Подробная разработка занятия.
Тема Нестандартный приём (формула Пика) нахождения площади многоугольника, расположенного на бумаге в клетку.
Цель занятия знакомство с формулой Пика и формирование умения её применения для нахождения площади многоугольника, расположенного на бумаге в клетку.
Задачи
1. Образовательные (формирование познавательных УУД):
Создать условия для получения и усвоения нового знания (Формула Пика), для формирования и совершенствовать умения
- смыслового чтения текста
- извлечения информации в соответствии с целью чтения
- применения полученного знания для решения практических задач
- выбора наиболее эффективного способа решения задач
2. Воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД)
Создать условия для формирования и совершенствования
- умения устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом
- умения строить продуктивное взаимодействие
- понимания ответственности за результаты своей индивидуальной деятельности
3. Развивающие (формирование регулятивных УУД)
Создать условия для развития умения
- ставить перед собой задачи
- составлять план действий
- осуществлять самоконтроль и участвовать во взаимоконтроле, вносить коррективы
- осуществлять рефлексию собственной деятельности
Оборудование и раздаточный материал; компьютеры для учителя и каждого ученика с выходом в интернет, проектор, принтер, экран, презентация к уроку, технологические карты, полоски картона красного, синего и зелёного цвета для каждого ученика.
№ |
Дидактическая структура урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
время |
Универсальные учебные действия |
1 |
Организационный |
- Здравствуйте. Садитесь. Меня зовут Марина Геннадьевна. Сегодня я проведу у вас учебное занятие спецкурса «Подготовка к ЕГЭ по математике». (слайд 1) С самого начала давайте обговорим условия нашей работы. Перед каждым из вас на столе лежит технологическая карта урока, в которой прописаны все этапы сегодняшнего занятия. Прошу вас с ней ознакомится. В первом столбце – номер задания, во втором –само задание, которое вам нужно будет выполнить, когда я вам скажу, в третьем – время, которое отводится на данную работу (соответствует времени в плане ЕГЭ) и в четвёртом – отметка о выполнении (+ - справился, - - не справился), каждый учащийся, который участвовал в обсуждении, озвучивал выводы и решения сможет себе поставить дополнительный плюс за то или иное задание. В конце карты прописаны критерии вашей оценки за урок. В конце занятия вам нужно будет посчитать все свои заработанные плюсы и сверив с критериями оценить свою работу. Ознакомьтесь с критериями прямо сейчас и настройтесь на работу так, чтобы получить в результате желаемую оценку. Кроме того, у вас на столах лежат три полоски: красная, зелёная и синяя для упрощения нашего с вами общения. Если вы выполнили задание и готовы продолжать работу, то поднимите красную полоску, если испытываете затруднение и вам нужна помощь, то поднимите зелёную полоску. Ну а синяя нам понадобится в конце урока. И ещё – совет: при выполнении заданий придерживайтесь старой народной мудрости: «Семь раз отмерь – один раз отрежь». Если возникли вопросы – задавайте. Ну что ж, я рада, что передо мной такие симпатичные и понимающие молодые люди. По вашим умненьким глазам я вижу, что у нас всё получится, и мы с пользой друг для друга проведём сегодняшнее занятие. Улыбнулись, собрались и приступаем к работе. |
Знакомятся с картой. Настраиваются на работу. Задают вопросы, если они есть. |
3 мин |
Познавательные: восприятие информации. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания Коммуникативные: Прогнозирование своей деятельности Личностные: умение выделять нравственный аспект поведения и следовать ему |
2. |
Актуализация опорных знаний |
Я думаю, что готовясь к ЕГЭ, вы прорешали уже ни один десяток вариантов, и конечно же встречались вот с такими заданиями: (слайд 2) (читаю задание). Прошу вас секунду подумайте, обсудите с соседом по парте и предложите свой план решения этой задачи. Кто готов ответить? По мере озвучивания плана одним из учащихся на слайд добавляется анимация до решения. А сейчас прошу вас решить эту задачу в своей карте – это задание №1. О готовности сообщите поднятием красной полоски. Ответ сверьте с соседом. Кто готов озвучить своё решение? Один из учащихся отвечает. После этого на слайде появляется решение. Скажите, пожалуйста, какие формулы вам пришлось вспомнить?
|
1.Учащиеся читают задачу, обдумывают свой план решения и озвучивают его. 2. Решают задачу в карте. 3. Сверяют полученный ответ с соседом. 4. Озвучивают ответ. 5. Проверяют решение по эталону на слайде. 6. Выставляют себе «+» или «-«. 7. Анализируют решение на предмет использованных формул. |
7 мин |
регулятивные Осознание того, что уже пройдено Коммуникативные Осуществление контроля и взаимоконтроля деятельности
|
3. |
Целеполагание |
Создание проблемной ситуации. Как вы думаете, сможет эту задачу решить ученик начальной школы, который умеет выполнять только 4 арифметических действия? Почему? А я утверждаю, что сможет. Более того, он сможет найти площади и всех вот этих фигур, которые расположены стандартно (слайд 3), но для этого нужно знать вот столько разных формул. На слайде добавляются формулы. Он сможет справиться с решением всех этих задач, если будет знать только одну простую формулу – формулу Пика. Слышали о такой? А хотите с ней познакомиться? А научиться применять к решению задач? Итак, сформулируйте тему нашего занятия (что мы будем изучать). Запишите свой вариант в соответствующую графу карты. Озвучьте. А как вы думаете, какова цель нашего занятия? (с чем мы хотим познакомиться и чему научиться?) Обсудите с соседом и запишите свой вариант в карту. Озвучьте. Корректирую ответы учащихся и подвожу их к правильным формулировкам темы и цели занятия. (слайд 4). Не забудьте поставить себе +, если ваши формулировки совпали с действительными.
|
1. отвечают: нет. Он не знает нужных формул. 2. отвечают на следующие вопросы учителя. 3. обдумывают, обсуждают в парах и формулируют тему и цель занятия, записав их в тетрадь. 4. озвучивают свои варианты. Сверяют с действительными. 5. Выставляют в карту + или -. |
4 мин |
регулятивные Определять и формулировать цель урока Коммуникативные Умение работать в парах |
4. |
Получение нового знания |
Как вы думаете, где мы сможем найти необходимую нам информацию? Зайдите, пожалуйста, в интернет и наберите в поиске тему нашего занятия. Зайдите в Википедию (она первая в списке). Изучите текст, в ходе прочтения заполните таблицу в пункте 4 вашей технологической карты. После выполнения всеми учащимися работы на экране появляется (слайд 5). Учащимся задаю вопросы таблицы. В ходе ответов заполняю таблицу на слайде. Сверьте свою таблицу с эталоном и поставьте себе плюс или минус. Разберите пример применения формулы, приведённый в тексте, обсудите с соседом план решения этой задачи. Как вы думаете, какие ошибки можно допустить при применении этой формулы? Поэтому ещё раз напоминаю вам правило: «Семь раз отмерь – один раз отрежь». |
1. Называют возможные источники информации 2. изучают страницу Википедии 3. заполняют таблицу. 4. Сверяют свою таблицу с образцом 5. Ставят себе плюс или минус 6. разбирают пример применения формулы, приведённый в тексте 7. обсуждают с соседом 8. составляют план решения задачи 9. принимают участие в обсуждении 10. выявляют возможные ошибки: при определении целочисленных точек, при их подсчёте, при вычислениях по формуле |
8 - 10 мин |
Личностные Формирование интереса к изучению математики Коммуникативные Регулятивные Анализ собственной деятельности Познавательные Умение изучать и анализировать информацию, обобщать, делать выводы |
5. |
Первичное применение полученного знания (проверка работы формулы и её эффективности) |
А теперь предлагаю вам, используя приведённый в тексте пример, применить новую формулу к решению задачи, рассмотренной в начале занятия и выполнить задание в п.5 вашей карты. Сверьте свой ответ с соседом. Сравните полученный ответ с полученным в п.1. поставьте себе плюс или минус. Если есть несовпадения, то ищем ошибки. Исправляем. Сделайте вывод. (работает формула или нет). Обсуждение решения по слайдам 6 и 7. Теперь, когда вы знаете два способа решения одной задачи, вы можете проверять правильность своего решения. |
1. решают задачу 2. сверяют свой ответ с соседом и с полученным в п.1 и ставят себе плюс или минус 3. делают вывод: формула работает 4. участвуют в обсуждении эффективности применения формулы |
3 мин |
Личностные Умение соотносить полученные знания с имеющимся собственным практическим опытом Взаимоконтроль Анализ и коррекция результатов Умение строить высказывания. Формулировать ответы на вопросы |
7. |
Первичный контроль применения новой формулы |
А теперь я предлагаю вам выполнить небольшую самостоятельную работу. Зайдите в интернет. Наберите в поиске uztest, войдите в систему, на верхней панели выберите раздел «тесты», начните тестирование. После решения выберите последовательно: сохранить ответы, завершить тестирование, ok и вы увидите результат своей работы. Если вы допустили ошибку и ваш ответ не верный, то нажмите на значок и вы увидите решение задачи традиционным способом и правильный ответ. А сейчас обратите внимание на экран. Вы видите свои оценки за самостоятельную работу. Поставьте себе в карте + или – в п.7. Если вы допустили ошибки – ничего страшного, мы только учимся применять новую формулу, и когда вы решите 5 – 6 подобных задач – вы уже будете настоящим ассом. |
1. выполняют действия в порядке, указанном учителем 2. решают задание теста 3. знакомятся с результатом и с решением задачи традиционным способом 4. знакомятся со своими оценками за самостоятельную работу 5. в технологической карте выставляют себе + или -. |
6 мин
|
Соотнесение полученных знаний с их практическим применением самоконтроль |
8. |
Домашнее задание |
И потому ваше домашнее задание будет состоять из одной или двух частей (по вашему желанию): 1. Решить задания теста «Формула Пика. Домашняя работа.» на сайте uztest. 2. придумать и изобразить на тетрадном листе в клетку интересную фигуру, площадь корой можно найти по формуле Пика, найти её площадь двумя способами, а на следующем занятии предложить своим одноклассникам для решения. Есть вопросы по домашнему заданию? |
Знакомятся с домашним заданием Задают вопросы, если они есть. |
1 мин |
Формирование интереса к предмету, самостоятельного творческого мышления |
9. |
Итоги урока. |
Подведём итог нашей сегодняшней деятельности. Скажите: - Что нового вы сегодня узнали? - Чему научились? - Какие ошибки могут быть при использовании формулы? - Мы достигли поставленной цели? |
Анализируя проделанную работу, отвечают на вопросы. |
2 мин |
Рефлексия собственной деятельности |
10. |
Рефлексия собственной деятельности |
Посчитайте количество +, ещё раз ознакомьтесь с критериями и оцените, как вы поработали сегодня. Поднимите красную полоску те, кто поработал «отлично», зелёную – тот, кто поработал «хорошо», у кого другой результат – синюю. А в заключении я хочу рассказать вам небольшую притчу: «Шёл по дороге мудрец и встретились ему три человека, везущих тяжёлые тележки с камнями. И спросил мудрец у каждого: «Что ты делал сегодня?». Первый, тяжело вздохнув, ответил: «Я целый день возил тяжёлые камни». Второй, более оптимистично, сказал: «А я выполнял свою работу». Третий же, не скрывая удовольствия и радости, произнёс: «А я принимал участие в строительстве храма». И сейчас я прошу вас прислушаться к себе оценить свои внутренние ощущения от сегодняшнего занятия и принять решение: - вы сегодня «возили тяжёлые камни», т.е. вы выполняли трудную для вас работу и главное - не понятно зачем вам это нужно (поднимите синюю полоску); - вы чувствуете, что вы сегодня «добросовестно выполняли свою работу», но не уверены, что вам это пригодится в будущем (поднимите зелёную полоску); И наконец: - вы сегодня работали с удовольствием, понимая, что всё, что вы узнали, чему научились для вас важно и обязательно пригодится в будущем (поднимите красную полоску) Благодарю вас за откровенность. Желаю вам успешной сдачи ЕГЭ. Спасибо за работу. До свидания. (слайд 8) |
По предложенным критериям оценивают свою работу и свои ощущения от проведённого занятия. |
3 мин |
Оценка результатов собственной деятельности Рефлексия собственной деятельности |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.