Творческий проект "Удивительный мир хокку"
Оценка 4.8

Творческий проект "Удивительный мир хокку"

Оценка 4.8
Исследовательские работы +1
doc
чтение
3 кл
13.03.2017
Творческий проект "Удивительный мир хокку"
Публикация является частью публикации:
удивительный мир хокку.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 93 Исследовательский проект УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ХОККУ Выполнила: Соболева Анастасия,  ученица 3­А класса Руководитель: Апчугова Юлия Владимировна, учитель начальных классов Барабинск Содержание: Введение.  Теоретическая часть. 1.Национальная культура и традиции Японии 2. Основатели хокку 3. Что же такое стихотворение хокку? 4. Структура, жанровые признаки, правила написания  хокку. Практическая часть 1.Анализ содержания хокку. 2. Подражание хокку. 3.Хокку в современном мире. Результаты исследования. Выводы. Список литературы. Во втором классе я готовила исследовательскую работу «Гимнастика для ума» о правильности составления синквейнов и о том, как синквейны обогащают словарный запас учеников. При написании работы я проводила сравнение французского пятистишья с японскими миниатюрами хокку. Уже тогда   мне   захотелось   познакомиться   с   творчеством   японских   поэтов поближе,   научиться   составлять   японские   миниатюры,   ведь   это   хороший способ научиться основам поэзии, потому что хокку маленькие по объёму, в них нет рифмы и написать их может практически каждый.  Почему   такой миниатюрный жанр, как  хокку,  зародился именно в Японии?     Каковы     правила   построения   хокку?   Можно   ли     научиться подражать   хокку,     чтобы     передать   поэтический   образ   «малой   родины», неповторимость и красоту родной природы?  Чтобы ответить на эти вопросы мне   предстоит   превратиться   в   исследователя   и   самостоятельно   сделать несколько интересных  открытий. Цель нашего проекта: познакомиться  с японскими стихотворениями – хокку, их структурой и жанровыми особенностями;  Мы выдвигаем гипотезу: если я узнаю, как правильно написать хокку, то смогу сама  написать японскую  миниатюру и научить этому искусству одноклассников. Задачи проекта: 1.Познакомиться  с национальной культурой и традициями Японии;                 2.Выяснить, что такое хокку и для чего они нужны; 3.Найти сведения о жизни и творчестве  японских поэтов; 4.Узнать основные принципы написания хокку;   5.Самой написать хокку и научить этому искусству одноклассников. 6.Составить сборник хокку учеников моего класса.                     ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ  ЧАСТЬ. 1. Национальная культура и традиции Японии.  По   легенде  Япония  образовалась   из   вереницы   капель,  скатившихся  с богатырского копья бога Изанаги, отделившего земную твердь от морской хляби. Изогнутая цепь островов действительно напоминает застывшие капли. Древняя история и экзотика страны неудержимо влечёт к себе европейцев. Но чем ближе они знакомятся с Японией, тем больше понимают, насколько необычно восприятие мира и человека в этом мире в понимании японцев. Японцы   считают,   что   всегда   следует заботиться о чувстве собственного достоинства даже   незнакомого   человека;   с   особым уважением   относиться   к   старшим,   даже   если они   неправы;   быть   внимательным   к   людям   и окружающей природе. Любого японца с детства учат   посреди   ежедневной   суеты,   забот, сутолоки   находить   мгновения,   чтобы полюбоваться   закатом   солнца,   первым   цветком,   прислушаться   к   шелесту листвы и барабанному бою капель дождя. Эти мгновения запоминают, чтобы в трудные минуты жизни «перелистать» их, словно старые фотографии, на которых мы всегда моложе и счастливее. И тогда появляются силы забыть о невзгодах и жить дальше. Наверное, именно в такие мгновения рождаются стихи: Первый снег под утро. Он едва­едва пригнул Листики нарцисса. Эти лирические стихотворения носят название хайку или хокку.  ….Почему этот удивительный вид поэзии  зародился именно в Японии?   Японцы любят всё маленькое: деревья, камни, букеты, стихи. Может быть, потому что страна расположена на островах  в Тихом океане и территория проживания   очень   маленькая.   На   каждого   человека   приходится   только несколько   метров   земли,   что   способствует бережному   отношению   ко   всему   тому,   что окружает   японцев.   Даже     Важной   для   японцев   является   чайная частью   жизни     к   слову. церемония.   Этот   ритуал   не   изменился   за   прошедшие     века.   Считается утонченным удовольствием сидеть в тихой чайной комнате и внимать звукам воды,  кипящей   в   жаровне.  Великий   учитель   Сэн­Рикю   возвел   чаепитие   в искусство.   Чайная   комната   –   место,   где   правят   мир,   доверие   и   дружба. Сегодня, как и много веков назад, тяною, так называется чайная церемония, продолжает   пользоваться   большой   популярностью   у   японцев.   Во   время чаепития     произносятся   мудрые   речи,   читаются   стихи,   рассматриваются произведения   искусства,   звучат   хокку,   которые   обсуждаются   с   целью познания истины и красоты.  2.Основатели хокку. Мацуо Басё ­ великий Мастер хокку, который считается   основателем   стихотворения   хокку. (Мацуо — фамилия поэта, Басё — его псевдоним.) Мацуо Басё ­ признанный Мастер японской поэзии. Хокку   Басё   ­   это   поистине   шедевры   среди   хокку других   японских   поэтов.   Мацуо   Басё   ­   великий японский поэт, теоретик стиха. Родился Басё в 1644 году в небольшом замковом городе Уэно, провинция Ига (остров Хонсю). Не слишком мне подражайте! Взгляните, что толку в сходстве таком?                                        Две половинки дыни.  Мацуо Басё был выходцем из семьи небогатого самурая, третьим ребенком, которому при рождении было дано имя Дзинситиро. Его семья принадлежала к   классу   образованных   людей,   которые   знали   японскую   классику   и преподавали каллиграфию, так как в мирное время воевать было не с кем, многие   самураи   находили   себя   именно   в   этом   занятии.   За   свою пятидесятилетнюю жизнь он сменил много прозвищ, но последнее вытеснило из памяти потомков все прежние. Невзирая на свою известность поэта и, будучи   учителем   поэзии,   Басё   долгое   время   так   и   оставался   бедным странником, долгое время не имевшим своего жилья.  Когда   же   один   из   учеников   уговорил   своего   отца   подарить   учителю маленькую хижину  возле небольшого пруда, он посадил возле нее банановую пальму и взял себе псевдоним, примерно означающий «живущий в банановой хижине», а позже стал подписываться как «басе­ан», что означало банановое дерево. Басё был очень беден, но в своем нищенском существовании он видел смысл своей духовной независимости, поэтому всегда говорил о нём с гордостью. Рисуя   в   своих   произведениях   идеальный   образ   свободного   поэта   – философа,   прославляющего   духовность   и   равнодушного   к   жизненным благам. К концу жизни у него было множество учеников по всей Японии, но школа Басё не была обычной для того времени школой мастера и внимающих ему учеников: Басё поощрял приходивших к нему на поиски собственного пути,   каждый   обладал   своим   почерком,   иногда   очень   отличавшимся   от почерка учителя. Учениками Басё были Кёрай, Рансэцу, Иссё, Кикаку; к школе Басе принадлежит Тиё ­ талантливая поэтесса, которая, рано овдовев и потеряв ребенка, постриглась в монахини и посвятила себя поэзии... 3. Что же такое стихотворение хокку?  Японское лирическое (хайку) стихотворение   хокку   отличается предельной краткостью. Народ любит и охотно создает короткие   песни   —   сжатые поэтические   формулы,   где   нет   ни одного лишнего слова. Из народной поэзии   эти   песни   переходят   в литературную, продолжают развиваться   в   ней   и   дают   начало     новым поэтическим формам. Так   родились   в   Японии   национальные   стихотворные   формы: пятистишие — танка и трехстишие — хокку. Танка   (буквально   «короткая   песня»)   была   первоначально   народной песней   и   уже   в   седьмом­восъмом   веках,   на   заре   японской   истории, становится   законодательницей   литературной   поэзии,   оттеснив   на   задний план,   а   потом   и   совершенно   вытеснив   так   называемые   длинные   стихи «нагаута» (представленные в знаменитой поэтической антологии восьмого века Манъёсю). Древняя танка и более молодое хокку имеют многовековую историю, в которой периоды расцвета чередовались с периодами упадка. Не один   раз   эти   формы   находились   на   грани   исчезновения,   но   выдержали испытание временем и продолжают жить и развиваться еще и в наши дни.. Потеснить танку и на время вырвать у нее первенство смогло только хокку,   еще   более   короткое   и   лаконичное   стихотворение,   зародившееся   в среде простых горожан, которым были чужды традиции старой поэзии.  Хокку — лирическое стихотворение. Оно изображает жизнь природы и жизнь человека в их слитном, нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года.  Древняя традиция стихосложения в Японии, передаваемая из поколения   в   поколение,   выработала   свои   правила   и   манеры   письма.   Эти правила незыблемы, точно так же как все остальное японское – например, сад 13 камней, суши и подогретое сакэ. Следование традициям в крови всех японцев   и   японистов   ­   всех   тех,   кто   интересуется   историей   и современностью   Японии.   Японская   поэзия   сильно   отличается   от европейской и других восточных стилей.   В японской поэзии, несмотря на ее минимализм,   каждое   слово   в   стихе   несет   огромную   информацию.   Задача каждого поэта хокку ­ заразить читателя лирическим волнением, разбудить его воображение, а для этого совсем не нужно рисовать картину во всех ее деталях.  Достаточно  немного  слогов.  Всего  семнадцать   слогов  погружает читателя в иной мир, полный чувственности и расширенного восприятия Проведя своё исследование я поняла, краткие стихотворные формы — это   есть   потребность   поэзии.   Такие   стихи   можно   сочинить   быстро,   под влиянием непосредственного чувства. Их легко использовать для похвалы или, наоборот, язвительной насмешки. 4. Структура,  жанровые признаки, правила написания хокку. Один из самых известных жанров японской поэзии ­ Хокку, постичь их   тайный   смысл   написания   способен   не   каждый.   Я     постараюсь   объяснить основные принципы написания хокку, они обычно состоят из трехстрочного изречения. В японской истории Хокку олицетворяет вечную неразрывную связь человека и природы. Существуют правила написания хокку, которые невозможно   нарушить.   Первая   строка   должна   состоять   из   пяти   слогов, вторая из семи, третья, как и первая – из пяти. Всего же хокку должно состоять из 17 слогов. Хокку не имеют рифмы и строятся на основе одного поэтического образа, одной детали, мысли и при этом таят в себе много неожиданного.   Оно   зовёт   нас   вдуматься   в   смысл   строк,   почувствовать красоту. Открыть внутреннее зрение и внутренний слух. Ведь многое скрыто, недоговорено. В хокку ударение логическое, так как в японском языке нет слогового   ударения.   Строки   должны   быть   связаны   не   логически,   а   по ассоциации.   И   всегда   нужно   что­то   додумывать,   домысливать,   так   как   в строках   только   главное.   Японские   стихи   нельзя   пробегать   глазами.   Они требуют   вдумчивого   чтения,   так   как   предполагают   послечувствование (прочитать   и   почувствовать).    В   русском   языке   стилистика   текста соблюдается   редко.   Соблюдения   этого   правила   не   важно,   помните,   что русские и японский языки различны, в японском и русском языке разное произношение, ритмический рисунок слов, тембр, рифма и ритм, а значит и написание хокку на русском будет очень сильно отличаться от их написания на японском языке.  На русском языке хокку Басё вышли в переводе  Веры Николаевны Марковой.   Она   была   великим   поэтом,   переводчиком   и   исследователем японской   классической   литературы.   Талантливый   поэт­переводчик   Вера Маркова блистательно перевела на русский язык шедевры, созданные гением японского   народа.   Японское   правительство   высоко   оценило   труд   Веры Марковой   по   популяризации   японской   культуры   в   России,   наградив   ее орденом Благородного Сокровища. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ. 1. Анализ содержания хокку. В ходе изучения этой темы мне стало понятно,  что если неоднократно прочитать эти стихи, то обычно первая строка в хокку рисует нам общую картину, созерцаемую автором. Вторая обращает наше внимание на то, что привлекло внимание самого поэта. Третья же – это след, который оставила картина   в   душе   художника,   и   чтобы   подтвердить   это   прочитаем стихотворение его написал сам художник Хиросиге.  Дикая утка кричит. От дыхания ветра Гладь воды становится рябью.  Что слышит герой?  (Дикая утка кричит) Что ощущает?  (Дыхание ветра, т.е. дуновение ветра в лицо)  Что видит?  ( Видит, как по воде пошла рябь) Что мы, смогли почувствовать? Поэту   удалось   создать   образ,   позволяющий   нам   услышать,   ощутить   и увидеть картину природы. Через слух, зрение и ощущение у нас появляется впечатление наступающих  холодов.    Из чего можно сделать всем нам вывод, что «Все вместе – красота в простом!   Если человек её видит и ценит, он – счастливый.»                                                                 Можно   привести   пример   другого   стихотворения   написанного японским поэтом Иссё.  Видели всё на свете  Мои глаза – и вернулись К вам, белые хризантемы. Иссё Читая стихотворение, можно понять, что герой много путешествовал, бывал в разных странах, удивлялся многим красотам. Почему же его глаза вернулись к белым хризантемам? Они действительно красивее всех на свете? Или герой их просто любит?  Наблюдательными нас делает не только зрение, но и сердце. Любящий глаз позволяет человеку стать наблюдательным. А если бы на хризантемы смотрел равнодушный взгляд? Он не увидел бы их красоты. Хочу сообщить вам, что хризантема считается символом Японии. Она изображена на гербе страны, на монетах и высшей награде Японии – «Ордене Хризантемы».   Нигде   в   мире   нет   такого   любовного,   внимательного,   даже почтительного   отношения   к   цветку,   как   в   Японии.  Какие   выводы   может сделать  из этого? Поэт любит свою страну. Для него нет ничего дороже Японии. В   одном   из   своих   стихотворений   народный   поэт,   крестьянин   по происхождению, Исса спрашивает детей:  Красная луна! Кто владеет ею, дети? Дайте мне ответ! И   детям   придется   задуматься   над   тем,   что   луна   на   небе,   конечно, ничья и в то же время  общая, потому что красота  ее принадлежит  всем людям. В книге избранных хокку — вся природа Японии, исконный уклад ее жизни, обычаи и верования, труд и праздники японского народа в их самых характерных, живых подробностях. Вот почему хокку любят, знают наизусть и сочиняют до сих пор. Как же звучит исполнение     хокку на японском языке?          Мацуо Басё かれ朶に烏のとまりけり秋の暮 карээда ни карасу но томарикэри аки но курэ На голой ветке / ворон сидит одиноко. / Осенний вечер. (В. Маркова) Мукаи Кёрай かすみうごかぬ昼のねむたさ касуми угокану хиру но нэмутаса Не зыблется лёгкая дымка... / Сон затуманил глаза (В. Маркова) Нисияма Соин ながむとて花にもいたし首の骨 нагаму то тэ хана ни мо итаси куби но хонэ Всё глазел на них, / сакуры цветы, пока / шею не свело (Д. Смирнов) 2. Подражание хокку.  В ходе исследования данной темы   я   предложил   своим одноклассникам   попробовать написать     подражание   хокку.   Я составил   памятку,   в   которой записаны   правила   написания хокку. ПАМЯТКА  (правила составления хокку) 1. Хокку   должно   состоять   из   трех Это правило нарушать нельзя 2 3 строк. В трех строках должно быть 17 слогов: 5+7+5 Две   первые   строки   –фраза, третья   обрывок,   или   первая строка словосочетание, а вторая ­ фраза. Это правило нарушать можно Хокку не должно звучать законченным предложением. предложение и обрывок, кусочек. Это     всегда 4. Хокку   не   имеют   рифмы   и строятся   на   основе   одного Хокку   должно   быть   результатом моментального пронзительного   поэтического образа   Вариант: Выпал первый снег…..     видения   мира,   какого­то   удара   по сердцу.   Ребята   написали   хокку,   применив   все   правила   его   составления, используя  вариант начала хокку. Предлагаю Вам оценить творчество моих одноклассников: Выпал первый снег  Он как сахарная вата  Но она холодная                              (Приходько Денис) Выпал первый снег  Пушистый белоснежный Ветка зимнего дерева.                                (Ким Марина) Выпал первый снежок.            Он белый и пушистый ­            Тополиный пух                          (Панин Дима) Изучая представленную тему, я попробовал писать своё подражание хокку: Дождик пробежал,                                            Радуга появилась.  Хорошо душе!                             Зима.  Ослепителен белый снег.  Спит спокойно природа.                         Сидит бедняжка голубь                     На крыше дома моего.                     И некуда ему податься… 3. Хокку в современном мире. Жив и горячо любим   жанр хокку в настоящее время. До сих пор в середине   января   устраивается   традиционное   поэтическое   состязание. Десятки тысяч стихотворений на заданную тему поступают на этот конкурс. Такой чемпионат проводится ежегодно с 16 века. А в старой Японии, в годы расцвета   этого   искусства,   хокку   писали   все.   Подарить   хокку   в благодарность за гостеприимство; оставить на дверях дома, отправляясь в путешествие;   устроить   соревнование,   собравшись   компанией   –   поэзия присутствует повсюду. Сегодня хокку продолжает быть популярным жанром поэзии. В дни празднования Нового года в Японии для привлечения удачи сочиняются хокку, посвящённые первому снегу в новом году или первому сну.   Высока   популярность   образовательных   телевизионных   программ     о хокку. Результаты исследования: Подошло к концу наше путешествие в мир японской поэзии. На   этом   моя   исследовательская   работа   приближается   к   завершению. Какие секреты хокку мне удалось раскрыть?      1.Хокку   ­   лирическое   стихотворение.   Оно   изображает   в   основном   жизнь природы и жизнь человека в их слитном нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года.  2.Трехстишие хокку зародилось  в Японской поэзии. Создатель поэзии хокку ­ великий поэт Японии Мацуо Басё.       3.Сказать много небольшим количеством слов, знаков ­ главный принцип поэзии хокку.   4.  Задача каждого поэта хокку ­ заразить читателя лирическим волнением, разбудить его воображение, а для этого совсем не нужно рисовать картину во всех ее деталях.                                                                                                        5.В   трёх   строчках   поэты   передают   свое   восхищение   природой,   бережное любование ею. Хокку учит искать потаенную красоту в простом, незаметном, повседневном.     6.Существуют правила написания хокку: первая строка должна состоять из пяти слогов, вторая из семи, третья, как и первая – из пяти. Всего же хокку должно состоять из 17 слогов. 7.Зная правила написания хокку, можно смело браться за перо и научиться подражать хокку. Творчество  одноклассников это подтверждает.  Вывод: Мы,   жители   России     привыкли   к   масштабам   во   всем,   к   вечной   суете   и спешке.   А   японская   поэзия   не   терпит   поспешности   и   рассчитана   на медленное   чтение.     В   японском   искусстве   мир   человека   и   природа существует как одно целое. Каждый может задаться вопросом: а для чего вообще нужны хокку? Хокку развивают неординарное мышление, обогащают словарный   запас,   учат   формулировать   идею   произведения,   позволяют почувствовать себя хоть на мгновение творцом.  Заключение: Хокку любят, знают наизусть, и сочиняют до сих пор. И не только в Японии, но и по всему миру. На разных языках множество людей передают свои   чувства   при   помощи   простой   на   первый   взгляд,   но   вместе   с   тем глубокой и емкой формы японской поэзии – хокку! В   результате   проделанной   работы   я   достигла   поставленной   цели   и выполнила   все   поставленные   задачи:   ближе   познакомилась   с   таким интересным, жанром поэзии, как хокку. Я познакомилась с произведениями выдающихся поэтов Японии, писавших хокку, и узнала, каких принципов надо придерживаться при написании такого маленького стихотворения.  В ходе работы, вместе с моими одноклассниками, я научилась писать хокку, выбрала наиболее удачные и составила из них сборник с которым можно ознакомиться. Несмотря   на   лаконичность   и   простоту   этого   вида   поэзии   написать хокку   мне   было   не   просто.   Гипотеза   моей   работы   подтвердилась   –   зная правила   написания   хокку,  можно   смело   браться   за   перо,   но   на   этом   вся простота  и  заканчивается. Написать  три  строчки  получиться,  наверное,  у каждого, но не всякие три строчки будут хокку. Написание даже такого гнома поэзии требует от сочинителя неординарного мышления.   Наверное, вы спросите меня, зачем вообще нужны хокку? Если бы этот вопрос мне задали до того, как я начала работать над этой темой, я бы, наверное, сказала что для красоты. Но теперь я поняла, что чтение хокку заставляет ученика мыслить, додумывать, что хотел сказать автор в своем произведении, а сочинительство заставляет работать не только голову, но и душу, заставляя ее искать прекрасное в самых простых и обыденных вещах.  Мне мои хокку нравятся, потому что мне они напоминают о важных, трогательных,   запоминающихся,   красивых,   удивительных,   смешных   и интересных моментах моей жизни. А еще такие хокку можно использовать как надписи к фотографиям. Мне кажется, что хокку, сочиненные для этой работы, не будут для меня последними. Теперь и вам   осталось взять чистый листок, ручку и открыть душу, чтобы запустить в нее порывы вдохновения…. Список литературы: Конрад Н. А. Японская литература. – М., 1974. – С. 57 – 61. Чайковская А. Музей Востока // Лицейское и гимназическое образование. – 2003. ­ №8.­ С.62­69.

Творческий проект "Удивительный мир хокку"

Творческий проект "Удивительный мир хокку"

Творческий проект "Удивительный мир хокку"

Творческий проект "Удивительный мир хокку"

Творческий проект "Удивительный мир хокку"

Творческий проект "Удивительный мир хокку"

Творческий проект "Удивительный мир хокку"

Творческий проект "Удивительный мир хокку"

Творческий проект "Удивительный мир хокку"

Творческий проект "Удивительный мир хокку"

Творческий проект "Удивительный мир хокку"

Творческий проект "Удивительный мир хокку"

Творческий проект "Удивительный мир хокку"

Творческий проект "Удивительный мир хокку"

Творческий проект "Удивительный мир хокку"

Творческий проект "Удивительный мир хокку"

Творческий проект "Удивительный мир хокку"

Творческий проект "Удивительный мир хокку"

Творческий проект "Удивительный мир хокку"

Творческий проект "Удивительный мир хокку"

Творческий проект "Удивительный мир хокку"

Творческий проект "Удивительный мир хокку"

Творческий проект "Удивительный мир хокку"

Творческий проект "Удивительный мир хокку"

Творческий проект "Удивительный мир хокку"

Творческий проект "Удивительный мир хокку"

Творческий проект "Удивительный мир хокку"

Творческий проект "Удивительный мир хокку"

Творческий проект "Удивительный мир хокку"

Творческий проект "Удивительный мир хокку"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.03.2017