Тренировочные задания № 21 ЕГЭ по русскому языку "Функционально-смысловые типы речи" (11 класс)
Оценка 4.6

Тренировочные задания № 21 ЕГЭ по русскому языку "Функционально-смысловые типы речи" (11 класс)

Оценка 4.6
Подготовка к тестированию +2
doc
русский язык
11 кл
18.02.2017
Тренировочные задания № 21 ЕГЭ по русскому языку "Функционально-смысловые типы речи" (11 класс)
Дидактический материал по русскому языку представляет собой комплекс из восьми текстов и заданий к ним на определение функционально-смысловых типов речи. Предназначен для выпускников для подготовки к государственной итоговой аттестации (ЕГЭ) - отработки навыков работы с текстом и отработки задания № 21 ".Тренировочные задания № 21 ЕГЭ по русскому языку "Функционально-смысловые типы речи" (11 класс)
Задание № 21. Функционально-смысловые типы речи...doc
Задание  № 21. Функционально­смысловые типы речи. Текст 1. (1)Чем   дольше   живу,   тем   больше   поражаюсь   тому,   что   можно   назвать   вероятностью   в человеческой жизни. (2)Вот уж где нет никаких закономерностей — безраздельно господствует случайность! (3)Ну, скажем, такая до банальности очевидная, как наше появление на свет. (4)Ведь уже само рождение человека — результат совершенно непредвиденной, непредсказуемой цепочки случайного! (5)Разве не случайность, что ранее не знакомые между собой люди вдруг встретились в определённое время, в определённом месте и потом дали жизнь новому человеку? (б)Человеку абсолютно неповторимому, уникальному, которого никогда не было на Земле раньше и никогда не будет потом. (7)Разве это не удивительно? (8)И это только самый близкий результат случайного в судьбе   каждого   человека.   (9)А  дальние   «вероятности»   нашей   судьбы   и   проследить   до   конца невозможно   —   они   уходят   к   пращурам,   в   глубину   веков.   (Ю)Какая   же   неисчислимая   череда случайных   встреч,   жизненных   ситуаций,   переплетений   человеческих   судеб,   природных   и социальных катаклизмов (войн, революций, переселений народов и т.п.) должна была сложиться в мозаику неповторимых комбинаций, чтобы именно этому, конкретному человеку было даровано такое удивительное чудо — жизнь! (11 )И как же бездарно и бездумно мы порой относимся к этому прекрасному, но, в общем–то, такому короткому чуду! (12)А  ведь есть другие — совершенно поразительные примеры. (13)Жил–был  необычный человек   —   крестьянин   села   Утевка   Самарской   губернии   Григорий   Журавлёв   (1858–1916). (14)Судьба  послала   ему  ужасные  испытания!  (15)Он   родился   без  рук  и  ног  и  был  обречён  на жалкое, животное существование. (16)Но ещё в детстве он захотел рисовать. (17)И стал писать иконы. (18)Сегодня их можно увидеть в Троице–Сергиевой лавре, в Казанском соборе Петербурга, в других храмах России, одну из его икон недавно обнаружили даже в Боснии. (19)А  в   конце   жизни   Григорий   Журавлёв   стал   расписывать   церковь   в   своём   селе. (20)Привязанный под куполом, часами лежал он на спине и расписывал сантиметр за сантиметром, держа   кисть   в   зубах.   (21)От   нечеловечески   тяжёлого   труда   спина   и   затылок   покрывались кровавыми   язвами.   (22)Трескались   губы.   (23)Кровоточил   рот.   (24)Но   он   выполнял   своё предназначение. (25)Наверное, каждый человек задумывается о смысле своей жизни. (26)Но дальше благих намерений что–то изменить в ней (с понедельника,  с Нового года...) дело чаще всего не идёт. (27)Мы   или   не   понимаем   огромную   ценность   дарованного   нам   чуда,   или   относимся   к   нему легкомысленно и, по сути, предаём этот дар, разменивая свою жизнь на ничтожные дела и чувства. (28)Прекрасно сказал Афанасий Фет: (29)Не жизни жаль с томительным дыханьем, Что жизнь и смерть? (30)А жаль того огня, Что просиял над целым мирозданьем, И в ночь идёт, и плачет, уходя. (31)Увидеть этот огонь в себе, не дать ему затухнуть в повседневной суете — вот что, по­ моему, очень важно. 21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов. 1) В предложениях 14–15 содержатся элементы описания. 2)   Предложения   13–24   исчерпывающе   раскрывают,   иллюстрируют   тезис,   выдвинутый   в предложении 12. 3) В предложениях 25–27 содержится повествование. 4) В предложениях 20–23 представлено повествование с элементами описания. 5) Предложения 19–23 представляют собой предварительный итог размышлений автора о смысле жизни каждого человека. Ответ: ____________________________ Задание  № 21. Функционально­смысловые типы речи. Текст 2. (1)В одной из недавних телепередач, где велась бурная дискуссия о проблемах современного об­ разования, модная телезвезда разразилась гневной тирадой в адрес учителей. (2)По её твёрдому убежде­ нию, все они — это люди несостоявшиеся, неудачники, проигравшие борьбу за успех, они пришли в школу единственно для того, чтобы отомстить бедным детям за свою сломанную судьбу. (З)Признаюсь: меня, человека уже пожилого, выросшего в послевоенные годы, эти слова ошеломили, будто бы какой­ то нечестивец посмел прилюдно надругаться над святыней. (4)В первый момент мне показалось, что происходящее — сцена из какого­то фильма и телезвезда просто­напросто играет отрицательную роль. (5)Но, к сожалению, это был не фильм, и, к ещё большему сожалению, почему­то никто из публики не счёл возможным сказать хоть слово в защиту учителей. (6)...Шёл апрель 1947 года. (7)Мы, разлучённые войной со своими отцами, росли без царя в голо­ ве, не признавая ни законов, ни правил. (8)Голод, постоянные лишения, суровые жизненные условия — всё это наложило свой отпечаток на наши характеры. (9)Тогда считалось нормальным всячески показы­ вать своё пренебрежение к учителям, и чем более дерзко ты себя вёл, тем больше тебя уважали в маль­ чишеской компании. (10)Учитель физики Иван Васильевич Матвеев пришёл к нам в седьмой класс. (11)Ходил он мед­ ленно, с усилием опираясь на палочку, и когда нечаянно задевал раненой ногой угол парты, то лицо чуть заметно вздрагивало от боли. (12)В конце месяца он, получив расчёт, возвращался с работы. (13)Его встретила местная шпана, чтобы отобрать деньги. (14)Учитель, невысокий крепыш, переложил палочку из правой руки в левую, затем   двумя   пальцами   —   указательным   и   средним   —   легонько   стукнул   главаря   по   верхней   губе. (15)Тот   рухнул   на   землю,   учитель   посмотрел   на   оцепеневших   разбойников   и   поковылял   дальше. (16)Весть о том, что учитель шутя расшвырял целую банду, моментально разнеслась по всему городку, а поскольку Иван Васильевич вёл физику в нашем классе, то все семиклассники в той или иной мере считали себя сопричастными этому подвигу. (17)Мы даже освоили несколько характерных жестов свое­ го учителя, говорить стали медленно, протяжно, видом своим показывая, что учитель поделился с нами секретными приёмами и теперь не приведи Бог кому­нибудь нас обидеть. (18)Однажды я увидел, как Иван Васильевич, спускаясь со школьного крыльца, подал руку иду­ щей следом учительнице математики. (19)Та смущённо покраснела и поблагодарила физика. (20)В тот же день, повинуясь безотчётному желанию во всём походить на учителя, я подал руку своей маме, когда она переходила по шаткой лесенке через теплотрассу. (21)Мама удивлённо улыбнулась, потом обняла меня и сказала, ласково глядя повлажневшими глазами: «Спасибо, милый! (22)Ты у меня уже со­ всем большой!» (23)Стараясь казаться взрослыми, табаком мы начали баловаться чуть ли не с шести лет. (24)Но, когда поняли, что наш учитель не курит, многие, в том числе и я, оставили эту вредную привычку. (25)Как­то раз Петька Фёдоров ругнулся матом — дело обычное для нас. (26)Иван Васильевич, услы­ шав неприличное слово, шёпотом сказал Петьке: (27)— Это называется мужская слабость. (28)С той поры я старательно избегал нецензурных слов в своей речи... (29)Мысленно оглядываясь на прожитые годы, я понимаю, как много правильного, мудрого и не­ обходимого подарил мне этот великий человек. (30)Даже сегодня мне ещё хочется держаться за его крепкую руку, которая ведёт меня по дороге жизни. (По Е.А. Лаптеву*)  * Евгений Александрович Лаптев (род. в 1936 г.) — писатель­публицист. 21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов. Цифры укажите в порядке возрастания.   1) В предложении 14 содержится элемент описания внешности человека. 2) В предложениях 18−19 представлено повествование. 3) В предложениях 29−30 автор подводит итог своим размышлениям. 4) В предложениях 3−4 представлено повествование. 5) В предложении 11 содержится обоснование мысли из предложения 10. Ответ: _____________________________ Задание  № 21. Функционально­смысловые типы речи. Текст 3. (1)Шеф внимательно посмотрел мне в глаза и сказал: — (2)Меня очень волнуют семейные дела. (3)Он глубоко вздохнул. —(4)Пока молодой, на это внимания не обращаешь. (5)А потом становится поздно. (6)Позд­ но в том смысле, что уже ничего, совсем ничего изменить нельзя. —(7)Понимаю, — сказал я. —(8)Это вы пока умом понимаете. (9)А когда сердцем начнёте понимать, то всё уже будет в прошлом. (10)Это какой­то парадокс. (11)Всё на свете можно изменить, но только не то, что ты уже сам сделал. (12)Никакие деньги, никакие связи не помогают. (13)0н замолчал, и мы сидели так, наверное, целый час. — (14)Лет двадцать пять назад, когда я учился в институте, со мной произошла странная ис­ тория. (15)Мелочь, казалось бы, но я никак не могу её позабыть. (16)Он помолчал. —  (17)Моя мама жила тогда в Сибири, и вот как­то она собралась на юг. (18)Взяла мою сестрёнку — она в первом классе училась — и поехала.(19)А пересадку они делали в Москве. (20)У них здесь было часа два между поездами. (21)Мы и договорились встретиться на вокзале. (22)Я обещал показать им город, про свои дела рассказать. (23)Мы тогда уже года два или три не виделись. (24)Он опять замолчал. — (25)Я их едва не пропустил. (26)Мама, стоя с чемоданом в стороне, держала мою сестру за руку. (27)Наташка ела мороженое, а мама растерянно оборачивалась во все стороны. (28)Она ис­ пугалась, что я не приду, а одной в Москве ей было страшно. (29)Я в первую минуту даже не знал, как к ней подойти. (30)Неловко как­то было. (31)Странно, как это не находишь верных слов для тех, кого любишь... (32)В общем, мы переехали на другой вокзал, гуляли, сидели в кафе, но я всё никак не мог сказать того, что было у меня на сердце. (ЗЗ)Словно какой­то замок мне повесили. (34)А она всё смотрела на меня такими глазами, что мне казалось: я вот­вот умру. (35)Чем дольше длилась эта мука, тем больше я понимал своё бессилие. (36)Ломался, как дурак, говорил какие­то плоские слова. (37)Не знаю, что тогда на меня нашло. (38)А потом, когда я уже спустился в метро, у меня вдруг как будто сердце оборвалось. (39)Я вдруг подумал: (40)«Это же моя мама!» (41)Побежал наверх. (42)Поезд уже должен был от­ правляться. (43)Когда я заскочил в вагон, проводница уже никого не впускала. (44)Где­то в середи­ не я их нашёл. (45)Какие­то люди заталкивали чемоданы на верхние полки, Наташка прыгала у окна, а мама сидела около самой двери и плакала. (46)Никто на её слёзы внимания не обращал. (47)Человек уезжает — мало ли...   *Андрей Валерьевич Геласимов (род. в 1966 г.) — филолог, прозаик, публицист, автор многих по­ вестей и рассказов, стихотворений в прозе. (По А. Геласимову*) 21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов. Цифры укажите в порядке возрастания.   1) В предложениях 4­6 представлено рассуждение. 2) В предложениях 18­22 представлено повествование. 3) В предложениях 41­44 представлены происходящие друг за другом события. 4) 37 предложение подтверждает суждение, высказанное в 11 предложении текста. 5) В предложениях 30­31 содержится повествование. Ответ: _____________________________ Задание  № 21. Функционально­смысловые типы речи. Текст 4. Два камня   (1)У самого берега лежали два камня − два неразлучных и давних приятеля. (2) Целыми днями грелись они в лучах южного солнца и, казалось, счастливы были, что море шумит в стороне и не нарушает их спокойного и мирного уюта. (3)Но вот однажды, когда разгулялся на море шторм, кончилась дружба двух приятелей: од­ ного из них подхватила забежавшая на берег волна и унесла с собой далеко в море. (4)Другой ка­ мень, уцепившись за гнилую корягу, сумел удержаться на берегу и долго не мог прийти в себя от страха. (5)А когда немного успокоился, нашёл себе новых друзей. (6)Это были старые, высохшие и потрескавшиеся от времени комья глины. (7)Они с утра до вечера слушали рассказы Камня о том, как он рисковал жизнью, какой подвергался опасности во время бури. (8)И, ежедневно повторяя им эту историю, Камень, в конце концов, почувствовал себя героем. (9)Шли годы. (10)Под лучами жаркого солнца Камень и сам растрескался и уже почти ничем не отличался от своих друзей − комьев глины. (11)Но вот набежавшая волна выбросила на берег блестящий Кремень, каких ещё не видали в этих краях.  (12)− Здравствуй, дружище! − крикнул он Растрескавшемуся Камню. (13)Старый Камень был удивлён. (14)− Извините, я вас впервые вижу. (15)− Эх, ты! (16)Впервые вижу! (17)Забыл, что ли, сколько лет провели мы вместе на этом берегу, прежде чем меня унесло в море? (18)И он рассказал своему старому другу, что ему пришлось пережить в морской пучине и как всё­таки там было здорово, интересно. (19)− Пошли со мной! − предложил Кремень. (20)− Ты увидишь настоящую жизнь, узнаешь настоящие бури. (21)Но его друг, Растрескавшийся Камень, посмотрел на комья глины, которые при слове «бури» готовы были совсем рассыпаться от страха, и сказал: (22)− Нет, это не по мне. (23)Я и здесь прекрасно устроен. (24)−Что ж, как знаешь! − Кремень вскочил на подбежавшую волну и умчался в море. (25)Долго молчали все оставшиеся на берегу. (26)Наконец Растрескавшийся Камень сказал: (27)− Повезло ему, вот и зазнался. (28)Разве стоило ради него рисковать жизнью? (29)Где же правда? (30)Где справедливость? (31)И комья глины согласились с ним, что спра­ ведливости в жизни нет.     *Феликс Давидович Кривин (род. в 1928 г. в городе Мариуполе) – русский, советский писа­ тель, поэт, прозаик. Феликс Кривин – автор десятков книг, выходивших с начала 1960­х годов в (По Ф. Д. Кривину*) различных издательствах Советского Союза. Сотрудничал с Аркадием Райкиным, для которого писал интермедии. В 1998 г. выехал на постоянное место жительства в Израиль. 21.   Какие   из   перечисленных   утверждений   являются   верными?   Укажите   номера   ответов. Цифры укажите в порядке возрастания. 1) Содержание предложений 2 и 3 противопоставлено. 2) Предложение 6 поясняет, дополняет содержание предложения 5. 3) Предложения 25–31 содержат описание. 4) Предложения 1–5 содержат повествование. 5) Предложение 31 содержит вывод из 30. Ответ: _____________________________ Задание  № 21. Функционально­смысловые типы речи. Текст 5. (1)Нынешние подростки, рождённые в начале девяностых годов XX века, — первое поколе­ ние, выросшее в «обществе потребления». (2)У большинства из них, несмотря на юный возраст, уже существует личностная установка, соответствующая слогану: «Бери от жизни всё». (З)Всё взять, всё иметь, всё успеть. (4)Десяти­пятнадцатилетние активны, но не умеют делать что­либо просто так. (5)По велению души. (6)Они во многом хитрее и практичнее взрослых и искренне убеждены, что взрослые существуют лишь для удовлетворения их потребностей. (7)Всё возрастающих. (8)Дети хотят быстрее вырасти. (9)Почему спешат? (10)Чтоб свободно распоряжаться деньгами. (11)Как заработать, пока не знают, не задумываются. (12)Сейчас воспитывают сверстники, телевидение, улица. (13)Российские психологи счита­ ют, что самая большая проблема заключается в том, что и сами взрослые нацелены на потребление. (14)Однако не всё так плохо. (15)В целом молодёжь очень разношёрстная, а болезненные перекосы имеют объективную основу: свойственные подростковому возрасту кризисы совпали с кризисом ценностных ориентации в стране. (16)У современной молодёжи немало и положительных ориентиров. (17)Она жаждет учить­ ся, делать карьеру и для этого готова много работать, тогда как юноши и девушки эпохи застоя ждали, что им всё даст государство. (18)Тенденция к самореализации — знаковое направление для сегодняшнего юного поколе­ ния. (19)А повышенное внимание подростков к определённым товарам, стилю жизни было и будет, так как это входит в круг ценностей, которыми надо обладать, чтобы вписаться в среду сверстни­ ков. (20)Надо быть как все. (21)Что же наиболее значимо в жизни, по мнению самих подростков? (22)На первом месте у них — хорошая работа, карьера и образование. (23)Подростки осознают: чтобы в будущем хорошо жить, надо приложить к этому собственные усилия. (24)Многие старшеклассники хотят получить высшее образование, и в рейтинге профессий нет ни бандитов, ни киллеров, что наблюдалось ещё десять лет назад. (25)Для достижения своих целей они готовы отложить женитьбу или замужество до того времени, когда реализуют себя как специалисты и, соответственно, станут хорошо зараба­ тывать. (26)Нынешние подростки не лучше и не хуже своих предшественников. (27)Просто они дру­ гие. * Илья Александрович Маслов (1935­2008 гг.) — поэт, прозаик, публицист, автор книг, по­ священных истории. (По И. Маслову*) 21.   Какие   из   перечисленных   утверждений   являются   верными?   Укажите   номера   ответов. Цифры укажите в порядке возрастания.   1) Предложение 2 поясняет содержание предложения 1. 2) В предложениях 14−15 представлено рассуждение. 3) В предложении 17 содержится аргумент к тезису, сформулированному в предложении 16. 4) Предложения 21−23 содержат повествование. 5) Предложение 10 содержит вывод из 9. Ответ: _____________________________ Задание  № 21. Функционально­смысловые типы речи. Текст 6. (1) Князь Василий исполнил обещание, данное на вечере у Анны Павловны княгине Друбец­ кой, просившей его о своем единственном сыне Борисе. (2) О нем было доложено государю, и, не в пример другим, он был переведен в гвардию Семеновского полка прапорщиком. (3) Но адъютантом или состоящим при Кутузове Борис так и не был назначен, несмотря на все хлопоты и происки Анны Михайловны. (4) Вскоре после вечера Анны Павловны Анна Михайловна вернулась в Москву, прямо к своим богатым родственникам Ростовым, у которых она стояла в Москве и у которых с детства воспитывался и годами живал ее обожаемый Боренька, только что произведенный в армей­ ские и тотчас же переведенный в гвардейские прапорщики. (5) Гвардия уже вышла из Петербурга 10­го августа, и сын, оставшийся для обмундирования в Москве, должен был догнать ее по дороге в Радзивилов.  (6) У Ростовых были именинницы Натальи, мать и меньшая дочь. (7) С утра, не переставая, подъезжали и отъезжали цуги, подвозившие поздравителей к большому, всей Москве известному дому графини Ростовой на Поварской. (8) Графиня с красивой старшею дочерью и гостями, не пе­ рестававшими сменять один другого, сидели в гостиной.  (9) Графиня была женщина с восточным типом худого лица, лет сорока пяти, видимо изну­ ренная детьми, которых у ней было двенадцать человек. (10) Медлительность ее движений и гово­ ра, происходившая от слабости сил, придавала ей значительный вид, внушавший уважение. (11) Княгиня Анна Михайловна Друбецкая, как домашний человек, сидела тут же, помогая в деле при­ нимания и занимания разговором гостей. (12) Молодежь была в задних комнатах, не находя нуж­ ным участвовать в приеме визитов. (13) Граф встречал и провожал гостей, приглашая всех к обеду.   (14) «Очень, очень вам благодарен, ma chère или mon cher [моя дорогая или мой дорогой] (ma сhèrе или mon cher он говорил всем без исключения, без малейших оттенков как выше, так и ниже его стоявшим людям) за себя и за дорогих именинниц. (15) Смотрите же, приезжайте обедать. (16) Вы меня обидите, mon cher. (17) Душевно прошу вас от всего семейства, ma chère». (18) Эти слова с одинаковым выражением на полном веселом и чисто выбритом лице и с одинаково­крепким пожатием руки и повторяемыми короткими поклонами говорил он всем без исключения и измене­ ния. (19) Проводив одного гостя, граф возвращался к тому или той, которые еще были в гостиной. (20) Придвинув кресла и с видом человека, любящего и умеющего пожить, молодецки расставив ноги и положив на колена руки, он значительно покачивался, предлагал догадки о погоде, совето­ вался о здоровье, иногда на русском, иногда на очень дурном, но самоуверенном французском языке, и снова с видом усталого, но твердого в исполнении обязанности человека шел провожать, оправляя редкие седые волосы на лысине, и опять звал обедать. (21) Иногда, возвращаясь из передней, он заходил через цветочную и официантскую в боль­ шую мраморную залу, где накрывали стол на восемьдесят кувертов, и, глядя на официантов, носив­ ших серебро и фарфор, расставлявших столы и развертывавших камчатные скатерти, подзывал к себе Дмитрия Васильевича, дворянина, занимавшегося всеми его делами, и говорил: «Ну, ну, Ми­ тенька, смотри, чтоб всё было хорошо. Так, так, — говорил он, с удовольствием оглядывая огром­ ный раздвинутый стол. — Главное — сервировка. То­то…» (22) И он уходил, самодовольно взды­ хая, опять в гостиную. (По Л. Толстому*) *Лев Николаевич Толстой (1828–1910) – великий русский писатель. 21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов. Цифры укажите в порядке возрастания. 1) В предложениях 6–8 представлено рассуждение. 2) В предложениях 18–20 описаны повторяющиеся действия персонажа. 3) Предложения 9–10 включают описание. 4) Предложения 1–5 содержат повествование. 5) В предложении 21 представлено только рассуждение. Ответ: _____________________________ Задание  № 21. Функционально­смысловые типы речи. Текст 7. (1)Я знала замечательную писательницу. (2)Её звали Тамара Григорьевна Габбе. (3)Она сказала мне однажды: –   В   жизни   много   испытаний.   (4)Их   не   перечислишь.   (5)Но   вот   три,   они встречаются   часто. (6)Первое – испытание нуждой. (7)Второе благополучием, славой. (8)А третье испытание – страхом. (9)И не только тем страхом, который узнаёт человек на войне, а страхом, который настигает его в обычной, мирной жизни.  (10)Что же это за страх, который не грозит ни смертью, ни увечьем? (11)Не выдумка ли он? (12)Нет,   не   выдумка.   (13)Страх   многолик,   иногда   он поражает   бесстрашных.   (14)«Удивительное дело, – писал поэт­декабрист Рылеев, – мы не страшимся умирать на полях битв, но слово боимся сказать в пользу справедливости». (15)С тех пор как написаны эти слова, прошло много лет, но есть живучие болезни души.  (16)Человек прошёл войну как герой. (17)Он ходил в разведку, где каждый шаг грозил ему гибелью. (18)Он воевал в воздухе и под водой, он не бегал от опасности, бесстрашно шёл ей навстречу. (19)И вот война кончилась, человек вернулся домой. (20)К своей семье, к своей мирной работе. (21)Он работал так же хорошо, как и воевал: со страстью отдавая все силы, не жалея здоровья. (22)Но когда по навету клеветника сняли с работы его друга, человека, которого он знал, как себя, в невиновности которого он был убеждён, как в своей собственной, он не вступился. (23)Он, не боявшийся ни пуль, ни танков, испугался. (24)Он не страшился   смерти   на поле   битвы,   но   побоялся   сказать   слово   в   пользу   справедливости. (25)Мальчишка разбил стекло. – (26)Кто это сделал? – спрашивает учитель. (27)Мальчишка   молчит.   (28)Он   не   боится   слететь   на   лыжах   с   самой головокружительной   горы. (29)Он не боится переплыть незнакомую реку, полную коварных воронок. (30)Но он боится сказать: «Стекло разбил   я».     он   может   свернуть   себе   шею. (33)Переплывая реку, может утонуть. (34)Слова «это сделал я» не грозят ему смертью. (35)Почему же он боится их произнести? (31)Чего   он   боится?   (32)Слетая   с   горы, (36)Я слышала, как очень храбрый человек, прошедший войну, сказал однажды: «Бывало страшно, очень страшно». (37)Он говорил правду: ему бывало страшно. (38)Но он умел преодолеть свой страх и делал то, что велел ему долг: он сражался.  (39)В мирной жизни, конечно, тоже может быть страшно. (40)Я скажу правду, а меня за это исключат  из школы... (41)Скажу правду – уволят с работы... (42)Уж лучше промолчу. «Моя   хата   с   краю». (43)Много   пословиц   есть   на   свете,   которые   оправдывают   молчание,   и, пожалуй,   самая выразительная:   нет. (45)Мы все в ответе за то, что делается вокруг нас. (46)В ответе за всё плохое и за всё хорошее. (47)И не надо думать, будто настоящее испытание приходит к человеку только в какие­то особые, роковые минуты: на войне, во время какой­нибудь катастрофы. (48)Нет, не только в исключительных обстоятельствах, не только в час смертельной опасности, под пулей испытывается человеческое мужество.   которые   были бы   с   краю,   (44)Но   хат,     постоянно, в   самых (49)Оно испытывается делах. (50)Мужество бывает одно. (51)Оно требует, чтобы человек умел преодолевать в себе обезьяну всегда: в бою,   на   улице,   на   собрании.   (52)Ведь слово   «мужество»   не   имеет   множественного   числа.   (53)Оно   в любых условиях одно.   житейских обычных     * Фрида Абрамовна Вигдорова (1915–1965) – советская писательница, журналист. (По Ф. А. Вигдоровой*) 21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов. Цифры ука­ жите в порядке возрастания. 1) В предложениях 3–9 представлено повествование. 2) Предложения 12–13 содержат ответы на вопросы, поставленные в предложениях 10–11. 3) В предложениях 31–35 содержится рассуждение. 4) В предложениях 40–42 представлено рассуждение. 5) В предложениях 50–53 представлено описание. Ответ: _____________________________ Задание  № 21. Функционально­смысловые типы речи. Текст 8. (1)Выбирать или не выбирать? (2)Встречал я людей, которые не желают тратить на разрешение бы­ тийных загадок ни времени, ни сил. «(3)Мы живём, чтобы жить. (4)И жить, не омрачая череду наших дней трудными размышлениями. (5)Будем жить, как живётся, как все живут, как получится...» (6)Такие люди не хотят тратить приятно длящегося своего существования ни на что, выходящее за крут усилий по его поддер­ жанию! (7)Известный психотерапевт Михаил Папуш замечает: «Из тех, кто учится играть на фортепиано, лишь немногие хотят научиться играть хорошо. (8)Гораздо больше тех, кто, по тем или иным причинам, хочет играть «хоть как­нибудь». (9)Это не только про фортепиано. (10)Это про жизнь. (11)Или жизнь проще игры на фортепиано? (12)Есть немало людей, разнообразие жизненного репертуара которых сводится к чере­ дованию «Чижика­пыжика» и «Собачьего вальса», оставляя «Танец маленьких лебедей» в области недосяга­ емой мечты о «высоком». (13)Многие ли хотят хорошо жить, если отличать желание хорошо жить от жела­ ния, чтобы хорошо жилось?» (14)Но наряду с такими «существователями» есть и те, кто напряжённо ищет истину. (15)Как педа­ гогу, мне довелось встречать молодых людей, жаждущих ясного и чёткого ответа на вопрос о высших ценно­ стях жизни. (16)0 ценностях, позволяющих отличать добро от зла и выбирать лучшее и достойнейшее. (17)Мы  не  можем   не  выбирать.   (18)В  самой  сердцевине  культуры  лежит   установление   различий между знанием, ошибкой и заблуждением, между истиной и ложью. (19)Как   показывают   эксперименты   современных   психологов,   группа   делает   более   решительный выбор, чем выбор любого члена группы, опрашиваемого по отдельности. (20)Причина этого в том, что при­ нятие решений всегда основано на принятии некой ответственности. (21)Высказывая мнение от своего имени, человек взвешивает последствия, принимает на себя ответ­ ственность. (22)А когда принимает решение группа, происходит рассредоточение, растекание ответственно­ сти. (23)Никто не возражал бы против свободы выбора, если бы не ответственность. (24)Страх ошибиться — страх ответственности за решение. (25)Ошибка — неотъемлемый атрибут действия и бездействия. (26)Эффективность действий зависит от способности человека предупреждать, находить и исправлять ошибки. (27)Обучение и воспитание во мно­ гом предстает как профилактика и исправление ошибок. (28)Умный человек знает, как легко ошибиться. (29)Поэтому он заботится о подтверждении своих мыслей и прислушивается к доводам других. (30)Неразумный же человек, напротив, исходит из весьма про­ стого принципа, что ему одному известна истина. (31)Из этого ему нетрудно заключить, что все, кто не раз­ деляет его мнений, ошибаются. (32)Люди умные и рассудительные, обсуждая какой­либо спорный вопрос, должны воздерживаться от суждений, пока не подтвердят правоту дела, которое они защищают. (ЗЗ)Необходимо защищать истину подобающим ей оружием, которым не сумеет воспользоваться ложь: это оружие — ясные и основательные доводы. (34)Итак, чтобы происходил осознанный выбор самостоятельного человека, нужно научить его не бо­ яться выбирать, думать и пробовать, делать и наблюдать за результатами. (З6)Давайте скажем себе: «Раз уж нам довелось жить, сделаем жизнь достойной. (36)А достойна жизнь ответственная. (37)Не бойтесь выбирать, не страшитесь самостоятельной мысли!» (По Б. Бим­Баду *) * Борис Михайлович Бим­Бад (род. в 1941 г.) — российский педагог, действительный член (академик) Рос­ сийской академии образования. Доктор педагогических наук, профессор 21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов. Цифры укажите в порядке возрастания.   1) В предложениях 3—5 представлено рассуждение. 2) В предложениях 9—11 содержится повествование. 3) Предложения 15—16 подтверждают содержание предложения 14. 4) Предложение 18 объясняет высказанное в предложении 17 утверждение. 5) В предложениях 25—27 содержится описание.  Ответ: _____________________________ Ключи:  №  текста  1 2 3 4 5 6 7 8 ответы 124 123 123 124 123 234 234 134

Тренировочные задания № 21 ЕГЭ по русскому языку "Функционально-смысловые типы речи" (11 класс)

Тренировочные задания № 21 ЕГЭ по русскому языку "Функционально-смысловые типы речи" (11 класс)

Тренировочные задания № 21 ЕГЭ по русскому языку "Функционально-смысловые типы речи" (11 класс)

Тренировочные задания № 21 ЕГЭ по русскому языку "Функционально-смысловые типы речи" (11 класс)

Тренировочные задания № 21 ЕГЭ по русскому языку "Функционально-смысловые типы речи" (11 класс)

Тренировочные задания № 21 ЕГЭ по русскому языку "Функционально-смысловые типы речи" (11 класс)

Тренировочные задания № 21 ЕГЭ по русскому языку "Функционально-смысловые типы речи" (11 класс)

Тренировочные задания № 21 ЕГЭ по русскому языку "Функционально-смысловые типы речи" (11 класс)

Тренировочные задания № 21 ЕГЭ по русскому языку "Функционально-смысловые типы речи" (11 класс)

Тренировочные задания № 21 ЕГЭ по русскому языку "Функционально-смысловые типы речи" (11 класс)

Тренировочные задания № 21 ЕГЭ по русскому языку "Функционально-смысловые типы речи" (11 класс)

Тренировочные задания № 21 ЕГЭ по русскому языку "Функционально-смысловые типы речи" (11 класс)

Тренировочные задания № 21 ЕГЭ по русскому языку "Функционально-смысловые типы речи" (11 класс)

Тренировочные задания № 21 ЕГЭ по русскому языку "Функционально-смысловые типы речи" (11 класс)

Тренировочные задания № 21 ЕГЭ по русскому языку "Функционально-смысловые типы речи" (11 класс)

Тренировочные задания № 21 ЕГЭ по русскому языку "Функционально-смысловые типы речи" (11 класс)

Тренировочные задания № 21 ЕГЭ по русскому языку "Функционально-смысловые типы речи" (11 класс)

Тренировочные задания № 21 ЕГЭ по русскому языку "Функционально-смысловые типы речи" (11 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.02.2017