Урок № 16. Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)
Оценка 4.9

Урок № 16. Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русская литература
5 кл
29.04.2018
Урок № 16.  Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)
Тема: Басня М.В. Ломоносова «Случились вместе два астронома в пиру». Цели: - познакомить учащихся с личностью и удивительной жизнью русского ученого – М.В. Ломоносов; рассмотреть основное содержание и художественные особенности юмористической басни; расширить представления учащихся о жанре басни; выявить значение морали басни; - формировать навыки выразительного чтения, лексической работы, умения выделять главное в прослушанном сообщении; развивать умение видеть и находить в тексте басни скрытые приемы; работать в вопросно-ответной форме; - формировать нравственно-эстетические представления учащихся в ходе выявления значения морали басни; воспитывать внимательность к слову; умение слышать и дополнять ответ товарища.
Технологическая карта урока № 16.docx
Название предмета Класс № урока Место урока в разделе Тип урока Тема урока Основные термины и понятия Цели: образовательные развивающие  Технологическая карта урока № 16 Литература 5 16 2 Изучение нового материала Басня М.В. Ломоносова «Случились вместе два астронома в пиру». басня,   мораль,   астрономия,   Птолемей,   Коперник,   Ломоносов,   «геоцентрическая   система», «гелиоцентрическая система», ирония, сравнение   познакомить   учащихся   с   личностью   и   удивительной   жизнью   русского   ученого   –   М.В.   Ломоносов; рассмотреть основное содержание и художественные особенности юмористической басни; расширить представления учащихся о жанре басни; выявить значение морали басни  формировать   навыки   выразительного   чтения,   лексической   работы,   умения   выделять   главное   в прослушанном сообщении; развивать умение видеть и находить в тексте басни скрытые приемы; работать в вопросно­ответной форме   воспитательные  формировать   нравственно­эстетические   представления   учащихся   в   ходе   выявления   значения   морали Результаты: предметные личностные метапредметные басни; воспитывать внимательность к слову; умение слышать и дополнять ответ товарища  умение   создавать   устные   монологические   высказывания   разного   типа,   вести   диалог;   анализировать произведение формирование   представлений   о   положительном   отношении   к   учению;   проявление   способности   к самооценке своих действий, поступков умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; осознание познавательной задачи Ход урока  № Содержание Виды деятельности Ресурсы 1 Организационный этап. ­ Что это? Назначение этого предмета? Кто использует этот предмет? (подзорная   труба­телескоп;   наблюдение   за   удаленными   предметами;   в астрономии)   Сегодня мы тоже обратимся к этой науке, а почему, узнаем позднее. В конце урока я задам вам вопрос. Ответивший на него ученик получит приз. Будьте внимательными и активными! учителя формирует  установки на  решение вопроса;   побуждает к  внимательной и  активной работе на  уроке; стимулирует учащихся предлагают  решение вопроса;  высказывают свои  мнения;  нацеливаются на  работу Презентация https://sway.c om/JIRIzd9B RGdvLdf8? ref=Link 2 Проверка домашнего задания   Биография Михаила Васильевича Ломоносова. ­   Посмотрите   отрывок   из   видеофильма   «Биография   Ломоносова», дополните свои конспекты. 3 Определение темы и цели урока.  Тема   нашего   урока   «Басня   М.В.   Ломоносова   «Случились   вместе   два астронома в пиру». Сегодня на уроке мы познакомимся с великим ученым и его басней.   4 Изучение нового материала.  Первыми   русскими   баснописцами   были   поэты  XVIII  века:   Антиох Дмитриевич   Кантемир,   Василий   Кириллович   Тредиаковский,   Михаил Васильевич   Ломоносов;   басни­притчи   писал   Александр   Петрович Сумароков. В начале XIX века басня стала очень популярным жанром; басни принадлежат перу Ивана Андреевича Крылова, Ивана Ивановича Дмитриева и Василия Львовича Пушкина (дяди А.С. Пушкина).  Клавдий Птолемей и Николай Коперник Две тысячи лет тому назад в Древней Греции жил Клавдий Птолемей. Он считал, что Земля находится в центре Вселенной, а Луна, Солнце, планеты и звезды   движутся   вокруг   неподвижной   Земли.   Его   учение   впоследствии получило   название   «геоцентрическая   система».   А   в  XVI  веке   польский астроном   Николай   Коперник   разработал   другую   систему   мироздания, согласно которой Земля и планеты вращаются вокруг неподвижного Солнца. Его идеи не были приняты, а сочинения были запрещены в течение долгих лет. Медленно и трудно учения Коперника пробивались в сознания людей, и даже в  XVIII  веке мало было сторонников «гелиоцентрической системы» Коперника.  М.В. Ломоносов «Случились вместе два астрОнома в пиру». В 1761 году М.В. Ломоносов создает шуточное стихотворение «Случились вместе два астронома в пиру».  ­ Прослушайте стихотворение. О чем оно? (О споре двух ученых) обеспечивает  проверку  домашнего задания  организует  просмотр отрывка  видеофильма  озвучивает тему и  цель урока;  рассказывают  биографию М.В.  Ломоносова;  дополняют ответы  друг друга  смотрят отрывок из фильма;  конспектируют записывают тему  урока в тетрадь знакомит с новой  информацией  слушают учителя,  смотрят  презентацию  Презентация https://sway.c om/JIRIzd9B RGdvLdf8? ref=Link   Презентация https://sway.c om/JIRIzd9B RGdvLdf8?ref Презентация https://sway.c om/JIRIzd9B RGdvLdf8? ref=Link  знакомит с новой  информацией слушают учителя,  смотрят  презентацию предлагает  прослушать  выразительное  прочтение басни и  ответить на вопрос  смотрят  видеофрагмент с  чтением басни;  отмечают  устаревшие слова Словарная работа  «случились вместе» ­ встретились вместе «спорили в жару» ­ жарко, горячо спорили «круг Солнца ходит» ­ вокруг Солнца ходит «Как ты о сем сужденья рассуждаешь?» ­ Что ты думаешь об этом спорном вопросе? «Ты звезд теченье знаешь?» ­ «Знаешь ли ты что­либо о движении планет?» «такОва» ­ такого «кругом жаркова» ­ вокруг жаркого; «жаркое» ­ жареное кушанье, обычно мясное, или же сковорода, на которой это блюдо готовится. Анализ басни  ­ Могли бы Птолемей и Коперник встретиться? (Нет, потому что они жили в разное время; их разделяют 1300 лет.)  ­ Почему М.В. Ломоносов пытается соединить их? Где они встречаются? (На пиру. Пир – это не то место, где решаются важные споры о мироздании, о Вселенной. Именно этим Ломоносов создает комичность ситуации.) XVIII  век, а споры о двух системах продолжаются до сих пор. Решить их Ломоносов   предложил   в   шуточной   форме.   Он   изображает   конкретную сюжетную картинку. Два ученых, рядом с ними – повар. ­ Каким образом повар пытается разрешить спор? (Он сравнивает очаг с Солнцем. Очаг не может крутиться вокруг сковородки – все происходит наоборот.   А   землю   сравнивает   с   мясом,   которое   надо   зажарить.   Повар усмехается: любой будет вращать жаркое вокруг очага, а не наоборот.) Внимание!   Вопрос!   Какой   литературный   прием   использует   автор   в   этом стихотворении? (иронию, сравнение) Ирония – от греческого «притворство, насмешка».   Ирония   в   басне   связана   с   несерьезностью   довода   повара. Сравнение     ­ художественный  прием,  основанный  на  сопоставлении  двух предметов.  уточняет  понимание  учащимися  устаревших слов и  выражений;  корректирует  ответы учащихся предлагает  проанализировать  басню; организует  беседу по  уточнению  понимания басни;  проводит параллель с ранее изученным  материалом;  формирует  мотивационную  направленность на  деятельность  высказывают свои  предположения  высказывают свое  мнение;  определяют  художественные  приемы;  озвучивают  понятия; выявляют  закономерность  выводов 5 Домашнее задание  6 ­   Подготовьте   выразительное   чтение   басен   И.А.   Крылова   («Ворона   и лисица», «Волк и ягненок», «Волк на псарне»).   Рефлексия. Вывод М.В.   Ломоносов   хотел   подтвердить   своим   произведением,   что   законы Вселенной едины как в большом, так и в малом, что, внимательно наблюдая за   окружающим,   можно   находить   подтверждения   великим   научным предлагает  домашнее задание  делает вывод по  уроку; предлагает  привести примеры  из жизни,  записывают задание Презентация https://sway.c om/JIRIzd9B  Презентация https://sway.c om/JIRIzd9B RGdvLdf8? формулируют  примеры из жизни;  комментируют  ответы открытиям.  Прием «Ученый».  ­ Приведите из жизни пример подтверждения великого научного открытия.  Благодарю всех за работу на уроке. подтверждающие  научные открытия благодарит  учащихся за урок одноклассников ref=Link

Урок № 16. Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)

Урок № 16.  Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)

Урок № 16. Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)

Урок № 16.  Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)

Урок № 16. Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)

Урок № 16.  Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)

Урок № 16. Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)

Урок № 16.  Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.04.2018