Цели деятельности учителя:
Образовательные: создать условия для ознакомления и усвоения понятий пищевой сети и невидимой пирамиды в дубовом лесу, расширения кругозора.
Развивающие: способствовать развитию коммуникативных компетенций учащихся (умений аргументировать свою точку зрения, толерантно относиться к чужому мнению), наблюдательности.
Воспитательные: содействовать воспитанию бережного отношения к природе.
Оборудование: рисунок дуба; карточки с названиями животных, понятий; словарные слова; карточки для групповой работы; тесты; аудиозапись «Звуки леса».
Урок 20. Невидимая сеть и невидимая пирамида.docx
У р о к 20. НЕВИДИМАЯ СЕТЬ И НЕВИДИМАЯ ПИРАМИДА
Ц е л и д е я т е л ь н о с т и у ч и т е л я :
Образовательные: создать условия для ознакомления и усвоения понятий
пищевой сети и невидимой пирамиды в дубовом лесу, расширения кругозора.
Развивающие: способствовать развитию коммуникативных компетенций
учащихся (умений аргументировать свою точку зрения, толерантно относиться к
чужому мнению), наблюдательности.
Воспитательные: содействовать воспитанию бережного отношения к
природе.
Оборудование: рисунок дуба; карточки с названиями животных, понятий;
словарные слова; карточки для групповой работы; тесты; аудиозапись «Звуки
леса».
С ц е н а р и й у р о к а
I. Организация начала урока.
Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно.
– Представьте, что на вас льет солнышко свои теплые лучики. Дарит их маме,
папе, близким людям, всем животным и растениям. Пожелайте им любви и
добра.
Торопись скорее в класс –
Интересно здесь у нас.
– Работать сегодня на уроке будем в группах.
II. Актуализация опорных знаний.
Работа в группах.
– Итак, впереди нас ждет интересная работа, но сначала повторим
пройденный материал. Для этого каждая группа получит свое задание. Прошу
вас быть внимательными, чтобы не допустить ошибок.
1я группа: составить цепи питания с данными карточками:
растения
волк
тля
заяц
божья коровка
растения
растительноядные
растения
насекомоядные и хищные
животные
животные
2я группа: ответить на вопросы теста.
Тест 1. Как называется наука о животных?
а) Ботаника; б) зоология; в) астрономия.
2. Животные – это…
а) Птицы, звери, насекомые, рыбы, ящерицы, змеи, черепахи, лягушки,
черви;
б) птицы, звери, насекомые, рыбы, ящерицы, змеи, черепахи, лягушки,
растения, грибы, микробы;
в) человек, птицы, звери, насекомые, грибы, рыбы, растения, микробы.
3. Назови животное, которое относится к рыбам:
а) Дельфин; б) бегемот; в) карп.
4. Какие из указанных животных относятся к растительноядным?
а) Коровы, бегемоты, жирафы;
б) волки, лисы, кабаны;
в) лоси, тюлени, киты.
5. Какая цепь указана правильно?
а) Сосна → дятел → жуккороед;
б) слизни → капуста → жаба.
в) рожь → мышь → змеи → орлы.
6. Что будет, если в цепи питания «рожь → мыши → лисы» люди
уничтожат лис?
а) Станет больше мышей, уменьшится урожай ржи;
б) станет больше мышей, увеличится урожай ржи;
в) сначала станет больше мышей, а затем уменьшится урожай ржи, что
повлечет за собой уменьшение количества мышей.
3я группа: с вами поработаем коллективно.
Беседа по проверке знаний темы «Кто что ест».
– Перед походом в лес, вспомним, что такое цепь питания?
– На какие группы делят животных в зависимости от питания?
(Растительноядных, насекомоядных всеядных и хищных.)
– С чего начинаются цепи питания? (С растений.)
– Какое второе звено в цепи питания животных? (Растительноядные или
всеядные животные.)
– Какое третье звено в цепи питания животных? (Насекомоядные или
хищные животные.)
III. Изучение нового материала. – Сядьте поудобнее, закройте глаза и послушайте запись. Постарайтесь
представить, куда вы попали, что, кого вы увидели? Какой цвет предстал перед
глазами?
Учащиеся слушают аудиозапись «Звуки леса».
1. Беседа о правилах поведения в лесу.
– Лес – это замечательное место, где можно отдохнуть, прогуляться, открыть
для себя чтото новенькое… если мы не хотим, чтобы он умирал, а наоборот –
был уютным и приветливым, надо соблюдать некоторые правила. Они нисколько
не помешают получить удовольствие от прогулки в лесу!
Вот мы и в лесу. Послушайте звуки леса, посмотрите на разнообразие его
обитателей. А знаете ли вы, как нужно вести себя в лесу?
• Не ломать ветки деревьев и кустарников.
• Не срывать и затаптывать цветы и лекарственные растения.
• Не ловить бабочек, стрекоз и других насекомых.
• Не уничтожать лягушек, жаб.
• Не трогать птичьи гнезда.
• Не приносить из леса животных домой.
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Другом ты природе будь;
Ствол ножом не трогай,
Лишь тропой держи свой путь
И смотри под ноги.
Мусор ты не оставляй
На лесной полянке,
Красоты не оскверняй –
Убери все склянки.
Всем на свете наконец
Нам запомнить можно,
Что природу – храм чудес
Сохранить несложно.
(Д. Родович.)
– Кто знает, как называется дубовый лес?
– Вы были в лесу. В лесу редко бывает тихо. С разных концов леса раздаются
голоса лесных квартирантов. Сейчас вы услышите и попытаетесь отгадать, кому
они принадлежат.
Учащиеся слышат голоса кукушки, дятла, волка, кабана, совы, мышей,
белки.
– Все голоса, которые вы слышали, могут доноситься только с одного дуба.
Это хозяин леса, и он принимает всех этих животных. Давайте посмотрим, как
они на нем размещаются:
травоядные; насекомоядные; хищники. Итог. Итак, несмотря на то, что животные расселяются каждый на своем
этаже, но все они связаны невидимыми нитями со своим другомкормильцем –
дубом.
– А сейчас у нас привал. Давайте встанем и немножко отдохнем.
Физкультминутка
Ветер тихо дуб качает, вправо, влево наклоняет.
Раз – наклон, наклон и тут, зашумел листвою дуб.
Дует ветер нам в лицо, закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише, ветки ниже, ниже, ниже.
2. Беседа о пищевой сети дубового леса.
– Перед вами огромный дуб. Назовите части этого растения. (Корни, ствол,
листья.)
– Что может стать пищей для животных? (Древесина, листья, желуди.)
– Кто питается древесиной, листьями, желудями? (Личинка жукаоленя,
дубовый усач, жуколень, белка, олень, кабан, сойка.)
Учащийся выступает с сообщением «О сойке».
– Эти животные напрямую связаны с дубом.
– Какие? (Лиса, гадюка, ястреб, кукушка и другие.) На этих животных
охотятся другие животные.
– Значит, и они тоже с дубом связаны, но только не напрямую, а, как говорят
ученые, косвенно. Давайте рассмотрим эти связи.
– Каждое растение, каждое животное имеют в природе своё место. Каждый
организм связан с другими. Растения забирают воду и минеральные соли из
почвы, чтобы произвести из них питательные вещества, используя энергию
солнца. Животные, в свою очередь, питаются растениями и другими животными.
Каждый живой организм играет свою роль в пищевой цепи. Мы получили
переплетение цепей питания. Мы получили сеть питания или пищевую сеть.
Давайте вспомним, что изучает наука экология. (Наука о взаимосвязях
между живыми существами и окружающей средой.)
3. Объяснение понятия «экологическая пирамида».
– Отгадайте загадки:
• В этот гладкий коробок
Бронзового цвета
Спрятан маленький дубок
Будущего лета.
(Желудь.)
• Эта маленькая крошка
Рада даже хлебной крошке,
Потому что дотемна
В норке прячется она.
(Мышь.) • Всю ночь летает,
Мышей добывает,
А станет светло,
Спать летит в дупло.
(Сова.)
Учитель выставляет карточкиотгадки.
– Какую игрушку напоминает полученная фигура? (Пирамиду.)
– И это не случайно. Если бы у нас были волшебные весы и мы взвесили бы
всех сов, мышей и все желуди, оказалось бы, что желуди намного тяжелее
мышей, а мыши намного тяжелее сов.
– Почему? (Потому что желудей в лесу оченьочень много, мышей много,
а сов мало. Ведь одной большой сове надо для питания многомного мышей, а
одной мышке – множество желудей!)
Получилась экологическая пирамида, в ее основании – растения, а на вершине
– хищные животные.
Экологическая пирамида – соотношение между растениями и животными.
4. Работа с учебником.
– Откройте учебник (с. 94). Внимательно посмотрите, кто же из этих
животных является другом дуба?
Мышь
Кабан
Лось
Белка
Сойка
Гусеница
– Почему они являются друзьями дуба? (Питаются листьями, желудями,
древесиной дуба.)
Прямая связь
– Да. Они непосредственно, напрямую связаны с дубом.
– А почему в учебнике нарисованы и другие животные?
– Значит, они тоже связаны с дубом. А как связаны – напрямую?
Косвенная связь
– Правильно, не напрямую, а косвенно.
– Что у нас получилось? (Цепи питания.)
Пищевая сеть
Невидимая сеть
– Мы убедились, что отдельные цепи питания переплетаются между собой и
образуют как бы сеть – сеть питания или пищевую сеть.
– Мы её видим постоянно? (Нет.) Поэтому её называют невидимая сеть.
– Сколько получилось отдельных цепей? (8.) (Учащийся показывает на
доске.)
– Значит, какие связи есть между лесными обитателями? Поэтому говорят, что лес – это единое целое.
Физкультминутка (под музыку)
(Марш на месте.)
(Повороты.)
(Руки разводим в стороны.)
(Прыжки на месте.)
(Махи руками.)
– А сейчас все встаньте, немного отдохнём.
По родному лесу дружно мы шагаем.
Справа от нас – дуб, слева от нас – дуб.
Здесь полно чудес:
Белка с ветки на ветку скок,
Сова крыльями машет. Ух!
Аж захватывает дух!
Солнце ярко светит нам, (Руки вверх, посмотреть наверх.)
Мы рады травам и грибам.
IV. Закрепление изученного материала.
– С незапамятных времен леса рождались, а затем исчезали. Рождение, гибель,
восстановление леса были природными явлениями. Понемногу к действиям
природы прибавились и действия человека. Огромные площади леса были
уничтожены. Эта проблема существует давно, но на сегодняшний день она стала
действительно очень серьезной. Велик дуб, а от малого топора падает. К
сожалению, человек все чаще оказывается врагом лесов. Давайте рассмотрим
ситуацию.
(Наклон вперед.)
Дополнительное задание (работа в группах).
– В старой дубраве стали пасти коров и коз. Вскоре её покинули птицы,
гнездившиеся в кустах и траве. В результате начал привольно плодиться
шелкопряд. Он быстро объел листву на деревьях. Могучие дубы высохли.
→
Цепочка питания: дубы
Из цепи питания выпали птицы. Нарушился баланс в природе. Как можно
шелкопряд
→
птицы.
исправить эту ситуацию?
– Вот сейчас проверим, как вы поняли тему. Каждая группа попробует
составить невидимую пирамиду из этой цепи питания.
1я группа:
ягоды
слизень
змея
2я группа: кора дерева
заяц
лиса
3я группа:
растительноядные
растения
животные
хищные
животные
– Прокомментируйте свой ответ.
– А сейчас закройте на секунду глаза и откройте. Вот мы и вернулись из леса. Тест
1. Назовите друзей дуба:
а) лось;
б) медведь;
в) кабан;
г) мыши.
2. Кто напрямую связан с дубом?
а) Мыши;
б) волк;
в) сойка;
г) лось.
3. Кто косвенно связан с дубом?
а) Белка;
б) сова;
в) змея;
г) орел.
Проверка с доски.
V. Итог урока.
– Давайте подведём итоги урока.
– Назовите тему урока.
– Какие новые понятия вы услышали на уроке?
– Сегодня на уроке каждый из вас, наверное, задумался над тем, что от
человека зависит жизнь всех живых существ на Земле.
Про всех на свете
Всевсе на свете
На свете нужны!
И мошки не меньше
Нужны, чем слоны…
Да, если мы с кемто
Не очень дружны –
Домашнее задание:
1я группа: составить экологическую пирамиду и цепь питания.
2я группа: учебник, с. 94–97 (ответить на вопросы); рабочая тетрадь, с. 43–
Мы всётаки очень
Друг другу нужны.
А если нам ктонибудь
Лишним покажется,
То это, конечно,
Ошибкой окажется.
(Б. Заходер.)
45.
3я группа: построить схемы сети питания и невидимые пирамиды в еловом
лесу.
Урок 20. НЕВИДИМАЯ СЕТЬ И НЕВИДИМАЯ ПИРАМИДА
Урок 20. НЕВИДИМАЯ СЕТЬ И НЕВИДИМАЯ ПИРАМИДА
Урок 20. НЕВИДИМАЯ СЕТЬ И НЕВИДИМАЯ ПИРАМИДА
Урок 20. НЕВИДИМАЯ СЕТЬ И НЕВИДИМАЯ ПИРАМИДА
Урок 20. НЕВИДИМАЯ СЕТЬ И НЕВИДИМАЯ ПИРАМИДА
Урок 20. НЕВИДИМАЯ СЕТЬ И НЕВИДИМАЯ ПИРАМИДА
Урок 20. НЕВИДИМАЯ СЕТЬ И НЕВИДИМАЯ ПИРАМИДА
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.