Творческий отчет учителя математики и информатики по проблеме использования ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности
Оценка 4.6

Творческий отчет учителя математики и информатики по проблеме использования ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности

Оценка 4.6
Педсоветы
docx
информатика +1
Взрослым
07.01.2017
Творческий отчет учителя математики и информатики  по проблеме использования ИКТ  на уроках и во внеурочной деятельности
Данный материал представляет собой творческий отчет учителя математики и информатики по использованию ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности из опыта работы. Обращается внимание на то, что использование Икт способствует повышению качества знаний, позволяет развивать творческие способности и познавательную активность учащихся.
Творческий отчет учителя математики и информатики.docx

                    

Подготовила

учитель математики и информатики

Клыженко Т.С.

Творческий отчет учителя математики и информатики

по проблеме использования ИКТ

на уроках и во внеурочной деятельности

Как известно, в основе всех наук лежит опыт. В основе изучения различных предметов в школе также лежит обращение к опыту. В области наук естественнонаучного цикла в последнее время появился новый источник опыта – компьютер.

Общение школьника с компьютером имеет не только учебный характер: учащиеся должны осознать прикладное значение информационных технологий, уметь ставить перед ЭВМ выполнимые задачи из различных областей знания. Только таким образом информационная культура, без которой невозможно представить человека ближайшего будущего, станет реальностью.

Я убеждена: на уроках нужно использовать компьютер, чтобы учащиеся приобрели более прочные навыки работы с этими машинами, а это лучше подготовит их к жизни в компьютеризованном мире.

Применение ЭВМ как средства обучения способствует активизации учебного процесса, индивидуализации обучения, самоконтролю. Компьютер способен повысить интерес к предмету, оживить сухие строчки учебника, наглядно представить явления, наблюдение которых невозможно организовать в школе по техническим или природным условиям. Удачная учебная программа заставит ученика занять активную позицию исследователя, почувствовать значимость изучаемого предмета для его жизни.

Важен и такой психологический аспект обучения: учащиеся сразу же на экране видят результаты своей деятельности с комментариями и рекомендациями. Работа с компьютером развивает творческие способности ученика, его абстрактное мышление, внимание и уровень общей культуры.     В практике моей работы с лучшей стороны зарекомендовали себя следующие формы использования ИКТ: проведение интегрированных уроков (математика+информатика) В этом учебном году я проводила открытый интегрированный урок по теме «Решение математических  задач на компьютере».

В своей работе я применяю разные формы и методы обучения, стараюсь использовать разнообразные приемы организации учебной деятельности. В настоящее время занимаюсь вопросом применения информационных технологий как на уроках математики, так и во внеурочной деятельности.

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики  заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес к изучаемому материалу у учащихся, их активность на протяжении всего урока. В связи с этим мною ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приёмов, которые бы активизировали мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний. Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики её преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Необходимо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлечённо, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса.

Цель: используя ИКТ, повысить качество знаний учащихся при обучении математики.

Задачи:       

- использовать на уроках различные формы работы с применением ИКТ;

развивать творческие способности и познавательную активность учащихся при выполнении проектных и исследовательских работ;

- воспитывать самостоятельность, способность к самообразованию;

- использовать ИКТ как средство контроля и оценки качества обучения;

- сформировать информационную компетентность учащихся; - научить учащихся применять знания работы с компьютером на других уроках.

    Информационные технологии стали неотъемлемой частью общества и оказывают влияние на процессы обучения и систему образования в целом. Для того, чтобы создать оптимальные условия учащимся для развития их потенциальных возможностей, формирования

самостоятельности, способности к самообразованию, самореализации, я применяю новые информационные технологии в процессе обучения. Использование их в образовательном процессе позволяет проводить уроки:

  • на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);
  • обеспечивает наглядность;
  • привлекает большое количество дидактического материала;
  • повышает объём выполняемой работы на уроке;
  • обеспечивает высокую степень дифференциации обучения (индивидуальный подход к ученику, применяя разно уровневые задания).

ИКТ оправдывает себя во всех отношениях:

  • повышает качество знаний;
  • продвигает ребёнка в общем    развитии;
  • помогает преодолеть трудности, вносит радость в жизнь ребёнка;
  • создает благоприятные условия для   лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.

 Данная технология способствует:

- активизации познавательной деятельности учащихся.

-развитию  мышления, математической логики.

-направленности мыслительной деятельности учащихся на поиск и исследование.

Именно, поэтому ИКТ вызывают интерес и активно внедряются  мною в практической деятельности. 
По данным исследований, в памяти человека остается  

  • 25% услышанного материала,
  • 33% увиденного,
  • 50% увиденного и услышанного,
  • 75% материала, если ученик вовлечен в активные действия в процессе обучения.

    Поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, то использование их в обучении оказывается чрезвычайно эффективным.

Технология применения средств ИКТ в предметном обучении основывается на:  

использовании возможностей компьютера для создания условий доступности и наглядности изложения материала;

деятельности учителя, управляющего этими средствами; 

повышении мотивации и активности обучающихся, вызываемой интерактивными свойствами компьютера.   

Мною возможности компьютера используются в предметном обучении в следующих вариантах:

·        использование дополнительного материала;

·        использование диагностических и контролирующих материалов;

·        повышение качества наглядности и доступности при изложении материала через использование презентаций на уроках;

·        выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий; 

·        использование компьютера для вычислений, построения графиков;

·        формирование информационной компетентности учащихся, т.е. умения получать информацию из различных источников, в том числе электронных.  
     Программное обеспечение учебных дисциплин очень   разнообразно: программы-учебники, программы-тренажёры, словари, справочники, энциклопедии, видеоуроки, библиотеки электронных наглядных пособий.

Огромные возможности компьютерной техники, гигантское многообразие культурной информации, которое предоставляют мультибиблиотеки и всемирная сеть Интернет становятся доступны учащимся.

    Круг методических и педагогических задач, которые можно решить с помощью компьютера, разнообразен. Компьютер – универсальное средство, его можно применить в качестве калькулятора, тренажёра, средства контроля и оценки знаний и средств моделирования, ко всему прочему – это идеальная электронная доска. !!!  

    Компьютер решает проблему  индивидуализации обучения. Обычно ученики, медленнее своих товарищей усваивающие объяснения учителя, стесняются поднимать руку, задавать вопросы. Имея  в качестве партнёра компьютер, они могут многократно повторять материал в удобном для себя темпе и контролировать степень его усвоения. Компьютер значительно расширяет возможности представления информации. Применение цвета, графики, мультипликации, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздать реальную обстановку деятельности.

     Есть разные мнения учителей о целесообразности использования компьютерных технологий в обучении математике. Для меня этот вопрос стал решённым, как только я провела несколько пробных уроков  и увидела неподдельный интерес у учащихся к работе на компьютере и повышенный интерес к решению различных математических задач.  А наша цель – воспитать человека, способного самостоятельно принимать решения, адаптироваться к новым условиям, проявлять смекалку, находить необходимую информацию.

 Применяю компьютерные программы на любом этапе урока: при изучении нового материала, закреплении, на обобщающих уроках, при повторении. Основная задача  состоит в том, чтобы правильно организовать работу учащихся.

На каждом конкретном уроке используются определённые презентации.     

Использование анимации, цвета, звука удерживает внимание учащихся. На таких уроках у ребят интерес к предмету повышен. Они увлечённо отвечают на вопросы учителя, выполняют самостоятельную работу с последующей проверкой, и сами себе выставляют предварительные оценки.

Включение в ход урока информационно-компьютерных технологий делает процесс обучения математике интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое, рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Однако, не факт что использование компьютера на уроке даёт возможность овладеть математикой «легко и счастливо». Лёгких путей в науку нет. Но необходимо использовать все возможности для того, чтобы дети учились с интересом, чтобы большинство подростков, испытало и осознало притягательные стороны математики, её возможности в совершенствовании умственных способностей, в преодолении трудностей.

Поскольку электронные носители содержат в себе учебную, наглядную информацию, тренажеры, средства диагностики и контроля,  я использую их для формирования образного представления об изучаемом объекте и для индивидуальной работы с учащимися.

Применение презентаций на уроке позволяет мне:

  • более качественно реализовать принципы наглядности и доступности при обучении,
  • эффективнее использовать время на уроке;
  • создавать проблемные ситуации на уроке, что активизирует познавательную деятельность учащихся.

 Для фронтальной работы с учащимися использую информационно – образовательные ресурсы. Разнообразные демо-версии, тесты, зачёты.

 При применении ИКТ, для отработки навыков учащихся по теме и контроле, проведенном с помощью данной технологии качество знаний учащихся выше, чем при традиционных методах.

Организуя на уроке и во внеурочное время работу с тестами (в электронном виде),  я формирую у ребят основные «информационные» компетенции, а для многих именно они сегодня наиболее актуальны и будут необходимы ребятам в будущем.

Информационные технологии повышают информативность урока, эффективность обучения, придают уроку динамизм и выразительность.

Итогом внедрения ИКТ в образовательный процесс является позитивная динамика изменения мотивации учащихся.

Использование компьютера на уроках  - это не дань моде, не способ переложить на «плечи» компьютера многогранный творческий труд учителя. А лишь одно из средств, позволяющих интенсифицировать образовательный  процесс, активизировать познавательную деятельность, повысить мотивацию ученика и увеличить эффективность урока.

Осуществляться компьютерные технологии могут в следующих вариантах:

·         Проникающая технология;

·         Основная технология;

·         Монотехнология.

На своих уроках применяю вариант проникающей технологии, т.е. применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам для отдельных дидактических задач. На сегодняшний день я использую ИКТ в преподавании математики  и информатики по следующим направлениям:

1.      подготовка печатных дидактических материалов (карточки для самостоятельных, лабораторных, практических, индивидуальных работ, обучающие и корректирующие карточки, тесты и др.) поурочных планов, календарно-тематического планирования (используется MS OfficeWord, MS OfficeExcel, MS OfficePublisher);

2.      создание компьютерных презентаций для применения на уроках разных типов;

3.      использование тематических CD для организации деятельности обучающихся;

4.      использование учениками Интернета для поиска информации исторического, практического характера;

5.      применение компьютерных тестов для контроля ЗУН обучающихся (тесты создаются в MS OfficeExcel, MS OfficePowerPoint, конструкторе тестов). Это направление на стадии изучения.

Хочу привести некоторые примеры использования ИКТ на разных этапах урока.

Для организации настроя обучающихся на урок используется слайд игрового содержания, яркий, привлекающий внимание. Это могут быть ребусы, приглашения к игре, путешествию и др.

На этапе актуализации знаний возможно использование ПК для организации разных видов устного счета, проведения автоматизированных математических диктантов, что способствует развитию внимания, дисциплинированности т.к. дети понимают, что задания дает машина, а она не может повторяться или останавливаться по чьей-либо просьбе. Возможно создание проблемной ситуации. Даются задания, которые обучающиеся решают с легкостью, а затем предлагается задача, с которой ребята не знакомы.

На этапе приобретения новых знаний компьютер выступает в роли мощного демонстрационного средства, обеспечивая высокий уровень наглядности. Сочетание рассказа учителя с демонстрацией презентации позволяет акцентировать внимание учащихся на особо значимых моментах учебного материала. Возможна демонстрация пошагового решения задачи. 

На этапе первичного закрепления можно давать схемы, чертежи, таблицы, опорные конспекты, алгоритмы и т.д., помогающие находить решение задачи, а также использование тематических CD для выполнения тренировочных упражнений. Контроль знаний и умений обучающихся является одним из важнейших элементов учебного процесса. Можно организовать защиту рефератов и проектов ребят (поиск информации осуществляется в сети Интернет, в печатных изданиях, а защита проводится в форме презентации). Другая форма проведения контроля знаний и умений – это тестирование. Тесты могут быть различными: контролирующие т.е. проверяющие уровень усвоения ЗУН обучающимися или обучающе-корректирующие, т.е. имеющие справочный материал, к которому ученик может обратиться в случае затруднения или неверного ответа. Я считаю, что тесты незаменимы для проведения контроля, т.к. помогают быстро определить типичные ошибки, что позволяет сразу же устранить пробелы в знаниях. Конечно, использовать для проверки уровня усвоения учебного материала только тесты, нецелесообразно. Однако тестирование, проводимое с помощью компьютера, имеет ряд преимуществ над использованием тестов на бумажных носителях. Во-первых, полностью исчезает субъективность в оценке знаний обучающихся: ребята работают с компьютером, и именно он оценивает их знания. Во-вторых, при автоматизированном тестировании обработка результатов производится в считанные секунды, (это делает компьютер), что позволяет ликвидировать пробелы в знаниях прямо на уроке (в случае текущего контроля).

Программ для составления тестов множество. Каждая из них имеет свои преимущества и недостатки. Но плюсом для всех таких программ является их универсальность – возможность применения для осуществления контроля знаний в любой учебной дисциплине. Проверку можно осуществлять и на бумажных носителях, если класс не оборудован для проведения компьютерного тестирования.

Применение ИКТ на уроках дело непростое, т.к. требует определенных затрат на подготовку. Кроме того, учитель должен владеть навыками работы с различными программными продуктами, чтобы подготовить качественное компьютерное сопровождение урока. Другой проблемой является недостаточное количество программного обеспечения, ориентированного на обучение математике. Для решения этой проблемы можно привлекать ребят. Они с интересом создают различные презентации. Сотрудничая с учителем информатики на факультативных и кружковых занятиях можно создавать очень интересные и довольно качественные программные продукты.

Компьютерное тестирование способствуют самоконтролю, ведь на экране компьютера можно получить сообщение и о допущенных ошибках и достигнутых успехах, своевременную инструкцию, помощь и подсказку при выполнении задания.

Здесь очень важен и такой психолого-педагогический аспект. Ученики обладают разным психологическим статусом и многие из них болезненно относятся к замечаниям учителя, боятся потерпеть фиаско на глазах у класса. В диалоге с компьютером этого не происходит: компьютер не считает, сколько было неудачных попыток решения задачи, не делает замечаний, никаких выволочек. Более того, если программа сделана разумным образом, он еще и подскажет, что и как надо сделать, и даже объяснит, в чем ты ошибся.

•        сопровождение докладов учащихся показом презентаций (Исаак Ньютон; Архимед; Виет);

•        использование презентаций при защите творческих проектов;

•        использование материалов Интернета для подготовки домашних заданий (рефератов, проектов);

 Использование компьютерных технологий не означает выработку какого-то нового метода, а органичное сочетание уже имеющихся в арсенале педагога технологий, методов и приемов. Следует отметить, что учитель должен чётко определять для себя целесообразность проведения конкретного урока с применением информационных технологий. Надо понимать, что компьютер является всего лишь одним из инструментов нашей педагогической деятельности. И как каждый инструмент, он требует соответствующего ему применения».

        


 

Подготовила учитель математики и информатики

Подготовила учитель математики и информатики

В связи с этим мною ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приёмов, которые бы активизировали мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному…

В связи с этим мною ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приёмов, которые бы активизировали мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному…

Именно, поэтому ИКТ вызывают интерес и активно внедряются мною в практической деятельности

Именно, поэтому ИКТ вызывают интерес и активно внедряются мною в практической деятельности

Компьютер решает проблему индивидуализации обучения

Компьютер решает проблему индивидуализации обучения

Для фронтальной работы с учащимися использую информационно – образовательные ресурсы

Для фронтальной работы с учащимися использую информационно – образовательные ресурсы

Для организации настроя обучающихся на урок используется слайд игрового содержания, яркий, привлекающий внимание

Для организации настроя обучающихся на урок используется слайд игрового содержания, яркий, привлекающий внимание

Применение ИКТ на уроках дело непростое, т

Применение ИКТ на уроках дело непростое, т
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.01.2017