Учебное проектирование и исследовательская деятельность учащихся.
Роль учителя в учебном проектировании и исследовательской деятельности.
Последние десятилетия характерны появлением и активным развитием такого социокультурного феномена, как проектность, которая становится неотъемлемым компонентом деятельности человека практически в любой сфере, в том числе и в образовании. Проектирование связано с построением новых моделей (в настоящее время, прежде всего, информационных, знаковых, реализуемых на компьютере) объектов, процессов, деятельности и ориентировано на создание определенного материального продукта или получение нового знания.
Особенно важен метод проектов на старшей ступени школы в условиях введения в старших классах профильного обучения.
Метод проектов - система обучения, при которой учащиеся приобретают знания, развивают умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий - проектов.
В условиях перехода к профильному обучению данный метод обучения может стать серьёзным средством развития творческой инициативы и самостоятельности учащихся, обеспеченного осознанным выбором школьника определённого профиля обучения на основе собственных интересов и склонностей, жизненных устремлений, планирования будущего профессионального статуса.
По определению этого понятия, данного В.В.Копыловой: «Метод проектов - целенаправленная, в целом самостоятельная деятельность учащихся, осуществляемая под гибким руководством учителя, направленная на решение исследовательской или социально-значимой прагматической проблемы и на получение конкретного результата в виде материального и (или) идеального продукта».
Учебное проектирование стимулирует старшеклассников самостоятельно познавать окружающий мир, самоутверждаться и самореализовываться в разнообразной учебной и практической деятельности.
В профильном обучении учебно-проектная деятельность учащихся должна отвечать определенным методическим условиям:
- Соответствие специфике содержания данного профиля.
- Поэтапное усложнение работы.
- Обеспечение необходимым оборудованием.
- Ориентация на самостоятельную работу учащихся.
Для выполнения учебных проектов необходимо обеспечить практическую направленность профильного обучения, что обеспечивается формированием определенных умений:
Исследовательская и учебно-проектная деятельность имеют определенный алгоритм, учет которого позволяет оптимально организовать деятельность учащихся.
1. Выбор объекта исследования или учебного проекта.
2. Изучение состояния объекта (явления, процесса), его основных свойств и характеристик, динамики изменения.
3. Оценка и прогноз развития объекта (явления, процесса).
4. Определение мер по сохранению, улучшению и рациональному использованию объекта.
Какова же роль учителя в исследовательской и научно-проектной деятельности?
Основная функция учителя заключается прежде всего в конструировании и постановке учащимся проблемных заданий (или отборе этих заданий из методической литературы), а деятельность учащихся состоит в восприятии, осмыслении и решении проблемы в целом.
Деятельность учителя направлена на:
1. Мотивацию выбора проектной деятельности; организацию учащихся по созданию проекта, раскрытие его цели и значимости. Ориентация на принятие решения о необходимости выполнения проекта.
2. Объединение учащихся в группы; консультация учащихся, стимулирование поисковой деятельности учащихся, планирование предстоящей работы, подготовка памяток и алгоритмов по организации самостоятельной работы.
3. Стимулирование и консультирование учащихся; организация деятельности по оформлению проекта в выбранной учеником форме.
4. Подготовка экспертов; проектирование формы презентации; организация дискуссии по обсуждению проекта; организация самооценки учащихся.
Учитель географии Левина Л.В.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.