Учебное занятие "Испарение воды листьями"
Оценка 4.7

Учебное занятие "Испарение воды листьями"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
биология +1
Взрослым
28.01.2017
Учебное занятие "Испарение воды листьями"
Приложение к занятию
Публикация является частью публикации:
занятие.docx
Муниципальное бюджетное учреждение  дополнительного образования «Станция юных натуралистов» Красногвардейского района Белгородской области Открытое занятие «Испарение воды листьями» (объединение «Комнатное цветоводство») Подготовила: Касаткина Оксана Николаевна педагог дополнительного образования  МБУ ДО «Станция юных натуралистов» Бирюч Название разработки: открытое занятие. Название   и   форма   проведения: комбинированное занятие  «Испарение   воды   листьями», Пояснительная записка  словесный   (объяснение,   рассказ,   беседа,   диалог,  формирование   представлений   учащихся   о   процессах,   которые Цель: происходят в растении. Задачи: знакомить учащихся с одной их функций листа – испарение воды. Расширять знания учащихся о строении и значении листа для всего растения. Воспитывать бережное отношение к растениям, желание заботиться о них. Форма проведения: комбинированное занятие. Метод   проведения: консультация), наглядный, проектный и проектно­конструкторский  Возраст детей: 11 – 12 лет. Условия для проведения: отдельный кабинет. Оборудование:  ноутбук, презентация «Испарение воды листьями», таблица «Устьица»,   прозрачные   стеклянные   стаканы   с   водой,   подсолнечное   масло, кусок ткани, прозрачный полиэтиленовый пакет, весы, раздаточный материал для рефлексии (вырезанные из цветной бумаги листья) Методические   советы   на   подготовительный   период:  педагог   готовит таблицу   для   демонстрации,   презентацию   по   теме   занятия   и   для   проверки знаний   по   прошлой   теме   готовит   интерактивную   игру   «Кто   хочет   стать ботаником», оборудование для проведения опытов, карточки для рефлексии, карты с экологическими заданиями. План открытого занятия I. Организационный момент. II. Основные этапы занятия. 1 Рефлексия. 2 Интерактивная игра «Кто хочет стать ботаником». Проверка знаний по теме «Морфология растений». 3 Сообщение темы и цели занятия.  4 «Значение воды в жизни растений» ­ рассказ педагога. 5 Презентация «Испарение воды листьями». 6 Физкультминутка. 7 Проведение опытов «Испарение воды листьями». 8 Экологическое задание. III. Итог занятия. Рефлексия.  Организационный момент. Ход открытого занятия 1. Педагог: Здравствуйте, ребята, проходите, присаживайтесь за столы и сразу давайте вспомним правила поведения в кабинете. Правила поведения учащихся в кабинете во время занятий Теперь, когда мы вспомнили, как нужно вести себя на занятии, можем  начать.  Слайд 1 II. Основные этапы занятия. 1. Рефлексия. Педагог: Обратите внимание на наше дерево в кабинете, оно у нас совсем без листьев, я предлагаю вам его немного оживить листочками. У вас на столах лежат   конвертики   с   листьями   разного   цвета.   Каждый   цвет   обозначает настроение: Зеленый – хорошее, радостное настроение Красный – мне ничего не хочется, мне ничего не нравится, мне ничего не надо Желтый – мне все равно.  Выберите,   пожалуйста,   листик,   который   больше   всего   подходит   вам   по настроению и поместите его на наше дерево. Слайд 2 2. Интерактивная игра «Кто хочет стать ботаником». Проверка знаний по Дети украшают дерево листьями теме «Морфология растений». Педагог: Ну вот, теперь, когда мы украсили наше дерево, и в кабинете стало веселей, можно двигаться дальше. Слайд 3 Давайте вспомним, что мы изучали на прошлых занятиях, а для этого я хочу предложить вам поиграть со мной в игру «Кто хочет стать ботаником». Эта   игра   построена   по   типу   телевизионной   игры   «Кто   хочет   стать миллионером». Правила у нее точно такие же, как и у телевизионной игры: дается вопрос и 4 варианта ответа, нужно выбрать правильный. Только играть у нас будут все. Кто первый узнает ответ и поднимет зеленую карточку, они лежат у вас на столах, тот и будет отвечать, но напоминаю, не выкрикиваем и не подсказываем друг другу. Слайд 4 Итак, начинаем игру. Проведение игры Слайд 5­16 3. Сообщение темы и цели занятия.  Педагог:  Молодцы,   я   смотрю,   вы   все   хотите   стать   ботаниками,   очень приятно, что вы помните все, о чем мы с вами говорим на занятиях. Ну, раз вы все помните, можно продолжить изучение раздела «Морфология растений».  А начать мне бы хотелось со стихотворения Олеговой С. Что такое вода? Это струйка из крана, Это волны и шторм на морях­океанах. В запотевшей бутылке напиток в руке, И в ключе, и в колодце, и в ручейке. Да, бывает вода в состоянии разном. В жидком, твердом она. Даже в газообразном. Мы не видим ее или не замечаем. Но, когда ее нет, тяжело ощущаем. [1] Слайд 17 Педагог:  И тяжело без воды не только нам с вами, но и растениям. Тема сегодняшнего занятия «Значение воды в жизни растений». Слайд 18 Сегодня мы познакомимся с еще одной функцией листа – испарение воды. Узнаем, как происходит испарение воды листьями на примере опытов. Какую   роль   играет   испарение   в   жизни   растений   и   как   оно   происходит   в разных климатических условиях. 4. «Значение воды в жизни растений» ­ рассказ педагога. Педагог:  Вода   имеет   огромное   значение   для   жизнедеятельности   любого организма, в том числе и для растения. Если растению не хватает воды, у него нарушается обмен веществ и растение может погибнуть:  вода обеспечивает передвижение питательных и минеральных веществ по растению;  вода обеспечивает растению упругость;  вода   влияет   также   на   качество   прорастания   семян   растений   и   т.д. Слайд 19 Вода в растения попадает через  корневую систему, поднимается по всему растению,   перенося   питательные   и   минеральные   вещества,   а   через   листья испаряется. В   результате   постоянного   поглощения   и   испарения   воды   в   растении существует постоянный водный обмен. Испаряет растение примерно столько же воды сколько и поглощает. Слайд 20 5. Презентация «Испарение воды листьями». Педагог: А сейчас, прошу внимание на экран. Слайд 21 «Что такое испарение» Испарение – процесс перехода жидкой воды в газообразную. Слайд 22  В любом живом растении содержится около  80% воды. Если растению не хватает воды, то растение замедляет рост, а без воды совсем, как вы знаете, листья у него вянут, растение погибает. [2] Слайд 23 Большая масса воды испаряется из растений в воздух. Растения испаряют очень много воды. Например, за один день растение кукурузы испаряет где­то 1 – 4 стакана воды, а за весь летний период около 17 ведер воды. Представьте себе, сколько испаряется воды на кукурузном поле. [2] Слайд 24­25 Как же происходит испарение воды у растений? А происходит оно через щели устьиц листа. Когда растению не хватает воды, то щели устьиц закрываются, и останавливается процесс испарения воды, и растение начинает вянуть. А еще мы с вами постоянно в кабинете обмываем листья растений, догадались для чего? Правильно, для того, чтобы эти устьица не засорялись. Слайд 26 Для чего же нужно растению, чтобы в нем происходил процесс испарения? Вы уже   знаете,   что   для   того,   чтобы   в   растении   образовывались   органические вещества,   ему   нужен   солнечный   свет,   но   ведь   солнечные   лучи   сильно нагревают   все   вокруг,   почему   же   тогда   растения   не   гибнут   от   такого перегрева.  Педагог:  Давайте   проведем   один   опыт.   У   нас   на   столах   стоят   стаканы   с водой, намочите, пожалуйста, одну руку. Что вы почувствовали? Какой руке холоднее?  Да, мокрой руке холоднее, потому что происходит процесс испарения воды с кожи.  То же самое происходит и с растением. Чем чаще в жаркую погоду мы будем их поливать, тем чаще будет происходить испарение, и растение будет охлаждаться, а, следовательно, и успешно расти. Какой вывод можно сделать из этого опыта? Как растению помогает испарение воды? Слайд 27 Слайд 28 Как вы думаете, от чего зависит испарение воды растениями? Ответы детей Да, существует несколько факторов, влияющих на испарение воды растением: температура, влажность, состояние устьиц, время суток. Ответы детей 6. Физкультминутка. А   сейчас,   я   предлагаю   вам   немножко   отдохнуть   и   опытническим   путем проверить, как происходит испарение воды листьями растений. Ветер тихо клен качает, Вправо, влево наклоняет: Раз – наклон, Два – наклон Зашумел листвою клен. Слайд 29 7. Проведение опытов «Испарение воды листьями». Педагог:  Ну   вот,   отдохнули,   расслабились,   а   теперь,   я   предлагаю   вам заложить несколько опытов, чтобы посмотреть, как же происходит испарение воды растениями. Опыт № 1 Перед   вами   комнатное   растение   –   бальзамин.   Давайте   хорошо   польем растение   отстоянной   водой   и   одну   веточку   этого   растения   поместим   в прозрачный   стакан   и   накроем   его   полотенечком,   на   следующем   занятии снимем полотенце и проверим, что произойдет в стакане. Слайд 30 Опыт № 2 Для   следующего   опыта   нам   понадобится   три   прозрачных   стана   с   водой, уровень воды в них отметим маркером. Первый стакан так и оставим с водой, во второй стакан с водой добавим масла,  а в третий помимо масла мы еще поставим веточку все того же бальзамина, на следующем занятии проверим как изменился уровень воды в стаканах и почему это произошло. Слайд 31 Опыт № 3 Теперь нам понадобится стакан с водой, масло, веточка бальзамина и весы. Сегодня мы с вами поставим веточку в стакан с водой, нальем на поверхность масла,   для   того   чтобы   она   не   испарялась   и   взвесим   стакан   с   водой. Показатели запишем, а на следующем занятии сделаем повторное взвешивание и проверим, сколько воды испарилось через листья такой маленькой веточки за такой промежуток времени. Слайд 32 8. Экологическое задание. Педагог: А сейчас, прошу вас хорошо вспомнить, о чем мы сегодня говорили на занятии, потому что я предлагаю вам решить экологическое задание: Задание  У   Маши   в   доме   росло   очень   много   комнатных   растений.   Мама   Маши занималась  разведением   цветов  и  постоянно  за  ними  ухаживала:  поливала, опрыскивала, мыла, протирала листочки. Однажды мама заболела и не смогла столько внимания уделять своим любимцам. Машенька очень жалела маму, поэтому решила ей помочь. Она полила все растения, помыла их, а чтобы порадовать свою мамочку, решила некоторые из них протереть маслом, чтобы листочки блестели. Скоро мама пошла на поправку и, поднявшись с постели, увидела,   что   у   некоторых   растений   пожелтели   листья,   и   оно   начинает погибать. Как вы думаете, что случилось с комнатными растениями и почему? Слайд 33 2. Итог занятия. Рефлексия.  Педагог:  Вы   все   правильно   предположили,   из­за   чего   растения   стали погибать. Смазав листья маслом, Машенька перекрыла устьица на листьях и оно, как   плохой  проводник,  перестало  пропускать  воду.  Вода  из  растения плохо испарялась и задерживалась в растении, а это приводит к его увяданию и листопаду, но об этом в следующий раз. Мне   очень   понравилось   сегодня   с   вами   заниматься,   вы   меня   очень внимательно   слушали,   отвечали   на   мои   вопросы,   активно   работали   все занятие. А сейчас мне бы хотелось узнать, как вам понравилось занятие и, с каким настроением вы с него уходите. Вернемся к листочкам, которыми мы украсили наше дерево в начале занятия, я прошу вас, если у кого­то после занятия изменилось настроение заменить свой листочек на соответствующий вашему теперешнему настроению. Слайд 34­35 Методические советы организаторам и постановщикам Занятие   лучше   проводить   в   просторном   кабинете,   где   можно   проводить опыты   и   свободно   подвигаться   во   время   отдыха,   ничего,   не   задев   из оборудования. Кабинет должен быть оснащен проектором, либо ноутбуком для демонстрации презентации.  Опыты, которые предлагаются в ходе занятия можно заложить на предыдущем, чтобы на этом посмотреть уже результат и сделать выводы. Методические советы на период ближайшего последействия Можно предложить учащимся дома сделать зарисовки по теме «Испарение воды листьями» и потом оформить их в альбом. На последующих занятиях провести мытье и протирание комнатных растений кабинета, для того. Чтобы растения лучше испаряли воду и соответственно лучше росли и цвели. 1. 2. 3. 4. 5. Используемые источники Стихи   о   воде   [Электронный   ресурс]   –   Режим   доступа: http://www.moya­lyalyas.ru  Науколандия   [Электронный   ресурс]   /   Ответы   на   вопросы   по естественно­научным дисциплинам и математике. – Значение воды в жизни растений. ­ Режим доступа: http://scienceland.info Прекрасный   мир   растений   [Электронный   ресурс]   /   Растения.   – Испарение воды. ­ Режим доступа: http://beaplanet.ru Портал   готовых   презентаций  [Электронный   ресурс]   /   Презентация испарение воды листьями. ­ Режим доступа: http://prezentacii.com Социальная   сеть   работников   образования   [Электронный   ресурс]   / Презентация к уроку по биологии (6 класс) по теме: Испарение воды листьями. ­ Режим доступа: http://nsportal.ru

Учебное занятие "Испарение воды листьями"

Учебное занятие "Испарение воды листьями"

Учебное занятие "Испарение воды листьями"

Учебное занятие "Испарение воды листьями"

Учебное занятие "Испарение воды листьями"

Учебное занятие "Испарение воды листьями"

Учебное занятие "Испарение воды листьями"

Учебное занятие "Испарение воды листьями"

Учебное занятие "Испарение воды листьями"

Учебное занятие "Испарение воды листьями"

Учебное занятие "Испарение воды листьями"

Учебное занятие "Испарение воды листьями"

Учебное занятие "Испарение воды листьями"

Учебное занятие "Испарение воды листьями"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.01.2017