Цифровая лаборатория как средство развития познавательной самостоятельности на уроках окружающего мира в начальной школе
Оценка 4.6

Цифровая лаборатория как средство развития познавательной самостоятельности на уроках окружающего мира в начальной школе

Оценка 4.6
Семинары
docx
окружающий мир
4 кл
30.01.2017
Цифровая лаборатория как средство развития познавательной самостоятельности на уроках окружающего мира в начальной школе
Современную жизнь довольно сложно представить без использования информационных технологий. Интенсивный переход к информатизации общества обуславливает все более глубокое внедрение информационных технологий в различные области человеческой деятельности. Это вполне справедливо и для учебного процесса, где без компьютера уже не обойтись. Современная школа ставит задачу формирования новой системы универсальных знаний, умений и навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т. е. современных ключевых компетенций, которые и определяют новое содержание образования. Школа должна содействовать успешной социализации молодежи в обществе, ее активной адаптации на рынке труда, освоению базовых социальных способностей и умений, приобщению учащихся к творческой и исследовательской деятельности. Огромную роль в решении этих задач сегодня играет реализация возможности использования в образовательном процессе цифровой лаборатории.В статье рассказывается о том, как с помощью цифрового микроскопа поддерживать интерес к самостоятельной деятельности на уроках окружающего мира
Выступление Лямцевой С.А.(СЕМИНАР).docx
ЦИФРОВАЯ ЛАБОРАТОРИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Преподавание таких естественных наук в средней и старшей школе как биология, химия, география, физика  немыслимо  без  широкого  применения различных методов и средств обучения.  В   связи   с   последними   изменениями   в   сфере   общего   школьного образования, введением ФГОС НОО в современной начальной школе именно школьная дисциплина «окружающий мир» как интегрированный курс должна подготовить детей к изучению данных предметов, раскрыв перед ребенком тайны живой и неживой природы, явлений и процессов между их объектами. Сделать это в границах школьного кабинета с использованием, привычных нам, объяснительно­иллюстративных средств обучения не так­то легко. На   современном   этапе   развития   школьного   образования   проблема применения компьютерных технологий на уроках приобретает очень большое значение, ведь школа должна готовить образованных людей, способных легко и быстро ориентироваться в мире информации, самостоятельно мыслить. В наши дни невозможно представить современного специалиста, не владеющего новыми информационными технологиями   Я думаю, не надо напоминать коллегам о том, что все, что связано с компьютерными технологиями, вызывает у учеников большой интерес – это особенно заметно на фоне общего падения познавательного интереса.      Именно   в   начальной   школе   происходит   смена   ведущей   игровой деятельности ребёнка на учебную. Применение компьютерных технологий в учебном   процессе   как   раз   и   позволяет   совместить   игровую   и   учебную звуковых   и деятельность. интерактивных   возможностей   компьютера   создаёт   благоприятный   Использование   богатых   графических, эмоциональный   фон   на   занятиях,   способствуя   развитию   учащегося   как   бы незаметно для него, играючи.  Дети   по   своей   природе   –   исследователи,   с   радостью   и   удивлением открывающие для себя окружающий мир. Им интересно все. Поддерживать стремление   ребенка   к   самостоятельной   деятельности,   способствовать развитию   интереса   к   экспериментированию,   создавать   условия   для исследовательской   деятельности   –   задачи,   которые   ставит   перед   собой начальная школа сегодня.  Реализовать эти задачи на уроках окружающего мира помогает работа с цифровым микроскопом. Использование   Цифровых   лабораторий   способствует   значительному поднятию интереса к предмету и позволяет учащимся работать самим, при этом   получая   не   только   знания   в   области   естественных   наук,   но   и   опыт работы с интересной и современной техникой, компьютерными программами, опыт   взаимодействия   исследователей,   опыт   информационного   поиска   и презентации   результатов   исследования.   Учащиеся   получают   возможность заниматься   исследовательской   деятельностью,   не   ограниченной   темой конкретного урока, и самим анализировать полученные данные. Развитию у детей данных умений способствуют уроки интегративного   проводимые   в   форме   лабораторного курса   «Окружающий   мир», исследования.  Совсем недавно в своей педагогической практике я получила возможность применения подобной формы работы в связи с приобретением биологического учебного микроскопа. Семь лет работаю по образовательной программе   «Перспективная   начальная   школа».   Здесь   мы   в   состоянии организовать работу не только в рамках конкретного урока, но и вывести изученное без отрыва от концепции программы во внеурочную деятельность, применив ресурсы научного клуба «Мы и окружающий мир». Таким образом мы   можем   рассмотреть   темы:   «Строение   листа.   Виды   жилкования», «Строение вещества», «Свойства воды», «Что растения получают из почвы», «Почва и её состав», «Тела, вещества, частицы» и т.д.  В качестве примера применения цифрового микроскопа на практике я приведу фрагмент лабораторного занятия «Рассматривание кожицы лука» при изучении темы «Тела, вещества и частицы». Мы знаем, что все предметы, которые нас окружают, ученые называют телами. На   данном   занятии   я   предлагаю   детям   рассмотреть   в   качестве   тела небольшой кусочек кожицы лука. В   ходе   выполнения   лабораторной   работы   одной   из   сквозных   задач наряду   с   непосредственным   изучением   строения   кожицы   лука   выступает приготовление самого микроскопического препарата. Мы с детьми выполняем необходимые   практические   действия   совместно:   отделяем   от   разрезанной луковицы тонкую пленочку, на предметное стекло капаем воды, кладём на нее пленочку, расправляем иглой, затем капаем на нее водный раствор йода (если использовать фиолетовую луковицу, то йод не нужен), полученное накрываем сверху покрывным стеклом и промокаем выступившую жидкость. На   следующем   этапе   урока   предлагаю   рассмотреть   детям   готовый препарат сначала при маленьком, а потом при большом увеличении. Задаю вопрос:   «Что   вы   видите?».   Получаю   ответы:   «Клеточки,   кирпичики…». Обобщаем полученные ответы: эти кирпичики ученые назвали КЛЕТКОЙ. Вспоминаем с детьми, что на данном этапе изучения курса мы можем рассказать   про   клетку:   она   полужидкая   –   это   цитоплазма;     внутри   еще круглое ядро – помогает расти и размножаться;  каждая клетка от соседних отделяется   оболочкой   перегородкой   –   она   защищает   клетку   и   помогает сохранить нужную форму. Здесь стоит оговориться о том, что более подробно дети будут рассматривать строение клетки в старших классах. Итак, мы приходим к выводу: лук состоит из клеток. А что такое лук? Это тело, живой организм… Продолжаем вывод: все живое состоит из клеток: и человек, и растения, и лягушка, и микроб, и водоросли. Обращаю внимание детей на отсутствие расстояния между клетками, в результате   чего   они   приходят   к   выводу:   луковица   состоит   из   твёрдого вещества.  Только микроб – это одна клетка, а например лист  – миллионы клеток. В одном листе древесного растения их около 20 000 000. Есть   клетки   –   гиганты,   вы   их   знаете,   но   не   догадываетесь   об   этом. Например, рыбная икринка, куриное яйцо. Мы можем приготовить препараты и   рассмотреть   их   в   рамках   внеурочного   занятия   научного   клуба   «Мы   и окружающий мир». В конце лабораторного занятия мы подводим итог: микроскоп помог нам рассмотреть тело и убедиться в том, что всё живое состоит из клеток. В ходе  лабораторного  занятия  каждая  микрогруппа   была   обеспечена световым   микроскопом.   Наблюдать   за   деятельностью   учителя   в   ходе приготовления   микроскопического   препарата   и   непосредственного   анализа клетки дети могли на мультимедийном экране при помощи применения  Цифровой   учебный   биологический   микроскоп   в   материально­ техническом оснащении кабинета начальных классов появился сравнительно недавно. Некоторое время в силу отсутствия методического сопровождения цифровой лаборатории, я не решалась применять её в учебном процессе. Но новые   требования   к   содержанию   современного   урока   диктуют   нам применение   новых   современных   средств   обучения.   Поэтому   я   начала постепенно   знакомиться   с   принципом   работы   и   функциональными возможностями   предоставленной   мне   лаборатории   самостоятельно.   На данном   этапе   работы   я   могу   сказать   несколько   слов   о  достоинствах  и недостатках работы с цифровым микроскопом.  В первую очередь хочется отметить простоту работы с микроскопом, сочетающуюся с большими его функциональными возможностями. Цифровой микроскоп   дает возможность изучать исследуемый объект не одному ученику, а группе учащихся  одновременно, так как информация выводится на монитор компьютера, а при наличии проектора – на экран.     Изображения   объектов     можно   использовать   в   качестве демонстрационных таблиц для объяснения темы или при опросе учащихся. Одна   из   самых   больших   сложностей,   подстерегающих   учителя   при проведении   лабораторной   работы   с   традиционным   микроскопом,   это практически отсутствующая возможность понять, что же в действительности видят его ученики. Сколько раз зовут ребята совсем не к тому, что нужно – в поле зрения либо край препарата, либо пузырёк воздуха, либо трещина… В этом случае реально производимые и одновременно демонстрируемые через проектор действия с препаратом и получаемое при этом изображение – лучшие помощники. Они наглядно предъявляют ученику правильный образ действия и ожидаемый результат. Как видите, достоинств много, но и без недостатков не обошлось. К ним относятся в первую очередь  отсутствие методического обеспечения, что значительно увеличивает время подготовки к уроку. Но   даже   если   цифровым   микроскопом   оборудовано   только   место учителя, то и этого достаточно для проведения качественной и полноценной работы. В   заключение   своего   выступления   особо   хочется   отметить,   что использование   информационных   технологий   на   уроках   дает   возможность показать учащимся, что компьютер может быть не только пишущей машинкой или игровой приставкой, но, в первую очередь, сложной интеллектуальной системой   для   получения   знаний.   Но,   конечно   же,   работа   с   цифровым микроскопом   или   разнообразными   программными   продуктами, представленными   сейчас   на   образовательном   рынке,   ни   в   коем   случае   не должна заменять классических приемов работы с натуральными объектами, гербариями, световыми микроскопами.  Нам   нужно   понимать,   что   это   всего   лишь   один   из   методических приемов, позволяющих разнообразить проведение урока.

Цифровая лаборатория как средство развития познавательной самостоятельности на уроках окружающего мира в начальной школе

Цифровая лаборатория как средство развития познавательной самостоятельности на уроках окружающего мира в начальной школе

Цифровая лаборатория как средство развития познавательной самостоятельности на уроках окружающего мира в начальной школе

Цифровая лаборатория как средство развития познавательной самостоятельности на уроках окружающего мира в начальной школе

Цифровая лаборатория как средство развития познавательной самостоятельности на уроках окружающего мира в начальной школе

Цифровая лаборатория как средство развития познавательной самостоятельности на уроках окружающего мира в начальной школе

Цифровая лаборатория как средство развития познавательной самостоятельности на уроках окружающего мира в начальной школе

Цифровая лаборатория как средство развития познавательной самостоятельности на уроках окружающего мира в начальной школе

Цифровая лаборатория как средство развития познавательной самостоятельности на уроках окружающего мира в начальной школе

Цифровая лаборатория как средство развития познавательной самостоятельности на уроках окружающего мира в начальной школе

Цифровая лаборатория как средство развития познавательной самостоятельности на уроках окружающего мира в начальной школе

Цифровая лаборатория как средство развития познавательной самостоятельности на уроках окружающего мира в начальной школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.01.2017