Урок 20. НЕВИДИМАЯ СЕТЬ И НЕВИДИМАЯ ПИРАМИДА
Оценка 5

Урок 20. НЕВИДИМАЯ СЕТЬ И НЕВИДИМАЯ ПИРАМИДА

Оценка 5
Разработки уроков
docx
окружающий мир
3 кл
14.01.2017
Урок 20. НЕВИДИМАЯ СЕТЬ И НЕВИДИМАЯ ПИРАМИДА
Цели деятельности учителя: Образовательные: создать условия для ознакомления и усвоения понятий пищевой сети и невидимой пирамиды в дубовом лесу, расширения кругозора. Развивающие: способствовать развитию коммуникативных компетенций учащихся (умений аргументировать свою точку зрения, толерантно относиться к чужому мнению), наблюдательности. Воспитательные: содействовать воспитанию бережного отношения к природе. Оборудование: рисунок дуба; карточки с названиями животных, понятий; словарные слова; карточки для групповой работы; тесты; аудиозапись «Звуки леса».
Урок 20. Невидимая сеть и невидимая пирамида.docx
У р о к   20. НЕВИДИМАЯ СЕТЬ И НЕВИДИМАЯ ПИРАМИДА Ц е л и   д е я т е л ь н о с т и   у ч и т е л я : Образовательные:  создать условия для ознакомления и усвоения понятий пищевой сети и невидимой пирамиды в дубовом лесу, расширения кругозора. Развивающие:  способствовать   развитию   коммуникативных   компетенций учащихся (умений аргументировать свою точку зрения, толерантно относиться к чужому мнению), наблюдательности. Воспитательные:  содействовать   воспитанию   бережного   отношения   к природе.  Оборудование: рисунок дуба; карточки с названиями животных, понятий; словарные слова; карточки для групповой работы; тесты; аудиозапись «Звуки леса». С ц е н а р и й   у р о к а I. Организация начала урока. Встало солнышко давно, Заглянуло к нам в окно. – Представьте, что на вас льет солнышко свои теплые лучики. Дарит их маме, папе,   близким   людям,   всем   животным   и   растениям.   Пожелайте   им   любви   и добра.  Торопись скорее в класс – Интересно здесь у нас. – Работать сегодня на уроке будем в группах. II. Актуализация опорных знаний. Работа в группах. –   Итак,   впереди   нас   ждет   интересная   работа,   но   сначала   повторим пройденный материал. Для этого каждая группа получит свое задание. Прошу вас быть внимательными, чтобы не допустить ошибок. 1­я группа: составить цепи питания с данными карточками: растения волк тля заяц божья коровка растения растительноядные  растения насекомоядные и хищные животные животные 2­я группа: ответить на вопросы теста. Тест 1. Как называется наука о животных? а) Ботаника;            б) зоология;                    в) астрономия. 2. Животные – это…  а)   Птицы,   звери,   насекомые,   рыбы,   ящерицы,   змеи,   черепахи,   лягушки, черви; б)  птицы,   звери,   насекомые,   рыбы,   ящерицы,   змеи,   черепахи,   лягушки, растения, грибы, микробы; в) человек, птицы, звери, насекомые, грибы, рыбы, растения, микробы. 3. Назови животное, которое относится к рыбам:  а) Дельфин;              б) бегемот;                   в) карп. 4. Какие из указанных животных относятся к растительноядным?  а) Коровы, бегемоты, жирафы; б) волки, лисы, кабаны; в) лоси, тюлени, киты. 5. Какая цепь указана правильно?  а) Сосна → дятел → жук­короед; б) слизни → капуста → жаба. в) рожь → мышь → змеи → орлы. 6. Что будет, если в цепи питания «рожь → мыши → лисы» люди  уничтожат лис?  а) Станет больше мышей, уменьшится урожай ржи; б) станет больше мышей, увеличится урожай ржи; в)   сначала   станет   больше   мышей,   а   затем   уменьшится   урожай   ржи,   что повлечет за собой уменьшение количества мышей. 3­я группа: с вами поработаем коллективно. Беседа по проверке знаний темы «Кто что ест». – Перед походом в лес, вспомним, что такое цепь питания? –   На   какие   группы   делят   животных   в   зависимости   от   питания? (Растительноядных, насекомоядных всеядных и хищных.) – С чего начинаются цепи питания? (С растений.) – Какое второе звено в цепи питания животных?  (Растительноядные или всеядные животные.) –   Какое   третье   звено   в   цепи   питания   животных?  (Насекомоядные   или хищные животные.) III. Изучение нового материала. –  Сядьте   поудобнее,   закройте   глаза   и   послушайте   запись.   Постарайтесь представить, куда вы попали, что, кого вы увидели? Какой цвет предстал перед глазами?  Учащиеся слушают аудиозапись «Звуки леса». 1. Беседа о правилах поведения в лесу. – Лес – это замечательное место, где можно отдохнуть, прогуляться, открыть для себя что­то новенькое… если мы не хотим, чтобы он умирал, а наоборот – был уютным и приветливым, надо соблюдать некоторые правила. Они нисколько не помешают получить удовольствие от прогулки в лесу! Вот мы и в лесу. Послушайте звуки леса, посмотрите на разнообразие его обитателей. А знаете ли вы, как нужно вести себя в лесу? •  Не ломать ветки деревьев и кустарников. •  Не срывать и затаптывать цветы и лекарственные растения. •  Не ловить бабочек, стрекоз и других насекомых. •  Не уничтожать лягушек, жаб. •  Не трогать птичьи гнезда. •  Не приносить из леса животных домой. Дерево, трава, цветок и птица Не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они,  На планете мы останемся одни. Другом ты природе будь; Ствол ножом не трогай, Лишь тропой держи свой путь И смотри под ноги. Мусор ты не оставляй На лесной полянке, Красоты не оскверняй – Убери все склянки. Всем на свете наконец Нам запомнить можно, Что природу – храм чудес Сохранить несложно.                                                                                           (Д. Родович.) – Кто знает, как называется дубовый лес? – Вы были в лесу. В лесу редко бывает тихо. С разных концов леса раздаются голоса лесных квартирантов. Сейчас вы услышите и попытаетесь отгадать, кому они принадлежат. Учащиеся слышат голоса кукушки, дятла, волка, кабана, совы, мышей, белки. – Все голоса, которые вы слышали, могут доноситься только с одного дуба. Это хозяин леса, и он принимает всех этих животных. Давайте посмотрим, как они на нем размещаются: травоядные; насекомоядные; хищники. Итог.  Итак, несмотря на то, что животные расселяются каждый на своем этаже, но все они связаны невидимыми нитями со своим другом­кормильцем – дубом. – А сейчас у нас привал. Давайте встанем и немножко отдохнем. Физкультминутка Ветер тихо дуб качает, вправо, влево наклоняет. Раз – наклон, наклон и тут, зашумел листвою дуб. Дует ветер нам в лицо, закачалось деревцо. Ветер тише, тише, тише, ветки ниже, ниже, ниже. 2. Беседа о пищевой сети дубового леса. – Перед вами огромный дуб. Назовите части этого растения. (Корни, ствол, листья.) – Что  может стать пищей для животных? (Древесина, листья, желуди.) –   Кто   питается   древесиной,   листьями,   желудями?  (Личинка   жука­оленя, дубовый усач, жук­олень, белка, олень, кабан, сойка.) Учащийся выступает с сообщением «О сойке». – Эти животные напрямую связаны с дубом. –   Какие?  (Лиса,   гадюка,   ястреб,   кукушка   и   другие.)  На   этих   животных охотятся другие животные. – Значит, и они тоже с дубом связаны, но только не напрямую, а, как говорят ученые, косвенно. Давайте рассмотрим эти связи. – Каждое растение, каждое животное имеют в природе своё место. Каждый организм   связан   с   другими.   Растения   забирают   воду   и   минеральные   соли   из почвы,   чтобы   произвести   из   них   питательные   вещества,   используя   энергию солнца. Животные, в свою очередь, питаются растениями и другими животными. Каждый   живой   организм   играет   свою   роль   в   пищевой   цепи.   Мы   получили переплетение цепей питания. Мы получили сеть питания или пищевую сеть. Давайте   вспомним,   что   изучает   наука  экология.  (Наука   о   взаимосвязях между живыми существами и окружающей средой.) 3. Объяснение понятия «экологическая пирамида». – Отгадайте загадки:  •  В этот гладкий коробок   Бронзового цвета   Спрятан маленький дубок   Будущего лета.                                (Желудь.) •  Эта маленькая крошка   Рада даже хлебной крошке,   Потому что дотемна   В норке прячется она.                                 (Мышь.) •  Всю ночь летает,   Мышей добывает,   А станет светло,   Спать летит в дупло.                                (Сова.) Учитель выставляет карточки­отгадки. – Какую игрушку напоминает полученная фигура? (Пирамиду.) – И это не случайно. Если бы у нас были волшебные весы и мы взвесили бы всех   сов,   мышей   и   все   желуди,   оказалось   бы,   что   желуди   намного   тяжелее мышей, а мыши намного тяжелее сов. – Почему? (Потому что желудей в лесу очень­очень много, мышей много, а сов мало. Ведь одной большой сове надо для питания много­много мышей, а одной мышке – множество желудей!) Получилась экологическая пирамида, в ее основании – растения, а на вершине – хищные животные. Экологическая пирамида – соотношение между растениями и животными.  4. Работа с учебником. –   Откройте   учебник   (с.   94).   Внимательно   посмотрите,   кто   же   из   этих животных является другом дуба? Мышь Кабан Лось Белка Сойка Гусеница – Почему они являются друзьями дуба? (Питаются листьями, желудями, древесиной дуба.) Прямая связь – Да. Они непосредственно, напрямую связаны с дубом. – А почему в учебнике нарисованы и другие животные? – Значит, они тоже связаны с дубом. А как связаны – напрямую? Косвенная связь – Правильно, не напрямую, а косвенно. – Что у нас получилось? (Цепи питания.) Пищевая сеть Невидимая сеть – Мы убедились, что отдельные цепи питания переплетаются между собой и образуют как бы сеть – сеть питания или пищевую сеть. – Мы её видим постоянно? (Нет.) Поэтому её называют невидимая сеть. –   Сколько   получилось   отдельных   цепей?  (8.)  (Учащийся   показывает   на доске.) – Значит, какие связи есть между лесными обитателями? Поэтому говорят, что лес – это единое целое. Физкультминутка (под музыку) (Марш на месте.) (Повороты.) (Руки разводим в стороны.) (Прыжки на месте.) (Махи руками.) – А сейчас все встаньте, немного отдохнём. По родному лесу дружно мы шагаем.  Справа от нас – дуб, слева от нас – дуб.  Здесь полно чудес:  Белка с ветки на ветку скок,  Сова крыльями машет. Ух!  Аж захватывает дух! Солнце ярко светит нам,                   (Руки вверх, посмотреть наверх.) Мы рады травам и грибам.  IV. Закрепление изученного материала. – С незапамятных времен леса рождались, а затем исчезали. Рождение, гибель, восстановление   леса   были   природными   явлениями.   Понемногу   к   действиям природы   прибавились   и   действия   человека.   Огромные   площади   леса   были уничтожены. Эта проблема существует давно, но на се­годняшний день она стала действительно   очень   серьезной.   Велик   дуб,   а   от   малого   топора   падает.   К сожалению, человек все чаще оказывается врагом лесов. Давайте рассмотрим ситуацию. (Наклон вперед.) Дополнительное задание (работа в группах). –  В старой  дубраве  стали  пасти  коров и  коз.  Вскоре   её  покинули  птицы, гнездившиеся   в   кустах   и   траве.   В   результате   начал   привольно   плодиться шелкопряд. Он быстро объел листву на деревьях. Могучие дубы высохли. → Цепочка питания:    дубы  Из цепи питания выпали птицы. Нарушился баланс в природе. Как можно  шелкопряд  →  птицы. исправить эту ситуацию? –   Вот   сейчас   проверим,   как   вы   поняли   тему.   Каждая   группа   попробует составить невидимую пирамиду из этой цепи питания. 1­я группа: ягоды слизень змея 2­я группа: кора дерева заяц лиса 3­я группа: растительноядные растения животные  хищные  животные – Прокомментируйте свой ответ. – А сейчас закройте на секунду глаза и откройте. Вот мы и вернулись из леса. Тест 1. Назовите друзей дуба: а) лось;  б) медведь;  в) кабан;  г) мыши. 2. Кто напрямую связан с дубом?  а) Мыши;  б) волк;  в) сойка;  г) лось. 3. Кто косвенно связан с дубом? а) Белка;  б) сова;  в) змея;  г) орел. Проверка с доски.  V. Итог урока. – Давайте подведём итоги урока. – Назовите тему урока. – Какие новые понятия вы услышали на уроке? –   Сегодня   на   уроке   каждый   из   вас,   наверное,   задумался   над   тем,   что   от человека зависит жизнь всех живых существ на Земле. Про всех на свете Все­все на свете На свете нужны! И мошки не меньше Нужны, чем слоны… Да, если мы с кем­то Не очень дружны –      Домашнее задание: 1­я группа: составить экологическую пирамиду и цепь питания. 2­я группа: учебник, с. 94–97 (ответить на вопросы); рабочая тетрадь, с. 43– Мы всё­таки очень Друг другу нужны. А если нам кто­нибудь Лишним покажется, То это, конечно, Ошибкой окажется.  (Б. Заходер.) 45. 3­я группа: построить схемы сети питания и невидимые пирамиды в еловом  лесу.

Урок 20. НЕВИДИМАЯ СЕТЬ И НЕВИДИМАЯ ПИРАМИДА

Урок 20. НЕВИДИМАЯ СЕТЬ И НЕВИДИМАЯ ПИРАМИДА

Урок 20. НЕВИДИМАЯ СЕТЬ И НЕВИДИМАЯ ПИРАМИДА

Урок 20. НЕВИДИМАЯ СЕТЬ И НЕВИДИМАЯ ПИРАМИДА

Урок 20. НЕВИДИМАЯ СЕТЬ И НЕВИДИМАЯ ПИРАМИДА

Урок 20. НЕВИДИМАЯ СЕТЬ И НЕВИДИМАЯ ПИРАМИДА

Урок 20. НЕВИДИМАЯ СЕТЬ И НЕВИДИМАЯ ПИРАМИДА

Урок 20. НЕВИДИМАЯ СЕТЬ И НЕВИДИМАЯ ПИРАМИДА

Урок 20. НЕВИДИМАЯ СЕТЬ И НЕВИДИМАЯ ПИРАМИДА

Урок 20. НЕВИДИМАЯ СЕТЬ И НЕВИДИМАЯ ПИРАМИДА

Урок 20. НЕВИДИМАЯ СЕТЬ И НЕВИДИМАЯ ПИРАМИДА

Урок 20. НЕВИДИМАЯ СЕТЬ И НЕВИДИМАЯ ПИРАМИДА

Урок 20. НЕВИДИМАЯ СЕТЬ И НЕВИДИМАЯ ПИРАМИДА

Урок 20. НЕВИДИМАЯ СЕТЬ И НЕВИДИМАЯ ПИРАМИДА
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.01.2017