Урок в 7 классе по физике «Исследование силы трения»

Урок в 7 классе по физике «Исследование силы трения»

doc
27.11.2019
Цель урока: обучающийся научится правильно выработать целостное, комплексное видение окружающего нас мира Задачи урока: обеспечить интеллектуальный фон, который будет способствовать развитию: - познавательной активности у учащихся; - самостоятельности в учении; - коммуникативных и интеллектуальных способностей; - умения вступать в отношения с внешней средой и адаптируясь, функционировать в ней. Планируемые результаты Личностные: формирование - убежденности в возможности познания природы - познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; - самостоятельности в приобретении знаний - рефлексии на себя и окружающих.
сила трения 7 кл.doc

 

Cмоленское областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение "Екимовичская средняя школа-интернат

 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

 

учитель Легчилин Алексей Владимирович

 

 Урок в 7 классе по физике

 «Исследование силы трения»

 

 

Цель урока: обучающийся научится правильно выработать целостное, комплексное видение окружающего нас мира 

 

Задачи урока: обеспечить интеллектуальный фон, который будет способствовать развитию:

- познавательной активности у учащихся;

- самостоятельности в учении;

- коммуникативных и интеллектуальных способностей;

- умения вступать в отношения с внешней средой и адаптируясь, функционировать в ней.

Планируемые результаты

Личностные:

формирование

-    убежденности в возможности познания природы

- познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

-   самостоятельности в приобретении знаний

-   рефлексии на себя и окружающих.

 

Предметные

-  исследовать зависимость силы трения от силы нормального давления и площади поверхности

-  изучить явления в их взаимосвязи, перейти от анализа обособленных явлений к    анализу связей между ними

-  развитие интеллектуальных способностей обучающихся

-  приобретение опыта наблюдения физических явлений

-  умение безопасно использовать лабораторное оборудование

 

Метапредметные

регулятивные

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,

- осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,

- определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,

- корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- учитывать разные точки зрения

 познавательные

- извлечение информации из поставленного опыта

- умение представить результаты измерений в виде таблицы

- умение анализировать результаты опыта и делать верные выводы

 

 коммуникативные

-  представлять публично результаты индивидуальной и групповой деятельности перед аудиторией

  -  управлять своим поведением в общении и взаимодействии с участниками образовательного процесса

 

Используемые технологии

ü здоровьесберегающие

ü поэтапное формирования умственных действий

ü развитие критического мышления

ü проблемного обучения

ü развитие творческой деятельности

ü сотрудничества

ü учебно-исследовательская

ü самокоррекция результатов деятельности

 

     Урок проведен после введения понятия силы трения, способа ее измерения и     проводился при изучении вопроса:

     «От чего и как зависит сила трения?»

                                      

Ход урока

I.      Организационный момент. Приветствие. Целеполагание.

 

В виде фронтальной беседы повторяем изученный ранее материал. Демонстрация ЦОР 1.12. Анимация «Движение под действием силы трения». В конце беседы учащимся предлагается вопрос:

     - Как вы думаете, от чего может зависеть сила трения?

 

Предполагаемые ответы учащихся:

- от веса тела, которое движется

- от массы движущегося тела

- от шероховатостей поверхностей

- от площади соприкосновения тела с поверхностью

- от угла наклона поверхности к горизонту

- от формы тела

- от скорости движения 

   и т. д.    

 

Записываем все предположения на доске

 

      II Основная часть урока:

         

1.     Далее следует предложение учителя учащимся

проверить в ходе эксперимента их предположения о том, как сила трения зависит от перечисленных параметров. Вместе с учащимися выбираем, какие из предположений мы можем проверить в классе, в ходе   эксперимента.

Останавливаемся на следующих:

·   от веса тела, которое движется

·   от шероховатостей поверхностей

·   от площади соприкосновения тела с поверхностью

 

3. Определяем с учащимися совместно из предложенного перечня оборудования круг приборов, которые потребуются для проведения   эксперимента:

·       деревянная линейка,

·        брусок,

·       набор грузов,

·        динамометр,

·        лента наждачной бумаги,

·       штатив.

 

4. Учащиеся в парах обсуждают ход предполагаемых действий.

Перед проведением эксперимента учащиеся делают свое предположение   и записывают его в тетрадь.

 

5.  Далее учащиеся проводят эксперимент, заполняют таблицы результатов, анализируют, делают выводы и сопоставляют результаты опыта со своим предположением.

                          

   Приведу один из представленных вариантов оформления работы.

               

               Экспериментальная задача «Исследование силы трения».

 

  Исследование №1

Мое предположение

    Чем больше вес бруска, тем больше должна быть сила трения.

 

                                 Результаты измерений

 

Вес бруска

Сила трения

1

0,6 Н

0,2 Н

2

1,6 Н

0,4 Н

3

2,6 Н

0,8 Н

4

3,6 Н

1,6 Н

 

 Я увеличивал вес тела, добавлял в каждом опыте по одному грузу. Груз двигался по поверхности парты. Из опытов следует, что сила трения увеличивается, если увеличивается вес движущегося тела.  Значит, я предполагал верно.

 

 

Исследование №2

Мое предположение

 Я думаю, что чем больше площадь соприкосновения тела и поверхности, чем сила трения должна быть больше

 Результаты измерений

 

Площадь поверхности

Сила трения

1

S1

0,3 Н

     2

S2

0,3 Н

3

S3

0,3 Н

 

В моем опыте   S1> S2> S3. Массу тела я не менял, груз двигался по деревянной линейке. Из опыта я увидел, что если менять площадь поверхности, то сила трения не изменяется! Значит, я предполагал неверно. Сила трения не зависит от площади соприкосновения тела с поверхностью.

 

Исследование №3

Мое предположение

Сила трения должна быть больше на шероховатой поверхности и меньше на гладкой.

                                                           Результаты измерений

Вид поверхности

Сила трения

1

Парта

0,4 Н

2

Деревянная линейка

0,8 Н

3

Наждачная бумага

2,2 Н

          

В опыте я не менял массу тела и площадь соприкосновения бруска и поверхности.  Мое предположение оказалась верным! На самой шероховатой поверхности сила трения самая большая

 

Вывод, сила трения, возникающая при движении одного тела по поверхности другого, зависит от веса движущегося тела и свойств поверхности. Чем шершавее поверхность и больше вес тела, тем сила трения больше, а от площади поверхности сила трения не зависит.

 

III Заключительная часть урока

 

6.   Рефлексия

     Обращаюсь к учащимся с просьбой ответить на вопрос:

    

    Что они знали о свойствах силы трения до эксперимента, а что оказалось для них «открытием»?

      Обсуждаем результаты исследований

 

 

 

 

 

7. Домашнее задание

     Учащиеся получают творческое задание. Написать сказку или эссе на заданную тему.

 

1.     А если вдруг исчезнет сила трения?

2.     Мир без трения.

3.     Чем полезно трение?

4.     Вредное трение?

 

Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)