Роль проектной деятельности в экологическом воспитании обучающихся специальной (коррекционной) школы.
Слайд 1
Тяжелое положение лиц с выраженными интеллектуальными и физическими нарушениями – одна из актуальных социальных проблем современной России. Дети-инвалиды, по сравнению с другими людьми, в большей степени нуждаются в социокультурных услугах. В ФГОСе для обучающихся с умственной отсталостью говорится об «установлении и реализации социокультурных связей и отношений обучающегося с окружающей средой». И те вопросы, которые мы сегодня рассматриваем, своевременны и очень важны.
Слайд 2
Вы все знаете, что количество детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) растет. В настоящее время в специальную (коррекционную) школу приходят дети, которые раньше считались необучаемыми. Их обучение вследствие грубых нарушений психофизического развития происходит очень медленно, и оно будет тогда эффективным, когда полученные знания будут закрепляться в повседневной жизни. Решение данной задачи возможно при правильной организации внеурочной деятельности.
В нашей школе 254 обучающихся. Обращаю ваше внимание на структуру дефекта детей.
Слайд 3
В настоящее время вопросам экологического воспитания детей с ОВЗ уделяется значительное внимание. Так, во ФГОСе для обучающихся с умственной отсталостью записано, что «формирование экологической культуры направлено на сохранение и укрепление физического и психического здоровья обучающихся с ОВЗ, способствует их познавательному и эмоциональному развитию, усвоению норм поведения».
Далее написано, что эффективным путем формирования экологической культуры является направляемая и организуемая взрослыми самостоятельная деятельность обучающихся. Работа по экологическому воспитанию должна проходить в единстве с урочной, внеурочной и внешкольной деятельности.
Психологом школы Трифоновой Г.В. была разработана анкета по оценке уровня знаний старшеклассников с ОВЗ современных экологических проблемах. Результаты диагностики показали, что
Слайд 4, 5
-почти половина (48%) обучающихся 9-11 классов интересуются проблемами экологии;
-64% старшеклассников получают информацию от учителя;
-обучающиеся про ранжировали экологические проблемы: На 1 место поставили загрязнение водных ресурсов, 2 место – загрязнение воздуха; 3 место_ загрязнение почвы;
-основную причину экологического кризиса почти половина старшеклассников (48%) называют загрязнение человеком окружающей среды;
-76% обучающихся 9-11 классов хотели бы расширить свои знания в области экологии.
Таким образом исходя из результатов диагностики можно сказать, что значительное большинство старшеклассников мотивированы на изучение экологии и основным источником их знаний является учитель.
Слайд 6
В школе-интернате большое внимание уделяется вопросам формирования активной экологической позиции обучающихся, которые решаются через «организацию целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность». Действует проек « экологическая радуга».
Слайд 7
Его руководитель - директор школы Томенко Т.Ю.
Активными участниками проекта становятся все субъекта образовательного процесса.
Цель проекта – создание двор-сада
Задачи
1. Формирование у обучающихся с ОВЗ представлений об экологической культуре.
2. Формирование активной экологической позиции школьника с ограниченными возможностями здоровья.
3. Оптимизация межличностных отношений между участниками образовательного процесса.
Результаты проекта «Экологическая радуга»:
· красивый школьный двор;
· желание обучающегося с умственной отсталостью умножать эту красоту;
· самостоятельная практическая деятельность школьника с ОВЗ по выращиванию и уходу за культурными растениями;
· интерактивные работы работы(конкурсы, выставки, неделя экологии;
· сплоченный детский коллектив.
Актуальность проекта - создание инновационной коррекционно-развивающей среды для повышения реабилитационного потенциала школьника с умственной отсталостью.
Практическая значимость проекта состоит в том, что он позволяет в комплексе реализовать учебную, общественно-полезную и кружковую деятельность по экологическому воспитанию.
Слайд8,9,10
На подготовительном этапе дети собирали и анализировали материал о садовых и цветковых растениях, ездили на экскурсии в парки, скверы города: что то они заимствовали, что - то полностью отвергалось .Школьники создавали эскизы клумб.
Слайд 11, 12
Сюжетные линии проекта реализовались комплексом мероприятий: выращивание рассады, Слайды 13 смотры-конкурсы «Чудесный пенек», Слайд 14 «Праздник цветов», Слайд 15,16,17 «День рождения липовой аллеи», «Веселый газон».
Первые цветы удивили и порадовали всех участников проекта. Да же те, кто не принимал участие, с гордостью говорили: Слайд 18, 19 «Это клумба нашего класса. Слайд 20 Эти цветы Гриша посадил». Чувство прекрасного, чувство гордости за своих одноклассников и Слайд 21, 22 видимый результат активизировали даже очень пассивных обучающихся.
Слайд 23, 24
Третий год реализации проекта двор-сада это зеленые туи , разный видовой состав цветковых растений радует взгляд Слайд 25-34, (РОЗЫ)
розарий вызывает восхищение. Слайд 35. 36 Коллективная работа в саду, с красивыми цветами сплотила детей. Сейчас в школе нет детей-одиночек.
Этот проект положительно повлиял на детей и с расстройством аутистического спектра:
-все дети данной категории участвовали в проекте «Экологическая радуга»;
Слайд37
-работа с землей, цветами позитивно повлияла на эмоциональное состояние этих детей: они переживали, радовались за свои цветы. Шло развитие их моторной сферы, вырабатывался алгоритм действий работы с землей и растениями;
- что особенно важно повысилась их речевая активность: дети обращались с просьбой не только к своему педагогу, но и к детям других классов.
Слайд 38
С удовольствием трудятся и дети с выраженными интеллектуальными сложными нарушениями. Это та деятельность, где такие ребята чувствуют себя равными с другими детьми.
Ребенок со сложным дефектом (УО и ДЦП) старательно и очень аккуратно высаживает в почву рассаду цинний. Девочка рада , что она востребована, ощущает свою значимость.
Слайд 39
Родители не остаются равнодушными. Они, видя результат труда своих детей, активно включаются в мероприятиях по реализации проекта «Экологическая радуга».
Такие мероприятия позволяют каждому обучающемуся не зависимо от его возраста и психофизического состояния почувствовать себя нужным и умелым.
С проектом двор-сад мы уже выходили на большую сцену. Дети совместно с педагогами приняли участие в конкурсе «Эко лидер» и стали лауреатами в номинации «Образование» «Образовательное учреждение среднего звена
Слайд 40-41
Работа по экологическому воспитанию обучающихся с ОВЗ совершенствуется, расширяется ее образовательное пространство: дети сажают клумбы в центре «Семья» Промышленного района и в пансионате Слайд 35,36 для детей инвалидов.
Об-полезный труд и различные формы урочной и внеурочной деятельности играют значимую роль именно в работе с детьми, имеющими тяжелые и Слайд 42, 43 множественные нарушения развития, в формировании их жизненных компетенций.
Реализация проекта «Двор-сад» способствует Слайд 44-45
не только более прочному усвоению предметов естественного цикла, но и помогает решить вопросы профессионального самоопределения.
Работа в Ботаническом саду.
Слайд 46 социальной адаптации ребенка с ОВЗ. Итоги лонгитюдного исследования профессиональных интересов и предпочтений обучающихся 9 –11 классов свидетельствуют о стойком интересе старшеклассников к профессиям эколого-биологического цикла.
Слайд 47, 48, 49
Кроме того двор- сад стал местом фото и видео-съемок
Наше выступление хочется закончить словами
К. Д. Ушинского «…Прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.