан! Безбожник! Ты ­ пьяница и вор! В ответ мудрец лишь улыбнулся. Наблюдавший эту сцену юноша в дорогом  шелковом халате спросил мудреца:   ­ Как же ты  можешь терпеть подобные оскорбления? Неужели тебе не  обидно?  Мудрец опять улыбнулся в ответ:   ­ Пойдем со мной. Юноша последовал за ним в дом, в запыленный чулан. Мудрец зажег лучину и  стал рыться в старом сундуке, в котором нашел совершенно никчемный  дырявый халат. Бросил его юноше, сказав:   ­ Примерь. Это тебе под стать.  Юноша поймал халат, осмотрел его и возмутился:   ­ Зачем мне эти грязные обноски? Я прилично одет. Ты, должно быть,  спятил?  ­ Юноша отбросил халат обратно.   ­ Вот видишь, ­ сказал мудрец, ­ ты не захотел примерять лохмотья. Точно  так же и я не стал примерять те грязные слова, которые швырял в меня тот  человек.   Вопрос к аудитории: в чем, на ваш взгляд, заключается  мораль притчи?  (Мораль притчи: не стоит обижаться  на оскорбления.Это же самое,  что и примерить лохмотья, которые нам швырнут).  В каком виде может проявляться  чужая  агрессия?  4 ­  В отрытом виде. Тут все понятно: это нападки со стороны абсолютно посторонних людей, хамство на улице и пр. Чаще всего такую «неприкрытую» агрессию   использует   достаточно   конфликтный,   но   при   этом   искренний     и открытый человек. В таком случае реагировать натакого рода агрессию стоит спокойно,   без   лишних   негативных   эмоций   и   здесь   важно   выяснить   у оппонента, что именно послужило причиной его враждебности. Скорее всего ваш оппонент не станет скрывать от вас истинные мотивы своего отношения  и поведения.             Постарайтесь уладить конфликт, не теряя собственного достоинства. Старайтесь общаться   либо по существу, либо вообще избегать общения   с таким   человеком.   Потому   что   чаще   всего   контакты   с   конфликтными, агрессивными людьми редко бывают продуктивными.    ­  В скрытом виде.Выражается   все это в нелицеприятных высказываниях, советах,   которых   не   просили,   необоснованной   критики,   цеплянии   в   адрес человека. С категорией   людей, которые затаивают обиду и скрывают свою враждебность   под   маской   любезности,   намного   сложнее.   Их   враждебность иногда сложно доказать, однако очень легко почувствовать. В таком случае нужно   просто   стараться     обходить     острые   углы   и   контролировать   свои эмоции.    ­   Защитная   агрессия. Такую агрессию используют неуверенные в себе, «избитые»   жизнью   и   обстоятельствами   люди.   Они   пытаются   использовать нападение как лучшее средство защиты, хотя  по сути таковыми не являются. Попробуйте с помощью доброго отношения создать ощущение безопасности для   этого   человека,   проявите   вашу   заинтересованность   к   нему   и   будьте искренними. Тогда вы сможете смягчить  его враждебность, он почувствует, что в безопасности, и, возможно, сбросит с себя  защитную маску агрессии.                     Какие люди могут попасть под действие чужой агрессии? Во­ первых, это люди, которые сами внутри имеют много агрессии, но у которых стоят свои запреты на ее проявления. Реализует эту агрессию человек через выброс   агрессии   от   других   людей.   Энергетическое   внутреннее   состояние человека такого, что он «притягивает» агрессоров в свою жизнь. Окружающие чувствуют, безошибочно выделяют того, кому можно нахамить по положению тела,   голосу,   мимике,   манере   поведения   и   т.д.   Тем   самым   жизнь   дает обратную связь, ведь люди получают только то, что есть в них самих, но в чем бояться  признаться, или на что стоят сильные внутренние запреты.  5 Во­вторых, это так называемые «жертвы», люди, страдающие травмой отвергнутого. Агрессору нужно «слить» свой негатив, но только на того, кто не сможет ответить, на жертву, у которой своя агрессия подавлена. Это люди, которые кажутся  другим неудобными или боятся кому­то помешать, которые не верят в свою ценность и сами себя ни во что не ставят.                 В­третьих, это люди, которые подавляют в себе ответную агрессию, «проглатывают» чужую, не позволяют себе дать адекватный отпор агрессору.          Вступающим в словесный поединок требуется  ряд качеств и  навыков:   ­ оперативность поиска и воспроизведения информации;  ­  остроумие, ироничность;   ­ находчивость, хитрость, предприимчивость;   ­ умение использовать логику и агрументирование;  ­ мастерство риторики;   ­ стрессовоустойчивость  и терпимость (толерантность);   ­ помехоустойчивость.           Что делать НЕ НУЖНО в случае чужой агрессии:   ­ хамить и ругаться  в ответ;    ­   смолчать   и   «проглотить».   В   этом   случае   вы   сами   себе   сделаете энергетический пробой. Вы еще долго будете возмущаться и ругаться «про себя», перемалывать  внутри эту ситуацию, раздражаясь на себя и винить себя за то, что не дали отпор наглецу;  ­ смолчать и внутренне принять. В этом случае вы позволите нарушать свои границы всем, кому придет это в голову;    ­   нельзя   показывать   свой   страх.   Если   ваш   противник   почувствует   в   вас жертву, столкновения не избежать;   ­   нельзя   опускать   глаза:   опущенные   глаза   –   верный   признак   слабости.   С другой   стороны,   взгляд,   направленный   в   глаза   противнику,   может восприниматься     как   вызов   и   также   может   привести   к   стычке.   Самым 6 оптимальным   будет   взгляд,   направленный   как   бы   сквозь   противника.   Это взгляд человека, не боящегося, но и не желающего столкновения.    ­   нельзя   пятиться     назад.   Очень   часто   в   процессе   разговора   оппонент подходит   вплотную   к   вам,   стараясь   занять   не   только   более   удобное положение для  неожиданного нападения, но и для  того, чтобы оказать на вас психологическое   давление.   Не   правда   ли,   что   от   близко   подошедшего человека хочется  отстраниться? Так вот в данной ситуации нельзя отступать назад, как бы признавая  подсознательно силу противника. Лучше в ответ на его приближение  все время  смещаться в сторону, как бы заходя ему в тыл.    ­   нельзя     оправдываться:   «кто   оправдывается,   тот   виноват»,   ­   говорили древние римляне, и были правы. Оправдываясь, вы как бы признаете себя  не правым, а значит, у вас появляются  шансы  быть битым. Кроме того, пытаясь оправдаться, вы неминуемо «завязнете» в ненужном вам разговоре.           Психологическая защита от хулиганов и других агрессивно настроенных субъектов – уверенное и достойное поведение   в конфликте. Суетливость и робость убеждает в том, что вы являетесь легкой добычей. Страх привлекает внимание,  испуганный   человек   начинает   вести   себя   как   жертва   и   жертвой становится. Умение владеть собой, демонстрация  уверенности, но не вызова, поможет разрядить обстановку и не приведет к развитию конфликта. Главное, чего   следует   избегать,   –   это   ответная     агрессия.   Ответить   грубостью   на грубость   –   первая   и   естественная   человеческая     реакция,   однако   ее проявление приведет только к эскалации агрессии.            Что нивелировать агрессию, исходящую от оппонента, можно применять технику так называемого психологического айкидо. Обычное айкидо – это техника борьбы, в которой победа достигается не посредством ударов, а с помощью уклонения  от ударов соперника. Если вы не отвечаете агрессивно, выпад оппонента повисает в воздухе и как бы не касается   вас. Основной принцип   психологического   айкидо   –   чале   согласиться   с   любым   тезисом противника и лишь затем оспорить его. В итоге заряд агрессии снижается и ваши   аргументы   собеседник   слушает   уже   спокойно.   Даже   если   ваш собеседник   говорит   что­то   вроде   «Ты   –   дурак»,   удержитесь   от   ответного оскорбления и скажите: «Вы, безусловно, имеете право так считать» или что другое в том же роде. Оппонент будет ошарашен и вы спокойно сможете высказать ему свои возражения.  7 Как противостоять чужой  агрессии? Что помогает правильно и  спокойно реагировать на проявление чьего­либо негатива?  ­ Чувство юмора. Первое оружие против  враждебности – искренняя улыбка, чувство юмора и оптимизм. Если не удастся   полностью смягчить настрой человека,   вы   по   крайней   мере   с   помощью   корректной   шутки   сможете перенести   общение     в   продуктивное   русло.   Но   шутите   осторожно,   чтобы более не усугубить сложившуюся  ситуацию.    ­ вежливость и уважение. Кто бы ни был оппонент – относитесь к нему с уважением.   Уважение,   равно   как   и   самоуважение,   поможет   продуктивно общаться, слышать друг друга, а иногда и расположить к себе собеседника. Вежливость  сдержит враждебность и предотвратит конфликт.             Как реагировать в ситуациях агрессии и оскорблений?    ­  Никогда не отвечайте взаимностью. Безусловно, сложно удержаться и не ответить   тем   же.   Научитесь   владеть   своими   эмоциями,   и   если   вы   будете держать их под контролем, вам гораздо проще будет разрешать возникающие проблемные   ситуации.   Самоконтроль,   самообладание   и   мудрость   –   вот главные инструменты в борьбе с агрессией.    ­  Не  принимайте все на свой счет.  Это, наверно, самая сложная   задача, выполнив   которую,   можно   с   уверенностью   заявить,   что     вы   научились правильно реагировать на агрессию. Не воспринимайте агрессию, как что­то направленное   по   отношению   лично   к   вам.   Займите   позицию   наблюдателя. Возможно, вам партнер пытается  использовать агрессию как защиту или как способ привлечения к себе внимания. Также он может манипулировать вами путем   агрессии, чтобы вывести вас из себя и заставить почувствовать себя жертвой.   Постарайтесь   быть   выше   всего   этого   негатива   и   оставаться достаточно мудрым, чтобы вовремя  распознать подобные манипуляции.    ­  Выслушайте!   Терпеливое   отношение     часто   смягчает   гнев   и   уже   через насколько минут агрессивный человек может начать успокаиваться. Своим спокойствием вы поможете собеседнику взять себя в руки.   ­ Перенесите разговор. Если вы видите, что человек ведет себя агрессивно, а вы   тоже   взвинчены,   вам   не   хочется     общаться   в   такой   напряженной обстановке, скажите, чтобы сможете разговаривать в другие время. Только не 8 ссылайтесь на эмоциональное состояние собеседника как на причину (этим можно вызвать  новую волну агрессии и непонимания).   ­ Проявляйте уверенность. Конечно же, любой агрессор будет наносить вам оскорбления,   если   вы   ему   это   позволите.   Вы   должны   защитить   себя   от нападок   и   оскорблений   с   помощью   проявления   уверенности   и   внутренней силы.  Покажите   это   своему     оппоненту,  например,  с  помощью   одного,  но твердого и острого высказывания о том, что подобного к себе отношения вы не потерпите.  ­ Учитесь отстаивать свои границы. Любой человек, который нарушил ваши границы, должен получить адекватный ответ. Всегда можно подобрать слова и объяснить, что вам не нравится, что без вашего на то разрешения кто­то в них вторгается.     ­  Учитесь   находиться     в   состоянии   баланса,   спокойствия,   в   состоянии «удава».   Состояние   баланса   означает,   что   если   ты   и   молчишь   в   ответ   на хамство, то не потому, что подавляешь в себе агрессию, а потому, что вас это не цепляет никак и настолько все равно на эту агрессию, что даже лень как­то реагировать.  Либо   учитесь   давать   агрессору   ответ   в   приемлимой   форме. Адекватный отпор заключается  в немедленной реакции, направленной на то, чтобы   показать,   что   агрессия   замечена   и   вы   дадите   отпор   в   случае необходимости:   «Разговаривайте   со   мной   вежливым   тоном»,   «Прекратите кричать на меня», «Осторожней, вы меня задели».  9 Практическая часть.           Тест «Оценка поведения в конфликтных ситуациях»            Инструкция. С помощьюданного теста участники тренинга могут сами проанализировать   и   оценить   свое   поведение   в   конфликтных   ситуациях   – самооценка «мудрого» поведения в конфликте.  Нет – 1 балл  Редко – 2 балла  Иногда – 3 балла  Часто – 4 балла  Почти всегда – 5 баллов 1. Позитивно оцениваю партнера  2. Стараюсь  понять его доводы 3. Контролирую свои эмоции 4. Анализирую   причины   конфликта,   стараюсь   понять,   в   чем   моя ответственность за конфликт 5. Стремлюсь к сотрудничеству с партнером 6. Стараюсь стать на точку зрения партнера, посмотреть на ситуацию его глазами 7. Думаю о том, что говорю, стараюсь не говорить о том, о чем позже могу пожалеть  8. Подчеркиваю наше равенство 10 9. Проявляю терпимость 10.Стараюсь найти разумное решение.  Интерпретация  результатов:   Менее 25 баллов – вы не владеете навыками поведения в конфликтных ситуациях;  25­40   баллов  –   вы   владеете   некоторыми   навыками   поведения     в конфликте, но ваше поведение неустойчиво;  Более   40   баллов  –   вы   полностью   владеете   способами   «мудрого» поведения  в конфликтных ситуациях.  Упражнение «Мои возможности».Участникам тренинга предлагается на  листе  бумаги  нарисовать (обвести)  собственную  ладонь.  В центре ладони   напишите   главную   причину,   которая     мешает   вам конструктивно,   т.е.   мудро   вести   себя     в   конфликтных   ситуациях.   В контуре   каждого   пальца   напишите   то,   то   вам   может   помочь   при решении конфликтных ситуаций.  Упражнение   «Если,   то…»    Цель:   оценка   и   анализ   поведения   в ситуациях,   связанных   с   конфликтом,   формирование   адекватных реакций. Инструкция. Участникам предлагается по цепочке продолжить предложения,   а   затем   проанализировать   те   предложения,   в   которых выражено агрессивное поведение.  ­  Если меня  сильно разозлить, то я могу…  ­ Если меня кто­нибудь раздражает, то я могу…   ­ Если меня  кто­нибудь ударит, то я могу:   ­ Если на меня кто­нибудь будет кричать, то я могу…   ­ Если кто­нибудь будет шутить надо мной, то я могу…  Упражнение   «Передай   эмоции».  Цель:  регуляция   эмоциональной сферы.   Участники   тренинга   рассаживаются   в   круг.   Первому   из   них предлагается   вызвать   в   себе   максимум   отрицательных   эмоций   и, называя   их,   перебросить   мяч   другому   участнику,   постаравшись передать   отрицательные   эмоции.   И   так   до   тех   пор,   пока   мяч   не побывает у каждого участника. Затем первый участник, бросавший  мяч, переходит   на   положительные   эмоции   и   делится   ими   с   другим участником, перебрасывая  ему мяч и подбирая при этом теплые слова. После этого происходит групповое обсуждение.  11 Цель:  Упражнение   «Ситуации». проигрывание   ситуаций, провоцирующих   проявление   агрессивного   поведения.   Упражнение выполняется  в парах. Примеры  ситуаций.  Ситуация 1. Вы не уступили место мужчине (женщине) в автобусе. Он (она)   начинает   на   вас   кричать   и   обзывать   различными   нехорошими словами. Как вы отреагируете на это? Ситуация   2.   Вы   нечаянно   ударили   кого­то.   Этот   человек   начал   вас ругать за сделанное. Как вы поступите, чтобы уладить   назревающий конфликт?  Ситуация 3. Вы громко разговаривали и вам сделали замечание. Как вы на него отреагируете? Ситуация 4. На мероприятии, в зрительном зале на вас кто­то накричал, упрекая   в   том,   что   вы   стоите   в   проходе   и   мешаете   людям, рассаживающимся  на свои места. Ваши дальнейшие действия?  Упражнение   «Выставка».  (Может   также   носить   название   «Объект агрессии»). Цель: выбор наиболее приемлимого способа разрядки  гнева  Процедура и   агрессивности,   отреагирование   негативных   эмоций. проведения.  «Сядьте поудобнее, расслабьтесь, глубоко вдохните  3­4 раза   и   закройте   глаза.   Представьте,   что     вы   попали   на   небольшую выставку.   На   ней   выставлены   фотографии   людей,   на   которых   вы разгневаны, которые вызывают  у вас злость, которые вас обидели или поступили   с   вами     несправедливо.   Походите   по   этой     выставке, постарайтесь   рассмотреть   эти   портреты.   Выберите   любой   из   них   и остановитесь   около   него.   Постарайтесь   вспомнить   какую­нибудь конфликтную   ситуацию,   связанную   с   этим   человеком.   Постарайтесь мысленно   увидеть   самого   себя   в   этой     ситуации.   Представьте,   что выражаете   свои   чувства   человеку,   на   которого   разгневаны.   Не сдерживайте свои чувства, не стесняйтесь выражениях, говорите ему все, что хотите. Представьте, что вы делаете этому человеку все, к чему вас побуждают ваши чувства. А теперь представьте себя  говорящим с этим человеком. Представьте этого человека: он делает или говорит то, что вас злит. И вот в ходе разговора свам он начинает уменьшаться в росте, голос его становится  все слабее и неувереннее. Уменьшайте его в росте до тех пор, пока он не покажется  вам менее значительным. А теперь понаблюдайте за вашим разговором как бы со стороны. Каким вы себя   видите? Как вам видится   ситуация? Теперь снова вернитесь в 12 начало конфликтной ситуации и попытайтесь представить, что все ее участники,   в   том   числе     и   вы,   разговаривают   голосами   героев мультфильмов,   и   досмотрите   сюжет   до   конца.   А   теперь   3­4   раза глубоко вдохните и откройте глаза».  По окончании упражнения проводится   обсуждение. Что было легко сделать в этом упражнении, а что трудно? Что понравилось, а что нет? Какую ситуацию вы представили? Расскажите о ней. Как менялось ваше состояние в процессе упражнения? Чем отличаются чувства в начале и в конце упражнения? Что вы чувствуете теперь?  Завершение занятия. Работа с притчей «Безвредная  змея».  Цель: выбор наиболее приемлимого способа разрядки гнева и агрессии.            «Жила­была ядовитая и злобная  змея. Однажды она повстречала мудреца   и,   поразившись   его   доброте,   утратила   свою   злобу.   Мудрец посоветовал ей прекратить   обижать людей, и змея решила жить по­ новому, не нанося  ущерба никому.Но как только люди узнали про это, они стали бросать в змею камни, таскать ее за хвост и издеваться  над ней. Мудрей увидел, что происходит, и, выслушав жалобы змеи, сказал: «Я просил, чтобы ты перестала причинять людям страдания  и боль, но я не говорил, чтобы ты никогда не шипела и не отпугивала их». Мораль притчи:можно   научиться   противостоять   злу,   не   причиняя   зла   в ответ.  Рефлексия  тренинга. Прощание.  13 Приложение к тренингу. 1. Как разрешить  конфликт или техника Я­Высказываний. Что   такое   «Я   –   высказывание»?    Это   уважительное   обращение   к партнеру по общению. Оно исключает оценку его как личности. В нем передается   свое   эмоциональное   состояние   к   ситуации,   а   также конструктивное   предложение   об   изменении   этой   ситуации   в  лучшую сторону. Техника Я­высказывания нацелена на конструктивный анализ конфликтной ситуации или события. Кроме того, она используется  как инструмент изменения  этой  ситуации путем трансформации поведения партнера.   Важно   то,  что   эта   техника   концентрирует   внимание   не   на личности партнера, так как лишена критики и упреков, а на ситуации и ее   продуктивном   разрешении.   Эффективность   данной   техники объясняется   еще и   тем, что, используя ее, вы спокойно и искренне делитесь с партнером своими переживаниями относительно ситуации, а также   предлагаете   ее   решение.   К   тому   же,   вы   предлагаете   вашему партнеру   диалог   по   решению   проблемы,   не   скидывая   на   него   всю ответственность за происходящее.  Алгоритм «Я­ высказывания» выглядит следующим образом:  1. Как   можно   спокойнее   описать   проблемную   ситуацию   («Когда   я вижу, что…», Когда это происходит…», «В случае, если…»);  2. Далее нужно описать свое состояние и эмоциональное отношение к данной ситуации («Я чувствую..», «Я огорчаюсь…»);  3. После   этого   нужно   объяснить   причины   такого   отношения   («Я считаю, что…», «Мне хотелось бы..);  14 4. Представить один иди несколько вариантов изменения   ситуации и поведения («Может быть, тебе необходимо сделать следующее…», «Возможно, намного лучше будет, если ты…»).           Сокращенно структура «Я – высказывания» выглядит так:  1. Когда … (описание ситуации) 2. Я чувствую (описание чувств и эмоций);  3. Потому что.. (объяснение причин);  4. Быть   может,   тебе   стоит…   (вариант   решения   проблемы   и   изменения ситуации и поведения).            Если освоить данную технику, то вы всегда будете знать, как разрешить конфликт,   и   ваше   поведение   в   конфликтной   ситуации     станет   более эффективной.  15

Тренинг для подростков-волонтеров на тему «Конструктивное реагирование на проявление чужой агрессии в местах проведения массовых мероприятий».

Тренинг для подростков-волонтеров на тему  «Конструктивное реагирование на проявление чужой агрессии  в местах проведения массовых мероприятий».

Тренинг для подростков-волонтеров на тему «Конструктивное реагирование на проявление чужой агрессии в местах проведения массовых мероприятий».

Тренинг для подростков-волонтеров на тему  «Конструктивное реагирование на проявление чужой агрессии  в местах проведения массовых мероприятий».

Тренинг для подростков-волонтеров на тему «Конструктивное реагирование на проявление чужой агрессии в местах проведения массовых мероприятий».

Тренинг для подростков-волонтеров на тему  «Конструктивное реагирование на проявление чужой агрессии  в местах проведения массовых мероприятий».

Тренинг для подростков-волонтеров на тему «Конструктивное реагирование на проявление чужой агрессии в местах проведения массовых мероприятий».

Тренинг для подростков-волонтеров на тему  «Конструктивное реагирование на проявление чужой агрессии  в местах проведения массовых мероприятий».

Тренинг для подростков-волонтеров на тему «Конструктивное реагирование на проявление чужой агрессии в местах проведения массовых мероприятий».

Тренинг для подростков-волонтеров на тему  «Конструктивное реагирование на проявление чужой агрессии  в местах проведения массовых мероприятий».

Тренинг для подростков-волонтеров на тему «Конструктивное реагирование на проявление чужой агрессии в местах проведения массовых мероприятий».

Тренинг для подростков-волонтеров на тему  «Конструктивное реагирование на проявление чужой агрессии  в местах проведения массовых мероприятий».

Тренинг для подростков-волонтеров на тему «Конструктивное реагирование на проявление чужой агрессии в местах проведения массовых мероприятий».

Тренинг для подростков-волонтеров на тему  «Конструктивное реагирование на проявление чужой агрессии  в местах проведения массовых мероприятий».

Тренинг для подростков-волонтеров на тему «Конструктивное реагирование на проявление чужой агрессии в местах проведения массовых мероприятий».

Тренинг для подростков-волонтеров на тему  «Конструктивное реагирование на проявление чужой агрессии  в местах проведения массовых мероприятий».

Тренинг для подростков-волонтеров на тему «Конструктивное реагирование на проявление чужой агрессии в местах проведения массовых мероприятий».

Тренинг для подростков-волонтеров на тему  «Конструктивное реагирование на проявление чужой агрессии  в местах проведения массовых мероприятий».

Тренинг для подростков-волонтеров на тему «Конструктивное реагирование на проявление чужой агрессии в местах проведения массовых мероприятий».

Тренинг для подростков-волонтеров на тему  «Конструктивное реагирование на проявление чужой агрессии  в местах проведения массовых мероприятий».

Тренинг для подростков-волонтеров на тему «Конструктивное реагирование на проявление чужой агрессии в местах проведения массовых мероприятий».

Тренинг для подростков-волонтеров на тему  «Конструктивное реагирование на проявление чужой агрессии  в местах проведения массовых мероприятий».

Тренинг для подростков-волонтеров на тему «Конструктивное реагирование на проявление чужой агрессии в местах проведения массовых мероприятий».

Тренинг для подростков-волонтеров на тему  «Конструктивное реагирование на проявление чужой агрессии  в местах проведения массовых мероприятий».

Тренинг для подростков-волонтеров на тему «Конструктивное реагирование на проявление чужой агрессии в местах проведения массовых мероприятий».

Тренинг для подростков-волонтеров на тему  «Конструктивное реагирование на проявление чужой агрессии  в местах проведения массовых мероприятий».

Тренинг для подростков-волонтеров на тему «Конструктивное реагирование на проявление чужой агрессии в местах проведения массовых мероприятий».

Тренинг для подростков-волонтеров на тему  «Конструктивное реагирование на проявление чужой агрессии  в местах проведения массовых мероприятий».

Тренинг для подростков-волонтеров на тему «Конструктивное реагирование на проявление чужой агрессии в местах проведения массовых мероприятий».

Тренинг для подростков-волонтеров на тему  «Конструктивное реагирование на проявление чужой агрессии  в местах проведения массовых мероприятий».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.11.2018