Тренинг среди учителей "Сущностная характеристика критического мышления."
Оценка 4.9

Тренинг среди учителей "Сущностная характеристика критического мышления."

Оценка 4.9
Семинары
docx
администрации
Взрослым
29.04.2018
Тренинг среди учителей "Сущностная характеристика критического мышления."
Цели Учителя сделают вывод о важности и актуальности критического мышления в 21 веке. Результаты обучения Учителя разработают свои подходы к развитию критического мышления на своих уроках. Ключевая идея Критическое мышление – дисциплинарный подход к осмыслению, оценке, анализу и синтезу информации, полученной в результате наблюдения, опыта, размышления или рассуждения, что может в дальнейшем послужить основанием к действиям..
Тренинг3.docx
Тренинг № 11 по теме: Сущностная характеристика критического мышления. Неделя:  День: 11 Дата:  Тренер:  Место проведения: Тема :  Занятия 1–2: Сущностная характеристика критического мышления. Цели Результаты обучения Ключевая идея  Учителя сделают вывод о важности и катуальности критического мышления в 21 веке. Учителя разработают свои подходы к развитию критического мышления на своих уроках. Критическое  мышление  –  дисциплинарный  подход  к  осмыслению,  оценке,  анализу  и  синтезу  информации, полученной  в  результате  наблюдения, опыта, размышления или рассуждения, что может в дальнейшем послужить основанием к действиям.. Время  Ззанятие ­ 1 9.00 ­ 9.45 Деятельность тренера 1.Упражнение на активизацию. Формирование групп по  картинкам.  Участники группы садятся в  круг. Инструкция: Сейчас   я   раздам вам   карточки   с   рисунками,   вы должны   ,как разделить   их   тематически   и объединиться в группы. подумать   Оценивание ФО  ­Что   помогло   вам объединиться в группы?  ­ Что вам мешало? Ресурсы Раздаточный материал  (цветные картинки с разным  видом транспорта) Ход тренинга Деятельность учителей Внимательно   слушают инструкцию,   выполняют задание, объединяются в группы   транспорт. 2гр. Воздушный  транспорт. 3 гр. Водный транспорт. 1гр.Наземный 3мин 10 мин   вам   Что ­   помогло объединиться в группы?  ­ Что вам мешало? ­   Каким   образом   данное упражнение   связано   с   темой нашего занятия. (3мин) Видеоролик  смыслом «Бревно» мультик   со Стремление оценить  данную ситуацию,  разные утверждения,  которые позволяют  сделать объективные  суждения на основе   обоснованных  доказательств.  Мы будем говорить о  критическом мышлении. Кинометафора.  Просмотрите видеоролик (мультик со смыслом «Бревно»). Цель: выразить мнение, обсудить разность мнений, вывести на тему занятия   через   обсуждение вопросов. Оцените   увиденную   ситуацию. То, что сделал буйвол №1,это на ваш взгляд, хорошо или плохо? Можем ли  мы предположить, что будет дальше? Что заставляет Вас так думать? ли   ситуация   измениться?   Каким образом? Может ли буйвол остаться  живым? Что должно произойти? Какие идеи для себя вы вынесли  после просмотра видеоролика? Давайте подумаем о том, что  сейчас происходило? Как Вы думаете, о чем мы  сегодня будем говорить? (10мин) Объявление темы занятия,  темы, ожидаемого результата.    Обращение к слушателям  сформулировать  личную цель.     Наша тема: Сущностная   характеристика критического  мышления. Использование  критического мышления в  преподавании. Цель: прийти к  выводу о  важности  и актуальности  критического мышления в 21  веке. Ожидаемый  результат:разработать  свои  подходы к развитию  критического мышления на  своих уроках. 3.Объясните, что вы понимаете  под термином критическое  мышление. 4. Если бы Вам  было необходимо пояснить  термин одним словом,  подумайте, какое бы  слово вы  выбрали. 5.Чего вы хотите достичь на  Алгоритм работы групп. 1. Каждый участник  вспоминает и записывает в тетради все, что знает  по теме (индивидуальная работа продолжается 1­2 минуты). 2. Обмен информацией в парах или группах.  3. Далее каждая группа  называет какое­то одно  сведение или факт, не  повторяя ранее  сказанного. 4. Все сведения кратко  записываются в “корзине Плакат "Корзина идей" ФО  ­ Что помогало  выполнять задание? С какими трудностями  столкнулись? идей”, даже если они  ошибочны. 5. Все ошибки  исправляются по мере  освоения новой  информации. Собирают картинку из  разрезанных частей.  Защита презентаций. ФО  ­ Что помогало  выполнять задание? С какими трудностями  столкнулись? Разрезанная   картинка,   клей, плакат. 7мин 10 мин протяжении учебного дня? Прием “Корзина идей” Цель: приема организация  индивидуальной и групповой  работы на начальной стадии  урока, когда идет актуализация  знаний и опыта. Этот прием  позволяет выяснить все, что  знают обучаемые по обсуждаемой теме урока. На доске  прикрепляется значок корзины, в  которую условно собирается то,  что ученики знают об изучаемой  теме. (7 мин) 2.Анализ визуальных и устных  данных Метод "Пазл" Цель: С целью отработки,  наблюдения и записи процессов  критического мышления с  помощью участников можно  прибегнуть к их памяти и опыту,  как части процесса обучения в  социальных науках и для  создания формирующей оценки  обучения детей их когнитивного  развития. Каждой группе предлагается  разрезанная картинка. Группе  необходимо за собрать картинку. ­ Что вы можете рассказать об  этой картинке? Составить  рассказ. (Путешествие и  транспорт в современном  Казахстане) Презентовать ( 9 мин) на каждую  группу 3мин Прием «Толстые и тонкие  вопросы».  Цель: формирование у коллег  понимания понятия и развитие  критического мышления Задача 1. Опрос по визуальным  свидетельствам.(Задаются  вопросы к иллюстрации или  фтографии ) Задача 2. Оценка вопросов и  поиск ответов. (Таблица  сортировка вопросов  Приложение­1; Таблица "Оценка  вопросов и поиск ответов"  Приложение­2)  Презентация работ. ­ Оцените работу группы по  стратегии «Две звезды одно  пожелание» ( 15 мин)    Прием «Мусорная корзина»  Цель: избавиться от негатива,  усталости ,поднятие настроения для дальнейшей работы.  15 мин 10.00­10.45 Оценка работ  групп по стратегии «Две звезды одно пожелание» Плакат, маркеры Раздаточный материал стр.205  Задача:2 ­3Таблицы для  сортировки вопросов. Таблица "Оценка вопросов и  поиск ответов"  Приложение­2       1.Задаются вопросы к  иллюстрации или  фотографии, заполняют  таблицы. 2. Оценивают вопросы,  сортируют, занимаются   поиском ответов.      Пишут на листах  негативные эмоции,   «Мусорная корзина» 2 мин 6мин Желающие делятся  своими мыслями         Работают с ресурсами  Интернет, презентуют  собранный материал. Ведущий раздает участникам  стикеры и , в центре мусорная  корзина.    Ведущий обращается к  участникам с просьбой написать на бумаге те негативные  эмоции, которые имеются в  настоящий момент у участников (каждый указывает свои  эмоции). После этого бумажки  выбрасываются в мусорную  корзину.    Ведущий опрашивает  добровольцев: кто хочет  поделиться и рассказать другим участникам содержание своей  записки.    В конце упражнения корзина  убирается в сторону.   (3 мин)  3.Сравнение  и синтез.  Цель: Собрать и сравнить  данные из разных источников,  связывая их воедино, для  получения объяснения,  разработать и презентовать  аргументы, основанные на  знаниях, полученных из  иллюстрированных  свидетельств и устных  показаний.      Найти   как   можно   больше Интернет ФО Самооцнивание ­ Насколько эффективно  удалось выполнить  задание? Интернет, мировые карты и  карты Казахстана. Раздаточные  материалы.стр.223 Поощрение смайликами  активных участников Раздаточные  материалы.стр.223 Поощрение смайликами  активных участников сведений   в   интернете   об изображённом транспорте  на фотографии   или   картинке. Собрать воедино полученную информацию и презентовать. ( 6 мин) ­ Насколько важно проведение  подобного задания. Синтез и применение.  Цель: Расширить знания  посредством исследования  свидетельств очевидцев  путешествий и транспорта  посредством критического  мышления о влиянии  технологии на общество и  отдельные личности (включая  окружающую среду и  устойчивость). (10мин)ОС Составление гипотезы. Задача­4 Добавить вопросы по  "составлению гипотезы" (Таблица Приложение ­3) Вопросы по  составлению гипотезы: Что бы  произошло, если бы самолет стал  личным транспортм каждого  человека? Что бы произошло, если бы на  Земле закончились запасы  10 мин 10мин Составляются  отчеты по  исследованию  окружающей среды,  движения, загрязнения природы,  используемого  транспорта. Заполняют таблицу  своими вопросами. http://academy.odoportal.ru/do cuments/akadem/bibl/educatio n /supporting/2.1.htmlСайт Центра технологий образования интенсивных   Факультет повышения квалификации Поощрение смайликами активных участников  15 мин нефти? (10мин) ОС 4. Упражнения высокой  активности. Прием "Зигзаг"Целью данного  приема является изучение и  систематизация большого по  объему материала. Для этого  предстоит сначала разбить текст  на смысловые отрывки для  взаимообучения. Количество  отрывков должно совпадать с  количеством членов групп. Чтение текста Предлагает прочитать  текст из книги Д. Халперн (Приложение  ­4) (15мин)   Смысловая стадия.  Каждый учащийся  работает со своим  текстом: выделяя  главное, либо составляет опорный кластер. По  окончании работы  учащиеся переходят в  другие группы ­ группы  экспертов.Стадия  размышления: работа в  группе "экспертов".  Новые группы  составляются так, чтобы в каждой оказались  «специалисты» по одной  теме. В процессе обмена  результатами своей  работы, составляется  общая презентационная  схема рассказа по теме.  Решается вопрос о том,  кто будет проводить  итоговую презентацию.  Затем учащиеся  пересаживаются в свои  первоначальные группы.  Вернувшись в свою  рабочую группу, эксперт знакомит других членов  группы со своей темой, пользуясь общей  презентационной схемой. В группе происходит  обмен информацией всех участников рабочей  группы. Таким образом,  в каждой рабочей  группе, благодаря  работе экспертов,  складывается общее  представление по  изучаемой теме.  Следующим этапом  станет презентация  сведений по отдельным  темам, которую  проводит один из  экспертов, другие  вносят дополнения,  отвечают на вопросы.  Таким образом, идет  "второе слушание" темы. Определяют уровень  понимания на  линейке,отвечают на  вопросы. ФО  Самооценивание Текст Изображение линейки 2 мин     Рефлексия  «Линейка» (социометрия). Предлагаю измерить   путь   продвижения нашей   группы   с   помощью линейки.   Прислушайтесь   к себе, найдите   на линейке   то значение, которое взгляд соответствует вашему состоянию, и наклейте   цветной   стикер с вашим именем на деление». на ваш Занятие ­2 11.15­12.00 10 мин 20 мин ­Насколько вам понятна тема?   Предлагаю задать мне 1  интересующий вас вопрос по  теме.  (5 мин) Спрашиваю о том, все ли  согласны очистить «мусорную  корзину», которая была  наполнена в начале занятия.  Почему? (2 мин)  Прием "Скажи комплимент" Цель:   снятие напряжения,   ответственность   и доверие партнеру.    сплочение, Упражнение   «Скульптор»  Это упражнение позволяет участникам применить креативное мышление в решении поставленной задачи. Для проведения   этого   упражнения необходимо   несколько   помещений (или   одно   большое),   чтобы   под­ готовить   игроков.   Предлагаю выйти   4,   кто   считает   себя смелым, затем   красивым (становятся   за   смелыми,   потом все за ними), умными, добрыми, весёлыми, творческими, остались скромные.   «Каждой группе необходимо в течение 15 минут подготовить и показать   «скульптуру»   на заданную   тему,   причем   в   ней   В   кругу   каждый   о очереди   говорит   своему соседу комплимент. Тот, кому сделан комплимент,   благодарит за   это   и   говорит комплимент своему соседу и т.д.     ­   Что   помогло   создать скульптуру? должны быть задействованы все участники группы. Итак, задания для   групп:   первая   готовит скульптуру   под   названием «Трудность», «Радость», «Размышление», «Любовь».        Тренер   может   самостоятельно символику задавать   увязав   ее   с «скульпторам», тематикой   тренинга.   Другой группе   необходимо   угадать название,   объяснить   почему   они так думают. (20мин) 15 мин 12.15­13.00 5 мин   Стоп­кадр   Просмотр видеоролика «Слепой, который затронул сердца миллионов»  с остановками. (видеоанализ) Цель:   активизация   внимания, информация, практика. Первая часть просмотра.  Вопрос: ­ Как вы думаете, что  написала девушка? Просмотр второй части  видеоролика.  Обсуждение. (15 мин)  Разминка "Разгоняем паровоз" Цель проведения: вовлечь  участников в процесс тренинга,  замотивировать на работу,  пробудить желание быть  Составляют скульптуру Размышляют и дают  ответ Размышляют и дают  ответ Высказывают  предложения, выдвигают гипотезы Игроки по кругу делают  по два хлопка в ладоши  по очереди. Задача ­  постепенно уменьшить  интервал между  хлопками  до команды  ­ Насколько было  полезным это  упражнение? Возможно  ли применять на уроке?  Каким образом? ИД   видеоролик  «Слепой, который   затронул   сердца миллионов» Разминки для тренингов.  стр.20 15 мин активными, объединить  участников в группу. Перекрестная дискуссия    Цель: поделиться идеями,  опытом, мыслями.  Задача 3 Преимущества и проблемы  любого развития в транспорте и  путешествиях, например: рост  использования личных  автомобилей, рост туризма. (15  мин) ( Приложение ­5) 20 мин Видение Oxfam и артефакты. Метод «Аквариум для золотых  рыбок»  Цель: совместное формирование  идей, построение логического,  аналитического опроса, обмен  идеями. Объект обсуждения выбирают  группы. ведущего, затем ­  обратный процесс. Заполняют  таблицу,  приведя 3­4 аргумента  «за» и «против» ,  приведенного в  заголовке таблицы;  обмениваются   мнениями со своими  коллегами, используя их  аргументы, которые  покажутся им  убедительными,  продолжают заполнение  таблицы, когда  аргументы иссякнут,  делают вывод  о  важности  и  актуальности  критического мышления  в 21 веке. Активная группа  выходит вперед и  высказывает свое  мнение. Их позиция  определяется метафорой «аквариум для золотых  рыбок», в котором они  находятся с другими  учениками и которые  могут задать им  вопросы, добиться  Стратегия "Большой палец" Раздаточный материал  стр.222 Возможно ли применять  на уроке? Каким  образом? http://www.xpday.org/sess ion_ formats/goldfish_bowl Стикеры разъяснений. Записывают на стикер  плюсы и минусы  своей  работы на тренинге и  один вопрос . Рефлексия   по стратегии"+ ­ ?" ( 5мин) 5 мин После  проведения  занятий самооценивание Приложение 1 Наблюдательные вопросы: Наример... ""Что мы можем видеть?" Аналитические вопросы: Например... "Когда была сделана фотография или нарисована  картина, и почему?" Проблеморешающие вопросы: Например... "Кто мог бы использовать этот вид транспорта, и для  каких целей?" Отличительные вопросы: Например... "Какого типа эта фотография?" Приложение 2 Имя Тема: Путешествия и транспорт. Чем полезны мои вопросы и где искать ответы? Вопросы: Дата Комментарии: "Как полезен вопрос? Как он  поможет мне улучшить мое понимание?" Где найти больше информации? Книги?  Интернет? Обратиться к эксперту? Приложение 3 Наблюдательные вопросы: Что можем  увидеть? Вопросы для принятия решений: Кто мог бы  использовать этот вид ранспорта и для каких  целей? Аналитические вопросы: Когда былы сделана фотография или нарисована картина и  почему? Отличительные вопросы: Какого типа эта  фотография? Фантастические  (теоретические) вопросы (о  прошлом и будущем) Например: Кем бы вы хотели стать , если бы  было изобретено воздушное путешествие? Интересно, что бы могло измениться в  течение моей жизни? ... или в течение  следующих 100 лет? Вопросы по составлению гипотезы: Что бы  произошло, если бы самолет стал личным  транспортм каждого человека? Что бы произошло, если бы на Земле  закончились запасы нефти? Приложение 4 Рабочее определение критического мышления Из книги Дайаны Халперн «Психология критического мышления» Хотя специалисты по психологии и смежным с ней наукам предложили несколько определений термина критическое мышление, все эти определения довольно близки по смыслу. Вот одно из самых простых, передающее суть идеи: критическое мышление – это использование когнитивных   техник   или   стратегий,   которые   увеличивают   вероятность   получения   желаемого   конечного   результата.   Это   определение характеризует мышление как нечто отличающееся контролируемостью, обоснованностью и целенаправленностью, – такой тип мышления, к которому   прибегают   при   решении   задач,   формулировании   выводов,   вероятностной   оценке   и   принятии   решений.   При   этом   думающий использует   навыки,   которые   обоснованы   и   эффективны   для   конкретной   ситуации   и   типа   решаемой   задачи.   Другие   определения дополнительно  указывают, что для  критического  мышления  характерно  построение  логических  умозаключений,  создание  согласованных между собой логических моделей и принятие обоснованных решении, касающихся того, отклонить какое­либо суждение, согласиться с ним или временно отложить его рассмотрение. Все эти определения подразумевают психическую активность, которая должна быть направлена на решение конкретной когнитивной задачи. Слово критическое, используемое в определении, предполагает оценочный компонент. Иногда это слово употребляется для передачи отрицательного  отношения  к чему­либо, например, когда говорят: «Она отнеслась к фильму весьма критически». Но оценка может и должна быть конструктивным выражением и позитивного, и негативного отношения. Когда мы мыслим критически, мы оцениваем результаты своих мыслительных процессов – насколько правильно принятое нами решение или насколько удачно мы   справились  с  поставленной  задачей.   Критическое  мышление   также  включает  в   себя  оценку  самого  мыслительного  процесса   –  хода рассуждений, которые привели к нашим выводам, или тех факторов, которые мы учли при принятии решения. Критическое мышление иногда называют   еще   и   направленным   мышлением,   поскольку   оно   нацелено   на   получение   желаемого   результата.   Мечты,   сны   и   прочие   виды мыслительной деятельности, занимаясь которыми мы не преследуем определенной цели, не относятся к категории критического мышления. Точно так же не является критическим и мышление, которое стоит за нашими повседневными привычками. Например, когда мы встаем утром с постели, чистим зубы и идем знакомым путем в  школу или на работу, наше мышление ориентировано на определенную цель, но практически не предполагает сознательной оценки действий, которые мы совершаем. Все это примеры ненаправленного, или автоматического, мышления. Хотя психология занималась изучением процесса мышления в течение почти всего своего более чем столетнего существования в качестве академической дисциплины, когнитивная психология, т. Е. Отрасль психологии, исследующая природу мышления и знания, в последние 20 лет играет в научной психологии поистине доминирующую роль. Когнитивные психологи ставят перед собой задачу изучить техники и стратегии, которые используются при решении задач, построении рассуждений и принятии решений. Также их интересует, каким образом эти способности зависят от интеллекта. Этот пристальный интерес к мыслительным процессам дал жизнь новой области психологии, которую стали именовать обучением когнитивным процессам. Ее задача – найти применение накопленным нами знаниям о процессах и механизмах человеческого мышления, чтобы помочь людям улучшить свои мыслительные способности. Например, изучая правильные и неправильные действия   человека   в   различных   ситуациях,   психологи   обнаружили,   что   спонтанный   и   интуитивный   подход   многих   людей   к   решению различных проблем зачастую оказывается ошибочным. Более того, ученые нередко могут предсказать, когда неверное решение будет принято в силу самого характера задачи, а когда – из­за неверного понимания этой задачи решающим ее человеком. Знания, накопленные в этой области, уже находят применение на практике при решении многих практических задач – от обучения военных навыкам чтения карт до разработки компьютерных программ с удобным и понятным интерфейсом. http://academy.odoportal.ru/documents/akadem/bibl/education/supporting/2.1.html Сайт Центра интенсивных технологий образования Факультет повышения квалификации Приложение 5 Имя (имена) Дата: Преимущества и проблемы любого развития в транспорте и путешествиях,  например: рост использования личных автомобилей, рост туризма Аргументы за: Аргументы против: По подведенным итогам, я/мы думаем: Потому что …

Тренинг среди учителей "Сущностная характеристика критического мышления."

Тренинг среди учителей "Сущностная характеристика критического мышления."

Тренинг среди учителей "Сущностная характеристика критического мышления."

Тренинг среди учителей "Сущностная характеристика критического мышления."

Тренинг среди учителей "Сущностная характеристика критического мышления."

Тренинг среди учителей "Сущностная характеристика критического мышления."

Тренинг среди учителей "Сущностная характеристика критического мышления."

Тренинг среди учителей "Сущностная характеристика критического мышления."

Тренинг среди учителей "Сущностная характеристика критического мышления."

Тренинг среди учителей "Сущностная характеристика критического мышления."

Тренинг среди учителей "Сущностная характеристика критического мышления."

Тренинг среди учителей "Сущностная характеристика критического мышления."

Тренинг среди учителей "Сущностная характеристика критического мышления."

Тренинг среди учителей "Сущностная характеристика критического мышления."

Тренинг среди учителей "Сущностная характеристика критического мышления."

Тренинг среди учителей "Сущностная характеристика критического мышления."

Тренинг среди учителей "Сущностная характеристика критического мышления."

Тренинг среди учителей "Сущностная характеристика критического мышления."

Тренинг среди учителей "Сущностная характеристика критического мышления."

Тренинг среди учителей "Сущностная характеристика критического мышления."

Тренинг среди учителей "Сущностная характеристика критического мышления."

Тренинг среди учителей "Сущностная характеристика критического мышления."

Тренинг среди учителей "Сущностная характеристика критического мышления."

Тренинг среди учителей "Сущностная характеристика критического мышления."

Тренинг среди учителей "Сущностная характеристика критического мышления."

Тренинг среди учителей "Сущностная характеристика критического мышления."

Тренинг среди учителей "Сущностная характеристика критического мышления."

Тренинг среди учителей "Сущностная характеристика критического мышления."

Тренинг среди учителей "Сущностная характеристика критического мышления."

Тренинг среди учителей "Сущностная характеристика критического мышления."

Тренинг среди учителей "Сущностная характеристика критического мышления."

Тренинг среди учителей "Сущностная характеристика критического мышления."
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.04.2018