Учебно-дидактические игры в развитии познавательной активности воспитанников студии «Светлячок» на занятиях в объединении «Весёлый счёт».
Оценка 4.8

Учебно-дидактические игры в развитии познавательной активности воспитанников студии «Светлячок» на занятиях в объединении «Весёлый счёт».

Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
математика
Детсад
30.11.2017
Учебно-дидактические игры в развитии познавательной активности воспитанников студии «Светлячок» на занятиях в объединении «Весёлый счёт».
Данный опыт работы позволит педагогам дополнительного образования, а так же учителям начальной школы классифицировать игры по видам и типам дидактических игр, познакомит с принципами проведения дидактических игр на занятиях. В данной разработке приведены примеры нескольких дидактических игр, применяемых в практике.
Учебно-дидактические игры в развитии познават. активности.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА ст­цы ТЕМИРГОЕВСКОЙ Учебно­дидактические игры в развитии познавательной активности воспитанников студии «Светлячок» на занятиях в объединении «Весёлый счёт».                 Разработала: Педагог дополнительного образования                                                  Федорцова Елена Петровна 2017 год          Уроки с использованием дидактических игр являются эффективным средством  обучения и воспитания, поскольку отдых от традиционно построенного занятия и введение  игры привлекает внимание всей группы.  К организации игр для детей предъявляются  особые требования:  Игра должна основываться на свободном творчестве и самодеятельности учащихся.  Игра должна быть доступной. Цель игры ­ достижимой, оформление ­ разнообразным, красочным.  Обязательный элемент каждой игры ­ её эмоциональность.  В игре обязателен элемент соревнования между учениками, если их несколько,  между командами. Это всегда приводит к усилению самоконтроля учащихся,  чёткому соблюдению правил, а главное ­ к активизации учащихся.       В таких играх победа ­ очень сильный мотив, побуждающий учеников к деятельности. У детей развивается способности критически оценивать свои знания в активном действии,  привести эти знания в систему. К этим выводам я пришла не сразу, а в процессе накопления знаний и опыта работы с  детьми дошкольного возраста.        Игровой замысел выражен, как правило, в названии игры. Игровые действия  способствуют познавательной активности учащихся, дают им возможности проявить свои  способности, применить имеющиеся знания, умения и навыки для достижения целей игры.  Правила помогают направлять игровой процесс. Они регулируют поведение детей и их  взаимоотношения между собой. Дидактическая игра имеет определённый результат,  который является финалом игры, придаёт игре законченность. Она выступает прежде всего в форме решения поставленной учебной задачи и даёт детям  моральное и умственное  удовлетворение. Для меня  результат игры всегда является показателем уровня  достижений учащихся в освоении знаний или в их применении. По характеру используемого материала дидактические игры условно делятся на игры с  предметами, настольно­печатные игры и словесные игры. Предметные игры – это игры с народной дидактической игрушкой, мозаикой природным  материалом. Основные игровые действия с ними: нанизывание, выкладывание, катание,  собирание целого из частей и т.д. Эти игры развивают цвета, величины, формы. Настольно–печатные игры направлены на уточнение представлений об окружающем,  стимулирование знаний, развитие мыслительных процессов и операций (анализ, синтез,  обобщение, классификацию и др.) Настольно печатные игры разделены на несколько видов: парные картинки, лото, домино,  разрезные картинки и складные кубики. Словесные игры. В эту группу входит большое количество народных игр типа «Краски»,  «Молчок», «Черное и белое» и др. Игры развивают внимание, сообразительность, быстроту  реакции, связную речь. Условно можно выделить несколько типов дидактических игр, сгруппированных по виду  деятельности учащихся.  Игры­путешествия.  Игры­поручения.  Игры­предположения.  Игры­загадки.  Игры­беседы (игры­диалоги).     При подборе игр важно учитывать наглядно­действенный характер мышления ребёнка  дошкольного возраста. Необходимо также помнить и о том, что игры должны  содействовать полноценному всестороннему развитию психики детей, их познавательных  способностей, речи, опыта общения со сверстниками и взрослыми, прививать интерес к  учебным занятиям, формировать умения и навыки учебной деятельности, помогать ребенку овладевать умением анализировать, сравнивать, абстрагировать, обобщать. В процессе  проведения игр интеллектуальная деятельность ребенка должна быть связана с его  действиями по отношению к окружающим предметам. В основе любой игровой методики проводимой на занятиях должны лежать следующие  принципы: Актуальность дидактического материала (актуальные формулировки математических задач, наглядные пособия и др.) собственно помогает детям воспринимать задания как  игру, чувствовать заинтересованность в получении верного результата, стремиться к  лучшему из возможных решений. Коллективность позволяет сплотить детский коллектив в единую группу, в единый  организм, способный решать задачи более высокого уровня, нежели доступные одному  ребенку, и зачастую ­ более сложные. Соревновательность создает у учащегося или группы учащихся стремление выполнить  задание быстрее и качественнее конкурента, что позволяет сократить время на выполнение  задания с одной стороны, и добиться реально приемлемого результата с другой. Каждая игра должна содержать элемент новизны.     Эмоциональное состояние педагога должно соответствовать той деятельности, в которой он участвует. В отличие от всех других методических средств игра требует особого  состояния от того, кто ее проводит. Необходимо не только уметь проводить игру, но и  играть вместе с детьми.       Таким образом, дидактическая игра – доступный, полезный, эффектный метод  воспитания самостоятельности мышления у детей. Она не требует специального материала, определенных условий, а требует лишь знания воспитателя самой игры. При этом  необходимо учитывать, что предлагаемые игры будут способствовать развитию самостоятельности мышления лишь в том случае, если они будут проводиться в  определенной системе с использованием необходимой методики.       Игра поможет в овладении знаниями умениями и навыками, а не просто в выполнении  требований педагога. При планировании игры нужно учитывать, что она должна стать  формой коллективной учебной деятельности. Главное для меня, чтобы игра приносила  пользу на уроке, оказывала помощь в привитии интереса к математике, активизировала  познавательную деятельность, учила детей учиться. Игра является  средством первоначального обучения, усвоения детьми «науки до науки». В игре дети отражают окружающую жизнь и познают те или иные доступные их восприятию и  пониманию факты, явления. Руководя игрой, я воспитываю активное стремление делать  что­то, узнавать искать, проявлять усилие, и находить, обогащает духовный мир детей. А  это все содействует умственному и общему развитию. Этой цели и служат дидактические  игры.         Дидактическая игра содействует лучшему пониманию математической сущности  вопроса, уточнению и формированию математических знаний учащихся. Игры мною  используются на разных этапах усвоения знаний: на этапах объяснения нового материала,  его закрепления, повторения, контроля. Игра мне позволяет включить в активную  познавательную деятельность большее число учащихся. Она должна в полной мере решать  как образовательные задачи урока, так и задачи активизации познавательной деятельности,  и быть основной ступенью в развитии познавательных интересов учащихся. Игра помогает    донести до учащихся трудный материал в доступной форме.         Она является ценным средством воспитания умственной активности детей,  активизирует психические процессы. В ней благодаря творческой атмосфере, царящей во  время урока, нейтрализуется чувство тревоги, создаётся ощущение спокойствия,  облегчается межличностное общение. Игра помогает сделать любой учебный материал  увлекательным, вызывает у детей глубокое чувство удовлетворённости. Особенно  положительно влияет игра на учебную деятельность интеллектуально пассивных детей.  Такой ребёнок способен выполнить во время игры те учебные задачи, которые ему  совершенно недоступны в обычной ситуации.  Условия игры требуют от ребёнка внимания, эмоционального напряжения, быстроты  мысли. Главная моя задача, как педагога  ­ поощрять подобные игры детей, учить в  процессе игры. Именно в процессе игры мир детства соединяется с миром науки. В играх  различные знания ребёнок получает свободно. Дидактическая игра (игра обучающая)­ это вид деятельности, занимаясь которым  дети учатся. Характерным для каждой дидактической игры является, во­первых, решение различных  дидактических задач ­ уточнение представлений о предмете и его особенностях, развитие  способности замечать сходство и различие между ними, в данном случае игра носит  обучающий характер. А во­вторых, игра невозможна без игрового действия. Внимание ребёнка направлено на  него, и уже в процессе игры учащийся незаметно для себя выполняет общую задачу.  Поэтому дидактические игры представляются учащимся не просто забавой, а интересным  необычным занятием.     Вот уже в течение нескольких лет я работаю над применением дидактических игр на  занятиях в объединении ,,Весёлый счёт’’ в студии предшкольной подготовки.  Рассмотрим использование игры на уроке при изучении чисел в пределах десятка.  "Зоопарк" Я сообщаю  детям, что на уроке они отправятся в необычное путешествие ­ в зоопарк.  Ребята рассматривают изображения животных, расположенные на магнитной доске,  называют их, считают их количество в каждой клетке и над каждым изображением  укрепляют карточку с цифрой. По окончании работы проводится обобщающая беседа: "Сколько лисиц в клетке?",  "Сколько жирафов?", "Сколько из них маленьких?", "Сколько больших?", "Сколько  слонов?", "Сколько медведей?", "Кого больше: жирафов или слонов?", "Кого меньше:  медведей или лисиц?". В процессе данной игры мы закрепляем нумерацию чисел первого десятка: устанавливаем  соответствие между числом и цифрой, знание последовательности чисел первого десятка.  Одна из задач объединения ,,Весёлый счёт’’ в студии предшкольной подготовки   состоит в том, чтобы дети различали геометрические фигуры такие, как круг,  треугольник, квадрат, находили эти фигуры в повседневной жизни. Эту задачу  решить в учебном процессе поможет игра "Мозаика". Перед каждым учеником  лежит раздаточный материал с изображением геометрических фигур. Прошу детей  положить перед собой красный кружок, справа от него зелёный треугольник, слева от красного кружка ­ зелёный квадрат, а выше ­ жёлтый треугольник, ниже ­ жёлтый  квадрат. За зелёным треугольником положите красный квадрат, а рядом жёлтый  круг. Посмотрите на данный рисунок и скажите: "Какая фигура следует за красным  кругом?", "Предшествует красному квадрату?", "Находится между двумя жёлтыми  фигурами?", "Находится между двумя красными фигурами?", "Сколько  треугольников?", "Сколько квадратов? Покажите цифрой". Получается, что в  процессе игры учащиеся знакомятся с простейшими геометрическими фигурами,  усваивают понятия "между", "рядом", "вверху", "внизу", "справа", "слева";  овладевают счётом; рассматривают классификацию фигур по нескольким признакам.  Прочно усвоить состав чисел  позволит игра "По сугробам". Из бумаги изготовляются карточки, на одной из сторон которых записываются  примеры состава чисел. Карточки раскладываются на полу возле доски, чистой  стороной вверх. Карточка ­ сугроб. Два игрока по очереди поднимают карточки,  "идут" по сугробам, называя ответы. Дети группы  следят за ответами играющих, тот, кто неверно назвал ответ ­ "проваливается" в сугроб, ему назначается замена.         Количество дидактических игр по различным разделам математики достаточно  многообразно, их можно видоизменять, варьировать. Литература. 1. Дергачёва Л.М. Дидактическая игра как один из наиболее эффективных способов  организации учебного процесса //начальная школа.­2004.­№5.­с.34­35. 2. Жигалкина В.Н. Система игр на уроках математики­ М.: Высшая школа,1999. 3. Колганова Н.Ф. игра в учебной деятельности младшего школьника//Начальная школа.­ 2005.­№3.­с.14­17. 4. Щукина Г.И. Познавательный интерес в учебной деятельности школьника.­М.,1975.

Учебно-дидактические игры в развитии познавательной активности воспитанников студии «Светлячок» на занятиях в объединении «Весёлый счёт».

Учебно-дидактические игры в развитии познавательной активности воспитанников студии «Светлячок» на занятиях в объединении «Весёлый счёт».

Учебно-дидактические игры в развитии познавательной активности воспитанников студии «Светлячок» на занятиях в объединении «Весёлый счёт».

Учебно-дидактические игры в развитии познавательной активности воспитанников студии «Светлячок» на занятиях в объединении «Весёлый счёт».

Учебно-дидактические игры в развитии познавательной активности воспитанников студии «Светлячок» на занятиях в объединении «Весёлый счёт».

Учебно-дидактические игры в развитии познавательной активности воспитанников студии «Светлячок» на занятиях в объединении «Весёлый счёт».

Учебно-дидактические игры в развитии познавательной активности воспитанников студии «Светлячок» на занятиях в объединении «Весёлый счёт».

Учебно-дидактические игры в развитии познавательной активности воспитанников студии «Светлячок» на занятиях в объединении «Весёлый счёт».

Учебно-дидактические игры в развитии познавательной активности воспитанников студии «Светлячок» на занятиях в объединении «Весёлый счёт».

Учебно-дидактические игры в развитии познавательной активности воспитанников студии «Светлячок» на занятиях в объединении «Весёлый счёт».

Учебно-дидактические игры в развитии познавательной активности воспитанников студии «Светлячок» на занятиях в объединении «Весёлый счёт».

Учебно-дидактические игры в развитии познавательной активности воспитанников студии «Светлячок» на занятиях в объединении «Весёлый счёт».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.11.2017