Триада негативных явлений современности.
Троллинг, буллинг , скулшуттинг – эти слова , к сожалению, стали неотъемлемой частью нашей жизни. Актуальность этих явлений неоспорима. Поэтому специалистам образовательных организаций важно не только разбираться в них, но и предотвращать профилактическими методами и решать возникающие проявления данной проблематики по мере обнаружения.
Что скрывают под собой эти англицизмы:
Троллинг-это значит: издеваться, подстрекать с целью вывести человека из равновесия, вызвать у него гнев, слёзы, обиду. Это провокационные, подстрекательские действия в интернете или реальной жизни для разжигания конфликта. Тролль — тот, кто отпускает злые шутки или едкие комментарии, а «кормить троллей» — значит, позволять себя дразнить.
Бу́ллинг - агрессивное преследование и издевательство над одним из членов коллектива со стороны другого. Преднамеренные враждебные действия (угроза, насмешка ), которые способны напугать, унизить и/или иным образом негативно воздействовать на человека. Синонимы: травля, задирание. Травлю организует один агрессор, иногда с сообщниками, а большинство остаются свидетелями. При травле жертва оказывается не в состоянии защитить себя от нападок, таким образом, травля отличается от конфликта, где силы сторон примерно равны. Травля может быть и в физической, и в психологической форме. Проявляется во всех возрастных и социальных группах. В сложных случаях может принять некоторые черты групповой преступности.
Скулшутинг - это вооружённое нападение, проводимое в учебных учреждениях; применение вооружённого насилия на территории образовательных учреждений, которое часто перерастает в массовые убийства.
Отсутствие внимания родителей к ребенку, ссоры в семье, трудности в общении со сверстниками, конфликты с ними и педагогами, буллинг, интерес к ребенка к компьютерным играм, в которых присутствуют сцены насилия, а также его доступ к сайтам и группам в сети Интернет- все это можно назвать причинами совершения детьми скулшутинга.
Ответственность за доступ к сайтам и группам в сети Интернет мы оставим за родительским контролем, а вот об остальном поговорим.
Сначала в замкнутом коллективе, на почве личной неприязни, может возникнуть «троллинг». И если ребенок не обладает навыками психологической самозащиты, навыками управления эмоциями, то «троллинг» может перейти в «буллинг».
Люди часто не верят в то, что достойны защищать себя, и если даже предположить, что можно попробовать это сделать, то не верят в благополучный исход дела.
Травля в замкнутом коллективе начинается в связи с возникновением психологического напряжения в элементах этой системы и с определенными организационными решениями в этом коллективе. Сами коллективы могут находиться в разных состояниях, и от этого состояния зависит тип травли и вектор ее развития.
Здесь следует развести еще два понятия: конфликт и травля. Конфликт может быть реалистичным, где есть предмет конфликта и цель – получить желаемое. И поэтому может быть легко решен, если нет насилия, и есть уважение. А может быть конфликт нереалистичный, где предмета конфликта нет или он маловажен и целью является сброс агрессии. Такой конфликт является самоцелью и , с большой вероятностью, может перерасти в травлю.
Участниками травли являются: «инициатор-агрессор», «жертва», «соучастники» и «свидетели». «Инициатор», не получая отпора, заходит все дальше. Работа педагога или психолога будет заключаться в помощи такому ребенку принять себя и свои ценности, овладеть навыками управления агрессии и близкого общения. А может быть даже в применении жестких рамок. «Жертва» тоже может проявлять агрессию вовне: агрессивные эксцессы, тиражирование травли, а может и аутоагрессию: психосоматические проявления, суицидальные склонности. Важно показать ребенку, что это не его вина и что он достоин любви и уважения. «Свидетели» тоже могут оказаться пострадавшей стороной из-за чувства бессилия и стыда за малодушие. Они даже могут перейти в категорию «Соучастников» и поддерживать травлю из страха стать жертвой.
У «жертвы» накапливается напряжение и если его не сбрасывать социально приемлемыми способами, то есть опасность того, что она может сбросить агрессию на другого человека (людей). Другой вариант направления агрессии – вовнутрь: самоповреждения, суицид. И если агрессия сбрасывается и вовне и вовнутрь, человеку все равно куда ее сбрасывать, то идея может дойти и до коллективного суицида (скулшутинга).
Поэтому крайне важно отслеживать все процессы, происходящие в детских коллективах и работать над повышением уровня психологической культуры и эмоционального интеллекта, который позволяет распознавать свои и чужие эмоции, понимать намерения оппонента, его мотивацию и желания, а также умение использовать эти знания для решения практических задач.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.