Учет личностных достижений старшеклассников как фактор повышения мотивации к обучению иностранному языку (на примере портфолио ученика)
Оценка 4.6

Учет личностных достижений старшеклассников как фактор повышения мотивации к обучению иностранному языку (на примере портфолио ученика)

Оценка 4.6
Лекции +1
doc
английский язык
10 кл—11 кл
29.04.2017
Учет личностных достижений старшеклассников как фактор повышения мотивации к обучению иностранному языку (на примере портфолио ученика)
Учет личностных достижений старшеклассников как фактор повышения мотивации к обучению иностранному языку (на примере портфолио ученика).Историография проблемы создания высокой положительной мотивации к изучению иностранных языков..1.2 Портфолио ученика и скрытый в нем педагогический потенциал системы мотивов.1.3 Оптимум мотивации при ведении учета личностных достижений учащихся.
Учет личностных достижений старшеклассников.doc

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФГБОУ ВПО «ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

на высшую категорию

 

 

ТЕМА:

 

Учет личностных достижений старшеклассников как фактор повышения мотивации к обучению иностранному языку (на примере портфолио ученика)

 

 

Выполнила: А.В.Кир,

учитель немецкого языка

МОАУ «Гимназия №1»,

г. Новотроицк

Оренбургской области.

 

Руководитель:

Вахрушева Марина Ивановна,

кандидат филологических наук,

доцент кафедры дидактики и частных методик

ИПК и ППРО ОГПУ

 

 

Оренбург,  2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение.

Глава 1. Историография  проблемы создания высокой положительной мотивации к изучению иностранных языков.

1.1                      Понятие мотивации в обучении.

1.2                      Портфолио ученика и скрытый в нем педагогический потенциал системы мотивов.

1.3                      Оптимум мотивации при ведении учета личностных достижений учащихся.

Глава 2. Способы повышения мотивации при ведении портфолио ученика.

2.1 Алгоритм формирования мотивации к обучению.

2.2 Учет личностных психологических особенностей обучающихся при выборе средств повышения мотивации к изучению иностранного языка.

2.3 Методические рекомендации, предлагающие реализацию на практике эффективной модели ведения портфолио.

Заключение.

Список литературы.

Приложение.


Введение

Язык является важнейшим средством человеческого общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества. Расширение и качественное изменение характера международных связей нашего государства, интернационализация всех сфер общественной жизни делают иностранные языки реально востребуемыми в практической и реальной деятельности человека. Они становятся в настоящее время действенным фактором социально-экономического, научно-технического и общекультурного прогресса общества. Все это существенно повышает статус предмета «иностранный язык» как общеобразовательной учебной дисциплины и делает особенно важной  мотивацию его изучения.

Теоретическим фундаментом данной работы послужили труды отечественных (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Б.И. Додонов, И.А. Зимняя, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, Л.С. Рубенштейн, Е.И. Савонько, П.М. Якобсон) и зарубежных (Дж. Брунер, Д. Берлайн, И. Лингарт, М. Фюмадель и др.) исследователей о роли мотивации в учебной деятельности.

Современный этап развития методики преподавания иностранного языка в нашей стране характеризуется как коммуникативно-деятельностный подход к обучению этого предмета [17]. Основными чертами данного подхода являются: а) практическая направленность обучения иностранным языкам; б) коммуникативно-деятельностная основа процесса обучения иностранным языкам; в) дифференцированный подход в обучении; г) всемерная интенсификация учебного процесса.

Управление мотивацией изучения иностранного языка является одной из центральных проблем методики обучения в школе. Иностранный язык как предмет обладает рядом специфических черт, одной из которых является овладение иностранным языком путем обучения умению общения на иностранном языке. К сожалению, обучение иностранным языкам в основном носит искусственно-учебный характер в силу отсутствия у школьников «естественной потребности» в общении на иностранном языке [11]. В связи с этим перед учителем стоит задача создания обстановки иноязычного речевого общения в процессе обучения языку, максимально приближенной к естественным условиям. Именно поэтому, важным фактором, стимулирующим процесс иноязычного речевого общения, следует считать мотивацию усвоения иностранного языка. Для оптимальной организации учебного процесса важно в первую очередь глубокое знание мотивов учения школьника, и, во-вторых, умение правильно выявлять их и разумно управлять ими.

Актуальность исследования обусловлена ее недостаточной разработанностью, непосредственные запросы практики определили тему настоящего исследования: «Учёт личностных достижений старшеклассников как фактор повышения мотивации к обучению иностранному языку».

Цель исследования, таким образом, можно сформулировать, как  выявление научно-педагогической основы формирования положительной мотивации к изучению иностранных языков посредством учета личностных достижений старшеклассников, а также определение возможности применения выявленных научных принципов в практической деятельности учителя, при работе с портфолио ученика.

Цель исследования определяет следующие задачи исследования:

1.     Провести теоретический анализ проблемы мотивации.

2.     Изучить историю становления и развития «метода портфолио», как одного из основных методов формирования и поддержания положительной мотивации к обучению.

3.     Определить содержание внутренних и внешних мотивов усвоения иностранного языка школьниками.

4.     Выявить взаимосвязь ведения портфолио ученика и поддержание высокой положительной мотивации к изучению иностранного языка.

5.     Разработать методические рекомендации, предлагающие реализацию на практике деятельностной модели ведения портфолио как одного из эффективных путей формирования устойчивой положительной мотивации к изучению иностранных языков.

Методы нашего исследования определены общими теоретическими подходами, которые разработаны в отечественной психологии школой JI.C. Выготского, развиты в продуктивных идеях и методических достижениях широкого психолого-педагогического направления исследований развивающего обучения В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, А.К. Марковой и др., а также в работах отечественных психологов и психолингвистов, занимающихся проблемами психологии обучения иностранным языкам (Н.И. Жинкина, А.А. Леонтьева, И.А. Зимней и др.). Для реализации задач нашего исследования применялся формирующий эксперимент как метод исследования психологических условий повышения мотивации к изучению иностранного языка через достижение гармоничного соотношения внешней и внутренней мотивации в ходе ведения портфолио ученика. 

Кроме того, собственные задачи исследования поставили нас перед необходимостью поиска средств и способов, обеспечивающих их решение. Поскольку основная задача заключалась в повышении внутренней мотивации к изучению иностранного языка, связанной с учетом личностных достижений старшеклассников, то разработка методики состояла в поиске и апробации адекватных экспериментальных приемов, которые позволили бы выявить качественные особенности мотивации к усвоению иностранного языка и проследить динамику и этапы их развития в процессе ведения портфолио.

В ходе исследования также были применены следующие методы:

1. Наблюдение за учебно-воспитательным процессом в старших классах;

2. Беседы, анкетирование, интервьюирование, тестирование;

3. Анализ психолого-педагогических и методических трудов по теме исследования;

4. Экспериментальное обучение и обработка полученных результатов.

5. Разработка экспериментальной модели электронного портфолио с последующим использованием ее в учебном процессе.

Гипотеза исследования основана на предположении о том, что важным фактором повышения мотивации к обучению иностранным языкам является учет личностных достижений старшеклассников.

Таким образом, проблема нашего исследования заключается в необходимости доказать, что на основе методически оптимального использования портфолио возможно обеспечить целенаправленный переход от внешней (неустойчивой) мотивации к внутренней (устойчивой).

Данная исследовательская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. Историография проблемы создания высокой положительной мотивации к изучению иностранных языков.

 

1.1 Понятие мотивации в обучении

Мотивация учения может определяться внешними (узколичными) мотивами и внутренними мотивами [15,113]. Внешние мотивы не связаны с содержанием учебного материала: мотив долга, обязанности (широкие социальные мотивы), мотив оценки, личного благополучия (узко социальные мотивы), отсутствие желания учиться (отрицательные мотивы). Внутренние мотивы, напротив, связаны с содержанием учебного материала: мотивы познавательной деятельности, интереса к содержанию обучения (познавательные мотивы), мотивы овладения общими способами действий, выявление причинно-следственных связей в изучаемом учебном материале (учебно-познавательные мотивы) [9, с. 180-181]. Интерес к процессу изучения иностранного языка, в основном, на внутренних мотивах, которые исходят из самой иноязычной деятельности. При этом ключевыми и решающими параметрами считаются, те, которые присущи данному индивиду: личный опыт, контекст деятельности, интересы и склонности, эмоции и чувства, мировоззрение, статус в коллективе. [2, с. 54] Это позволяет вызвать у учащихся истинную мотивацию.

Согласованность способов подачи учебного материала с познавательными потребностями и интересами учащихся противодействует образованию отрицательной установки. Оптимально отобранный материал укрепляет все составляющие мотивации: потребности, интересы, эмоции, сами мотивы. Формирование устойчивого уровня мотивации учения развивает также  и творческие способности учащихся, стимулирует их мыслительную активность.

В целом ряде работ как отечественных, так и зарубежных исследователей, указывается на необходимость учета при организации учебного процесса личностных особенностей учащихся, подчеркивается важная роль мотивации в учебном процессе, ее качественные характеристики. Такой подход обусловлен пониманием учения как длительного процесса, имеющего отчетливо выраженную значимость для личности учащегося [6, с.47 ]. Выделяют следующие качественные характеристики мотивации: адекватность ее целям учебной деятельности, оптимальность, полноценность, гармоничность.

Систему мотивации учебной деятельности можно разделить на:

А) внешнюю сферу, соотносимую с широкими социальными мотивами;

В) внутреннюю сферу, связанную с содержанием учебной деятельности.

В каждой мотивации, заложенной внутри и вне учебной деятельности, можно выделить две ее формы: положительную и отрицательную. При этом отрицательная мотивация связана с неприятными переживаниями, вызванными побуждениями выбрать из ряда неприятностей «наименьшее зло», побуждениями учащихся, связанными с осознанием определенных неудобств и неприятностей, которые могут возникнуть в результате отказа от учебной деятельности [9, с.90].

Характеризуя положительную мотивацию, связанную с мотивами, заложенными вне учебной деятельности, можно отметить ее широкий характер, который выражается в том, что этот вид мотивации определяется весомыми для личности социальными устремлениями [13].

 Другая положительная форма мотивации определяется узко-личностными мотивами. К внешней сфере мотивации можно отнести и такой вид мотивационной ориентации как социально-психологический. При овладении иностранным языком выделяются мотивы «группового давления» и «личностные» мотивы, как систему побудителей, объединенных общей направленностью на какую-то сторону учебной деятельности (на результат, на процесс, на оценку, на избегание неприятностей), обладающей относительной устойчивостью [9, с. 217]. Таким системно-динамическим образованием может с успехом служить грамотно организованный учёт личностных достижений учащихся.

Поскольку, овладение иностранным языком осуществляется в контексте учебной деятельности, то учебная мотивация понимается именно как сложное системное образование, центральным компонентом которого является «личностный смысл» (по А.Н. Леонтьеву), содержание которого состоит в оценке субъектом значимости учебной деятельности, в оценке вероятности успеха на основе уровня притязаний, в индивидуальном отношении к процессу учения, обусловленном личным пристрастием [9, с. 121].

Таким образом, мы определяем мотивацию как сложное системное образование, процесс регулирования деятельностью учащегося, направляющий его на достижение определенных целевых состояний и не позволяющий останавливаться на достигнутом [6, с. 88].

В заключение ещё раз подчеркнём основные теоретические основы мотивации [13, с. 12]:

1. Внешняя мотивация усвоения иностранного языка современных школьников характеризуется прагматической направленностью на овладение языком, то есть ученик руководствуется мотивом полезности для себя усваиваемых знаний: «мне нужно».

2. Внутренняя мотивация усвоения иностранного языка определяется интересом к процессу изучения иностранного языка и способам учебной деятельности, что стимулирует учебно-познавательные мотивы учения: «мне интересно».

3. Условием гармоничного соотношения внешней и внутренней мотивации может стать усиление практической направленности курса иностранного языка в сочетании со специфически организованной учебной деятельностью школьников по усвоению языка [12].

4. Показателями возрастания гармоничного соотношения внутренней и внешней мотивации при изучении языка являются усиление личностного смысла изучения языка, возрастание осознанности и действенности выполняемой деятельности [1].

Исходя из последнего пункта, можно предположить, что учёт личностных достижений учащихся является важным фактором создания высокой положительной мотивации. Возьмём этот пункт в качестве отправной точки нашего педагогического исследования.

 

1.2              Портфолио ученика и скрытый в нем педагогический потенциал системы мотивов.

Для начала выясним, что же такое портфолио ученика. В большинстве педагогических источников приводится примерно такое определение: Портфолио – это собрание работ ученика, отражающих его успехи, как в учебе, так и в сопутствующих областях общественной жизни школы. Рейтинг школьника будет определяться не только аттестацией по предметам, но и общим накопительным баллом его портфолио. Все это поможет составить более полную картину увлечений, стремлений и способностей учащегося при поступлении в профильные классы, а в дальнейшем определиться в выборе ВУЗа.

Подобное новшество вступило в силу с сентября 2006 года, в связи с принятием решения об обязательной профильной подготовке старшеклассников во всех школах России (приказ Минобразования от 05.12.2003 N 4509/49).

Введение обязательного портфолио –  это, в идеале, маленький переворот во всей системе образования, когда количество дополняется качеством и акцент делается на становлении ученика как личности: оценка уступает место самооценке, мотивации и самоорганизации, контроль – самоконтролю.

Строгих стандартов к портфолио не существует, поэтому на практике, как правило, применяется одно комбинированное портфолио, которое имеет вид простого бумажного хранилища Почётных грамот.

В таком усечённом варианте портфолио никогда не станет работать в качестве фактора, повышающего положительную мотивацию к изучению иностранных языков. Однако, если взять за основу психологическую Теорию деятельности, разработанную ведущими советскими психологами, в частности  А.Н. Леонтьевым, в самом принципе создания и ведения портфолио скрывается значительный педагогический потенциал в виде целой системы мотивов, которая и может, при определенных условиях, работать как положительная, так и отрицательная мотивация [11].

Рассмотрим наиболее основные мотивы, входящие в эту систему:

1.                 Мотив самоутверждения — стремление утвердить себя в социуме; связан с чувством собственного достоинства, честолюбием, самолюбием. Человек пытается доказать окружающим, что он чего-то стоит, стремится получить определенный статус в обществе, хочет, чтобы его уважали и ценили. Стремление к самоутверждению, к повышению своего формального и неформального статуса, к позитивной оценке своей личности — существенный мотивационный фактор, который побуждает человека интенсивно работать и развиваться [10, с. 121].

2.                 Мотив идентификации с другим человеком — стремление быть похожим на героя, кумира, авторитетную личность (отца, учителя и т. п.). Этот мотив побуждает работать и развиваться. Он является особенно актуальным для подростков, которые пытаются копировать поведение других людей. Стремление походить на кумира — существенный мотив поведения, под влиянием которого человек развивается и совершенствуется. Идентификация с другим человеком приводит к повышению энергетического потенциала индивида за счет символического «заимствования» энергии у кумира (объекта идентификации): появляются силы, вдохновение, желание работать и действовать так, как делал это герой (кумир, отец и др.). Идентифицируясь с героем, подросток становится смелее в своей обычной деятельности [21]. Эти первые два мотива подчеркивают особую важность ведения портфолио именно в среднем звене школы. Ни в младшем школьном возрасте, ни в старшем, учёт личностных достижений не будет иметь такой особой актуальности. И при организации работы с портфолио необходимо учитывать, прежде всего, именно эти два психологических мотива.

3.                 Мотив достижения — стремление достичь высоких результатов и мастерства в деятельности; оно проявляется в выборе сложных заданий и стремлении их выполнить. Успехи в любой деятельности зависят не только от способностей, навыков, знаний, но и от мотивации достижения [22]. Старшеклассник уже будет с высоким уровнем мотивации достижения, когда, стремясь получить весомые результаты, фиксирует свои цели в портфолио, и настойчиво работает ради достижения этих поставленных целей.

4.                 Процессуально-содержательный мотив — побуждение к активности процессом и содержанием деятельности, а не внешними факторами. Человеку нравится выполнять эту деятельность, проявлять свою интеллектуальную или физическую активность [18]. Его интересует содержание того, чем он занимается. Этот мотив будет стимулировать мотивацию только тогда, когда работа с портфолио будет организованна как интересная захватывающая деятельность. Наряду с мотивом аффилиации, процессуально-содержательный мотив объясняет высокую популярность в наше время различных социальных сетей в Интернете.

5.                 Мотив аффилиации — стремление к установлению или поддерживанию отношений с другими людьми, стремление к контакту и общению с ними. Сущность аффилиации состоит в самоценности общения. [21]. Аффилиативное общение — это такое общение, которое приносит удовлетворение, захватывает, нравится человеку.

6.                 Мотив саморазвития — стремление к саморазвитию, самоусовершенствованию. Это важный мотив, который побуждает индивида много работать и развиваться. По мнению Абрахама Маслоу, это стремление к полной реализации своих способностей и желание ощущать свою компетентность [10, с. 378]. Как правило, для движения вперед всегда необходима определенная смелость. Человек часто держится за прошлое, за свои достижения, покой и стабильность. Страх риска и угроза потерять все сдерживают его на пути саморазвития. Таким образом, человек часто как будто «разрывается между стремлением к движению вперед и стремлением к самосохранению и безопасности». С одной стороны, он стремится к чему-то новому, а с другой — страх перед опасностью и чем-то неизвестным, желание избежать риска сдерживают его движение вперед. В этом плане ведение портфолио помогает снять определённую психологическую напряжённость, за счёт фиксации промежуточных успехов.  Маслоу утверждал, что развитие происходит тогда, когда следующий шаг вперед объективно приносит больше радостей, больше внутреннего удовлетворения, чем предыдущие приобретения и победы [10, с. 370], которые стали чем-то обычным и даже надоели.

7.                 Просоциальный мотив - мотив, связанный с осознанием общественного значения деятельности, с чувством долга, ответственностью перед группой или обществом. В случае действия просоциальных мотивов происходит идентификация индивида с группой. Человек не только считает себя членом определенной социальной группы, не только отождествляется с ней, но и живет ее проблемами, интересами и целями [3]. Ученики, которые побуждается к деятельности просоциальными мотивами, являются более активными, чаще и добросовестнее выполняют свои обязанности.

 

1.3 Оптимум мотивации при ведении учета личностных достижений учащихся.

Экспериментально установлено, что существует определенный оптимум (оптимальный уровень) мотивации, при котором деятельность выполняется лучше всего (для данного человека, в конкретной ситуации). Последующее увеличение мотивации приведет не к улучшению, а к ухудшению эффективности деятельности [23, с. 12]. Таким образом, очень высокий уровень мотивации не всегда является наилучшим. Существует определенная граница, за которой дальнейшее увеличение мотивации приводит к ухудшению результатов. Такую зависимость называют законом Йеркса — Додсона [20].

Работа с портфолио, в качестве фактора, повышающего мотивацию, должна строиться в строгом соответствии с этим законом. В этом плане  особенно важно учитывать у каждого ученика его индивидуальные особенности личности. У некоторых, даже добросовестных и старательных учеников, возникает тревожность, которая отрицательно сказывается на результатах обучения иноязычному речевому общению. В состоянии тревожности они испытывают чувство неполноценности, дискомфорта на занятиях, не могут переступить барьер боязни говорения на иностранном языке, теряются даже тогда, когда знают, как нужно ответить [13]. В этом случае требуется индивидуальный подход к таким ученикам и бережное, тактичное внимание к их личностным достижениям приводит к постепенному снятию у них скованности. Именно в такие моменты не следует форсировать работы по ведению портфолио.

 

 

Глава 2. Способы повышения мотивации. Связь мотивации и портфолио ученика

 

2.1 Алгоритм формирования мотивации к обучению

Из собственного многолетнего опыта преподавания иностранного языка сложился некий идеальный образ, в котором развитие речевой деятельности можно представить, как движение от желания изучать язык («мне интересно»), где сформирован только неустойчивый мотив и отсутствует «личностный смысл», к воле («мне нужно»), где внутренний мотив учащегося устойчив, и присутствует полностью «личностной смысл». Это идеал грамотно сформированной мотивации учения.

На первой ступени у учащегося есть только «первичный» внутренний мотив, который характеризуется эмоциональным состоянием человека с интересом на познавательном уровне и ведет к низкому самоконтролю и, как правило, к безрезультатности в учебной деятельности.

На второй ступени «мотив интереса» и «волевой мотив» занимают примерно равные доли, причем около четверти приходится на «личностный смысл». И вот в этот момент становится особенно важным учёт личностных достижений. Тщательно организованная работа по ведению совместно с учителем каждым учеником собственного портфолио приводит к тому, что происходит целенаправленный поэтапный переход к «вторичному» внутреннему мотиву, который определяется в педагогике как «осознанное и целенаправленное отношение к действительности, характеризующееся интересом на смысловом уровне, ведущее к высокому уровню самоконтроля и результативности в учебной деятельности». Постепенно и личностный смысл доводится до тотального преобладания, и мы от ступени «желания» переходим к наивысшей ступени – «воли». На третьей ступени обучения мы наблюдаем примеры творческого использования учащимися своих умений в свободной продуктивной речи. Эти примеры должны непременно фиксироваться в качестве личностных достижений.

Практика показывает, если группа обучаемых имеет низкую мотивацию к изучению иностранного языка, то учащиеся этой группы демонстрируют свое негативное отношение к изучаемому языку, очень вяло участвуют в работе, избегая ее. И, напротив, в группе с высокой мотивацией учащиеся будут стремиться к синхронизации и полной согласованности с учителем, сотрудничеству при выполнении трудных заданий, повышению чувства личностного достижения в усвоении иностранного языка.

 

2.2 Учет личностных психологических особенностей обучающихся при выборе средств повышения мотивации к изучению иностранного языка.

Чтобы понять степень влияния наличия портфолио на мотивацию изучения иностранного языка, прежде всего, следует выделить три основных типа учащихся:

1.                 Учащиеся, ориентированные на цель (люди, использующие образование для достижения четких задач);

2.                 Учащиеся, ориентированные на деятельность (люди, принимающие участие в учебных программах для знания, а также для социального контакта и человеческих отношений, которые они дают).

3.                 Учащиеся, ориентированные на учебу (люди, ищущие знания ради знания).

Человек может переходить из одного типа в другой в различных ситуациях. И часто обучающийся заключает в себе несколько типов учащихся.

В повседневной практике можно заметить, как в течение одного учебного года мотивация одного ученика могла резко изменяться в отрицательную или положительную стороны. Это зависит от многих факторов: качество учебных пособий, психологический настрой ученика, его контакт с преподавателем и т.д. Однако стоит отметить одну общую важную деталь: чем выше успеваемость по иностранному языку, тем глубже в подсознании обучаемого положительная установка к изучению иностранного языка. И наоборот, низкая успеваемость сильно связывается с отрицательной коммуникативной установкой.

Высокая позитивная мотивация играет роль компенсаторного фактора в случае недостаточно высоких специальных способностей или недостаточного запаса у обучающегося требуемых знаний, умений и навыков. В обратном направлении компенсаторный механизм не срабатывает. Иными словами, никакой высокий уровень способностей не может компенсировать низкую учебную мотивацию или ее отсутствие.

Учитывая всё вышеизложенное, можно вывести некоторые принципы, при которых грамотно организованная работа по ведению портфолио станет надежной опорой при формировании положительной мотивации к изучению иностранного языка:

1.                 Учет личностных достижений учащихся не должен принимать вид простого фиксирования оценок или показного поверхностного позиционирования. Портфолио должно соответствовать задачам воспитывающего и развивающего обучения предмету.

2.                 Работа над портфолио должна иметь характер личностно ориентированной направленности, которая заключается в последовательной активизации имеющихся у каждого учащегося интеллектуальных способностей, знаний и речевого опыта, его эмоций и настроений, а также в развитии этих личностных параметров. Данное положение важно тем, что глубинную основу взаимосвязанного коммуникативного, социокультурного и когнитивного развития учащихся составляют умения сознательно пользоваться изучаемым языком как средством общения и самовыражения и знание важнейших подсистем изучаемого языка. Именно эти знания и умения должны быть отражены в  самом портфолио, даже во внешнем его оформлении.

3.                 Работа над учётом личностных достижений должна строиться как творческий процесс. Творческий характер обучения иностранным языкам проявляется в том, что обучающийся, решая те или иные коммуникативные задачи, реализует собственные намерения, т.е. действует от своего лица. Учащиеся должны лишь иметь возможность для самостоятельного переноса усвоенных ранее знаний, навыков и умений в новый контекст их использования.

4.                 Работа над портфолио связана с длительностным характером обучения иностранным языкам, и поэтому должна быть нацелена на формирование у учащихся способности к межкультурной коммуникации, носить деятельностный характер, который выражается во внешней и внутренней активности учащихся. То есть учёт личностных достижений должен строиться как активное взаимодействие ученика с окружающей действительностью.

5.                 Работа над портфолио должна способствовать формированию автономии учащихся в учебной деятельности по овладению конкретным иностранным языком. При этом важны проявление учеником собственной активности, наличие радости и удовольствия от общения субъектов учебного процесса друг с другом, от всего того, чем необходимо заниматься на занятии и совместной оценки своих достижений. Важным фактором успешности усвоения иностранного языка является автономность учащихся, как в конкретной учебной ситуации, так и в контексте дальнейшего непрерывного обучения. Поэтому учет личностных достижений должен мотивировать каждого ученика к самостоятельному и активному осуществлению учебной деятельности, к осознанной самооценке своего речевого опыта и в случае необходимости осознанной его коррекции.

Так как мотивы, которыми руководствуются учащиеся при обучении иностранному языку, постепенно угасают; интерес к учебному предмету падает; стимулы, побуждающие внутреннюю активность – исчезают; а эффективность учебного процесса, со временем, становится все более зависимой от тех стимулов, которые способен подобрать учитель для того, чтобы поднять уровень интереса, повысить мотивацию учебной деятельности школьника, работа над портфолио, при соблюдении в комплексе вышеуказанных принципов, способна поддерживать интерес к языку, умственную активность учащихся на протяжении всего обучения.

Следует так же выделить два типа мотивации, относящиеся, главным образом, к внешней сфере, но оказывающим влияние непосредственно на изучение иностранных языков:

1.         Интегративная мотивация - в основе ее культурное убеждение, представление о стране изучаемого языка, ее культуре, а также культуре народа,  говорящего на этом языке, желание изучить эту культуру. Все это создает положительные мотивы по отношению к изучаемому языку.

2.         Прикладная мотивация - она во многом зависит от отношения общества к той языковой группе, в которую входит изучаемый язык. Прикладная мотивация характерна тем, что она не обладает возможностью долгосрочной поддержки усилий, затрачиваемых на изучение иностранного языка, то есть она краткосрочна.

Эти два вида мотивации имеют самое прямое отношение к предмету нашего исследования – учёту личностных достижений учащихся, потому что, согласно мнению американского психолога А. Маслоу, каждый индивид имеет определенную иерархию личных потребностей, а самой высшей потребностью является потребность самовыражения. Этот важный психологический аспект необходимо учитывать при организации работы с портфолио.

 

2.3 Методические рекомендации, предлагающие реализацию на практике эффективной модели ведения портфолио.

Исследователи проблемы мотивации единодушно приходят к мнению, что формирование положительной мотивации является необходимым компонентом учебной деятельности, оказывает эффективное воздействие на учебный процесс и определяют успешность его результатов. Приступая к исследованию проблемы мотивации, мы делали упор на возможность создания и поддержания высокого уровня положительной мотивации при помощи тщательной организованной работы с портфолио ученика.

Согласно педагогическим и методическим исследованиям, при учёте личностных достижений учащихся, усилия преподавателя должны быть направлены на развитие внутренней мотивации учения школьников, которая исходит из самой учебно-познавательной деятельности и обладает, поэтому, наибольшей побудительной силой. Она является основным конструктивным элементом, создающим интерес к учебной деятельности. Работа над портфолио подкрепляет внешние широкие социальные и узколичностные мотивы, придающие смысл учебной деятельности. В общей структуре мотивации доминирующим является основной мотив, определяющий учебную деятельность и формирование отношения к ней. Это познавательный мотив, так как в его основе заложено постоянное стремление к познанию; а также имеет место связь с содержательной и организационной стороной самой учебной деятельности. При творческом подходе к учёту личностных достижений в процессе учебной деятельности начинают действовать и возникающие частные мотивы, руководящие постановкой, принятием и решением отдельных задач для достижения конкретных целей обучения иноязычному речевому общению. Познавательные мотивы в оформлении описательной части портфолио дифференцируются следующим образом: интерес к иностранным языкам как таковому способствует формированию мотивов к анализу языковых явлений, всевозможным по форме и содержанию занятиям, к развитию лингвистического мышления; возможность использования иностранного языка как средства обмена информацией, получения знаний с его помощью, изучение культуры, истории, развития и действительности страны изучаемого языка, расширение кругозора формирует мотив отношения к иностранному языку как необходимому средству познавательной деятельности.

Здесь следует подчеркнуть, что две системно взаимодействующие концепции, направленные на реализацию модели развития социально активной личности (концепция развития личности как целостного системно-смыслового образования; концепция педагогического взаимодействия) являются теоретическими основами  нашего подхода использованию портфолио в качестве фактора, повышающего положительную мотивацию в изучении иностранного языка.

Механизмы реализации в портфолио личностного подхода  должны быть разработаны через педагогическую личностно-ориентированную технологию обучения, которая выступает своеобразной планируемой моделью развития личности ребенка и преобразования его личного опыта в общественно значимые смыслы и отношения в процессе обучения к окружающей действительности.

Таким образом, учёт личностных достижений учащихся, в качестве мотиватора можно представить в виде некоторой сферы, которая, включает в себя:

1. Смысл.

2. Оценка.

3. Потребность в знаниях.

4. Потребность высказаться.

5. Познавательные интересы.

6. Широкие социальные мотивы.

7. Случайные ситуативные побуждения.

Учебно-познавательный мотив занимает в этой системе особое место.  Он характеризуется как устойчивая направленность ученика не только на результат, но и на способ осуществления учебной деятельности. Исходя из того, что учебная мотивация является сложным системным образованием, необходимо предположить построение некоторой «идеальной модели», в которой должно быть отражено воздействие учета личностных достижений ученика на все основные компоненты мотивации в соотнесенности с содержательными характеристиками деятельности. Выявленная структура мотивации представляет собой динамическое явление, поэтому целесообразно вести портфолио в электронном виде, и только по прошествии определённого, значимого для конкретного ученика, времени (учебная четверть, учебный год), наиболее важные материалы должны размещаться на бумажном носителе.

Следует так же приветствовать ведение портфолио на изучаемом языке. Успешность такого применения иностранного языка способствует формированию языкового чутья; удовлетворение собственно познавательных мотивов, формирует устойчивую мотивацию постоянной работы с иностранным языком; использование его для получения определенной информации (чтение журналов, газет, толковых словарей, и тому подобное) делает, в итоге, иностранный язык незаменимым в познавательной деятельности обучаемого, вместе с тем сам иностранный язык усиливает общую познавательную деятельность остальных учащихся, а следовательно, повышается и общая мотивация его изучения. Так, например, успешное выступление одних учащихся на муниципальном этапе Всероссийской олимпиады по немецкому языку в 2011 году и публикация данной информации, подтолкнула других детей к творческому поиску возможностей внеучебного применения своих знаний. В итоге, на сайте Нижегородской области была найдена информация о международном открытом первенстве «Евролингва», в котором сразу 26 детей приняли участие, а из пяти финалистов трое(!) оказались воспитанниками А.В.Кир, и только отсутствие финансирования помешало детям приехать на завершающее соревнование. В любом случае, портфолио всех участников пополнилось материалами об этом конкурсе и личной благодарностью Губернатора Нижегородской области.

Работа над портфолио, особенно самостоятельная его часть, развивает у школьников целеустремленность, приучает внимательно относится к тексту собственных заметок и фотографий, формируя вдумчивого наблюдателя - качество, необходимое каждому культурному человеку. В аспекте изучения иностранного языка такой подход содействует общему развитию учащегося, что проявляется, во-первых, в совершенствовании умения планировать свое речевое поведение, соотнеся цели с выражением содержанием и имеющим у обучаемых языковыми средствами; во-вторых, в повышении уровня практического владения родным языком, заставляя школьников более внимательно относиться к способам выражения своих мыслей, к речевому этикету. В этом проявляется взаимодействие всех языковых учебных предметов, способствующих формированию основ филологического образования школьников. Это позволяет учащимся воспринимать иностранный язык как средство интеркультурного общения и способствует формированию социально важных качеств личности. Процесс работы над портфолио строится, таким образом, на коммуникативной основе, ориентирован на личность ребенка. Коммуникативное обучение строится таким образом, что контекст деятельности учеников, их опыт, мировоззрение, учебные и внеучебные интересы и склонности, их чувства тщательно учитываются при организации работы над портфолио, особенно это важно, если это портфолио имеет вид электронной странички в социальной сети или на сайте учебного заведения. Это значительно обогащает общение на уроке, при прохождении тем делается акцент на обсуждение различных проблем.

Широкое применение электронных носителей информации, прежде всего Internet, приводит к тому, что учащиеся получают возможность обсуждать свои дела и поступки, текущие события из жизни класса, школы, города, страны, планеты, учатся высказывать свое отношение к происходящему, обосновывать и отстаивать собственное мнение.

Учитывая всё вышеизложенное, перед нами вырисовывается некая нормативная модель идеального использования портфолио ученика в качестве сильнейшего инструмента повышения мотивации к изучению иностранного языка:

1.Прежде всего, при создании портфолио, особенно на первых порах,  важной является психологическая и социальная поддержка преподавателя.

2. Портфолио не должно быть скучной папкой-хранилищем почетных грамот. В нем обязательно нужно предусмотреть, кроме официальных разделов, еще и творческие: разместить фото с наиболее важных мероприятий, личные заметки (желательно на иностранном языке), страничка отзывов друзей.

3. Идеальным портфолио может служить страничка в социальной сети. Различные фото и видеоматериалы, рассказывающие о жизни и достижениях ребенка, при размещении в специальном разделе могут быть доступны всем желающим, и посетители данной странички ставят за это оценки. В среде подростков это особенно модно, следить за рейтингом своих фотографий и видео. Так же в интернет-портфолио есть возможность вести свой собственный блогг, рассказывать о себе, о своих увлечениях и победах, что особенно важно для самовыражения. Кроме того, интернет-страничка позволяет завести друзей с любого уголка планеты, с которым можно общаться на изучаемом языке. Можно разместить у себя ссылки на все конкурсы, в которых принимал или хотел бы принять участие, - многие официальные сайты, например Гёте-Институт или радиостанция «Немецкая волна», периодически рассылают всем желающим различную информацию о своих мероприятиях. Так или иначе, большинство детей сейчас проводят  значительное время в социальных сетях или в интернет-серфинге, современные смартфоны позволяют это делать даже на уроке, поэтому лучше изначально это дело квалифицированно организовать. Здесь следует подчеркнуть, что при организации электронного портфолио от учителя потребуются знания основ антивирусной, антихакерской и нравственной безопасности ребенка при нахождении в Internet.

4. Когда в электронном портфолио накопиться достаточно материала учащийся самостоятельно сможет выбрать наиболее значимые для него элементы, для последующей публикации на бумажном носителе.

Такой творческий подход к учёту личностных достижений учащихся уже через небольшой промежуток времени приведёт возрастанию внутренней мотивации обучающегося, обусловленной желанием учиться и узнавать новое. В подсознании каждого ребенка произойдет смена отрицательной установки от «я делаю это, потому что я обязан это сделать», к положительной мотивации «я действительно хочу это сделать».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Научная новизна и теоретическая значимость настоящего исследования заключается в следующем:

1. Определено содержание внутренней и внешней мотивации, характерной для современных старшеклассников, изучающих иностранный язык;

2. Выявлена взаимосвязь между состоянием внутренней и внешней положительной мотивации изучения иностранного языка и учётом личностных достижений учащихся;

3.  Анализ имеющейся отечественной и западной литературы позволил сделать вывод о том, что учет личностных достижений учащихся является одним из наиболее важных инструментов управления учебной деятельностью учащихся, поскольку позволяет на практике поддерживать на высоком уровне положительную мотивацию к изучению иностранного языка.

4. На основе методически оптимального использования портфолио возможно обеспечить целенаправленный переход от внешней (неустойчивой) мотивации к внутренней (устойчивой).

5. Внутренняя мотивация в обучении старшеклассников иностранному языку будет успешно формироваться в комплексе учебно-воспитательной работы, когда:

А) положительная мотивация становится одним из важных компонентов учебно-воспитательной работы, и учет личностных достижений охватывает все основные сферы жизненных интересов, личности обучаемого;

Б) усвоение языковых знаний, навыков и умений осуществляется в контексте личностно-деятельностного подхода к ведению портфолио, при целенаправленном формировании моральных качеств, направленности личности, мировоззрения.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработаны методические рекомендации по организации работы с портфолио ученика, имеющие практическую направленность и целенаправленное формирование способов учета личностных достижений учащихся, которые могут быть применены в практике преподавания иностранного языка с целью усиления мотивации школьников при изучении этого учебного предмета. Результаты исследования могут найти широкое применение в практике обучения иностранным языкам в средней школе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.       Мотивационные аспекты профессионально - ориентированного обучения ИНСТРАННОМУ ЯЗЫКУ в ВУЗе. Межвузовский сб. науч. тр. а) О повышении мотивации обучения иноязычному речевому общению на начальном этапе языкового пед. ВУЗа. Н. А. Качалов. б) Маслыко Е. А. Пути формирования мотивации овладения студентами иностранного языка.

2.       Выготский Л.С. Педагогическая психология. — М., 1991. 479 с.

3.       Гринченко С. Н. История человечества с кибернетических позиций // История и Математика: Проблемы периодизации исторических макропроцессов. — М.: КомКнига, 2006. — С. 38—52.

4.       Грэхэм, Л. Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в Советском Союзе. — М.: Политиздат, 1991. — 480 с.

5.       Давыдов В.В. Формирование учебной деятельности школьников. -М.,1982.- 216 с.

6.       Зимняя И.А Педагогическая психология. М: Логос, 2000 - 320 с.

7.       Клаус Г.  Кибернетика и философия = Kybernetik in philosophischer Sicht / Перевод с немецкого И. С. Добронравова, А. П. Куприяна, Л. А. Лейтес; редактор В. Г. Виноградов; Послесловие Л. Б. Баженова, Б. В. Бирюкова,  — М.: ИЛ, 1963.

8.       Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000. - 986 с.

9.       Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М., Смысл, Академия, 2005. — 352 с

10.   Маслоу А. Г. Мотивация и личность. — СПб.: Евразия, 1999. — 478с.

11.   Мильруд Р.П. Современный методический стандарт обучения иностранным языкам в школе. // Иностранный язык в школе, 1996. №1. С. 5-12.

12.   Миролюбов А.А. Изучение иностранных языков в школе: новые перспективы. // Педагогика, 1998. №1. С. 45-48.

13.   Проблема мотивации в условиях средней школы. // Современные проблемы обучения иностранным языкам на материале новых учебников, Якутск, 1994.-с. 19-24.

14.   Психолингвистика. / Под ред. А. М. Шахнаровича. - М.: Прогресс, 1984. -367 с.

15.   Психология развивающейся личности. Под ред. А. В. Петровского, -М., 1987г. -239 с.

16.   Российская педагогическая энциклопедия /Под. Ред.В.В. Давыдова.- М.: Большая российская энциклопедия. В 2-х т., 1993.

17.   Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. М., 1989. - 488с.

18.   Симонова Н. М. Экспериментальное исследование структуры мотивации при изучении иностранных языков в вузе. Автореф. М., 1982.

19.   Сухарев В. А. Мы говорим на разных языках. М.: Агентство «ФАИР», 1998,416 с.

20.   Философский энциклопедический словарь/Гл. ред.Л.Ф. Ильичеваи др.- М.: Сов.Энцикл., 1983. 839 с.

21.   Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения. СПб.: Речь, 2001. С.17–23.

22.   Х. Хекхаузен Мотивация и деятельность. Т. 1. М.,"Педагогика", 1986.

23.   Экспериментальная психология. Под редакцией П.Фресса и Ж.Пиаже. Вып. 5, Прогресс, М.,1975.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1.

Рис. 1. Общая схема создания положительной мотивации.

 

 

 

 

Приложение 2.

Рис. 2. Схема мотивации с учётом портфолио

Приложение 3.

Рис. 3. Примерная структурная схема бумажного портфолио

 

 

Приложение 4.

Рис. 4. Примерная схема электронного портфолио.

 

Приложение 5.

Выдержка из портфолио учащихся А.В.Кир за последние три года.

2009-2010 учебный год

1. Призовые места во Всероссийской олимпиаде по немецкому языку.

Школьный этап:

- в 9-х классах, 1 место – Галиакбарова Вика,

                          3 место – Курнавкина Вика,

- в 6-х классах, 1 место – Такалов Фаиз,

                          2 место – Свинухов Сергей,

- в 7-х классах, 1 место – Жукова Юля,

                          2 место – Данилова Аня,

                          3 место – Назаров Кирилл.

2. Активное участие учащихся 9-х классов в открытом мероприятии с мультимедийной презентацией «Культурное наследие Германии». Награждены Почётными грамотами.

3. Призовые места во Всероссийской олимпиаде по немецкому языку.

Муниципальный этап:

- в 9-х классах, 1 место – Курнавкина Вика,

                          2 место – Галиакбарова Вика.

4. Второе место в городском фонетическом конкурсе – Акимова Катя.

5. Призовые места во Всероссийском конкурсе «Коала», областной этап:

         Галиакбарова Вика – 1 место;

         Яркаева Настя         - 3 место;

         Муллакаев Рома       - 3 место;

         Акимова Катя          - 3 место;

6.                 Защита научно-исследовательских работ с презентацией:

Яркаева Настя («Анализ басен Лессинга и Крылова»),

Буфетова Алина («Вена моими глазами»).

2010-2011 учебный год

1. Защита научно-исследовательской работы Яркаевой Насти по теме «Анализ драмы Ф.Шиллера «Коварство и любовь».

2. Призовые места во Всероссийской олимпиаде по немецкому языку, всего 13 человек.

Школьный этап:

- в 10-х классах, 1 место – Яркаева Настя,

                          2 место – Курнавкина Вика,

                                         Галиакбарова Вика,

3. Призовые места во Всероссийской олимпиаде по немецкому языку, всего 7 человек.

Муниципальный этап: 

- в 7-х классах, 1 место – Свинухов Сергей;

                          2 место – Такалов Фаиз;

                          3 место – Устимовская Жанна;

- в 8-х классах, 3 место – Муллакаев Рома;

- в 10-х классах, 3 место – Курнавкина Вика;

- в 11- х классах (выступали ученицы 10 класса),

                            1 место – Яркаева Настя,

                            2 место – Галиакбарова Вика.

4. Переводческий конкурс «О Русском языке всему миру»:

                   Курнавкина Вика (10 класс) – 1 место.

5.                 Международное открытое первенство по немецкому языку «Евролингва», приняли участие 26 человек, трое прошли в финал: Костюкова Аня (9 класс), Курнавкина Вика (10 класс), Данилова Аня (8класс).

6.                 Городской фонетический конкурс.

- 1 место, Галиакбарова Вика, Яркаева Настя.

7. Призовые места во Всероссийском конкурсе «Коала», областной этап:

         Акимова Катя  – 1 место, среди 8 классов;

         Яркаева Настя         - 3 место, среди 10 классов;

         Заворотный Никита- 2 место, среди 5 классов.

2011-2012 учебный год.

1. Призовые места во Всероссийской олимпиаде по немецкому языку.

Школьный этап, всего 11 призовых мест, среди них:

- в 11-х классах, 1 место – Яркаева Настя,

                          2 место – Галиакбарова Вика.

2. Призовые места во Всероссийской олимпиаде по немецкому языку, всего 9 человек.

Муниципальный этап: 

- в 9-х классах, 1 место – Акимова Катя;

                          2 место – Свинухов Сергей;

                          3 место – Данилова Аня;

- в 11- х классах, 1 место – Яркаева Настя.

3. Призовое место во Всероссийской олимпиаде по немецкому языку.

Региональный этап:  - Яркаева Настя.

4.Участие в 10 региональной научно-пррактической конференции учащихся «Ученье разум просвещает» - Яркаева Настя, 3 место.

5. Университетская олимпиада старшеклассников по немецкому языку (ОГУ, факультет филологии) – 1 место, - Яркаева Настя, г. Оренбург..

6. Городской фонетический конкурс,

в номинации «стихи» - 1 место, Галиакбарова Ангелина,

                                                    Гербер Женя,

                                                    Трундова Настя;

в номинации «сценки» - 1 место, Такалов Фаиз, Свинухов Сергей, Акимова Катя.

7. Первое место в региональной олимпиаде по немецкому языку.

Г.Орск:  - Яркаева Настя.


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

СОДЕРЖАНИЕ Введение. Глава 1

СОДЕРЖАНИЕ Введение. Глава 1

Введение Язык является важнейшим средством человеческого общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества

Введение Язык является важнейшим средством человеческого общения, без которого невозможно существование и развитие человеческого общества

В связи с этим перед учителем стоит задача создания обстановки иноязычного речевого общения в процессе обучения языку, максимально приближенной к естественным условиям

В связи с этим перед учителем стоит задача создания обстановки иноязычного речевого общения в процессе обучения языку, максимально приближенной к естественным условиям

Разработать методические рекомендации, предлагающие реализацию на практике деятельностной модели ведения портфолио как одного из эффективных путей формирования устойчивой положительной мотивации к изучению иностранных языков

Разработать методические рекомендации, предлагающие реализацию на практике деятельностной модели ведения портфолио как одного из эффективных путей формирования устойчивой положительной мотивации к изучению иностранных языков

Экспериментальное обучение и обработка полученных результатов

Экспериментальное обучение и обработка полученных результатов

ГЛАВА 1. Историография проблемы создания высокой положительной мотивации к изучению иностранных языков

ГЛАВА 1. Историография проблемы создания высокой положительной мотивации к изучению иностранных языков

В целом ряде работ как отечественных, так и зарубежных исследователей, указывается на необходимость учета при организации учебного процесса личностных особенностей учащихся, подчеркивается важная роль мотивации…

В целом ряде работ как отечественных, так и зарубежных исследователей, указывается на необходимость учета при организации учебного процесса личностных особенностей учащихся, подчеркивается важная роль мотивации…

Таким системно-динамическим образованием может с успехом служить грамотно организованный учёт личностных достижений учащихся

Таким системно-динамическим образованием может с успехом служить грамотно организованный учёт личностных достижений учащихся

Показателями возрастания гармоничного соотношения внутренней и внешней мотивации при изучении языка являются усиление личностного смысла изучения языка, возрастание осознанности и действенности выполняемой деятельности [1]

Показателями возрастания гармоничного соотношения внутренней и внешней мотивации при изучении языка являются усиление личностного смысла изучения языка, возрастание осознанности и действенности выполняемой деятельности [1]

Строгих стандартов к портфолио не существует, поэтому на практике, как правило, применяется одно комбинированное портфолио, которое имеет вид простого бумажного хранилища

Строгих стандартов к портфолио не существует, поэтому на практике, как правило, применяется одно комбинированное портфолио, которое имеет вид простого бумажного хранилища

Идентифицируясь с героем, подросток становится смелее в своей обычной деятельности [21]

Идентифицируясь с героем, подросток становится смелее в своей обычной деятельности [21]

Аффилиативное общение — это такое общение, которое приносит удовлетворение, захватывает, нравится человеку

Аффилиативное общение — это такое общение, которое приносит удовлетворение, захватывает, нравится человеку

Оптимум мотивации при ведении учета личностных достижений учащихся

Оптимум мотивации при ведении учета личностных достижений учащихся

Глава 2. Способы повышения мотивации

Глава 2. Способы повышения мотивации

Эти примеры должны непременно фиксироваться в качестве личностных достижений

Эти примеры должны непременно фиксироваться в качестве личностных достижений

Однако стоит отметить одну общую важную деталь: чем выше успеваемость по иностранному языку, тем глубже в подсознании обучаемого положительная установка к изучению иностранного языка

Однако стоит отметить одну общую важную деталь: чем выше успеваемость по иностранному языку, тем глубже в подсознании обучаемого положительная установка к изучению иностранного языка

Именно эти знания и умения должны быть отражены в самом портфолио, даже во внешнем его оформлении

Именно эти знания и умения должны быть отражены в самом портфолио, даже во внешнем его оформлении

Так как мотивы, которыми руководствуются учащиеся при обучении иностранному языку, постепенно угасают; интерес к учебному предмету падает; стимулы, побуждающие внутреннюю активность – исчезают; а эффективность…

Так как мотивы, которыми руководствуются учащиеся при обучении иностранному языку, постепенно угасают; интерес к учебному предмету падает; стимулы, побуждающие внутреннюю активность – исчезают; а эффективность…

Методические рекомендации, предлагающие реализацию на практике эффективной модели ведения портфолио

Методические рекомендации, предлагающие реализацию на практике эффективной модели ведения портфолио

Здесь следует подчеркнуть, что две системно взаимодействующие концепции, направленные на реализацию модели развития социально активной личности (концепция развития личности как целостного системно-смыслового образования; концепция педагогического…

Здесь следует подчеркнуть, что две системно взаимодействующие концепции, направленные на реализацию модели развития социально активной личности (концепция развития личности как целостного системно-смыслового образования; концепция педагогического…

Учебно-познавательный мотив занимает в этой системе особое место

Учебно-познавательный мотив занимает в этой системе особое место

В любом случае, портфолио всех участников пополнилось материалами об этом конкурсе и личной благодарностью

В любом случае, портфолио всех участников пополнилось материалами об этом конкурсе и личной благодарностью

Учитывая всё вышеизложенное, перед нами вырисовывается некая нормативная модель идеального использования портфолио ученика в качестве сильнейшего инструмента повышения мотивации к изучению иностранного языка: 1

Учитывая всё вышеизложенное, перед нами вырисовывается некая нормативная модель идеального использования портфолио ученика в качестве сильнейшего инструмента повышения мотивации к изучению иностранного языка: 1

Internet . 4. Когда в электронном портфолио накопиться достаточно материала учащийся самостоятельно сможет выбрать наиболее значимые для него элементы, для последующей публикации на бумажном носителе

Internet . 4. Когда в электронном портфолио накопиться достаточно материала учащийся самостоятельно сможет выбрать наиболее значимые для него элементы, для последующей публикации на бумажном носителе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Научная новизна и теоретическая значимость настоящего исследования заключается в следующем: 1

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Научная новизна и теоретическая значимость настоящего исследования заключается в следующем: 1

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработаны методические рекомендации по организации работы с портфолио ученика, имеющие практическую направленность и целенаправленное формирование способов учета личностных…

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработаны методические рекомендации по организации работы с портфолио ученика, имеющие практическую направленность и целенаправленное формирование способов учета личностных…

Список литературы 1.

Список литературы 1.

Маслоу А. Г. Мотивация и личность

Маслоу А. Г. Мотивация и личность

Экспериментальная психология.

Экспериментальная психология.

ПРИЛОЖЕНИЕ Приложение 1. Рис

ПРИЛОЖЕНИЕ Приложение 1. Рис

Приложение 2. Рис. 2. Схема мотивации с учётом портфолио

Приложение 2. Рис. 2. Схема мотивации с учётом портфолио

Приложение 3. Рис. 3. Примерная структурная схема бумажного портфолио

Приложение 3. Рис. 3. Примерная структурная схема бумажного портфолио

Приложение 4. Рис. 4. Примерная схема электронного портфолио

Приложение 4. Рис. 4. Примерная схема электронного портфолио

Приложение 5. Выдержка из портфолио учащихся

Приложение 5. Выдержка из портфолио учащихся

Защита научно-исследовательской работы

Защита научно-исследовательской работы

Акимова Катя – 1 место, среди 8 классов;

Акимова Катя – 1 место, среди 8 классов;
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.04.2017