Урок биологии в 5 классе по теме "Значение животных в природе и жизни человека".
Оценка 4.6

Урок биологии в 5 классе по теме "Значение животных в природе и жизни человека".

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
биология
5 кл
06.01.2017
Урок биологии в 5 классе по теме "Значение животных в природе и жизни человека".
Урок открытия нового. Структура урока соответствует требованиям к современному уроку в рамках ФГОС ООО. Цели урока: 1. Предметные: сформировать представление о значении животных в природе и жизни человека. 2. Метапредметные: учить анализировать, делать выводы, оценивать и корректировать свою деятельность, работать в группе. К конспекту прилагается приложение.
урок курсы.docx
Тема: Значение животных в природе и жизни человека. Цели урока: 1. Предметные: сформировать представление о значении животных в  природе и жизни человека. 2. Метапредметные: учить анализировать, делать выводы, оценивать и  корректировать свою деятельность, работать в группе. Задачи: 1. Предметные: путём поиска информации в научном тексте  сформулировать значение животных и заполнить кластер по данной теме. 2. Метапредметные: проанализировать предложенные тексты о различных  представителях животного мира и сделать вывод о значении животных. Ход урока 1. Мотивация. Есть ли у вас любимые домашние животные? За что вы их любите? Что они значат для вас? Расскажите немного о своих питомцах (заслушать 3 – 4 человек). У меня тоже есть два кота и собака. Я очень люблю их, а они дарят мне свою любовь.  Но животный мир так многообразен и многочислен. Какое значение для человека и всей природы имеют и все остальные представители этого мира? 2. Актуализация знаний. Давайте попытаемся ответить на этот вопрос. Дети   дают   свои   варианты   ответов,   учитель,   внимательно   слушая, задаёт вопрос о значении тех типов животных, о которых дети ничего не скажут.   Например,   а   какое   значение   в   природе   и   для   человека   имеют представители типа Простейших? Предлагаю   в   ходе   сегодняшнего   урока   выяснить,   каково   же   значение животных в природе и для человека. Давайте сформулируем тему сегодняшнего урока: «Значение животных в природе и жизни человека» (тему формулируют сами дети). Какова будет цель нашей работы? Дети дают варианты. Цель: установить значение животных в природе и в жизни человека. 3. Планирование деятельности. Как мы будем выстраивать свою работу на уроке? Предложения детей: ­можно найти ответ в учебнике или в Интернете; ­выписать в тетрадь в виде таблицы (схемы); ­ выполнить иллюстрации и др. Но   животный   мир   очень   многообразен,   а   урок   короток.  Как   мы   можем изучить материал и уложиться во времени? Можно поработать в группах. Верно, и я предлагаю поработать в группах. Каждая группа получит свой текст,   проанализировав   который,   установит   значение   представителей   типа Простейшие,   Беспозвоночные   и   Позвоночные   (1   группа   –   Земноводные, Пресмыкающиеся, Рыбы и 2 группа – Птицы, Млекопитающие). Итак, предложена работа с таблицей. Какой будет эта таблица: сколько столбцов, какие? Учитель   должен   подвести   детей   к   тому,   что   значение   животного мира может быть положительным и отрицательным. Дети предлагают вариант таблицы: Положительное значение Отрицательное значение        Каждая группа будет работать со своей особой информацией. А как же вы будете презентовать результаты своей работы? Предложения детей: ­   один   человек   от   каждой   группы   представит   всем   полученные результаты; ­ затем можно разместить результаты работы каждой группы в одну таблицу или кластер (если дети не назовут этот приём, учитель может предложить его сам). Таким образом, ещё раз проговорим план работы: ­ прочитать текст; ­ выбрать нужную информацию и занести её в таблицу;       ­ представить полученный результат ребятам;       ­ заполнить финальный кластер по теме урока. Все пункты плана проговаривают дети. 4. Выполнение деятельности. Работа в группах (тексты для каждой группы даны в Приложении 1). Результат работы группы – заполненная таблица: Положительное значение Отрицательное значение Презентация выводов каждой группы (по одному человеку от каждой группы зачитывают полученные результаты). Заполнение   кластера   (Приложение   2),   можно   дополнить   его картинками (с целью лучшего запоминания). 5. Рефлексия. Где вы сможете использовать полученный вами кластер? Варианты ответов детей: ­ использовать в дальнейшем изучении биологии; ­ рассказать с его помощью о роли животных ребятам других классов; ­ оформить стенную газету (плакат); ­ рассказать родителям. А   теперь   я   предлагаю   вам   сравнить   полученный   нами   кластер   с   тем вариантом, который я приготовила заранее. Оцените, как вы справились с данным заданием? Достигли ли вы цели урока? Что было главным на уроке? Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке? Что нового вы узнали? Что было интересным? Чему научились? Далее учителем выставляются отметки за работу на уроке каждой группе.       Если бы вы были учителями, какое домашнее задание вы предложили бы в  конце такого урока? ­повторить материал по учебнику; ­составить вопросы по теме; ­ написать рассказы о своих домашних животных и др.        Согласна. Я предлагаю вам написать рассказ из 4 – 5 предложений о своих любимцах, о том, какую роль они играют в вашей жизни. Можете дополнить  их иллюстрациями.         На этом урок окончен. Значение простейших в природе и жизни человека Значение   свободноживущих   простейших.  Простейшие   как   самые маленькие представители животного мира являются основой цепей питания всех водных сообществ. При этом  с одной стороны, они очищают водоёмы от загрязнения   органическими   остатками,   с   другой,   –   являются   пищей   для многих водных животных (личинок, мальков, мелких ракообразных и др.). Приложение 1 Многие   из   простейших   служат   показателями   (индикаторами)   чистоты воды.   Так,   высокая   численность   эвглен   и   инфузорий   некоторых   видов свидетельствует о загрязненности воды органическими веществами. В более чистой воде живут трубачи, спиростомумы, инфузории­туфельки, а в воде с малым   содержанием   органических   и   большим   количеством   минеральных веществ живет обычно амеба обыкновенная.  По остаткам вымерших одноклеточных животных геологи находят места залежей нефти и других полезных ископаемых.   Простейшие   –   обитатели   почв   выполняют   важнейшую почвообразовательную работу. Жившие   миллионы   лет   назад   раковинные   амёбы   фораминиферы, опускаясь на дно, образовали многометровые толщи мела и известняка. Из известняка   были   построены   египетские   пирамиды,   дворцы   древней   Руси, старые здания многих городов России, Франции, Италии и других государств. Значение   паразитических   простейших.  Среди   простейших   имеется множество   паразитов,   вызывающих   тяжелые   заболевания   у   человека   и животных. Из болезней человека, вызываемых простейшими, опасны такие, как амёбная дизентерия, амёбный менингит, токсоплазмоз, сонная болезнь, малярия. Некоторые виды простейших приспособились к паразитированию на растениях. С   пищей   и   водой   в   пищеварительный   канал   могут   проникнуть болезнетворные микроорганизмы. Многие из них гибнут в полости рта под влиянием   веществ   слюны.   Некоторые   микробы   обезвреживаются   соляной кислотой желудочного сока и веществами желчи. Но есть микроорганизмы, устойчивые   к   действию   этих   веществ.   К   таким   организмам   относится, например   дизентерийная   амёба.   У   нее   короткие   и   широкие   ложноножки. Живет она обычно в толстом кишечнике человека, питаясь его содержимым и не   вызывая   болезненных   явлений.   Однако   эти   амебы   могут   внедряться   в слизистую оболочку кишечника и питаться клетками крови – эритроцитами, вызывая   таким   образом   заболевание   (амёбную   дизентерию)   и   нанося   вред здоровью человека. Если не прибегать к лечению, то эта болезнь переходит в хроническую форму, ведет к тяжелому истощению человека, а иногда – и к смерти. Дизентерийные амебы способны образовывать цисты, которые долго могут переносить неблагоприятные условия. При сильном заражении больной дизентерией   выводит   из   своего   организма   до   300   млн   цист   ежедневно. Проглоченные цисты служат для человека источником заражения. Лямблии,   поселившись   в   кишечнике   человека,   приводят   к   кишечным расстройствам. Яды, выделяемые паразитическими простейшими, отравляют организм. Ещё   один   представитель   болезнетворных   простейших   –   малярийный плазмодий,   относящийся   к   типу   споровиков.   Это   простейшие   животные, ведущие   паразитический   образ   жизни   и   обитающие   внутри   клеток   других организмов. В кровь человека малярийный  плазмодий  проникает при укусе малярийного комара на стадии очень мелких (длиной 5­15 мкм и шириной 1 мкм)   червеобразных   одноядерных   клеток.   Они   с   током   крови   попадают   в печень   человека,   где   растут   и   размножаются   делением.   Образовавшиеся   в процессе   размножения   клетки   попадают   в   кровяное   русло   и   внедряются   в эритроциты, где также размножаются. При сосании крови больного человека малярийным   комаром   плазмодии   попадают   в   желудок   насекомого.   Там происходит половое размножение малярийного плазмодия, в результате чего снова образуется множество очень мелких клеток. Они проникают в слюнные железы комара, а в момент укола комаром через его хоботок в кровь человека вновь проникают паразиты. Значение беспозвоночных в природе и жизни человека Огромна   роль   беспозвоночных   в   круговороте   веществ   в   природе, перемещения их на нашей планете. В большой мере благодаря деятельности беспозвоночных   экологические   системы   Земли   представляют   собой естественные безотходные производства. Здесь ничто не пропадает. Все идет на   пользу   кому­то,   превращается   во   что­то,   возвращается   в   природу   в первоначальном виде. Растения   усваивают   солнечную   энергию.   Беспозвоночные   —   главные потребители растений. Одни (личинки различных жуков, мух, бабочек­совок и др.) поедают корни; другие (короеды, усачи) — ветки, стволы; третьи (тли, жуки­листоеды, гусеницы бабочек, некоторые клещи и др.) — листья. Но все они сами служат добычей для хищных жужелиц, божьих коровок, муравьев, птиц, лягушек, зверей. Всевозможные остатки самих животных и их деятельности тоже находят потребителей среди дождевых червей, личинок мух,   мокриц,   многоножек,   работу   которых   доканчивают   микроорганизмы, возвращающие   почве   когда­то   забранные   у   нее   неорганические   вещества. Большую роль играет кипучая деятельность этих малозаметных, еле видимых и невидимых невооруженным глазом организмов в образовании почвы. Такие же пищевые связи существуют и в Мировом океане. Фитопланктон поедается   зоопланктоном   —   мелкими   ракообразными,   которые   служат кормом для рыб, китов, птиц. А там, где в массе скопляются морские птицы, на их отходах, удобряющих воду, кормится фитопланктон. Такие места — самые богатые  рыбой  и  другими  морскими организмами и издавна служат человеку главными местами промысла. Без насекомых пропала бы почти вся растительность, ведь 80% растений, чтобы дать семена, должны быть опылены насекомыми — пчелами, шмелями, осами, мухами, бабочками, жуками, муравьями. Давно   известен   людям   экономичный,   надежный   и   безвредный биологический метод борьбы с вредителями лесного и сельского хозяйства, использующий их естественных врагов—хищных беспозвоночных или таких, которые вызывают болезни у вредителей, не принося вреда другим животным. Постепенно   человек   стал   разводить   необходимых   ему   беспозвоночных животных. Так, более 4 тыс. лет назад был одомашнен тутовый шелкопряд, издавна   одомашнена   пчела   медоносная.   Устриц,   морских   гребешков, жемчужниц, губок разводят на морских фермах; виноградных улиток — на суше; а на специальных биофабриках — божьих коровок, наездников и других насекомых для борьбы с вредителями. Многие из беспозвоночных — раки, крабы, креветки, моллюски, трепанги, морские   ежи,  виноградные  улитки,  саранча,  личинки  жуков  и  другие  —  с очень далеких времен человек использует в пищу. Постоянно увеличивается добыча беспозвоночных в Мировом океане. Только двустворчатых моллюсков ежегодно добывается почти 1,5 млн. т, головоногих— 1 млн. т. Но   среди   беспозвоночных   есть   и   такие   животные,   которые   причиняют людям   очень   большой   вред,   нанося   ущерб   полям,   садам,   лесам,   вызывая различные болезни человека, животных и растений. Насекомые,   клещи,   круглые   черви   (нематоды),   моллюски   поедают растения,   разрушают   и   уничтожают   древесину,   ткани,   запасы   продуктов, постройки.   Среди   беспозвоночных   есть   опасные   ядовитые   животные,   с которыми нужно обращаться очень осторожно. Беспозвоночные часто хранят возбудителей   различных   тяжелых   заболеваний   и   при   укусе   человека   или животного могут заразить их. Значение позвоночных в природе и жизни человека (Земноводные, Пресмыкающиеся, Рыбы) Позвоночные   играют   большую   роль   в   природе,   так   как   они   являются важным звеном в природе. Зачастую они замыкают цепи питания: растения ­ беспозвоночные ­ позвоночные. Очень велико их значение для человека. Они дают   основную   массу   потребляемого   человеком   животного   белка, значительную часть жиров, а также различные непищевые продукты ­ кожу, перья, шерсть. Большинство   одомашненных   животных   (за   исключением   медоносной пчелы и шелкопряда), а также все разводимые человеком животные являются позвоночными.  Земноводными питаются разные животные, и сами они уничтожают многих беспозвоночных,   контролируя   численность   кровососущих   насекомых   и насекомых, вредящих культурным растениям. Лягушку­голиафа, тигровую и остромордую лягушек употребляет в пищу человек. Существуют даже фермы, где   разводят   этих   животных.   Яды   некоторых   видов   используют   для изготовления лекарств. Земноводные — классический объект лабораторных исследований   ученых,   студентов­биологов   и   медиков,   благодаря   которым совершены многочисленные открытия. Их значение настолько велико, что в мире даже соорудили лягушкам два памятника: в Токио и Париже. В водных биогеоценозах рыбы вступают в различные отношения с другими организмами. Рассматривая, например, пищевые цепи водных биогеоценозов, можно убедиться в том, что рыбы поедают большое количество животных и растительных   организмов.   Но   и   сами   они,   в   свою   очередь,   служат   пищей многим другим организмам. Очень интересны отношения, при которых разные виды животных связаны между собой с обоюдной пользой (симбиоз). Как это происходит у амфиприона (рыбы­клоуна) и актинии (вспомни мультфильм «В поисках Немо»). Значение рыб в жизни человека. Рыболовство – одна из самых древних форм хозяйственной деятельности людей. Рыба для человека – источник очень ценных пищевых веществ, главным образом   животных   белков   и   жиров,   а   эти   продукты   легче   усваиваются организмом человека, чем растительные. Рыбы   (особенно   костные)   имеют   для   человека   большое   практическое значение. Помимо пищевых продуктов, рыбы служат сырьем для получения лекарства (рыбий жир и проч.), корма для скота и птицы (кормовая мука), удобрения для полей, технического жира, клея, кожи и других материалов, используемых   в   пищевой   и   легкой   промышленности.   Есть   страны,   где благосостояние населения прямо зависит от рыболовства. Значение позвоночных в природе и жизни человека (Птицы, Млекопитающие) Значение птиц в природе и в жизни человека очень велико. Подавляющее большинство   их   питается   насекомыми.   При   большом   количестве потребляемой пищи птицы истребляют бесчисленное множество насекомых­ вредителей.   Птицы   очень   прожорливы.   Так,   синица   за   сутки   съедает насекомых столько, сколько весит сама. Самые маленькие птички — пеночки, крапивник, королек — весят по 8­10 г, а съедают за день до 17 г корма, то есть почти в 2 раза больше, чем весят сами. Немалую   пользу   приносят   хищные   птицы,   которые   кормятся ослабленными животными и являются санитарами в природе. Многие птицы, питаясь   плодами   и   семенами,   способствуют   их   распространению.   На некоторых   птиц   существует   промысловая   охота   (промышляют   главным образом куриных птиц). Своей красотой и пением птицы доставляют человеку эстетическое наслаждение. Птиц   необходимо   охранять,   привлекать   в   лесопарки,   сады,   поля   и огороды,   развешивая   искусственные   гнездовья   весной   и   подкармливая   их зимой.  Значительную   роль   в   жизни   человека   играют   сельскохозяйственные птицы. Птицеводство   —   выгодная   отрасль   животноводства,   дающая   много высококачественной   продукции.   Домашние   птицы   —   это   разнообразные породы кур, уток, гусей, индюков, а также в меньшей степени — фазанов, цесарок, голубей. Мясо домашних птиц вкусно и питательно, куримые яйца — один из незаменимых продуктов питания. Благодаря упорной селекционной работе, человеком выведены различные породы кур: яйценоские, дающие до 250 яиц в год и 1,5­2,5 кг мяса, мясные — дающие   до   3,5   кг   и   мясо­яйценоские.   В   настоящее   время   разведение домашних птиц поставлено на промышленную основу. Млекопитающие играют огромную роль в природных биоценозах. Большая подвижность   животных,   потребление   ими   разнообразной   растительной   и животной   пищи   делают   их   важнейшими   звеньями   пищевых   цепей   и   сетей питания.   Хищные   млекопитающие   сдерживают   рост   и   стабилизируют численность   своих   жертв.   Нападая   и   поедая   больных,   травмированных, слабых   особей,   хищники   оздоровляют   популяции   жертвы.   Многие   звери участвуют   в   распространении   семян   и   плодов   растений.   Велика средообразующая роль млекопитающих. Так, роющие млекопитающие рыхлят и обогащают почву кислородом и органическим веществом, делая ее более плодородной. Пищевая и строительная деятельность бобров изменяет водный режим, ландшафт мест их обитания.  Белки растаскивают опавшие желуди и лесные орехи. Землеройки, отыскивая корм в лесной подстилке, энергично в ней   роются,   перекапывая   верхние   слои   почвы.   Большую   роль   в   рыхлении лесной почвы, снабжении ее кислородом играют кроты. Кабан перепахивает участки леса: роясь в лесной подстилке и почве, эти животные втаптывают часть   желудей   и   орехов,   что   способствует   естественному   возобновлению дуба, орешника. Некоторые звери устраивают кладовые семян.  Мышевидные   грызуны   повреждают   посевы  сельскохозяйственных растений, поедая их стебли, листву, семена, плоды.   Многие из них являются переносчиками   возбудителей   опасных   для   человека   и  домашних   животных заболеваний.   Местами они мешают лесонасаждению.   Вместе   с   тем   ими питаются   пушные   хищники,   мех   которых   представляет   большую   товарную ценность.   Лесные   мышевидные   грызуны   составляют   основу   кормового благополучия для таких ценных зверей, как, например, соболь, куница, норка, колонок.   Распространенные   повсеместно   крысы,   поедая   растительную   и животную   пищу,   при   массовом   размножении   могут   нанести   значительный ущерб пищевым запасам человека. Живя в туннелях, они могут повреждать электропроводку.   Сурки,   суслики,   песчанки,   крысы   —   бациллоносители   и распространители страшного заболевания людей — чумы. Чумные палочки передаются человеку при непосредственном контакте или через питающихся на больных зверьках блох.    Некоторые   грызуны   (большая   песчанка   и   др.)   мешают пескоукрепительным   работам,   так   как   растаскивают   заделанные   в   землю семена кустарников и древесных растений. Приложение 2    Животные Условия жизни для внешних и внутренних Источник пищи Источник сырья, медикаментов Возбудители заболеваний Уничтожение вредителей Круговорот веществ (консументы, Почвообразование Опыление растений Распространение растений, грибов, Объекты исследований Эстетическое и эмоциональное значение Животные Транспортные, сторожевые,

Урок биологии в 5 классе по теме "Значение животных в природе и жизни человека".

Урок биологии в 5 классе по теме "Значение животных в природе и жизни человека".

Урок биологии в 5 классе по теме "Значение животных в природе и жизни человека".

Урок биологии в 5 классе по теме "Значение животных в природе и жизни человека".

Урок биологии в 5 классе по теме "Значение животных в природе и жизни человека".

Урок биологии в 5 классе по теме "Значение животных в природе и жизни человека".

Урок биологии в 5 классе по теме "Значение животных в природе и жизни человека".

Урок биологии в 5 классе по теме "Значение животных в природе и жизни человека".

Урок биологии в 5 классе по теме "Значение животных в природе и жизни человека".

Урок биологии в 5 классе по теме "Значение животных в природе и жизни человека".

Урок биологии в 5 классе по теме "Значение животных в природе и жизни человека".

Урок биологии в 5 классе по теме "Значение животных в природе и жизни человека".

Урок биологии в 5 классе по теме "Значение животных в природе и жизни человека".

Урок биологии в 5 классе по теме "Значение животных в природе и жизни человека".

Урок биологии в 5 классе по теме "Значение животных в природе и жизни человека".

Урок биологии в 5 классе по теме "Значение животных в природе и жизни человека".

Урок биологии в 5 классе по теме "Значение животных в природе и жизни человека".

Урок биологии в 5 классе по теме "Значение животных в природе и жизни человека".

Урок биологии в 5 классе по теме "Значение животных в природе и жизни человека".

Урок биологии в 5 классе по теме "Значение животных в природе и жизни человека".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.01.2017