Урок – конференция по теме: «ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА: СЕГОДНЯ И ЗАВТРА»
Оценка 4.8

Урок – конференция по теме: «ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА: СЕГОДНЯ И ЗАВТРА»

Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
биология
9 кл
11.01.2017
Урок – конференция  по теме:  «ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА: СЕГОДНЯ И ЗАВТРА»
Урок проведен в рамках авторской технологии «Перспектива» Технология создана на основе методов активного обучения. Основой технологии является групповой метод обучения с элементами дискуссии и игры. В технологии также использован прием «цветные шляпы мышления - типы мышления» доктора медицины и психологии Эдварда де Боно Оксфордского университета. Цели урока: 1. Формирование бережного отношения учащихся к природе, природоохранной деятельности 2. Знакомство учащихся с принципами работы в рамках образовательной технологии «Перспектива» Задачи: 1. Познакомить учащихся с основными экологическими проблемами; 2. Показать зависимость всего живого от деятельности человека; 3. Создать условия для развития навыков «взвешенного типа мышления» в ходе совместной деятельности; 4. Способствовать формированию и развитию навыков владения речью в ходе конференции; 5. Организовать работу учащихся в группах, формируя и развивая при этом навыки коммуникативного взаимодействия.
Урок конференция.doc

Примеры применение технологии «Перспектива»

Урок – конференция  по теме:

«Человек и природа: сегодня и завтра»

Автор: Орлова Ольга Поликарповна

 Урок проведен  в рамках авторской технологии «Перспектива» Технология создана на основе методов активного обучения. Основой технологии является групповой метод обучения с элементами дискуссии и игры. В технологии также использован прием «цветные шляпы мышления - типы мышления»  доктора медицины и психологии Эдварда де Боно Оксфордского университета.

Цели урока:

1.         Формирование бережного отношения учащихся к природе, природоохранной деятельности

2.         Знакомство учащихся с принципами работы в рамках образовательной технологии «Перспектива»

Задачи:

1.       Познакомить учащихся с основными экологическими проблемами;

2.       Показать зависимость всего живого от деятельности человека;

3.       Создать условия для развития навыков «взвешенного типа мышления» в ходе совместной деятельности;

4.       Способствовать формированию и развитию навыков владения речью в ходе конференции;

5.       Организовать работу учащихся в группах, формируя и развивая при этом навыки коммуникативного взаимодействия.

Ход конференции:

В рамках технологии разработки и оценки создаются четыре творческие группы. Каждая из групп, поочередно работает в определенной ролевой позиции:

•   Новаторы - «зеленая шляпа» (презентуют свой проект, свою идею остальным членам рабочей группы);

•  Оптимисты - «желтая шляпа» (выделяют все положительные, выгодные, позитивные моменты презентуемого проекта);

•  Пессимисты - «черная шляпа» (выделяют все отрицательные, непродуманные, неучтенные моменты презентуемого проекта);

•  Эксперты - «синяя шляпа» (обобщают и анализируют полученную информацию, оценивают работу каждой творческой группы с точки зрения поставленной перед данной группой цели деятельности по 10-бальной шкале, обосновывают свое мнение).

Сама технология предусматривает четыре этапа - четыре раунда (по количеству созданных, творческих групп). На каждом из этапов отдельной творческой группе предлагается поработать в разных ролевых позициях: сначала в роли новаторов, затем в роли оптимистов, затем - пессимистов, затем - экспертов. Таким образом, все участники пробуют себя в разных ролях и одновременно имеют возможность «взглянуть» на свою собственную идею с разных точек зрения.

Каждый этап-раунд длится около 10 минут:

·         3-4 минуты – выступление «новаторов»;

·         2 минуты – работа в группах оптимистов, пессимистов, экспертов по выявлению позитивных и негативных моментов в представленной идее, обобщению и анализу полученной информации;

·         2 минуты – выступление оптимистов и пессимистов (по 1 минуте на каждую группу);

·         2 минуты – работа группы экспертов по определению эффективности работы каждой подгруппы с точки зрения поставленных перед данной подгруппой целей деятельности; работа каждой группы оценивается экспертами по 10 –бальной шкале, оценка объявляется и обосновывается.

·         0.5 минуты - смена ролевых позиций для групп. Важным моментом использования метода «Шесть шляп» в рамках технологии  разработки и оценки идеи является возможность выразить свои эмоции  и чувства (т.е. оказаться под полями «красной шляпы») только в перерывах между раундами. Если кто-либо  из участников творческой группы во время работы позволяет себе эмоциональные оценки, обсуждение с коллегами, то данная группа получает штрафное очко.

Критерии оценивания группы новаторов: достоверность излагаемого  материала, использование дополнительной литературы, опора на жизненный опыт (примеры из жизни), четкость речи.

Критерии оценивания пессимистов и оптимистов: если группа экспертов смогла выделить дополнительные плюсы или минусы, то она имеет право снизить на балл за каждый дополнительный плюс или минус оценку группам оптимистов и пессимистов.

     Оценка экспертов, а также штрафные очки заносятся в сводную таблицу следующего вида:

Группы

Новаторы

Оптимисты

Пессимисты

Штрафы

Итого

1 группа

 

 

 

 

 

2 группа

 

 

 

 

 

3 группа

 

 

 

 

 

4 группа

 

 

 

 

 

Суммарно по времени четыре раунда займут около 40-42 минут.

3-5 минут - завершающая часть занятия, выводы..

Длительность занятия - 45 минут.

Подготовительный этап - работа под полями «белой шляпы».

Всем ученикам предлагается прочитать дома страницы   учебника, просмотреть дополнительный материал (который учащиеся находят самостоятельно) и  подумать над проблемой «Как нам нужно жить сегодня, чтобы получить шанс увидеть завтра?»

Все учащиеся заранее разбиваются на подгруппы. Каждая подгруппа заранее получает задание- вопрос, о котором необходимо будет рассказать на предстоящем уроке - конференции:

- Как действует антропогенный фактор на глобальный климат планеты? – 1 группа

- Куда деть мусор? – 2 группа

- Как сохранить видовое разнообразие жизни? – 3 группа

- К чему приведет массовое сведение лесов? – 4 группа

Ход урока.

Уважаемые ребята!

 Мы собрались сегодня для того, чтобы обсудить воздействие человека на окружающую среду, которое приняло угрожающие масштабы. На нашей конференции присутствуют ведущие специалисты – экологи, биологи, технологи и лесоводы..

Для работы мы создадим 4 творческие группы, и каждая группа будет работать над своим вопросом в рамках рассматриваемой сегодня проблемы.

Следует особо сказать о том, что каждая группа на определенном раунде будет работать в определенной ролевой позиции:

·                                                        Одна группа будет «оптимистами». Что вы будете делать?

-Отмечать в выступлении все положительное.

·                                                        Другая группа – «пессимисты». Что будет делать эта группа?

-Отмечать в выступлении все отрицательное.

·                                                        Третья группа – «эксперты».

- Оценивать работу групп новаторов, оптимистов и пессимистов.

·                                                        Четвертая группа - «новаторы». Эта группа будет выступать по конкретному вопросу, который был предложен для обсуждения членам подгруппы заранее.

            В конце урока мы  поведем итоги, узнаем, кто, по вашему мнению, более удачно выступил на нашей дискуссии. Группа будет получать штрафные очки, если во время выступления кто-то из участников подгруппы будет делать замечания вслух, обсуждать свои вопросы, другими словами вести себя некорректно по отношению к другим товарищам.

1 раунд: Выступление первой группы.

Как действует антропогенный фактор на глобальный климат планеты??

Тезисы выступления учащихся:

- Человек влияет на климат своей деятельностью.

- Деятельность человека оказывает ощутимое влияние на круговорот многих химических элементов.

- В результате хозяйственной деятельности в последние десятилетия в атмосферу выбрасывается огромное количество химических соединений.

- Человек дышит загрязненным воздухом, пьёт загрязненную воду, употребляет в пищу продукты питания, в которых содержатся загрязняющие вещества.

- Уменьшение содержания озона в атмосфере по причине применения фреонов, хлорагентов, растворителей, разрушающих озон.

- Проблема кислотных дождей, связанная  с техногенными выбросами сернистых соединений, оказывает отрицательное влияние на почву и растительность.

Выступление закончено, каждая группа  работает в своей ролевой позиции, обсуждает положительные и отрицательные моменты выступления.

Оптимисты:         

·                  Ребята  выступали очень организованно.

·                  Обосновали вред хозяйственной деятельности человека на окружающую среду.

·                  Рассказали о цепи загрязнения.

·                  Чётко сформулировали вывод.

Пессимисты:

·                       Ребята не указали источники загрязнения: промышленные предприятия, транспорт и др.

·                       Они рассказали о цепи загрязнения, но не указали на неё.

·                       Катя слабо знает материал.

Эксперты:

·                                 К сказанному мы хотим добавить, что ребята убедительно, чётко говорили, было интересно слушать.

·                                 Хорошо и во время Надя изобразила схему «Пути поступления загрязняющих веществ в организм человека».

·                                 Мы думаем, что выступление было бы более интересным, если бы ребята нашли примеры из жизни о существующих цепях загрязнений.

Новаторам ставим 9 баллов. Оптимистам ставим 8 баллов. Пессимистам – 9 баллов.

Меняются ролевые позиции. Теперь каждая группа будет работать под полями другой «мыслешляпы».

2 раунд: Выступление второй группы.

Вопрос: как защититься от загрязнённого воздуха?

Тезисы выступления учащихся?

- Мы дышим загрязнённым воздухом по вине фабрик, заводов.

- Чтобы защитить себя, надо соблюдать некоторые правила.

- Ходить лучше по тем улицам, где меньше ездит машин.

- Не следует останавливаться на улице возле автомобиля с работающим двигателем.

- Не следует долго задерживаться в местах, где накурено.

- Гулять лучше там, где больше зелени.

- Дома надо разводить комнатные цветы.

Выступление закончено, каждая группа  работает в своей ролевой позиции, обсуждает положительные и отрицательные моменты выступления.

Оптимисты:

·                     Молодцы, перечислили все способы защиты от загрязнённого воздуха.

Пессимисты:

·                     Перечислили только те способы, которые указаны в учебники, не воспользовались дополнительной литературой.

·                     Не сказали, что спортом и физкультурой надо заниматься там, где больше зелени.

·                     Не все комнатные растения очищают воздух.

    Эксперты:

·                     Ребята- новаторы говорили четко, понятно.  Все, что было в учебнике, ребята рассказали хорошо.

·                     Было бы интересно услышать, а существуют ли у нас в крае источники загрязнения воздуха?

·                     Пессимисты правы, что надо было привлечь дополнительную литературу.

Новаторам ставим 9 баллов. Оптимистам ставим 9 баллов. Пессимистам – 10 баллов.

Меняются ролевые позиции.

3 раунд: Выступление третьей группы.

Вопрос: как защититься от загрязнённой воды?

Тезисы выступления:

-  В загрязнённых водоёмах нельзя купаться, а тем более пить воду.

- В дома поступает хлорированная вода, а хлор вреден для человека.

- Воду надо очищать с помощью бытового фильтра.

- Если нет фильтра, отстаивать воду целые сутки в открытой посуде.

- Пить лучше кипяченую воду.

Выступление закончено, каждая группа  работает в своей ролевой позиции, обсуждает положительные и отрицательные моменты выступления.

Оптимисты:

·                     Андрей и Вова хорошо рассказали о том, как защититься от загрязнённой воды. Говорили без запинки.

·                     Использовали дополнительную литературу.

·                     Никита нарисовал  рисунок на доске о том, как происходит загрязнение воды.

Пессимисты:

·                     Не всегда следили за речью товарищей, перебивали, торопились.

          Эксперты:

·                     Рассказывал каждый сам по себе, не видно групповой работы.

·                     Не рассказали об источниках загрязнения воды.

Новаторам ставим 8 баллов. Оптимистам ставим 10 баллов. Пессимистам – 8 баллов.

Меняются ролевые позиции.

4 раунд: Выступление четвертой группы.

 Вопрос: как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества?

Тезисы выступления:

- Не стоит собирать ягоды и грибы около дорог.

- Следует всегда мыть овощи и фрукты.

- Не надо есть рыбу, выловленную в загрязнённой воде.

- Не ешьте продукты, у которых истёк срок хранения.

Оптимисты:

·                     Даша хорошо рассказала о том, что было в учебнике.

·                     Девочки привели собственные примеры из жизни.

 Пессимисты:

·                     Девочки не указали, что мыть овощи и фрукты надо кипячёной водой.

·                     Нельзя  собирать грибы и ягоды около свалок.

·                     Не сказали о том, что фрукты надо мыть не только для того, чтобы смыть грязь. Ведь их ещё обрабатывают ядохимикатами, которые вредны для нашего организма.

 Эксперты:

·                     Мы думаем, что группе следовало бы воспользоваться дополнительной литературой. Например, можно было бы рассказать о том, как правильно использовать удобрения для растений при их выращивании. Ведь использование большого количества удобрений делает овощи и фрукты вредными для здоровья.

·                     Группа работала дружно, ребята слушали друг друга.

Новаторам ставим 9 баллов. Оптимистам ставим 9 баллов. Пессимистам – 9 баллов.

Заполняем таблицу, считаем очки.

Группы

Новаторы

Оптимисты

Пессимисты

Штрафы

Итого

1 группа

9

9

8

 

26

2 группа

9

8

9

 

26

3 группа

8

9

9

- 1

25

4 группа

9

10

10

 

29

 

Победившая группа выходит на награждение. Все  поздравляют. Учитель вручает каждому значок «Эколог».

Молодцы, ребята! Вы очень хорошо поработали. А можете ли вы сказать, почему у одной группы стоят штрафные очки?

Ответ детей: штрафы у одной группы за то, что мальчики не всегда слушали рассказы своих товарищей и мешали слушать другим.

Дорогие ребята! Поняли ли вы что такое экологическая безопасность? Давайте проверим. А сделаете вы это дома, ответив на вопросы теста. Каждому ребенку предлагается текст теста, состоящего из семи вопросов. Каждый вопрос имеет шесть вариантов ответов, два их которых правильные.

Пример вопросов теста и правильных ответов на каждый вопрос:

1.                              Что такое цепь загрязнения?

·                                                         загрязняющие вещества попадают в реку;

·                                                         загрязняющие вещества попадают в организм растений, животных, а затем оказываются в продуктах питания.

2.                              Какими путями в организм человека попадают вредные вещества из окружающий среды?

·                                                        через воду, воздух, почву;

·                                                        через воздух, воду и продукты питания.

3.                              Что такое «экологическая безопасность»?

·                                                        как растения и животные, люди, живут вместе, влияют друг на друга и окружающую среду;

·                                                        экологическая безопасность – это защита от вредного действия загрязнённой окружающей среды.

4.                              Как можно себя защитить от загрязнённого воздуха?

·                                                        отойди в сторону;

·                                                        не задерживайся в тех местах, где грязный воздух.

5.                              Как защититься от загрязнённой воды?

·                                                        не пей грязную воду;

·                                                        научись пользоваться бытовым фильтром.

6.                              Какие правила личной экологической безопасности связаны с продуктами питания?

·                                                        мой овощи и фрукты;

·                                                        пользуйся экологически чистыми продуктами.

7.                              Цепь загрязнения.

·                                                        вытоптанные тропинки;

·                                                        сжигание листвы, гибель насекомых, дым (ядовит).

Личные педагогические выводы

Ребята ответственно отнеслись к проводимому занятию. Работали с интересом, увлечённо. Желание правильно донести нужную информацию  слушателям, поддержка своих товарищей, доброжелательность к соперникам отмечалась всеми участниками занятия.

Следует обратить внимание на момент в ходе занятия, когда одна из групп выразила недовольство полученной оценкой, и завязался спор. После занятия все вместе проанализировали причину и поняли, что  необходимо очень четко и тщательно вырабатывать критерии оценивания каждой подгруппы, и экспертам следует придерживаться выбранных критериев. В процессе подготовительного этапа ребятам были предложены следующие критерии:

В процессе анализа занятия стало ясно, что важным является такой критерий, как сплоченность в работе группы. Ребята поняли, как сложно объективно оценить любую работу и что важно четко определять критерии оценивания.

Дети получили удовольствие от проведенного занятия.

Литература.

1.                              Т.А. Прищепа «Качество мышления – основной ресурс успешности». Методическое пособие, Институт средств и методов обучения, 2004 год.

2.                              А.А.Плешаков «Мир вокруг нас». Учебник для 3 класса. Часть 2., 2004 год.

3.                              Т.Ю.Целеусова, Т.В. Максимова  «Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир». 3 класс., 2004год.

4.                              В.А. Ананьева «Преподавание основ охраны природы в начальной школе». Томск, 1994г.


Примеры применение технологии «Перспектива»

Примеры применение технологии «Перспектива»

Шесть шляп» в рамках технологии разработки и оценки идеи является возможность выразить свои эмоции и чувства (т

Шесть шляп» в рамках технологии разработки и оценки идеи является возможность выразить свои эмоции и чувства (т

Выступление первой группы. Как действует антропогенный фактор на глобальный климат планеты??

Выступление первой группы. Как действует антропогенный фактор на глобальный климат планеты??

Пессимисты: · Перечислили только те способы, которые указаны в учебники, не воспользовались дополнительной литературой

Пессимисты: · Перечислили только те способы, которые указаны в учебники, не воспользовались дополнительной литературой

Эксперты: · Мы думаем, что группе следовало бы воспользоваться дополнительной литературой

Эксперты: · Мы думаем, что группе следовало бы воспользоваться дополнительной литературой

Ребята ответственно отнеслись к проводимому занятию

Ребята ответственно отнеслись к проводимому занятию
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.01.2017