Урок литературного чтения Л.Толстой "Акула " 3 класс
Оценка 4.8

Урок литературного чтения Л.Толстой "Акула " 3 класс

Оценка 4.8
docx
22.05.2022
Урок литературного чтения Л.Толстой "Акула " 3 класс
Урок литературы.docx

Учитель: Маркова Наталья Викторовна

Предмет  :           Литературное чтение 3 класс           УМК   «Школа России»

Тема:    Л.Толстой «Акула»

Планируемые результаты:

Личностные: - ориентация в нравственном содержании и смысле поступков героев, оценка событий и поступков героев с точки зрения выполнения морально-нравственных норм;

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

Метапредметные :

Регулятивные -
Формулировать тему и  цели урока ; умение принимать и сохранять учебную задачу; умение контролировать и оценивать свои действия; самостоятельно работать с учебником, дополнительной литературой; осуществлять рефлексию.

Познавательные - осознанно читать текст с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать ответы на вопросы.


Коммуникативные -

Выражать свои мысли в монологе, диалоге; участвовать в учебном диалоге; проявлять устойчивый интерес к общению и  работе.
Предметные:  читать правильно осознанно, выразительно;   размышлять о поступках героев; делать выводы об идее (главной мысли) произведения.

 

Оборудование:  выставка книг Л.Н.Толстого, карточки с текстами для  работы в паре; проектор, компьютер, презентация

 

 

Этап  урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Организационный момент.

Мотивация к работе.

Здравствуйте,  ребята! Улыбнитесь друг другу, садитесь. Начинаем наш урок.

 

- «Мудрым никто не родился, а научился»

- Как вы понимаете эту пословицу?

- Как добиться того, чтобы стать мудрым?

«Я слышу – я забываю,я вижу – я запоминаю,я делаю – я понимаю,»- гласит китайская пословица. Мы будем и слушать, и запоминать, и рассуждать. Ведь чтение без размышления – пустое развлечение.

 

Личностные:

-формирование положительного  отношения  к процессу

Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность

 

Актуализа

ция полученных  ранее знаний.

Постановка учебной задачи. Формулирование  целей урока.

Работа с выставкой книг Л.Н. Толстого Презентация.

Ребята, дома вы готовили сообщение о писателе, Л. Н. Толстом

 

- Знаете ли вы, ребята, у кого из живых существ зубы треугольной формы?

- Что вы знаете об этом животном?

-Может ли акула стать темой нашего урока?

- С произведениями какого автора мы начали знакомство?

-Что вы знаете об этом писателе?

-Сформулируйте тему урока



С чем мы познакомимся на урок?


Чему будем учиться?

(вспоминают произведения )

Рассказывают сообщения, которые готовили дома.

 (Это акула).  

 

Акулы  - хищные рыбы.

 

(Да)

(Л. Толстой)

 

 

Ответы детей .

 

Тема урока – рассказ Л.Н. Толстого «Акула».

С новым рассказом «Акула», с героями рассказа.

 Будем учиться  размышлять над поступками и действиями героев.

Регулятивные:

принятие и сохранение учебной задачи,

- управление своими действиями в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Работа с информацией.

 

 

Регулятивные:

- принятие и сохранение учебной задачи,

- управление своими действиями в соответствии с поставленной задачей

Коммуникативные: универсальные учебные действия: формировать умение строить монологическое доказательное высказывание

  Прогнозирование содержания произведе

ния.

 

Словарная работа.

Произведение называется «Акула». Как вы думаете, кто будет главным героем рассказа?


- Какие события могут произойти в рассказе с таким названием?


Лексическая работа:
В рассказе есть незнакомые вам слова.

 

Соедините слово с правильным значением. Работа  в паре.(карточки)

Купальня              (неуверенный, тихий возглас)

Артиллерист       (часть судна)

Палуба                (шнур, который поджигают для                     произведения выстрела)

Фитиль                      (строение для купанья).

Ропот                   (военнослужащий артиллерии –              огнестрельного оружия)

 

Проверим, правильно ли вы выбрали значения новых слов.

 

Ответы детей.

 

 

Кто-то  из героев поймает акулу или погибнет.

 

 

 

 

 

 

Купальня – строение для купанья.

Артиллерист –  военнослужащий артиллерии – огнестрельного оружия

Палуба – часть судна. 

Фитиль –шнур, который поджигают для произведения выстрела

Ропот – неуверенный, тихий возглас

 

Познавательные:

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

работа с информацией

Умение предугадывать содержание произведения по заглавию.

Коммуникативные:

организовать общение учащихся друг с другом;

-формирование умений слушать собеседника, договариваться, убеждать его;

-культура поведения в учебном диалоге.

Открытие нового знания. Первичное чтение рассказа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 «Чтение с остановками».

Учитель читает текст рассказа

Чтение 1 части (С начала рассказа до слов «Но ребята не слыхали его, плыли дальше, смеялись и кричали ещё веселее и громче прежнего».)

Первая остановка.
Подумайте и дайте ответы на вопросы.
1.Что будет дальше? 
2.Чем закончится рассказ? 
- Какие предсказания получились? Продолжение чтения текста рассказа учителем до конца.
Вторая остановка.

Оправдались ли ваши предположения?

 

 

 

 

 

 

Ответы детей.

 

 

 

Регулятивные:

- принятие и сохранение учебной задачи.

Познавательные:

умение предугадывать содержание произведения

 

Первичное восприятие

 

 

Что вас взволновало в рассказе?
Было ли вам страшно? В какой момент?

 Купания мальчиков в открытом море.

 Да, когда акула поплыла к детям.

Познавательные:

осознанное и произвольное  построение  речевого высказывания

Повторное чтение рассказа обучающи

мися. Аналитическая работа над текстом в сочетании с выбороч

ным чтением.

Найдите и прочитайте ответы на мои вопросы.

- Почему капитан устроил купальню для матросов в парусе?

- Как случилось, что мальчики оказались в открытом море?

- Как отнесся старый артиллерист к забавам сына и его товарища сначала?

- Когда артиллериста охватил страх? 
- Какие попытки были предприняты взрослыми, чтобы спасти детей?

- Какие чувства испытывал отец мальчика?


-Какие попытки были предприняты взрослыми, чтобы спасти детей?
- Что вывело артиллериста из состояния оцепенения?

 

 

Почему после выстрела артиллерист упал и закрыл лицо руками? 


-Какие чувства он испытал в этот момент?


Какие чувства испытали мальчики? (Страх, отчаяние).

 

 

Находят ответы в тексте и зачитывают.

 

 

 

 

Гордился сыном, болел за него, как на соревновании

 

 

 

Испуг, страх за жизнь сына и его друга, чувствовал себя беспомощным.)

Пронзительный визг мальчиков. Он, как будто проснулся, почувствовал, что может и должен помочь ребятам

Он сделал все, что было в его силах, и им снова овладело чувство беспомощности, страха за жизнь мальчиков.
 Чувство страха, горя.

Страх, отчаяние.

 

Коммуникативные: выражение собственного мнения, владение монологической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка , культура поведения в учебном диалоге

Регулятивные:контролирование своей деятельности по результату,сохранение заданной цели

Личностные: ориентация в нравственном содержании и смысле поступков героев

Познавательные: осознанно читать текст , анализировать, сравнивать.

Составление композиции

онной схемы

 

-Мы поработаем с вами с элементами  сюжета.

Завязка – эпизод, с которого начинается развитие действия.

Развитие событий до кульминации

Кульминация – самый важный напряженный момент

Продолжение событий после кульминации

Развязка – эпизод, завершающий развитие действия

-Какова завязка сюжета? (с чего все начиналось?)

- Как дальше развивались события?

-Какой момент стал самым напряженным, кульминационным?

- Какова развязка сюжета?

 

Ответы детей

Познавательные: учатся сравнивать, выделять нужное, анализировать.

Регулятивные:

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Уметь слушать в соответствии с целевой установкой

Коммуникативные:

учебный диалог

Работа над сюжетом произведе

ния. Составление плана рассказа

 

- Давайте восстановим последовательность событий в рассказе

1.Мальчики в открытом море

2.Акула

3.Выстрел

4.Дети спасены

5.Купальня в парусе

 

Работают с деформированным планом.

1.Купальня в парусе

2.Мальчики в открытом море

3.Акула

4.Выстрел

5.Дети спасены

Познавательные: умение строить последовательную цепочку рассуждений, составлять план по тексту;

Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

 

Творческие задания для групп

 

 

1гр. – сопоставить настроение героев рассказа с частями плана

 Название части

Настроение

1.Купальня в парусе.

Спокойное

2.Мальчики в открытом море.

Волнение

3.Акула.

Тревога, страх

4.Выстрел.

Ужас

5.Дети спасены.

Радость и облегчение

 

2гр. – Из предложенных фразеологизмов подобрать те, которые подходят к данному рассказу.

Душа в пятки ушла,
Лёгок на помине
Сам не свой
Риск – благородное дело
Держать ухо востро
Хлопот – полон рот
 Ум и смекалка – что брат с сестрой.


3 гр. - Какие качества старого артиллериста проявились в данном рассказе. Выберите из перечисленных качеств.
• сильный духом трусливый
• мудрый мужественный
честный слабохарактерный
• веселый опытный
• беззащитный смелый
бывалый решительный 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Объяснить, почему.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Решительный, сильный духом, смелый.

Познавательные: сравнение, группировка, выделение нужного, анализировать.

Регулятивные:содействовать развитию у детей умения осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль, самооценку учебной деятельности, умения принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные: содействовать развитию у детей умений общаться, работа в группах

Личностные:

нраственно-этическая ориентация

 

Определение основной мысли произведе

ния

 Почему писатель назвал рассказ «Акула»?


О чем хотел сказать нам писатель своим произведением?

 

 


Чему учит рассказ?

События происходят из-за появления акулы.

 

О том, как любят  родители своих детей; что ради детей родители могут совершить поступки, которые спасут жизнь детям; о том, как важно принять правильное решение в минуту опасности.

Нужно думать о том, что ты делаешь, потому что из-за баловства мальчиков получилась эта ситуация

Познавательные:умение правильно высказывать свои мысли в диалоговой форме

Коммуникативные: стимулирование учащихся к выражению собственного мнения;

Личностные:

нравственно-этическая ориентация

Рефлексия

-Какую учебную задачу мы ставили на урок?

-С какими заданиями вы справились?

-Что было трудным?

Ответы учащихся

Регулятивные:оценивать правильность своих действий на уровне адекватной ретроспективной оценки, осуществлять итоговый контроль, различать способ и результат действий.

Домашнее задание

Задание по выбору:
1 вариант: подготовить пересказ текста от  лица мальчика,

2 вариант: от лица артиллериста.

 

Регулятивные:

-принятие и сохранение учебной задачи,

 управление своими действиями в соответствии с поставленной задачей

 Личностные :формировать наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Учитель: Маркова Наталья Викторовна

Учитель: Маркова Наталья Викторовна

Этап урокаДеятельность учителя

Этап урокаДеятельность учителя

С чем мы познакомимся на урок?

С чем мы познакомимся на урок?

Открытие нового знания. Первичное чтение рассказа

Открытие нового знания. Первичное чтение рассказа

Какие попытки были предприняты взрослыми, чтобы спасти детей? -

Какие попытки были предприняты взрослыми, чтобы спасти детей? -

Составление плана рассказа -

Составление плана рассказа -

Какие качества старого артиллериста проявились в данном рассказе

Какие качества старого артиллериста проявились в данном рассказе

Домашнее задание Задание по выбору: 1 вариант: подготовить пересказ текста от лица мальчика, 2 вариант: от лица артиллериста

Домашнее задание Задание по выбору: 1 вариант: подготовить пересказ текста от лица мальчика, 2 вариант: от лица артиллериста

Урок литературного чтения Л.Толстой "Акула " 3 класс

Урок литературного чтения Л.Толстой "Акула " 3 класс

Урок литературного чтения Л.Толстой "Акула " 3 класс

Урок литературного чтения Л.Толстой "Акула " 3 класс

Урок литературного чтения Л.Толстой "Акула " 3 класс

Урок литературного чтения Л.Толстой "Акула " 3 класс

Урок литературного чтения Л.Толстой "Акула " 3 класс

Урок литературного чтения Л.Толстой "Акула " 3 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.05.2022