Учебно-методический материал по дисциплине "Обществознание". Работа в малых группах. Раздел IV. Социальные отношения.
Оценка 4.8

Учебно-методический материал по дисциплине "Обществознание". Работа в малых группах. Раздел IV. Социальные отношения.

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
обществознание
10 кл—11 кл
12.06.2019
Учебно-методический материал по дисциплине "Обществознание". Работа в малых группах. Раздел IV. Социальные отношения.
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Обществознание» предназначена для изучения обществознания в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке специалистов среднего звена. Работа в малых группах мотивирует познавательную деятельность студентов. Формирует умение эффективно работать в коллективе и команде.
Раздел IV. Социальные отношения..docx
Раздел IV Социальные отношения Тема 4.1 Социальная стратификация. Содержание раздела 1. Составить кластер  «Социальные  группы в России» (раб. материалы) 2. Составить схему «Социальная мобильность»  3. Поработайте в качестве экспертов. Заполните протокол. 4. Домашнее задание: Подготовиться к блиц­опросу. Тема 4.2 Социальная роль индивида в обществе 1. Составьте схему. Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте. (раб. материалы) 2. Составьте схему. Социальные роли человека в семье и трудовом коллективе. 3. Практическая работа № 15.  Составьте аналитическую работу «Мои социальные роли». 4. Поработайте в качестве экспертов. Заполните протокол. 5. Домашнее   задание.  Раскройте   понятия:  социальный   контроль,   формальные позитивные санкции, неформальные позитивные санкции, формальные нега­ тивные   санкции,   неформальные   негативные   санкции,   девиация, девиантное поведение,   поведение   асоциальное,   поведение   деструктивное,   поведение социальное, поведение просоциальное. Тема 4.3 Социальный статус личности. 1. Социальный статус в обществе. (раб. материалы) 2. Виды статусов. 3. Престиж профессиональной деятельности. 4. Поработайте в качестве экспертов. Заполните протокол. 5. Домашнее задание: составить кроссворд по теме Социальный статус личности. Тема 4.4 Социальный контроль. 1. Основные средства социального контроля (раб. материалы) 2. Виды социального контроля. 3. Основные методы социального контроля. 4. Самоконтроль. 5. Составьте кластер «Социальный контроль». 6. Поработайте в качестве экспертов. Заполните протокол. 7. Домашнее задание. Раскройте понятия: этническая общность,  межнациональные отношения, миграция, миграция внутренняя,  ксенофобия,   ассимиляция, иммиграция,  демография. Тема 4.5 Девиантное поведение 1. Составьте кластер «Девиантное поведение». 2. Профилактика негативных форм девиантного  поведения среди молодежи. 3. Напишите эссе «Социальная и личностная значимость здорового образа жизни». 4. Поработайте в качестве экспертов. Заполните протокол. 5. Домашнее   задание. Составить   кроссворд   «Девиантное   поведение»   для   других групп. Тема 4.6 Социальный конфликт. 1. Социальный конфликт 2. Причины и истоки возникновения социальных конфликтов. 3. Пути разрешения социальных конфликтов 4. Поработайте в качестве экспертов. Заполните протокол. 5. Домашнее задание. Тема 4.7 Этнические общности и межнациональные отношения 1. Этнические общности. (раб. материалы) 2. Межнациональные отношения. 3. Этносоциальные конфликты, пути их разрешения. 4. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации. 5. Поработайте в качестве экспертов. Заполните протокол. 6. Домашнее задание. Составить словарь­справочник Тема 4.8 Семья как малая социальная группа. 1. Семья и брак 2. Проблема неполных семей. 3. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации. 4. Домашнее задание. Подготовиться к контрольной работе по разделу. Виды социальных групп признак   По количеству участников малые Вид группы          средние большие По характеру отношений Формальные По месту жительства поселенческие неформальные По полу и возрасту По этнической  принадлежности По уровню дохода По роду занятий демографические Этнические  (национальные) Социально­ экономические профессиональные Виды социальных групп признак   По количеству участников малые Вид группы          средние большие По характеру отношений Формальные По месту жительства поселенческие неформальные По полу и возрасту По этнической  принадлежности По уровню дохода По роду занятий демографические Этнические  (национальные) Социально­ экономические профессиональные примеры   Семья, группа друзей                               Трудовой коллектив, выпускники вуза Народы, приверженцы мировых религий Политическая партия, предприятие, спортивная организация Посетители кафе Горожане и сельские жители, жители столицы и  провинциалы Мужчины, женщины, дети Русские, украинцы, буряты, калмыки и т.п. Богатые, средний класс, бедные Учителя, адвокаты, токари примеры   Семья, группа друзей                               Трудовой коллектив, выпускники вуза Народы, приверженцы мировых религий Политическая партия, предприятие, спортивная организация Посетители кафе Горожане и сельские жители, жители столицы и  провинциалы Мужчины, женщины, дети Русские, украинцы, буряты, калмыки и т.п. Богатые, средний класс, бедные Учителя, адвокаты, токари Социальная   стратификация  (страта   ­  «слой»,  «пласт»)   ­это   распределение   групп людей на общественной лестнице в зависимости от их статуса. Каждое общество, таким образом, делится на страты ­ это элита, средний слой и низы. Стратификация   может   быть   разной. Например,  экономическая   стратификация   делит людей на группы по уровню дохода.  В течение своей жизни человек может менять социальный статус, т.е. переходить из одной группы в другую. Такой процесс называют социальной мобильностью. Социальная мобильность может быть: 1)   вертикальной   ­  человек   поднимается   по   общественной   лестнице   (восходящая мобильность); 2) нисходящей ­ человек опускается (нисходящая мобильность). Например,   работник,   начав   бизнес,   становится   предпринимателем   или,   наоборот, разоряется и нанимается на работу. 3) горизонтальной ­ перемещение из одной группы в другую на одном уровне. Например, работник поменял работу на равноценную. Такое социальное перемещение может быть как индивидуальным, так и групповым. Современное   общество отличается очень   высокой   социальной   мобильностью.   В частности,  этому   способствует   ЕГЭ,  при   котором   выпускник   сельской   школы   может послать свои документы в самый престижный и отдаленный вуз. Социальная   стратификация  (страта   ­  «слой»,  «пласт»)   ­это   распределение   групп людей на общественной лестнице в зависимости от их статуса. Каждое общество, таким образом, делится на страты ­ это элита, средний слой и низы. Стратификация   может   быть   разной. Например,  экономическая   стратификация   делит людей на группы по уровню дохода.  В течение своей жизни человек может менять социальный статус, т.е. переходить из одной группы в другую. Такой процесс называют социальной мобильностью. Социальная мобильность может быть: 1)   вертикальной   ­  человек   поднимается   по   общественной   лестнице   (восходящая мобильность); 2) нисходящей ­ человек опускается (нисходящая мобильность). Например,   работник,   начав   бизнес,   становится   предпринимателем   или,   наоборот, разоряется и нанимается на работу. 3) горизонтальной ­ перемещение из одной группы в другую на одном уровне. Например, работник поменял работу на равноценную. Такое социальное перемещение может быть как индивидуальным, так и групповым. Современное   общество отличается очень   высокой   социальной   мобильностью.   В частности,  этому   способствует   ЕГЭ,  при   котором   выпускник   сельской   школы   может послать свои документы в самый престижный и отдаленный вуз. ЭТНИЧЕСКИЕ ОБЩНОСТИ Слово «этнос» означает «народ». Этническими   особенностями   людей   считаются   культурные, языковые, религиозные и расовые черты, которые передаются по наследству. Этническая группа ­ это объединение людей, имеющих общие черты культуры, языка, религии и расы. У людей в такой группе общее происхождение, и они осознают свою причастность к единой группе. Как правило, каждое  современное  государство  имеет на  своей  территории  несколько этнических групп. В РФ их более 100. Этнические общности бывают трех видов: 1) племена ­ объединения нескольких родов (род ­ коллектив кровных родственников). Каждое племя обычно имеет миф о своем происхождении, многие из них ведут родословную от предков ­ животных.   Этим   члены   племени   подчеркивают   свое   отличие   от   окружающих   людей.   Но,   в принципе, единство племени обеспечивают, прежде всего, язык и территория. Племена преобладали в древности. Например, до образования государства древние славяне жили племенами, которые объединялись в племенные союзы: поляне, вятичи и др. 2) народности ­ более крупные общности, которые возникли с появлением государств. К языку и территории   добавляются   экономические   и   культурные   связи. Но   связи   эти   пока   не   очень прочны, поскольку в этот период истории человечества ­ Средние века ­ преобладает натуральное, а не товарное хозяйство. Так, в Киевской Руси проживала древнерусская народность, которая после распада этого государства постепенно разделилась на три отдельные народности: русские, украинцы и белорусы. 3) нации ­ они стали складываться из народностей Европы в 16 ­ 17 в.в. (начало Нового времени в истории). Главная причина их появления ­ развитие через производство и торговлю товарного хозяйства, складывание национального рынка, который экономически объединял народ. Нацию сплачиваютпрежде   всего   налаженные   экономические,   а   также   политические,   культурные   и межнациональные отношения в рамках страны. Следует различать понятия «нация» и «национальность». Национальность может быть одним из факторов складывания и поддержания нации. Например,в формировании и в жизни российской нации («россияне») велика роль русской национальности, но русские лишь один из многочисленных народов в России, составляющих российскую нацию. Есть два вида наций: 1)   моноэтничная (состоит   из   одного   народа).   Этнически   однородные   нации   крайне   редки (например, нация Исландии). 2) полиэтничная (состоит из множества народов) ­ включает разные этносы, которые свела вместе историческая   судьба.   Полиэтничны, например,   швейцарская,   великобританская,   российская нации. Американцы вообще не имеют никакого этноса, определяющего их нацию: все, кто живет в США,   относят   себя   к   конкретной   национальности   (еврей,   русский,   итальянец),   но   при   этом считают себя американцами. Латиноамериканские нации образованы не просто из национальностей, а из разных рас: белые, креолы (потомки белых и чернокожих), индейцы. Обычно нация имеет собственную национальную идею­ концепцию, объясняющую роль данной нации   в   мире   и   смысл   ее   существования. Например,   американцы  убеждены   в   том,   что   они отвечают за поддержание демократии во всем мире (даже при помощи войны). Национальная идея России ­ религиозная, суть которой в том, чтобы быть духовным примером для других народов. ЭТНИЧЕСКИЕ ОБЩНОСТИ Слово «этнос» означает «народ». Этническими   особенностями   людей   считаются   культурные, языковые, религиозные и расовые черты, которые передаются по наследству. Этническая группа ­ это объединение людей, имеющих общие черты культуры, языка, религии и расы. У людей в такой группе общее происхождение, и они осознают свою причастность к единой группе. Как правило, каждое  современное  государство  имеет на  своей  территории  несколько этнических групп. В РФ их более 100. Этнические общности бывают трех видов: 1) племена ­ объединения нескольких родов (род ­ коллектив кровных родственников). Каждое племя обычно имеет миф о своем происхождении, многие из них ведут родословную от предков ­ животных.   Этим   члены   племени   подчеркивают   свое   отличие   от   окружающих   людей.   Но,   в принципе, единство племени обеспечивают, прежде всего, язык и территория. Племена преобладали в древности. Например, до образования государства древние славяне жили племенами, которые объединялись в племенные союзы: поляне, вятичи и др. 2) народности ­ более крупные общности, которые возникли с появлением государств. К языку и территории   добавляются   экономические   и   культурные   связи. Но   связи   эти   пока   не   очень прочны, поскольку в этот период истории человечества ­ Средние века ­ преобладает натуральное, а не товарное хозяйство. Так, в Киевской Руси проживала древнерусская народность, которая после распада этого государства постепенно разделилась на три отдельные народности: русские, украинцы и белорусы. 3) нации ­ они стали складываться из народностей Европы в 16 ­ 17 в.в. (начало Нового времени в истории). Главная причина их появления ­ развитие через производство и торговлю товарного хозяйства, складывание национального рынка, который экономически объединял народ. Нацию сплачиваютпрежде   всего   налаженные   экономические,   а   также   политические,   культурные   и межнациональные отношения в рамках страны. Следует различать понятия «нация» и «национальность». Национальность может быть одним из факторов складывания и поддержания нации. Например,в формировании и в жизни российской нации («россияне») велика роль русской национальности, но русские лишь один из многочисленных народов в России, составляющих российскую нацию. Есть два вида наций: 1)   моноэтничная (состоит   из   одного   народа).   Этнически   однородные   нации   крайне   редки (например, нация Исландии). 2) полиэтничная (состоит из множества народов) ­ включает разные этносы, которые свела вместе историческая   судьба.   Полиэтничны, например,   швейцарская,   великобританская,   российская нации. Американцы вообще не имеют никакого этноса, определяющего их нацию: все, кто живет в США,   относят   себя   к   конкретной   национальности   (еврей,   русский,   итальянец),   но   при   этом считают себя американцами. Латиноамериканские нации образованы не просто из национальностей, а из разных рас: белые, креолы (потомки белых и чернокожих), индейцы. Обычно нация имеет собственную национальную идею­ концепцию, объясняющую роль данной нации   в   мире   и   смысл   ее   существования. Например,   американцы  убеждены   в   том,   что   они отвечают за поддержание демократии во всем мире (даже при помощи войны). Национальная идея России ­ религиозная, суть которой в том, чтобы быть духовным примером для других народов. Ролевая концепция личности Личность   можно   рассматривать   как   систему   социальных   ролей,   освоенных   ею   видов   социально­ культурной   деятельности.   Уже   в   юношеском   возрасте   "ролевой   репертуар"   личности   уже   настолько широк, что описать его полностью весьма затруднительно. Например, в семье играется множество ролей. Дочь и сын – весьма различные роли. А брат и сестра? Внук и внучка? Племянник и племянница? И при всей определенности родственных отношений насколько по­разному могут строиться эти отношения, играться эти роли! Быть другом, подругой... А какое богатство ролей открывается в школе, во дворе, в спортивной  секции  или   музыкальной   школе!  Даже  исполнение   вполне  стандартных  ролей   пешехода, покупателя, гостя и т.п. требует конкретных навыков, опыта, которые могут оказаться недостаточными при поездке в другую страну, даже к родственникам в деревню. В процессе своей жизни человек не только осваивает те или иные социальные роли, но и вырабатывает к ним свое собственное личное отношение: какие­то ему нравятся, какие­то – нс очень, а какие­то ему неприятны   или   даже   ненавистны.   Такие   предпочтения,   предрасположенности   или,   наоборот, пренебрежения личности к тем или иным видам деятельности в психологии называются ценностными ориентациями, или "установками личности". Они могут быть как сознаваемыми, четко фиксированными, так и неявными, неосознаваемыми, безотчетными: мне может нравиться или не нравиться то или иное занятие, но нс всегда я могу внятно (даже для самого себя) объяснить, почему это именно так. Тем не менее   именно   эти   ценностные   ориентации,   даже   когда   они   не   вполне   осознанны   самим   человеком, выступают главными регуляторами его поведения. Ролевая концепция личности Личность   можно   рассматривать   как   систему   социальных   ролей,   освоенных   ею   видов   социально­ культурной   деятельности.   Уже   в   юношеском   возрасте   "ролевой   репертуар"   личности   уже   настолько широк, что описать его полностью весьма затруднительно. Например, в семье играется множество ролей. Дочь и сын – весьма различные роли. А брат и сестра? Внук и внучка? Племянник и племянница? И при всей определенности родственных отношений насколько по­разному могут строиться эти отношения, играться эти роли! Быть другом, подругой... А какое богатство ролей открывается в школе, во дворе, в спортивной  секции  или   музыкальной   школе!  Даже  исполнение   вполне  стандартных  ролей   пешехода, покупателя, гостя и т.п. требует конкретных навыков, опыта, которые могут оказаться недостаточными при поездке в другую страну, даже к родственникам в деревню. В процессе своей жизни человек не только осваивает те или иные социальные роли, но и вырабатывает к ним свое собственное личное отношение: какие­то ему нравятся, какие­то – нс очень, а какие­то ему неприятны   или   даже   ненавистны.   Такие   предпочтения,   предрасположенности   или,   наоборот, пренебрежения личности к тем или иным видам деятельности в психологии называются ценностными ориентациями, или "установками личности". Они могут быть как сознаваемыми, четко фиксированными, так и неявными, неосознаваемыми, безотчетными: мне может нравиться или не нравиться то или иное занятие, но нс всегда я могу внятно (даже для самого себя) объяснить, почему это именно так. Тем не менее   именно   эти   ценностные   ориентации,   даже   когда   они   не   вполне   осознанны   самим   человеком, выступают главными регуляторами его поведения. Социальный статус В самом широком смысле социальный статус — это позиция индивида в обществе, предполагающая определенные права и обязанности. Поскольку индивид включен в самые различные системы социальных связей и отношений, где занимает соответствующие позиции, у него не один, а несколько статусов. Эти статусы   различаются   в   зависимости   от   пола,   возраста,   национальности,   происхождения,   семейного положения,   образования,   профессии,   должности,   характера   выполняемой   работы,   партийной   и профсоюзной   принадлежности,   религиозности   и   т.д.   Совокупность   всех   этих   статусов   индивида называют «статусным набором».  В статусном наборе выделяют главный статус, который определяет положение человека в обществе в целом.   Это   наиболее   характерный   для   данного   индивида   статус,   с   которым   его   идентифицируют (отождествляют) другие люди. Чаще всего такой статус связан с профессиональным видом деятельности, родом занятий, должностью по основному месту работы. В любом случае главный статус определяет стиль и образ жизни, круг знакомых, манеру поведения и т.д.  Разновидностями социального статуса являются предписанные и достигнутые статусы. Предписанным (приписываемым, приписанным) называется статус, который индивид получает от рождения независимо от   своей   воли   и   желания.   Такой   статус   определяется   полом,   национальностью,   этническим происхождением, местом рождения, системой родства и т.д. К этому виду относятся также статусы, связанные   с   титулами,   передаваемыми   по   наследству   (князь,   граф,   барон   и   т.д.). Достигнутым (достигаемым) называется   статус,   приобретенный   благодаря   собственным   усилиям   индивида.   Он определяется образованием, профессией, квалификацией, должностью и т.д. Этот статус предполагает свободу   выбора,   активность   личности,   ее   способность   принимать   самостоятельные   решения.   В   ряде случаев   трудно   установить   вид   статуса.   Тогда   говорят   о   смешанном   статусе,   сочетающем   черты предписанного и достигнутого (статусы пенсионера, инвалида, безработного и др.). Следует отметить известную условность указанного подразделения  статусов,  поскольку  в  настоящее  время  у  человека появляется   возможность   изменить   пол   и   расу   с   помощью   медицины.   Поэтому   при   характеристике предписанного, часто прирожденного статуса, строго говоря, имеются и виду биологические­ пол и раса в отличие от социально приобретенных.  Исторический   опыт   показывает,   что   в   традиционном   доиндустриальном   обществе   преобладали предписанные статусы, которые и определяли в целом картину общественной жизни. В современном обществе,   напротив,   доминируют   достигнутые   статусы,   стимулирующие   социальную   активность личности, развитие ее духовной свободы и самостоятельности. От социального статуса принято отличать личный статус, который отражает положение, занимаемое индивидом и малой группе в зависимости от того, как он оценивается но своим личностным качествам. Социальный и личный статус не всегда совпадают: человек может занимать важное место в общественно­ политической   иерархии   и   в   то   же   время   быть   аутсайдером   на   спортивной   площадке.   И   наоборот, человек,   не   будучи   руководителем,   может   быть   неформальным   лидером   в   компании   друзей   или   в спортивной команде. При характеристике любого социального статуса выделяют следующие компоненты: • статусные права и обязанности: первые определяют то, что носитель данного статуса может делать, вторые — что он должен делать; • статусный   диапазон: установленные   рамки,   в   которых   осуществляются   статусные   права   и обязанности; • статусные символы: внешние знаки отличия, позволяющие разграничивать носителей разных статусов (военнослужащие носят форму, у каждого сословия и класса свой стиль одежды и своя атрибутика); • статусный образ, или имидж: совокупность представлений о том, как должен выглядеть и вести себя индивид в соответствии со своим статусом; • статусная идентификация: определение степени соответствия индивида своему статусу. Социальный статус В самом широком смысле социальный статус — это позиция индивида в обществе, предполагающая определенные права и обязанности. Поскольку индивид включен в самые различные системы социальных связей и отношений, где занимает соответствующие позиции, у него не один, а несколько статусов. Эти статусы   различаются   в   зависимости   от   пола,   возраста,   национальности,   происхождения,   семейного положения,   образования,   профессии,   должности,   характера   выполняемой   работы,   партийной   и профсоюзной   принадлежности,   религиозности   и   т.д.   Совокупность   всех   этих   статусов   индивида называют «статусным набором».  В статусном наборе выделяют главный статус, который определяет положение человека в обществе в целом.   Это   наиболее   характерный   для   данного   индивида   статус,   с   которым   его   идентифицируют (отождествляют) другие люди. Чаще всего такой статус связан с профессиональным видом деятельности, родом занятий, должностью по основному месту работы. В любом случае главный статус определяет стиль и образ жизни, круг знакомых, манеру поведения и т.д.  Разновидностями социального статуса являются предписанные и достигнутые статусы. Предписанным (приписываемым, приписанным) называется статус, который индивид получает от рождения независимо от   своей   воли   и   желания.   Такой   статус   определяется   полом,   национальностью,   этническим происхождением, местом рождения, системой родства и т.д. К этому виду относятся также статусы, связанные   с   титулами,   передаваемыми   по   наследству   (князь,   граф,   барон   и   т.д.). Достигнутым (достигаемым) называется   статус,   приобретенный   благодаря   собственным   усилиям   индивида.   Он определяется образованием, профессией, квалификацией, должностью и т.д. Этот статус предполагает свободу   выбора,   активность   личности,   ее   способность   принимать   самостоятельные   решения.   В   ряде случаев   трудно   установить   вид   статуса.   Тогда   говорят   о   смешанном   статусе,   сочетающем   черты предписанного и достигнутого (статусы пенсионера, инвалида, безработного и др.). Следует отметить известную условность указанного подразделения  статусов,  поскольку  в  настоящее  время  у  человека появляется   возможность   изменить   пол   и   расу   с   помощью   медицины.   Поэтому   при   характеристике предписанного, часто прирожденного статуса, строго говоря, имеются и виду биологические­ пол и раса в отличие от социально приобретенных.  Исторический   опыт   показывает,   что   в   традиционном   доиндустриальном   обществе   преобладали предписанные статусы, которые и определяли в целом картину общественной жизни. В современном обществе,   напротив,   доминируют   достигнутые   статусы,   стимулирующие   социальную   активность личности, развитие ее духовной свободы и самостоятельности. От социального статуса принято отличать личный статус, который отражает положение, занимаемое индивидом и малой группе в зависимости от того, как он оценивается но своим личностным качествам. Социальный и личный статус не всегда совпадают: человек может занимать важное место в общественно­ политической   иерархии   и   в   то   же   время   быть   аутсайдером   на   спортивной   площадке.   И   наоборот, человек,   не   будучи   руководителем,   может   быть   неформальным   лидером   в   компании   друзей   или   в спортивной команде. При характеристике любого социального статуса выделяют следующие компоненты: • статусные права и обязанности: первые определяют то, что носитель данного статуса может делать, вторые — что он должен делать; • статусный   диапазон: установленные   рамки,   в   которых   осуществляются   статусные   права   и обязанности; • статусные символы: внешние знаки отличия, позволяющие разграничивать носителей разных статусов (военнослужащие носят форму, у каждого сословия и класса свой стиль одежды и своя атрибутика); • статусный образ, или имидж: совокупность представлений о том, как должен выглядеть и вести себя индивид в соответствии со своим статусом; • статусная идентификация: определение степени соответствия индивида своему статусу. Социальный контроль  –это совокупность средств, с помощью которых общество или   социальная   общность   (группа)   обеспечивает   соответствующее   принятым   нормам   (моральным, правовым, эстетическим и др.) поведение своих членов, а также предотвращает девиантные поступки, наказывает девиантов или исправляет их. Основные средства социального контроля заключаются в следующем. 1. Социализация, обеспечивающая восприятие, усвоение и выполнение индивидом принятых в обществе социальных норм. 2.   Воспитание   –процесс   систематического   воздействия   на   социальное   развитие   личности   в   целях формирования у нее потребности и привычки соблюдать господствующие в обществе нормы. 3. Групповое давление, свойственное любой социальной группе и выражающееся в том, что каждый индивид, входящий в группу, должен выполнять определенный набор исходящих от группы требований и предписаний, соответствующих принятым в ней нормам. 4. Принуждение –применение определенных санкций (угроза, наказание и т.п.), понуждающих индивидов и их группы выполнять предписываемые обществом (общностью) нормы и правила поведения. Среди методов социального контроля наиболее употребимыми, являются: 1. изоляция, т.е. отлучение девианта от других людей (например, заключение в тюрьму). 2. обособление – ограничение контактов девианта с другими людьми, но не полная его изоляция от общества (например, подписка о невыезде, домашний арест, помещение в психиатрическую больницу). 3.   реабилитация,   т.е.   подготовка   девиантов   к   нормальной   жизни   (например,   в   группах   анонимных алкоголиков). Социальный контроль над девиацией подразделяется на два основных вида. Неформальный социальный контроль включает в себя социальное поощрение, наказание, убеждение или переоценку существующих норм, замену их новыми нормами, более соответствующими изменившимся социальным установлениям. Формальный контроль осуществляется специально созданными обществом социальными институтами и организациями. Среди них основную роль играют милиция, прокуратура, суд, тюрьма. Самоконтроль – это специфический способ поведения субъекта, при котором он самостоятельно (без внешнего принуждения) осуществляет надзор за собственными действиями, ведет себя соответственно общественно   принятым   нормам.   Основное   преимущество   самоконтроля   –   сокращение   контрольной деятельности   со   стороны   администрации.   Кроме   того,   он   дает   работнику   чувство   свободы, самостоятельности, личной значимости. В некоторых случаях самоконтроль более компетентен. Недостатками   самоконтроля   являются   в   основном   два   обстоятельства:   каждый   работник   в   оценке собственного поведения склонен занижать социально­нормативные требования, проявлять либеральность в отношении себя; кроме того, самоконтроль плохо предсказуем и управляем, зависим от субъекта, проявляется   только   при   таких   его   личностных   качествах,   как   сознательность,   нравственность, порядочность и т.д. Социальный контроль  –это совокупность средств, с помощью которых общество или   социальная   общность   (группа)   обеспечивает   соответствующее   принятым   нормам   (моральным, правовым, эстетическим и др.) поведение своих членов, а также предотвращает девиантные поступки, наказывает девиантов или исправляет их. Основные средства социального контроля заключаются в следующем. 1. Социализация, обеспечивающая восприятие, усвоение и выполнение индивидом принятых в обществе социальных норм. 2.   Воспитание   –процесс   систематического   воздействия   на   социальное   развитие   личности   в   целях формирования у нее потребности и привычки соблюдать господствующие в обществе нормы. 3. Групповое давление, свойственное любой социальной группе и выражающееся в том, что каждый индивид, входящий в группу, должен выполнять определенный набор исходящих от группы требований и предписаний, соответствующих принятым в ней нормам. 4. Принуждение –применение определенных санкций (угроза, наказание и т.п.), понуждающих индивидов и их группы выполнять предписываемые обществом (общностью) нормы и правила поведения. Среди методов социального контроля наиболее употребимыми, являются: 1. изоляция, т.е. отлучение девианта от других людей (например, заключение в тюрьму). 2. обособление – ограничение контактов девианта с другими людьми, но не полная его изоляция от общества (например, подписка о невыезде, домашний арест, помещение в психиатрическую больницу). 3.   реабилитация,   т.е.   подготовка   девиантов   к   нормальной   жизни   (например,   в   группах   анонимных алкоголиков). Социальный контроль над девиацией подразделяется на два основных вида. Неформальный социальный контроль включает в себя социальное поощрение, наказание, убеждение или переоценку существующих норм, замену их новыми нормами, более соответствующими изменившимся социальным установлениям. Формальный контроль осуществляется специально созданными обществом социальными институтами и организациями. Среди них основную роль играют милиция, прокуратура, суд, тюрьма. Самоконтроль – это специфический способ поведения субъекта, при котором он самостоятельно (без внешнего принуждения) осуществляет надзор за собственными действиями, ведет себя соответственно общественно   принятым   нормам.   Основное   преимущество   самоконтроля   –   сокращение   контрольной деятельности   со   стороны   администрации.   Кроме   того,   он   дает   работнику   чувство   свободы, самостоятельности, личной значимости. В некоторых случаях самоконтроль более компетентен. Недостатками   самоконтроля   являются   в   основном   два   обстоятельства:   каждый   работник   в   оценке собственного поведения склонен занижать социально­нормативные требования, проявлять либеральность в отношении себя; кроме того, самоконтроль плохо предсказуем и управляем, зависим от субъекта, проявляется   только   при   таких   его   личностных   качествах,   как   сознательность,   нравственность, порядочность и т.д. Раздел IV. Социальные отношения. Группа _____________       Микрогруппа   1 Тема 4.1 Социальная стратификация. Протокол № 1 Фамилии Эксперты Схема «Социальные группы   в России» Схема «Социальные общности     в России» Схема   «Социальная  мобильность» Тема 4.2 Социальная роль индивида в обществе. Протокол № 2 Фамилии Эксперты Аналитическая работа  «Мои социальные  роли». ДЗ Запись  лекции Тема 4.3 Социальный статус личности.  Протокол № 3 Фамилии Эксперты Активность  обсуждения Вопросы Выступление с докладом Тема 4.4 Социальный контроль. Протокол № 4 Фамилии Эксперты ДЗ Запись лекции Активность обсуждения Тема 4.5 Девиантное поведение Протокол № 5 Фамилии Эксперты ДЗ Запись лекции Составлен кластер Написано эссе  Тема 4.6 Социальный конфликт. Протокол № 6 Фамилии Эксперты ДЗ Выступление с докладом Активность обсуждения Вопросы Тема 4.7 Этнические общности и межнациональные отношения Протокол № 7 Фамилии Эксперты Д З Активность обсуждения Защит а Вопросы Тема 4.8 Семья как малая социальная группа. Протокол № 8 Фамилии Эксперты ДЗ Запись лекции Активность обсуждения Вопросы

Учебно-методический материал по дисциплине "Обществознание". Работа в малых группах. Раздел IV. Социальные отношения.

Учебно-методический материал по дисциплине "Обществознание". Работа в малых группах. Раздел IV. Социальные отношения.

Учебно-методический материал по дисциплине "Обществознание". Работа в малых группах. Раздел IV. Социальные отношения.

Учебно-методический материал по дисциплине "Обществознание". Работа в малых группах. Раздел IV. Социальные отношения.

Учебно-методический материал по дисциплине "Обществознание". Работа в малых группах. Раздел IV. Социальные отношения.

Учебно-методический материал по дисциплине "Обществознание". Работа в малых группах. Раздел IV. Социальные отношения.

Учебно-методический материал по дисциплине "Обществознание". Работа в малых группах. Раздел IV. Социальные отношения.

Учебно-методический материал по дисциплине "Обществознание". Работа в малых группах. Раздел IV. Социальные отношения.

Учебно-методический материал по дисциплине "Обществознание". Работа в малых группах. Раздел IV. Социальные отношения.

Учебно-методический материал по дисциплине "Обществознание". Работа в малых группах. Раздел IV. Социальные отношения.

Учебно-методический материал по дисциплине "Обществознание". Работа в малых группах. Раздел IV. Социальные отношения.

Учебно-методический материал по дисциплине "Обществознание". Работа в малых группах. Раздел IV. Социальные отношения.

Учебно-методический материал по дисциплине "Обществознание". Работа в малых группах. Раздел IV. Социальные отношения.

Учебно-методический материал по дисциплине "Обществознание". Работа в малых группах. Раздел IV. Социальные отношения.

Учебно-методический материал по дисциплине "Обществознание". Работа в малых группах. Раздел IV. Социальные отношения.

Учебно-методический материал по дисциплине "Обществознание". Работа в малых группах. Раздел IV. Социальные отношения.

Учебно-методический материал по дисциплине "Обществознание". Работа в малых группах. Раздел IV. Социальные отношения.

Учебно-методический материал по дисциплине "Обществознание". Работа в малых группах. Раздел IV. Социальные отношения.

Учебно-методический материал по дисциплине "Обществознание". Работа в малых группах. Раздел IV. Социальные отношения.

Учебно-методический материал по дисциплине "Обществознание". Работа в малых группах. Раздел IV. Социальные отношения.

Учебно-методический материал по дисциплине "Обществознание". Работа в малых группах. Раздел IV. Социальные отношения.

Учебно-методический материал по дисциплине "Обществознание". Работа в малых группах. Раздел IV. Социальные отношения.

Учебно-методический материал по дисциплине "Обществознание". Работа в малых группах. Раздел IV. Социальные отношения.

Учебно-методический материал по дисциплине "Обществознание". Работа в малых группах. Раздел IV. Социальные отношения.

Учебно-методический материал по дисциплине "Обществознание". Работа в малых группах. Раздел IV. Социальные отношения.

Учебно-методический материал по дисциплине "Обществознание". Работа в малых группах. Раздел IV. Социальные отношения.

Учебно-методический материал по дисциплине "Обществознание". Работа в малых группах. Раздел IV. Социальные отношения.

Учебно-методический материал по дисциплине "Обществознание". Работа в малых группах. Раздел IV. Социальные отношения.

Учебно-методический материал по дисциплине "Обществознание". Работа в малых группах. Раздел IV. Социальные отношения.

Учебно-методический материал по дисциплине "Обществознание". Работа в малых группах. Раздел IV. Социальные отношения.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.06.2019