Учебные проекты в первом классе
Оценка 4.7

Учебные проекты в первом классе

Оценка 4.7
Семинары
docx
воспитательная работа
1 кл
11.01.2017
Учебные проекты в первом классе
В докладе по теме "Учебные проекты в первом классе" рассматриваются основные направления работы над проектом на начальном этапе обучения школьников. Проводится анализ проектов, предлагаемых УМК "Школа России", рассматриваются различные формы работы, формулируются принципы, которые определяют успех такой работы. Доклад можно использовать на семинаре учителей начальных классов.
учебный проект в 1 классе.docx

Учебные проекты в 1 классе

Человек по своей природе - исследователь. Все достижения в мире сделаны благодаря его пытливому  уму. На протяжении всей своей истории человек постоянно экспериментирует,  ищет истину, выдвигает гипотезы и в ходе исследования подтверждает или опровергает их.

В современном мире большинство открытий делается коллективно. Для совершения прорыва в технической, социальной, художественной отраслях нужно коллективное творчество, соединение индивидуальных способностей и возможностей в мощный пучок. Значит, в современном образовании на первое место выходят коллективные способы обучения, обучение сотрудничеству, способности к совместной работе.

Дети младшего школьного возраста, как отмечают многие учёные,- это тоже маленькие исследователи. Закономерно, что  новые ФГОС большое внимание уделяют  проектной и исследовательской деятельности, как решающему фактору в формировании у школьников умения учиться. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Для младшего школьника учебный проект  (по Н. Ю. Пахомовой) – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Метод проектов не нов, он связан с именами американского психолога, педагога и философа Джона Дьюи и его ученика Уильяма Килпатрика. Русскими педагогами основы проектного метода разрабатывались параллельно с американскими. Группа педагогов – исследователей под руководством С. Т. Шацкого работала по проблеме внедрения проектного метода обучения еще в далеком1905 году. Но в современной педагогической науке и практике  многие исследователи относят его к педагогическим технологиям 21 века.

Самый важный и сложный этап учебно-исследовательской работы – это период начального включения обучающихся в проектную и исследовательскую деятельность, потому что научить ребенка этому нужно с нуля, но так, чтобы это было ему интересно и по силам. Именно поэтому я уделяю особое внимание этой технологии  при обучении первоклассников.  В данный момент, как и в последующем, важен не только, а порой и не столько конечный продукт, а те универсальные учебные действия, которые формируются в процессе подготовки проекта.

Чтобы добиться нужных результатов в данной деятельности, нужно сотрудничество трех сторон: учитель – ученик – родители.

Учитель, понимая философию проектной деятельности, определяет цели и задачи такой работы. Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, которое помогает обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.

В 1 классе основное внимание уделяется развитию умений и навыков проектирования и исследовательской деятельности, привитию интереса к познавательной деятельности, расширению детского кругозора.

Основная цель привлечения родителей к проектной деятельности детей – содействие, сотрудничество, партнёрство с собственным ребёнком. Для родителей, которые приводят детей в первый класс, этот вид работы является абсолютно новым: когда они были детьми и ходили в школу, учебные проекты не практиковались. В данном контексте задача учителя – познакомить родителей с этой технологией, показать необходимость их включения в проектную деятельность детей, которая обуславливаются тем, что первоклассники в силу своих возрастных особенностей  далеко не сразу обнаруживают способность быть полностью самостоятельными на всех этапах выполнения проектов, многие испытывают трудности в организационных, оформительских и технических вопросах. С другой стороны в начальной школе предполагается большое количество проектов, которые затрагивают тему семьи, так что для их осуществления участие родителей просто необходимо.

   

Я работаю по УМК «Школа России». В первом классе предлагаются такие проекты:

 

пп

Предмет

Тема проекта

Предполагаемая дата выполнения

1

Окружающий мир

Моя малая Родина

сентябрь

2

Технология

Осенний урожай

октябрь

3

Математика

Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах и поговорках

октябрь

4

Окружающий мир

Моя семья

ноябрь

5

Технология

Дикие животные

ноябрь

6

Технология

Украшаем класс к новому году

декабрь

7

Технология

Чайный сервиз

январь

8

Окружающий мир

Мой класс и моя школа

январь

9

Русский язык

Живая азбука

март

10

Окружающий мир

Мои домашние питомцы

апрель

11

Чтение

Составляем сборник загадок

апрель

12

Технология

Речной флот

апрель

13

Русский язык

Скороговорки

май

14

Русский язык

Сказочная страничка

май

15

Чтение

 Наш класс – дружная семья

май

 Проанализировав проекты, предлагаемые в учебниках, я сделала определенные наблюдения.

Положительные:

- проекты по технологии выполняются в течение урока, носят парный, групповой характер; итоги представляются в виде выставки работ;

-основные проекты выполняются во втором полугодии, когда у обучающихся (а также и у их родителей) сформировались первоначальные навыки работы над проектом.

Отрицательные:

- только в тематическом планировании по окружающему миру выделены специальные уроки для презентации обучающимися своих  проектов;

- большая нагрузка приходится на май: детям сложно выполнить и презентовать три проекта.

 

 

Первый проект, который выполняют первоклассники – «Моя малая Родина». Проект дети выполняли индивидуально. Тема детям близка, понятна. Каждого при презентации своей работы ждал успех. Итоги дети представляли в виде фотоальбома, рисунков или газеты. Здесь особо важна роль родителей. Порой приходится наблюдать, как родители, стараясь помочь ребенку,  сами делают всю работу. Ребенок только приносит готовый материал в класс и озвучивает его. Разъясняя на первом собрании суть и цель проектной работы, обращаю внимание родителей на эту ошибку. Задача родителей: делать проект не вместо ребенка, а вместе с ним. Совместная работа над проектом – замечательная возможность семейного общения. В первом классе проекты, которые стали «семейными» -  «Моя семья», «Мои домашние питомцы».

При выполнении проекта «Мой класс и моя школа» использовался групповой метод. Класс был разбит на 4 команды. Итогом работы должна была стать газета. Дети собирали материал для рубрик: «Знакомьтесь, это мы», «Здесь мы учимся», «Наши дела», «Мы умеем», «Мы любим». Каждый выполнял в команде свое задание:  опрос членов своей команды,  рисунок своего класса, сбор фотографий. Общими усилиями составлялась рубрика «Наши дела»: дети записывали дела класса в первом полугодии. Четыре газеты были вывешены в классе, и в ходе голосования определена лучшая газета и команда – победитель.

Проекты «Числа в загадках, пословицах и поговорках», «Живая азбука», «Скороговорки» выполнялись коллективно, когда каждый ученик делал одну страничку для общей книги;  она и являлась итогом проекта. Интересным получился проект «Живая азбука». Каждый ребенок выбрал одну букву. Конечно, чаще всего это была начальная буква имени или фамилии. На листе нужно было нарисовать ее так, чтобы был виден характер буквы, настроение ее (ведь проект называется «ЖИВАЯ азбука»). Второе задание: составить рассказ о букве по плану: какая она? Что любит делать? Где любит путешествовать? С кем дружит? Главное условие: в рассказе должно быть как можно больше слов с этой буквой. Вот где был простор для творчества детей и родителей. Каждый день мы слушали увлекательные истории о буквах русской азбуки, и желание сочинить свою сказку все увеличивалось.  

Проект «Составляем сборник загадок» дети выполняли в группах по 5 человек, но каждый теперь отвечал не за отдельную страничку, а за этап работы.   Дети сами определяли, кто за какой этап отвечает. Чтобы им это было сделать легче, я раздала командам такие таблицы:

 

Задания

Кто выполняет

1. Собираешь  загадки – до 20 апреля

 

2. Записываешь или печатаешь загадки – до 25 апреля

 

3. Делаешь к загадкам рисунки – отгадки – до 4 мая

 

4. Делаешь книжку из собранных загадок – до 12 мая.

 

5. Представляешь книжку загадок в классе – 12 мая

 

И сами сборники загадок были тематическими: об овощах и ягодах, о птицах, о зверях, о растениях, о явлениях природы.

И, наконец, в мае работа над проектом «Наш класс – дружная семья» была организована так. В нашем классе в течение всего учебного года действовала фотовыставка «Галерея школьной жизни», которая отражала разные моменты жизни первоклашек: уроки и перемены, поездки и экскурсии, праздники и спортивные соревнования. Каждый ребенок к одной из этих фотографий составил и записал небольшой рассказ. Фотографии и рассказы детей мы поместили в альбом и назвали его «Пронесем сквозь годы». Надеюсь, так оно и будет.

Итак, первоклассники в течение года выполнили  15 проектов, в ходе работы над которыми учились пяти «П»: Проблема — Проектирование (планирование) —-Поиск информации — Продукт — Презентация. А еще они учились общаться, высказывать свое мнение, слушать других, задавать вопросы, договариваться, давать оценку. 

Оценивание учебного проекта – сложная задача не только для учеников, но и для учителя. На этапе,  когда дети получают начальные навыки исследовательской деятельности, трудно оценивать их работу по тем критериям, которые предлагаются в методиках. В них нет пунктов, где оценивалось бы старание, творческие находки, преодоление себя (когда очень застенчивый ребенок впервые выступает «на публике» - перед всем классом). Поэтому всем – аплодисменты и «спасибо» за работу.

Получив определенный опыт в организации проектной деятельности обучающихся, я сформулировала для себя принципы, которыми руководствуюсь в практике работы:

- не подходить к проектам шаблонно и формально, помнить, что этим процессом управляет интерес;

- не следует ждать от каждого ребенка быстрых и одинаковых результатов;

- нужно стремиться открыть в каждом ребенке индивидуальные способности;

- помнить, что процесс работы над проектом важен, как и его результат, стараться организовывать процесс четко и ясно, предоставляя обучающимся ту степень самостоятельности, которую они могут проявить;

- высоко держать творческую планку, замечать и подчеркивать смелые гипотезы, интересные находки, оригинальное оформление;

- стараться не наставлять и заставлять, а поддерживать и помогать;

- замечать самые незначительные с точки зрения взрослого человека исследовательские успехи и достижения ребенка;

- оценивая, замечания делать осторожно, а хвалить, не скупясь.

 

 

Использованная литература

 

1. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. – М.: Вентана-Граф, 2004.

2. Пахомова Н.Ю. Урок и ученическое проектирование. Проектный урок. Сб. статей. /Под ред. Пахомовой Н.Ю.  – М.: МИОО, 2006. (Серия «Ученическое проектирование»: Вып.1.)

3. Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель, № 4, 2000,  с. 52-57.

4. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2003.5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                          ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Матвей представляет свой проект                                 

 

                                                                                 На перемене Никита знакомит с проектом 

                                                                                               одноклассников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнение проекта в группе                                              Проект «Наш класс»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проект «Живая азбука»

 


 

Учебные проекты в 1 классе Человек по своей природе - исследователь

Учебные проекты в 1 классе Человек по своей природе - исследователь

С другой стороны в начальной школе предполагается большое количество проектов, которые затрагивают тему семьи, так что для их осуществления участие родителей просто необходимо

С другой стороны в начальной школе предполагается большое количество проектов, которые затрагивают тему семьи, так что для их осуществления участие родителей просто необходимо

В первом классе проекты, которые стали «семейными» - «Моя семья», «Мои домашние питомцы»

В первом классе проекты, которые стали «семейными» - «Моя семья», «Мои домашние питомцы»

Получив определенный опыт в организации проектной деятельности обучающихся, я сформулировала для себя принципы, которыми руководствуюсь в практике работы: - не подходить к проектам шаблонно и…

Получив определенный опыт в организации проектной деятельности обучающихся, я сформулировала для себя принципы, которыми руководствуюсь в практике работы: - не подходить к проектам шаблонно и…

ПРИЛОЖЕНИЕ

ПРИЛОЖЕНИЕ

Проект «Живая азбука»

Проект «Живая азбука»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.01.2017