Уникальность работы по технологии РКМ на уроках.
Оценка 4.9

Уникальность работы по технологии РКМ на уроках.

Оценка 4.9
Научно-исследовательская работа +1
docx
Междисциплинарный 10
1 кл—8 кл
18.02.2017
Уникальность работы по технологии РКМ на уроках.
«Я ничему не учу своих учеников, а только создаю условия, в которых они сами учатся». Современный урок - это урок, на котором максимум ребёнка и минимум учителя, урок, на котором больше работают дети, а педагог только направляет их работу, урок, на котором нет «обязаловки», нет стереотипов. Ценность статьи в том, что она помогает правильно построить уроки, облегчить запоминание материала детям.«Я ничему не учу своих учеников, а только создаю условия, в которых они сами учатся». Современный урок - это урок, на котором максимум ребёнка и минимум учителя, урок, на котором больше работают дети, а педагог только направляет их работу, урок, на котором нет «обязаловки», нет стереотипов.
статья.docx
Уникальность работы по технологии РКМ на уроках.                                                                                   Там, где думают одинаково ­                                                                                    никто не думает слишком много!  Чтобы не потеряться в интенсивном потоке информации, избежать психических и физических   перегрузок   ребенок   должен   уметь   сам   организовать   свою   деятельность   и самообразование.   Для   успешной   реализации   этих   целей   была   разработана   Технология Развития   Критического   Мышления.   Технология   предлагает   систему   конкретных методических   приемов,   которые   успешно   используются   на   уроках   с   целью   решения актуальных образовательных и воспитательных задач. Как только в своей педагогической деятельности я начала использовать эту технологию, в корне поменялся характер моих уроков. На них процветает атмосфера взаимодоверия, взаимопомощи и сотрудничества. В такой обстановке ребенок спокоен и уверен в себе, а значит чувствует себя комфортно. Уроки стали еще более разнообразными, эмоциональными, деятельными и творческими. Ребята с удовольствием посещают такие уроки и активно на них работают.  «Я ничему не учу своих учеников, а только   создаю условия, в которых они сами учатся». Современный  урок ­ это урок, на котором максимум ребёнка и минимум учителя, урок, на котором  больше работают дети,  а педагог только направляет их работу, урок, на котором   нет   «обязаловки»,   нет   стереотипов.   Жан   Жак     Руссо     когда­то     отметил:   « Ребёнок должен делать то, что он хочет, но хотеть он должен того, чего хочет учитель». Поэтому   мне   так   необходимо   умело   направлять   ребёнка,   чтобы   он   думал,   что самостоятельно пришёл  до определённой основы,  сформулировал тему и цели урока и т.д.                 Современного   ученика   чрезвычайно   трудно   мотивировать   к   познавательной деятельности, к поиску пути к цели в поле информации и коммуникации. Происходит это потому,   что   дети   часто   испытывают   серьёзные   затруднения   в   восприятии   учебного материала по всем школьным предметам. Причина этого ­ в недостаточно высоком уровне развития мышления у наших детей и, прежде всего, критического.          Критичность ума ­ это умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы. Критическое мышление,   т.е.   творческое,   помогает   человеку   определить   собственные   приоритеты   в личной   и   профессиональной   жизни,   предполагает   принятие   индивидуальной ответственности за сделанный выбор, повышает уровень индивидуальной культуры работы с   информацией,   формирует   умение   анализировать   и   делать   самостоятельные   выводы, прогнозировать   последствия   своих   решений   и   отвечать   за   них,   позволяет   развивать культуру диалога в совместной деятельности.  Из опыта работы: ученик усваивает 10% того, что слышит, 50% того, что видит, 70% того, что проговаривает, и 90 ­100% того, что делает сам. Поэтому выделяется  несколько определений современного урока. Во­первых, это урок взаимодействия учеников друг с другом ­ учитель же является координатором получения знаний. Во­вторых, это урок,  на котором   каждый   ученик   учится     с   интересом.   В­третьих,   это   урок,   который   должен строиться   не   на   послушании,   имитации     и   повторении,   а   на   самостоятельном   поиске истины,   на     анализе   и     синтезе     разных   точек   зрения,   собственных   наблюдений   и экспериментов. В­четвёртых, это урок, который должен быть ориентирован на развитии творческих  способностей учащихся, на использовании современных технологий. Всему этому соответствует технология критического мышления. Эта технология имеет   простые   и   понятные   методы,   позволяет   сделать   обучение   интересным   и осмысленным. Многие дети не хотят учиться. Возможно, это связано с тем, что объём учебного   материала   превышает   возможности   восприятия   ребёнка,   с   тем,   что   у   него развивается страх (получить плохую отметку и т.д.), который препятствует проявлению творчества. Эти проблемы можно решить с помощью   технологии развития критического мышления   (ТРКМ).   Она   обеспечивает   внутреннюю   мотивацию   познавательной деятельности   учащихся,   психологический  комфорт  на  уроке,  позволяет  активизировать интеллектуальную и эмоциональную деятельность ребёнка.   тем   самым   снимается   нервозность, Разные   приёмы   развития   критического   мышления,   которые   вошли   в   содержание данной   технологии,   опробованы   мной   на   протяжении   нескольких   лет   и   дали   свои результаты. Уроки стали намного интереснее, успеваемость стала выше. На таких уроках нет монотонности, которая быстро утомляет ребят. На таких уроках редко бывают низкие результаты,   а   это   немаловажно   для здоровьесбережения.         Урок, построенный в ТРКМ, предполагает трехфазную структуру. Первая стадия – стадия вызова позволяет актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика   знания по изучаемой проблеме, вызывает устойчивый интерес к поставленной проблеме и побуждает его к активной работе. Во второй стадии – стадии осмысления, ученик получает новую информацию, осмысливает ее и соотносит с уже имеющимися собственными знаниями и умениями.   На   последней   стадии   –   рефлексии,   ученик,   осмыслив   всю   полученную информацию, присваивает новое знание. Приёмов технологии очень много, выбор зависит от содержания и целей урока.   Прием   "Верные   и   неверные   утверждения"   применяю   на   уроках   объяснения   нового материала, если этот «новый материал» уже встречался детям, пусть даже не на уроках, а в повседневной жизни.           После такой подготовительной работы   начинается   фронтальная работа с классом. Учащиеся озвучивают свои ответы на вопросы в карточке, соглашаются или нет с мнением одноклассников,   аргументируя   свою   позицию   цитатами   из   учебника,       в   результате заполняется   таблица   «+»   или   «­».   По   ходу   обсуждения   составляется   и   записывается конспект. Я прошу учащихся вернуться к тексту учебника и проанализировать, что нового узнали,   какой   материал   был   не   понятен   после   прочтения   текста   (!)   и   (?).     Учащимся предлагается,   работая   в   паре,   обсудить   ответ,   применяя   терминологию,   изученную   на уроке.       Что же делал ученик на таком уроке?  Ответил на вопросы сам, как мог, прочитал текст и ответил  на эти же  вопросы, принял участие в обсуждении этих же вопросов, составил конспект, задумался, что нового узнал, что понятно, что не понятно, применил полученные знания на практике.  Главная ценность РКМ в том, что она направлена на осмысленный подход к обучению и сохранению здоровья. Ученики задают себе вопросы: "Как это соотносится с тем, что я уже знаю?", "Как я могу использовать эту информацию?". Обучая школьников мыслить, таким образом, подталкивать их к самостоятельному решению проблем, к созданию новых возможностей, к поиску необходимой информации. Тема «Строение и функции кожи», 9класс Задачи урока:  Обучающая: сформировать понятие о строении и функциях покровного органа – кожи, установить взаимосвязь строения и функции кожи, познакомить с защитной, рецепторной, выделительной и  терморегуляционной функциями кожи. Развивающая: продолжить развитие умений выделять главное и существенное, самостоятельно  работать с текстом и рисунками, данными в учебнике, извлекая из них нужную информацию,  устанавливать причинно­следственные связи, оформлять результаты мыслительных операций в  устной и письменной форме, организовывать себя на выполнение поставленной задачи,  осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности. Воспитательная: продолжить формирование познавательного интереса к предмету,  способствовать воспитанию культуры общения, эстетических взглядов и вкусов, чувства  ответственности за результаты своего труда. Оборудование: таблица «Кожа», микроскопы, набор микропрепаратов, карточки – задания для  лабораторной работы, информационные листы, лупы, листы бумаги, фломастеры. Тип урока: усвоение новых знаний. Технология развития критического мышления. Методические приёмы: «Верите ли Вы, что…», «Инсерт»,  кластеры, синквейн. Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная,  групповая. Методы:  Организации и осуществления учебно­познавательной деятельности: перцептический аспект (аспект восприятия): словесно – наглядные методы; гностический аспект (познание): эвристические (частично­поисковые); логический аспект (мыслительные операции при подаче и усвоении учебного материала):  дедуктивные методы (от общего к частному), синтез и анализ, классификация; управленческий аспект (степень самостоятельности ученика): самостоятельная работа с  элементами беседы. Стимулирования и мотивации учебной деятельности: стимулирование и мотивация долга и ответственности: убеждение, приучение, поощрение; стимулирование и мотивация познавательного интереса: неожиданность, новизна, ситуация успеха. Контроля и самоконтроля учебной деятельности: устные, фронтальные, групповые. Каналы общения: Ученик – литературный источник;  Ученик – ученик;  Ученик – учитель. План урока (45 мин.): 1. Организационный момент (2 мин.) 2. Стадия вызова (актуализация имеющихся знаний, пробуждение интереса к получению новой  информации, постановка учеником собственных целей обучения) (7 мин.)  3. Стадия осмысления (получение новой информации) (23 мин.)  4. Стадия рефлексии (анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации)  (10 мин.)  5. Подведение итогов урока, задание на дом. (3 мин.) ХОД УРОКА Организационный момент: порядок в классе, готовность к уроку, эмоциональный настрой. – Добрый день! Все готовы к уроку! Проверьте своё рабочее место. Я рада видеть вас сегодня на  уроке. Думаю, что наша совместная работа будет полезной и интересной. Давайте улыбнёмся друг  другу, настроимся на поиск и творчество и начнём наш урок. 2. Стадия вызова Разминка: у одного мудреца спросили: «Что является для человека наиболее ценным и важным в  жизни: богатство или слава?». Подумав, мудрец ответил: «Ни богатство, ни слава не делают  человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного короля». Беседа по вопросам: – Подумайте и объясните, почему так ответил мудрец?  – Что же является главным в жизни каждого человека?  – Что значит, по­вашему, быть здоровым? Обучающиеся отвечают, учитель обобщает. – Быть здоровым очень важно. Только здоровый человек может по­настоящему познать радость  жизни. Только у здорового человека нормально и согласованно функционируют все органы и  системы органов организма.  Сегодня на уроке мы продолжаем изучать организм человека. А о каком органе пойдёт речь вы  определите сами при помощи подсказок  – Этот орган является показателем здоровья и состояния внутренних органов.  – Этот орган в подростковом возрасте важно содержать в чистоте.  – Это самый тяжёлый орган человеческого тела. – Этот орган не только от тепла, но и от стыда – краснеет, от испуга – потеет, а от страха –  бледнеет.  – Итак, вы уже догадались, о каком органе идёт речь? (О коже). – Сегодня на уроке мы начинаем изучать кожу. Кожа не является незнакомым для вас органом.   Что­то о ней вы уже знаете. Поэтому вначале урока я предлагаю вам выполнить задание из рубрики «Верите ли вы, что…». Откройте тетради, запишите число, поставьте 9 номеров в столбик. Ваша  задача: ознакомиться с утверждениями. Против утверждений, с которыми вы согласны, поставьте  «+», напротив утверждений, с которыми вы не можете согласиться – «–».  Не страшно, если вы в  чём­то ошибётесь или ваше мнение не совпадёт с мнением других ребят. Помним «Кто ищет истины – не чужд и заблуждениям». Эти слова Вольфганга Иоганна Гёте будут являться эпиграфом нашего урока  Задание «Верите ли вы, что…» … кожу называют «зеркалом здоровья и болезни». … секрет потовых желёз не имеет запаха. … кожа формирует роговые образования: ногти и волосы. … кожа – сложный орган со многими функциями. … этот орган постоянно отмирает и постоянно рождается вновь. … кожа тесно связана с нервной системой. … в коже происходит образование витамина Д. … 2% кислорода в организм поступает через кожу. … молочные железы – это изменённые потовые железы. – Зачитываем по цепочке по одному суждению и высказываем своё мнение.  – К этим утверждениям мы ещё вернёмся в конце урока.  – Кто не согласен с предположениями поднимите руки.  – Итак, в ходе обсуждения появились разногласия. Сегодня мы с вами должны таким образом  построить работу, чтобы разрешить эти противоречия. Предположите формулировку темы нашего  урока.  Обучающиеся предлагают свои формулировки, учитель обобщает их и определяет тему: «Строение и функции кожи». Школьники записывают тему в тетрадь. – Ключевое слово нашего урока – кожа. Вокруг этого слова находятся неизвестные или  малоизвестные термины и словосочетания, которые подсказывают нам о том, что мы сегодня  должны изучить на уроке. (Слайд 6) Какова цель нашего урока? Ученики высказывают своё мнение, учитель обобщает. – Целью нашего урока является выяснить особенности строения  кожи в связи с выполняемыми  функциями. 3. Стадия осмысления – По какому критерию мы можем судить о здоровье человека при первом взгляде на него? Что мы  оцениваем? – Мы оцениваем состояние его кожи. Поэтому с давних времён к нам пришло изречение «Кожа –  это зеркало здоровья человека». Врачи­дерматологи справедливо утверждают, что «никаких  кожных болезней нет, а есть только общее заболевание, которое отражается на коже». У здорового  человека кожа очень красива. Неслучайно этой части тела уделяли огромное внимание  замечательные художники всего мира. Перед вами картины Леонардо Да Винчи. Обратите  внимание на цвет лица, рук этого портрета. Они нежно розового цвета, кажутся прозрачными. Это  говорит о здоровье и душевном покое изображаемого человека. А теперь посмотрите на другой  портрет (слайд 9), здесь вы видите уже противоположную картину. Кожа потеряла свою свежесть,  сморщилась, меняется её цвет. Взгляните на свои руки. Какая у вас молодая и красивая кожа на  руках. Когда сегодня придёте домой посмотрите на руки ваших родителей, бабушек, дедушек.  Какой стала у них кожа после долгих лет работы и воспитания вас? – Кожа как орган человеческого организма равномерно покрывает всё тело, но это не просто  оболочка, это сложный орган со многими функциями. Чтобы разобраться в этом обратимся к  тексту.  Итак, следующий этап нашего урока – работа с учебником. Внимательно прочитайте текст  учебника на странице 139­140 (учебник «Биология») и карандашом на полях поставьте  соответствующие знаки, помечая отдельные абзацы и предложения: «!»  – знакомая информация.  «+» – новая информация.  «–» – думал иначе.  «?» – непонятно. – Вы прочитали особенности строения и функции кожи, оценили её для себя. Теперь вы получаете  информационные листы. Внимательно их рассмотрите и вернитесь к нашему тексту. Поставьте  карандашом на полях учебника цифры тех характеристик из информационного листа, которые  соответствуют информации в  ваших учебниках. Ученики работают с текстом. – К этому этапу урока вы уже не только познакомились с информацией, но критически её оценили  и знаете, как сформулировать кратко особенности строения и функции кожи.  Вам предлагается индивидуально каждому систематизировать информацию, расположив её в  соответствии со своими пометками в следующую таблицу:«!» – знакомая информация новая информация «–» – думал иначе «?» – непонятно «+» –  – Работаем в группах (по 5 человек): последовательно обсудите каждую графу таблицы и  представьте сводную таблицу по вашей группе. Школьники выполняют работу на листах бумаги, результаты прикрепляют на доске. 4.Стадия рефлексии – Вы справились с заданием, теперь обобщим полученную информацию. Беседа по вопросам: – Что было вам известно о коже?  – Что было новым для вас?  – О чём думали иначе?  – Какие у вас остались вопросы?  – Вы видите, что одну  и ту же информацию вы воспринимаете по­разному. Одна и та же  информация была для кого­то новой, другие о ней уже знали, третьи думали о ней совсем по­ другому. Каждый из вас смог обобщить имеющиеся знания, дополнить их новыми, исправить  ложные мнения и прийти к общему решению.  – Вернёмся к верным – неверным суждениям. Зачитываем суждение по цепочке и высказываем  правильный ответ. Сравниваем с первоначальными данными.  Упражнение на понимание и запоминание  – Вернёмся к ключевому слову нашего урока – коже и к тем терминам, которые находятся вокруг  него. Попробуйте сгруппировать эти сведения и дополнительные идеи по теме, установить  логические связи и составить структурно­логическую схему. Работаем в группах,  составляем  кластер на отдельном листе бумаги, чтобы у доски объяснить свои выводы и размышления. По  изученному материалу составляем синквейн. – Теперь есть возможность поделиться своими мыслями с одноклассниками. Защита кластеров у доски. Зачитывание синквейнов. Беседа по вопросам: – Могут ли полученные знания пригодиться в жизни?  – В каких профессиях будет востребован изученный сегодня материал?   Врач­дерматолог, врач­косметолог, пластический хирург, визажист, консультант по косметике,  парикмахер, мастер по маникюру и педикюру, массажист и другие специальности.  – Скажите, специалист имеет право на ошибку?  – Хотели бы вы обратиться, например, к врачу­косметологу, который может допустить ошибку?  – Значит, профессионал не имеет право на ошибку. Цена такой ошибки может быть слишком  высока. Обратимся к эпиграфу нашего урока: «Кто ищет истины – не чужд и заблуждениям»  Вольфганг Иоганн Гёте. Значит, заблуждаться можно лишь на пути к истине, но постигнув её ты  несёшь ответственность. – Спасибо,  сегодня вы хорошо работали. Заполняем оценочные листы

Уникальность работы по технологии РКМ на уроках.

Уникальность работы по технологии РКМ на уроках.

Уникальность работы по технологии РКМ на уроках.

Уникальность работы по технологии РКМ на уроках.

Уникальность работы по технологии РКМ на уроках.

Уникальность работы по технологии РКМ на уроках.

Уникальность работы по технологии РКМ на уроках.

Уникальность работы по технологии РКМ на уроках.

Уникальность работы по технологии РКМ на уроках.

Уникальность работы по технологии РКМ на уроках.

Уникальность работы по технологии РКМ на уроках.

Уникальность работы по технологии РКМ на уроках.

Уникальность работы по технологии РКМ на уроках.

Уникальность работы по технологии РКМ на уроках.

Уникальность работы по технологии РКМ на уроках.

Уникальность работы по технологии РКМ на уроках.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.02.2017