Цветовой контраст. Разработка открытого урока в Детской школе искусств для учащихся 5-го класса художественного отделения, предмет «Композиция.
Оценка 4.9

Цветовой контраст. Разработка открытого урока в Детской школе искусств для учащихся 5-го класса художественного отделения, предмет «Композиция.

Оценка 4.9
Разработки уроков
pdf
изобразительное искусство +1
Взрослым
11.11.2018
Цветовой контраст. Разработка открытого урока в Детской школе искусств для учащихся 5-го класса художественного отделения, предмет «Композиция.
План открытого урока в Детской школе искусств, с учащимися 5-го класса художественного отделения, предмет «Композиция». Разработка на тему «Цветовой контраст», подразумевающая формирование знаний, умений и навыков учащихся при работе с цветом. В ходе урока учащиеся выполняют несколько упражнений на зрительное восприятие непосредственно соприкасающихся цветовых пятен.План открытого урока в Детской школе искусств, с учащимися 5-го класса художественного отделения, предмет «Композиция». Разработка на тему «Цветовой контраст», подразумевающая формирование знаний, умений и навыков учащихся при работе с цветом. В ходе урока учащиеся выполняют несколько упражнений на зрительное восприятие непосредственно соприкасающихся цветовых пятен.
ПЛАН ОТКРЫТОГО УРОКА - цветовой контраст.pdf

ПЛАН ОТКРЫТОГО УРОКА

 

число, месяц, год

 

 

предмет

Ипатова Нина Сергеевна

 

5 класс

 

                                                                                                              Композиция

                    преподаватель                                                                                              учащийся, класс

 

 

Тема:

Цветовой контраст Цель:

Формирование знаний, умений и навыков учащихся при работе с цветом Задачи:

Образовательные: 

-  ознакомить обучающихся с видами контрастов;

-  сформировать представление о применении контрастов;

-  усвоить закономерности проявления последовательности , одновременного и пограничного контрастов;

-  сформировать у учащихся умения и навыки выполнения различных типов цветовых контрастов. Развивающие:

-  развивать практические умения в подборе цветов для различных типов цветовых контрастов;

-  развивать воображение и художественный вкус; Воспитательные:

-  создать условия для развития аккуратности при выполнении работ; - воспитывать трудолюбие , самостоятельность.

Задачи урока:  выполнить несколько упражнений на зрительное восприятие непосредственно соприкасающихся цветовых пятен.

 

Используемая литература:

 

а) для учителя: 

1.  Таблица по смешению дополнительных цветов  (методическое пособие).

2.  Таблица  «Основные пары дополнительных цветов».

3.  Репродукции картин художников на контраст дополнительных цветов :

Андрей Рублев «Троица», Ван  Гог « Подсолнухи», Анри  Матисс «Танец», Поль Сезанн «Гора Сен-Виктор».

4.  Репродукции декоративных натюрмортов: И. Машков «Фрукты на блюде», Е. Абрамова

«Декоративный натюрморт».

 

б) для учащихся: 

Бумага А4, гуашь, палитра, кисти, карандаш, баночка с водой, линейка.  Литература: 

1.Юный художник 1980 2. Беляева, С. В. Основы изобразительного искусства и художественного проектирования.

 

Структура урока:

 

1.  Организационная часть.

а) Приветствие 

б) Готовность к уроку. Проверка принадлежностей к уроку.

2.  Основная часть

 

Собственно цветовой контраст. Любые цвета из цветового круга кажутся неупорядоченными или даже произвольно нанесенными. В случае если при этом доминирует один цвет, то картина кажется экспрессивной (очень выразительной), даже "яркой". Чем агрессивнее цвета (первичные цвета), тем сильнее будет "сигналообразное" действие этого контраста. Черные контуры придадут цвету еще большую яркость. В случае если цвет окружен белыми или серыми участками, то его действие будет ослаблено. В геометрических композициях с этим контрастом цвет создает сильные пространственные эффекты. В случае если первичные и дополнительные цвета͵ как красный и зеленый, находятся рядом друг с другом, то на расстоянии получается дополнительный эффект - своего рода "контраст мерцания", используемый, к примеру, в искусстве поп-арт. Контраст собственно цветов является несложным контрастом. Здесь может располагаться рядом друг с другом неограниченное количество любых цветов. В большинстве случаев это насыщенные светящиеся цвета из области спектра. 


 

 

 

Контраст светлого и темного.

Живопись, которая построена в основном на контрастах светлых и темных цветов, кажется загадочной, глубокомысленной, драматичной. Человек видит в основном контрасты светлого и темного. Так устроен наш орган зрения, в глазах человека больше рецепторов для восприятия различий светлого и темного, чем для различия цвета. По этой причине нам такой контраст наиболее близок. Контраст черного и белого является экстремальным контрастом светлого и темного. Контраст светлого и темного: для нашего примера наряду с черным и белым использован еще желтый цвет; смешанный с белым или черным, он дает многогранные цветовые нюансы. Общее впечатление напоминает монохромную живопись. Пользуясь контрастом светлого и темного, разумеется, в игру цвета можно эффективно включить и собственную яркость цветов (к примеру, желтый светлее фиолетового). 

 

 

Контраст холодного и теплого.

Группы так называемых теплых и холодных цветов мы уже упоминали. Цвет, однако, скорее кажется относительным: так, к примеру, красный совершенно не является самым теплым или красивым цветом, как показывают психологические тесты. Воспринимается ли цвет, к примеру серый, как теплый или холодный, зависит также от его окружения. Здесь вступает в силу закон дополнительных цветов. Он устанавливает отчетливую полярность лишь между синим и оранжевым, все остальные цветовые области исходя из их окружения могут восприниматься как холодные или теплые. Живопись, построенная на контрастах теплых и холодных цветов, кажется изысканной, рафинированной, скорее сдержанной. Цвета одинаковой светлоты (теплый и холодный серый цвет) дают нежный контраст (см. монохромную живопись).Контраст теплого и холодного: здесь за счёт цвета контраст светлого и темного отступает на второй план. Нейтральные серые тона (смешанные из черного и белого чистой "серой живописи") обогащаются за счёт цветов из теплого (красных) и холодного (синих) спектра. "Изюминка" заключается во впечатлении от различных, в большинстве случаев одинаково светлых цветовых оттенков. Контраст теплого и холодного определяется также окружающими цветами. Так, тот же самый тон красного должна быть огненно-теплым или, скорее, восприниматься как холодный цвет. То же можно отнести к желтому, синему, пурпурному и даже к черному и белому.

 

Контраст дополнительных цветов.

Это, в случае если говорить точно, самый важный, имеющийся почти в каждой картин     œе цветовой контраст. Скомбинированный с другими контрастами, он должна быть рафинирован, смягчен или усилен. Так же он может действовать на другие контрасты. Тени, пространственность превосходно выражаются на картине дополнительными цветами (см. систематику смешанных цветов). Очень велико значение этого контраста для взвешенного и гармоничного в цветовом отношении построения плоскости картины. Вся контрастная живопись основывается прежде всего на дополнительных контрастах (сравните учение о колорите, дополнительные цвета). Τакᴎᴍ ᴏбᴩаᴈᴏᴍ, в картину можно гармонично ввести даже сильные цвета с высокой насыщенностью и яркостью (к примеру, чистые спектральные цвета), причем они не будут казаться одинаково пестрыми и яркими. 

 

 

Имитация контраста. 

Цвет всегда окружен другими цветами и зависит от этого окружения или сам влияет на него. Один и тот же цвет может восприниматься нами одновременно по-разному исходя из окружения. На практике этим простым изобразительным средством можно добиться очень многого. Имитация контраста может означать и то, что яркость различных, но одинакового цвета плоскостей будет казаться различной.

Воздействие на зрительное восприятие непосредственно соприкасающихся цветовых пятен играет важную роль в создании гармоничной цветовой системе , в достижении убедительности художественного образа.

 

 

 

3. Итог и домашнее задание.

- соответствие умений и навыков программным требованиям; - отсутствие затруднений в выполнении этапов задания; - возникновение интереса к дальнейшей работе над заданием; - осмысленность использования специальной терминологии.

По окончании урока преподаватель озвучивает домашнее задание (этюд яблока и груши на красном фоне). Преподаватель проводит просмотр и обсуждение работ учащихся на данном этапе выполнения задания.

 

Ход урока:

Первый этап:

-бумага белая

-карандаш

-краски: гуашь

-баночка для воды

-кисти (колонок, щетина)

-тряпочка, для вытирания с кистей

-палитра для смешения цветов - линейка Второй этап:

Учитель предлагает выбрать один из семи типов цветовых контрастов и выполнить цветовую композицию или орнамент.

Третий этап:

Выполнение эскизов по заданной теме. Учащиеся составляют свои цветовые сочетания . Цвет должен быть чистым, ярким , насыщенным. Чаще менять воду в баночке. 

Четвертый этап:

Выполнение работы по наиболее удачному эскизу. В процессе работы ведется текущий инструктаж:

-контроль организации рабочего места

-контроль правильности выполнения приемов работы -оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения.

 

Анализ урока:

 

1.      Характеристика учащегося:

Учитель дает оценку учащимся. Предлагает им определить уровень своих достижений, комфортности удовлетворенностью своей деятельности на уроке.

2.      Основные формы и методы, используемые на уроке:

Формы:

Дифференцированный подход в обучении, анализ видеоматериала, текста учебника, репродукций, беседа

 

Методы:

-  словесный метод;

-  метод наблюдения;

-  метод практико-ориентированной деятельности; - наглядный метод.

-  объяснительно-иллюстративные, 

-  методы самостоятельной работы и работы под руководством

ПЛАН ОТКРЫТОГО УРОКА число, месяц, год предмет

ПЛАН ОТКРЫТОГО УРОКА число, месяц, год предмет

Юный художник 1980 2. Беляева,

Юный художник 1980 2. Беляева,

Контраст светлого и темного.

Контраст светлого и темного.

Это, в случае если говорить точно, самый важный, имеющийся почти в каждой картин œе цветовой контраст

Это, в случае если говорить точно, самый важный, имеющийся почти в каждой картин œе цветовой контраст

Итог и домашнее задание. - соответствие умений и навыков программным требованиям; - отсутствие затруднений в выполнении этапов задания; - возникновение интереса к дальнейшей работе над…

Итог и домашнее задание. - соответствие умений и навыков программным требованиям; - отсутствие затруднений в выполнении этапов задания; - возникновение интереса к дальнейшей работе над…

- словесный метод; - метод наблюдения; - метод практико-ориентированной деятельности; - наглядный метод. - объяснительно-иллюстративные, методы самостоятельной работы и работы под руководством

- словесный метод; - метод наблюдения; - метод практико-ориентированной деятельности; - наглядный метод. - объяснительно-иллюстративные, методы самостоятельной работы и работы под руководством
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.11.2018