Урок № 8. Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)
Оценка 4.8

Урок № 8. Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
русская литература
5 кл
29.04.2018
Урок № 8.  Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)
Тема: «Царевна-лягушка» - сказка о мудрости и красоте. Цели: - подготовить учащихся к анализу сказки; помочь увидеть художественные особенности жанра; выявить основную идею произведения через поиск ответа на вопрос «Почему сказка называется «Царевна-лягушка»?»; помочь понять внутренний мир героини и раскрыть лучшие черты ее характера; - развивать речевые умения путем пересказа произведения; аналитическое мышление, память, умение обобщать и делать выводы; формировать коммуникативные умения; вовлечь учащихся в творческий процесс на уроке; - формировать на понятийном уровне представления учащихся о нравственных ценностях.
Технологическая карта урока № 8.docx
Название предмета Класс № урока Место урока в разделе Тип урока Тема урока Основные термины и понятия Цели: образовательные развивающие  Технологическая карта урока № 8 Литература 5 8 4 Изучение нового материала «Царевна­лягушка» ­ сказка о мудрости и красоте. волшебная сказка, троекратное повторение, иллюстрация, репродукция, композиция  подготовить учащихся к анализу сказки; помочь увидеть художественные особенности жанра; выявить основную   идею   произведения   через   поиск   ответа   на   вопрос   «Почему   сказка   называется   «Царевна­ лягушка»?»; помочь понять внутренний мир героини и раскрыть лучшие черты ее характера  развивать   речевые   умения   путем   пересказа   произведения;   аналитическое   мышление,   память,   умение обобщать и делать выводы; формировать коммуникативные умения; вовлечь учащихся в творческий процесс на уроке Результаты: воспитательные  формировать на понятийном уровне представления учащихся о нравственных ценностях предметные личностные метапредметные умение   создавать   устные   монологические   высказывания   разного   типа,   научиться   определять   мораль сказки; использовать характерные речевые обороты учебно­познавательный интерес к новому материалу; формирование представлений о высших ценностях; ценностное отношение к происходящим событиям умение  планировать  алгоритм  ответа;   формировать   и  высказывать  свою   точку  зрения  на  события   и поступки героев № Содержание Виды деятельности Ресурсы Ход урока  1 Организационный этап. Сказка мудростью богата. Скажем сказке: «Приходи!» Это присказка, ребята, Сказка будет впереди! Встреча со сказкой – это радость для каждого человека. Давайте подарим сегодня друг другу радость.  учителя создает  доброжелательный  настрой на урок учащихся приветствуют  учителя и друг  друга 2 Постановка цели урока.  ­ Почему сказка называется «Царевна­лягушка»? нацеливает  учащихся на  настраиваются на  работу Презентация  https://sway.c Ответ на этот вопрос мы попытаемся найти сегодня на уроке.  Тема урока «Царевна­лягушка» ­ сказка о мудрости и красоте.  3 Проверка домашнего задания. 4  ­ Понравилась ли вам сказка? К какому виду сказок она относится? ­ Какие особенности этой сказки можете назвать? 1. Волшебство, загадочность. 2. Сказочные существа. 3. Нарушение запрета.  4. Троекратные повторы. ­ Почему царь трижды испытывает невесток? В чем смысл повтора? (Троекратный   повтор   носит   традиционный   характер:   троекратное повторение   эпизода   с   наращиванием   эффекта.   В   первых   двух   случаях искусству Василисы дивятся царь и его приближенные, а в третий раз – весь народ.)  В   этой   волшебной   сказке   события   происходят   в   некотором   царстве,   в некотором   государстве.   Герой   отправляется   на   поиски   жены,   где   ему встречаются   сказочные   существа   и   происходят   волшебные   превращения, поэтому перед нами волшебная сказка.    Изучение нового материала.   Иван­царевич нашел свою стрелу в болоте.  ­ Почему он хотел «отступиться от своей находки», «бежать»? (Внешний облик лягушки напугал царевича, и царевич печально восклицает: «Как же я тебя замуж возьму? Люди меня засмеют!») ­   Что   заставило   героя   изменить   свое   решение?   (Умение   лягушки разговаривать, неясное желание царевича узнать, что же будет дальше). ­ Почему героиня в сказке превращена именно в лягушку? Согласно поверьям, лягушка – лунное животное, приносящее дождь. Это символ   плодородия   и   плодовитости;   означает   обновление   жизни   и воскресение.  ­ Когда впервые в сказке появляется имя героини? Почему? (Имя героини появляется тогда, когда царевна­лягушка начинает работать. Сказка оценивает мастерство как мудрость.)   Первое испытание «Выпечка хлеба». Выразительное чтение отрывка: «Воротился Иван­царевич в свои палаты не весел…» ­ Какие чувства охватили царевну­лягушку, когда она увидела вернувшегося Ивана­царевича?   (Царевна­лягушка,   увидев   Ивана­царевича,   поняла,   что om/4CULYnT GpccaEd1D?r https://sway.c om/4CULYnT GpccaEd1D? ref=Link&loc =play  отвечают на  вопросы учителя;  выявляют  закономерность  особенностей  волшебной сказки продуктивную  деятельность  организует беседу  по прочитанной  сказке;  актуализирует  пройденный  материал; проводит параллель с   изученным  материалом;  делает вывод Презентация  https://sway.c om/4CULYnT GpccaEd1D? ref=Link&loc =play   отвечают на  вопросы учителя;  приводят в  качестве примера  цитаты из текста организует беседу;  сообщает новый  материал; обобщает  высказывания  учащихся; организует работу с презентацией организует  выразительное  чтение текста;  беседу по  выразительно  читают текст; анализируют,  обобщают https://sway.c om/4CULYnT GpccaEd1D? ref=Link&loc =play произошло что­то серьезное. Своей ласковой речью, теплой и душевной, она старалась успокоить мужа: «Не тужи, Иван­царевич. Ложись лучше спать­ почивать: утро вечера мудренее!»  ­  Какие черты характера героини открылись нам в этом эпизоде? Докажите, что героиня обладает необыкновенными достоинствами. Какими? (Царевна   –   внимательная,   скромная,   заботливая   жена.   Она   старается оградить мужа от переживаний, а сама думает, как помочь Ивану­царевичу, от царевича эту мысль утаивает. Это тоже мудрость: «Сначала сделай – потом говори». ­ Как называет народ Василису в тот момент, когда она трудится?  (Премудрой) ­ Почему о труде народ сложил такие неподражаемые строки?  (Люди всегда относились к труду с уважением.) ­ Почему так сильно преувеличены недостатки старших царевен? (Чтобы подчеркнуть искусство Василисы Премудрой, стремление удивить царевича, заслужить похвалу старших.) ­ Какие качества героини проявились во время испытания? (заботливая, внимательная, трудолюбивая) Второе испытание «Изготовление ковра». Аудиозапись (звучит отрывок сказки). ­ Как трудились все три царевны над своими коврами? (Василиса ткет сама, за боярскую дочь и купеческую дочь трудятся другие.) ­ Какие черты характера героини вы разглядели в этом эпизоде? (Трудолюбие) ­ Как относится к труду Василисы Иван­царевич? (В первый раз «диву дался», во второй – «ахнул». Его удивление растет. Он сумел по достоинству оценить труды жены.)  Третье испытание «На царском пиру». Выразительное чтение отрывка по ролям: «Пошел Иван­царевич к царю на пир один…» ­   Как   ведут   себя   старшие   царевичи   и   их   жены   до   появления   Василисы Премудрой? (Посмеиваются над Иваном­царевичем). ­ С какой целью жены царевичей повторяют действия Василисы Премудрой? (Противопоставлены ум и глупость; показано превосходство положительных качеств   (чести,   совести)   над   отрицательными   качествами   (завистью, прочитанному предлагает  послушать отрывок  из сказки в  аудиозаписи слушают  аудиозапись;  отвечают на  вопросы организует  выразительное  чтение текста;  беседу по  прочитанному;  предлагает  выразительно  читают текст; анализируют,  обобщают; смотрят отрывок из  мультфильма https://sway.c om/4CULYnT GpccaEd1D? ref=Link&loc =play  https://sway.c om/4CULYnT GpccaEd1D? ref=Link&loc =play она   приносит   радость тупостью).   ­ Что открыл вам в царевне танец? (Искусство   царевны­лягушки   волшебное: окружающим.) Отрывок из мультфильма «Царевна­лягушка» Просмотр и обсуждение иллюстрации И. Билибина и репродукции картины В. Васнецова. Иллюстрация – это рисунок, фотография, гравюра или другое изображение.  Репродукция   –   это   воспроизведение   предметов   искусства   путем фотографии, копирования или ручного воспроизведения оригинала.  ­ Сравните иллюстрацию И. Билибина и репродукцию картины В. Васнецова. Иллюстрация   И.   Билибина   в   обрамлении   растительного   орнамента   точно отражает   содержание   сказки.   Можно   разглядеть   детали   костюмов   герое, выражение лиц удивленных бояр и даже узор на кокошниках невесток.  В. Васнецов в своей картине не задерживается на деталях, но прекрасно передает движение Василисы, увлеченность музыкантов, которые словно бы притопывают ногами в такт плясовой песне. Можно догадаться, что музыка, под которую танцует Василиса, веселая, озорная.   5 Домашнее задание  6 Определите композицию сказки, подберите  примеры. Рефлексия ­ Почему Иван­царевич сжигает лягушачью кожу? (Не оценив внутренних достоинств жены, огорченный ее безобразием, Иван желал иметь рядом с собой жену­красавицу. Он мог полюбить ее внешнюю красоту.)  ­   Почему   царевна   не   бранит   царевича,   а   только   упрекает   его   и   советом помогает, подсказывает, что теперь надо делать? (Проявляются ее качества: мудрость, покорность, скромность) Прием «Оратор» ­   За   одну   минуту   убедите   слушателей   в   том,   почему   сказка   называется «Царевна­лягушка»? (Василиса Премудрая – это собирательный образ, созданный народом. В нем собраны лучшие черты русского национального характера. Главная ее роль – быть помощницей своего мужа. Образ Василисы Премудрой соединил в себе истину жизни, тепло и доброту души, любовь и ум. В образе лягушки нашла просмотр отрывка  из мультфильма; создает  эмоциональный  настрой https://sway.c om/4CULYnT GpccaEd1D? ref=Link&loc =play  знакомит с  понятиями; записывают в  тетрадь; предлагает  сравнить эти  работы художников сравнивают;  объясняют, какой  образ им ближе инструктирует  учащихся предлагает с  помощью приема  «Оратор» сделать  вывод по уроку;  обобщает ответы  учащихся записывают задание высказывают свои  мнения;  комментируют  ответы  одноклассников; записывают вывод в тетрадь Презентация  https://sway.c om/4CULYnT GpccaEd1D? ref=Link&loc =play отражение   мечта   народа   об   идеальной   героине,   умной,   скромной, трудолюбивой, способной победить силы зла, сотворить новый счастливый и справедливый мир.)  Благодарю всех за работу на уроке. благодарит за урок

Урок № 8. Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)

Урок № 8.  Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)

Урок № 8. Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)

Урок № 8.  Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)

Урок № 8. Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)

Урок № 8.  Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)

Урок № 8. Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)

Урок № 8.  Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)

Урок № 8. Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)

Урок № 8.  Литература 5 класс (по Г.С. Меркину)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.04.2018