Учебная программа подготовительного отделения в Детской художественной школе
Оценка 4.7

Учебная программа подготовительного отделения в Детской художественной школе

Оценка 4.7
Образовательные программы
doc
изобразительное искусство +1
Взрослым
12.03.2017
Учебная программа подготовительного отделения в Детской художественной школе
Настоящая программа рассчитана на учащихся, готовившихся к поступлению в основные группы художественной школы и, является связующим звеном между программами раннего эстетического развития и программами основного отделения школы. Программа рассчитана на 1 год обучения и представляет собой сочетание теоретических и практических занятий. В группу принимаются дети 9-10 лет на основе просмотра домашних художественных работ и сдачи вступительных экзаменов. Наполняемость группы составляет 15 человек. Занятия проводятся по дисциплинам «рисунок», «живопись», «композиция» 2 раза в неделю. В программе выделяются разделы «рисунок», «живопись» и «композиция». Важно учитывать, что эти разделы связаны между собой. Для успешного освоения программы и овладения учащимися знаниями, умениями и навыками предметов художественно - эстетического цикла необходимо, чтобы теоретические и практические занятия по «рисунку», «живописи» и «композиции», проводились взаимосвязано с изучением каждой темы предусмотренной программой.
Учебная программа подготовительного отделения в Детской.doc
Муниципального  образовательного  учреждения Дополнительного образования детей Советского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан Детская  художественная школа № 2 Учебная программа  подготовительного отделения  в Детской художественной школе (дети 9­10 лет, программа одного года обучения)  Автор­составитель:  преподаватель рисунка,   живописи и композиции  Гильманова Л. И. Уфа ­ 2012 Пояснительная записка Художественное образование   и эстетическое воспитание детей предполагает овладение     простейшими   умениями   и   навыками   в   изобразительном   искусстве, самостоятельное составление композиций,   ознакомление с творческим наследием известных   художников   прошлого   и   настоящего,   формирование   и   развитие творческих   способностей,   художественных   интересов   и   потребностей.   Наиболее благоприятные условия для этого имеются в детских художественных школах и школах   искусств     художественно   ­ эстетического цикла.                                                       с   углубленным   изучением   предметов   Главной   задачей   обучения   в   ДХШ   является   реализация   образовательных программ   дополнительного   образования   детей   художественно­эстетической направленности   «Изобразительное   искусство»,   приобщение   учащихся   к художественной   культуре,   обучение   их   основам   изобразительной   грамоты, воспитание   их   эстетического   вкуса,   а   также   выявление   наиболее   одаренных учащихся   для   продолжения   художественного   образования   в   средних   и   высших специальных учебных заведениях. В изобразительной деятельности учащихся   9   ­10 лет еще сильно выражены черты детского рисунка: эмоциональность, плоскостность, декоративность, преобладание локального цвета и т.п. Вместе с тем, дети в это время уже начинают накапливать зрительные образы; у них развивается способность наблюдать натуру, передавать ее черты в изображении. Методическая трудность работы с учащимися этого возраста состоит в том, что в процессе  обучения нужно сохранить достоинства  детского рисунка – непосредственность, выразительность, яркость и одновременно обогатить творчество   детей   живыми   впечатлениями   от   жизни,   разнообразить   содержание рисунков. Главная задача педагога – создать условия для эстетического воспитания учащихся, формирования их духовной культуры и потребности постоянно общаться с изобразительным искусством.   Настоящая  программа рассчитана на учащихся, готовившихся к поступлению в основные группы художественной школы и, является связующим звеном между программами раннего эстетического развития и программами основного отделения школы. Основная   цель   программы  подготовительного   отделения   ­   развить художественно   ­   творческие   способности     и   склонности   детей,   расширить   их кругозор, способствовать их самостоятельному мышлению, а главное – выявить их потенциальный   интерес   к   изобразительному   искусству   и   подготовить   к   первому классу основного художественного отделения для детей с 11­15 летнего возраста. Программа     рассчитана  на 1  год  обучения  и  представляет  собой  сочетание теоретических и практических занятий. В группу принимаются дети 9­10 лет на основе     просмотра     домашних   художественных   работ   и   сдачи   вступительных экзаменов. Наполняемость группы составляет 15 человек. Занятия проводятся по дисциплинам «рисунок», «живопись», «композиция» 2 раза в неделю. В программе   выделяются   разделы   «рисунок»,   «живопись»   и   «композиция».   Важно учитывать,   что   эти   разделы   связаны   между   собой.   Для   успешного   освоения программы   и   овладения   учащимися   знаниями,   умениями   и   навыками   предметов художественно   ­   эстетического   цикла   необходимо,   чтобы   теоретические   и практические   занятия   по   «рисунку»,   «живописи»   и   «композиции»,   проводились взаимосвязано с изучением каждой темы предусмотренной программой. Новизна   и   совершенствование   учебного   процесса.  Программа   носит инновационный характер, так как в системе работы подготовительного отделения планируется привнести некоторые новшества, а именно:  по предмету «композиция» станковые   задания   будут   чередоваться   с   декоративно­прикладными,   что     имеет большое значение для развития их творческих способностей, общего эстетического воспитания.  Главное отличие от уже существующих образовательных программ в том, что   дети   на   занятиях   курса   «композиция»   смогут   познакомиться   с   духовной   и материальной   культурой   народов   Башкортостана,   с   культурным   наследием прошлого   и   настоящего.   Учащиеся     познакомятся   не   только   с   декоративно   – прикладным искусством,  но и сами смогут создать подобные изделия.  Актуальность и значимость (перспективность) данной программы состоит в том,   что     расширенный   курс   программы   не   только   подготовит   учащихся   к поступлению   в   основные   группы   художественной   школы,   но   и   расширит   их возможности,   конструкторские   способности,   способствуя   формированию   и развитию     их   духовно   ­   нравственной     культуры.   По   сведениям   российских   и зарубежных педагогов и психологов, творчество детей, связанное с другими видами деятельности, особенно важно и прямиком связано с накопленным опытом общего развития ребенка. Причина     разработки   программы  отсутствие   такого   курса   как   варианта композиции (учебной части плана). Развитие детей в художественном отношении – одно   из   важных   направлений   педагогики,   требующего   особого   внимания.     В развитии   и   формировании   духовно­   нравственной   культуры   детей   необходимо достижение     поставленных   целей   и   задач   программы,   понимание   возможностей художественного   воспитания   и   современных   требований   функций   искусства. Понимание этих задач – явилось главной причиной, подталкивающей к разработке программы по воспитанию детей средствами искусства. Методика проведений занятий предусматривает теоретическую часть в виде проведения бесед об искусстве, творческом наследии прошлого и настоящего, об основах изобразительной грамоты, лекций с показом репродукций художественных произведений;   мастер­   классов,   где   учащиеся   познакомятся   с   основными художественными материалами, различными техниками и   приемами.   Остальное время используется для практических занятий, где ребята смогут применить свои знания, умения и навыки, приобретенные на теоретических занятиях.  Данная   программа   для   групп   подготовительного   отделения   носит экспериментальный   характер,   поэтому   по   мере   необходимости   допускаются некоторые   изменения,   дополнения   в   учебном   плане,   замена   отдельных   занятий, более тщательное изучение определенных тем. Содержание курса  «рисунок»: Рисунок, как основа реалистического изображения является одной из ведущих дисциплин в ДХШ.  Цель   курса  –     обучить   учащихся   основам   теории   и   практики   рисунка графическими материалами. Для достижения этой цели необходимо решение ряда задач: ­   познакомить   учащихся     различными   графическими   материалами   (простой карандаш, цветные карандаши, фломастеры, маркеры, сухая и масляная пастель, сангина и сепия) и освоить начальные навыки работы с ними; ­ научить видеть, грамотно компоновать, понимать и реалистически изображать трехмерную   форму   в   двухмерном   пространстве,   пользуясь   графическими средствами: точкой, линией, штрихом, светотенью, тоном; ­   познакомить   с   законами  построения   формы,   явлениями   линейной   и воздушной перспективы, изображением пространства в интерьере и архитектурном пейзаже;  ­   познакомить   с   элементарными   навыками   изображения   лица   и   фигуры человека, изображением животных; ­     формировать   умения   анализировать,   сравнивать,   обобщать   изображаемые объекты и явления. Содержание курса «живопись»: Цель   курса  –   обучить   учащихся   основам   теории   и   практики   живописи акварельными и гуашевыми красками. Для достижения этой цели необходимо решение ряда задач: ­  познакомить   учащихся    с  основами   живописи   акварельными  и  гуашевыми красками, узнать их свойства; ­  помочь овладеть приемами и техниками работы живописными материалами, освоив начальные навыки работы с ними; ­ развить у учащихся способность видеть и изображать окружающий мир во всем многообразии его цветовых отношений, знать основные характеристики цвета (тон, насыщенность, теплохолодность и др.) и их влияния на другие цвета,  уметь видеть   отношениями,  передавать   световоздушную   среду   и   материальность предметов; ­  формировать умения  передать изменение цвета предмета в зависимости от окружающей среды и освещенности; ­ помочь овладеть навыками передачи объёма и формы, чёткой конструкции предметов,   передача   их   материальности   и   фактуры   с   помощью   живописных материалов. Содержание курса «композиция»: Композиция — ведущая дисциплина в ДХШ, которая формирует творческое мировоззрение,   развивает   образное   мышление   и   индивидуальные   способности обучающихся.   Этот   предмет   имеет   тесную   связь   с   рисунком   и   живописью.   В программе   по   композиции   станковые   задания   чередуются   с   декоративно­ прикладными. Приобщение детей к декоративно­прикладному имеет большое значение для развития   их   творческих   способностей,   общего   эстетического   воспитания. Декоративное   искусство   развивает   художественное   восприятие   реальной действительности,   фантазию,   изобретательность,   композиционное   мышление.   В процессе   обучения   учащиеся   знакомятся   с   различными   материалами,   их свойствами, определяющими художественные приемы обработки, декор, отделку.  Цель курса  – обучить учащихся основам теории и практики композиционной грамоты   и   вместе   с   тем   сформировать   основы   целостного   художественного эстетического   представления   о   мире,  частью   которого   они   являются,   на   основе знаний о культурном наследии прошлого и настоящего, духовной и материальной культурой народов, населяющих  Республику Башкортостан. Для достижения этой цели необходимо решение ряда задач: Станковая композиция.  ­   познакомить   с   основными   законами,   закономерностями,   правилами   и приёмами композиции, обучив их применять их на практике; ­ помочь овладеть знаниями и умениями  компоновать предметы на плоскости с учётом линейной и воздушной перспективы, а также передавать авторскую идею через эти знания с учётом собственного видения и понимания; ­   помочь   овладеть   художественными   приёмами   выделения   композиционного   масштаб,   учитывая   при   компоновке   изображения   цвет, центра, месторасположение и количество элементов композиции;   тон, ­   формировать   умения     передать   определённое   эмоциональное   состояние работы,   передавать   простейшие   смысловые   связи,   раскрывать   сюжет  и анализировать работу с точки зрения выполнения учебной задачи. Прикладная композиция.  ­  познакомить   учащихся   с   понятиями   из   области   культурного   наследия прошлого   и   настоящего,   духовной   и   материальной   культуры   народов Башкортостана, обогатив их словарный запас; ­   научить видеть красоту окружающего мира, развить художественный вкус, показать   взаимосвязь   природы   и   быта   человека,   дать   представления   об особенностях и своеобразии отдельных традиционных ремёсел народов  Республики Башкортостан;   ­ познакомить  с некоторыми видами декоративно ­ прикладного искусства,  с основами эскизирования, технологическими приёмами и  особенностями различных прикладных техник (войлочного валяния, лоскутной техники, коллажа и т. д.); ­ развить навыки  самостоятельной работы, создав возможность практического применения   знания   о   прикладном   искусстве   и   ощущения   эстетического удовольствия от прикосновения к народному искусству. подготовительное отделение  РИСУНОК Тема Цели и задачи   беседа. № задан ия 1 2 3 4 5 «Деревья   и   птицы»   (работа простыми карандашами). «Летний   день» цветными карандашами).   (работа «Город»   (работа     черной гелиевой   ручкой   на   цветном фоне). «Портрет   человека,   занимаю­ щегося   любимым   делом» (работа цветными фломастерами   или   маркерами, 1­3 цвета).   «Фигура   человека»   (работа сухой пастелью).   Знакомство     Понятие   линия, Вводная с изобразительным искусством, его жанрами и   видами.   Основы   рисунка.   Знакомство   с графическими  материалами, их свойствами и   правильным   использованием.   Средства выразительности   рисунка   (точка,   линия, штрих). Основы   изображения   пространства (загораживание, уменьшение объектов при удалении).   штрих. Смешение   цветов   посредством   наложения штриховки одного цвета на другой. Основы   изображения   архитектурного пейзажа. Техника работы гелиевой ручкой Тональный   рисунок   за   счет   штрихов,   их толщины и частоты сочетания. Основы   изображения   лица   человека. Пропорции лица человека. Композиционное размещение     портрета   человека   на формате   листа.     Передача   характера   и мимики   лица   человека.   Выявить   большие тональные отношения. Основы   изображения   фигуры   человека. Пропорции фигуры человека во весь рост. Фигура человека в движении.  Знакомство с работой мягкими материалами.    Кол­во часов 18 13.5 13.5 13.5 13.5 6 7 8 Натюрморт   из   2­3   предметов (работа простым карандашом). «Натюрморт   с   чучелом   птицы» (работа с мягкими материалами, пастель,   сангина   на   цветном фоне, 1­2 цвета). «Интерьер.   У   окна»   (работа   в технике   граттаж   масляной пастелью, акрил, гуашь).   изображения   Тональные Композиционное расположение рисунка на листе. Объемное изображение предметов. Линейная   и   воздушная   перспектива. Светотень. отношения. Проработка   деталей   переднего   плана. Выразительность и завершенность рисунка. Основы     животных. Пропорции   и   связь   предметов   в пространстве.   Тональное   светотеневое решение. Доступная для данного возраста степень завершенности работы и качество выполнения. Основы   строения   интерьера.   Понятие силуэт.   Изображение   людей   и   животных. Знакомство с техникой граттаж.  Грамотная компоновка рисунка на листе.  18 18 13.5  (108 часов) подготовительное отделение  ЖИВОПИСЬ (108 часов) № задан ия 1 2 3 4 Тема Цели и задачи «Подводный   мир»   акварелью)  (работа «Осенний   натюрморт»   (аква­ рельный этюд букета из осенних листьев и цветов)   «Декоративный натюрморт» (выполнение   с   натуры   натюр­ морта из 2­3 предметов  (работа гуашью)   «Золотая   осень»   или   «Зимний вечер»   (выполнение   по   памяти пейзажа   с   четким   цветовым строем     (гуашь,   акварель   по выбору) Вводная   беседа.     Основы   цветоведения Цветовой круг. Теплые и холодные  цвета. Знакомство с  живописными  материалами, их свойствами. Техники и методы работы. Техника «Монотипия». Изучение   основных   приемов   работы акварелью   «лессировка», «аля – прима», «по   –   сырому».   Техника   «гризайль». Выявление основных цветовых отношений. Ведение   работы   заливками,   уточнение формы мазком. Понятие   «Стилизация».   Знакомство   с различными   декоративными   техниками. Произвольная   техника   Поиск   точных локальных цветов предметов. Работа   по   памяти   и   представлению. Понятия «теплая» и «холодная» цветовая гамма.   Техника работы «от пятна». Цветовая гармония.   Понятие   «Колорит». Кол­во часов 13.5 18 13.5 13.5 5 6 7 8 «Автопортрет» (гуашь)   «Архитектурный пейзаж» (гуашь 2­3 цвета)       с Выполнение натуры натюрморта из 2­3 предметов с драпировкой (работа акварелью)   «Мир   вокруг   нас»   (гуашь, акварель)       и   Ритм   Организация   листа.  Пропорции   лица человека.   Передача   характера   и   мимики лица   человека.  Тоновые   отношения   в живописи. пропорции цветотональных отношений.  Основы   изображения   архитектурного пейзаж. Изображение людей и животных (стаффаж). Композиция с многоплановым решением.   Загораживание   предметов. Правильное   соотношение   цвета   основных планов и их отдельных элементов. Работа технике   «лессировка». Расположение на формате листа.   Написать   натюрморт   с   учетом цветовых и тональных отношений, выявить объем предметов. Работа   с   натуры   на   пленэре.   Понятие «импрессионизм».   мгновенные зарисовки   с   накладыванием   раздельных мазков, где сложные тона разлагаются на чистые цвета солнечного спектра.  акварелью     Этюды, в подготовительное отделение  КОМПОЗИЦИЯ (108 часов) № задан ия Тема Цели и задачи 1. «Тайные знаки. Тамги» (гуашь) 2 3 «Образы   башкирской   мифо­ логии» (гуашь 3­4 цвета) «Рукотворное   искусство Башкортостана»   народов (смешанная техника)   Вводная   беседа.   Понятие   «композиция». Знакомство     с   основами   композиционной грамоты.   Знакомство   с   историей   и символикой   знаков   (тамг).   Составление знаковой   композиции   с   помощью   простых видов   и   форм   ритма   и   пропорций цветотональных отношений.   Изображение Понятие   «Мифология». фантастических   «Акбузат», «Шурале»,   «Птица   счастья   –   Хумай».   Сос­ тавление     тематической   композиции   из контрастной цветовой гаммы.   Знакомство   с   ДПИ.   Составление   декора­ тивной   композиции   с   предметами   быта. Техника   коллажа   с   использованием   кожи, текстиля   бум.   и   др   материалов.   Компози­ ционное размещение цвета и форм на листе. существ   18 13.5 18 13.5 Кол­во часов 13.5 13.5 13.5 4 5 6 7 8 «Устное   народное   творчество Башкортостана» народов (аква­рель, цветные карандаши)      «Праздники,   традиции   и обряды»   (лоскутная   техника, ткань) «Песнь об Урале» (гуашь) «Ковер – картина моего мира» (войлочное валяние) «Современное изобразительное   искусство Башкортостана»   (смешанная техника) Знакомство   с   фольклором,   со   сказками, преданиями   и   легендами   народов   Баш­ кортостана.   Понятие   «Книжная   иллюстра­ ция».   Создание   иллюстрации   к   книжке­ раскладушке.   Выразительно   использовать плоскость   листа.   Найти   ритмическое расположение персонажей и элементов.   «Декоративное панно» Понятие смысловой центр   композиции.   Главное   пятно   в композиции и средства его выявления.     Знакомство   с   произведениями   башкирских писателей   и   поэтов,   художников пейзажистов, воспевающих   «Родной край». Понятие «Декоративный пейзаж». Работа в декоративной манере.   Понятие «Кускар», «Орнамент».  Знакомство с   историей   появления   войлока,   его свойствами,   применением   в   быту, различными   способами   войлочного   валяния (сухое и мокрое). Создание орнаментальной декоративной   компо­зиции   в   технике войлочного валяния.  Знакомство   с   современным   изобразитель­ ным     искусством   Башкортостана   (графика, живопись,   ДПИ,   скульптур).   Составление композиции на свободную тему.  18 18 13.5 18 13.5

Учебная программа подготовительного отделения в Детской художественной школе

Учебная программа подготовительного отделения в Детской художественной школе

Учебная программа подготовительного отделения в Детской художественной школе

Учебная программа подготовительного отделения в Детской художественной школе

Учебная программа подготовительного отделения в Детской художественной школе

Учебная программа подготовительного отделения в Детской художественной школе

Учебная программа подготовительного отделения в Детской художественной школе

Учебная программа подготовительного отделения в Детской художественной школе

Учебная программа подготовительного отделения в Детской художественной школе

Учебная программа подготовительного отделения в Детской художественной школе

Учебная программа подготовительного отделения в Детской художественной школе

Учебная программа подготовительного отделения в Детской художественной школе

Учебная программа подготовительного отделения в Детской художественной школе

Учебная программа подготовительного отделения в Детской художественной школе

Учебная программа подготовительного отделения в Детской художественной школе

Учебная программа подготовительного отделения в Детской художественной школе

Учебная программа подготовительного отделения в Детской художественной школе

Учебная программа подготовительного отделения в Детской художественной школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.03.2017