Урок 31. УМЕЙ ПРЕДУПРЕЖДАТЬ БОЛЕЗНИ
Оценка 4.6

Урок 31. УМЕЙ ПРЕДУПРЕЖДАТЬ БОЛЕЗНИ

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
окружающий мир
3 кл
14.01.2017
Урок 31. УМЕЙ ПРЕДУПРЕЖДАТЬ БОЛЕЗНИ
Цели деятельности учителя: Образовательные: создать условия для ознакомления с правилами закаливания организма, сохранения и укрепления здоровья; обучения учащихся бережному отношению к своему здоровью; привития навыков здорового образа жизни; обобщения и систематизации знаний учащихся по теме «Организм человека». Оборудование: плакаты «Закаливание организма»; схема-опора; аудиозапись песни В. Высоцкого «Утренняя зарядка», магнитофон; портрет А. В. Суворова; карточки для работы в группах. Раздаточный материал: карточки с заданиями для работы в группах; картинки с изображением продуктов питания.
Урок 31. Умей предупреждать болезни.docx
У р о к   31. УМЕЙ ПРЕДУПРЕЖДАТЬ БОЛЕЗНИ Ц е л и   д е я т е л ь н о с т и   у ч и т е л я : Образовательные:  создать   условия   для  ознакомления   с   правилами закаливания организма, сохранения и укрепления здоровья; обучения учащихся бережному отношению к своему здоровью; привития навыков здорового образа жизни;   обобщения   и   систематизации   знаний   учащихся   по   теме   «Организм человека». Оборудование:   схема­опора; аудиозапись песни В. Высоцкого «Утренняя зарядка», магнитофон; портрет А. В. Суворова; карточки для работы в группах.   плакаты   «Закаливание   организма»; Р а з д а т о ч н ы й   м а т е р и а л : карточки с заданиями  для работы в группах; картинки с изображением продуктов питания. С ц е н а р и й   у р о к а I. Организация начала урока. – Доброе утро. Давайте сегодня учебный день начнём с зарядки. Учитель   проводит   зарядку   под   музыкальное   сопровождение   (песню Высоцкого). II. Актуализация опорных знаний.  – Ребята, а для чего мы делаем зарядку? (Чтобы быть здоровым.) –  Утренняя   гимнастика  –   одно   из   важнейших   и   ценных   средств оздоровления организма. Во время ночного сна снижается работоспособность сердца,  дыхательной,  нервной   и   других   систем   организма,  так   как   в  связи   с отсутствием трудовой, физической нагрузок отдельные органы переключаются на более экономную работу. Сразу же после пробуждения организм не готов к максимальной работе. Так, например, сила кисти у женщины утром на 1–2 кг меньше, чем днем или вечером. После   выполнения   6–8   общеразвивающих   упражнений   эту   разницу   можно ликвидировать. Таким образом, задачей утренней гимнастики является разбудить организм, активизировать   деятельность   нервной,   сердечно­сосудистой,   дыхательной, мышечной   и   других   систем,   ускорить   достижение   оптимальной работоспособности. – Все без исключения, дети и взрослые, хотят как можно дольше оставаться здоровыми, красивыми и энергичными. К сожалению, по данным официальных источников, 30 % новорожденных детей имеют нарушения здоровья, а к 7–10 годам уже у 70 % детей имеются разные заболевания. – Что же делать, как же остаться здоровым? – Отгадайте загадки: •  По небу ходит   Маляр без кистей.   Краской коричневой   Красит людей.                      (Солнце.) •  В морях и реках обитает,   Но часто по небу летает.   А как наскучит ей летать,    На землю падает опять.                                      (Вода.) •  Через нос проходит в грудь   И обратный держит путь.   Он невидимый, и все же   Без него мы жить не можем.                                           (Воздух.) – Вспомните поговорку, в которой есть эти слова. – Верно. «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья». Почему так говорят? –   Сегодня   на   уроке   я   предлагаю   вам   порассуждать   над   темой   «Умей предупреждать болезни» и в конце урока ответить на вопрос: здоровье – это дар или труд?       III. Повторение изученного материала. – Какие же условия необходимы для жизни человечества на Земле? •  Мир и дружба между народами •  Чистый воздух •  Чистая вода •  Здоровый образ жизни •  Чистая почва – За сотни лет учеными накоплено много знаний об организме человека. Эти знания   помогают   людям   предупреждать   и   побеждать   многие   болезни, увеличивать продолжительность жизни. Мы тоже получили знания об организме человека. Сейчас мы повторим и вспомним все, что узнали по этой теме. 1. Фронтальный опрос. –   Наш   организм   состоит   из   различных   органов.   Какие   системы   органов различают у человека? 1.   Эти   органы   помогают   человеку   ориентироваться   в   окружающем   мире? Сколько   органов?   Какие?  (Органы   чувств.   Их   5.   Органы   зрения,   слуха, обоняния, вкуса, осязания.) 2.   Эта   система   создает   организму   опору   и   позволяет   человеку   двигаться. (Опорно­двигательная.)  Из   чего   состоит   опорно­двигательная   система? (Скелет и мышцы.) 3.   Органы   этой   системы   снабжают   организм   человека   энергией   и строительным материалом. (Органы пищеварения.) 4. Эти органы обеспечивают организм кислородом и выводят углекислый газ. (Органы дыхания.) 5. Эта система обеспечивает движение крови в организме. (Кровеносная.) 6. Эта система управляет всем организмом. (Нервная.) На доске: Системы органов. Органы чувств Опорно­двигательная система Органы пищеварения Органы дыхания – Какая же система органов незаменима для организма? В ы в о д :  каждая   система   органов   выполняет   в   организме   свою   особую Органы выделения Органы кровообращения Нервная система Органы размножения задачу, необходима для жизни, и ее ничем нельзя заменить. 2. Работа с карточками.  У учащихся пять карточек с цифрами: 1, 2, 3, 4, 5. – А сейчас вы должны поднять карточку с номером  о т в е т а :  1 – кожа; 2 – нервы; 3 – кровь; 4 – мышцы; 5 – зубы. •   Беленькие ниточки тянутся к мозгу от всех точек тела. Окончания этих ниток   лежат   в   глазах,   ушах,   в   носу,   на   языке,   спрятаны   в   коже   и   во   всех внутренних органах. (Нервы.) •  Одежда, которая не промокает, не мнется, не выцветает, носить ее можно хоть сто лет. (Кожа.) •  Самые твердые части твоего организма. Поменять старые на новые человек может только один раз в жизни! (Зубы.) •  Сколько у человека зубов? (32.) •  Когда мальчик садился за книгу, на него было жалко смотреть. Он не мог сидеть прямо, не сгибаясь, и 10 минут. Сначала подопрет голову одной рукой, потом другой и в конце концов ляжет всей грудью на стол. Такая у него была слабая спина. Спина ли у него была слабая, или еще что­то?  (Мышцы.)  Почему у этого мальчика   слабые   мышцы?  (Потому   что   он   не   вырабатывал   правильной осанки.) Карточки с номером  о т в е т а : 1 – сердце; 2 – почки; 3 – желудок; 4 – позвоночник; 5 – нос. •  Это плотный мускулистый мешок размером немногим больше кулака. Этот «мешок» все время сжимается и разжимается, не останавливаясь ни на минуту. (Сердце.) Что случится, если оно остановится? •  Благодаря рессорам машина не дребезжит на ухабах дороги. Такая рессора есть и в нашем организме. Сколько  бы ты ни бегал и ни прыгал, как бы ни носился во время игры, твой мозг не испытывает тряски. Он лишь покачивается. Благодаря   чему?  (Позвоночнику.)  Какой   мозг   защищен   позвоночником? (Спинной.) •  Одни считают, что он нужен для украшения. Другие думают, что он нужен лишь для того, чтобы задирать его кверху, когда важничаешь. На самом деле он одновременно  и  фильтр,  и  печка,  и  сторожевой  пост.  (Нос.) Почему нос – фильтр? печка? сторожевой пост? •  Это главное отделение твоей «внутренней кухни». (Желудок.)  3. Расположение карточек в нужной последовательности. – Составьте адрес кишечника и легкого. На доске карточки со словами: кишечник, пищевод, зубы, желудок, легкие, носоглотка, трахея, нос, бронхи.  – Расположите в нужном порядке. (Зубы, пищевод, желудок, кишечник. Нос, носоглотка, трахея, бронхи, легкие.) 4. Узнай орган на картинке. – Все системы органов вы знаете хорошо, а вот узнаете ли вы органы по внешнему   виду?   Под   каким   номером   находится   мозг?   кишечник?   легкие? сердце? желудок? печень? Какие из этих органов входят в одну систему? 5. Работа со схемой. – А что же нужно делать, чтобы наш организм работал слаженно, то есть что нужно делать, чтобы не болеть? В помощь вам схема:  Физкультминутка (под музыку) Одолела нас дремота, Шевельнуться неохота. Ну­ка, делайте со мною Упражнение такое: Вверх, вниз, потянись,  Окончательно проснись. IV. Изучение нового материала. 1. Как нужно беречь свое здоровье. Все ребята дружно встали И на месте зашагали. На носочках потянулись. Как пружинки, мы присели, А потом тихонько сели. Беседа. – Давайте вспомним, что в первую очередь мы должны делать, чтобы быть сильными   и   крепкими,   чтобы   не   болеть?  (Тепло   одеваться,   есть   много витаминов, делать зарядку.)  Вот представьте, на улице светит весеннее солнышко, а вы вышли гулять в шубе и меховой шапке. Набегались, запарились, забежали в школу и попили из фонтанчика холодной воды или просто расстегнули на улице свою шубу. Вас тут же обдуло прохладным весенним ветерком. – Итак, как нужно одеваться, чтобы не простудиться? (По погоде.) –  Скажите,   с   какими   продуктами   наш   организм   больше   всего   получает витаминов? (Со свежими фруктами и овощами.)  – А что нам делать зимой и весной, когда уже мало фруктов? (Использовать в пищу витамины в таблетках и драже, пить соки и т. д.) – Многие из вас знают веселую песенку: Ни мороз мне не страшен, ни жара. Удивляются даже доктора, Почему я не болею, Почему я здоровее Всех ребят из нашего двора. Потому что утром рано Заниматься мне гимнастикой не лень, Потому что водою из­под крана Обливаюсь я каждый день…                                     (М. Львовский, А. Кронгауз.)  Этот мальчик закаливает себя. Но успешным закаливание может быть только при соблюдении определенных правил. 2. Закаливание организма. Работа по учебнику (с. 147). На доске схема: – Прочитайте текст учебника. –   Как   же   можно   закалить   свой   организм?   С   помощью   чего   проводится закаливание? (Воздух.) Открывается  первый прямоугольник. Или  можно  вписать  в него  слово «воздух». – Что нужно делать, чтобы воздух закалил организм?  (Делать зарядку при открытой форточке, играть на свежем воздухе.) – Что еще способствует закаливанию организма? (Вода.) Открывается второй прямоугольник. Или можно вписать в него слово «вода». – Назовите мероприятия по закаливанию организма водой. – Что еще способствует закаливанию организма? (Солнце.) Открывается третий прямоугольник. Или можно вписать в него слово «солнце». –  Посмотрите   на   доску.   Прочитайте   ещё   раз   предложение,   написанное   на плакате: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья». – Как мы можем укреплять свой организм? (Закаливанием.) –  Правильно, закаливание помогает нашему организму без труда переносить ветер, дождь и холод.  Рассказ учителя с элементами беседы. – Кто знает, чей портрет висит на доске? Это   великий   полководец    Александр    Васильевич    Суворов    (1730– 1800). Его  мы  сегодня  вспомнили  не случайно. Дело   в том,  что  закаливание помогло   Александру   Васильевичу   не   только   стать   военным,   но   и   добиться огромных   успехов   на   этом   поприще.   В   детстве   Суворов   был   слабеньким тщедушным мальчиком. Он так часто болел, что отец решил не отдавать его на военную службу, а подобрать для него какое­нибудь гражданское занятие. Это не понравилось маленькому Саше. Для того чтобы переубедить отца, он каждый день стал обливаться холодной водой, много занимался физкультурой и часами ездил верхом. В результате Суворов окреп, перестал болеть и был зачислен в полк. До конца жизни полководец обливался водой, в походах спал прямо на земле и предпочитал простую грубую солдатскую пищу. – Как вы думаете, когда проще всего начинать закаливание и где?  (Летом, купаясь на речке, в море, пруду.) – Правильно, летом, отдыхая на пляже, вы закаливаетесь, сами того не ведая. Причем на открытом воздухе вы закаливаетесь с помощью не только водных, но и   воздушных   и   солнечных   процедур.   Солнце   тоже   хорошо   закаливает   наш организм.   Под   воздействием   солнечных   лучей   в   нашей   коже   образуется вещество, которое не только окрашивает ее в коричневый цвет, но и является своеобразной кладовой витаминов. – А если вы решили закаливаться зимой, можно ли начинать закаливание с обливания ледяной водой? (Нет, можно заболеть.) – Назовите мероприятия по закаливанию организма солнцем. Первое правило: закаливание следует проводить систематически. Другое правило:  постепенность.  Вставайте   рано,  всегда   в  одно   и   то   же время.   Вы   уже   стоите   на   коврике.   Форточка   открыта.   После   зарядки приступайте к водным процедурам. Начинать следует с простого – обтирания как более доступного способа закаливания во все времена года. Сама процедура несложна: намочили полотенце или губку и за 1–2 минуты растерли руки, затем грудь, шею, спину, живот и ноги. После быстро вытерлись насухо. Постепенно снижая   температуру   воды.   Через   месяц   можно   перейти   к   более   сильной процедуре – обливанию или душу. Начальная температура воды 30–35 градусов. Затем постепенно ее понижают. Очень сильное закаливающее средство – контрастный душ, когда температура воды   непрерывно   меняется   от   горячей   до   холодной.   При   этом   начинают   с минимальной разницы температур, постепенно доводя ее до максимальной. Одновременно необходимо постепенно переходить на более легкую одежду, не кутаться, чаще проветривать комнату, не укрываться на ночь слишком тепло. Занимайтесь легкой атлетикой, гимнастикой, катайтесь на коньках, на лыжах – и ваши мускулы будут упруги и крепки. Летом старайтесь больше быть на свежем воздухе – в лесу, у реки. Играйте в мяч и другие подвижные игры. Ходите в походы. Помните: солнце, воздух и вода – самые верные наши друзья. V. Применение и углубление знаний. Работа в группах. З а д а н и я   группам:   1­я группа – «Спортивные консультанты». – Дописать правила закаливания: 1. Закаливание проводится с помощью ________________,________________ и __________. 2. Делай зарядку при ___________________форточке. 3. Больше _____________ и чаще играй на ___________________________. 4. Начинать закаливание водой надо с _________________________душа. 5.   нужно_________________________________________________.   водных Перед     процедур полезно сном     6. После обмывать__________________________________________________. 7.   Принимая   солнечные   ванны,   надевай   на голову____________________________, _______________________________, несколько минут ____________________. несколько   минут   чередуй   2­я группа – «Консультанты­диетологи». – Какие питательные вещества необходимы организму? – Выберите из продуктов полезные и составьте из них меню на завтрак, обед и ужин: булочка котлеты чай суп салат какао рыба компот пюре картофель фри запеканка   сладкие газированные напитки  картофельные чипсы сладкие батончики  сосиски, сардельки, вареная колбаса жирные сорта мяса, особенно в жареном виде «Доширак» молоко каша Завтрак _________________________________________________ Обед ___________________________________________________ Ужин ___________________________________________________ (Завтрак – каша, компот, булочка. Обед – салат, суп, пюре, котлета, чай. Ужин – запеканка, какао.) 3­я группа – «Хранители времени». – Нужен ли режим дня? Как распределить время с пользой для здоровья? – Выберите правильные советы. Неправильные советы зачеркните. Режим дня: •  Утром делать зарядку. •  Вовремя ложиться спать. •  Полдня играть в компьютер. •  Кушать в одно и то же время.  •  Кушать 3–5 раз в сутки. •  Завтрак можно пропустить. •  Кушать 3 раза в сутки. •  Чередовать умственный труд и физический. •  Долго сидеть перед телевизором. •  Делать уроки поздно вечером. •  Сразу после обеда бежать на футбол. •  После занятий обязательно отдыхать. •  Ежедневно гулять на свежем воздухе. •  Обязательно умываться и чистить зубы 2 раза в день. – Вот мы с вами поработали. Пришло время подводить итоги. Здоровье – это дар или труд? (Ответы учащихся.) VI. Итог урока. Рефлексия.  – Чем мы занимались на уроке? – Закончить сегодня урок я хочу высказываниями мудрецов.  Одному мудрецу задали вопрос: «Что для человека важнее – богатство или слава?» Он ответил: «Ни то, ни другое, а здоровье. Здоровый нищий счастливее больного короля». А   другой   предупреждал:   «Мы   замечаем,   что   самое   ценное   для   нас   –   это здоровье, только когда его у нас уже нет». – Прислушайтесь к словам мудрецов и запомните, что надёжнее всех о своём здоровье можешь позаботиться только ты сам. Ваше здоровье в ваших руках! Домашнее задание: составить памятку «Здоровье в твоих руках».

Урок 31. УМЕЙ ПРЕДУПРЕЖДАТЬ БОЛЕЗНИ

Урок 31. УМЕЙ ПРЕДУПРЕЖДАТЬ БОЛЕЗНИ

Урок 31. УМЕЙ ПРЕДУПРЕЖДАТЬ БОЛЕЗНИ

Урок 31. УМЕЙ ПРЕДУПРЕЖДАТЬ БОЛЕЗНИ

Урок 31. УМЕЙ ПРЕДУПРЕЖДАТЬ БОЛЕЗНИ

Урок 31. УМЕЙ ПРЕДУПРЕЖДАТЬ БОЛЕЗНИ

Урок 31. УМЕЙ ПРЕДУПРЕЖДАТЬ БОЛЕЗНИ

Урок 31. УМЕЙ ПРЕДУПРЕЖДАТЬ БОЛЕЗНИ

Урок 31. УМЕЙ ПРЕДУПРЕЖДАТЬ БОЛЕЗНИ

Урок 31. УМЕЙ ПРЕДУПРЕЖДАТЬ БОЛЕЗНИ

Урок 31. УМЕЙ ПРЕДУПРЕЖДАТЬ БОЛЕЗНИ

Урок 31. УМЕЙ ПРЕДУПРЕЖДАТЬ БОЛЕЗНИ

Урок 31. УМЕЙ ПРЕДУПРЕЖДАТЬ БОЛЕЗНИ

Урок 31. УМЕЙ ПРЕДУПРЕЖДАТЬ БОЛЕЗНИ

Урок 31. УМЕЙ ПРЕДУПРЕЖДАТЬ БОЛЕЗНИ

Урок 31. УМЕЙ ПРЕДУПРЕЖДАТЬ БОЛЕЗНИ

Урок 31. УМЕЙ ПРЕДУПРЕЖДАТЬ БОЛЕЗНИ

Урок 31. УМЕЙ ПРЕДУПРЕЖДАТЬ БОЛЕЗНИ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.01.2017