Урок № 20. Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)
Оценка 4.9

Урок № 20. Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русская литература
5 кл
29.04.2018
Урок № 20.  Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)
Тема: Русская басня в XX и XXI веке. Цели: - дать краткие сведения о С.В. Михалкове; проанализировать басни Михалкова; раскрыть особенности их жанровых признаков; выявить значение морали басен; - формировать навыки выразительного чтения, лексической работы, умения выделять главное в прослушанном сообщении; развивать умение видеть и находить в тексте басни скрытые приемы; работать в вопросно-ответной форме; - формировать нравственно-эстетические представления учащихся в ходе выявления значения морали басен; воспитывать внимательность к слову; умение слышать и дополнять ответ одноклассника.
Технологическая карта урока № 20.docx
Название предмета Класс № урока Место урока в разделе Тип урока Тема урока Основные термины и понятия Цели: образовательные развивающие  Технологическая карта урока № 20 Литература 5 20 6 Комбинированный Русская басня в XX и XXI веке.  басня, мораль  дать краткие сведения о С.В. Михалкове; проанализировать басни Михалкова; раскрыть особенности их жанровых признаков; выявить значение морали басен формировать   навыки   выразительного   чтения,   лексической   работы,   умения   выделять   главное   в прослушанном сообщении; развивать умение видеть и находить в тексте басни скрытые приемы; работать в вопросно­ответной форме   воспитательные  формировать   нравственно­эстетические   представления   учащихся   в   ходе   выявления   значения   морали Результаты: предметные личностные метапредметные басен; воспитывать внимательность к слову; умение слышать и дополнять ответ одноклассника  знание содержания басен;   умение находить мораль басен; навыки выразительного чтения; создавать устные монологические высказывания; вести диалог; анализировать произведения ориентация   в   системе   моральных   норм   и   ценностей;   выявление   в   баснях   заложенных   вневременных ценностей и их понятие способность извлекать информацию из различных источников, использовать навыки анализа; свободно пользоваться справочной литературой   Ход урока  № Содержание Виды деятельности Ресурсы 1 Организационный этап. ЕИТЯНАЗ ЕОТСУП – ЯИНЕЛШЫМЗАР ЗЕБ ЕИНЕТЧ  ­ Прочитайте пословицу задом наперед. (Чтение без размышления – пустое занятие) ­ Какое отношение имеет эта пословица к изучению басен? (В   основе   басен   лежит   аллегория.   В   баснях   высмеиваются   различные человеческие   пороки,   поэтому   читать   эти   произведения   необходимо вдумчиво.) учителя предлагает  проблемный вопрос учащихся находят решение  вопроса;  высказывают свои  мнения Презентация https://sway.c om/ZHz0UGS c4PrBfAyD? ref=Link 2 Определение цели урока  Родившись в Древней Греции, жанр басни выдержал испытание временем и пространством. Особую популярность басня завоевала в России и Западной Европе   в  XVII  –  XIX  веках.  XX  век   дал   нам   немало   представителей басенного жанра. В русской литературе это Демьян Бедный, Иван Батрак (И.А. Козловский), Ф.Д. Кривин, С.В. Михалков и др. И в XXI веке басни не уходят на второй план, однако имена современных баснописцев никто не знает. Почему? Давайте попробуем ответить на этот вопрос в конце урока.   нацеливает на  изучение нового  материала;  озвучивает тему  урока; предлагает  проблемный вопрос выявляют в течение урока  закономерности  басни:  нравственное  поучение Презентация https://sway.c om/ZHz0UGS c4PrBfAyD? ref=Link   смотрят фильм,  выполняют записи в тетради Презентация https://sway.c om/ZHz0UGS c4PrBfAyD? ref=Link   знакомит с  биографией С.В.  Михалкова,  предлагая  обучающий фильм  для детей   3 Изучение нового материала  Фильм Сергей Владимирович Михалков (биография).  Стихотворения   Михалкова   знакомы   с   детства:   «Дядя   Степа»,   «А   что   у вас?», «Мы с приятелем вдвоем», «Песенка друзей», «Рисунок», «Фома».     Сергей Михалков родился в Москве в дворянской семье. Его предки были из известных княжеских родов Голицыных и Ухтомских. До наших времен сохранилась усадьба дворян Михалковых в городе Рыбинске. Продолжая традиции семьи, отец назвал Сергея в честь своего дедушки. Когда Сергею исполнилось 14 лет, семья мальчика переехала в Пятигорск из­за работы отца. Там будущий писатель закончил школу.     Сочинением стихов Михалков увлёкся ещё в школе. Отец, желая помочь сыну определиться в жизни, послал стихи мальчика поэту Безыменскому, который отметил способности юного автора.     В 1930 году его первое стихотворение было опубликовано в ростовском журнале.   После   школы   Михалков   отправляется   в   Москву,   решив   стать писателем.  В 1935 году Сергей Владимирович  поступил  в Литературный институт.   Примерно   в   это   же   время   он   написал   первый   вариант   «Дяди Стёпы».   Встреча   с   Маршаком   оказалась   решающей   для   дальнейшего творчества Михалкова. Он решает писать для детей. В 23 года у Сергея Владимировича  вышла  первая  книга  –  «Стихи».   Михалков  был  принят   в Союз   писателей.   Многие   его   произведения   вошли   в   детские   учебники   и хрестоматии.   Во   время   Великой   Отечественной   войны   Михалков   был военным корреспондентом. В 1943 году он принял участие в создании Гимна нашей страны. Новый Гимн тоже написан с его участием.      А. Толстой подал Михалкову мысль обратиться к басне, и первые же написанные им басни получили одобрение мастера русской литературы. С.В. Михалков написал около двухсот басен. тактичный, Басни С.В. Михалкова Просмотр   мультфильма  («Союзтелефильм»,   1975;   режиссер   Дмитрий Бабиченко)  «Петух в гостях» Жили­были   козлята.  Целый   день   по  хозяйству   хлопотали,   цветы   сажали, двор   убирали.   И   вдруг   получают   они   письмо.   «Дорогие   козлята!   Решил отдохнуть у  вас  летом.  Принимайте  гостя.  Петух». Мы  гостям  рады,  но таким, как ты – отворот­поворот» ­ сказали козлята. ­ Какова мораль басни? (Надо достойно вести себя в гостях). «Кабан и хомут». ­ Каких людей высмеивает эта басня? «Кабан на шее»  ­ Что случилось с Кабаном? ­ Кто помог ему в беде? ­ Поблагодарил ли Кабан Медведя? ­ Как реагирует Медведь на придирки Кабана? Дайте ему характеристику. (Вежливый,   терпеливый,   внимательный, почтительный, воспитанный, любезный, обходительный и т.п.) ­ В чем Кабан упрекает Медведя? (Грубо вытаскивал его из ямы, долго бегал за едой, не додумался отгонять от Кабана мух и чесать ему перед сном спину). ­   Дайте   характеристику   Кабану.   (Грубый,   наглый,   бессовестный, бесцеремонный).  ­ Что стало «последней каплей» в терпении Медведя? (Кабан не только не поблагодарил Медведя, но и обозвал его «ленивым»).  ­ Басня заканчивается фразой: «На его беду, Медведь это услышал и … вернулся!» Что, по­вашему, произошло «за кадром»? ­ Какой человеческий порок высмеивает автор? Давайте составим мораль к этой басне. (Тот, кто бессовестно пользуется чужой добротой, обязательно расплатиться за свое наглое поведение, ведь даже терпению самого учтивого человека может прийти конец). «Заяц и черепаха».  ­ Что случилось с Зайцем?  ­ О чем он попросил Черепаху? ­ Выполнила ли Черепаха просьбу Зайца?   деликатный, предлагает  посмотреть  мультфильм;  определить мораль  басни  смотрят,  мультфильм;  проводят анализ  увиденного  то же то же  предлагает  прочитать басню;  определить мораль  басни; обсудить  увиденное; читают басню;  проводят анализ  увиденного;  отвечают на  вопросы учителя; побуждает к  высказыванию  собственного  мнения формулируют  выводы;  доказывают свою  точку зрения предлагает  прослушать  аудиозапись;  определить мораль  слушают  аудиозапись;  проводят анализ  услышанного; ­ В чем заключается мораль басни? ­ Почему в тексте басни слово «Черепаха» написано с большой буквы, а в морали с маленькой? «Грибы». ­ Нарисуйте устно портреты персонажей басни.  (Мухомор – ядовитый гриб с красной шляпкой и белыми пятнами. Он ведет себя нагло, нахально, хвастливо. Все обходят его стороной). (Белый Гриб – благородный гриб с коричневой шляпкой и бурой ножкой. Он скромный. Найти его в траве непросто, только для грибника такая находка – это настоящий подарок).  ­ В чем заключается мораль басни? (Самоуверенность и хвастовство – это признаки глупости). ­   Назовите   пословицы   и   поговорки   с   противоположным   качеством. (Скромность всякому к лицу. Скромность красит человека. Венец мужества – скромность). «Зеркало».  ­ Какова мораль басни? Разыгрывание ситуации Перед нами кукла, вырезанная из бумаги. Обижая друг друга, обзывая, вы причиняете боль (учитель демонстрирует куклу из бумаги, загибая ее края). Мы можем исправить положение, пожалев, сказав что­то приятное (учитель разглаживает края куклы). ­ Стала ли кукла прежней? Почему? (Боль остается в душе еще долго после случившегося.   Русский   ученый   Павлов   сказал:   «Словом   можно   убить, словом можно воскресить»). Групповая работа Подготовить сценку по мотивам басни С. Михалкова «Зеркало», переделав ее на современный лад, можно вспомнить случай из реальной жизни. Инсценировка басни. Анализ.  ­   Какая   пословица   напоминает   вам   эту   басню?   (В   чужом   глазу   соринку видим – а в своем – бревна не замечаем).  «Слон­живописец»  ­   Что   такое   «вернисаж»?   (Торжественное   открытие   художественной выставки). ­ Как вы понимаете смысл слова «ералаш»? (Беспорядок, неразбериха, хаос, басни; предлагает  прослушать  аудиозапись басни  и ответить на  вопросы отвечают на  вопросы учителя; слушают басню;  устно составляют  портрет  персонажей басни организует чтение  басни по ролям;  уточняет  понимание басни с  помощью  разыгрывания  ситуации;  озвучивают роли;  анализируют  собственные  творческие  замыслы; организует  коллективную  работу; формирует  установки на  творческое  усвоение материала предлагает  посмотреть  мультфильм;  определить мораль  выполняют задание  в группе;  инсценируют  басню;  осуществляют  взаимооценку смотрят,  мультфильм;  проводят анализ  увиденного; кавардак, каша и др.) ­   В   чем   мораль   басни?  (Пример   того,   как   некоторые   люди   пытаются угождать всем подряд и ничего не добиваются).  басни; отвечают на  вопросы учителя; 4 Домашнее задание  ­ Прочитайте басню С. Михалкова «Шакал­интриган». Определите, в чем мораль басни? (Нельзя слепо поддаваться хитрым и завистливым наговорам на   друзей,   ведь   в   выигрыше   останется   только   коварный   сплетник). Вспомните случай из реальной жизни.  Для желающих: Найди соответствия (О. Кулина)      Найди пару: (О. Кулина) предлагает  домашнее задание  записывают задание Презентация https://sway.c om/ZHz0UGS c4PrBfAyD? ref=Link                                                      Найди пару: (Т.Б. Пыркова)               Знаешь ли ты басни И. Крылова?                                                                                                  (Н. Князева) 5                                                  и рефлексия Вывод    ­ Умерла ли, по вашему мнению, басня сегодня?  Главная   задача   басни   –   утвердить   в   молодых   умах   мудрость   поколений. Можно   предположить,   что   все   главное   уже   было   сказано.   Если   будущее поколение   разумно   будет   использовать   уже   сформированные   в   баснях знания, то не понадобятся и никакие нравоучения.   Игра «Ладошки». ­ Идеальных людей  не бывает на свете: у каждого  есть свои «плюсы» и «минусы». Попробуем увидеть «плюсы» друг друга.       На листе бумаги обведите свою ладонь. В центре напишите свое имя и фамилию. Затем мы перемешаем эти рисунки и раздадим их. На каждом пальце   обведенной   ладони   вы   должны   написать   положительные   качества ученика, чье имя написано в центре.         После   проведения   игры   учащиеся   делятся   впечатлениями,   желающие Интерактивн ые приложения на LearningApps .org   Презентация https://sway.c om/ZHz0UGS c4PrBfAyD? ref=Link    уточняет  понимание  учащимися  поставленной цели  урока;  обеспечивает  положительную  реакцию учащихся  на лучшие качества  друг друга; создает  благоприятную  психологическую  среду;  формулируют  ответ на вопрос  учителя;   составляют  рисунок­схему; проводят анализ  лучших качеств  друг друга;  объясняют свой могут показать результаты классу. ­ Что бы вы изменили в себе после этого урока? Благодарю всех за работу на уроке. актуализирует  личностные  качества учащихся; благодарит  учащихся за урок выбор;  формулируют  выводы; осуществляют  самооценку

Урок № 20. Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)

Урок № 20.  Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)

Урок № 20. Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)

Урок № 20.  Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)

Урок № 20. Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)

Урок № 20.  Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)

Урок № 20. Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)

Урок № 20.  Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)

Урок № 20. Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)

Урок № 20.  Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)

Урок № 20. Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)

Урок № 20.  Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.04.2018