"Удивительный сказочник" - урок внеклассного чтения по творчеству В.Гауфа
Оценка 4.9

"Удивительный сказочник" - урок внеклассного чтения по творчеству В.Гауфа

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русская литература
5 кл—6 кл
16.01.2017
"Удивительный сказочник" - урок внеклассного чтения по творчеству В.Гауфа
урок внеклассного чтения.docx
"Удивительный сказочник" Урок  внеклассного чтения  по сказкам Вильгельма Гауфа Автор разработки: Каримова Р.З.,  учитель русского языка и литературы  МОБУ СОШ с.Рощинский 2013 Урок внеклассного чтения по  сказкам В. Гауфа Методический замысел урока и обоснование его темы Те немногие часы, отведенные на изучение иностранных классиков и  современных зарубежных писателей, предоставляют большие возможности  для расширения теоретического кругозора школьников, помогают поднять  уровень осмысления литературы как искусства и, несомненно, создадут  основу для более глубокого понимания родной литературы, которая является  составной частью мирового литературного процесса.  Изучение зарубежной литературы представляет собой обширный материал  для духовного обогащения учащихся. Каждый век заново прочитывает,  истолковывает, приспосабливает к своим потребностям литературную  классику. Ее изучение в школе—нетленный источник познания, воспитания  гражданских, нравственных и этических норм.  У учащихся средних школ укоренилось стремление не читать произведений, а ограничиваться знанием их содержания по киноэкранизациям или  телеспектаклям. Поэтому всячески следует приветствовать расширение  школьных программ по русской литературе, а также дополнительное введение произведений зарубежных писателей.  Задача учителя — вернуть классической литературе ее юных читателей,  возбудить на уроках литературы интерес именно к текстам произведений,  чтобы они способствовали воспитанию учеников, чтобы слово писателя  осталось в их памяти на всю жизнь. Произведения зарубежных авторов  оказываются в этом отношении в силу меньшей известности в наиболее  выигрышном положении. Перед учителями­словесниками встает задача не  только познакомить с ними учащихся; нужно извлечь из них все, что будет  способствовать обогащению духовного мира детей и подростков, их знаний и  речь. Поэтому предлагаются различные варианты работы над текстами:  заучивание наизусть, литературные монтажи, словарные конкурсы,  цитирование в расчете на свободную ориентацию в тексте, составление  карточек, запоминание афоризмов и т.д.  В младших классах основу анализа произведений зарубежных писателей  составляют беседа и комментированное чтение. Поэтому лучшим вариантом  мы считаем  путь от анализа к тексту, а не от текста к анализу, так как это  требует от учащихся уже выработанного литературоведческого подхода. В  младших классах дети нередко из­за невысокой техники чтения не могут  самостоятельно усвоить содержание не известных им книг. Поэтому сначала рекомендуем  анализ идейно­тематического содержания произведения, а  затем уже рассмотрение его художественных особенностей. Цель мероприятия: знакомство с жизнью и  сказками В. Гауфа.  Задачи: 1.Чтение сказок Гауфа, знакомство с биографией писателя. 2. Создание иллюстраций к любимым  произведениям сказочника. 3.Инсценирование отрывков, подготовка представления  любой сказки  писателя в оригинальной форме.  Форма организации учебной деятельности: ­ фронтальная; ­  индивидуальная; ­ групповая. Методы обучения: ­продуктивно­творческий; ­исследовательских и проблемных заданий; ­ элементы проектной деятельности; ­ работа с литературными источниками. Технология обучения: ­  элементы игровой технологии; ­проектные; ­ обучение в сотрудничестве; ­ информационно­коммуникационные технологии.  Оборудование урока: ­ проектор, ­ мультимедиа экран, ­ презентация игры "Удивительный сказочник". Опережающее задание: ­ познакомиться с биографией юбиляра В.Гауфа; ­ прочитать сказки  Вильгельма Гауфа; ­ подготовить презентацию о  сказочнике Гауфе; ­ по группам подготовить  представление одной сказки в необычной форме:  викторины, анаграммы, инсценировки, иллюстрации, коллажа и т.д. Ход мероприятия Звучит песня «Приходите в гости к нам». 1.Вступление  учителя. Сегодня мы собрались на праздник сказок, которые  написаны зарубежными писателями.   А каких иностранных сказочников вы  знаете? Имя нашего автора можно узнать, решив  следующую анаграмму  (запись проецируется на экране). Переставьте буквы в предложенных словах так, чтобы из них   Г _ _ _  (Немецкий писатель­сказочник.) получилась фамилия  писателя. → ФУГА  (Гауф В.) Итак, это Вильгельм Гауф! 2. Учащиеся рассказывают о Гауфе, показывают свою презентацию. Ведущий. 25 лет! Всего 25… Как много успел и как много  мог бы, если бы…  Давайте вспомним  его сказки.     Звучит песня «Сказки гуляют по свету».  3. Представление сказок Гауфа  учащимися класса.  Пары детей представляют произведения Гауфа, кто как может: ­  отгадать подготовленный ими ребус:      или     (« Караван»); ­ по ассоциации с рисунком угадать  название сказки:  ( « Холодное сердце»); ­ решить анаграмму       МнаЙгОнЛаОлДиОнчи (« Молодой англичанин»); ­ вопрос викторины; ­ по цепочке слов узнать сказку (старуха, кошки, волшебные туфли, король,  финики ­ «Маленький Мук»; торговец, аисты, сова, маленькая коробочка  вроде табакерки­ «Калиф­ Аист»); ­ по пантомиме узнать сказку; ­  показать инсценировку  итд. 4.Интеллектуально­познавательная игра " Удивительный сказочник" Теперь обратимся к сказке « Карлик Нос», проверим, как внимательно вы  читали её.  А после игры поговорим о смысле  этого произведения. Помните, у Пушкина: « Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!» Какие  уроки мы с вами вынесем! «Карлик Нос» 1.Настоящее имя карлика Носа ( Якоб, Мук, Петер). 2.Овощи, которые купила злая волшебница Крейтервейс( морковь, капуста,  кабачки). 3. То, чем заколдовала злая волшебница Якоба(иголка, кольцо, травка). 4.  С к о л ь к о лет протекли на службе у старушки­колдуньи? (Три, пять,  семь). 5.  Какие животные жили в доме, в который попал Якоб? (Львы, собаки и  кошки, белки и морские свинки). 6. Что   было вместо башмаков у морских свинок колдуньи Крейтервейс?  ( Скорлупки,  тряпочки, крышки от бутылок). 7. О дна из профессий, которую освоил Якоб в доме колдуньи­травницы ( водонос, охотник, сапожник). 8. Что нашёл Якоб в стенном шкафчике кладовой? ( Душистый цветок, клад,  волшебный колпак). 9. Как относились жители родного города к карлику Носу? ( Все смеялись над ним, все хотели с ним дружить, его все любили). 10. Кем карлик Нос устроился к герцогу? ( Придворным карликом, слугой,  младшим гоф­поваром). 11. Что первый раз  карлик Нос приготовил герцогу ? ( Суп с фрикадельками,  кисель, пудинг). 12. Имя дочери волшебника Веттербока( Люси, Мими, Мари). 13. Дерево, под которым росла трава «чихай на здоровье» (каштан, береза,  рябина). 14. Как стал жить карлик Нос после  того, как превратился в Якоба? ( Он  обзавелся друзьями, в бедности, счастливо и припеваючи). 5.Анализ произведения. Смысл сказки. ( После игры) Учитель.  К какому типу сказок можно отнести « Карлик Нос»?  Почему? В  волшебных сказках герои после нарушения запрета идут на поиски и  возвращение потерянного.  Вы думаете, что потерял Якоб и что обрел у  колдуньи, что позволило ему вернуться домой?   Почему же он оказался у  ведьмы Крейтервейс? После побега из плена что он узнал о себе, глядя в зеркало и слушая  прохожих? Почему Якоб не отвечает грубостью парикмахеру за его  ехидство и  насмешки? ( Лучше проявить терпение). Что хотел сказать автор, показывая грубость и нетерпимость родителей при  встрече с сыном?  Не слишком ли суров автор со своим героем? Может, этот  кусочек текста лишний? (Судьба посылает ему очередное испытание, которое  идет от близких людей, и из него надо выйти с честью и достоинством; зло  везде, поэтому с Якобом случилась данная история.) " В том городе, как, впрочем, и везде, жило мало сердобольных людей,  способных посочувствовать несчастному человеку". ­Кого винит мальчик в своем уродстве? (Он ругал себя за то, что порицал  внешность колдуньи и поэтому получил по заслугам.) ­Какие испытания приготовила ему судьба, когда карлик был на службе у  герцога? ­Как произошло знакомство с гусыней? Почему она оказалась на рынке? ­Как удалось Карлику снова стать Якобом и кто ему помогает в этом? Давайте  поразмышляем над понятиями добра и зла. Мы с вами некоторое время путешествовали по сказке, вспоминали  яркие  эпизоды,  а теперь настало время подумать об «уроках», которые подарила  нам эта встреча.  Проблема выбора между добром и злом стара как мир. Без осознания сути  добра и зла невозможно понять жизнь. Ребята, разделите тетрадь на две  половины и запишите слова или словосочетания, которые у вас ассоциируются с понятием зла и добра ( ведутся записи). Добро ­ это мамина песенка, под которую легко засыпается ночью;  бабушкины пироги; субботний вечер; пятерка по математике; улыбка  младшего братика...  Зло­ это когда родители ругаются после родительского собрания; дождь на  улице; поездка на дачу; дежурство по школе... ­Итак, как мы видим, что у каждого человека свое понятие добра и зла.  Давайте обратимся к словарю С.И. Ожегова, который нам даст точное  определение этих слов. Добро ­ слово многозначное ­ означает все положительное, хорошее, полезное. Зло ­ нечто дурное, вредное, противоположное добру. Как вы видите, что значения этих слов несколько неопределенные, туманные.  Я  предлагаю обратиться к конкретным фактам и совместно решить для себя,  что есть зло и добро (Проецируется первый столбик, по мере обсуждения  заполняется другая часть). 1. Служба у ведьмы Зло (минус) жил без родителей 7  лет в изгнании Добро (плюс) научился натирать  полы, печь 2. Превращение в  карлика 3. Встреча с  разгневанными  родителями  страдал от насмешек и оскорблений  окружающих, потерял  привлекательную  внешность, которой  хвастала перед  торговками мать. получил сильный удар  от самых близких и  дорогих ему людей,  которые не признали в  нем собственного сына. 4. Служба у герцога  опасения за свою  жизнь 5. Избавление от  чародейства знакомство и прощание со сказочным миром солнечный хлеб,  замечательно  готовить. сохранил душу, спас  гусыню, стал  терпимее понял и осознал  причину своего  превращения, но не  обиделся на  родителей, а стал  мудрее и терпимее знакомство с  гусыней, проверка  поварских умений. стал милым и  привлекательным  юношей, получил  "уроки жизни" и  запомнил их, стал  ценить жизнь как  таковую, научился  быть благодарным за  многие испытания,  которые подарила  судьба. 6. Вывод.  Какой вывод можно сделать из всего сказанного? Как справился Якоб с теми  испытаниями, которые выпали на его долю? Что ему помогло вынести все  тяготы жизни? Н.А. Заболоцкий в своем стихотворении "Некрасивая  девочка", размышляя о красоте души, красоте внешней и внутренней, писал: А если это так, то, что есть красота  И почему ее обожествляют люди?  Сосуд она, в котором пустота,  Или огонь, мерцающий в сосуде? Что скажете относительно героя, который  перенёс метаморфозу: Якоб­  карлик Нос­ Якоб? Из испытания, посланного судьбой, наш герой вернулся умным, терпимым,  стойким и благородным юношей; внешнюю красоту потерять не страшно, хотя очень неприятно.  Всё­таки главное – остаться Человеком. Итак, о чём же эта сказка?  Автор данного произведения  учит нас терпению и житейской мудрости, которая приходит только к тем, кто может понять и  осознать свои просчеты и ошибки, научится на зло не отвечать злом и  чувствовать боль и страдание чужих и близких. Автор проносит через сказку веру в победу добра над злом. Сказка «Карлик  Нос» подчёркивает важность семьи в жизни человека, учит любви к своим  родителям. 6.Домашнее задание.  Представьте себя на месте счастливого и довольного  жизнью Якоба после благополучной концовки нашей сказочной истории.   О  чем бы он мог написать колдунье Крейтервейс, если б представилась такая  возможность.  Напишите  послание Якоба злой Травнице.  Звучит « Песенка о сказках». Приложение – грамота победителям игры  Литература 1.В.Гауф Сказки.­М., Художественная литература, 1988. 2. Википедия. 3. Иллюстрации В.Смирнова к сказке  Гауфа « Карлик Нос».

"Удивительный сказочник" - урок внеклассного чтения по творчеству В.Гауфа

"Удивительный сказочник" - урок внеклассного чтения по творчеству В.Гауфа

"Удивительный сказочник" - урок внеклассного чтения по творчеству В.Гауфа

"Удивительный сказочник" - урок внеклассного чтения по творчеству В.Гауфа

"Удивительный сказочник" - урок внеклассного чтения по творчеству В.Гауфа

"Удивительный сказочник" - урок внеклассного чтения по творчеству В.Гауфа

"Удивительный сказочник" - урок внеклассного чтения по творчеству В.Гауфа

"Удивительный сказочник" - урок внеклассного чтения по творчеству В.Гауфа

"Удивительный сказочник" - урок внеклассного чтения по творчеству В.Гауфа

"Удивительный сказочник" - урок внеклассного чтения по творчеству В.Гауфа

"Удивительный сказочник" - урок внеклассного чтения по творчеству В.Гауфа

"Удивительный сказочник" - урок внеклассного чтения по творчеству В.Гауфа

"Удивительный сказочник" - урок внеклассного чтения по творчеству В.Гауфа

"Удивительный сказочник" - урок внеклассного чтения по творчеству В.Гауфа

"Удивительный сказочник" - урок внеклассного чтения по творчеству В.Гауфа

"Удивительный сказочник" - урок внеклассного чтения по творчеству В.Гауфа

"Удивительный сказочник" - урок внеклассного чтения по творчеству В.Гауфа

"Удивительный сказочник" - урок внеклассного чтения по творчеству В.Гауфа

"Удивительный сказочник" - урок внеклассного чтения по творчеству В.Гауфа

"Удивительный сказочник" - урок внеклассного чтения по творчеству В.Гауфа

"Удивительный сказочник" - урок внеклассного чтения по творчеству В.Гауфа

"Удивительный сказочник" - урок внеклассного чтения по творчеству В.Гауфа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.01.2017