Урок № 13. Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)
Оценка 4.9

Урок № 13. Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русская литература
5 кл
29.04.2018
Урок № 13.  Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)
Тема: Древнерусская литература. Из «Повести временных лет. Цели: - познакомить учащихся с понятием «древнерусская литература»; воссоздать атмосферу эпохи, нашедшей отражение в «Повести временных лет»; - формировать умения выделять главное; формулировать вопросы; - воспитывать уважение к историческому наследию России; интерес к отечественной истории; любовь к Родине.
Технологическая карта урока № 13.docx
Технологическая карта урока № 13 Название предмета Класс № урока Место урока в разделе Тип урока Тема урока Основные термины и понятия Цели: образовательные Результаты: развивающие  воспитательные  предметные личностные метапредметные Литература 5 13 1 Урок изучения новых знаний Древнерусская литература. Из «Повести временных лет». древнерусская литература, Кирилл и Мефодий, Нестор Летописец, погодные записи, летопись познакомить учащихся с понятием «древнерусская литература»; воссоздать атмосферу эпохи, нашедшей отражение в «Повести временных лет»  формировать умения выделять главное; формулировать вопросы воспитывать уважение к историческому наследию России; интерес к отечественной истории умение осознанно воспринимать и понимать древнерусский текст; уметь анализировать текст  формирование представлений о социальных ценностях гуманизма, о проблеме народа и государства  умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками Ход урока  № Содержание Виды деятельности Ресурсы 1 Организационный этап. Посмотрите на картину. Какие чувства она у вас вызывает? Почему? (Картина поздней осени вызывает тоску и печаль по прошедшему лету.) Пусть   же   сегодня   никто   не   будет   тосковать   и   унывать,   а   вместе   с одноклассниками познавательно и интересно проведет этот урок.  2 Проверка домашнего задания.  Выставка программок   3 Постановка цели урока.  Сегодня   мы   узнаем   о   литературе   Древней   Руси,   познакомимся   с произведением «Повесть временных лет» и его автором; попробуем себя в роли   «учителя».   Тема   урока:   «Древнерусская   литература.   Из   «Повести временных лет».  4 Усвоение новых знаний. Лекция (Из серии «Видеоуроки») ­ Посмотрите фильм, составьте вопрос по его содержанию. Запишите его в учителя создает  благоприятную  психологическую  среду предлагает  представить свою  работу озвучивает тему и  цель урока;  формирует  мотивационную  направленность организует  просмотр  учащихся высказывают свои  мнения демонстрируют  свои работы;  комментируют настраиваются на  активную работу;  записывают тему  урока в тетрадь Презентация https://sway.c om/7tD6cb38 LFSERMPS? ref=Link  https://sway.c om/7tD6cb38 LFSERMPS?r https://sway.c om/7tD6cb38 LFSERMPS? ref=Link  смотрят видео;  находят важную  https://sway.c om/7tD6cb38 видеофильма;  поисковую работу  по нахождению  информации информацию,  составляют вопрос LFSERMPS? ref=Link  тетрадь. О литературе Древней Руси  Возникновение   русской   литературы   относится   к   концу  X  века,   когда   на Руси, после принятия христианства, появились книги, предназначенные для проведения   церковных   служб.   Понятие  «древнерусская   литература» включает в себя литературные произведения, написанные в XI – XVII веках. Начало   древнерусской   литературы   связано   с   принятием   христианства   на Руси, с церковным богослужением и проповедничеством. Начало письменности у восточных славян связано с Крещением Руси в 988 году во время княжения в Киеве Владимира Святославовича, внука княгини Ольги.  На Русь  письменность пришла  из  Болгарии, где  братья Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку и впервые перевели богослужебные книги с греческого на церковнославянский язык. Вместе с письменностью на Русь   пришли   различные   жанры   византийской   христианской   литературы: житие,   поучение,   слово.   В  XIвеке   возникает   летописание.   Во   время княжения Ярослава Мудрого в Киеве при дворе митрополита, в те времена главного церковного иерарха на Руси, был создан «Древнейший Киевский свод»,   т.е.   были   записаны   рассказы   об   основных   событиях   на   Руси   с древнейших времен. Постепенно летописцы начинают записывать не только то, что было, но и то, что происходит в настоящее время, указывают год, месяц, число и даже день недели. Такие записи получили название погодных записей,   т.е.   записей   по     годам.   Повествование   начиналось   словами   «В лето…» (т.е. «В год…») – отсюда и название летопись. Составители летописей считали себя  не авторами, а лишь регистраторами исходящих   событий,   поэтому   они   редко   упоминали   о   себе.   Чаще   всего древнерусским летописцем был ученый монах. В 1073 году монах Киево­ Печерского монастыря Никон Великий, используя «древнейший Киевский свод», составил «Первый Киевско­Печерский свод».   «Повесть временных лет»   объединяла   в   себе   самые   разные   материалы:   библейские   истории, сведения о древних славянах, легенды о первых князьях, тексты договоров, повести   о   княжеских   междоусобицах,   церковные   поучения,   сочинения   о первых   монахах   Киево­Печерского   монастыря.   Перед   составителем «Повести   временных   лет»   стояла   цель:   не   просто   рассказать   о   прошлом Руси,   но   и   определить   место   восточных   славян   среди   европейских   и азиатских   народов.   Летописец   подробно   рассказывает   о   расселении Начались   межкняжеские   конфликты, славянских   народов,   о   заселении   восточными   славянами   территорий, которые   позже   войдут   в   состав   древнерусского   государства,   о   нравах   и обычаях   разных   племен.   В   повести   подчеркивается   не   только   древность славянских народов, но и единство их культуры, языка и письменности. Летописец обращается к истории первых князей, повествует о деяниях их потомков. Из летописи видно, как складывается и крепнет государство, как расширяются   его   границы,   как   слабеют   его   враги.   В   середине    XI  века древнерусское   государство   начало   дробиться   на   отдельные   княжества   и земли.   чем   пользовались воинствующие   соседи   Руси.   Все   это   не   могло   оставить   летописцев равнодушными, и они призывали князей объединиться ради спасения Руси.   В русской культуре летописание играло важную роль: оно помогало людям узнавать об истории своего народа, о том, что такое добро, как надо и как не надо поступать человеку. (Видеоурок проекта «ИНФОУРОК»). Работа с учебником.  ­ Прочитайте статью учебника «О литературе Древней Руси» и составьте вопрос по прочтенному материалу. Просмотр мультипликационного фильма «Повесть временных лет. Создание славянской азбуки». ­ Посмотрите мультфильм и составьте вопрос по содержанию фильма. Первым сказанием об истории русской земли является «повесть временных лет», составленная в начале XII века преподобным Нестором Летописцем.  Славянская   земля   прислала   послов,   прося   себе   учителя   для   перевода священных книг. Лев из Солони по просьбе царя сразу отправляет ему своих сыновей Мефодия и Константина (в монашестве Константин будет носить имя Кирилла). «И уговорил их царь, и послал в славянскую землю…» Когда же братья пришли, то начали они составлять славянскую азбуку и перевели «Апостола»   и   «Евангелие».   И   рады   были   славяне,   что   услышали   они   о величии   Божьем   на   своем   языке.   Затем   перевели   «Псалтырь»   и   другие книги. Константин вернулся назад и принялся учить болгарский народ. А Мефодий остался в Моравии, посадил двух хороших скорописцев и перевел все книги полностью с греческого языка на славянский. Закончив же, воздал достойную похвалу и славу Богу. В конце  IX  века для славян, моравов, чехов, русских и болгар святыми   братьями Кириллом и Мефодием была создана   славянская   грамота,   дошедшая   до   нас   в   текстах   и   песнопениях организует работу с учебником   организует  просмотр  видеофильма;  поисковую работу  по нахождению  информации читают статью  учебника;  составляют вопрос смотрят видео;  находят важную  информацию,  составляют вопрос https://sway.c om/7tD6cb38 LFSERMPS? ref=Link богословской православной церкви.   Образ летописца  В произведении А.С. Пушкина «Борис Годунов» можно увидеть яркий образ летописца   Пимена.   Создавая   драму,   А.С.   Пушкин   хотел   подчеркнуть непроницаемость   духовного   мира   Пимена,   всю   его   недоступность   для окружающего мира. Недаром Григорий «часто… угадать хотел, о чем он пишет»: Ни на челе высоком, ни во взорах Нельзя прочесть его сокрытых дум. Григорию   летописец,   «склонившийся   над   своими   трудами»,   больше напоминает дьяка, но все же сравнение это в большей степени внешнее.  Так точно дьяк в приказах поседелый, Спокойно зрит на правых и виновных. Добру и злу внимая равнодушен. Не ведая ни жалости, ни гнева. На самом деле Пимен совсем другой. Его нельзя назвать равнодушным к тому, о чем он повествует, а тем более к «добру и злу»: для Пимена зло есть зло, а благо – наивысшее человеческое счастье. С какой же болью говорит летописец Григорию о том, чему ему пришлось стать свидетелем:  ­ Привел меня бог видеть злое дело,/Кровавый грех.  Наивысшее   предназначение   жизни   летописца   Пимен   усматривает   в   том, чтобы потомки узнали всю правду о жизни своих предков, правду истории: ­ Да ведают потомки православных/Земли родной минувшую судьбу… А.С.   Пушкин   замечал,   что   в   образе   Пимена   нет   никакого   вымысла,   это исторически   достоверный   характер.   Писателю   лишь   хотелось   собрать воедино те черты, которые он находил в старых летописях: простодушие, кротость, отсутствие суетности и пристрастности. Опера Мусоргского «Борис Годунов». Сцена Монолог Пимена. ­   Посмотрите   и   послушайте   арию   из   оперы   М.П.   Мусоргского   «Борис Годунов». Монолог Пимена. Придумайте вопрос. Еще одно, последнее сказанье –  И летопись окончена моя, Исполнен долг, завещанный от бога Мне, грешному. Недаром многих лет Свидетелем господь меня поставил слушают учителя знакомит с образом летописца Пимена;  раскрывает его  характер предлагает  посмотреть  отрывок из оперы  придумать вопрос  смотрят видео;  готовят вопрос  https://sway.c om/7tD6cb38 LFSERMPS? ref=Link И книжному искусству вразумил; Когда­нибудь монах трудолюбивый Найдет мой труд усердный, безымянный, Засветит он, как я, свою лампаду –  И, пыль веков от хартий отряхнув, Правдивые сказанья перепишет, Да ведают потомки православных Земли родной минувшую судьбу, Своих царей великих поминают  За их труды, за славу, за добро –  А за грехи, за темные деянья Спасителя смиренно умоляют. На старости я сызнова живу, Минувшее проходит предо мною –  Давно ль оно неслось, событий полно, Волнуяся, как море­окиян? Теперь оно безмолвно и спокойно, Немного лиц мне память сохранила, Немного слов доходят до меня, А прочее погибло невозвратно… Но близок день, лампада догорает. Иллюстрация скульптора М.М. Антокольского «Нестор­летописец». ­   Рассмотрите   иллюстрацию   «Нестор­летописец»   скульптора   М.М. Антокольского. Приготовьте вопрос, запишите его. Для М.М. Антокольского характерны черты историзма, т.е. приверженность исторической   теме   и   стремление   к   скрупулезной   точности,   суховатой документальности.   В   образах   скульптора   раскрывались   особенности конкретных   исторических   личностей.   Облик   мудрого   старца,   первого историка своего народа, исполнен простоты и благородства, отрешенности от   мирской   суеты.   В   Ближних   пещерах   Киево­Печерской   лавры   среди святых  останков  преподобных  отцов  хранятся святые  и  нетленные  мощи Нестора­летописца.  Мультфильм «Повесть временных лет» Лекция. «Повести временных лет» Начало   «Повести…»   посвящено   событиям   всемирной   истории   в   ее предлагает  рассмотреть  иллюстрацию  скульптуры;  знакомит с новой  информацией знакомятся с еще  одним видом  искусства; готовят  вопрос https://sway.c om/7tD6cb38 LFSERMPS? ref=Link  предлагает  посмотреть  отрывок из фильма; смотрят видео;  готовят вопрос https://sway.c om/7tD6cb38 LFSERMPS? придумать вопрос ref=Link  предлагает  посмотреть  отрывок из фильма; придумать вопрос смотрят видео;  готовят вопрос https://sway.c om/7tD6cb38 LFSERMPS? ref=Link  средневековом   понимании.   «Повесть…»   открывается   историко­ этнографическим   введением.   Нестор   ведет   свой   рассказ   от   Всемирного потопа   и   распределения   земель   между   сыновьями   Ноя.   Он   перечисляет страны,   отошедшие   к   Симу,   затем   земли   Хама   и,   наконец,   особенно подробно   останавливается   на   тех   «полунощных»   (северных)   и   западных странах,   которые   отошли   к   Иафету.   Затем   Нестор   рассказывает   об образовании   народов   и   языков.   Он   передает   библейскую   легенду   о Вавилонском   столпотворении,   во   время   которого   люди   разделились   на народы и заговорили на разных языках, и отмечает происхождение славян «от   племени»   Иафета.   Сначала,   утверждает   Нестор,   славяне   жили   вдоль Дуная   –   там,   где   ныне   Венгерская   («Угорьска»)   и   Болгарские   земли. Отсюда­то и произошло расселение славян, приведшее затем к образованию различных славянских племен и народностей.    «Расселение   славян».  Волохи   (влохи,   влахи,   волхва).   По   преданиям начальной   летописи,   народ,   принудивший   славян   двинуться   с   Дуная   на Вислу, Днепр и др. места. Этим именем древние славяне называли также итальянцев. Теперь волохами называют жителей Молдавии и Валахии. Летописец   называет   западных   славян   –   мораву   и   чехов,   южных   –   белых хорватов,   сербов   и   хорутан.   Часть   славян   ушла   от   волохов   на   Вислу   и прозвалась ляхами (поляками). Некоторые из дунайских славян осели по Днепру и назвались полянами, другие – древлянами, третьи – дреговичами, четвертые – половчанами. Наконец, часть «словен» оказалась около озера Ильменя и прозвалась «своим именем» (т.е. славянами), и построили город, названный   Новгородом.   Затем   Нестор   указывал   место   поселения   племен севера,   после   чего   следовала   заключительная   фраза   –   «тако   разидеся словеньский язык» ­ сообщалось, что по имени славян назвалась и грамота славянской.   За   этими   обстоятельными   сведениями   о   расселении   племен летописец   переходит   к   сообщению   географических   сведений   о   Русской земле. Просто и наглядно дает летописец географическое описание Руси, путей, связывающих ее с другими странами.    5 Домашнее задание  6 Прочитать: «Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам». Рефлексия Прием «Учитель». ­ Попробуйте себя в роли учителя. Задайте одноклассникам приготовленные предлагает  домашнее задание  организует беседу  по результатам  деятельности  записывают задание называют основные  позиции нового  материала; вопросы, оцените их ответы.  Благодарю всех за работу на уроке. учащихся на уроке; благодарит за урок осуществляют  предварительную  оценку

Урок № 13. Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)

Урок № 13.  Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)

Урок № 13. Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)

Урок № 13.  Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)

Урок № 13. Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)

Урок № 13.  Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)

Урок № 13. Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)

Урок № 13.  Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)

Урок № 13. Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)

Урок № 13.  Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)

Урок № 13. Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)

Урок № 13.  Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)

Урок № 13. Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)

Урок № 13.  Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.04.2018