Урок 17. ОХРАНА РАСТЕНИЙ
Оценка 5

Урок 17. ОХРАНА РАСТЕНИЙ

Оценка 5
Разработки уроков
docx
окружающий мир
3 кл
14.01.2017
Урок 17. ОХРАНА РАСТЕНИЙ
Цели деятельности учителя: Образовательные: создать условия для обобщения знаний учащихся о значении растений в жизни животных и человека; рассмотрения основных экологических правил. Развивающие: способствовать развитию речи, воображения, логического мышления учащихся, умения работать в отношениях «ученик – ученик». Воспитательные: содействовать воспитанию бережного отношения к природе, любви к родному краю, аккуратности. Оборудование: индивидуальный раздаточный материал (карточки с дополнительным заданием), дополнительный материал для индивидуальной подготовки учащихся; схемы «Правила поведения в природе»; магнитофон; плакат.
Урок 17. Охрана растений.docx
У р о к   17. ОХРАНА РАСТЕНИЙ Ц е л и   д е я т е л ь н о с т и   у ч и т е л я : Образовательные:  создать   условия   для  обобщения   знаний   учащихся   о значении   растений   в   жизни   животных   и   человека;   рассмотрения   основных экологических правил. Развивающие:  способствовать   развитию   речи,   воображения,   логического мышления учащихся, умения работать в отношениях «ученик – ученик». Воспитательные:  содействовать   воспитанию   бережного   отношения   к природе, любви к родному краю, аккуратности. Оборудование:   индивидуальный   раздаточный   материал   (карточки   с дополнительным   заданием),   дополнительный   материал   для   индивидуальной подготовки   учащихся;   схемы   «Правила   поведения   в   природе»;   магнитофон; плакат. С ц е н а р и й   у р о к а I. Проверка домашнего задания. Проверочная работа «Размножение и развитие растений» (задания на карточках).  1. Каких насекомых­опылителей ты знаешь? Напиши. 2. Спиши предложения, вставь пропущенные слова. Во   многих   цветках   есть   сладкий   сок   –   _________________.   Им   питаются   В   цветках   есть   и   мельчайшие   жёлтые   пылинки   –   насекомые. ___________________ с цветка на цветок и ______________________их.   Насекомые переносят   .     её 3. Что образуется на месте цветков после опыления? Напиши. 4. Сколько семян образуется на одном растении? (Много, одно.) 5. Сколько семян надо посадить,  чтобы  вырастить  одно  растение?  (Много, одно.) 6. Вспомни схему развития растения. Напиши по порядку стадии развития растения:  цветущее растение, растение с плодами, проросток, корешок. 7. Что нужно для прорастания семени? 8. Заполни таблицу: Название растения Способы распространения плодов Липа Клён Репейник Одуванчик II. Введение в тему урока.  На доске плакат со словами М. Пришвина: «Охранять природу – значит охранять Родину». 1. Значение растений для животных и человека. Беседа:  – Какое царство живых организмов мы изучаем? – Назовите признаки, характерные только для растений. – Докажите, что растения – это живые организмы. – На какие две группы делятся растения по строению?  –   Какие   растения   являются   высшими,   а   какие   –   низшими?   Приведите примеры этих растений. – Каково строение любого цветкового растения?  – Как хорошо, что есть растения. Без растений не было бы жизни на Земле! Какое значение имеют растения для животных? – Какое значение имеют растения для людей? – К сожалению, хозяйственная деятельность людей пагубно влияет на жизнь растений. Например, на месте леса люди строят завод или роют карьер, на месте луга устраивают ферму. Много дикорастущих растений гибнет. Так постепенно человек как бы наступает на природу. Сейчас на Земле в опасности 25 тысяч видов растений. Поэтому растения нуждаются в охране. Поэтому люди создали Красную   книгу.   Да,   действительно,   значение   растений   в   биосфере   огромно, нельзя   представить   нашу  планету   без   растений.  Но   к  сожалению,  количество растений на Земле становится все меньше и меньше. Поэтому возникает вопрос о том, как сохранить все разнообразие растений на планете. – Послушайте экологическую сказку. На   большой   и   красивой   поляне   каждую   весну   расцветало   множество подснежников. Посмотреть на это чудо приходили звери, прилетали птицы со всех окрестностей, а насекомые там просто жили. Однажды мальчик Вова забрёл на поляну. Он взглянул на неё и замер. Ему захотелось унести всю эту красоту с собой. Он набрал огромный букет и понёс домой. По дороге он встретил друзей, ребятам стало очень завидно, что у Вовы был такой красивый букет.  Они спросили, где он собрал такие прекрасные цветы. Вова был «добрым» мальчиком, он рассказал друзьям о поляне. Мальчики гурьбой побежали туда. В лесу гулял Лось. Он услышал этот разговор и тоже захотел посмотреть на чудесную   поляну.   Что   он   там   увидел!   Вместо   небесно­чистейших   цветов осталась   только  вытоптанная  листва   подснежников.   Вмиг   глаза  Лося погрустнели, и он заплакал… В о п р о с ы   для обсуждения: – Можно ли Вову назвать «добрым» мальчиком? – Почему Лось заплакал? – Тема сегодняшнего урока «Охрана растений». 2. Причины исчезновения растений. – Каковы основные причины исчезновения растений? 1) Распашка земель. 2) Вырубка лесов.  3) Осушение болот. 4) Выпас скота. 5) Строительство городов, дорог. 6) Загрязнение окружающей среды (воздуха, воды, почвы). 7) Пожары (10 % – от природных явлений, 90 % – по вине человека). 8) «Любовь» людей (массовый сбор растений); вытаптывание. Все эти причины приводят или к гибели самих растений, или к необратимым изменениям среды их обитания, в которой они живут. В заповедниках  («заповедано» – запрещено) запрещена любая хозяйственная деятельность (рубка, сбор ягод, грибов), массовый отдых людей, туризм. В настоящее время существуют 93 государственных заповедника. Заказники  –   в   них   на   определенный   срок   охраняются   отдельные   виды растений,   парки,   рощи.   Всего   в   стране   67   заказников.   Их   используют   в хозяйственных целях, но без нанесения им ущерба. Спасением уникальных растений занимаются ботанические сады. Их 1205 по всей стране. Это музеи редких растений, которые растут сначала в специальных питомниках,   а   потом   в   естественных   условиях.   Коллекция   Главного ботанического   сада   РАН   (в   Москве)   насчитывает   примерно   20   тысяч   видов растений. Есть   еще  национальные   парки.   Их   посещают   в   творческих,   учебных, культурных   и   эстетических   целях.   Самые   известные   –   «Самарская   Лука»;   в черте Москвы – «Лосиный Остров». Там охраняются леса из сосны, ели, дуба, березы, клюквенные болота, тростники, кувшинки. 3. Красная книга. –   Важную   роль   в   сохранении   исчезающих   видов   растений   играет   Красная книга. Что она собой представляет? Это список растений, над которыми нависла угроза полного уничтожения или редкие виды. Красная   книга  –   это   сигнал   светофора,   который   предупреждает   нас   о необходимости   остановиться,   оглянуться   и   подумать   о   нашем   отношении   к природе, о той опасности, которая подстерегает ее саму и человека. На доске: изображение Красной книги.  – Красная книга! Почему она красная? Красный цвет предупреждает нас – стой!   Остановись!   Ещё   один   неосторожный   шаг,   и   может   быть   поздно. Международную Красную книгу начали создавать еще с 1949 года, а первые издания   были   в   1963   году   (2   тома),   в   1966   году   (3   тома).   Хранится   она   в швейцарском городе Морже. В 1974 году создана Красная книга и у нас в стране. Красная книга сама не охраняет, а только фиксирует, предупреждает.  Всякая Красная книга состоит из цветных страниц: •  чёрные: списки тех, кого мы уже никогда не увидим, кто уже вымер; •  красные: записаны особо редкие и исчезающие растения и животные; •   жёлтые:  списки тех растений и животных, количество которых быстро снижается, которым грозит «переселение» на опасные красные страницы; •  белые: записаны те животные, которые до сих пор мало изучены, места их обитания труднодоступны или точно не установлены; •     зелёные:  страницы   самые   обнадёживающие   –   списки   тех   животных   и растений, которых удалось сохранить, спасти от вымирания. Идея Красной книги – спасти животный и растительный мир. Подготовленный заранее ученик читает наизусть стихотворение: Красная книга Охраняется Красной книгой                  Чтобы души не стали пусты, Столько редких животных и птиц,   Охраняются звери, Чтобы выжил простор многоликий  Охраняются змеи, Ради света грядущих зарниц.                  Охраняются даже цветы!.. Чтоб пустыни нагрянуть не смели,                          (Б. Дубровин.) Физкульминутка «Бабочка» Спал цветок и вдруг проснулся, –  Больше спать не захотел. Шевельнулся, потянулся, Взвился вверх и улетел. Солнце утром лишь проснётся, Бабочка кружит и вьётся. III. Изучение нового материала. 1. Дикорастущие растения. Литературная композиция.  На доске появляются изображения цветов. – Василёк полевой, дрок красильный, ятрышник (кукушкины слёзки), тюльпан Биберштейна – этот появляется одним из первых, сразу из­под снега, и поэтому люди срывают его, делают букеты, не понимая, что этих цветов уже так мало.  Подготовленный заранее ученик читает стихотворение:  Цветок весны, идущий к нам по снегу, – Простой цветок, но сколько он несёт Добра и радости и счастья человеку.                                                  (В. Иванов.) На доске: изображения цветов – ветреницы, купавки, ландыша.  Родился ландыш в майский день, И лес его хранит; Мне кажется: его задень – Он тихонько зазвонит…                                           (Е. Серова.) На доске: изображения цветов – фиалки, колокольчика.  Колокольчики мои, цветики степные! Что глядите на меня, тёмно­голубые? И о чём звените вы в день весёлый мая, Средь некошеной травы головой качая?..                                                   (А. К. Толстой.) – А может быть, говорят цветы о том, как много их гибнет от рук человека и как с каждым годом их становится всё меньше и меньше?!  В час раздумий наших и тревог, В горький час беды и неудачи Видел я, цветы, как люди, плачут И росу роняют на песок…                                           (Р. Гамзатов.) 2. Правила друзей природы. Работа с учебником.  – Рассмотрите запрещающие знаки (с. 84).  – В правилах друзей природы (с. 84) найдите подписи к каждому знаку.  Беседа.  – Для современного человека всё большее значение имеет активный отдых на природе. Многие люди используют лес для подобного рода отдыха. Но лес не может вместить бесконечное количество отдыхающих. Прежде всего нарушения происходят   в   самом   нижнем   ярусе.   Уплотняется   и   разрушается   подстилка. Повреждаются корни растений. В уплотнённую почву плохо проникают влага и кислород – всё это может привести к гибели растений.  Постепенно исчезают типичные лесные травы: медуница, сныть, папоротник, кислица.  На доске: изображения лесных трав.  – Земля – наш родной дом, и каждый из нас отвечает за порядок в нём.  Учитель читает стихотворение «Прогулка» С. Михалкова (см. урок 1, с. 36). – Подумайте, как нельзя вести себя на природе. · Нельзя   ломать   ветки   деревьев   и   кустарников!  (Ветки   вместе   с листьями   играют   важную   роль   в   его   жизни.   Листья   участвуют   в дыхании и питании растений.) · Нельзя   повреждать   кору   деревьев!  (Это   нарушает   красоту природы   и   вредит   деревьям.   Через   ранку   вытекает   сок,   могут проникнуть под кору микробы и грибы­трутовики, которые вызывают заболевания и даже гибель дерева.) · В лесу нельзя разводить костры!  (Если разводить костер, то на старом   кострище.)  Какие   дрова   можно   использовать?  (Сушняк, валежник.)  Что останется на месте костра?  (Выгоревший плодородный слой почвы. Это место под костром не зарастает 5–7 лет.) · Многие   растения   погибают   от   вытаптывания,   например,   дуб доживает до 500–1000 лет, достигает высоты 40 м, а начинает плодоносить только   через   40–60   лет.   Его   молодая   поросль   легко   погибает   из­за вытаптывания. Поэтому: не прокладывайте новых тропинок в лесу! · Нельзя   оставлять   после   себя   мусор!   (Бумага   лежит   более   2   лет, консервные банки – 30 лет, полиэтиленовые пакеты – 200 лет, стекло – 1000 лет.) IV. Закрепление изученного материала. Игра «Экологический светофор». – Поиграем в игру «Экологический светофор», чтобы закрепить правила  поведения по охране растений в различных ситуациях. Правила игры. «Экологический светофор» похож на те светофоры, которые установлены на наших дорогах. Вспомните, что обозначают их сигналы. У ч а щ и е с я . Красный свет запрещает движение, жёлтый – предупреждает, а зелёный – разрешает. У ч и т е л ь . Светофоры помогают водителям и пешеходам выполнять правила дорожного   движения.   «Экологический   светофор»   поможет   нам   правильно поступать,   чтобы   не   причинять   вреда   растениям.   Он   тоже   имеет   три   цвета: «Красный свет – природе вред!»; «Жёлтый – осторожно!»; «Свет зелёный – так красиво! – лес сказал тебе “Спасибо!”». Я буду зачитывать текст карточки, а вы по   команде   «Внимание,   раз!»   должны   «зажигать   сигналы   светофора», демонстрируя тот сигнал, который соответствует описанной ситуации. 1­я ситуация. Аня хотела научиться плести венки так же, как это делала её подружка Марина. Девочки нашли полянку с одуванчиками. Нарвали по букету и сели плести. Марина показала, как укладывать и перевязывать цветы, но у Ани ничего не получилось. Пришлось собрать ещё букет, потом – ещё. Одуванчики быстро вяли и становились некрасивыми. Когда наконец Аня закрепила концы венка и можно было одеть его на голову, девочек позвали домой. Они бросили цветы и пошли обедать. Учащиеся показывают красный сигнал светофора и дают объяснения. 2­я ситуация. Валера встал поздно; кое­как, чтобы не опаздывать в школу, побросал книжки в рюкзак и выскочил из дома. Обычный маршрут его пролегал по асфальтовой дорожке вокруг школьного сада. Но сегодня он решил сократить путь – побежал через сад. Оказалось, что за школьным забором вчера вскопали широкую полоску земли и высадили цветочную рассаду. Бежать вокруг было некогда, и Валера пустился напрямик, затаптывая слабенькие росточки. Когда он вбежал в класс – раздался звонок. «Не опоздал!» – радостно подумал Валера. Учащиеся показывают красный сигнал светофора и дают объяснения. 3­я ситуация.  Олегу и Андрею родители купили велосипеды. Рядом был лесопарк, и мальчишки решили покататься там. Когда они въехали в лес, то увидели, что асфальтированные дорожки очень узкие, а вдоль них – высокая трава, цветы. «Как же быть? – задумались они. – Можно ли здесь кататься?» Учащиеся показывают жёлтый сигнал светофора и дают объяснения. 4­я   ситуация.  Каждую   осень   Галя   и   Маша   собирали   семена   цветов: календулы, бархоток… Весной девочки проращивали рассаду на подоконниках, а когда наступали тёплые дни, высаживали растения у себя во дворе и вместе с учителем   на   школьных   клумбах.   Каждый   год   девочки   узнавали   о   цветах   все больше и больше. Даже взрослые стали обращаться к ним за советом. Учащиеся показывают зелёный сигнал светофора и дают объяснения. 5­я ситуация. Катя и Света вышли на улицу, чтобы начать выполнять летнее задание по составлению гербария. Девочки знали, что в нем могут быть и травы, и   цветы,   и   листья.   Они   взяли   с   собой   большой   полиэтиленовый   пакет   и картонную папку, чтобы складывать сорванные растения. Какие именно – они ещё не решили. «Посмотрим по дороге – что понравится, то и будем срывать для гербария», – договорились между собой Катя и Света. Учащиеся показывают жёлтый сигнал светофора и дают объяснения. 6­я   ситуация.  Света   с   родителями   поехали   в   лес.   Отец   вел   машину. Остались   позади   шумные   городские   улицы,   проехали   дачные   участки.   Далее вдоль   дороги   стеной   вставали   деревья.   Проехав   какое­то   расстояние,   отец спросил: «Где остановимся?» Можно было свернуть с дороги и проехать между деревьями в глубь леса. Кто­то уже поступал таким образом – следы от машин оставались надолго. Они были узнаваемы по бедной растительности. Светины родители решили в лес не въезжать, тем более, что возле дороги была небольшая асфальтированная стоянка для машин. В лес отправились пешком, аккуратно и тихо, уважая законы чужого дома, как и положено гостям. Учащиеся показывают зелёный сигнал светофора и дают объяснения. –   В   любой   ситуации   надо   помнить   о   правилах   поведения   в   природе   и поступать так, чтобы ваши действия приносили пользу окружающему миру и самому   человеку.   Натиск   человечества   столь   усилился   на   зеленый   мир,   что многие растения исчезают с земного шара. V. Итог урока. – Ребята,   что   каждый   из   вас   может   сделать   для   сохранения   растений   на Земле?  1­й  у ч е н и к .   Дерево, трава, цветок и птица  Не всегда умеют защититься,  Если будут уничтожены они,  На планете мы останемся одни.  2­й  у ч е н и к .   Нас много, ребята,  У ч и т е л ь .  Пусть каждый из нас  Хоть кустик для сада  Посадит сейчас.  На Земле исчезают цветы, С каждым годом заметнее это. Меньше радости и красоты Оставляет нам каждое лето. Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок, Если все: и я, и ты, если мы сорвём цветы, Опустеют все поляны, и не будет красоты. Домашнее задание: учебник, с. 82–85 (читать); рабочая тетрадь, задания № 2, 3, 4, 6, с. 37–39.

Урок 17. ОХРАНА РАСТЕНИЙ

Урок 17. ОХРАНА РАСТЕНИЙ

Урок 17. ОХРАНА РАСТЕНИЙ

Урок 17. ОХРАНА РАСТЕНИЙ

Урок 17. ОХРАНА РАСТЕНИЙ

Урок 17. ОХРАНА РАСТЕНИЙ

Урок 17. ОХРАНА РАСТЕНИЙ

Урок 17. ОХРАНА РАСТЕНИЙ

Урок 17. ОХРАНА РАСТЕНИЙ

Урок 17. ОХРАНА РАСТЕНИЙ

Урок 17. ОХРАНА РАСТЕНИЙ

Урок 17. ОХРАНА РАСТЕНИЙ

Урок 17. ОХРАНА РАСТЕНИЙ

Урок 17. ОХРАНА РАСТЕНИЙ

Урок 17. ОХРАНА РАСТЕНИЙ

Урок 17. ОХРАНА РАСТЕНИЙ

Урок 17. ОХРАНА РАСТЕНИЙ

Урок 17. ОХРАНА РАСТЕНИЙ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.01.2017