Творческий проект: Барыня-неваляшка
Оценка 4.8

Творческий проект: Барыня-неваляшка

Оценка 4.8
Занимательные материалы +3
doc
Междисциплинарный 4
7 кл—8 кл
11.01.2017
Творческий проект:   Барыня-неваляшка
Оглавление 1. Выбор и обоснование темы проекта. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3 2. Историческая справка по проблемам проекта. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4-6 3. Генерирование идей. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7 4. Выбор материала для проекта, дизайн – анализ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . 8 5. Обоснование использованных технологий, инструментов и оборудования. . . .9 6. Правила безопасного ведения работ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10 7. Экологическое обоснование. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11 8. Экономическое обоснование. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12 9. Реклама изделия. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13 10. Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14 11. Приложения (эскизы, схемы, технологическая документация). . . . . . . . . . . . 15-17
технология.doc

 

 

Творческий проект:

 

 

Барыня-неваляшка

 

 

 

 

 

 

 

Автор: Павлова Е.Н.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17

Оглавление

 

 

 

1.                              Выбор и обоснование темы проекта. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3

2.                              Историческая справка по проблемам проекта. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4-6

3.                              Генерирование идей. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7

4.                              Выбор материала для проекта, дизайн – анализ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . 8

5.                              Обоснование использованных технологий, инструментов и оборудования. . . .9

6.                              Правила безопасного ведения работ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10

7.                              Экологическое обоснование. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11

8.                              Экономическое обоснование. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .12

9.                              Реклама изделия. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 13

10.                          Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14

11.                          Приложения (эскизы, схемы, технологическая документация). . . . . . . . . . . . 15-17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения

1

 

 

Эскиз  модели

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15

 

 

 

 

 

4. Выбор материала для проекта, дизайн – анализ.

 

   Виды материалов:

 

ткань

 

атласная лента

голубая

атласная лента

розовая

бусины

 

капрон

 

синтепон

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9. Реклама изделия

 

Шить мне нравилось всегда,

За годами шли года.

Вот зима сменяет осень,

Где достать наряд - не спросит!

 

Весна, осень, иль зима –

Шью наряды я сама и

Куклу-неваляшеку –

Яркую милашку!

 

Всем на радость,

Всем на диво!

И нарядна и красива!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В природную среду во все больших количествах попадают газообразные, жидкие и твердые отходы производства. Различные химические вещества, находящиеся в отходах, попадая в почву, воздух или воду, переходят по экологическим звеньям из одной цепи в другую, попадая, в конце концов, в организм человека.

Все возрастающая опасность отрицательного воздействия интенсификации промышленного и сельскохозяйственного производства на здоровье людей требует надежной оценки состояния природной среды. Необходимо поощрять эффективное производство и уменьшать расточительное потребление, шире внедрять энерго - и сырьесберегающие технологии.

Выполняя свой проект, я старалась экономить материалы при раскрое, использовала остатки ткани и тесьмы от костюмов, которые мы сшили для танца, на отделку костюма для куклы, чтобы отходов производства было меньше. Также использовала старую футболку, эластичные колготки при изготовлении головы и туловища куклы.

 

 

 

п. Ракитное2013г.

МОУ «Ракитянская средняя общеобразовательная школа №1»

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

 

 

 

 

МОУ «Ракитянская средняя общеобразовательная школа №1»

Приложение№2

Последовательность выполнения работы

 

Этапы работы

Рисунок

Оборудование

Сделать выкройку головы

 

 

 

 

 

 

Бумага,

линейка, карандаш, ножницы.

Сделать выкройку туловища

 

Выкройку туловища стянуть по краю ниткой, выполнив шов вперёд иголка

 

Иголка, нитка

Наполнить  синтепоном туловище

 

 

Выкройку головы стянуть по краю ниткой, выполнив шов вперёд иголка

 

Иголка, нитка

Наполнить  синтепоном голову

 

 

Соединить туловище и голову

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Иголка, нитка

Пришить глаза - бусины

 

Пришить волосы

 

Пришить голубую атласную ленту

вокруг головы

 

Пришить розовую атласную ленту вокруг туловища

 

С помощью розовой атласной ленты сделать красивый бант на шее у куклы

 

 

 

16

МОУ «Ракитянская средняя общеобразовательная школа №1»

 

 

8. Экономическое обоснование проекта

 

Наименование

Количество

Цена

Сумма

Ткань

 

Остаток

-

Атласные ленты (голубая и розовая)

3 шт.

Куплены ранее

-

Бусины

2 шт.

Куплены ранее

-

Синтепон

1 шт.

остаток

-

Итого:

0 руб.

 

Всё необходимое для моего изделия выполнено из остатков ткани, поэтому никаких затрат я не понесла.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12

 

 

10. Список литературы

 

1.      http://nsportal.ru/ap/ap/khudozhestvenno-prikladnoe-tvorchestvo/narodnaya-tryapichnaya-kukla

2.      Большой подарок для девочек /авт.-сост. Т.Г. Шлопак. – Минск, 2009г.

3.      Волшебный лоскуток. Шьем игрушки / Т.И. Гаврильченко. – М.: Айрис-пресс, 2008

 

 

 

7. Экологическое обоснование

 

В природную среду во все больших количествах попадают газообразные, жидкие и твердые отходы производства. Различные химические вещества, находящиеся в отходах, попадая в почву, воздух или воду, переходят по экологическим звеньям из одной цепи в другую, попадая, в конце концов, в организм человека. Необходимо поощрять эффективное производство и уменьшать расточительное потребление, шире внедрять энерго  и сырьесберегающие технологии.
          Выполняя свой проект, я старалась экономить материалы при раскрое, использовала остатки ткани и тесьмы от костюмов, которые мы сшили для танца, на отделку костюма для куклы, чтобы отходов производства было меньше. Также использовала старую футболку, эластичные колготки при изготовлении головы и туловища куклы

 

 

 

 

 

4. Генерирование идеи

 

Модель №1

Эта кукла очень красивая, но она должна быть без «лица»

Мне хочется, чтобы у моей куклы было лицо.                                                      1

Модель №2

Кукла-неваляшка мне понравилась, но она

не очень нарядная.                                                                                                2

Модель №3

Я выбрала эту модель. Очень красочная, нарядная

барыня-неваляшка с добрыми чертами лица.                                                        3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Историческая справка по проблемам проекта

Ещё в середине XX века почти в каждой семье в деревне и городе дети играли тряпичными куклами и только с 1960 года, когда в России стали выпускать на промышленных предприятиях миллионные партии игрушек из пластмассы, традиция изготовления домашней куклы почти угасла. Однако не исчезла совсем, глубоко отложившись в народной памяти.
         Кукла – способ познания жизни и для тех, кто её создаёт, и для тех, кто с ней общается. Вместе с человеком она освоила многие материалы и разные технологии, от древних, до новейших. Глиняные и деревянные, гипсовые, восковые, металл, резина, смолы, на смену пришли куклы из твёрдого пластика, а полиэтилен вытеснил мягкий пластик и винил.
         Однако в этой цепочке не устарела традиционная тряпичная кукла. В сегодняшней России она переживает подлинное возрождение. Рукотворная лоскутная фигурка выполняет теперь новую коммуникативную функцию. Она стала живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту.
Традиционная тряпичная кукла несёт память культуры. Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа.
           В этом главная ценность традиционной народной куклы. Сегодня, к сожалению, утеряны древние корни возникновения куклы. Изначально она служила и тотемом, и обрядовым символом, превратившись позднее в детскую игрушку. Самые первые куклы (наверное, еще на заре человечества) делались из золы. Из очагов бралась зола, смешивалась с водой. Потом скатывался шарик, и к нему прикреплялась юбка. Такая кукла называлась Баба - женское божество. «Баба» передавалась по женской линии от бабушки к внучке, причем дарилась в день свадьбы. Эта кукла явно не носила игровой характер, а была оберегом женщины, дома, очага. При переезде на новое место эту куклу из золы домашнего очага обязательно брали с собой, видимо для того, чтобы на новом месте был снова очаг, уют, дом.
             Известна еще одна очень древняя кукла. Когда женщина остригала свои волосы, то она их собирала в небольшой мешочек и делала куклу. Считалось, что когда человек заболевал, то его надо было обложить такими куклами и он выздоровеет.  Тряпичные куклы, выполненные в наши дни из современных и только природных материалов, но с тщательным соблюдением старинных техник и технологий.                                            4

 

 

МОУ «Ракитянская средняя общеобразовательная школа №1»

 

Подобные куклы были распространены на территории России вплоть до начала 20 века, некоторые бытовали и позже.Считалось, что при изготовлении обрядовых кукол недопустимо использовать колющие и режущие предметы. Поэтому тряпочки и нитки для кукол нужно было не резать, а рвать. Чаще всего кукольные костюмы шили из лоскутов покупных тканей – ситца и сатина, кумача и коленкора. Они, в отличие от домотканых, вплоть до начала 20-го века оставались для деревни дорогими и предназначались для праздничной одежды. Оставшиеся обрезки хранили в мешочках и берегли на игрушки. Особо ценились красные тряпочки, они шли на самые красивые куклы. Красный цвет издавна служил оберегом, символом жизни и производительной силы природы. Тряпичные куклы, сшитые из новых лоскутов, специально делали в подарок к крестинам, ко дню ангела, к празднику, выказывая родственную любовь и заботу. Игрушки дарили родным и близким, скрепляя родовые узы.. Во многих домах их насчитывали десятками, и считалось, что они приносили удачу и богатство, сулили богатый урожай и были символами продолжения рода. Многие куклы передавались от матери к дочке, а дальше внучке и правнучке.

В настоящее время кукла, как вид искусства, стала неотъемлемой частью нашей повседневной жизни, неким воспоминанием о детстве или просто красивым аксессуаром, предметом интерьера. В наши дни промышленное производство кукол достигло неимоверного развития. Куклы встречают нас в театре, магазине, они смотрят на нас с экранов телевизоров или становятся частью рекламных акций.

Необходимость куклы для развития человека доказана исторически и этнографически. На ранних ступенях культуры кукла играет роль в жизни не только ребенка, но и взрослой женщины, матери. Во многих местах женщины, мало отличающиеся по своему развитию от своих детей, относятся к своим куклам как чему-то живому, а в некоторых случаях и совершенно, как к детям.

Кукла не рождается сама. Ее создает человек. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.

К сожалению, данный вид народного творчества нашими краеведами не изучался, существуют только разрозненные сведения.  

Только в русском языке слово «кукла» имеет несколько значений.

Первое-детская игрушка в виде фигурке человека.

Второе - в  театральном представление фигура человека или животного, сделана из разных материалов  и управляемая актером.

5

МОУ «Ракитянская средняя общеобразовательная школа №1»

 

Третье-фигура, воспроизводящая человека в полный рост. (словарь С.И. Ожегова)

В ранней истории практически невозможно отделить куклу от идола. Она  как олицетворение божества использовалась в религиозных обрядах. Так же в некоторых религиях кукла считалась вместилищем душ предков. Самым древним египетским куклам около 4 тыс. лет. Их археологи находят в могилах маленьких египтян.

Вообще, на протяжении всей истории куклы зачастую были связаны с философией. Более поздним появлением использования кукол в обрядах были христианские кукольные представления. Куклы принимали участие в торжественных шествиях по случаю христианских праздников. В католических храмах Италии и Испании, наряду с обилием крашеной скульптуры, часто встречаются куклы, изображающие Деву Марию с младенцем и апостолом. Фигуру Богоматери называли «Марион» или «маленькая Мария», откуда и пошло слово «марионетка». Европейская рождественская традиция  через Украину и Белоруссию пришла и в Россию, воплотившаяся в кукольном вертепе. Со временем куклы перестали быть связаны исключительно с культовыми обрядами. Со второй половины XVII века Франция начинает задавать всей Европе тон как в области  политики, экономики, духовной жизни, так и в области моды В ХХ веке появляется новый жанр искусства, странный и загадочный - авторская художественная кукла. Эти произведения созданы исключительно для созерцания и порой поражают своей неигрушечной глубиной. В авторской кукле каждый художник отдает предпочтение какому-то одному, своему, виду материалов. В 1970 г. в Советском Союзе появляются миллионы промышленных стандартных игрушек, изготовлением которых занимались около 900 предприятий. На сегодняшний день актуальны Барби, Братц, Винкс и другие.

Классификация кукол:

Все куклы делятся на три большие группы: игровые, обрядовые и обереги.

Игровые куклы предназначались для забавы детям. Они делились на сшивные и свернутые. Обрядовые куклы почитались в каждой семье, они имели ритуальное назначение. Это «плодородие», «купавка», «масленица», «коза», «Козьма и Демьян» и другие. До наших дней дошла обрядовая кукла «масленница»

Обереги – амулеты способные оберегать хозяев от различных напастей. К ним можно отнести «кувадку» над кроваткой ребенка, «кукла-счастья», «неразлучники», «лихоманки» и другие. 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

Длинная коса – символ связи с Космосом, Вселенной. Волосы также были мощным символом защиты от дурных воздействий, а коса символизирует трехчастность мира: связь с предками, Богами и нашу жизнь, отношения со временем: настоящее, прошлое, будущее, а также гармонию между мыслью, словом и делом.  Наряд у куклы очень простой – сарафан и лапоточки, так как детей особенно не наряжали, чтобы не стеснять свободу движения. Эта кукла вызывает сильные эмоции радости, счастья, безмятежности, открытости миру – какими мы бываем в детстве. И еще в традиции знали, что во время состояния радости и счастья мы бываем очень открыты и уязвимы для воздействия других энергетических сил, так как плохо себя в этот момент контролируем. Кукла и являлась оберегом для таких состояний, ибо без таких переживаний (счастья, радости), жизнь человека не является полной. Считалось, что она является и оберегом на дорогу.  Повсеместно  в русских избах весели Кувадки - простые и очень непростые куклы, простые по форме и непростые по образу, который они раскрывают, по тому состоянию, которое открывается, когда их делаешь. Сегодня мало кому известен обряд «кувады».

            Есть еще одна кукла, которая сопровождала ребенка с самого детства и до тех пор, пока не "уходила", т.е. не рвалась, портилась. Это "вепсская кукла". Найдена эта кукла была где-то под Прибалтикой. Делалась она из старых вещей матери, причем без использования ножниц и иглы. Почему так? Для того чтобы жизнь ребенка была не "резаная и не колотая". До рождения малыша, чтобы согреть колыбельку, в нее клали эту куклу. Когда ребенок подрастал, он с ней играл.

Следующий вид народной куклы - игровые,  использующиеся  для развлечения детей. Это различны погремушки, основа была у них берестяная коробочка, в которую насыпали горох или зерно. Коробочка наряжалась мальчиком или девочкой. Также дети играли в куклы закрутки, где основной была кусок старой ткани.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработка проекта

1.        Определение общей идеи работы: изготовить куклу по собственному образцу.

2.        Разработка эскизов: продумывание внешнего образа, причёски, деталей лица и их зарисовка

3.        Выбор материалов:

 Для работы мне понадобятся: игла,  булавки,  ножницы,  простой карандаш, мыло или мелок, линейка, лист белой плотной бумаги ткань ситец белого цвета, цветная ткань для платья, тесьма, синтепон для набивки, нитки белого цвета и мулине – голубые, черные, красные для оформления лица куклы.

4.        Выявление возможных конструкторско-технологических проблем, поиск рациональных путей их решения. (Размер куклы, а так же предусмотреть, что при сшивании деталей полсантиметра уйдёт на швы.)

Практическая реализация проекта

Изготовление туловища куклы.

По эскизу изготовить лекало. Вырезаем куклу 2 детали. Детали сшиваем, оставляя свободным край на голове куклы, выворачиваем, набиваем ватой, зашиваем косым швом через край.

Изготовление волос для куклы.

Прежде всего следует решить конструкторско – технологическую задачу:

-каким способом прикрепить волосы у куклы? (Приклеить, пришить)

- какой способ лучше? (Пришить)

Нарезать пряжу нужной длины. Визуально подобрать необходимое количество нитей. Практически(прикладывая нити к голове куклы) определить, где лучше пришить пряжу (по лобной и теменной части; на затылке пряжу лучше не пришивать, просто закрыв его «волосами».

Оформление лица куклы.

Глаза ,нос, рот и брови  выполняем в технике «вышивка» используя нити мулине – голубые, черные, красные.

Изготовление лекал для сарафана.

Проводим измерения охвата груди, шеи и длины сарафана. Записываем результаты и проводим вычисления. Лекала строятся на основе прямоугольников.

Кройка деталей

Перед разметкой на ткани лекала обязательно примеряют к кукле, чтобы выяснить, не заужены ли они, достаточны ли припуски на швы.

 Юбку сарафана проще сделать в сборку.

Сшивание деталей.

Детали складываются, смётываются, булавки удаляются, детали сшиваются петельчатым швом. Низ подогнуть и прошить мелкими стежками, прямым швом и затем закрыть кружевом.

Самоанализ.

Работа над проектом закончена. Я считаю, что цель достигнута.

Выполнение данного проекта  заинтересовало меня, я узнала много нового и интересного из истории тряпичных кукол  и технологии  их изготовления. Это помогло мне  сшить  куклу по своему эскизу. Она очень мягкая, приятная на ощупь. Куклу я подарю в знак  любви своей мамочке на День матери. При этом я  считаю, что подарок, сделанный от чистого  сердца, приносит счастье и удачу.

 Надеюсь, подарок понравится маме!

Список литературы:

1.        Г.Л. Дайн, М.Б. Дайн, «Русская тряпичная кукла», Культура и традиции, 2007 г.

2.        Е.В. Берстенева, Н.В. Догаева, «Кукольный сундучок», Белый город, 2010 г

3.Н.В.Шайдурова, «Традиционная тряпичная кукла», Детство-пресс, 2011 г.

     4.Г. Дайн « Русская тряпичная кукла»

         

 

Выбор и обоснование темы проекта.

 

Ни для кого не секрет, что сейчас, в век прогресса и автоматизации всё более и более востребованы изделия, сделанные вручную, например, сувениры, резные панно, багеты и рамки, шкатулки и многое другое. Такие предметы являются прекрасными мелочами, дополняя интерьер дома.  В свою очередь, это искусство тоже не стоит на месте, а приобретает довольно  разнообразные и интересные формы. Нельзя обойти стороной стремление к индивидуальности, которая есть ни что иное как создание авторских, притягивающих взор или служащих акцентом в обстановке предметов.

И потому столь популярны сегодня самодельные подарки. А степень внимания к человеку определяется не стоимостью подарка, гораздо ценнее, если он сделан своими руками. И вещь, к созданию которой подошли с душой, будет иметь индивидуальные черты. Таким подарком будет мое изделие.

 

 

 

 

 

 

 

Виды материалов

Атласная лента

ткань

бусины

паралон

 

 

 

 

 

Виды оборудования

Игла

нитки

ножницы

 

 


Скачано с www.znanio.ru

Творческий проект: Барыня-неваляшка

Творческий проект: Барыня-неваляшка

Оглавление 1. Выбор и обоснование темы проекта

Оглавление 1. Выбор и обоснование темы проекта

Приложения 1 Эскиз модели

Приложения 1 Эскиз модели

Выбор материала для проекта, дизайн – анализ

Выбор материала для проекта, дизайн – анализ

Реклама изделия Шить мне нравилось всегда,

Реклама изделия Шить мне нравилось всегда,

В природную среду во все больших количествах попадают газообразные, жидкие и твердые отходы производства

В природную среду во все больших количествах попадают газообразные, жидкие и твердые отходы производства

Иголка, нитка Наполнить синтепоном туловище

Иголка, нитка Наполнить синтепоном туловище

Всё необходимое для моего изделия выполнено из остатков ткани, поэтому никаких затрат я не понесла

Всё необходимое для моего изделия выполнено из остатков ткани, поэтому никаких затрат я не понесла

Генерирование идеи Модель №1

Генерирование идеи Модель №1

Творческий проект: Барыня-неваляшка

Творческий проект:   Барыня-неваляшка

Историческая справка по проблемам проекта

Историческая справка по проблемам проекта

Подобные куклы были распространены на территории

Подобные куклы были распространены на территории

В ранней истории практически невозможно отделить куклу от идола

В ранней истории практически невозможно отделить куклу от идола

Длинная коса – символ связи с Космосом,

Длинная коса – символ связи с Космосом,

Разработка проекта 1. Определение общей идеи работы: изготовить куклу по собственному образцу

Разработка проекта 1. Определение общей идеи работы: изготовить куклу по собственному образцу

Самоанализ. Работа над проектом закончена

Самоанализ. Работа над проектом закончена
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.01.2017