ВАШЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО
О ПУБЛИКАЦИИ В СМИ И РЕЦЕНЗИЯ
бесплатно за 1 минуту
Добавить материал
Количество Ваших материалов: 0.
Авторское
свидетельство о публикации в СМИ
добавьте 1 материал
Свидетельство
о создании электронного портфолио
добавьте 5 материала
Секретный
подарок
добавьте 10 материалов
Грамота за
информатизацию образования
добавьте 12 материалов
Рецензия
на любой материал бесплатно
добавьте 15 материалов
Елена Чернявская Свидетельство о публикации Рецензия
Свидетельство о публикации Скачивание доступно только автору
Учебное  сотрудничество – путь к  учебной  самостоятельности.
Просмотр файла:

Учебное сотрудничество.docx - Учебное сотрудничество – путь к учебной самостоятельности.


Все файлы публикации > Учебное сотрудничество.docx
Учебное  сотрудничество – путь к  учебной  самостоятельности.

Учебное сотрудничество – путь к учебной
самостоятельности.
Сегодня перед нами, педагогами, один путь – уметь вовлечь
учеников в общий труд учения, вызывая радостное чувство
успеха, движения вперёд, развития. И этот путь – педагогика
сотрудничества, которая делает упор на вовлечение детей в
учение, на совместный труд учителя и детей.
В школе всегда были и есть учителя­предметники и учителя –
воспитатели: одни идут с предметом к детям, другие вместе с
детьми идут к предмету­ вот это и есть сотрудничество с детьми.
Именно отношения с учениками выходят сегодня на одно из
первых мест. Центральная точка такой педагогики – исключение
методов принуждения к учению.
«Интерес к учению есть только там, где есть вдохновение,
рождающееся от успеха» ­ В.А. Сухомлинский.
Педагогика сотрудничества вся направлена на одно – дать ребёнку
уверенность в том, что он добьётся успеха, научить его учиться, не
допускать, чтобы он отстал и заметил своё отставание.
***
Вот некоторые идеи, позволяющие развивать даже самые малые
способности детей:
1) Идея опоры.
Поскольку в классе занимаются дети с разными способностями,
кто­то усваивает учебный материал быстро, кто­то с трудом –
возникает необходимость использовать опорные схемы по мере
изучения учебного материала на уроке ( с правой стороны доски).
Это не готовая таблица, а родившаяся на уроке схема или
формула, которой дети пользуются на уроке ( слабые ученики
пользуются дольше). Эту сему можно затем набрать на компьютере
и использовать дальше.
На уроках чтения, окружающего мира – это ключевые слова – очень
облегчают понимание и запоминание материала. Любой ученик
может рассказать по опорным словам весь изученный материал.
2) Идея свободного выбора.
Чтобы дети чувствовали себя сотрудниками учителя, я стараюсь
предоставлять им свободный выбор: какую задачу решить, какое
стихотворение выучить, какие трудные слова написать на доске для
работы над изложением; на уроках труда и ИЗО – просто может
объявляться тема – делаем дом, а кто и как будет это делать – это

Учебное  сотрудничество – путь к  учебной  самостоятельности.

выбор ребёнка. Свобода выбора – самый простой шаг к развитию
творческой мысли.
3) Идея опережения.
Уже несколько лет использую опережающее обучение – и это
необходимо, т.к. многим детям
не хватает предусмотренных
программой уроков, чтобы усвоить учебный материал ( кому­то надо
5 уроков, кому­то 50).Для «сильных» детей это возможность
отвечать на вопросы, которые ещё не изучались, пользоваться
догадкой, отчего они развиваются и не скучают на уроке среди
более слабых детей.
4) Идея самоанализа.
и приучен
учитель
Трудность школьного учения состоит в том, что это единственный
вид работы, который нуждается в оценке учителя. Между тем
лишь того можно назвать самостоятельным и независимым, кто
может сам вынести точную оценку своей работы, не завышенную и
не заниженную, кто научен
анализировать свою
деятельность. Поэтому с первого класса учу детей приёмам
самооценки, взаимооценки.
***
Используя приёмы педагогики сотрудничества, учителю необходимо
выстраивать с учениками «учебное сотрудничество». Учебное
сотрудничество
предлагает
ученикам решить практическую задачу, но не даёт готового
образца её решения. Сюда относится и технология проблемного
диалога, где дети выдвигают гипотезы для решения той или иной
учебной задачи.
Учебное сотрудничество может использоваться как способ
организации учителем взаимодействия детей и в группах.
***
Главная идея обучения в сотрудничестве может быть сформулирована
так: учиться вместе, а не просто выполнять вместе.
Основные принципы обучения в сотрудничестве:
возникает тогда, когда
1) Взаимозависимость членов группы, которую можно создать на
основе:
единой цели, которую можно достичь только сообща;
распределенных внутригрупповых ролей, функций;
2) Личная ответственность каждого. Каждый участник группы
отвечает за собственные успехи и успехи товарищей.
3) Равная доля участия каждого члена группы. Совместная учебно­
познавательная, творческая и другая деятельность учащихся в группе

Учебное  сотрудничество – путь к  учебной  самостоятельности.

на основе взаимной помощи и поддержки достигается, как правило,
либо выделением внутригрупповых ролей, либо делением общего
задания на фрагменты.
4) Рефлексия ­ обсуждение группой качества работы и эффективности
сотрудничества с целью дальнейшего их совершенствования.
***
Таким образом, при обучении в сотрудничестве особое внимание
уделяется групповым целям и успеху всего коллектива, который
может быть достигнут только в результате самостоятельной работы
каждого члена группы в постоянном взаимодействии с другими ее
членами при работе над темой (проблемой, вопросом), подлежащей
изучению. Задача каждого ученика состоит не только в том, чтобы
сделать что­то вместе, но и в том, чтобы узнать что­то вместе, чтобы
каждый участник команды овладел необходимыми знаниями,
сформировал нужные навыки. При этом важно, чтобы вся команда
знала, чего достиг каждый ученик, т.е. вся группа должна быть
заинтересована в усвоении учебной информации каждым ее членом.
Примерные темы для работы в группе:
Изготовить памятку по изученной теме;
Изготовить бумажные слайды (окружающий мир);
Создать кадры для мультфильма;
Подготовить вопросы по новому материалу;
Подготовить ответы на вопросы по новому материалу;
Придумать, стихи, правила;
Провести наблюдение и исследовать предметы;
Придумать сказку;
Составить загадки по какой­либо теме;
Сделать коллективную композицию;
Сделать коллективный проект; и т.д.
***
Работу в группах стараюсь организовывать на разных уроках:
технология, ИЗО, чтение, окружающий мир­ это может быть и круг
общения, и общество ученых, где группы выдвигают свое решение,
свой продукт.
Хорошо организовать и групповую проектную работу как на уроке,
так и вне уроков.
***
Учебная самостоятельность учеников существенно зависит от опыта
учебного сотрудничества, от того, насколько учитель умеет

Учебное  сотрудничество – путь к  учебной  самостоятельности.

включать каждого ребёнка в совместный поиск нового знания, от
того, насколько учителю удастся превратить класс в учебное
сообщество (группа способная сорганизоваться для совместного
труда). Местом рождения учебного сообщества является 1 класс,
откладывать такую организацию на следующую четверть, на
следующий год нельзя.
В учебном сообществе у ребёнка складываются установки:
 Нет ошибок, есть догадки (гипотезы), которые подтверждаются
или нет. Гипотезы высказывать почётно.
 Моё мнение важно и учителю, и одноклассникам, но его
желательно обосновать.
 По реакции учителя я редко могу понять, правильно ли
высказана мысль. Понять это помогают одноклассники.
***
В классе кроме учебного сотрудничества на уроках стараюсь
организовать и сотрудничество в воспитании. Для этого в начале
каждого учебного года ребята объединяются в группы и планируют
дела класса. Каждая группа выдвигает свои предложения ­ ученики
голосуют, выбирают интересные дела­ и очень активно к ним
готовятся, участвуют и проводят.
Например: впереди праздник 8 марта. Детям даются карточки­ после
обсуждения – выходит план мероприятия, дети распределяются, кто
за что будет отвечать и готовятся.
***
Переменки и то стараются проводить интересно­ в сотрудничестве,
организовывая игры.( в классе есть группа ребят – ИГРОВИЧКИ,
которые и планируют игры)
Выходы, экскурсии, посещение музеев, спортивные праздники,
походы, выход на каток и лыжню – всё это учит детей сотрудничать.
***
Ценным в организации сотрудничества является вера учителя в силы
и способности учащихся, уважительное, внимательное отношение к
детям:
­ умение видеть перед собой не объект воспитания, а конкретную
личность со своими особенностями, достоинствами и способностями;
­обладание индивидуальным стилем работы;
­ способность уважать мысли и чувства учащихся, их права на
свободу выбора;

Учебное  сотрудничество – путь к  учебной  самостоятельности.

­ понимание внутреннего мира ребенка, его переживаний, сомнений и
слабостей;
­ создание особой атмосферы общения, при которой снимаются
барьеры, разделяющие учителя и ученика;
­ создание благоприятных условий для личностного самоопределения
учащихся, прежде всего, через организацию совместной творческой
деятельности, сотрудничества;
­ умение создавать каждому ученику ситуацию успеха, а также
атмосферу коллективной творческой работы;
­ умение осуществлять эмоциональность в педагогическом
воздействии.
***
Сотрудничество
предполагает, что дети открыто, доверчиво
относятся ко взрослым – в школе и в семье. Для этого нужны
доверительные, дружелюбные
отношения с детьми в семье, и
родителей этому необходимо учить. Поэтому в классе простроено
сотрудничество
с родителями: – от построения родительских
собраний в интересных формах, до проведения праздников, где
родители­первые помощники (я пишу сценарий – родители –
сказочные герои), праздники устраиваем с чаем.
***
Весь этот комплекс построения учебной и воспитательной работы в
сотрудничестве приводит к повышению уровня воспитанности
учеников, повышению уровня адекватной самооценки.
Ребят, которые вырастают в атмосфере сотрудничества, можно
описать так:
все они умеют и любят думать,
обладают дидактическими способностями: каждый может объяснить
материал другому;
обладают организаторскими и коммуникативными способностями;
способны к творчеству,
становятся самостоятельными.

Прямая ссылка на скачивание файла: Скачать файл