Урок математики во 2 классе

  • docx
  • 28.12.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала урок математики 2 класс.docx

 Пименова Лариса Алексеевна

учитель начальных классов

Технологическая карта урока математики во 2 классе

  «Работа с величинами: измерение времени (единицы времени – час, минута) Определение времени по часам»

(по курсу «Математика», авторы М.И.Моро,

 М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова и др.)

Тип урока: изучение нового материала.

Цели: познакомить с единицами измерения времени - часом и минутой; учить узнавать время по часам;  показать важность ориентирования во времени как одно из средств самоконтроля ;учить детей ценить своё и чужое время; развивать наблюдательность, умения сравнивать, делать выводы, логическое мышление, память, внимание, познавательные и математические способности, речь; прививать любовь к предмету.                                                                                       Образовательные задачи:

-     Проверка умения записывать и оформлять решение задачи.

-     Развивать умение решать логические задачи.

_    Формировать представление о единицах времени: часе, минуте.  

Развивающие задачи:

-        Развивать логическое мышление, внимание.

-        Развивать умение наблюдать, рассуждать.

-        Активизировать мыслительную деятельность.

Воспитательные задачи:

-        Воспитывать любовь к предмету.

-        Воспитывать аккуратность, прилежность.  

Оборудование: Часы, таблица с единицами времени.

 

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

-Здравствуйте, ребята!

 Встало солнышко давно,

Заглянуло к нам в окно.

Нас оно торопит в класс,

Математика у нас!

Встали все у парт красиво

Поздоровались учтиво,

Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись, тихо сели.

 -Даром время не теряем, а работать начинаем. Запишите число, классная работа.

Приветствуют учителя.

 

 

 

 

Записывают в тетрадях число, классная работа.

Актуализация опорных знаний

- Сейчас мы с вами сыграем в игру «Да, Нет»  

На доске записаны примеры

7+6                      19-9

8+9                        15-7

3+7                        20-10

5+8                        12-6

Показываю пример и карточку с числом. Если число является ответом, учащиеся хором говорят «да» и произносят пример /7+6=13/.  

Если число не является ответом, учащиеся хором говорят «нет»

 

 Каждый пример читают по-разному

  /-к 7 прибавить 6 получилось 13

   - первое слагаемое 8 второе слагаемое 9. Сумма равна 17

   -3 плюс 7 равно 10

   -5 увеличили на 8 получилось 13 /

Примеры на вычитание также читают разными способами

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Знакомство с новым материалом

Запись на доске: 1см, 1 метр, 1 час, 1 дм, 1 мм, 1 мин.

Детям предлагается расположить величины в порядке убывания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Давайте сформулируем тему урока.

     

 

 

-Как вы думаете, какая из единиц времени больше 1 час или 1 минута? Что можно сделать за 1 час, а что за 1 минуту?

Опираясь на детский опыт подвожу их к выводу, что 1 час больше одной минуты.

 

- Отгадайте загадку

Две сестрицы друг за другом

Пробегают круг за кругом.

Коротышка только раз,

Та, что выше, каждый час.

 

- О чем здесь идет речь? (О стрелках часов)

- Что за коротышка бегает по кругу? (Часовая стрелка)

- Почему ее сестрица, что повыше, бегает быстрее? (Это минутная стрелка)

-  Как двигается часовая стрелка? (От одной цифры до другой. От одной большой черточки до другой большой черточки)

-А что происходит с минутной стрелкой? Как движется она? (От одной маленькой черточки до другой маленькой черточки)

- Сколько таких черточек на циферблате? Сосчитайте. (60)

Да, ребята, длинная минутная стрелка один маленький шажок делает за 1 минуту. Как только стрелка доберётся от 0 до единицы, сколько минут пройдёт? / 5 минут/

Правильно!

А как только минутная стрелка доберётся до цифры 2, сколько минут пройдёт?

До цифры 3,4 ….11,12

Ребята, пока минутная стрелка проходит целый круг от 0 до 12 , маленькая часовая стрелка проходит расстояние от одной цифры до другой .

Давайте это все вместе запишем:

1 час = 60 мин

- А теперь проверим наш вывод. Что нам в этом поможет?

     Работа с учебником с. 31.

 

Дети приходят к выводу, что не все величины можно расположить в порядке убывания, 1 час и 1 минута это единицы времени. С ними мы еще не знакомы. Остальные величины – это единицы длины и их мы можем упорядочить.

 

      Дети совместно с учителем формулируют тему и задачи урока.

 

 

 

 

 

 

 

Отгадывают загадку, отвечают на вопросы учителя.

 

 

 

 

На основе своего опыта делают вывод.

 

 

 

Читают правило  в учебнике.

Физкультминутка.

 Раздаю детям карточки с цифрами /3,4,5,6,7,8,9/

Называю примеры:

15-6, 4+3, 8+0, 12-6, 14-9, 10-6, 11-8

После того, как все ребята встали:

Руки подняли и покачали-

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули,

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем-

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем,

Руки мы сложим вот так!

 

Встаёт тот ученик, у которого карточка с ответом.

 

Выполняют упражнения.

Закрепление изученного материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа по учебнику

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с тренажёром

Предлагаю посмотреть на разновидности часов. На всех часах разное время.

- Сколько времени показывают каждые часы?

Часы не всегда были такими, какими мы привыкли видеть их сейчас.

- Кто знает, какие часы существовали раньше?  /водяные, песочные, солнечные /

Показываю песочные часы.

Из одного отделения в другое песок пересыпается ровно за 1 мин. Как вы думаете, что можно сделать за это время. /дети приводят примеры действий за 1 мин/

Измерять время по песочным часам было очень неудобно, ведь их приходилось часто переворачивать. Но в некоторых случаях песочные часы используются и сейчас.

Ещё существуют электронные часы. Они показывают время цифрами. А мы с вами работали по механическим часам.                                                Задание 1.

-Ребята, одна моя знакомая девочка   умеет определять время, правда только по часам на мобильном телефоне. Вчера она очень спешила в кинотеатр, а мобильный телефон оставила дома. Когда она пробегала мимо площади, то часы показывали  10 ч 40 мин. А ей оставалось идти ещё 10 минут. Успеет ли она в кино на сеанс фильма, который будет, показан в 11 часов?

Подвожу детей к тому, что мы не умеем определять время по часам

-Давайте попробуем разобраться.

 

 

 

Я наблюдаю за тем, как дети работают, если нужно помогаю. Проверяем выполнение задания.

https://buroperevodov.su/800/600/http/i.pinimg.com/originals/0e/67/88/0e678838e26b127a5ef09dad4b7e5330.gif

- А теперь мы можем ответить на вопрос, успеет ли моя знакомая на сеанс фильма?

Откройте учебник на стр.31. Выполним     

№ 3         Читаем условие задачи.

-Какие слова возьмём для записи краткого условия?

Правильно,1 партия и 2 партия.

Запишем краткое условие задачи.

-Можем мы сразу ответить на   вопрос задачи? Почему?

-Каким действием? Как?

-А теперь давайте изменим вопрос так, чтобы задача решалась в два действия.

/Сколько времени затратили мальчики на обе партии/

-Как изменится краткая запись? /Добавится фигурная скобка со знаком вопроса/

- Записываем решение задачи самостоятельно.

- Если ответили на главный вопрос задачи, то записываем ответ.

 

-А теперь предлагаю вам решить примеры ровно за одну минуту (время замеряется по песочным часам).

 20-20       16-8     13+4          12+4

 14-8        12-7       12-6        15-2

 25-5         11-9       17-9       12-8

 11-8         3+9        4+7         9+8

 15-7           6+5      3+8          6+7

 -Сколько успели решить примеров  за минуту?

 

 

  

Подвожу учащихся к выводу о том, как важно уметь ориентироваться во времени, знать единицы времени.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приходят к выводу, что мы не умеем определять время по часам.

У детей на столе лежат карточки с изображением часов. Вместе определяем время на первых трех часах, далее на следующих  часах ребята определяют время,  работая в паре.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети предлагают  варианты   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приходят к выводу о том, как важно уметь определять время по часам.

 

Проверка результатов усвоения темы

 

— Готовы вы к испытаниям?  

1). Определение времени по часам.

2)Работа с моделью. (У всех детей на столах модель часов)

— Перед вами лежит модель часов. Покажите на часах путем передвижения стрелок:

— 3 часа

— 5 часов 30 минут

— 9 часов 15 минут (или 15 минут девятого)

— 2 часа 45 минут (без пятнадцати три)

3)«Это интересно»

— Я думаю, ребята, вам интересно будет узнать, что можно сделать за 1 минуту:  

За 1 минуту в нашей стране выпускают:

1 трактор

 4 автомобиля

 12 телевизоров

 1500 пар обуви

— Минута — это совсем не маленькая единица измерения времени, если ее использовать разумно.

 

4)- Народ о времени говорил такие слова:

- Минута час бережет.

-Делу время , потехе час.

-Согласны ли вы с этими словами. Почему?

-Давайте подведем итог урока и оценим наши достижения.

 

 

 

Итог урока

-Ребята, чему мы сегодня научились?

- Где нам пригодятся эти знания?

-Оцените свою работу на уроке, используя светофор.

 

Отвечают на вопросы.

Домашнее задание

  задания №4 №5 на стр. 31 в учебнике.