Творческий вечер «С любовью к Родине. Сергей Васильевич Рахманинов» (для учащихся старшей школы)
Оценка 4.7

Творческий вечер «С любовью к Родине. Сергей Васильевич Рахманинов» (для учащихся старшей школы)

Оценка 4.7
Документация +3
doc
Междисциплинарный 3
9 кл—11 кл
28.03.2019
Творческий вечер «С любовью к Родине. Сергей Васильевич Рахманинов» (для учащихся старшей школы)
Цель проведения творческого вечера – создать у старших школьников целостное представление о жизни, творчестве и личности великого русского композитора Сергея Васильевича Рахманинова. Алгоритм проведения творческого вечера: от получения сведений об особенностях данного историко-культурного периода в истории нашей через знакомство с жизненным и творческим наследиемстраны к осмыслению выразительных и изобразительныхкомпозитора к созданию у старшеклассниковвозможностей его музыкального стиля заинтересованного отношения к музыкальному наследию композитора.
Рахманинов.doc
Примерные   формы   проведения   мероприятий   в   рамках   Недели   музыки   для школьников старшей школы  1. Творческий вечер «С любовью к Родине. Сергей Васильевич Рахманинов»  Цель проведения творческого вечера – создать у старших школьников целостное представление   о   жизни,  творчестве   и   личности   великого   русского   композитора   Сергея Васильевича Рахманинова.  Алгоритм   проведения   творческого   вечера:  от   получения   сведений   об особенностях данного историко­культурного периода в истории нашей  через знакомство с жизненным   и   творческим   наследиемстраны     к   осмыслению   выразительных   и изобразительныхкомпозитора       к   созданию   у   старшеклассниковвозможностей   его музыкального   стиля     заинтересованного   отношения   к   музыкальному   наследию композитора.    Примерные вопросы для подведения итогов творческого вечера: Что мы узнали о  жизни  и   личности  великого  композитора  ХХ   века  С.В.  Рахманинова,  что  мы  можем сказать   о   его   творчестве,   о   его   индивидуальном   стиле,   каковы   были   его   жизненные   и творческие принципы? Материалы для проведения творческого вечера «С любовью к Родине. Сергей Васильевич Рахманинов» Музыка Рахманинова – океан. Его волны начинаются так далеко и так высоко, что вы не видите их границ. Вы чувствуете только дыхание, которое не свойственно ни одному русскому композитору. Андрей Кончаловский  Музыка композитора должна выражать дух страны, в которой он родился, его веру и мысли, возникшие под впечатлением книг, картин, которые он любит. Она должна   стать   обобщением   всего   жизненного   опыта   композитора...   Я   –   русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды. Моя музыка – это плод моего характера, и поэтому это русская музыка. Я никогда не старался намеренно писать именно русскую музыку... С.В. Рахманинов  Самое   высшее   наслаждение   –   сделать   то,   что,   по   мнению   других,   сделать невозможно. С.В. Рахманинов  Рахманинов   Сергей   Васильевич   (1873­1943)   –   русский   композитор,   пианист, дирижёр, представитель направления «символизм» в музыке.  Символизм   (фр.   symbolisme)   –   одно   из   крупнейших   течений   в   искусстве (литературе, музыке и живописи). Характеризуется экспериментаторством, стремлением к новаторству,   использованием   символики,   недосказанности,   намёков,   таинственности   и загадочности. Сергей появился на свет в дворянской семье в усадьбе Семёново, расположенной в Новгородской губернии, но вырос в имении Онег, принадлежавшем его отцу, дворянину Василию Аркадьевичу. Сергей Васильевич не был единственным ребёнком в семье. У его родителей было еще пять детей: Аркадий и Владимир, Варвара, София и Елена. В детстве Сережа очень любил бывать со своей бабушкой в монастырях и слушать звон колоколов. Сергей Васильевич писал о том, что одно из самых дорогих воспоминаний детства у него связано с четырьмя нотами, вызванивающимися колоколами Новгородского Софийского собора. Четыре ноты складывались во вновь и вновь повторяющуюся тему, четыре   серебряные   плачущие   ноты,   с   которыми   у   него   всегда   ассоциируется   мысль   о слезах.   Это   ощущение   трагического   величия,   созданное   звоном   новгородских благовестников, Рахманинов не раз будет использовать в своей музыке. Столь же сильное впечатление на него уже позже произведут звоны Ивановской колокольни в Московском Кремле. Одним из первых исследователей,  отметивших  влияние  величественного ритма колокольного звона на музыку Рахманинова, был критик XIX века Стасов, который писал о глубоко вкоренившихся в его симфоническую ткань, его ритмы и интонации колокольных ритмо­звуко­красок.   Дед   композитора   был   пианистом­любителем,   брал   уроки   у   Джона Фильда, писал музыку, несколько его произведений были изданы; в 4 года Сережа играл в четыре руки с дедом. К музыке мальчик проявлял особый интерес, поэтому мама, Любовь Петровна,   стала   обучать   его   игре   на   инструменте   с   четырехлетнего   возраста.   Она познакомила сына с основами нотной грамоты, он учился у приглашенной пианистки, и уже в 5 лет он играл на фортепьяно.  Мать   композитора,   окончила консерваторию по классу фортепиано у Антона Рубинштейна. Отец композитора, Василий Аркадьевич (1841­1916), был офицером, гусаром, был музыкально одарён.    Любовь   Петровна   Бутакова   (1853­1929), Когда   Сереже   исполнилось   9   лет,   семья   переехала   жить   в   Северную   столицу. Мальчик   поступает   в   младший   класс   Санкт­Петербургской   консерватории   (1882).   С учебой у него не ладилось.  На семейном совете Сережа объяснил родным, что ему не хватает   дисциплины.   Тогда   было   решено   перевести   юного   музыканта   в   Московскую консерваторию   к   Н.С.   Звереву.   Этот   педагог   давно   славился   своей   особой   системой воспитания одаренных учеников. Он выбирал из класса двух­трех талантливых детей и забирал   к   себе   домой   на   полный   пансион.   Николай   Сергеевич   приучал   учеников   к дисциплине,   высочайшей   организованности   и   систематическим   занятиям,   занимаясь   с каждым из них индивидуально. Ученики пансиона находились под постоянным надзором, оттачивали игру на инструментах по 6 часов в сутки и в обязательном порядке ходили в Филармонию и Оперный театр.  Однако через четыре года, поссорившись с наставником, талантливый подросток бросает учебу, но остается жить в Москве в доме у родственников. В 15 лет он всё же продолжает обучение, но на этот раз уже в старших классах Московской консерватории (у А. Зилоти, С. Танеева, А. Аренского), которую окончил в 19 лет с золотой медалью по классу   фортепиано   (1891)   и   композиции   (1892).   Его   дипломной   работой   стала   опера «Алеко», написанная всего за 17 дней и получившая высочайшую отметку «5+». Сергей Рахманинов   знакомится   с   Петром   Ильичом   Чайковским,   благодаря   которому   опера «Алеко»  по  мотивам   произведения   А.С.  Пушкина  была  поставлена  на  сцене  Большого театра в Москве.  Еще в годы учебы в консерватории Сергей Васильевич приобрел известность как талантливый   музыкант.   Он   написал   множество   лирических   романсов,   первый фортепианный концерт и прелюдию до­диез минор (op.3), настоящую жемчужину и его визитную карточку на долгие годы. Композитор вспоминает, что в один прекрасный день прелюдия просто пришла сама собой и он её записал; причем она явилась с такой силой, что он не мог от нее отделаться, несмотря на все усилия. Примечание.  Прелюдия   op.3   №2   (до­диез   минор)   –   наиболее   популярное произведение   среди   фортепианных   миниатюр   –   относится   к   раннему   творчеству композитора,   но   сочетает   в   себе   характерные   для   стиля   черты:   насыщенность   и красочность звучания, широту регистрового диапазона, пронзительную «колокольность», продуманную   динамичность   развития;   монументальную   кульминацию.   Неровное ритмическое движение музыкальной ткани придает ей взволнованность и напряженность. «Томный» до­диез минор создает особый колорит. Всепоглощающая лирика и глубочайшая тоска  выделяют  прелюдию   из  цикла  «Пьесы­фантазии».  Сочинение  входит  в  репертуар пианистов всего мира. Прелюдия звучит в следующих фильмах: «Блеск» (1996), «Области тьмы» (2011), «Шесть демонов Эмили Роуз» (2005) и др.  Композитор говорил, что хотел бы спеть тему на фортепиано так, как её спел бы певец, и признавался, что ему сложно сочинять миниатюрные произведения, что именно над миниатюрами работа всегда идет очень тяжело; «…я нередко убеждался, что короткая фортепианная пьеса причиняла мне всегда гораздо больше мук и ставила  передо мной больше проблем, чем симфония или концерт… Когда я пишу маленькую фортепианную пьесу, я целиком во власти своей тематической идеи, которая должна быть представлена сжато и без отступлений… В конце концов,  сказать то, что вы имеете сказать, и сказать это кратко, ясно, немногословно – вот самая трудная задача, стоящая перед художником». Тончайший,   одухотворенный   мелодизм   Рахманинова   глубоко   опирается   на национальные музыкальные традиции – фольклор, протяжные песни, старинную церковную музыку. Отличительной чертой рахманиновского мелодизма является яркая образность и эмоциональность, гибкая динамика и неисчерпаемое богатство оттенков.  Сергей Васильевич впервые сам исполнил прелюдию до­диез минор в 1892 году. Произведение сразу завоевало сердца и умы слушателей. Даже спустя большое количество лет,   когда   Рахманинов   с   семьей   уже   переехал   жить   в   Соединенные   Штаты   Америки, прелюдия   не   теряла   популярности.   Каждое   интервью,   которое   журналисты   брали   у Рахманинова, сопровождалось вопросом, связанным с прелюдией до­диез минор. Однажды, устав от постоянных допросов, Рахманинов ответил, что просто сочинил музыку и не стоит искать в ней программный замысел.  После   окончания   консерватории   Рахманинов   занимается   преподавательской деятельностью,   дирижирует   в   Московской   русской   частной   опере,   где   знакомится   с Фёдором Ивановичем Шаляпиным (1897).  В   1897   году   состоялась   долгожданная   премьера   I   симфонии,   над   которой Рахманинов долго работал. Публика и критики отрицательно встретили симфонию, да и сам Рахманинов был крайне разочарован. Острая критика Ц. Кюи и Н. Римского­Корсакова стала   причиной   глубокой   депрессии   Рахманинова.   Он   уничтожил   партитуру,   запретив когда­либо ее исполнять. Более трех лет Сергей Васильевич ничего не сочинял и почти все время лежал дома на диване.  Только прибегнув к помощи врача­гипнотизёра, молодой человек сумел преодолеть творческий кризис.  В 1900­1901 гг. Сергей Васильевич работает над своим знаменитым Вторым концертом, до сих пор являющимся одним из величайших произведений классической музыки.  Мелодия известного сингла «All by myself», которую исполняла популярная певица Селин Дион, заимствована из Второго фортепианного концерта С.В. Рахманинова. Автор песни Эрик Кармен считал, что наследие великого композитора является национальным достоянием, но ему пришлось долго улаживать вопросы с наследниками маэстро. Он даже был вынужден указать имя Рахманинова как настоящего автора песни.  Современные   музыканты   отмечают   влияние   этого   сочинения.   Например,   на   его основе Мэттью Беллами, фронтмен группы «Muse», создал такие композиции, как «Space Dementia»,   «Megalomania»   и   «Ruled   by   Secrecy».   Чувствуется   мелодика   русского композитора и в песнях «The Fallen Priest» Фредди Меркьюри, «All by Myself» Селин Дион и «I Think of You» Фрэнка Синатры. Примечание. Концерт посвящен врачу Николаю Далю, который помог композитору преодолеть период депрессии после провала I симфонии. Впервые полностью исполнен в Москве   автором   в   1901   году   с   оркестром   под   управлением   А.   Зилоти.   Концерт   стал началом нового периода в творчестве Рахманинова. В   дневниковой   записи   С.И.   Танеева   от   26   октября   1901   года   (после   репетиции симфонического   собрания   Филармонического   общества,   в   котором   Рахманиновым   был впервые исполнен его Второй концерт): «Рахманинова концерт с каждым разом мне больше и больше нравится. Разве можно придираться к тому, что фортепиано почти не играет без оркестра».  С 1904 года Рахманинов работал дирижером в Большом театре. В 1906 году решает оставить   постоянную   работу   в   Мариинском   женском   училище,   чтобы   заняться творчеством, путешествует по миру, посещает Италию, Германию, Америку, Канаду. В 1909 году создает свой 3­й фортепианный концерт. В Европе Сергей Васильевич остался без денег и имущества, так как иначе его бы не выпустили за границу. Он решил выступать как   пианист,   давал   концерт   за   концертом,   быстро   расплатился   с   долгами   и   завоевал огромную славу.  Волшебный   по   красоте   «Вокализ»  опубликован   как   часть   сборника «Четырнадцать   песен»,   но   традиционно   исполняется   отдельно   и   является   показателем вокального   исполнительского   мастерства.   (В   настоящее   время   существуют   варианты «Вокализа» для фортепиано, скрипки и др. инструментов, в том числе и с оркестром. ) Вокализ был написан в 1912 году и посвящен Антонине Васильевне Неждановой, выдающейся русской оперной певице. Сохранились её воспоминания: «В последние годы его жизни в Москве я была осчастливлена исключительным вниманием со стороны Сергея Васильевича: он написал для меня и посвятил мне чудесный «Вокализ». Это талантливое, прекрасное   произведение,   написанное   с   большим   художественным   вкусом,   знанием, произвело сильное впечатление. Когда я высказала ему своё сожаление о том, что в этом произведении нет слов, он на это сказал:  – Зачем слова, когда вы своим голосом и исполнением сможете выразить всё лучше и значительно больше, чем кто­нибудь словами».  И   после   этого   у   композитора   наступила   жесточайшая   депрессия,   которая обострилась   из­за   кончины   его   друга   Сергея   Ивановича   Танеева.   Почти   полтора   года Рахманинов   не   садился   за   рояль.   В   конце   1917   года   Рахманинова   пригласили   дать несколько концертов в скандинавских странах. Сергей Васильевич вместе с семьёй снова отправился на гастроли – сначала в Швецию, затем в Данию, на родину уже не вернулся. Он покинул Родину, оторвался от той почвы, на которой выросло его творчество. Рахманинов   до   конца   своих   дней   переживал   глубокую   внутреннюю   драму.  «Уехав   из России,   я   потерял   желание   сочинять.   Лишившись   родины,   я   потерял   самого себя…» – говорил он.  В конце 1918 года музыкант на пароходе отплывает в Нью­Йорк, где его встречают как героя и звезду первой величины. Рахманинов продолжает гастролировать как пианист, изредка как дирижер и не прекращает этой деятельности до конца жизни. В маленьком городке Провиденс в штате Род­Айленд началась концертная деятельность Рахманинова, которая продолжалась без перерыва почти 25 лет. В Америке Сергей Васильевич добился ошеломляющего   успеха,   который   когда­либо   сопутствовал   здесь   иностранному исполнителю.   Слушателей   привлекало   не   только   высокое   исполнительское   мастерство Рахманинова, но и манера его игры, и внешний аскетизм, за которым скрывалась яркая натура   гениального   музыканта.   «Человек,   способный   в   такой   манере   и   с   такой   силой выражать свои чувства, должен, прежде всего, научиться владеть ими в совершенстве, быть им хозяином…» – сказано в одной из рецензий.   Американцы боготворили русского композитора, за ним всегда следовала толпа фотографов. Сергею Васильевичу приходилось идти на хитрости, чтобы избавиться от их назойливого внимания. К примеру, он часто снимал гостиничный номер, но, чтобы сбить репортеров с толку, ночевал в персональном железнодорожном вагоне. Несмотря на то, что основное время композитор проводил в США, он часто бывает в Швейцарии, где построил роскошную виллу «Сенар» (В этом доме Рахманинов реализовал свое давнее увлечение техникой. Там можно было найти лифт, игрушечную железную дорогу и одну из новинок времени   –   пылесос.   Композитор   был   обладателем   патента   на  изобретение   специальной муфты с присоединенной к ней грелкой, в которой пианисты могут согревать руки перед концертом.   В   гараже   Сергея   Васильевича   всегда   стоял   новенький   «Кадиллак»   или «Континенталь», которые он ежегодно менял), с которой открывается изумительный вид на Фирвальдштетское   озеро   и   гору   Пилатус   (Фирвальдштетское   озеро   (озеро   Четырех кантонов)   славится   потрясающими   природными   красотами   и   прелестными,   чисто швейцарскими   деревушками,   разбросанными   по   его   берегам.   Добраться   до   городков   и деревушек   можно   на   старинных   пароходах.   С   горы   Пилатус,   «Драконьей   горы», открывается потрясающий панорамный вид на центральную часть Швейцарии). Название виллы является аббревиатурой имен ее владельцев – Сергея и Натальи Рахманиновых.    После эмиграции Сергей Васильевич очень долго не писал значительных работ. «У изгнанника, который лишился музыкальных корней, традиций и родной почвы, не остается желания творить, не остается иных утешений, кроме нерушимого безмолвия нетревожных воспоминаний», – писал он.  Только в 1926­1927 гг. он выпускает Концерт для фортепиано с оркестром №4 и несколько   русских   песен.   За   последние   годы   жизни   Рахманинов   написал   только   три музыкальных   произведения   («Симфония   №3»,   «Рапсодия   на   тему   Паганини   для фортепиано с оркестром»), но все эти произведения принадлежат к вершинам мировой классической музыки. В 1941 году Рахманинов закончил свое величайшее произведение – «Симфонические танцы».  Живя за границей, Рахманинов не забывал о Родине, оставался патриотом, любил Россию,   окружил   себя   в   эмиграции   русскими   друзьями,   русскими   книгами.   Он   очень внимательно следил за развитием советской культуры. Но возвращаться отказывался, так как   отношение   Рахманинова   к   большевистскому   режиму   было   непоколебимо отрицательным. В эмиграции Рахманинов почти прекратил свои дирижёрские выступления, хотя в Америке его приглашали занять пост руководителя Бостонского симфонического оркестра, а позже – оркестра города Цинциннати. Но он не согласился и лишь изредка вставал за дирижёрский пульт, когда исполнялись его собственные сочинения.  Но когда фашистская Германия напала на СССР, Рахманинов стал отправлять в фонд   Красной   армии   денежный   сбор   от   концертов   и   призывал   следовать   этому   своих знакомых.   «От   одного   из   русских   посильная   помощь   русскому   народу   в   его   борьбе   с врагом. Хочу верить, верю в полную победу», – писал он.  Великий   русский   композитор   не   дожил   до   своего   70­летия   всего   три   дня.   Он попрощался со своими руками: «Прощайте, бедные мои руки...» «Кто это все играет?» – спрашивал  он, изредка приходя в сознание. Ему объясняли, что никто не играет, и он удивленно покачивал головой. Уходя, он слышал музыку. А может быть, стал слышать ее яснее...  Рахманинов скончался в своей калифорнийской квартире в Беверли­Хиллз 28 марта 1943 года. Но его музыка осталась не только в нотах, но и в звукозаписи, сохранившей его неповторимо прекрасное исполнение.  Из   сборника   воспоминаний   о   Рахманинове  «Великий   Мастер,   чья   музыка проникла во все сердца, непревзойденный в трех областях музыкального искусства, джентльмен с головы до ног и искренний друг. Тот, кому выпали честь и счастье пользоваться его дружбой, обогащался от общения с ним. Никто не займет его места и его никогда не забудут»  (Джулия   Стейнвей,   цит.  по:  Памяти  Рахманинова, 1946).  Хронологическая таблица  1873 год, 20 марта (1 апреля)  – родился в дворянской семье; с юных лет начал систематически учиться музыке  1882 – поступил в Петербургскую консерваторию  1885  – переехал в Москву, стал студентом Московской консерватории; впервые встретился с Чайковским, который заметил способного ученика и внимательно следил за его успехами  1891 – окончил консерваторию с Большой золотой медалью как пианист  1892 – окончил консерваторию как композитор  1891   –  яркая   индивидуальность   раскрылась   в   консерватории   в   I   фортепианном концерте  1892, зима – начались публичные выступления в качестве пианиста  1892 – написана опера «Алеко»  1893 – написана симфоническая фантазия «Утес»  1895 – написана Первая симфония  1898–1900 – неоднократно выступал в ансамбле с Федором Ивановичем Шаляпиным 1899 – первое зарубежное выступление в Лондоне  1901 – написан Второй фортепианный концерт  1904–1906 – работал дирижером в Большом театре; написал две одноактные оперы – «Франческа да Римини» на либретто П.И. Чайковского по Данте Алигьери и «Скупой рыцарь» по А.С. Пушкину  1906 –  три зимы провел в Дрездене, возвращаясь летом домой; часто выступал в Европе как пианист и дирижер  1907 – написаны II симфония, фортепианные прелюдии и этюды­картины; принимал участие в Русских исторических концертах С. Дягилева в Париже  1909  –   III   фортепианный   концерт;   симфоническая   поэма   «Остров   мертвых», навеянная одноименной картиной популярного на рубеже веков швейцарского живописца Арнольда Беклина; впервые выступил в США  1910–1911 – играл как пианист в Англии и Германии  1910­е – уделял много внимания крупным хоровым формам  1917, декабрь – отправился на гастроли в Скандинавию, в Россию уже не вернулся  1918  – жил в Америке, добился огромного успеха; много гастролировал и мало сочинял  1941 – написаны «Симфонические танцы»  1943, 28 марта – скончался после тяжелой болезни в Беверли Хиллз, Калифорния, США  Интересные факты из жизни С.В. Рахманинова   ­   Любимые   развлечения   С.В.   Рахманинова   –   верховая   езда,   коньки,   плаванье, автомобили, моторные лодки, сельское хозяйство. Предпочитал русскую кухню.   ­   С   детства   Сергей   Васильевич   обладал   фантастической   памятью:   мог   легко исполнить по памяти произведение, даже если слышал его всего один раз.   ­   Композитор   обладал   уникальной   особенностью,   которую   отмечали   многие исследователи его жизни и творчества. Он мог легко охватывать на рояле сразу 12 белых клавиш, что было не под силу многим известным пианистам.   ­ У Рахманинова и его учителя Н. Зверева произошел конфликт из­за композиции. Оба   очень   тяжело   переживали   это,   а   помириться   смогли   только   после   выпускного экзамена.   Тогда   Зверев   подарил   Рахманинову   свои   золотые   часы,   которые   композитор бережно хранил всю жизнь.   ­ В выпускном классе фортепианного отделения Сергей Рахманинов остался без педагога,   так   как   А.   Зилоти   ушел   из   консерватории,   а   Рахманинов   не   хотел   менять наставника. Поэтому Сергею Васильевичу пришлось самостоятельно готовить выпускную программу, с которой он блестяще выступил на экзамене.   ­ Переводу на старшие курсы консерватории предшествовал экзамен по гармонии. Рахманинов   сдал   его   не   просто   успешно.   Сочиненные   им   пьесы   так   понравились   П.И. Чайковскому, что тот окружил пятерку четырьмя плюсами.   ­   Дипломной   работой   музыканта   в   Московской   консерватории   стала   его   первая опера – «Алеко» по поэме А.С. Пушкина «Цыганы». Когда шли репетиции оперы «Алеко», к начинающему композитору подошел П.И. Чайковский и предложил исполнить сочинение Рахманинова   вместе   со   своим   новым   спектаклем   «Иоланта».   От   счастья   и   восторга Рахманинов даже не мог вымолвить ни слова.   ­   Пробиться   на   большую   сцену   Рахманинову   помог   меценат   Савва   Мамонтов, который покровительствовал молодым талантам в разных областях искусства. Мамонтов организовал   частную   оперу   и   пригласил   в   качестве   дирижёра   Рахманинова   и   Фёдора Шаляпина, никому в то время не известного певца. Тогда и возникла настоящая дружба этих двух гениев, продлившаяся до конца их дней.   ­ Несмотря на то, что Рахманинов последние десятилетия своей жизни прожил в США, он отказался от гражданства этого государства, так как не захотел отрекаться от своей Родины. ­ Вилла «Сенар» получила название по первым слогам имен  Сергея Васильевича и его   супруги  Натальи  Рахманиновой.   Это   место   стало   особенным   для   композитора,   он специально привез туда русские березы, а имение создал в национальном стиле.   ­   Когда   началась   Великая   Отечественная   война,   Рахманинов   крайне   тяжело переживал это, и один из гонораров за свое выступление (около 4 тысяч долларов) передал для   поддержки   Советской   Армии.   Его   примеру   последовали   и   другие   известные музыканты.   ­   Сергей   Васильевич   не   очень   любил   внимание   репортеров,   фотографов   и предпочитал всегда избегать встречи с толпой журналистов.   ­ Очень часто композитор подчеркивал, что он музыкант всего лишь на 85%. Если же интересовались, куда делись оставшиеся 15%, то Рахманинов отвечал, что он еще и человек.   ­   Рахманинов   всегда   бережно   относился   к   своим   рукам,   многие   современники отмечали,   что   они   у   него   были   очень   красивые.   Даже   кнопки   на   его   ботинках   перед концертами застегивала всегда супруга, чтобы он не поранил себе пальцы. Мало кто знает, но   при   жизни   Рахманинов   запатентовал   специальное   приспособление   для   пианистов   – грелку­муфту,   в   которой   исполнители   могли   согревать   свои   руки   перед   важным выступлением.   ­ Рахманинов был требователен не только к себе, но и к публике. Особенно он не любил, когда в зале начинали кашлять и разговаривать во время его исполнения. Свое недовольство он выражал тем, что мог пропустить несколько вариаций в произведении.   ­   Композитор   очень   хотел   еще   раз   посетить   свою   родную   страну,   сохранились сведения, что он пытался это сделать незадолго до своей смерти, однако его не пустили. Лауреат I Международного конкурса пианистов им. П.И. Чайковского (1958) Ван Клиберн отвез   горсть   русской   земли   в   Америку   на   могилу   великого   «русского   гения»   С.В. Рахманинова.  Фильмы о Рахманинове: Кинофильм «Портрет Рахманинова» в двух частях (1992) режиссера А. Косачева, студия «Центрнаучфильм».  Кинофильм   «Сергей   Рахманинов.   Две   жизни»  –   первая   кинолента,   которая охватывает весь жизненный путь музыканта. Примечательно, что Александр Рахманинов, внук композитора, принимал непосредственное участие в процессе создания картины. В фильме   показаны   «две   жизни»   Сергея   Васильевича   –   на   Родине   и   в   США.   Интересна картина тем, что в ней есть редкие материалы и сведения, которые удалось получить из личных бесед с родными и близкими Сергея Васильевича Рахманинова.  Документальный   фильм   «Сергей   Рахманинов»  (2003)   из   цикла   «Гении» режиссера Андрея Кончаловского. Картина знакомит публику с редкими кадрами из жизни известного музыканта.  Кинофильм «Ветка сирени» (2007) режиссера Павла Лунгина, приурочен к 135­ летию музыканта. Это художественный фильм, в котором органично сочетаются реальные факты и вымысел сценариста. Даже в самом конце ленты есть пометка о том, что события являются   художественным   вымыслом,   впрочем,   как   и   сам   главный   герой.   Кинолента заслуживает внимания любителей и почитателей таланта Рахманинова. С первой минуты зрители погружаются в мир музыки, оказываясь на концерте маэстро в Карнеги­Холле. Великолепная   игра   актеров   (Евгений   Цыганов,   Виктория   Толстоганова),   а   также знаменитые композиции Сергея Васильевича мгновенно переносят зрителей в то время, заставляя глубоко переживать моменты личной жизни вместе с главным героем картины.  Авторская программа «Партитуры не горят. Сергей Рахманинов в эмиграции» Артема Варгафтика, телеканал «Культура» (2012); повествуется о старинной испанской песне   «Фолия»,   на   которую   Рахманинов   сочинил   свои   известные   Вариации   – https://www.youtube.com/watch?v=t­jIWugD9FE . Кинофильм   «Поэма   о   крыльях»   (1980)  режиссера   Даниила   Храбровицкого рассказывает   о   советской   авиации,   в   картине   часто   появляется   Сергей   Рахманинов, которого сыграл Олег Ефремов. https://www.ivi.ru/watch/poema_o_krylyah .  Фильмы, в которых звучит музыка С.В. Рахманинова:  Существует   огромное   количество   кинолент,   в   которых   можно   услышать произведения С.В. Рахманинова, и с каждым годом их количество неизменно пополняется. В их числе: «Страна грез» (2016), «Зверополис» (2016), «Паганини: Скрипач дьявола» (2013), «Бен­Стивенсон: хореограф и его Музы» (2012), «Хор» (2009), «Слеза» (2007), «Шрек 2» (2004), «Авансцена» (2000).  Творчество Рахманинова  Творчество   Рахманинова,   насыщенное   сложной   символикой,   в   том   числе   и христианскими мотивами, принято относить к «серебряному веку» русского искусства. Творческий   облик   Сергея   Васильевича   необычайно   многогранен,   на   протяжении жизни он обращался к самым разнообразным музыкальным жанрам и практически в каждом из них оставил настоящие шедевры. Есть одна общая черта, которая невидимой  нитью объединяет все его произведения, – это любовь к Родине и связь с русской культурой. Именно образ родной земли занял центральное место в его творчестве.  Удивительно,   что   Рахманинов   не   сочинял   исторические   (или   программные) произведения, но это не помешало ему в своей музыке выразить глубину патриотических чувств.  Еще одна отличительная черта Рахманинова – это  лиричность, большая роль в его творчестве песенной, протяжной мелодии.   С.В.   Рахманинова   современники   считали   тем   столпом,   вокруг   которого группируются поборники реального направления, все те, кому дороги основы, заложенные Мусоргским, Бородиным, Римским­Корсаковым и Чайковским.  «Мятежное, беспокойное дарование» – так однажды охарактеризовали Рахманинова в печати. Именно эта  беспокойная порывистость, возбужденность эмоционального тона   делала   его   особенно   близким   русскому   обществу   с   тревожными ожиданиями, чаяниями и надеждами в начале XX века.  Источником   вдохновения   для   Рахманинова   служили  импульсы,   исходящие от реальной жизни, красоты природы, образов литературы и живописи.  Он  говорил, что  музыкальные   идеи   рождаются   в   нем   с   большей   легкостью   под   влиянием определенных   внемузыкальных   впечатлений.  При   этом   Рахманинов   стремился   к выражению   своей   эмоциональной   реакции,   чувств   и   переживаний,   возникающих   под влиянием различных полученных извне впечатлений.  Одна   из   характерных   особенностей   музыки   Рахманинова   –  выразительнейший мелодизм  как   умение   создавать   широко   и   длительно   развертывающиеся   мелодии большого дыхания, соединяющие красоту и пластичность рисунка с яркой и напряженной экспрессией.   Мелодизм,   певучесть   –   это   основное   качество   рахманиновского   стиля, определяющее   характер   гармонического   мышления   композитора   и   фактуру   его произведений, насыщенную самостоятельными голосами, то выплывающими на передний план, то исчезающими в плотной звуковой ткани.  Рахманинов  создал   совершенно  особый   тип   мелодики,  основанный   на сочетании   характерных   для   Чайковского   приемов   –   интенсивного   динамичного мелодического развития с методом вариантных преобразований, осуществляемых более   плавно   и   спокойно.  Стремительный   взлет   (или   длительное   напряженное восхождение   к   вершине)   –   и   мелодия   «застывает»   на   достигнутом   уровне,   неизменно возвращаясь к одному длительно опеваемому звуку, или медленно, уступами возвращается к исходной высоте.  Еще   один   излюбленный   Рахманиновым   гармонический   оборот   получил   название «рахманиновской   гармонии»:  уменьшенный   вводный   септаккорд   гармонического минора,   употребляемый   в   виде   терц­кварт­аккорда   с   заменой   II   ступени   III­ей   и разрешением в тоническое трезвучие в мелодическом положении терции. Возникающий при этом в мелодическом голосе ход на уменьшенную кварту вызывает  щемящее скорбное чувство. Примечательной   чертой   музыки   Рахманинова   является   ее  преобладающий минорный   колорит.   Но   рахманиновский   густой   «темный»   минор   звучит   часто мужественно,   протестующе   и   с   огромным   волевым   напряжением.   И   если   в   нем улавливаются скорбные интонации, то это та «благородная скорбь» художника­патриота, тот «заглушённый стон о родной земле», который слышался М. Горькому в некоторых произведениях Бунина.  История создания поэмы «Колокола»  Рахманинов получил анонимное письмо с просьбой прочесть приложенное к письму стихотворение   Э.   По   в   переводе   К.Д.   Бальмонта,   которое,   по   мнению   автора,   должно заинтересовать композитора. Имя автора письма, ученицы виолончелиста М.Е. Букиника Марии   Даниловой,   стало   известно   только   после   смерти   композитора.   Четырехчастное стихотворное произведение понравилось композитору, несмотря на траурный финал, и он принялся за работу. По воспоминаниям С.В. Рахманинова, он работал над композицией «с лихорадочным жаром» и считал, что она останется одним из любимейших его сочинений. Современники   отмечали,   что  движение   музыкальных   интонаций   Рахманинова повторяет   построение   колокольного   звона:   развитие   музыкальной   интонации происходит то звуковыми наплывами, то набегами волны за волной, то всплеск за всплеском,   то   раскачивание   за   раскачиванием,   то   чередованием   мощных полнозвучий.  Это   произведение   Рахманинова   сравнивали   с   пейзажами   художника Левитана. Борис Асафьев так описывал эту особенность музыки Рахманинова: постоянная настороженность   находила   свое   выражение   в   нарушении   величавой   тишины   и сосредоточенного   покоя   всплесками   волн   набата   или   в   менее   тревожной   звуковой атмосфере   колокольных   созвучий.   У  Рахманинова   колокольность   проявляется   в  самых различных окрасках, толчках, ритмоузорах, в психологическом состоянии встревоженного человечества.  Структура Поэмы:  1. Allegro ma non tanto (солист – тенор) – звук санных колокольчиков, метафора молодости.  2. Lento (солист – сопрано) – свадебный звон, метафора любви.  3. Presto (для хора и оркестра) – набат, метафора угрозы и страха.  4. Lento lugubre (солист – баритон) – похоронный звон, метафора смерти.  Четыре  части Поэмы представляют собой четыре картины разного настроения и воссоздают сюжетные  представления  о разных этапах человеческой  жизни.  Первые две части   (звон   бубенцов   и   свадебный   звон)   проникнуты   безмятежным   счастьем,   третья   и четвертая (набат, извещающий о пожаре и похоронный звон) – звучат трагически.  По напряженности и мрачности «Колокола» сопоставимы с «Апассионатой» Л. ван Бетховена. Композитор считал «Колокола» самым сильным из своих произведений.  «Колокола»   стали   уникальным   явлением   в   симфонической   музыке   по достоверности   в   оркестровке   колокольного   звона.   В   музыкальной   поэме   «Колокола», написанной для смешанного хора, трёх солистов (сопрано, тенора и баритона) и оркестра, особенно   ярко   проявилось   состояние   тревожного   ожидания   накануне   первой   мировой войны.  Похоронный слышен звон,  Долгий звон!  Горькой скорби слышны звуки,  горькой жизни кончен сон.  Звук железный возвещает  о печали похорон!  И невольно мы дрожим, От забав своих спешим  И рыдаем, вспоминаем,  что и мы глаза смежим.  Неизменно­монотонный,  Этот возглас отдаленный,  Похоронный тяжкий звон,  Точно стон,  Скорбный, гневный  И плачевный,  Вырастает в долгий гул,  Возвещает, что страдалец  непробудным сном уснул.  В колокольных кельях ржавых,  Он для правых и неправых  Грозно вторит об одном:  Что на сердце будет камень,  что глаза сомкнутся сном.  Факел траурный горит,  С колокольни кто­то крикнул,  кто­то громко говорит,  Кто­то черный там стоит, И хохочет, и гремит,  И гудит, гудит, гудит,  К колокольне припадает,  Гулкий колокол качает,  Гулкий колокол рыдает,  Стонет в воздухе немом  И протяжно возвещает  о покое гробовом. (Э.По)  Один из критиков по поводу «Колоколов» писал, что Рахманинов стал искать новых настроений,   новой   манеры   выражения   своих   мыслей;   перерождающийся   новый   стиль Рахманинова ничего общего со стилем Чайковского не имеет.  https://www.youtube.com/watch?v=0V35­Q6hu0g   – «Колокола» С.В. Рахманинова в исполнении   симфонического   оркестра   Московской   государственной   консерватории, художественный   руководитель   оркестра   –   Вячеслав   Валеев;   государственной академической   хоровой   капеллы   России   имени   А.А.   Юрлова,   художественный руководитель   капеллы   –   Геннадий   Дмитряк;   хора   Московской   консерватории, художественный руководитель хора – Станислав Калинин. Дирижер – Вячеслав Валеев. В концерте   принимают   участие:   Павел   Баранский   (баритон),   Мария   Баянкина   (сопрано), Богдан Галяпа (тенор).  Романс «Сирень», соч. 21 N 5.  Романс   «Сирень»   написан   С.В.   Рахманиновым   по   впечатлениям   свадебного путешествия, совершенного Сергеем  Рахманиновым  и Натальей  Сатиной в апреле 1902 года. Автор стихов, на которые написан романс, – Екатерина Андреевна – старшая дочь ректора Московского университета профессора А.Н. Бекетова.   Одной   из   первых   исполнительниц   романса   была   А.   Нежданова.   В   своих воспоминаниях она пишет: «Будучи артисткой Большого театра и выступая в концертах, я обязательно включала в свои программы романсы Рахманинова: исполняла всеми любимые вдохновенные романсы «Сирень», «Здесь хорошо», «У моего окна», «Островок» и много других, таких же прекрасных по своей выразительности, поэтичности и красоте мелодии произведений».  Романс   «Сирень»,   подобно   ряду   других,   очень   близок   эстетике   символизма.   В романсе   отражается   атмосфера   тончайшей   душевности,   когда   музыка   буквально «касается» природы.  Эта особенность ощущается в ряде художественных творений эпохи – в «Свирели» Чехова, в лирических моментах у Бунина: Рахманинов нашел выразительнейшие, глубоко бунинские интонации в романсе «Ночь печальна», написанном на его стихи. Кто может услышать музыку русской природы у этих писателей как новое постижение лирики слов, тот заметит их родство с рахманиновскими романсами. Следует   заметить,   что   романсы   Рахманинова   удивительно   лаконичны.   Они   все кажутся короче того, что ожидаешь услышать.  Можно   сказать,   что   образ   сирени   символически   сопровождает   жизненный   и творческий путь композитора. Однажды Рахманинову подарили дирижерскую палочку из слоновой кости с вырезанной на ней сиренью. Это был дар поклонницы, которую Сергей Васильевич называл Б.С. – Белая Сирень. Неизвестная дама присылала букет сирени на все концерты Рахманинова. Если он дирижировал, пульт убирался сиренью. Когда композитор навсегда покидал Россию, ветка сирени лежала в купе поезда. Романс «Сирень» очаровал незнакомку. После смерти Рахманинова история о сирени обросла легендами, обрела жизнь в кино и в литературе. Настоящая Б.С. – Фекла Яковлевна Руссо – была педагогом, и с Рахманиновым её связывала дружба по переписке, но они никогда не виделись. А сирень, которую Сергей Васильевич любил, теперь соединилась с его именем.   Тамбовские   вечера   музыки   рядом   с   бывшим   имением   Рахманинова открываются   фестивалем   сирени.   Победитель   первого   конкурса   Чайковского   Ван Клиберн   (1958)   увез   из   России   куст   белой   сирени,   который   теперь   цветет   на   могиле композитора в Америке.  https://www.youtube.com/watch?v=qMfbsDSejfw    –   С.В.   Рахманинов,   романс «Сирень», исполняет Сергей Лемешев (1962), партия фортепиано – Н. Вальтер.  https://www.youtube.com/watch?v=xHmXpJV827g  –   С.В.   Рахманинов,   романс «Сирень»,   исполняет   Елена   Образцова   (запись   сольного   концерта   в   Большом   зале Московской консерватории, 1978), партия фортепиано – Важа Чачава.  https://www.youtube.com/watch?v=458UxKIBK    –   С.В.   Рахманинов,   романс «Сирень»,   исполняет   Тамара   Синявская   (Запись   сольного   концерта   в   Большом   зале Московской консерватории, 1986), партия фортепиано – Лия Могилевская.    https://www.youtube.com/watch?v=6IOiXdBQTkA    –   С.В.   Рахманинов,   романс «Сирень», исполняет Хибла Герзмава, партия фортепиано – Екатерина Ганелина.  https://www.youtube.com/watch?v=Zlz8IGi2oM0    –   С.В.   Рахманинов   «Вокализ», исполняет   Детский   хор   «Весна»   и   Камерный   оркестр   колледжа­театра   «Галина Вишневская» (запись с концерта в костёле на Малой  Грузинской улице, г. Москва, 28 октября 2012 г.).  https://www.youtube.com/watch?v=0yPCpYibVKA    –   С.В.   Рахманинов   «Вокализ», исполняет   Квартет   Игоря   Бутмана   (г.   Москва):   Игорь   Бутман   (саксофон),   Николай Левиновский (фортепиано), Сергей Хутос (контрабас), Эдаурд Зизак (ударные), Фантине Притула (вокал), (запись с концерта в Приморской краевой филармонии, 2013).  https://www.youtube.com/watch?v=huu­nir6RNw  – С.В. Рахманинов, Концерт №2 для фортепиано с оркестром до­минор, соч. 18, партия фортепиано – Ван Клиберн, дирижер – Кирилл Кондрашин, Большой зал Московской консерватории, 1972.  https://www.youtube.com/watch?v=nO2RMp3hXlg   – С.В. Рахманинов, Концерт №2 для   фортепиано   с   оркестром   до­минор,   соч.   18,   часть   1.   Партия   фортепиано   –   С.В. Рахманинов. https://www.youtube.com/watch?v=PXaS7rcbMH4   – С.В. Рахманинов, Концерт №2, Op.18   в   3­х   частях.   Исполняет   Святослав   Рихтер.   Ленинградский   Филармонический Оркестр. Дирижер – Курт Сандерлинг, 1959 год.  https://www.youtube.com/watch?v=lKFYgoX_H9A   – С.В. Рахманинов. Концерт №2 для фортепиано с оркестром. Исполняет Денис Мацуев, дирижер – Валерий Гергиев. Портреты С.В. Рахманинова:    Рахманинова, Портретные   изображения   С.В.   относящиеся   к   области изобразительного искусства, немногочисленны, так как он не обладал «манией величия», не любил позировать, был необычайно скромен, сдержан, погружён в творческие раздумья и не имел времени для длительного позирования художникам. В портретных изображениях Рахманинова можно выделить два периода: первый – прижизненные рисунки и живописные полотна, второй – произведения живописи, графики и скульптуры, созданные посмертно, в основном советскими и российскими мастерами. Сам о себе композитор говорил, шутя, что он – «капризная модель».  Пастернак Л.О. Портрет С.В. Рахманинова. 1916  (Художник Леонид Осипович Пастернак – отец поэта Б. Пастернака.). Россинский В.Н. Портрет С.В. Рахманинова. 1917.  Сомов К.А. Портрет композитора С.В. Рахманинова. 1925.  Лето 1925 года Сергей Васильевич Рахманинов провел с семьей на своей даче во Франции, где знаменитым художником Константином Андреевичем Сомовым была создана эта замечательная картина. Из множества портретов, для которых приходилось позировать композитору, этот нравился ему больше всего... Художник сказал о портрете: «Вышел он у меня грустным демоном... сходство внешнее не разительно, по­моему, но все говорят, что я изобразил его душу».  На   чем   останавливается   взгляд?  –   На   глазах   чистого   серо­голубого   цвета, которые   скрывают   в   себе   все   грани   характера   композитора:   мягкость,   глубину, одухотворенность. Небольшие «мешки» выдают его болезненный вид (Рахманинов страдал височной невралгией).  Нельзя не заметить морщин, говорящих об огромном жизненном опыте.   Особое   очарование   придает   портрету   тенистый   зеленый   сад,   на   фоне   которого изображен композитор.  Шаляпин Б. Портреты С.В. Рахманинова. 1929, 1940.  (Художник, приверженец реалистического искусства. Сын великого русского актера Федора Шаляпина. С 1925 жил в Париже, с 1935 – в США). Б. Шаляпин: «Портрет был мною написан в июле 1940 года около Нью­Йорка в местечке Хантингтон на берегу Атлантического океана. Сергей Васильевич каждый день работал с утра до завтрака и после завтрака часов до пяти вечера, другого времени для позирования  оставалось  мало, и  я решил  писать его  во время работы  (он работал  над «Симфоническими танцами»). Голову и все остальное я писал в то время, когда Сергей Васильевич практиковался на рояле. Только руки пришлось подержать для меня специально, так как они были все время в движении.  Сергей Васильевич начинал упражнения очень медленно, казалось, что он играет одним   пальцем.   Потом   упражнения   усложнялись,   ускорялись   и   переходили   в   быстро рассыпающийся бисер звуков по всей длине клавиатуры, задерживаясь то на басах, то в середине, то на верхах или скользя сверху вниз и снизу вверх в непрерывных гаммах. Затем после упражнений он выбирал какое­нибудь из своих произведений, над которым работал, и   продолжал   без   остановки   практиковаться,   играя   то   медленно,   то   быстро.   Иногда проигрывал одни и те же такты раз по десять или больше».  Григорьев Б. Портрет С.В. Рахманинова. 1930.  Борис Дмитриевич Григорьев (1886­1939) – русский художник первой половины ХХ века, выдающийся живописец и виртуозный график был эмигрантом, поэтому долгое время его   творчество   не   изучалось.   Сейчас   его   картины   –   постоянные   участники   музейных экспозиций,   исследователи   занимаются   изучением   его   творчества,   издаются   каталоги   и книги.   Григорьев   –   необычный   и   проницательный   портретист   –   воссоздает   на   полотне личность и свое представление о ней, поэтому портрет нередко оказывается тематической картиной.   Что   характерно   для   художника?   Удивительное   сочетание     анатомического сходства и гротескности образа, созданного в неповторимой манере художника, близкой к модернистским течениям эпохи.  Живописный портрет Рахманинова невелик по размеру и предельно лаконичен по композиции:   внимание   сосредоточено   на   изображенном   в   профиль   лице   композитора, пластическая   проработка   которого   отличается   необычайной   тщательностью   (набухшие веки,   мешки   под   глазами,   глубокие   складки   морщин,   темная   кожа   лица).   В   каждой черточке   лица   художник   находит   природное   согласие,   поразительную   логику   развития форм,   отлитых   в   замкнутую   маску.   Природный   материал   человеческой   плоти   словно оттачивается   резцом   жизни,   что   лишает   лицо   покоя,   насыщает   его   духовной   энергией (Григорьев писал, что портрет наполнен «бурной, творческой, полной музыкального грома атмосферой»).   Так   передается   художником   загадка   природы   –   феномен   гениальности великого композитора.  Чистяков Ю.Г. Портрет С. Рахманинова. 1989.  Облик Рахманинова. Воспоминания  «Громадного   роста,   с   крупными   чертами   аскетически   сурового,   бритого,   всегда бледного лица, суровым взглядом, коротко подстриженными на большой голове волосами, длинными руками и пальцами, дающими возможность свободно брать аккорды в пределах дуодецимы,   грубым   с   басовым   оттенком   голосом,   Рахманинов   резко   отличался   от Скрябина»,  М.В.   Добужинский  (1875­1957)   –   русский   художник,   мастер   городского пейзажа, участник творческого объединения «Мир искусства», художественный критик, мемуарист.  «В   этой   толкотне   появляется   Рахманинов.   Он   высок,   худ,   плечи   его   как­то приподняты и придают ему четырехугольный вид. Длинное лицо очень выразительно, он похож на римлянина. Всегда коротко острижен. Он не избегает товарищей, забавляется их шутками,   пусть   и   мальчишески­циничными,   держит   себя   просто,   положительно.   Много курит,   говорит   баском,   и   хотя   он   нашего   возраста,   но   кажется   нам   взрослым»,  М.Л. Пресман (1870­1941) – русский и советский пианист, педагог. Словарь музыкальных терминов  Вокализ  – (франц. vocalise  –  от лат. vocalis – гласный звук) – упражнение для правильной постановки голоса, для развития вокальной техники, заключающееся в пении мелодии, состоящей только из гласных звуков. Музыкальное произведение, написанное для таких упражнений. Вокальная пьеса для голоса, музыкальное произведение для пения без слов на гласный звук.  Концерт (ит. concerto букв. – согласие, от лат. concerto – состязаюсь) – публичное исполнение   музыкальных   произведений   (возможно   в   сочетании   с   хореографическими, декламационными и другими номерами). Сольный, хореографический, эстрадный концерт. Музыкальное  произведение  одного или  (реже) нескольких  солирующих  инструментов  и оркестра.   К.   для   скрипки   с   оркестром.   Концертный   рояль.   Концертная   программа. Концертный зал.  Поэма  –   (фр.   –   poeme,   греч.   poiema   –   творение)   –   инструментальная   пьеса лирикодраматического   характера.   Отличается   свободой   построения   и   эмоциональной насыщенностью. В большинстве случаев пишется для фортепиано, иногда для смычковых инструментов   с   сопровождением   фортепиано   или   оркестра;   повествовательное художественное произведение в стихах (лит.). Название некоторых крупных по размерам или идейному содержанию литературных произведений в стихах или прозе (лит.).  Прелюдия  (лат.   prae   –   перед   и   лат.   ludus   –   игра)   –   короткое   музыкальное произведение,   не   имеющее   строгой   формы;   вступление   к   какому­либо   музыкальному сочинению   или   небольшая   самостоятельная   пьеса,   главным   образом   для   клавесина, фортепиано,   органа.   В   период   зарождения   прелюдии   всегда   предшествовали   более длинному,   сложному   и   строго   оформленному   произведению   (отсюда   название),   но впоследствии композиторы стали писать прелюдии и как самостоятельные произведения. В прелюдиях   часто   встречается   остинато,   прелюдии   по   стилю   в   целом   схожи   с импровизацией.  Романс  (франц.   romance)   –   вокально­поэтическое   произведение   для   голоса   с сопровождением   фортепьяно   или   каких­либо   других   инструментов,   имеющее   более сложную,   чем   песня,   форму;   небольшое   лирическое   стихотворение   песенного   типа, преимущественно   на   тему   о   любви.   В   инструментальной   музыке   –   небольшая   пьеса   с преобладанием   мелодии   песенного   лирического   характера   (муз.).   В   различных средневековых западноевропейских литературах и в подражательной поэзии позднейших поэтов – лирическое любовное стихотворение песенного народного складка (лит.).

Творческий вечер «С любовью к Родине. Сергей Васильевич Рахманинов» (для учащихся старшей школы)

Творческий вечер «С любовью к Родине. Сергей Васильевич Рахманинов» (для учащихся старшей школы)

Творческий вечер «С любовью к Родине. Сергей Васильевич Рахманинов» (для учащихся старшей школы)

Творческий вечер «С любовью к Родине. Сергей Васильевич Рахманинов» (для учащихся старшей школы)

Творческий вечер «С любовью к Родине. Сергей Васильевич Рахманинов» (для учащихся старшей школы)

Творческий вечер «С любовью к Родине. Сергей Васильевич Рахманинов» (для учащихся старшей школы)

Творческий вечер «С любовью к Родине. Сергей Васильевич Рахманинов» (для учащихся старшей школы)

Творческий вечер «С любовью к Родине. Сергей Васильевич Рахманинов» (для учащихся старшей школы)

Творческий вечер «С любовью к Родине. Сергей Васильевич Рахманинов» (для учащихся старшей школы)

Творческий вечер «С любовью к Родине. Сергей Васильевич Рахманинов» (для учащихся старшей школы)

Творческий вечер «С любовью к Родине. Сергей Васильевич Рахманинов» (для учащихся старшей школы)

Творческий вечер «С любовью к Родине. Сергей Васильевич Рахманинов» (для учащихся старшей школы)

Творческий вечер «С любовью к Родине. Сергей Васильевич Рахманинов» (для учащихся старшей школы)

Творческий вечер «С любовью к Родине. Сергей Васильевич Рахманинов» (для учащихся старшей школы)

Творческий вечер «С любовью к Родине. Сергей Васильевич Рахманинов» (для учащихся старшей школы)

Творческий вечер «С любовью к Родине. Сергей Васильевич Рахманинов» (для учащихся старшей школы)

Творческий вечер «С любовью к Родине. Сергей Васильевич Рахманинов» (для учащихся старшей школы)

Творческий вечер «С любовью к Родине. Сергей Васильевич Рахманинов» (для учащихся старшей школы)

Творческий вечер «С любовью к Родине. Сергей Васильевич Рахманинов» (для учащихся старшей школы)

Творческий вечер «С любовью к Родине. Сергей Васильевич Рахманинов» (для учащихся старшей школы)

Творческий вечер «С любовью к Родине. Сергей Васильевич Рахманинов» (для учащихся старшей школы)

Творческий вечер «С любовью к Родине. Сергей Васильевич Рахманинов» (для учащихся старшей школы)

Творческий вечер «С любовью к Родине. Сергей Васильевич Рахманинов» (для учащихся старшей школы)

Творческий вечер «С любовью к Родине. Сергей Васильевич Рахманинов» (для учащихся старшей школы)

Творческий вечер «С любовью к Родине. Сергей Васильевич Рахманинов» (для учащихся старшей школы)

Творческий вечер «С любовью к Родине. Сергей Васильевич Рахманинов» (для учащихся старшей школы)

Творческий вечер «С любовью к Родине. Сергей Васильевич Рахманинов» (для учащихся старшей школы)

Творческий вечер «С любовью к Родине. Сергей Васильевич Рахманинов» (для учащихся старшей школы)

Творческий вечер «С любовью к Родине. Сергей Васильевич Рахманинов» (для учащихся старшей школы)

Творческий вечер «С любовью к Родине. Сергей Васильевич Рахманинов» (для учащихся старшей школы)

Творческий вечер «С любовью к Родине. Сергей Васильевич Рахманинов» (для учащихся старшей школы)

Творческий вечер «С любовью к Родине. Сергей Васильевич Рахманинов» (для учащихся старшей школы)

Творческий вечер «С любовью к Родине. Сергей Васильевич Рахманинов» (для учащихся старшей школы)

Творческий вечер «С любовью к Родине. Сергей Васильевич Рахманинов» (для учащихся старшей школы)
Скачать файл