ВАШЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО
О ПУБЛИКАЦИИ В СМИ И РЕЦЕНЗИЯ
бесплатно за 1 минуту
Добавить материал
Количество Ваших материалов: 0.
Авторское
свидетельство о публикации в СМИ
добавьте 1 материал
Свидетельство
о создании электронного портфолио
добавьте 5 материала
Секретный
подарок
добавьте 10 материалов
Грамота за
информатизацию образования
добавьте 12 материалов
Рецензия
на любой материал бесплатно
добавьте 15 материалов
Видеоуроки
по быстрому созданию эффектных презентаций
добавьте 17 материалов
Светлана Арбузова свидетельство о публикации рецензия
‘видетельство о публикации скачивание доступно только автору
урок – исследование в классе - комплекте 2/4 класс  «Кто доброе творит, того зло не вредит»
Файл:

Проект урока.doc - урок – исследование в классе - комплекте 2/4 класс «Кто доброе творит, того зло не вредит»


Все файлы публикации > Проект урока.doc
урок – исследование в классе - комплекте 2/4 класс  «Кто доброе творит, того зло не вредит»

Ленинградская область
Тосненский район
п.. Лисино­Корпус
МКОУ "МАШИНСКАЯ СОШ»
ПРОЕКТ
урока – исследования
в классе ­ комплекте 2/4 класс
«Кто доброе творит,
того зло не вредит»
Учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Арбузова Светлана Владимировна
2010 год
0

урок – исследование в классе - комплекте 2/4 класс  «Кто доброе творит, того зло не вредит»

2 класс
Окружающий мир
Раздел: Природа
4 класс
Литературное чтение
Раздел: Литературные сказки
Урок 21
Тема урока: «Будь природе другом!»
Цели урока:
1) формирование ответственного
отношения детей к природе на основе
объяснения тесных взаимосвязей растений,
животных, и людей;
2) воспитание внимательного бережного
отношения к природе;
3) развитие речи, внимания, памяти,
мышления и воображения учащихся;
умения работать в подгруппах;
4) формирование общеучебных действий
Оборудование:
­ А.А. Плешаков, Н.Н. Гара, З.Д. Назарова
Окружающий мир. Тесты. 2 класс: пособие
для учащихся общеобразовательных
учреждений;
­ А.А. Плешаков
Мир вокруг нас. Учебник для 2 класса
начальной школы, 1­я часть;
­ А.А. Плешаков Окружающий мир.
Рабочая тетрадь 2 класс: пособие для
учащихся общеобразовательных
учреждений, 1­я часть;
­ А.А. Плешаков
От земли до неба. Атлас – определитель
для учащихся начальной школы;
Урок 35
Тема урока: Описание и его роль в
раскрытии характеров главных героев в
сказке В. М. Гаршина «Сказка о жабе и
розе»
(2 урок)
Цели урока:
1) анализ характеров героев сказки В.М.
Гаршина через исследование текста с
последующим доказательством
правильности суждения;
2)воспитание внимательного бережного
отношения к природе, к человеку;
3) развитие речи, внимания, памяти,
мышления и воображения учащихся;
умения работать в подгруппах;
4) формирование общеучебных
действий
Оборудование:
­ Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В.
Голованова
«Литературное чтение » учебник для 3
класса начальной школы, 1­я часть;
­ карточки с заданиями для работы в
подгруппах;
­
­ компьютер,
­ презентация к уроку
1

урок – исследование в классе - комплекте 2/4 класс  «Кто доброе творит, того зло не вредит»

­ компьютер,
­ презентация к уроку
1.Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

(1 мин)
(10 мин)
Ученики 2 класса
получают тест по
теме «Красная
книга»,
самостоятельно
отвечают на
вопросы
2.1. Самостоятельная
работа

( Работа с тестами с.33­34,
задания 77­80)
(7 мин)
(3 мин)
2.2 Работа с учителем

­ Ребята! Проверьте
правильность выполнения теста.
Оцените свою работу.
(Слайд 1)
Ученики 2 класса
сравнивают
правильные
ответы со своими.
Подсчитывают
количество (+), по
шкале
выставляются
оценки.
2.1. Работа с учителем
(7 мин)
­ Дорогие ребята! На прошлом
уроке вы познакомились с
замечательной сказкой
Всеволода Михайловича
Гаршина «Сказка о Жабе и
Розе».
Составим вместе план сказки.
1. В цветнике.
2. Роза распустилась.
3. Старая жаба.
4. Маленький мальчик и
его цветник.
5. Последняя весна.
6. Роза и жаба.
7. Роза поняла, что
погибает.
8. Лучшее происшествие в
жизни розы.
2.2.Самостоятельная
работа

(3 мин)
3.Физминутка
(1 мин)
4.Постановка проблемного вопроса

(1 мин)
­ Сегодня урок у нас будет не совсем обычным. Вам предстоит
быть особенно внимательными, наблюдательными,
доброжелательными друг к другу.
­ Прочитайте русую пословицу:
Кто доброе творит, того зло не вредит.
­ Объясните её смысл.
­ В конце урока, по результатам нашей работы мы постараемся
уточнить смысл пословицы.
Дети высказывают
свои
предположения,
учитель
фиксирует их на
Ученики 4
класса
предлагают
варианты
планов,
составленных
дома, в
результате
обсуждения
получаем план,
учитель
записывает его
на доске.
Ученики 4
класса
Записывают
план в рабочую
тетрадь
Дети
высказывают
свои
предположения
2

урок – исследование в классе - комплекте 2/4 класс  «Кто доброе творит, того зло не вредит»

доске.
Ученики 2 класса
На доске
записывают тему
урока
(12мин)
4.1.Самостоятельная
работа

(Слайд2)
– Пользуясь кодом,
расшифруйте название темы.
(На слайде открывается запись)
4.1. Работа с учителем
(2 мин)
­ Для дальнейшей работы вам
необходимо разбиться на
группы.
, учитель
фиксирует их
на доске.
Ученики 4
класса делятся
на 4 группы.
Ключ к
разгадк
е
ко
169, 4585397 956230!
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9

М

Б

Г

О

П

Р

У

Е

И

Д
Ь
– Тема нашего урока: Будь
природе другом!
(Слайд 4)
4.2. Коллективная работа
(2 мин)
Дети высказывают
своё мнение
­Как вы думаете, есть­ли что­то общее между темой «Будь
природе другом!» и «Сказкой о жабе и розе?»
Ответы детей
­ Да, т.к. и жаба и роза часть природы, в сказке тоже
говорится о взаимоотношениях между природой и человеком.
Дети
высказывают
своё мнение
Ответы детей
­ Абсолютно правильно. В природе всё тесно связано между собой.
Человек сам является частью природы и связан с окружающей
средой: с землей, водой, воздухом и всеми живущими вокруг
живыми организмами. Природа отдает людям свои богатства,
открывает свои тайны тем людям, которые любят ее, терпеливо
наблюдают и бережно, с уважением относятся к ней.
5. Исследование текста. Умозаключения.
(1 мин)
­ Сегодня мы продолжим разговор об охране природы и подумаем
о том, что зависит непосредственно от нас. В ходе урока мы
выведем правила нашего поведения в природе, от которого
зависит состояние окружающей среды продолжим работу над
«Сказкой о жабе и розе» и постараемся ответить на вопрос:
­ С какой целью была написана эта сказка?
­ О чём хотел рассказать нам В.М. Гаршин?
5.1.Самостоятельная
работа

­ Прочитайте материал в
учебнике на с.82­83
5.1 Работа с учителем
(2 мин)

­ Каждая группа получила своё
творческое задание. В
соответствии с планом и
вопросами к тексту, каждая
(2 мин)
Знакомство с
материалом
учебника
Учитель при
необходимости
дает
комментарии к
выполнению
заданий
3

урок – исследование в классе - комплекте 2/4 класс  «Кто доброе творит, того зло не вредит»

Ответы детей
5.2. Работа с учителем
(7 мин)
– В первом классе мы
говорили о том, что не надо
рвать цветы на лугах, в лесах
и ловить бабочек. Почему?
­С цветов пчелы собирают
нектар, они их опыляют и
дают развитие. Бабочки –
опылители растений. А
сорванные цветы все равно
завянут, пока несем до
дома.
Ответы детей
– Почему в лесу надо
соблюдать тишину?
­ Потому что шум, громкая
музыка и крики в лесу
пугают птиц, зверей и
насекомых.
– Правильно. От шума в лесу
все спрячутся и затаятся.
Если ты хочешь увидеть в
природе много интересного и
услышать пение птиц,
жужжание насекомых, писк
лесной мыши – затаись, не
шуми, прислушайся к
шорохам и звукам. Ты – в
гостях у природы, помни об
этом!
– Внимательно рассмотрите
схему. Расскажите с ее
помощью, почему многие
растения и животные
встречаются все реже?
­Люди убивают животных,
вырубают леса, ловят рыб
сетями, ловят сачками
бабочек, срывают цветы,
заводы сливают грязную
воду в водоемы.
Ответы детей
группа подготовит рассказ
1) о цветнике
2) о розе
3) о жабе
4) о детях Васе и Маше
(Приложение 1)
5.2.Самостоятельная работа
(7 мин)
Ученики 4
класса
работают в
группах
на отдельных
листах
4

урок – исследование в классе - комплекте 2/4 класс  «Кто доброе творит, того зло не вредит»

– Правильно, сейчас вы мне
все это рассказали, используя
знаки схемы.
Многие правила поведения в
природе можно сообщить не
только с помощью слов, но и с
помощью условных знаков.
Вспомните знаки, которыми
руководствуются водители на
дорогах. Какие вы знаете
знаки дорожного движения?
На какие три группы их
можно разделить.
­ Запрещающие знаки,
предупреждающие знаки,
разрешающие знаки.
(Слайд 5)
– Охрана растений и
животных – проблема
государственная, а вот мы с
вами можем ли помочь
природе, стать ей другом?
­ Можем: не будем рвать
цветы, ломать деревья,
разорять гнезда и т.д.
– При входе в лес тоже можно
было бы вешать специальные
знаки. Какие? Давайте
познакомимся с некоторыми
из них, которые придумали
герои нашего учебника
Сережа и Надя. Прочитайте
про себя и соотнесите с
изображением на знаках.
Обратите внимание на
изображение знаков. К какой
группе знаков их можно
отнести?
– Какой формы эти знаки?
­ Эти знаки круглой формы.
– Какого цвета у них
окантовка?
­ Окантовка красного цвета.
– О чем это нам говорит? К
какой группе отнесём эти
знаки.
­ Это запрещающие знаки.
– Правильно. Это
Дети приводят
примеры
дорожных знаков.
Ответы детей
Ученики 2 класса
самостоятельно
выполняют
задание (с.83)
Ответы детей
Ответы детей
Учитель
контролируем
выполнение
заданий в
группах, по
необходимости
оказывает
помощь
5

урок – исследование в классе - комплекте 2/4 класс  «Кто доброе творит, того зло не вредит»

запрещающие знаки.
– Давайте зачитаем их и
посмотрим, какими значками
они изобразили эти правила. А
4 класс поможет нам доказать
правильность этих правил с
помощью выполненных ими
заданий.
(слайд 6 «Экологические
знаки» Правил друзей
природы).
Ученики 2 класса
читают вслух
«Правила друзей
природы».
5.3. Коллективная работа
(7 мин)

­ Что вы можете сказать о
розе? Какая она?
­ Роза – это красивый цветок
с приятным ароматом.
Растет кустом, имеет шипы,
цветет с середины лета до
осени.
­ Каким вы представляете
себе майское утро?
­ Ярко светит солнце, все
искрится и играет в лучах
майского солнца
Ответ заранее
подготовленного
ребёнка
Ответы детей.
Умозаключения с
опорой на
жизненный опыт
­ Кто главные герои сказки В.М.
Гаршина?
­ Жаба и роза .
(Слайд7
Изображение жабы и розы)
Брат и сестра.
­ Какой описывает розу автор в
сказке? Прочитайте.


­ Как описывает В.М. Гаршин то
утро?
­ Дует ветерок несущий свежий
запах молодой травки, природа
просыпается от сна, зеленеют
деревья, природа оживает
­ Оживает природа, казалось бы
все хорошо, тогда почему же
плачет роза?
­ Роза растет среди запустения,
поэтому и плачет.
­ Прочитайте отрывок, где
описывается цветник в котором
Ученики 4
класса по
выпаленным
творческим
работам
находят
подтверждение,
с помощью
вопросов
учителя
Ответы детей

Ответы детей 2
группы
Ответы детей,
на основе
анализа
прочитанного
текста.
Ответы 2
группы
Ответы детей1
6

урок – исследование в классе - комплекте 2/4 класс  «Кто доброе творит, того зло не вредит»

Ответы детей
расцвела роза.
группы
­ А разве цветок может плакать?
­ Слезы – это капельки росы,
которые искрятся на листочках
розы.
­ А так ли некрасив был этот
цветник?
Ответы детей
­ Цветник от разрушения стал
нисколько не хуже. Он приобрел
свою индивидуальность.
Ответы детей1
группы
­ Что придало красоту и
индивидуальность этому
запустению?
­ Хмель, повилика, мышиный
горошек скрыли остатки
развалившейся решетки
­ Чертополох стоял, как
деревья
­ Желтые коровяки подымали
свои усаженные цветами
стрелки еще выше
­ Крапива показана темно –
зеленым фоном, которым
можно было любоваться
издали.
­ А вы знаете как выглядят эти
растения и что многие из них
являются лекарственными.
(Слайд
Цветы в цветнике)
­ С кем сравнивает автор
розу? Как называется
литературный прием
обозначающий, изображение
неодушевленного или
абстрактного предмета как
одушевленного
Докажите примерами из текста.
Ответы детей1
группы
Ответы детей

Комментарии
учителя о
лекарственных
растениях
­ Роза распускалась, раскрывала,
плакала, увидела небо,
Ответы детей 2
группы
7

урок – исследование в классе - комплекте 2/4 класс  «Кто доброе творит, того зло не вредит»

Дети читают 1
правило.
Умозаключение с
основой на
жизненный опыт.
Ответы детей
­ Прочитайте 1 и 2 правила.
­ Не будем срывать цветы.
Пусть красивые растения
остаются в природе!
­ Не будем ломать ветки
деревьев и кустарников!
­ Давайте, вместе сделаем
вывод: Для чего нам
необходимы цветы? Почему
нельзя ломать ветки деревьев
и кустарников.
­ Растения делают воздух
чище.
Многие цветы и растения
являются лекарственными.
Нектар цветов необходимы
в жизни многих насекомых.
почувствовала, молилась ит.д.
Эти действия обычно
выполняют люди. Автор
сравнивает розу с человеком,
используя приём олицетворения.
­ О чем могла молиться роза?
­ Она молилась о своей жизни,
чтобы дольше прожить,
принести пользу людям, чтобы
жить в лучших условиях.

­ Цветы приносят людям
радость. Учат видеть
прекрасное.
­ Принесла ли роза из сказки
кому­то радость?
­Да. Роза принесла радость
окружающим её птицам,
бабочкам,пчёлам,соловью.
­ Она очень хотела принести
радость умирающему мальчику.
Умозаключение
с основой на
жизненный
опыт. И анализ
произведения.
Ответы детей
Ответы детей 3
группы
­ Какие чувства у вас
вызывает эта героиня?
­ Жаба не нравится.
­ А какой в сказке представляется
жаба? Прочитайте.
Ответы детей
Ответы детей
Самостоятельная
работа учеников
2 кл. с атласом
определителем
Найдите в Атласе ­
определителе « От Земли до
неба» (с.169) информацию о
жабах. Прочитайте.
­ Она нам неприятна.
­ Какими слова в описании жабы
вызывают негативное отношение к
ней?
­ Она прилипла к сырой земле
плоским брюхом
­ довольно старая жирная
жаба
Ответы детей 3
группы
8

урок – исследование в классе - комплекте 2/4 класс  «Кто доброе творит, того зло не вредит»

­ она охотилась целую ночь за
червяками и мошками
­ под утро уселась отдыхать в
место потенистее и посырее
­ она сидела, закрыв свои жабьи
глаза, едва заметно дышала,
раздувая липкие, грязно­серые
бородавчатые бока
­ ленивая жаба
­ безобразные лапы
­ она ничему не радовалась,
наелась и собралась отдыхать
­ ей доставлял беспокойство
запах розы, но она не обращала
на это внимание, т.к. была
ленивой.
­ Вы считаете, что не только в
художественном произведении, но
и в реальной жизни жабы наносят
только вред?
Ответы детей
9
Ответ заранее
подготовленного
ребёнка
Ответы детей
­ Послушайте сообщение о
жабах ученика 2 класса.
­ Жабы относятся к разряду
земноводных. В России
встречаются два вида жаб.
Серая жаба – крупное,
бесхвостое,
с бородавчатой кожей, до 20 см
в длину существо и зелёная
жаба поменьше до 14 см. Обе
жабы большую часть времени
проводят на суше. Их можно
встретить на лугу, в поле, в
огороде, в лесу. Весной они
ненадолго переселяются в
водоёмы, чтобы отложить икру и
вывести потомство.
Жабы чаще всего выходят на
охоту в тёмное время суток.,
а днём зарываются в рыхлую
почву или прячутся в другие
укрытия. В этих же укромных
местах они зимуют, впадая в
спячку. В жизни жабы занимают
особое место в сообществе луга:
охотятся на насекомых, тем
самым принося пользу. Они
никому не причиняют вреда,
живут по законам природы.
­ Прочитайте 3 и 4 правила.
­Не будем ловить бабочек и
шмелей, стрекоз и других
насекомых!
­ Не будем обижать
лягушек и жаб!

урок – исследование в классе - комплекте 2/4 класс  «Кто доброе творит, того зло не вредит»

­ Давайте составим сравнительную характеристику жабы – героини сказки и жабы – жительницы
луга.

Реальная жаба
Сказочная жаба
Внешний вид.

Бесхвостое земноводное с
бородавчатой кожей.
Особенности
поведения,
характера.
Род занятий.
Залегают в спячку в зимний
период времени.
Питается насекомыми,
поддерживает экологическое
равновесие луга.
Жирная старая с грязно­серыми
бородавчатыми и липкими
боками, с безобразными лапами,
злыми и безобразными глазами.
Не радовалась ни утру, ни
солнцу, ни хорошей погоде.
Ленивая, злая. Может прыгать
только по ровному месту.
Охотилась за червями и
мошками. Хотела «слопать»
прекрасную розу
(Слайд9.Сранительная характеристика жабы)
­ Сделайте, пожалуйста, вывод: чем отличается художественный образ жабы от реального?
­ В сказке В. М. Гаршин добавил в образ жабы человеческие черты, создал отрицательный,
неприятный образ существа, которое уродливо и внешне и даже не способно на нежное доброе
проявление чувств.
­ Почему нельзя ловить насекомых и обижать лягушек и жаб?
­В жизни насекомые и жабы занимают особое место в сообществе луга: насекомые помогаю
растениям луга размножаться , но не все насекомые приносят пользу , а лягушки и жабы
охотятся на вредных насекомых, тем самым принося пользу. Они никому не причиняют вреда,
живут по законам природы.
5.4.Физминутка
(1 мин)
5.5.Самостоятельная
работа

(2 мин)
5.5 Работа с учителем
(2 мин)
Самостоятельная
работа учащихся 2
класса
Прочитайте последнее
правило в учебнике.
Подумайте, почему так нельзя
поступать с дикими
животными?
­ Теперь у нас появляются
новые герои. Кто они?
Какими вы их увидите?
­ Дети. Вася и Маша.
Ответы детей
­ Что вы можете сказать о
мальчике?
­ Ему около семи лет
­ мальчик с большими
глазами и большой головой
на худеньком теле
­ у него счастливые глаза
Ответы детей
10

урок – исследование в классе - комплекте 2/4 класс  «Кто доброе творит, того зло не вредит»

­ он любит свой цветник
­ Какие слова, помогают
понять характер мальчика.
­Вася сидел долго и читал,
­ему был знаком каждый
куст,
­наблюдал часами за
муравьями, ­ радовался
встрече с ежом, боялся его
спугнуть.
­Был слабым, тихим,
кротким мальчиком.
­ Как вы понимаете значение
слова кроткий?
Ответы детей 4
группы
Ответы детей
­ Прочитайте какое толкование
слова кроткий дано в
«Школьном толковом словаре».
(Слайд 10.Значение слова
кроткий.)

­ Кроткий­ Незлобивый,
уступчивый, покорный.
(Кроткое существо. Кроткий.
человек. Кроткая душа).
­ Какими душевными,
человеческими качествами
обладал Вася? Докажите.
­ Вася был добрым
мальчиком, он любил людей
(не капризничал, хотя
чувствовал себя очень плохо)
и природу (умел ценить
красоту природы), был
внимательным и
любознательным (знал
каждый кустик в своём
садике, умел наблюдать),
любил читать.
5.6.Коллективная работа
(2 мин)
­ Какое новое правило
поведения в природе вы
узнали?
­ Не будем ловить диких
животных уносить их
домой!
­ Дикие животные должны
­ Как вы считаете, можно ли
сказать, что Вася любил диких
животных, относился к ним с
заботой.
Докажите эпизодами из
Ответы детей
11

урок – исследование в классе - комплекте 2/4 класс  «Кто доброе творит, того зло не вредит»

охотиться, самостоятельно
добывать себе пропитание

Ответы детей 4
группы
текста.

­ Он садился на корточки
перед стеблем коровяка и
подолгу смотрел как
муравьиный народ бегает
вверх, как муравей
деликатно трогает
трубочки,
­ он смотрел как навозный
жук хлопотливо и усердно
тащит куда­то свой шар,
­ как паук, раскинув хитрую
радужную сеть, сторожит
мух,
­ как ящерица сидит на
солнце,
­ когда увидел живого ежа,
не мог удержаться от
радости, но боясь спугнуть
колючего зверька, притаил
дыхание.
Самостоятельная
работа с
учебником
Ответы детей
6. Подведение итогов урока.
(3 мин)

­ Прочитайте задание в
учебнике внизу
(с. 83)
­ В ходе работы на уроке мы
должны были найти ответы на
вопросы:
­ Какие ещё правила друзей
природы вы можете
предложить?
­ Какой вывод об отношении к
природе вы сделали сегодня
на уроке?
­ С какой целью была
написана эта сказка?
­ О чём хотел рассказать нам
В.М. Гаршин? Постарайтесь
ответить на поставленный
вопрос.
­ В.М. Гаршин хотел
поделиться со всеми тем,
как он понимает красивое и
безобразное, доброе и злое.
Умозаключение с
основой на
жизненный опыт. И
анализ
произведения.
­ Не будем срывать цветы.
Пусть красивые растения
остаются в природе!
­ Не будем ломать ветки
деревьев и кустарников!
­Не будем ловить бабочек и
шмелей, стрекоз и других
насекомых!
­ Не будем обижать
лягушек и жаб!
­ Дикие животные должны
охотиться, самостоятельно
12

урок – исследование в классе - комплекте 2/4 класс  «Кто доброе творит, того зло не вредит»

добывать себе пропитание.
­ Прочитайте ещё раз пословицу. Как вы понимаете смысл этой
пословицы.
­ К природе нужно
относится по доброму и она
отплатит тебе добром.
Доброе отношение ко всему
живому делает людей
лучше.
­ Доброе отношение к
людям, добрые поступки
всегда сильнее зла. Оберегая
природу мы делаемся
добрее.
Тот кто делает добро,
всегда остаётся добрым.
7. Домашнее задание
(3 мин)
На следующем уроке мы
продолжим с вами разговор о
добре и зле в «Сказке о жабе
и розе».
Домашнее задание:
подготовить выразительное
чтение эпизода со слов:
«В эту весну мальчик не
мог…» до конца сказки.
Подумайте кто из героев
сказки «добро», а кто «зло».
Сегодня на уроке вы узнали
очень важные правила
поведения в природе. Я
предлагаю поделиться
полученными знаниями с
нашими маленькими друзьями
– воспитанниками детского
сада.
Домашнее задание:
­ сделать книжку­малышку
в которой нужно нарисовать
знаки и написать правила
поведения в природе
(вам поможет материал
учебника с.83. )
­придумайте и дополните
1­2 правила.
Оценивает
учитель, по
итогам теста
9. Выставление оценок.
(3 мин)
Самооценка работы
в подгруппах
13

Прямая ссылка на скачивание файла: Скачать файл