Урок 9. Народный характер войны. Оставление русскими своих земель.
Оценка 4.7

Урок 9. Народный характер войны. Оставление русскими своих земель.

Оценка 4.7
Презентации учебные +1
ppt
русская литература
11 кл
07.03.2017
Урок 9. Народный характер войны. Оставление русскими своих земель.
Презентации к урокам по роману-эпопее Л.Н. Толстого "Война и мир". Приложения: видеоматериалы (отрывки из к/ф Бондарчука "Война и мир", тесты проверки по главам в программе Hot potatoes. Папка в стадии доработки. В итоге будут представлены все материалы к изучению романа.Конспект урока
Урок 9 Народный характер войны Оставление русскими своих земель -.ppt

Урок 9. Народный характер войны. Оставление русскими своих земель.

Урок 9. Народный характер войны. Оставление русскими своих земель.
Лев Толстой «Война и мир» 3 том

Урок 9. Народный характер войны. Оставление русскими своих земель.

Урок 9. Народный характер войны. Оставление русскими своих земель.
(3 том, 1­2­3 части) Отечественная война 1812 года 1. Анализ сцены «переправа французов через Неман» (1  часть,2 глава).На чём основано единство французской  армии? Каким видим Наполеона?   2.На чём основано единство русских? Анализ сцен  оставления русскими своих земель. . Пересказ­анализ сцен оставления Смоленска  (2 часть, 4­5 гл.). Пересказ­анализ сцен оставления Богучарова  (2 часть, 8­14 гл.). Как относится автор к бунту  богучаровских крестьян? Оставление Москвы её жителями. Поведение Ростовых,  патриотизм Пьера (3 часть, 14­17, 23 гл.). Как ведут себя представители высшего светского общества?  (3 часть, 5­7, 16, 24 главы).

Урок 9. Народный характер войны. Оставление русскими своих земель.

Урок 9. Народный характер войны. Оставление русскими своих земель.
«Началась война, то есть совершилось  противное человеческому разуму и всей  человеческой природе событие»

Урок 9. Народный характер войны. Оставление русскими своих земель.

Урок 9. Народный характер войны. Оставление русскими своих земель.
Всех главных героев Толстой проводит через  испытание войной, выявляя их истинный или,  наоборот, ложный патриотизм.

Урок 9. Народный характер войны. Оставление русскими своих земель.

Урок 9. Народный характер войны. Оставление русскими своих земель.
Толстой показывает войну  двояко

Урок 9. Народный характер войны. Оставление русскими своих земель.

Урок 9. Народный характер войны. Оставление русскими своих земель.

Урок 9. Народный характер войны. Оставление русскими своих земель.

Урок 9. Народный характер войны. Оставление русскими своих земель.
• Документы       Русское командование знало о  скоплении французских войск на  берегу Немана. Наполеон вечером  9 (21) июня посылает приказ  ­  выдвинуться к Неману. Организация  переправы возлагалась на корпус  Даву. "Россия,  ­ писал Наполеон,  ­  увлекается роком! судьба ее должна  исполниться... Перейдем Неман,  внесем войну в русские пределы".  • Переправа основных сил началась  12 (24) июня, левым крылом вперед.  Вильна была занята 16 (28) июня без  боя.  генерала А. Д. Балашева. Но  напрасно.  • Русские не ожидали начала войны.  12 (24) июня Александр I устроил  для литовского шляхтства бал в  имении Бенигсена. Ночью во время  бала было получено сообщение о  начавшейся переправе французов.  • Александр   I послал к Наполеону  От Немана до Смоленска  • Роман • В романе эта ситуация  описывается  исторически точно. Мы  видим и переправу через  Неман, и корпус Даву, и  разведку Мюрата,  описывается и бал в  Вильно, и сообщение о  переправе французов  через Неман, полученное  во время бала, и  посольство Балашева, и  отход русских войск  тремя колоннами. Но  Толстой пытается  объяснить причины,  приведшие к войне,  опираясь на мнения  историков и  противопоставляя им  свои взгляды.

Урок 9. Народный характер войны. Оставление русскими своих земель.

Урок 9. Народный характер войны. Оставление русскими своих земель.
Сражение за Смоленск Художник А. Аверьянов

Урок 9. Народный характер войны. Оставление русскими своих земель.

Урок 9. Народный характер войны. Оставление русскими своих земель.
Анализ эпизода «Оставление  Смоленска» 1. Назовите главных персонажей эпизода 2. С какой целью прибыл Алпатыч в город? 3. Как меняется настроение жителей  Смоленска? (Чьими глазами показаны  сцены пожара и грабежей?) 4. "Тащи все, ребята!". Решилась! Расея!..  Сам запалю" ­ Почему Ферапонтов сам  решает разорять свой дом? Как автор  впоследствии мотивирует этот поступок  героя?

Урок 9. Народный характер войны. Оставление русскими своих земель.

Урок 9. Народный характер войны. Оставление русскими своих земель.
Общее чувство — чувство опасности для  “роя” рождается именно в этой сцене  Здесь — начало народной войны.  "... Партизанская война началась со вступления  неприятеля в Смоленск. Прежде, чем  партизанская война была официально принята,  уже тысячи людей неприятельской армии ­  отсталые и мародеры­ были истреблены казаками  и мужиками, побивавшими этих людей также  бессознательно, как бессознательно собаки  загрызут бешеную собаку. Денис Давыдов  своим русским чутьем первый понял значение  той страшной дубины, которая, не спрашивая  правил военного искусства, уничтожала  французов, и ему принадлежат слава первого  шага для узаконения этого приема войны…"

Урок 9. Народный характер войны. Оставление русскими своих земель.

Урок 9. Народный характер войны. Оставление русскими своих земель.
"Смоленск оставляется вопреки воле  государя и всего народа. Но Смоленск  сожжен своими жителями, обманутыми  своим губернатором, и разоренные  жители, показывая пример другим  русским, едут в Москву, думая только о  своих потерях и разжигая ненависть к  врагу. Наполеон идет дальше, мы  отступаем, и достигается то самое, что  должно победить Наполеона."  ( т.З, ч.2, гл.1)

Урок 9. Народный характер войны. Оставление русскими своих земель.

Урок 9. Народный характер войны. Оставление русскими своих земель.
В ночь на 6 (18) августа, по приказу Барклая  де Толли, посчитавшего, что момент для  генерального сражения еще не наступил,  войска Дохтурова скрытно покинули  Смоленск. Великая армия получила  возможность войти в город, но, как писал  Ф.П. де Сегюр, «свидетелей ее славы тут не  было. Это было зрелище без зрителей,  победа почти бесплодная, слава кровавая, и  дым, окружающий нас, был как будто  единственным результатом нашей победы».

Урок 9. Народный характер войны. Оставление русскими своих земель.

Урок 9. Народный характер войны. Оставление русскими своих земель.
Именно с этого эпизода война 1812  года изображается автором как война  народная, а значит­ справедливая.  Нравственное превосходство теперь  на стороне русских, в этом убеждает  читателей автор, в этом постепенно  убеждаются и французские солдаты.  В этом и заключается логика развития  авторской мысли в романе.

Урок 9. Народный характер войны. Оставление русскими своих земель.

Урок 9. Народный характер войны. Оставление русскими своих земель.
Историческое значение: Оценку действиям командующего 7­м  корпусом русской армии дал сам Наполеон  много лет спустя: «Пятнадцатитысячному  русскому отряду, случайно находившемуся в  Смоленске, выпала честь защищать сей город  в продолжение суток, что дало Барклаю де  Толли время прибыть на следующий день.  Если бы французская армия успела врасплох  овладеть Смоленском, то она переправилась  бы там через Днепр и атаковала бы в тыл  русскую армию, в то время разделенную и  шедшую в беспорядке. Сего решительного  удара совершить не удалось».

Урок 9. Народный характер войны. Оставление русскими своих земель.

Урок 9. Народный характер войны. Оставление русскими своих земель.
«Война» в Богучарово:

Урок 9. Народный характер войны. Оставление русскими своих земель.

Урок 9. Народный характер войны. Оставление русскими своих земель.
Патриотизм Болконских Старый князь –  поведение старого  князя в момент  опасности? Болезнь и  смерть Николая  Андреевича. Поведение м­ль Бурьен перед нашествием  французов? Как ведет себя Княжна  Марья? Обоснуйте ее  поведение.

Урок 9. Народный характер войны. Оставление русскими своих земель.

Урок 9. Народный характер войны. Оставление русскими своих земель.
Бунт богучаровских крестьян 1. Почему же крестьяне так себя вели?  «В полосе степной, в богучаровской,  крестьяне имели сношения с французами,  получали какие­то бумаги, ходившие между  ними, и оставались на местах».  2. Как Толстой относится к их бунту?  3. В чем проявилась его несвоевременность?

Урок 9. Народный характер войны. Оставление русскими своих земель.

Урок 9. Народный характер войны. Оставление русскими своих земель.
«Нет, не пошла Москва моя к  нему с повинной головою»

Урок 9. Народный характер войны. Оставление русскими своих земель.

Урок 9. Народный характер войны. Оставление русскими своих земель.
Почему, бросая дом и  имущество, уезжают люди из  оставляемой французам  Москвы?

Урок 9. Народный характер войны. Оставление русскими своих земель.

Урок 9. Народный характер войны. Оставление русскими своих земель.
«Все едут, вот и мы должны ехать»

Урок 9. Народный характер войны. Оставление русскими своих земель.

Урок 9. Народный характер войны. Оставление русскими своих земель.
1. Какое настроение у Наташи и Пети в дни  приготовления к отъезду? Почему Наташа  пригласила раненых остановиться в их доме?  Как к просьбе раненых дать им подводы  отнеслись граф и графиня? Как восприняла  запрет матери Наташа? Чем вызван взрыв её  негодования?  2. С каким настроением слуги стали сгружать  вещи, освобождая подводы для  раненых? Как изменилось настроение  Ростовых после того, как было решено  взять раненых?

Урок 9. Народный характер войны. Оставление русскими своих земель.

Урок 9. Народный характер войны. Оставление русскими своих земель.
1. Чего желал Пьер более всего, после того как  покинул Бородинское поле? С кем он встречался  в это время? Дал ли он солдатам на чай? Почему?  2. Какая мечта целиком захватывает Пьера после  Бородинского сражения? В чём Пьер видел  основное препятствие, мешавшее ему? Что с  особой  силой влекло Пьера к народу? Почему  простота стала для Пьера мерилом правды,  истины? 3. Каким Ростовы увидели Пьера, уезжая из  Москвы? С какой целью Пьер приобрёл  пистолет? Что его влекло к этому поступку? 4. Как представлял себе Пьер убийство Наполеона?

Урок 9. Народный характер войны. Оставление русскими своих земель.

Урок 9. Народный характер войны. Оставление русскими своих земель.
В 3 части, в 5 главе Толстой подводит  итог поведения мирных жителей:  «Каждый русский человек, не на  основании умозаключений, а на  основании того чувства, которое  лежит в нас и лежало в наших  отцах, делал просто и истинно то  великое дело, которое спасло  Россию».

Урок 9. Народный характер войны. Оставление русскими своих земель.

Урок 9. Народный характер войны. Оставление русскими своих земель.
Всех ли русских людей объединяло  чувство патриотизма? Толстой показывает, что единство не было всеобщим.  Наиболее ярко отрицательные черты людей высшего света  проявились именно в годы войны. Толстой говорит: «Все  люди этой партии ловили рубли, кресты, чины». Самой  многочисленной партией при дворе и штабе была партия,  которая «состояла из людей, не желавших ни мира, ни  войны, но желавших только одного и самого существенного:  наибольших для себя выгод и удовольствий». Все они думают  о том, чем для них может быть полезна война.  Положительные же герои Толстого думают о том, чем они  могут быть полезны на войне. Толстой обличает карьеризм и  лжепатриотизм штабных офицеров.

Урок 9. Народный характер войны. Оставление русскими своих земель.

Урок 9. Народный характер войны. Оставление русскими своих земель.
Петербургская жизнь  1. Салон Анны Павловны 2. Кружок Элен 3. Салон Жюли 4. С какой просьбой приехал к  Ростовым Берг? Как вы оцениваете  его поступок? Зачитайте, как  описывает Берга Толстой.  Проанализируйте этот портрет.

Урок 9. Народный характер войны. Оставление русскими своих земель.

Урок 9. Народный характер войны. Оставление русскими своих земель.
«Петербургская жизнь шла по­ старому…те же были выходы, балы те  же интересы службы и интриги" 1. Так «в самый день Бородинского сражения» в  салоне Шерер был вечер. Они видят врага в  Наполеоне, но не врага России, а только их  класса, их мечта – поражение Наполеона.  2. В кружке Элен выступают за мир с  Наполеоном на любых условиях.  3. В салоне Жюли Карагиной играют в  штрафы за французские слова.

Урок 9. Народный характер войны. Оставление русскими своих земель.

Урок 9. Народный характер войны. Оставление русскими своих земель.
"Растопчин в своих афишках внушал им, что  Обличение Растопчина уезжать из Москвы было позорно. Им  совестно было получать наименование  трусов, совестно было ехать, но они все­таки  ехали, зная, что так надо было»… 1. Верил ли Растопчин, что Москва будет  оставлена? А верили ли эти люди, которые шли  к Растопчину, в оставление Москвы? В чём  смысл единства мыслей Растопчина и толпы?  2. Почему Растопчин решил казнить Верещагина?  Почему ему удалось заставить толпу растерзать  Верещагина?

Урок 9. Народный характер войны. Оставление русскими своих земель.

Урок 9. Народный характер войны. Оставление русскими своих земель.
«Это не пчёлы роя, это трутни» Так автор подчёркивает контраст между  людьми, стремящимися разделить судьбу  своего народа, и «трутнями», застывшими в  эгоизме и расчёте.

Урок 9. Народный характер войны. Оставление русскими своих земель.

Урок 9. Народный характер войны. Оставление русскими своих земель.
Вопросы к теме: «Изображение  Бородинского сражения».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.03.2017