Урок – проект как интерактивная форма обучения
Оценка 4.7

Урок – проект как интерактивная форма обучения

Оценка 4.7
Руководства для учителя
doc
окружающий мир
3 кл
11.01.2017
Урок – проект как интерактивная форма обучения
Новые образовательные стандарты- новый формат урока.Тема «Урок – проект как интерактивная форма обучения».Выступление на районной методической конференции рассказывает о новой интерактивной форме обучения.Урок-проект рассмотрен на основе урока окружающего мира в 3 классе по программе Плешакова УМК "Школа России", проведённого на региональном этапе всероссийского конкурса 2учитель года 2016".Урок – проект как интерактивная форма обучения. Выступление на районной методической конференции.
конференция янв 17.doc
Секция: Новые образовательные стандарты­ новый формат урока. Тема «Урок – проект как интерактивная форма обучения» Игнатьева Наталья Борисовна учитель начальных классов МБОУ  «Локнянская средняя общеобразовательная школа» Цель обучения в современной школе состоит не только в накоплении знаний,  но и в подготовке школьника как субъекта образовательной деятельности.  Поэтому одним из главных требований к современному уроку является  необходимость организации активной познавательной деятельности  школьника, приобретение им личностно­значимых знаний и умений. Этим во  многом объясняется и растущий интерес к такой форме самостоятельной  творческой работы учащихся, как проект. В методической литературе активно используется термин «проектная  деятельность». Но чаще всего под проектной деятельностью понимается  самостоятельная творческая разработка определенной темы с последующим  отчетом о результатах проделанной работы.  Технология урока­проекта как особой формы урока разработана в  методической литературе крайне мало. Что же такое урок­проект? Я расскажу об этом на примере урока­проекта  по  учебному предмету « Окружающий мир»в 3 классе на тему «Сохранение  природы родного края. Заповедник «Полистовский»"  УМК « Школа России». Тип урока: открытие нового знания, проведённого мной на региональном  этапе конкурса «Учитель года 2016» Урок­ проект –это форма урока, которая предполагает изучение темы урока путем   выполнения   логически   последовательного   ряда   творческих   заданий, предлагаемых   учителем,   обсуждение   и   материализацию   результатов, представление их участникам проекта. Одно из требований к уроку­проекту – концептуальная целостность (композиционная, содержательная, идейная): он должен   обладать   логической   завершенностью,   в   ходе   проекта   обязательно реализуется так называемая Я­концепция (через призму изучаемого материала выход   на   личность   ребенка).   Это   одно   из   главных   отличий   проекта   от традиционного   урока   и   одна   из   главных   причин,   позволяющая   говорить   о проекте   как   интерактивной   форме   обучения.   Личность   ученика   не   менее важна, чем предмет изучения, и столь же интересна. Цель урока­проекта не только в получении определенных   знаний, но и в активной самореализации уникальных   возможностей   каждого   ребенка,   самореализации   личности. Проект требует от участников значительного интеллектуального напряжения, эмоциональной отдачи. Поэтому задачи моего урока, направленные на достижение личностных результатов обучения таковы: создать условия, позволяющие формировать экологическую культуру, нравственно­этическую ориентацию учащихся    на принятые   моральные   нормы;     понимать   красоту   и   значение     природы   для самого человека и для живых существ; развитие личности учащихся, развитие психических   познавательных   процессов;   сохранение   эмоционального равновесия; воспитание чувства патриотизма.  Центральной организующей структурой класса на уроке­проекте становится  группа. Атмосфера творческой группы создает условия как для  самореализации возможностей каждого из ее участников, так и для  проявления взаимной поддержки и помощи; дает уникальную возможность  коммуникативного опыта, опыта принятия совместных решений. Исходя из  этого коммуникативные задачи моего урока: создать условия для  формирования  навыков взаимодействия при работе в группе;    формулировать собственное мнение и позицию; строить понятные для  партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;  содействовать развитию умений  планировать   учебное  сотрудничество –  договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности Проект существенно изменяет функцию учителя на уроке: определяющая  роль принадлежит ему лишь на этапе подготовки (определение темы, цели  проекта, видов деятельности, подготовка оборудования),  собственно на  уроке учитель – модератор. Основной задачей учителя становится создание на уроке атмосферы психологического комфорта. Свой урок я начала с создания положительного эмоционального настроя и приветствия. Модератор   наблюдает, советует, обеспечивает плавный логический переход от одного  вида деятельности к другому, дает сигнал к началу и окончанию работы. На  уроке я исполняла роль директора заповедника, ученики были сотрудниками  моего заповедника. Традиционный урок чаще всего затрагивает только рассудок, не включает  чувства, эмоции человека, а значит, не несёт личностного смысла. Главный  принцип проекта – включение в работу и рассудка, и сердца, и рук.  Использование нестандартных приемов работы, особых видов проектной  деятельности позволяют осуществлять познавательную деятельность  учащихся через ощущения и переживания. Для урока­проекта выбирается интересная тема, часто размышление над  проблемой.  На уроке я предложила детям стать участниками сетевого проекта «Любим  Псковщину», одной из страниц которого будет запись телепередачи для детей «С кочки на кочку» об уникальности природного заповедника  «Полистовский».  Важный этап урока – формирование команд; оно происходит на достаточно  демократической основе, однако прием комплектования всякий раз меняется  (эмблемы, карточки разных цветов, на которых «рассыпаны» стихотворные  строки, мозаика, предметы, имеющие отношение к изучаемому материалу и т.  д.). Учитель должен привнести момент неожиданности, интриги, что позволит  создать творческую группу, исходя из интереса участников проект к  определенному материалу, проблеме, идее, ассоциативного восприятия  окружающего мира, а не из приятельских или иных соображений. После того  как команды сформированы, учитель предлагает познакомиться с памяткой  участников проекта. Второй этап урока – инициирование проекта, эмоциональный толчок,  подготавливающий определенный настрой всей дальнейшей работы. Для этого я использовала замечательное стихотворение о своей малой родине и  небольшой  видеоролик.  В центре находится ключевое слово, понятие,  проблема, обозначенная в названии проекта –охрана уникальной природы  родного края. Центральный этап урока – это развитие проекта. На моём уроке задания, выстроенные  в логической последовательности,  учитывая нарастающую сложность, чередование видов деятельности,  требующие проявления разнообразных способностей были объединены для  каждой группы в рабочие листы. Обучающиеся смотрели обучающие фильмы, видеосюжеты, слушали  аудиозаписи, проводили мини­ исследования, изготавливали коллаж.  Сделанные выводы дети записывали в шаблон сценария телепередачи. Последний этап (презентация работы) – это крайне важный момент  обобщения, где происходит логическое и эмоциональное завершение проекта.  Важное место на уроке­проекте занимает момент театрализации: на нашем  уроке ученики инсценировали запись телепередачи по совместно  составленному сценарию. Проект завершен; изучение темы будет расширено и углублено на других  уроках, но главное состоялось: произошло приближение к сокровенному,  знание приобрело эмоциональную наполненность, стало личностно­значимым.  Ученики сделали вывод, что они стали чуточку мудрее после нашего урока,  научились сами добывать знания из разных источников информации, были  исследователями, сумели сделать выводы и в интересной форме представить эти выводы одноклассникам, были артистами и сценаристами. То есть через  развитие  Я­концепции личность ребёнка получила развитие. В отличие от традиционных форм урока, где на долю ученика чаще всего  выпадает статическая роль слушателя, а деятельность ограничивается  немногими функциями: слушаю, говорю, пишу – проект позволяет в рамках  одного урока попробовать свои силы в самых разных амплуа: актера,  режиссера, чтеца, оратора, сочинителя, исследователя, художника­ оформителя. Урок­ проект – гибкая, открытая форма обучения, где в процессе  сотворчества ученика и учителя рождаются новые  разнообразные формы,  виды, приемы познавательной деятельности на уроке, где мотивация обучения достигает уровня мотивации самосовершенствования, способствует  личностному росту человека. Проектное обучение – полезная альтернатива классно­урочной системе, но  отнюдь не должна вытеснять ее. Урок­проект не самоцель, не единственная  форма обучения. В сочетании с другими, традиционными и нетрадиционными  видами обучения проект поможет сделать процесс познавательной  деятельности разнообразнее и интереснее, даёт возможность получить   радость от учения, сформировать у детей позитивное отношение к школе.

Урок – проект как интерактивная форма обучения

Урок – проект как интерактивная форма обучения

Урок – проект как интерактивная форма обучения

Урок – проект как интерактивная форма обучения

Урок – проект как интерактивная форма обучения

Урок – проект как интерактивная форма обучения

Урок – проект как интерактивная форма обучения

Урок – проект как интерактивная форма обучения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.01.2017