Учитель: Маркова Наталья Викторовна
Предмет : Литературное чтение 3 класс УМК «Школа России»
Тема: Л.Толстой «Акула»
Планируемые результаты:
Личностные: - ориентация в нравственном содержании и смысле поступков героев, оценка событий и поступков героев с точки зрения выполнения морально-нравственных норм;
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
Метапредметные :
Регулятивные -
Формулировать тему и цели урока ; умение принимать и сохранять учебную
задачу; умение контролировать и оценивать свои действия; самостоятельно
работать с учебником, дополнительной литературой; осуществлять рефлексию.
Познавательные - осознанно читать текст с целью удовлетворения интереса, приобретения читательского опыта, анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать ответы на вопросы.
Коммуникативные -
Выражать свои мысли в монологе, диалоге; участвовать в учебном диалоге;
проявлять устойчивый интерес к общению и работе.
Предметные:
читать правильно осознанно, выразительно; размышлять о поступках героев;
делать выводы об идее (главной мысли) произведения.
Оборудование: выставка книг Л.Н.Толстого, карточки с текстами для работы в паре; проектор, компьютер, презентация
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Планируемые результаты |
||||||||||||
Организационный момент. Мотивация к работе. |
Здравствуйте, ребята! Улыбнитесь друг другу, садитесь. Начинаем наш урок.
- «Мудрым никто не родился, а научился» - Как вы понимаете эту пословицу? - Как добиться того, чтобы стать мудрым? «Я слышу – я забываю,я вижу – я запоминаю,я делаю – я понимаю,»- гласит китайская пословица. Мы будем и слушать, и запоминать, и рассуждать. Ведь чтение без размышления – пустое развлечение. |
|
Личностные: -формирование положительного отношения к процессу Регулятивные: -нацеливание на успешную деятельность
|
||||||||||||
Актуализа ция полученных ранее знаний. Постановка учебной задачи. Формулирование целей урока. |
Работа с выставкой книг Л.Н. Толстого Презентация. Ребята, дома вы готовили сообщение о писателе, Л. Н. Толстом
- Знаете ли вы, ребята, у кого из живых существ зубы треугольной формы? - Что вы знаете об этом животном? -Может ли акула стать темой нашего урока? - С произведениями какого автора мы начали знакомство? -Что вы знаете об этом писателе? -Сформулируйте тему урока
С чем мы познакомимся на урок?
|
(вспоминают произведения ) Рассказывают сообщения, которые готовили дома. (Это акула).
Акулы - хищные рыбы.
(Да) (Л. Толстой)
Ответы детей .
Тема урока – рассказ Л.Н. Толстого «Акула». С новым рассказом «Акула», с героями рассказа. Будем учиться размышлять над поступками и действиями героев. |
Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи, - управление своими действиями в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Работа с информацией.
Регулятивные: - принятие и сохранение учебной задачи, - управление своими действиями в соответствии с поставленной задачей Коммуникативные: универсальные учебные действия: формировать умение строить монологическое доказательное высказывание |
||||||||||||
Прогнозирование содержания произведе ния.
Словарная работа. |
Произведение называется «Акула». Как вы думаете, кто будет главным героем рассказа?
Соедините слово с правильным значением. Работа в паре.(карточки) Купальня (неуверенный, тихий возглас) Артиллерист (часть судна) Палуба (шнур, который поджигают для произведения выстрела) Фитиль (строение для купанья). Ропот (военнослужащий артиллерии – огнестрельного оружия)
Проверим, правильно ли вы выбрали значения новых слов.
|
Ответы детей.
Кто-то из героев поймает акулу или погибнет.
Купальня – строение для купанья. Артиллерист – военнослужащий артиллерии – огнестрельного оружия Палуба – часть судна. Фитиль –шнур, который поджигают для произведения выстрела Ропот – неуверенный, тихий возглас
|
Познавательные: Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. работа с информацией Умение предугадывать содержание произведения по заглавию. Коммуникативные: организовать общение учащихся друг с другом; -формирование умений слушать собеседника, договариваться, убеждать его; -культура поведения в учебном диалоге. |
||||||||||||
Открытие нового знания. Первичное чтение рассказа.
|
«Чтение с остановками». Учитель читает текст рассказа Чтение 1 части (С начала рассказа до слов «Но ребята не слыхали его, плыли дальше, смеялись и кричали ещё веселее и громче прежнего».) Первая остановка. Оправдались ли ваши предположения? |
Ответы детей.
|
Регулятивные: - принятие и сохранение учебной задачи. Познавательные: умение предугадывать содержание произведения
|
||||||||||||
Первичное восприятие
|
Что вас взволновало в рассказе? |
Купания мальчиков в открытом море. Да, когда акула поплыла к детям. |
Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания |
||||||||||||
Повторное чтение рассказа обучающи мися. Аналитическая работа над текстом в сочетании с выбороч ным чтением. |
Найдите и прочитайте ответы на мои вопросы. - Почему капитан устроил купальню для матросов в парусе?
Почему после выстрела артиллерист упал и закрыл лицо руками?
|
Находят ответы в тексте и зачитывают.
Гордился сыном, болел за него, как на соревновании
Испуг, страх за жизнь сына и его друга, чувствовал себя
беспомощным.) Пронзительный визг мальчиков. Он, как будто проснулся, почувствовал, что может и должен помочь ребятам Он сделал все, что было в его
силах, и им снова овладело чувство беспомощности, страха за жизнь мальчиков. Страх, отчаяние.
|
Коммуникативные: выражение собственного мнения, владение монологической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка , культура поведения в учебном диалоге Регулятивные:контролирование своей деятельности по результату,сохранение заданной цели Личностные: ориентация в нравственном содержании и смысле поступков героев Познавательные: осознанно читать текст , анализировать, сравнивать. |
||||||||||||
Составление композиции онной схемы
|
-Мы поработаем с вами с элементами сюжета. Завязка – эпизод, с которого начинается развитие действия. Развитие событий до кульминации Кульминация – самый важный напряженный момент Продолжение событий после кульминации Развязка – эпизод, завершающий развитие действия -Какова завязка сюжета? (с чего все начиналось?) - Как дальше развивались события? -Какой момент стал самым напряженным, кульминационным? - Какова развязка сюжета?
|
Ответы детей |
Познавательные: учатся сравнивать, выделять нужное, анализировать. Регулятивные: Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой Коммуникативные: учебный диалог |
||||||||||||
Работа над сюжетом произведе ния. Составление плана рассказа
|
- Давайте восстановим последовательность событий в рассказе 1.Мальчики в открытом море 2.Акула 3.Выстрел 4.Дети спасены 5.Купальня в парусе
|
Работают с деформированным планом. 1.Купальня в парусе 2.Мальчики в открытом море 3.Акула 4.Выстрел 5.Дети спасены |
Познавательные: умение строить последовательную цепочку рассуждений, составлять план по тексту; Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме
|
||||||||||||
Творческие задания для групп
|
1гр. – сопоставить настроение героев рассказа с
частями плана
2гр. – Из предложенных фразеологизмов подобрать те, которые подходят к данному рассказу. Душа в пятки ушла,
|
Объяснить, почему.
Решительный, сильный духом, смелый. |
Познавательные: сравнение, группировка, выделение нужного, анализировать. Регулятивные:содействовать развитию у детей умения осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль, самооценку учебной деятельности, умения принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: содействовать развитию у детей умений общаться, работа в группах Личностные: нраственно-этическая ориентация
|
||||||||||||
Определение основной мысли произведе ния |
Почему писатель назвал рассказ «Акула»?
|
События происходят из-за появления акулы.
О том, как любят родители своих детей; что ради детей родители могут совершить поступки, которые спасут жизнь детям; о том, как важно принять правильное решение в минуту опасности. Нужно думать о том, что ты делаешь, потому что из-за баловства мальчиков получилась эта ситуация |
Познавательные:умение правильно высказывать свои мысли в диалоговой форме Коммуникативные: стимулирование учащихся к выражению собственного мнения; Личностные: нравственно-этическая ориентация |
||||||||||||
Рефлексия |
-Какую учебную задачу мы ставили на урок? -С какими заданиями вы справились? -Что было трудным? |
Ответы учащихся |
Регулятивные:оценивать правильность своих действий на уровне адекватной ретроспективной оценки, осуществлять итоговый контроль, различать способ и результат действий. |
||||||||||||
Домашнее задание |
Задание по выбору: 2 вариант: от лица артиллериста. |
|
Регулятивные: -принятие и сохранение учебной задачи, управление своими действиями в соответствии с поставленной задачей Личностные :формировать наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.