Учебный маршрут № 1 курса «ОПК» для учащихся 4 класса Тема урока: урок 4 (21) «Зачем творить добро?»
Оценка 4.6

Учебный маршрут № 1 курса «ОПК» для учащихся 4 класса Тема урока: урок 4 (21) «Зачем творить добро?»

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
религиоведение
4 кл
29.01.2017
Учебный маршрут № 1 курса «ОПК» для учащихся 4 класса Тема урока: урок 4 (21) «Зачем творить добро?»
Конспект урока по Основам православной культуры для 4 класса. Цель : Помочь учащимся осмыслить нравственные христианские основы отказа от эгоистической позиции; сформировать понимание того, что творить добро – духовная радость. Данный урок способствует развитию умения анализировать конкретные жизненные ситуации через: ­ анализ представленных текстов; ­ нравственную сферу ребенка, путем развития чувства сострадания и добра; ­ потребность нести ответственность за содеянное;Конспект урока по Основам православной культуры для 4 класса.
УРОК.doc
Основы православной культуры                        Жигалова Марина Владимировна Учитель начальных классов МОУ Коленовской СОШ Ростовского района, Ярославской области Учебный маршрут № 1 курса «ОПК» для учащихся 5 класса Тема урока: урок 4 (21) «Зачем творить добро?» Основная нравственно ­ педагогическая идея урока:  Стремление к нравственному совершенствованию через воспитание у детей доброты, сочувствия, искренности, сострадания и любви к окружающим людям. Цель: Помочь   учащимся   осмыслить   нравственные   христианские   основы   отказа   от эгоистической   позиции;   сформировать   понимание   того,   что   творить   добро   – духовная радость. Задачи: Воспитательные:  способствовать воспитанию потребности совершать добрые поступки ; способствовать воспитанию  внимательного отношения к родителям, к старшим, к знакомым и незнакомым людям; воспитывать потребность совершать благо для людей, которые рядом с тобой. Образовательные: освоение   учащимися   христианской   позиции   по   отношению   к человеческому эгоизму;  учить   детей   выделять   нравственную   сторону   в   поступках   героев произведений;  понимание учащимися отличия доброго поступка на основе выгоды и доброго   бескорыстного   поступка;   осознание   добра   как   подражания христианской жертве; познакомить детей с библейской притчей «О добром самарянине» и ее нравственном смысле.  Обучение   установлению   логических   связей,   причин   и   следствий, умению   делать   выводы   из   предложенной   в   учебнике   информации   и заданий, предлагаемых учителем; повторить христианские заповеди об отношении к себе и к людям. Развивающие: Способствовать   развитию   умения   анализировать   конкретные   жизненные ситуации через:  анализ представленных текстов; нравственную сферу ребенка, путем развития чувства   сострадания и добра; потребность нести ответственность за содеянное;  Формы и виды деятельности:         Самостоятельное   исследование   путей   решения     проблемных   вопросов через:      ­ беседу учителя и учеников, учеников между собой; комментированное чтение, выборочный пересказ; самостоятельный поиск.  Основные термины и понятия: Главный термин:  добро Ключевые понятия: Любовь, самоотверженность, духовная радость, святой; Средства наглядности: учебное   пособие   «Основы   православной   культуры   4   –   5   кл»   А.   В. Кураев дидактические материалы; иллюстрации; ­         видео проектор;           Ход урока: Организационное начало урока 1. Здравствуйте ребята, добрый день! Очень рада вас всех видеть снова! Я хочу вас спросить, что такое доброта? ( Доброта – это нравственная категория, качество   человека.   Люди,   которые   им   обладают,   прекрасны   и   сильны. Добрый   человек   подобно   солнцу   излучает   свет   и   тепло,   к   нему   всегда тянутся люди, потому что этот человек дарит им своё доброе сердце.) 2. Вхождение в тему, мотивация деятельности учащихся. Подумайте, пожалуйста, над вопросом: просто ли быть добрым? (На доске  открывается плакат) Звучит песня «Дорогою добра» «Добрым быть совсем, совсем не просто, Не зависит доброта от роста…..    Доброта приносит людям радость    И взамен не требует награды…» ­ Так кто из вас скажет, просто ли быть добрым и почему? ­ А как вы понимаете слова: «Не зависит доброта от роста…..» ? ­ Почему доброта взамен не требует награды? ­ Мы уже говорили о том, что доброе дело приносит радость тому, кто его  совершает. ­ Но всегда ли? Почему не всегда? 3. Проверка выполнения домашнего задания?  Обсуждение подготовленных ответов на вопросы домашнего задания:  – Какие доводы могут убедить людей творить добро?   – Как вы поняли слова немецкого поэта Эриха Фрида: «Кто думает, что любовь к врагам непрактична, тот не просчитал практические последствия ненависти к врагам»? – Можно ли утверждать, что немецкий поэт говорит о выгоде творить добро и любить врагов?  –   Можно   ли   творить   добро   и   любить   врагов   бескорыстно,   не   преследуя выгоды? – Как на этот вопрос отвечают христиане?  4. Усвоение новых знаний. 1. Работа с текстом учебника. А) Предтекстовая работа. Ответы на вопросы, помещённые под рубрикой «Вы узнаете» Б) Чтение статьи учебника (1 часть) – «Золотое правило этики» – сформулируй его («Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними»). – «Золотое правило этики» принимают все, однако в чём разница в понимании этого правила разными людьми? Какие взгляды убеждают христиан соблюдать это правило? В) Работа с иллюстрацией «Мучения апостола Петра». Г) Перечитывание легенды о приходе апостола Петра в Рим. (Предлагаю вам прочитать текст и ответить на вопросы? ­ О ком рассказывал Петр в Риме?  (о Христе) ­ Кто возмутился такому рассказу?  (император Нерон) ­ Что сказал Христос Петру, которого встретил по дороге?  (Я иду в Рим,  чтобы умереть еще раз) ­ Почему Петр решил возвратиться назад в Рим?  (не посмел во второй раз  предать своего Учителя) ­ На что надеялся Петр? ( уберечь учеников своих от трусости и предательства) ­ Верно ли изречение «Петр был добр к людям, поэтому ученики его  благодарны ему за Его жертву» (Подражая жертве Христа ученики Петра стремились меньше думать о себе, тем самым дарили миру добро, делали жизнь чище, светлее) ­   Что   сделал   подвиг   Христа   для   человечества?   Как   ты   понимаешь   слова Христа, что он пришёл послужить?  2. Самостоятельное составление учащимися словарной статьи (значение слова самоотверженность). Работа в парах. Значение записано на листочках. Самоотверженность   –     это   ....   (предмет,   поступок,   явление,   свойство, качество?) Что   свойственно   человеку,   обладающему   таким   качеством:  готовность прийти   на   помощь   за   хорошую   плату?   За   награду   (медаль,   съёмку   на телевидении,   портрет   в   газете)?   За   похвалу   родителей?   Готовность прийти   на   помощь,   творить   добро   бескорыстно?   Готовность пожертвовать собственными интересами ради добра, бескорыстно, без награды и, может быть, даже похвалы и признания?   записывается   на   доске. Готовое   определение,   созданное   учащимися   (Самоотверженность  –   это   готовность   пожертвовать   собственными интересами   ради   добра,   бескорыстно,   без   награды   и,   может   быть,   даже похвалы и признания?) 3. Чтение рассказа Л. Н. Толстого «Старик и яблони». Прочитайте рассказ Л.Н. Толстого «Старик и яблони», написанный им для маленьких детей, учащихся читать. Каким качеством из перечисленных выше наделил старика Л.Н. Толстой?                                        СТАРИК И ЯБЛОНИ Старик сажал яблони. Ему сказали: "Зачем тебе яблони? Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблочко". Старик сказал: "Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут". ­  Что скажете об этом человеке? ­  Как вы думаете, можно ли заставить человека стать добрым? ­ Можно ли назвать старика святым человеком? Святой – такой добрый человек, в сердце которого родился духовный  опыт. 4. Притча «В больнице» (презентация слайды 1 – 12)                                         Притча – это малый поучительный рассказ, заключающий в себе  моральное или религиозное обучение (премудрость) ­ Что вы скажете об этих стариках? Кого из них можно назвать святым? И  почему? 5. Беседа по вопросам  ­  Какие вы совершаете добрые дела? ­  А по отношению к вам кто­нибудь совершал добрые поступки? ­  Какие чувства вы испытываете, когда сами делаете что­то доброе? Итак, ребята, давайте вместе сделаем вывод.  Добрые поступки делают нас и других счастливыми, приносят радость и удовольствие.   Совершив   добрый   поступок,   наслаждайтесь   тем,   что другому человеку стало хорошо, комфортно. 6. Чтение и обсуждение 2­й части статьи учебника. Радость   духовная   –   это   когда   тебе   купили   игрушку?   Сводили   в аквапарк? Ты получил пятёрку? Чувствуешь любовь к маленькому братику или сестрёнке, умиляешься им? После болезни поправилась бабушка, и ты понял, что ещё какое­то время она будет с вами: с тобой и твоей семьёй? Вы всей семьёй празднуете праздник Воскресения Христово? Прочитайте   главы   из   повести   Л.Н.  Толстого  «Детство»  и   выполните задания: «Счастливая,   счастливая,   невозвратимая   пора   детства!   Как   не любить, не лелеять воспоминаний о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают   мою   душу   и   служат   для   меня   источником   лучших наслаждений» Воспоминания детства – источник лучших наслаждений. Предположите, что такое мог вспоминать взрослый человек из времени своего   детства,   что   и   спустя   годы   является   лучшим   наслаждением? Представьте, что такое могло происходить в его прошлом?  Продолжение чтения главы «Детство». «Набегавшись досыта, сидишь, бывало, за чайным столом, на своём высоком креслице; уже поздно, давно выпил свою чашку молока с сахаром, сон смыкает глаза, но не трогаешься с места, сидишь и слушаешь. И как не слушать? Мама говорит с кем­нибудь, и звуки её голоса так сладки, так приветливы. Одни звуки эти так много говорят моему сердцу!» Что   именно   в   приведённых   воспоминаниях   служит   источником наслаждения для уже взрослого человека? «Я встаю, с ногами забираюсь и уютно укладываюсь в кресло. – Ты опять заснёшь, Николенька, – говорит мне мама, – ты бы лучше шёл наверх. – Я не хочу спать, мамаша, – ответишь ей, и неясные, но сладкие грёзы   наполняют   воображение,   здоровый   детский   сон   смыкает   веки,   и через минуту забудешься и спишь, пока тебя на разбудят. Чувствуешь, бывало, впросонках, что чья­то нежная рука трогает тебя. По одному прикосновению узнаёшь её и ещё во сне схватишь эту руку и крепко, крепко прижмёшь её к губам. <…> – Вставай же, мой ангел. Она   другой   рукой   берёт   меня   за   шею,   и   пальчики   её   быстро шевелятся   и   щекотят   меня.   В   комнате   тихо,   полутемно;   нервы   мои возбуждены щекоткой и пробуждением; мамаша сидит подле меня; она трогает   меня;   я   слышу   её   запах   и   голос.   Всё   это   заставляет   меня вскочить, обвить руками её шею, прижать голову к её груди и, задыхаясь, сказать: – Ах, милая, милая мамаша, как я тебя люблю!» Как   заканчивался   вечер   Николеньки?   Что   именно,   какое   действие следовало за описанной сценой? С каким чувством мальчик  засыпал? «После этого, как, бывало, придёшь наверх и станешь перед иконами, в своём ваточном халатце, какое чудесно чувство испытываешь, говоря: «Спаси, Господи, папеньку и маменьку». Повторяя молитвы, которые в первый раз лепетали детские уста мои за любимой матерью, любовь к ней и любовь к Богу как­то странно сливались в одно чувство. После   молитвы   завернёшься,   бывало,   в   одеяльце;   на   душе   легко, светло   и   отрадно;   одни   мечты   гонят   другие,   ­   но   о   чём   они?   Они неуловимы,   но   исполнены   чистой   любовью   и   надеждами   на   светлое счастие.   Вспомнишь,   бывало,   о   Карле   Иваныче   и   его   горькой   участи   – единственном человеке, которого я знал несчастливым, ­ и так жалко станет, так полюбишь его, что слёзы потекут из глаз, и думаешь: «Дай Бог ему счастия, дай мне возможность помочь ему, облегчить его горе; я всем   готов   для   него   пожертвовать».   Потом   любимую   фарфоровую игрушку   –   зайчика   или   собачку   –   уткнёшь   в   угол   пуховой   подушки   и любуешься, как хорошо, тепло и уютно ей там лежать. Ещё помолишься о том, чтобы дал Бог счастья всем, чтобы все были довольны и чтобы завтра   была   хорошая   погода   для   гулянья,   повернёшься   на   другой   бок, мысли и мечты перепутаются, смешаются, и уснёшь тихо, спокойно, ещё с мокрым от слёз лицом». В учебнике  читаем  о том, что 9 заповедей  блаженств  воодушевляют человека:   вот   на   этих   путях   духовная   радость   встретится   тебе.   Какой заповеди блаженства соответствует радость Николеньки?  Можно   ли   сказать,   что   Николенька   «чист   сердцем»?   Как   вы   это понимаете? Как обычно проявляется человеческая радость? Радующиеся люди ........ (вставьте нужные глаголы).  5. Закрепление новых знаний.  Работа с пословицами (презентация слайд 15) 6. Первичная проверка понимания учащимися нового материала. Ответы на вопросы (презентация слайды 16,17) Тест (презентация, слайды 18 – 21) 7. Подведение итогов урока.   Стихотворение (презентация, слайд 22) Вывод:  чтобы   делать   добро,   надо   прежде   всего   им   обладать.   У   каждого человека свой путь к доброте. Она нам не дается с рождения, не передается по наследству. Необходимо стараться упорно, день за днем, воспитывать в себе ее ­ доброту. 8. Рефлексивно­оценочная деятельность ­  О чем мы сегодня говорили? ­  Какие вы сделали выводы? ­  Что вам понравилось больше всего?   Игра «Солнышко доброты» ­ С какими добрыми поступками в своей жизни вы встречались? Вспомните один, который был для вас особенно дорог, и напишите его на лучике солнца. А теперь давайте составим наше солнышко доброты. (Дети записывают на лучиках поступок, которым они могли бы гордиться или который им особенно дорог. Лучики прикрепляются к «солнышку» на доске.) 9. Информация о домашнем задании, инструкция о его выполнении. Встречал ли ты в жизни человека, доброта которого тебя поразила?  Расскажите о нём. Сочини маленькую сказку или рассказ о доброте. Ресурсы:  1. «Основы Православной культуры 4 – 5 класс: учебное пособие для общеобразовательных учреждений» А. В. Кураев – М: Просвещение 2010 г. 2. Презентация «Твори добро», выполнена Рябчук С. М.

Учебный маршрут № 1 курса «ОПК» для учащихся 4 класса Тема урока: урок 4 (21) «Зачем творить добро?»

Учебный маршрут № 1 курса «ОПК» для учащихся 4 класса Тема урока: урок 4 (21) «Зачем творить добро?»

Учебный маршрут № 1 курса «ОПК» для учащихся 4 класса Тема урока: урок 4 (21) «Зачем творить добро?»

Учебный маршрут № 1 курса «ОПК» для учащихся 4 класса Тема урока: урок 4 (21) «Зачем творить добро?»

Учебный маршрут № 1 курса «ОПК» для учащихся 4 класса Тема урока: урок 4 (21) «Зачем творить добро?»

Учебный маршрут № 1 курса «ОПК» для учащихся 4 класса Тема урока: урок 4 (21) «Зачем творить добро?»

Учебный маршрут № 1 курса «ОПК» для учащихся 4 класса Тема урока: урок 4 (21) «Зачем творить добро?»

Учебный маршрут № 1 курса «ОПК» для учащихся 4 класса Тема урока: урок 4 (21) «Зачем творить добро?»

Учебный маршрут № 1 курса «ОПК» для учащихся 4 класса Тема урока: урок 4 (21) «Зачем творить добро?»

Учебный маршрут № 1 курса «ОПК» для учащихся 4 класса Тема урока: урок 4 (21) «Зачем творить добро?»

Учебный маршрут № 1 курса «ОПК» для учащихся 4 класса Тема урока: урок 4 (21) «Зачем творить добро?»

Учебный маршрут № 1 курса «ОПК» для учащихся 4 класса Тема урока: урок 4 (21) «Зачем творить добро?»

Учебный маршрут № 1 курса «ОПК» для учащихся 4 класса Тема урока: урок 4 (21) «Зачем творить добро?»

Учебный маршрут № 1 курса «ОПК» для учащихся 4 класса Тема урока: урок 4 (21) «Зачем творить добро?»

Учебный маршрут № 1 курса «ОПК» для учащихся 4 класса Тема урока: урок 4 (21) «Зачем творить добро?»

Учебный маршрут № 1 курса «ОПК» для учащихся 4 класса Тема урока: урок 4 (21) «Зачем творить добро?»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.01.2017