Учебно-методический материал. Выступление на методическом объединении учителей гуманитарного цикла "Роль проектной деятельности в экологическом воспитании обучающихся специальной (коррекционной) школы".
Оценка 4.9

Учебно-методический материал. Выступление на методическом объединении учителей гуманитарного цикла "Роль проектной деятельности в экологическом воспитании обучающихся специальной (коррекционной) школы".

Оценка 4.9
Лекции
docx
биология +1
Взрослым
30.01.2017
Учебно-методический материал. Выступление на методическом объединении учителей гуманитарного цикла "Роль  проектной деятельности в экологическом воспитании обучающихся специальной (коррекционной) школы".
Тяжелое положение лиц с выраженными интеллектуальными и физическими нарушениями – одна из актуальных социальных проблем современной России. Дети-инвалиды, по сравнению с другими людьми, в большей степени нуждаются в социокультурных услугах. В ФГОСе для обучающихся с умственной отсталостью говорится об «установлении и реализации социокультурных связей и отношений обучающегося с окружающей средой». И те вопросы, которые мы сегодня рассматриваем, своевременны и очень важны.
Доклад 22.12.2015.docx

Роль  проектной деятельности в экологическом воспитании обучающихся специальной (коррекционной) школы.

 

 

Слайд 1

Тяжелое положение лиц с выраженными интеллектуальными и физическими нарушениями – одна из актуальных  социальных проблем современной России. Дети-инвалиды, по сравнению с другими людьми, в большей степени нуждаются в социокультурных услугах. В  ФГОСе  для обучающихся с умственной отсталостью говорится об «установлении и реализации социокультурных связей и отношений обучающегося с окружающей средой». И те вопросы, которые мы сегодня рассматриваем, своевременны и очень важны.

 Слайд 2

Вы все знаете, что количество детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) растет. В настоящее время в специальную (коррекционную) школу приходят дети, которые раньше  считались необучаемыми. Их обучение вследствие грубых нарушений психофизического развития происходит очень медленно, и оно будет тогда эффективным, когда полученные знания будут закрепляться в повседневной жизни. Решение данной задачи возможно при правильной организации внеурочной деятельности.

В нашей школе 254 обучающихся. Обращаю ваше внимание на структуру дефекта детей.

Слайд 3

В настоящее время вопросам экологического воспитания детей с ОВЗ уделяется значительное внимание. Так, во ФГОСе для обучающихся с умственной отсталостью записано, что «формирование экологической культуры направлено на сохранение и укрепление физического и психического здоровья обучающихся с ОВЗ, способствует их познавательному и эмоциональному развитию, усвоению норм поведения».

  Далее написано, что эффективным путем формирования экологической культуры является направляемая и организуемая взрослыми самостоятельная деятельность обучающихся. Работа по экологическому воспитанию должна проходить в единстве с урочной, внеурочной и внешкольной деятельности.

  Психологом школы Трифоновой Г.В. была разработана  анкета по оценке уровня знаний старшеклассников с ОВЗ современных экологических проблемах. Результаты диагностики показали, что

Слайд  4, 5

-почти половина (48%) обучающихся 9-11 классов интересуются проблемами экологии;

-64% старшеклассников получают информацию от учителя;

-обучающиеся про ранжировали экологические проблемы: На 1 место поставили загрязнение водных ресурсов, 2 место – загрязнение воздуха; 3 место_ загрязнение почвы;

-основную причину экологического кризиса почти половина старшеклассников (48%) называют загрязнение человеком окружающей среды;

-76% обучающихся 9-11 классов хотели бы расширить свои знания в области экологии.

  Таким образом исходя из результатов диагностики можно сказать, что значительное большинство  старшеклассников мотивированы на изучение экологии и основным источником их знаний  является учитель.  

Слайд 6

В школе-интернате большое внимание уделяется вопросам формирования активной экологической позиции обучающихся, которые решаются через «организацию целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность». Действует проек « экологическая  радуга».

Слайд 7

 Его   руководитель  - директор школы Томенко Т.Ю.

  Активными участниками проекта становятся все субъекта образовательного процесса.

Цель проекта –  создание двор-сада

Задачи

1. Формирование у обучающихся с ОВЗ представлений об экологической культуре.

2.  Формирование активной экологической позиции школьника с ограниченными возможностями здоровья.

3. Оптимизация межличностных отношений между участниками образовательного процесса.

Результаты проекта «Экологическая радуга»:

·        красивый школьный двор;

·        желание обучающегося с умственной отсталостью умножать эту красоту;

·        самостоятельная практическая деятельность школьника с ОВЗ по выращиванию и уходу за культурными растениями;

·        интерактивные работы работы(конкурсы, выставки, неделя экологии;

·        сплоченный детский коллектив.

 

Актуальность проекта - создание инновационной коррекционно-развивающей среды для повышения реабилитационного потенциала школьника с умственной отсталостью.

Практическая значимость проекта состоит в том, что он позволяет в комплексе реализовать учебную, общественно-полезную  и кружковую деятельность по экологическому воспитанию.

 Слайд8,9,10

На подготовительном этапе  дети собирали и анализировали материал о садовых и цветковых растениях,  ездили на экскурсии в парки, скверы города:  что то они заимствовали, что - то полностью отвергалось .Школьники создавали эскизы клумб.  

Слайд 11, 12

 

Сюжетные линии проекта реализовались комплексом мероприятий: выращивание рассады,  Слайды 13 смотры-конкурсы «Чудесный пенек»,  Слайд 14 «Праздник цветов», Слайд 15,16,17 «День рождения липовой аллеи», «Веселый газон».

 Первые цветы удивили и порадовали всех участников проекта. Да же те, кто не принимал участие, с гордостью говорили: Слайд 18, 19 «Это клумба нашего класса. Слайд 20 Эти цветы Гриша посадил». Чувство прекрасного, чувство гордости за своих одноклассников и Слайд 21, 22 видимый результат активизировали даже очень пассивных обучающихся.

Слайд 23, 24

Третий год реализации проекта двор-сада это зеленые туи , разный видовой состав цветковых растений радует взгляд Слайд 25-34, (РОЗЫ)

розарий вызывает восхищение. Слайд 35. 36  Коллективная работа в саду, с красивыми цветами сплотила детей. Сейчас в школе нет детей-одиночек.

Этот проект положительно повлиял на детей  и с расстройством аутистического спектра:

-все дети данной категории участвовали в проекте «Экологическая радуга»;

Слайд37

-работа с землей, цветами позитивно повлияла на эмоциональное состояние этих детей: они переживали, радовались за свои цветы. Шло развитие их моторной сферы, вырабатывался алгоритм действий работы с землей и растениями;

- что особенно важно повысилась их речевая активность: дети обращались с просьбой не только к  своему педагогу, но и к детям других классов.

Слайд 38

 

С удовольствием трудятся и  дети  с выраженными интеллектуальными сложными нарушениями. Это та деятельность, где такие ребята чувствуют себя равными с другими детьми.

Ребенок со сложным дефектом (УО и ДЦП) старательно и очень аккуратно высаживает в почву рассаду цинний. Девочка рада , что она востребована, ощущает свою значимость.

 

 

Слайд 39

 

Родители  не остаются   равнодушными. Они,  видя  результат труда своих детей,  активно включаются в мероприятиях по реализации проекта «Экологическая радуга».

 

 

 

Такие мероприятия позволяют каждому обучающемуся не зависимо от его возраста и психофизического состояния почувствовать себя нужным и умелым.

 С проектом двор-сад мы уже выходили на большую сцену. Дети совместно с педагогами приняли участие в конкурсе «Эко лидер» и стали лауреатами в номинации «Образование» «Образовательное учреждение среднего звена

Слайд 40-41

Работа по экологическому воспитанию обучающихся с ОВЗ  совершенствуется, расширяется ее образовательное пространство: дети сажают клумбы в центре «Семья» Промышленного района  и в пансионате Слайд 35,36 для детей инвалидов.

  

 Об-полезный труд и различные формы урочной и  внеурочной деятельности  играют значимую роль  именно в работе с детьми, имеющими тяжелые и Слайд 42, 43 множественные нарушения развития, в формировании их жизненных компетенций.

Реализация проекта «Двор-сад» способствует Слайд 44-45

не только более прочному усвоению предметов естественного цикла, но и помогает решить вопросы профессионального самоопределения.

Работа в  Ботаническом саду.

Слайд 46 социальной адаптации ребенка с ОВЗ. Итоги лонгитюдного исследования профессиональных интересов и предпочтений обучающихся 9 –11 классов свидетельствуют о стойком интересе  старшеклассников к профессиям эколого-биологического цикла.

 

 

 

Слайд 47, 48, 49

Кроме того двор- сад стал местом фото и видео-съемок

 

Наше выступление хочется закончить словами

К. Д. Ушинского «…Прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога».     

 


 

Роль проектной деятельности в экологическом воспитании обучающихся специальной (коррекционной) школы

Роль проектной деятельности в экологическом воспитании обучающихся специальной (коррекционной) школы

Слайд 3 В настоящее время вопросам экологического воспитания детей с

Слайд 3 В настоящее время вопросам экологического воспитания детей с

На 1 место поставили загрязнение водных ресурсов, 2 место – загрязнение воздуха; 3 место_ загрязнение почвы; -основную причину экологического кризиса почти половина старшеклассников (48%) называют…

На 1 место поставили загрязнение водных ресурсов, 2 место – загрязнение воздуха; 3 место_ загрязнение почвы; -основную причину экологического кризиса почти половина старшеклассников (48%) называют…

Оптимизация межличностных отношений между участниками образовательного процесса

Оптимизация межличностных отношений между участниками образовательного процесса

Первые цветы удивили и порадовали всех участников проекта

Первые цветы удивили и порадовали всех участников проекта

Слайд 39 Родители не остаются равнодушными

Слайд 39 Родители не остаются равнодушными

Слайд 46 социальной адаптации ребенка с

Слайд 46 социальной адаптации ребенка с
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.01.2017